рованы СМИ, что приблизит политика к народу. Даже негативные поступки, умело прокомментированные, могут сделать политика более понятным, «живым» в восприятии электората.
Требование объективности сообщения также может быть использовано, так как предполагается представление в СМИ различных взглядов, мнения ряда экспертов. Необходимо, чтобы мнение политиком было высказано, сделано заявление, дан некий комментарий, который своим содержанием или формой выражения привлечет журналистов. В результате это мнение — пусть в ряду других мнений — будет донесено до аудитории, что вновь напомнит о политике, создаст представление о значимости его мнения.
Учитывая особенности восприятия информации аудиторией и характер журналистов, политтехнологи рекомендуют при взаимодействии с журналистами устраивать фальшивые утечки информации, провоцировать информационный шум вокруг желательной темы и какофонию вокруг нежелательной, преподносить банальные сведения в ореоле сенсации, формировать группы экспертов, которые дадут необходимый комментарий или организовывать выступления, акции «случайных людей», обычных граждан, которые выразят «мнение народа» и т.д. [8, 9].
И это только некоторые приемы использования особенностей журналистики и ее «власти» в политических интересах. Повторюсь, за рамками обсуждения — прямое воздействие на журналистский корпус, организация масштабных информационных кампаний, информационных войн и т.п.
Поэтому, рискуя вступать в сферу политики, журналист должен быть хорошо подготовлен, глубоко разбираться в ходе политического процесса, чтобы не ока-
заться использованным в чужой политической игре. И хотя далеко не всегда можно предсказать, как журналистское слово отзовется, возможно выбрать ориентир в этой работе: «„задача политического журналиста — находить слабости в решениях профессиональных политиков, указывать на возможные проблемы с точки зрения общества, обывателя... Журналист выступает представителем своих слушателей, зрителей, читателей. У политиков для связи с обществом есть пресс-секретари. А у общества для общения с политиками пресс-секретарь — журналист» [11. С. 6].
Литература
1. Марков С. Медиакратия: СМИ как эффективное орудие власти в
информационном обществе // Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. М., 2004.
2. МельникГ.С. Журналистика в политических технологиях. СПб.,
2012.
3. Сидоров В.А. Политическая культура журналиста. СПб., 2010.
4. Акопов Г.Л. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций. М., 2014.
5. Четвертая власть, 1996.
6. Алтунян А.Г. Анализ политических текстов. М., 2006.
7. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. Киев, 2004. С.
161-165.
8. Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. СПб., 2005.
9. Миронов А. Раздувай и властвуй: технологии современной «мяг-
кой» пропаганды. М., 2004.
10. Алексей Венедиктов //Криницын E. Акулы интервью. М., 2010.
11. Венедиктов А. Свобода — это дистанция // Политические интервью / под ред. Л. Реснянской. М., 2004.
УДК 087.6; 82-96
М.В. Литке
Томский государственный университет
научно-популярные и научно-познавательные журналы: проблема типологической классификации
Автор исходит из терминологической проблемы: необходимость разграничения понятий «научно-популярная» и «научно-познавательная» журналистика. С решением этой проблемы связывается возможность построения такой типологической классификации журналов, традиционно относимых к «научно-популярным», которая была бы релевантной их социокультурной миссии и современному состоянию. На примере четырех журналов («Наука из первых рук», «Наука в фокусе», «National Geographic. Россия» и русская версия «Geo») обосновывается необходимость выделения новых критериев типологического анализа изданий, охватываю-
щих эпистемологическую и коммуникативную составляющие их дискурса.
Ключевые слова: научно-популярная журналистика, научно-познавательная журналистика, типология СМИ, журналы, «Наука из первых рук», «Наука в фокусе», «National Geographic. Россия», «Geo».
The author proceeds from the terminological problems: need to distinguish between the concepts of «popular science» and «science-based knowledge» journalism. With the solution of this problem is associated possibility of constructing the typology of magazines, traditionally attributed to a «popular science», which would be
relevant to its socio-cultural mission and the current state. On the example of the four magazines (Science First Hand, Science in Focus, National Geographic. Russia and Geo, Russian version) are substantiates the need for new criteria for the typological analysis of periodicals, which would cover the epistemological and communicative components of its discourse.
Keywords: popular science journalism, typology of media, magazines, Science First Hand, Science in Focus, National Geographic. Russia, Geo.
Постановка проблемы
Терминологическая проблема в современной теории журналистики, без сомнения, является одной из важнейших. Многие понятия до сих пор остаются на уровне интуитивного определения. К числу таких феноменов относится научно-популярная журналистика. В различных источниках можно встретить множество терминов: «научная», «научно-популярная», «научно-просветительская», «познавательная», «научно-познавательная» журналистика. Все эти понятия в языковом сознании ученых и журналистов-практиков используются по умолчанию, часто как синонимы, хотя каждое из них обладает особой семантикой, отличной от других. В частности, это приводит к сложностям типологической классификации популярных журналов, пишущих о науке.
Одной из первых к проблеме типологического своеобразия научно-популярного журнала обращается Э.А. лазаревич [1]. В учебном пособии под редакцией М.В. Шкондина и л.л. Реснянской помимо научно-популярных изданий выделяются также научно-публицистические и познавательные [2]. Попытка создать полную классификацию научно-популярных журналов предпринята В.А. Парафоновой. Все их многообразие подразделяется на два типа: универсальные и специализированные. Последние делятся на монотематические (посвященные отдельным областям науки — гуманитарным, естественным и техническим) и политематические (смешанные, междисциплинарные и всеохватывающие по тематике издания) [3].
Во всех случаях специалисты исходят из принципов типологического анализа прессы, обобщенных еще в 1985 году А.И. Акоповым: выделение главных типофор-мирующих признаков (издатель, целевое назначение издания и его читательская аудитория), зависимых от них вторичных (состав авторов, внутренняя структура издания, используемые жанры и оформление издания) и формальных типологических признаков (периодичность выхода, объем и тираж) [4]. Так, Э.А. лазаревич говорит о трех основных типологических особенностях научно-популярной периодики: функциях, «читательском назначении» и проблематике. В основе классификации В.А. Парафоновой лежат признаки аудитории, цели журнала и характера информации.
Однако существующие работы по типологии СМИ не могут предложить достаточных оснований для разграничения и классификации всего множества присутствующих на российском рынке периодики изданий, которые по умолчанию считаются «научно-популяр-
ными». Например, В.А. Парафонова так и не разъясняет, чем именно «универсальные» издания отличаются от «всеохватывающих, политематических», а С.П. Суворовой даже приходится указывать на некорректность широко используемого термина «научная журналистика», разделяя, в частности, научные и научно-популярные журналы [5].
Если исходить из лексической структуры термина «научно-популярный», подобные СМИ имеют своим предметом науку (научные исследования, их результаты), а их основная задача — популяризация, доходчивое объяснение сложной научной информации читателю-неспециалисту. При этом очевидно, что понятие «научно-популярной» журналистики значительно уже понятия «познавательной» или «научно-познавательной» журналистики, где объектом могут быть не только результаты научных исследований, но и реальность как таковая, взятая непосредственно (в этой связи вся журналистская практика может быть охарактеризована как «познавательная»).
С точки зрения автора статьи, «научно-познавательной» журналистикой уместно именовать такой род журналистского творчества, который, обращаясь к реальности во всем ее многообразии, исходит из принципов научного познания и опирается на результаты наук как достоверные, адекватные задачам объективного описания и объяснения мира на всех его уровнях, во всем его своеобразии связей и отношений. В коммуникативном аспекте научно-познавательные статьи должны быть доступными для самой широкой аудитории, в то же время способными увлечь.
К примеру, журнал «National Geographic. Россия» считается «научно-популярным», хотя его предмет не ограничен результатами наук, а интенция гораздо шире, чем популяризация научных результатов. С другой стороны, журнал «Наука в фокусе» уже по своему предметному полю является собственно научно-популярным изданием. Это позволяет выстраивать иерархию понятий, когда научно-популярная журналистика — подтип, раздел научно-познавательной.
Налицо потребность в выработке дополнительных классификационных оснований, исходящих из учета внутренних отличий между журналами. В первую очередь, — особенностей их дискурсов, принципов познания и коммуникативных стратегий. Для подтверждения этой мысли произведем обзор типологических признаков четырех известных журналов: «Наука из первых рук» и «Наука в фокусе», «National Geographic. Россия» и «Geo» (русская версия). Первая пара представляет собой тип собственно научно-популярного издания, вторая, хоть и может относиться исследователями к научно-популярному типу, значительно превосходит его рамки.
«наука из первых рук»
Региональный научно-популярный журнал «Наука из первых рук» выходит в издательстве ООО «ИНФОлИО» (г. Новосибирск) с 2004 года с периодичностью
шесть номеров в год. Журнал имеет русскую и англоязычную версию. Учредители журнала — Сибирское отделение Российской академии наук, Институт физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН, Институт археологии и этнографии СО РАН, Лимнологический институт СО РАН, Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Тро-фимука СО РАН.
Журнал «Наука из первых рук» занимает равноправное место в числе 24 специализированных научных журналов, издаваемых СО РАН 1, а также 11 журналов, основными соучредителями которых выступают институты СО РАН 2. Журнал индексируется в Российском индексе научного цитирования, англоязычная версия Science first hand включена в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты кандидатских и докторских диссертаций («Перечень ВАК», редакция 2010 года).
Главный редактор журнала — академик Н.Л. До-брецов (главный научный сотрудник ИГМ СО РАН, в 1997-2008 годах — председатель СО РАН, вице-президент РАН). В редакционную коллегию и редакционный совет входят сотрудники учреждений СО РАН — члены Российской академии наук, ведущие отечественные и зарубежные ученые 3. Учредители определяют концепцию журнала, стратегию его развития, тематическое наполнение выпусков.
Журнал «Наука из первых рук» — мультидисципли-нарный. Его предметную область составляют науки, как фундаментальные, так и прикладные, развиваемые в СО РАН. Редакция выделяет 13 тематических блоков, статистика публикаций в которых приводится в журнале около двух раз в год 4. Основными тематическими блоками являются «История науки», «Физико-технические и химические науки», «Науки о земле», «Науки о жизни», «Гуманитарные и общественные науки». Такая тематическая структура журнала принципиально соответствует структуре организации научных исследований в СО РАН (структуре Объединенных ученых советов) 5. Основные рубрики журнала — «Новости науки», «Гипотезы и факты», «Горизонты науки», «Человек», «Открытие Сибири», «История науки», «Энциклопедия экспедиций», «Музеи и коллекции», «Природа и человек», «Факультет», «Научная мастерская» 6.
Особое место на страницах «Науки из первых рук» занимают исследования Сибири, в чем также проявляется региональная специфика журнала: «Сибирь во многом еще terra incognita для современных исследователей, хотя история ее изучения и насчитывает несколько столетий», — рассуждает главный редактор журнала Н.Л. Добрецов [6. С. 3], поэтому одной из главных задач журнала он считает «публикации материалов, посвященных природным и культурным феноменам Сибири — самого обширного и перспективного российского региона» [7. С. 3].
В высказываниях авторов, ученых Сибирского отделения РАН, проявляются черты сибирской, региональ-
«Автометрия», «Археология, этнография и антропология Евразии», «География и природные ресурсы», «Геология и геофизика», «Гуманитарные науки в Сибири», «Дискретный анализ и исследование операций», «Евразийский энтомологический журнал», «Журнал структурной химии», «Криосфера Земли», «Наука из первых рук», «Оптика атмосферы и океана», «Прикладная механика и техническая физика», «Регион: экономика и социология», «Сибирский журнал вычислительной математики», «Сибирский журнал индустриальной математики», «Сибирский математический журнал», «Сибирский экологический журнал», «Теплофизика и аэромеханика», «Физика горения и взрыва», «Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых», «Физическая мезомеханика», «Философия науки», «Химия в интересах устойчивого развития», «Экономика и организация промышленного производства».
«Алгебра и логика», «Библиосфера», «Вестник археологии, антропологии и этнографии», «Вычислительные технологии», «Информационный вестник ВОГиС», «Математические труды», «Наука и образование», «Наука и техника в Якутии», «Сибирский филологический журнал», «Философия образования», Journal of engineering thermophysics.
Редакционная коллегия: акад. В.В. Власов (зам. главного редактора), акад. В.Ф. Шабанов (зам. главного редактора), акад. М.А. Грачев, акад. А.П. Деревянко, чл.-кор. А.В. Латышев, акад. Н.П. Похиленко, акад. М.И. Эпов, акад. И.В. Бычков, чл.-кор. В.И. Бухтияров, к.ф.-м.н. Н.Г. Никулин, Л.М. Панфилова (ответсекретарь). Редакционный совет: акад. Л.И. Афтанас, чл.-кор. Б.В. Базаров, чл.-кор. Е.Г. Бережко, акад. В.В. Болдырев, чл.-кор. А.В. Двуреченский, акад. А.Г. Дегерменджи, акад. М.И. Душкин, проф. Э. Краузе (Германия), акад. Н.А. Колчанов, акад. А.Э. Конторович, акад. М.И. Кузьмин, акад. Г.Н. Кулипанов, д.ф.-м.н. С.С. Кутателадзе, проф. Я. Липковски (Польша), акад. Н.З. Ляхов, акад. Б.Г. Михайленко, акад. В.И. Молодин, д.б.н. М.П. Мошкин, чл.-кор. С.В. Нетесов, д.х.н. А.К. Петров, проф. В. Сойфер (США), чл.-кор. А.М. Федотов, д.ф.-м.н. М.В. Фокин, д.т.н. А.М. Харитонов, акад. А.М. Шалагин, акад. В.К. Шумный, д.и.н. А.Х. Элерт. «История науки», «Физико-технические и химические науки», «Нанотехнологии», «Математика и механика», «Науки о земле», «Науки о жизни», «Гуманитарные и общественные науки», «Эволюция», «Энергетика», «Наука в картинках», «Детская страница», «Не наукой единой», «Музеи и коллекции»
В структуру СО РАН входят ОУСы по математике и информатике; по физическим наукам; по нанотехнологиям и информационным технологиям; по энергетике, машиностроению, механике и процессам управления; по химическим наукам; по биологическим наукам; по наукам о Земле; по гуманитарным наукам; по экономическим наукам.
Очередной номер журнала может выходить в формате спецвыпуска, посвященного преимущественно одной теме, как правило, конъюнктурного характера. Например, № 6 за 2007 год посвящен Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.), положившей начало изучению Сибири Академией наук, а № 4 за 2009 год — 50-летнему юбилею Новосибирского государственного университета.
ной идентичности: работать для общего блага, вести освоение Сибири, сохранять академические традиции и приносить пользу обществу вдали от центра — духовная и социальная миссия сибирского ученого. При этом осознание себя жителем и радетелем Сибири не исключает идентичности более высокого порядка — осознания себя представителем Российской академии наук и даже общемировой науки. Общность ученых Сибири инкорпорирована в глобальное научное пространство, а ассоциация своего существования с регионом, его исторической судьбой расширяется до сверхидентичности, определяет редакционную политику.
Авторы журнала — носители знания, ученые, как правило, сотрудники институтов СО РАН, выступающие напрямую, минуя посредника (профессионального автора-популяризатора). Такая коммуникативная позиция заявлена уже в названии «Наука из первых рук». Позиция автора «изнутри», а не «извне» гарантирует, что знание дойдет до адресата без искажений, которые могут встречаться в текстах журналистов. Авторы-ученые, признанные в мире специалисты в своей области (руководители институтов, научных направлений, лабораторий), популярно, на общедоступном языке стараются донести до читателей результаты своих научных достижений, а также научных достижений своих коллег.
Это отражается уже в жанровой структуре публикаций, когда большинство статей журнала занимают пограничное, промежуточное положение между собственно научно-популярными статьями и статьями научными. Даже оформляются статьи журнала «Наука из первых рук» как публикации в научной периодике (ключевые слова — начиная с 2010 года, библиография, сведения об авторах, подстрочные сноски).
Чтение журнала поэтому требует от читателя определенного базового уровня подготовки, общих представлений о современном состоянии науки и ее методологии. Целевую аудиторию журнала составляют люди грамотные, обладающие тягой к знанию, критически мыслящие. Об облике целевой аудитории свидетельствует девиз, приведенный в качестве эпиграфа к интервью с директором Лимнологического института СО РАН академиком М.А. Грачевым: «Давай наставления только тому, кто ищет знания, обнаружив свое невежество. <...> Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три» [8. С. 31].
Можно предположить, что основная доля расчетной аудитории — представители научного сообщества или люди, близкие к нему. Следовательно, в задачи издания входит не только информирование читателей о научных новостях и расширение их кругозора, но и обеспечение коммуникаций внутри научного сообщества, организация опосредованного общения ученых, представителей самых разных научных направлений. Это позволяет характеризовать дискурс журнала «Наука из первых рук» не только как «научно-популярный», но и как «научно-публицистический», воплощающий неповторимое лицо среди других популярных журналов о науке.
«наука в фокусе»
«Наука в фокусе» — научно-популярный ежемесячный журнал, который выпускается ООО «Издательство "Вокруг света"» с сентября 2011 года. Это издание является российской версией британского Focus и выходит по лицензии корпорации BBC. Главный редактор «Науки в фокусе» — Е.В. Быковский, ранее бывший главным редактором сайта и заместителем главного редактора журнала «Вокруг света».
Уже в названии журнала заложена его предметная доминанта — наука, определяющая концепцию издания в целом. «Наука в фокусе» позиционирует себя как журнал о новейших достижениях в области науки и техники, его основная задача — быть в курсе того, что происходит в авангарде науки, и знакомить читателя с тем, что актуально в мире науки сегодня.
Как и «Наука из первых рук», «Наука в фокусе» — мультидисциплинарный. На официальном сайте «Вокруг света» в разделе, посвященном данному журналу, сообщается, что спектр рассматриваемых в нем научных тем предельно широкий: «от археологии и астрофизики до геологии и генетики» [9]. При этом можно все же выделить разделы научного знания, которые фигурируют в журнале чаще всего. Приоритетными темами являются естественные и технические науки, в то время как гуманитарные и социальные науки лишь дополняют основное содержание номеров. Чаще всего в журнале появляются статьи о физике, химии, механике, биологии, палеонтологии, предметом публикаций становятся также междисциплинарные исследования.
Важным содержательным элементом статей становятся, с одной стороны, результаты труда ученых — научные прорывы, достижения, открытия. С другой стороны, — «белые пятна» в науке: для авторов журнала важна область непознанного, поэтому постоянно делается акцент на том, что ученым еще только предстоит узнать. При этом все статьи «Науки в фокусе» — проблемно-ориентированные: в центре публикации всегда находится какая-либо научная проблема. Авторская логика при этом подчинена главной задаче — рассказать о том, как ученые решали (или еще только будут решать) вставшие перед ними трудности.
Чаще на станицах журнала можно увидеть имена зарубежных ученых: в большинстве своем научные исследования, о которых рассказывается в «Науке в фокусе», проводятся в научных учреждениях стран Европы или США. Это обусловлено тем, что журнал существует в коммуникативной среде западной научной общественности, которая представляет собой открытое информационное пространство, куда еще не в полной мере вошли Россия, Китай, страны Латинской Америки и т.д. У учредителей издания нет задачи представлять лишь европейскую и американскую науку. С разной периодичностью в журнале упоминаются и результаты работы исследователей из Азии, Африки, Австралии и т.д.
В основном статьи журнала — переводные, написанные иностранными авторами (европейскими и
американскими). Но публикуются и материалы российских авторов (около 5-10 процентов от общей площади номера). Авторы журнала — специалисты, носители знания: либо ученые, либо научные журналисты, специализирующиеся на той или иной тематике. Краткая информация об авторах публикуется всегда в конце статьи.
Стилевые и содержательные особенности публикаций полностью отвечают специфике научно-популярного дискурса. «Наука в фокусе» популярно, т.е. занимательно, интересно, на общедоступном языке, но при этом без излишнего упрощения, рассказывает о науке. Авторы стараются преподнести конкретное научное исследование или научную проблему в широком историческом и социальном контексте, ознакомить читателя с работой предшественников героев публикации, рассказать о параллельных работах по той же научной проблеме. Сложная для восприятия информация поясняется в отдельных текстографических блоках или в виде схем, таблиц, инфографики.
Концепции журнала отвечают используемые его авторами жанры. В основном это научно-популярные статьи, хотя присутствуют также интервью, информационные заметки, рецензии, экспертные комментарии. В начале номера публикуется колонка главного редактора, где он знакомит читателей с тематикой выпуска и рекомендует самые интересные, по его мнению, статьи. Структура номеров сохраняется от выпуска к выпуску без изменений. Открывает номер раздел «Открытия» (ранее назывался «Поиски»), который составляют информационные заметки о новейших результатах различных научных исследований. Центральное место выпуска занимают семь-девять научно-популярных статей. Отдельный раздел журнала — ответы экспертов на вопросы читателей. В каждом номере присутствуют мнения специалистов о различных технических новинках, уже появившихся на рынке или находящихся только на стадии концептов. На последних полосах публикуется информация о различных грантах и стипендиях для молодых ученых, выставках, научных конференциях и фестивалях, а также рецензии на несколько научно-популярных книг, недавно вышедших в свет.
Несмотря на то, что издание позиционирует себя как массовый журнал, журнал для каждого, чтение его требует определенного базового уровня образованности. Поэтому можно утверждать, что читатель «Науки в фокусе» — человек, имеющий образование не ниже среднего, при этом живо интересующийся устройством мироздания и желающий быть в курсе последних новостей из мира науки. Читатель журнала должен при этом обладать известной долей скепсиса, что заставляет его выбирать довольно авторитетное издание, а не черпать информацию из более доступных «желтых» изданий и телепрограмм, эксплуатирующих дискурс сенсации. При этом, в отличие от «На-
уки из первых рук», журнал «Наука в фокусе» ориентирован все же не только на представителей научного сообщества, а на широкую, массовую аудиторию.
«National Geographic. россия»
«National Geographic. Россия» — российская версия американского ежемесячного научно-познавательного журнала National Geographic Magazine, официального органа Национального географического общества (США). В России выпуск «National Geographic» начался с 2003 года. Главным редактором с 2010 года является А.В. Грек, который в свое время возглавлял журнал «Популярная механика».
Концепция российской версии «National Geographic» (как и других национальных версий этого издания) полностью отвечает глобальной миссии Национального географического общества, так как журнал является, по сути, одним из средств реализации этой миссии. «Вдохновлять людей заботиться о планете», — так формулируется предназначение общества на его официальном сайте 7. То есть экологическая составляющая (забота о планете) является ведущей в деятельности «National Geographic». Своей цели члены Общества добиваются, с одной стороны, с помощью различных просветительских проектов (одним из которых является и журнал «National Geographic»), рассказывая обществу о необходимости сохранения и бережного использования природных ресурсов и важности гармоничного сосуществования природы и человека. С другой стороны, Национальное географическое общество финансирует множество различных научно-исследовательских проектов и программ, призванных изучать и сохранять мир вокруг нас, а также историю и культуру человеческой цивилизации.
Поэтому концепция «National Geographic» гораздо сложнее научно-популярного издания. Журнал должен с помощью текстов и иллюстративного материала показать красоту нашей планеты, разнообразие форм жизни, их хрупкость и важность для всей Земли, заставить человечество почувствовать себя неотъемлемой частью этого мира, где исчезновение одного звена влечет за собой крушение всей системы. Журнал несет ценность толерантного отношения к другим, непохожим на тебя существам, этносам, культурам. Миссия Национального географического общества и «National Geographic» является лейтмотивом всего издания, легко читается и прослеживается в каждой его публикации.
Можно утверждать, что предмет «National Geographic» — весь окружающий мир во всем его разнообразии. Статьи о научных исследованиях — очень важная, но лишь одна из составляющих содержания журнала в целом. Во-первых, в журнале рассказывается об исследованиях, направленных на изучение природы, которые служат сохранению природных ландшафтов, биоразнообразия, экосистем, защите природ-
Официальный сайт National Geographic Society: http://press.nationalgeographic.com/about-national-geographic/
ных ресурсов от нецелесообразного и чрезмерного эксплуатирования человеком. Во-вторых, научно-популярные материалы «National Geographic» посвящены работе ученых, занимающихся изучением истории и особенностей человеческой цивилизации — археологов, антропологов, историков, культурологов.
Другая важная предметная составляющая журнала — материалы, лежащие за пределом научного дискурса, репортажи, заметки и путевые очерки, в основе которых лежит некая публицистическая интенция (стремление убедить, исправить, акцентировать, не дать забыть, побудить и т.д.), отвечающая просветительской миссии издания. Чаще всего подобные публикации посвящены сложным проблемам, вопросам, стоящим сегодня перед человечеством (глобальное изменение климата, перенаселение планеты, социальные проблемы, конфликты и войны, уничтожение биоразнообразия, жестокое обращение с животными и т.д.), а также возможным путям выхода из сложившейся ситуации.
Статьи предназначены для самой широкой аудитории, не ограниченной ни полом, ни возрастом, ни уровнем образования. Поэтому написаны они на предельно доступном языке, все термины объясняются с помощью инфографики, образных, понятных сравнений. Даже научно-популярные материалы на сложные темы густо разбавляются занимательной для неспециалиста информацией — житейскими историями, фактами из биографий героев или экспертов, различными описаниями и т.д. То есть потенциальная аудитория «National Geographic» — безгранична. Читатель этого журнала должен лишь иметь желание познавать мир вокруг себя.
Как и в «Науке в фокусе», в «National Geographic. Россия» присутствуют статьи как иностранных, так и отечественных авторов. Соотношение таких материалов в каждом номере различное. Авторы журнала — известные, признанные в своей профессиональной среде журналисты и писатели. Один из постоянных авторов российской версии — главный редактор А.В. грек, кроме того, каждый номер открывает его колонка, где поднимаются важные проблемы и задается тон всему выпуску.
Жанровая структура «National Geographic» гораздо богаче научно-популярных изданий, хотя научно-популярные статьи — неотъемлемая часть каждого номера. Основу журнала составляют также путевые очерки и заметки с элементами репортажа, репортажи, реже в выпусках появляются интервью. Примерно половину всех номеров занимает рубрика «Факты», где публикуются информационные заметки о научных изысканиях или просто об интересных фактах из жизни. Постоянная рубрика «National Geographic» — «Исследователи», где сообщается о результатах научных проектов, получивших грант Национального географического общества. Большую роль в структуре «National Geographic» играет иллюстративный материал и фотографии, в частности, в журнале есть постоянные рубрики «Фото читателя» и «Фото Мастер». В журнале размещаются
лишь безупречные по исполнению, ранее нигде не публиковавшиеся снимки.
гуманистическая направленность журнала, явная публицистичность его материалов подчеркивает принадлежность «National Geographic» к научно-просветительскому типу изданий (отличающемуся ярко выраженной идеологической интенцией), который является частью научно-познавательного дискурса.
«Geo». русская версия
Ежемесячный научно-познавательный журнал «Geo» — российская версия транснационального издания с этим же названием. В германии издается с 1976 года гамбургским издательским домом Gruner + Jahr, с 1998 года «Geo» начал выпускаться и в России по лицензии GEO International GmbH компанией Axel Springer Russia. Главным редактором журнала с 2008 г. является В.А. Есипов.
«Geo» представляется в сознании российской читательской аудитории географическим журналом. При этом его предметная составляющая гораздо шире. Как и в случае с «National Geographic. Россия», содержание журнала — вся окружающая действительность во всем ее многообразии. При этом большую часть выпусков все же занимают рассказы о различных уголках планеты: населенных пунктах или целых регионах. В центре внимания авторов часто — не природные или рукотворные достопримечательности, а особенности быта местных жителей, их обычаи, повседневные заботы, истории их жизни и жизни их предков, различные социальные явления и знаменательные события. Бытовые проблемы маленького человека оказываются вписанными в мировой контекст, исторический и экономический, который показывает их истоки. В центре большинства материалов «Geo» находится именно Человек, поэтому можно говорить об антропоцентричности картины мира, создаваемой в журнале. Авторы всегда пребывают в поисках героя, материалы наполнены портретами уникальных и типичных для своего времени и места персонажей, создающих неповторимый образ описываемого ландшафта.
Другая важная содержательная часть журнала — статьи о результатах научных исследований и о живой природе (экосистемах, отдельных видах, биогеоценозах).
Концепцию издания определяет девиз «Geo» — «Непознанный мир: Земля». Познание окружающего мира становится фундаментом творческих стратегий авторов. Причем часто чувственное познание здесь играет главную роль: авторы текстов много информации черпают из собственных наблюдений, им важно создать на страницах журнала яркие образы описываемых предметов, объектов, животных (при помощи описаний), — читатель может увидеть всю палитру цветов, ощутить вкус, запах или почувствовать боль и страдания героев публикаций.
Интенция издания влияет и на ракурс подачи материала. В каждом явлении, объекте окружающей дей-
ствительности, в каждой истории авторы стараются найти что-то новое, непознанное, неизученное, про которое невозможно прочитать в обычных путеводителях и справочниках. Для издания очень важно рассказывать о таких местах на планете, куда еще не заглядывали журналисты.
Используемые в журнале жанровые формы обусловлены концепцией издания (познание окружающего мира). Самые популярные жанры «Geo» — репортаж и статья, кроме того, в каждом номере присутствует экспертный комментарий, посвященный проблеме, поставленной в одной из публикаций номера.
Целевая аудитория журнала, так же как и «National Geographic. Россия», принципиально не ограничена. «Geo» подходит для читателей с разным уровнем образования. При этом на официальном сайте издательского дома Axel Springer отмечается, что основную аудиторию этого журнала составляют «самостоятельные, независимые, любознательные люди, которых отличает широкий кругозор, высокая социальная активность, высокий социальный статус и профессиональная успешность» [10].
Журнал отличает жесткая, повторяющаяся из номера в номер структура. Открывает выпуск колонка главного редактора, где затрагивается важная социальная тема, отраженная в одном из материалов номера. Первая рубрика — «Geo Сфера», в которой публикуются новости из мира науки или просто занимательные факты. Основу выпуска составляют объемные научно-познавательные материалы — рубрики «Geo Наука» (научно-популярные статьи о научных исследованиях), «Geo Природа» (материалы о различных экосистемах, биогеоценозах, отдельных видах), «Путешествия», «Тема номера» (ряд путевых очерков, статей, посвященных какому-либо региону, городу, стране), «Жизнь» (особенности жизни людей какого-либо региона, страны, этноса), «История» (статьи, рассказывающие об известном историческом лице, событии, явлении и т.д.).
Авторский состав журнала сходен с «National Geographic. Россия», так как «Geo» является российской версией международного издания. В номерах присутствуют материалы, написанные как зарубежными, так и российскими авторами. И пропорция эта меняется от выпуска к выпуску.
выводы
Журналы «Наука в фокусе» и «Наука из первых рук» — политематические научно-популярные издания. В них дается широкий срез современного состояния мировой науки («Наука в фокусе») и науки в Сибирском отделении РАН («Наука из первых рук»). Однако если «Наука из первых рук», рассказывая о работе сибирских ученых, обращается преимущественно к коллегам, то расчетная аудитория «Науки в фокусе» — широкая общественность, а цель журнала намного шире — пропаганда науки как таковой, воспроизводство ее кадрового потенциала за счет молодежной аудитории. Поэтому о «Науке из первых рук» можно
говорить как о корпоративном журнале, а о «Науке в фокусе» — как о качественно-массовом научно-популярном журнале.
«National Geographic. Россия» и «Geo» — универсальные по предмету и энциклопедические по подходу издания. Принцип универсализма проявляется в политематической структуре содержания, охватывающего мир в целом. Энциклопедический принцип прослеживается в стремлении редакции к систематическому изложению материала, как на уровне рубрикатора, так и на уровне отдельных публикаций. Сочетая эти принципы, журналы формируют в сознании читателя целостную картину мира, основанную на современном научном знании. При этом если «Geo» нацелен на познание ради познания, то в «National Geographic» доминирует идеологическая интенция — формирование экологического сознания. Это позволяет определять «Geo» как универсальный энциклопедический научно-познавательный журнал, а «National Geographic. Россия» — как универсальный энциклопедический научно-просветительский журнал.
Как показывает анализ, если учитывать при характеристике типа издания, пишущего о науке, не только типоформирующие и типологические признаки, на которых обычно основываются исследователи, но и внутреннее своеобразие журналов, познавательные и коммуникативные стратегии авторов и редакций, оказывается возможным построение принципиально новой классификации, релевантной социокультурной миссии и современному состоянию столь сложного феномена.
Литература
1. Лазаревич Э.А. Научно-популярный журнал как тип издания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11: Журналистика. 1979. № 1. С. 11-20.
2. Типология периодической печати : учеб. пособие для вузов / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М., 2007. 236 с.
3. Парафонова В.А. Некоторые тенденции в развитии современных научно-популярных журналов: уточнение типологической картины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. № 6. С. 156-167.
4. АкоповА.И. Методика типологического исследования периодических изданий: (На примере специальных журналов). Иркутск, 1985. 95 с.
5. Суворова С.П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функции, задач // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. № 6. С. 14-23.
6. Добрецов Н.Л. [Колонка редактора] // Наука из первых рук. 2009. № 6. С. 3.
7. Добрецов Н.Л. [Колонка редактора] // Наука из первых рук. 2009. № 5.С. 3.
8. Грачев М.А. Путь на Восток // Наука из первых рук. 2009. № 2. С. 30-41.
9. «Наука в фокусе»: журнал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/nauka.
10. Издательский дом «Axel Springer»: журнал «вео». URL: http:// www.axelspringer.ru/editions/geo.