Научная статья на тему 'Детская общественная организация, как ресурс развития практики патриотического воспитания детей и подростков'

Детская общественная организация, как ресурс развития практики патриотического воспитания детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина Г. В.

В условиях становления гражданского общества значительно возрастает социальная значимость деятельности детских общественных организаций. Современный подход к осмыслению сущности патриотического воспитания обусловлен социально-политическими и экономическими преобразованиями в России. Анализ педагогической теории и практики показал, что в зависимости от конкретных аналитических задач патриотическое воспитание рассматривается как социальное явление, как система, как целенаправленный процесс и как деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афонина Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детская общественная организация, как ресурс развития практики патриотического воспитания детей и подростков»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 37.06

Г.В.Афонина

Магистрантка ТГПУ г. Томск, 2 курс г. Томск, Российская Федерация

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В условиях становления гражданского общества значительно возрастает социальная значимость деятельности детских общественных организаций. Современный подход к осмыслению сущности патриотического воспитания обусловлен социально-политическими и экономическими преобразованиями в России. Анализ педагогической теории и практики показал, что в зависимости от конкретных аналитических задач патриотическое воспитание рассматривается как социальное явление, как система, как целенаправленный процесс и как деятельность.

Ключевые слова

Патриотизм, детская общественная организация, дети и подростки, Родина, Отечество.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в детской общественной организации является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Понятие патриотизма включает в себя:

• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

• уважительное отношение к языку своего народа;

• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

• заботу об интересах Родины;

• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

• осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

• гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

• гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Настоящий патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Детская общественная организация, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

гражданина и патриота.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более -патриотического - лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в детских общественных организациях, так как они не ограничены стандартами, ориентированы на личностные интересы, потребности и способности ребенка. Детские организации обеспечивают возможность самоопределения и самореализации, способствуют созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Патриотическое воспитание - это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, включающая в себя: организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций; комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела; необходимых физических качеств обучающихся; педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями; управляемую деятельность обучающихся по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов. Задачи детской общественной организации по патриотическому воспитанию обучающихся: разработка и внедрение эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность; развитие гражданского и национального самосознания школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; формирование патриотического мировоззрения, направленного на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою родину; создание педагогических ситуаций, направленных на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь детей и подростков примерами отечественной истории, напомнить им, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать подростков патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу - защите Отечества.

Слова известного философа Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни после того, как ее показали ему». Достичь такого уровня - задача трудная для одного человека, но посильная для группы заинтересованных в своей работе людей, особенно учителей,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

работающих с детьми и подростками, ведь характерной особенностью этого возраста является то, что ребенок стремится всеми, доступными ему способами, проявить свою самостоятельность и «взрослость». Часто это переходит в весьма неблагоприятную плоскость. Поэтому на этом этапе развития личности ребёнка, когда им накоплен уже весьма большой социальный и культурный опыт, основной целью деятельности Детской Общественной Организации, является необходимость дать детям и подросткам максимально широкое поле деятельности для реализации их идей, замыслов, устремлений и творческих инициатив. Это наилучшее время для формирования его устойчивых взглядов на жизнь, правовое общество, лучшее время для формирования самостоятельного, целостного, полноценного члена общества, гражданина своей страны.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи. Список использованной литературы:

1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова, М. Давыдова. М.: Айрис-пресс, [2002. -224 с.]

2. Аксенова Г. И. Субъект и образование (методология и история проблемы) / Г. И. Аксенова И.И. Купцов А. Н. Аксенов. Рязань: РИНФО. [2000.-97 с.]

3. Аксельрод В. И. Зачем нужна детская организация? / В. И. Аксельрод // Образование в современной школе.[ 2002. — № 10. - С. 26—30.]

© Афонина Г.В., 2016г.

УДК 378

В.В. Баннов

Старший преподаватель, ОАБИИ г. Омск, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ САМОКОНТРОЛЯ В ЛОГИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Аннотация

Рассмотрены вопросы влияния применения специализированных информационных технологий самоконтроля в процессе формирования профессиональных навыков курсантов военных вузов.

Ключевые слова

Образовательный процесс, самоконтроль, информационные технологии, профессиональная подготовка, компетенции.

Профессиональные компетенции военного специалиста, как правило, формируются довольно длительное время, в нескольких дисциплинах и практиках, а кроме того, и вне образовательного процесса -в практической повседневной военно-профессиональной деятельности и в системе воспитательной работы. Сложность профессиональных компетенций делает невозможность самоконтроля ее формирования в рамках одной учебной дисциплины. Помимо этого, логика образовательного процесса предусматривает наличие и постоянное усложнение профессиональной роли, к выполнению которой готов субъект военно-профессиональной деятельности, а, следовательно, - постоянное усложнение одних и тех же компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.