Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
350
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная реакция / агрессия / дети / emotional reaction / aggression / children

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочеткова Наталья Федоровна

Агрессия это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт состояние напряженности, страха, подавленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD AGGRESSION: CAUSES, CONSEQUENCES AND WAYS TO OVERCOME

Aggression is a motivated behavior that is contrary to the norms and rules of the existence of people in society, harming the objects of attack, causing physical and moral damage to people or causing them psychological discomfort, a state of tension, fear, depression.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

39

П С И Х О Л О ГИ Я

И ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

© Кочеткова Наталья Федоровна1

1 педагог-психолог МБДОУ «Детский сад» №212 «Городок»

Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт состояние напряженности, страха, подавленности.

Ключевые слова:

реакция, агрессия, дети

эмоциональная

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно понять, что он чувствует и задать вопрос: почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить.

Среди причин агрессии можно выделить страх и тревогу в ответ на ощущение опасности; отстаивание своих прав; возможность удовлетворить какое-то желание; запреты взрослых и другое.

Применение в воспитании физического наказания или оскорбления ребенка - иногда становится самым простым выходом для родителей. Всегда проще навесить ярлык на ребенка: «неуправляемый» или

«непослушный», но сложнее решить для себя педагогический кейс и поступить неординарно.

Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза: «Мне не нравится твое поведение»; «Давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит»?

Психологи пытаются найти истоки агрессивного поведения в воспитании первых лет жизни. Обязательное поощрение хороших поступков - это отличный способ нивелировать излишнюю агрессию ребенка.

Домашнее окружение (родители, бабушка, дед), - эталон по которому младшее поколение строит поведение. Дети от родителей перенимают пример гневного поведения. Чувственные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии.

Когда же проявляется детская агрессия? Можно отметить следующие раздражители:

- злые шутки в адрес ребенка;

- недоверие родителей;

- ревность по отношению

к одному из членов семьи;

- чувство незаслуженного стыда;

- кризисные периоды в развитии. Детская агрессия выражается, прежде

всего, в следующих факторах.

Надо понимать, что агрессия - это эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, ведь она дает ощущение силы.

Другое дело, когда агрессивность несет разрушительное действие. Например:

- обвиняет в своих ошибках других;

- отказывается выполнять правила;

- идет на открытый конфликт с детьми;

- ищет повод для ссор и мелких стычек;

- теряет над собой контроль (плачет, проявляет враждебность).

Существуют разные виды агрессии. Она зависит от темперамента ребенка.

Дети - сангвиники учатся договариваться. Флегматики, наоборот, обижаются. Холерики часто проявляют гнев. Виды агрессии бывают следующие: Физическая проявляется через драку, нанесение ударов. Вербальная только через крики, ссоры и ругань.

Косвенная - злобные шутки, взрывы ярости и топанье ногами.

Причины агрессии могут быть следующими:

- малыш находится в замкнутом кругу;

- он испытывает недостаток любви и понимания со стороны взрослых;

- кризис 3 лет и 7 лет.

Необходимо понять, что ребенку нужна атмосфера теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Его меньше будут посещать негативные эмоции. Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявлять

40

агрессию. Семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честности и правдивости, скромности. Положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения: доброжелательного отношения к окружающим, добросовестно трудятся. Ограничение же детей рамками семейной жизни сказывается на их общем развитии, не формирует личность ребенка.

Как бороться с поведением ребенка?

агрессивным

В отношении физической агрессии это сделать проще, ребенка следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку. Спросить: (Ты стремишься меня обидеть?). «Я не заслужила, чтобы ты со мной так разговаривал».

Пример конструктивного поведения -это умение слушать и понимать, признавать детские чувства. Такая позиция может выражаться в тезисе: «Я понимаю, как тебе обидно».

Нужно понимать, что родители сами запускают те негативные программы, от которых наносится комплексный ущерб. Например, для ребенка недопустимы физические наказания, ведь они унижают и наносят порой неизгладимые психические и телесные травмы. Для некоторых детей даже шлепок может оказаться поводом для невыносимо тяжелых переживаний. Физические наказания вызывают состояние угнетенности и заставляют думать не о своем поведении, а о том, кто причинил боль. Помните, что дети, подвергающиеся физическим наказаниям, растут в страхе и тревоге. Они становятся забитыми или озлобленными и агрессивными. Беря пример с родителей, они используют физическое насилие в достижении своих целей и так же воспитывают своих детей. Такие установки даем мы сами своим детям, а потом удивляемся почему они так поступают. Значит, нужно стереть разрушающие установки и запустить противодействующие программы или создать колебания противоположной фазы, чтобы обнулить нашу систему и продолжать жить без

помех в прямом и переносном смысле, всегда умейте прощать, договариваться и сделать паузу перед тем как сорваться на ребенка.

Какой становится ребенок?

Ему кажется, что весь мир хочет обидеть именно его и не имеет представления, как другим способом защитить себя. Нападает на детей, бьет, все отбирает и ломает игрушки.

Старайтесь обговаривать с ребенком правила поведения, когда куда-то идете.

Поощряйте за выполнение правил и используйте санкции за их игнорирование. Но эта система не должна использоваться очень часто, а то впоследствии ребенок, начинает делать только то, за что получает награду.

Есть еще пассивная форма агрессии.

Это скрытая форма агрессии цель-вывести из себя, расстроить родителей или других людей. Поэтому надо обязательно продумывать поощрения и наказания. Наказание должно следовать непосредственно за поступком.

Наказание будет иметь эффект если сам ребенок понимает, что заслужил его. За один проступок не наказывайте дважды. Терпение и внимание поможет наладить взаимоотношения. Дайте ребенку «насытиться» вашим вниманием, чтобы он сам захотел заняться чем-то самостоятельно, оставив вам время на разговор и размышление. Если ребенок попадает в конфликтные ситуации, то нужно помочь ему разобраться.

Приведем в пример игры для снятия агрессивного состояния.

Игра «Я вижу» на установление доверительных отношений между взрослым и ребенком. По очереди с ребенком называете предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу» ... Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

Игра «Битва с мячами» предполагает бросание маленьких мячиков в ванну, тем самым выбрасывать накопившуюся не расходованную энергию. В ребенке идет установление баланса, состояние

переключения.

Игра «Рубка дров» помогает прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры. Объясните ребенку, как рубят дрова. Как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Скажите, что будем рубить

41

дрова. Вместе выпускайте пар и расслабляйтесь. Закройте на мгновение глаза, с силой сожмите кулаки, досчитайте до трех и расслабьте мускулы. Повторите так несколько раз.

Можно рвать лист бумаги, который всегда есть в кармане. Громко покричать в мешочек крика. Бить боксерскую грушу.

К другим творческим играм можно отнести и рисование агрессии. Затем анализировать с ребенком, что получилось. Можно вместе добавить детали, сделать рисунок веселым. (Дорисовать добрых человечков, радугу, салют, можно порвать рисунок). Данный прием учит, как управлять своими чувствами.

Резюмируя, можно отметить, что для детей всегда нужна забота и взаимная поддержка. Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, то дети лучше умеют регулировать свои эмоции. Они чувствуют себя защищенными и радостными. Родители, любите своих детей безусловной любовью и больше доверяйте им ведь дети наше будущее.

Список источников и литературы:

1. Ярославцева, Елена Юрьевна. Кризисы детского возраста. Воспитываем самостоятельность [Текст] / Е. Ю. Ярославцева. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 141 с.

2. Немов Р.С. Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3. Хухлаева О. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. Издательство «Теревинф». Жанр: Сказка. 2016.

CHILD AGGRESSION: CAUSES, CONSEQUENCES AND WAYS TO OVERCOME

© Kochetkova Natalya Fedorovna

teacher-psychologist MBDOU "Kindergarten" No. 212 "Town "

Aggression is a motivated behavior that is contrary to the norms and rules of the existence of people in society, harming the objects of attack, causing physical and moral damage to people or causing them psychological discomfort, a state of tension, fear, depression.

Keywords: emotional reaction, aggression, children

Рукопись поступила: 1 января 2022 г. Submitted: 1 January 2022

В ИНСТИТУТЕ СЕВЕРА И АРКТИКИ СФУ БЫЛА ПРОЧИТАНА ЛЕКЦИЯ «ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ» ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ АБИТУРИЕНТОВ СФУ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

История развития общественной дипломатии в Красноярском крае на примере проектов Сибирского федерального университета с 2010 года по настоящее время. Роль и место публичной дипломатии в сохранении и выстраивании культурных и научных связей между странами Центрально -азиатского региона и Евразийского союза. Красноярский край как центр притяжения международных проектов, особенности международной привлекательности региона.

О научно-педагогической ценности молодежных международных проектов СФУ, их роли в сохранении исторической памяти, культурного наследия и гармонизации межнациональных отношений. Лекция прочитана в рамках проекта О проекте «Российское пространство: наука и образование» — открытый образовательный ресурс, направленный на расширение межкультурного и научного диалога, предоставление доступа к разнообразным обучающим онлайн- и оффлайн-курсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.