Научная статья на тему 'Предупреждение агрессивности подростков из неблагополучных и не полных семей'

Предупреждение агрессивности подростков из неблагополучных и не полных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
879
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ / СЕМЕЙНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В СЕМЬЯХ / FAMILY EDUCATION / ASSESSMENT OF THE CHILD'S PERSONALITY / DYSFUNCTIONAL FAMILY / SOCIAL AND PERSONAL APPROACH OF TEACHERS / THE EFFECTIVENESS OF THE PREVENTION OF CHILD AGGRESSION / FAMILY AND SOCIAL ASPECTS / PEDAGOGICAL INTERACTION / SOCIAL SUPPORT OF THE FAMILY / CHILD AGGRESSION / THE MANIFESTATION OF AGGRESSION IN FAMILIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ласкин А.А.

В статье рассматриваются педагогические, социальные, психологические и практические формы взаимодействия в семейном воспитании детей и подростков. Профилактика и преодоление детской агрессии в окружающем социуме (семья, улица, школа). Предупреждение инертности в воспитании детей из полных и не полных семей. Рассматриваются эффективность и отличия в организации и проведении воспитательного взаимодействия учителей и родителей, их взаимодействие и психологическая поддержка на влияние по предупреждению детской агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of aggressiveness of adolescents from dysfunctional and incomplete families

The article discusses pedagogical, social, psychological and practical forms of interaction in the family education of children and adolescents. Prevention and overcoming of child aggression in the surrounding society (family, street, school). Prevention of inertia in the upbringing of children from complete and incomplete families. The article discusses the effectiveness and differences in the organization and conduct of educational interaction between teachers and parents, their interaction and psychological support for influence on the prevention of child aggression.

Текст научной работы на тему «Предупреждение агрессивности подростков из неблагополучных и не полных семей»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 1, 2020: 22-38

Предупреждение агрессивности подростков из неблагополучных и не полных семей

А.А. Ласкин

Международная академия образования

121433, г. Москва, ул. Большая Филёвская, 28, корп. 2

International Academy of Education

Bolshaya Filevskaya, str., 28, building 2, Moscow 121433 Russia e-mail: al.laskin @yandex.ru

Ключевые слова: семейное воспитание, оценка личности ребенка, неблагополучная семья, социальный и личностный подход педагогов, эффективность предупреждения детской агрессии, семейный и социальный аспект, педагогическое взаимодействие, социальная поддержка семьи, детская агрессивность, проявление агрессии в семьях.

Key words: family education, assessment of the child's personality, dysfunctional family, social and personal approach of teachers, the effectiveness of the prevention of child aggression, the family and social aspects, pedagogical interaction, social support of the family, child aggression, the manifestation of aggression in families. Резюме: В статье рассматриваются педагогические, социальные, психологические и практические формы взаимодействия в семейном воспитании детей и подростков. Профилактика и преодоление детской агрессии в окружающем социуме (семья, улица, школа). Предупреждение инертности в воспитании детей из полных и не полных семей. Рассматриваются эффективность и отличия в организации и проведении воспитательного взаимодействия учителей и родителей, их взаимодействие и психологическая поддержка на влияние по предупреждению детской агрессии. Abstract: The article discusses pedagogical, social, psychological and practical forms of interaction in the family education of children and adolescents. Prevention and overcoming of child aggression in the surrounding society (family, street, school). Prevention of inertia in the upbringing of children from complete and incomplete families. The article discusses the effectiveness and differences in the organization and conduct of educational interaction between teachers and parents, their interaction and psychological support for influence on the prevention of child aggression.

[Laskin A.A. Prevention of aggressiveness of adolescents from dysfunctional and incomplete families]

Человек является социальным существом, и большая часть его жизни проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос о положительном или отрицательном поведении своих членов (Лазарев, 2013). Анализируя ситуацию в России и мире, виден общий рост

агрессивных проявлений, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальных групп. Этим обусловлены внимание и интерес психологов и педагогов к проблеме агрессивности у подростков в последние десятилетия, а актуальность изучения агрессивности у детей продолжает возрастать.

Особенности агрессивного поведения таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности подростка, они способствуют усугублению морального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессии у детей является настораживающим фактором, так как негативно влияет на взаимоотношения с родителями и сверстниками, индивидуальное развитие, учебу и культурное развитие.

Существует мнение, согласно которому одной из причин агрессивного поведения подростков являются недостатки воспитания в семье.

Специальные исследования педагогов и психологов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью для полноценного формирования личности подростка (Лазарев, Ласкин, 2016).

Родительская семья как первичная ячейка общества, в первую очередь, влияет на ребенка, на его восприятие окружающего мира. Поэтому можно предположить существенное влияние семьи, а именно особенностей отношений в ней, характера воспитательного воздействия на развитие личности ребенка, особенности его поведения. Деструктивные установки, мотивы обуславливают стили родительского отношения, которые могут оказать негативное влияние на развитие личности .

Наибольшее число рисков и нарушений процесса социализации происходит у детей из неблагополучных (дезадаптированных, дисфункциональных) семей, в том числе неполных, где дети лишены одного из родителей или обделены заботой и вниманием со стороны родителей.

Определяя, какие типы семейного воспитания вызывают те или иные агрессивные тенденции у подростков, можно

предотвратить различные конфликтные ситуации в родительско-детских отношениях и скорректировать их поведение с обеих сторон. Целью становится, влияние семейного воспитания на уровень проявления подростковой агрессивности в зависимости от состава семьи и методов семейного воспитания.

Уровень агрессивного поведения ребенка старшего дошкольного возраста зависит от состава семьи, в которой он воспитывается. Мы предполагаем, что: 1) агрессивность выше у дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях; 2) отвержение ребенка, стремление избегать взаимодействия с ребенком, гипероопека, жестокость, обуславливают более высокую тревожность и агрессивность у подростков.

Проблема агрессии и агрессивности у подростков - одна из важнейших в педагогической и психологической науке. В современных исследованиях вводится различие понятий «агрессия» и «агрессивность».

В Словаре русского языка Ожегова С. И. понятие «агрессия» определяется как «вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти», а понятие «агрессивность» рассматривалось лишь как производное существительное от прилагательного «агрессивный» (т.е. «наступательно-захватнический»).

В «Психологическом словаре» агрессия подростков определяется, как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения... приносящее физический ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт...» (Мещеряков, Зинченко, 2003: 19). Понятие «агрессивность» в данном источнике не рассматривается вовсе.

Р. Бэрона и Д. Ричардсон (1998) понятие определяют агрессию как «любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», а агрессивность рассматривается как синоним агрессии.

К примеру, Э. Фромм (2012: 246) приводит подробный этимологический разбор значения слова «агрессия», обозначая им «все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) ущерб другому человеку, животному или неживому объекту», а агрессивность рассматривается лишь как проявление агрессии. Агрессия определяется как форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда живому существу, не желавшему подобного обращения, а агрессивность - как склонность личности действовать враждебно и агрессивно. «Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии... агрессия есть определенное действие, причиняющее ущерб другому объекту» (Реан, 1996: 4).

Особое внимание к агрессии подростков вызвано ее социальной значимостью. Сегодня существуют теории, которые по-разному рассматривают проблему агрессии у подростков и агрессивности взрослого человека.

В теории побуждения предполагается, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации - агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает, какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания подростка. Однако, побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, но при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, где агрессивные действия будут безнаказанны. Это общее положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена.

Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою

очередь, степень эмоционального возбуждения подростка или негативной аффектации, переживаемой им, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.

Прежде всего, агрессию рассматривают как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе научения. В соответствии с теориями социальной адаптации, понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания:

1) на пути усвоения агрессивной модели поведения у подростков;

2) на факторы, которые спроецировали ее проявление;

3) на условия, которые способствовали закреплению агрессивного поведения подростков.

Агрессивные реакции подростков усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Согласно взгляду на агрессию, как на инстинкт или побуждение, индивидуумов постоянно заставляют совершать насилие либо внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы (например, фрустрация). Теории же социального взаимодействия утверждают, что агрессия проявляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличие от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, но может быть и скрытым, принимать форму недоброжелательства, озлобленности. Для состояния агрессии характерно переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность, в ряде случаев желание на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло».

К.К. Платонов (1981) считал, что «агрессивность как психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях, может быть свойством личности и даже чертой характера как результат недостаточного воспитания или симптом

психического заболевания». Развитие агрессивности происходит в детском и подростковом возрасте. Нарушения эмоциональных взаимоотношений в родительской семье могут привести к формированию агрессивной индивидуальности, так как они деформируют личность, препятствуют формированию одних ее сторон, подчиняют себе другие. У подростка появляется тревожность, как непреходящее свойство личности и отсюда ожидание агрессии и готовность сопротивляться ей, даже нанося упреждающие удары.

Агрессивность, как личностная особенность влияет на поведение подростка, определяя при этом и ситуативные, и устойчивые проявления агрессивного поведения, как относительно устойчивую черту личности, связанную с враждебной установкой к другим людям.

Выделяются базовые характеристики (состава) агрессивности личности: склонность к нападению (атаку), косвенную агрессию, раздражительность, негативизм, негодование (чувство обиды), подозрительность, вербальную агрессию. В результате факторного анализа данных выделяются два фактора: «агрессивность» (склонность к нападению, косвенная агрессия, раздражительность, вербальная агрессия) и «враждебность» (негодование, подозрительность).

Но агрессивность не всегда проявляется в агрессивных действиях, не всегда агрессивное поведение обусловлено агрессивностью подростка, как свойствам личности. Проявится или не проявится агрессивность, как личностное свойство в определенных актах поведения и ситуативных факторов.

В случае агрессивных действий неагрессивной личности подростка в основе первопричины этих действий лежит фактор жизненной ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивной личности во взаимодействии трансситуативных и ситуативных факторов приоритет принадлежит личностным качествам.

Агрессивность подростка, как черта личности описывается в терминах стабильности и трансситуативности. Ее стабильность обнаруживается в устойчивости на протяжении относительно продолжительных периодов жизни, а трансситуативность связана не столько с конкретной ситуацией

(внешними обстоятельствами), сколько собственно с личностными (внутренними) причинами, которые толкают подростка на враждебные и агрессивные действия, имеющие отношение к насилию, определяя при этом ситуативные и устойчивые формы поведения.

В научно-методической зарубежной и отечественной литературе нет четкого определения понятию «детская или подростковая агрессивность». Под этим понятием подразумевается такое состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на неприятности.

Агрессивное поведение ребенка, выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль посредством слов.

По мнению других ученых агрессивные действия можно наблюдать с самого раннего возраста. Вспышки злости могут проявляться уже на первом году жизни, когда ребенок находится в ситуации фрустрации из-за каких-либо неудач: например, ребенок не может дотянуться к игрушке. В данном возрасте, как утверждают ученые, злость еще не настоящая, так как в ней отсутствует ее важнейший компонент - намерение причинить ущерб.

Агрессивные действия ребенка носят импульсивный бесцельный характер. Основные формы, в которых проявляются в этот период вспышки гнева - это крик, кусание, брыкание.

К двум годам реакции гнева становятся более целенаправленными и проявляются в реакции нападения, применении детьми физического нападения, разрушительных действиях. Разрушительность свойственна всем маленьким детям, т.к. в раннем возрасте она носит непреднамеренный характер: дети не осознают, что вещи легко ломаются. С возрастом характер разрушительных действий меняется и может приобрести целенаправленный характер.

До 5-6 лет проявления детской жестокости не являются выразителем его чувств, и объясняет это проявлением эгоцентричности. До 5-6 лет ребенок не осознает, что окружающие чувствуют боль также как и он.

Очень важным моментом в это время является проявление агрессивности, которое в этот период выражается в игровых формах. По мнению психологов, такие игры позволяют ребенку выпустить свой гнев наружу, контролировать свои чувства с правилами окружающего мира. Постепенно расширяется количество социальных контактов ребенка. Одновременно ребенок начинает сталкиваться с увеличением количества запретов, требований со стороны взрослых, что приводит к формированию у детей депривации - ребенок начинает испытывать ограничение возможности удовлетворения своих потребностей и воспринимает ее как отвержение со стороны родителей. Если возникающий конфликт не разрешается, то у ребенка появляются агрессивные действия.

Также установлены половые различия степени агрессивности, которые начинают уже проявляться на втором году жизни. Установлено, что мальчикам свойственны прямые формы физической агрессивности. У девочек агрессивность чаще проявляется в форме демонстративности, эгоцентричности и носит отсроченный, опосредованный характер. Функция пола в проявлении агрессивности, имеет динамический характер и до конца не изучена. Агрессивность рассматривается, как комплексное свойство психики, связанное с разрушением объекта. В исследованиях выявлена особенность проявления агрессивности у российских детей, которая выражается в инфантилизме. подростки стремятся решить конфликтную ситуацию при помощи взрослых. Мальчики чаще прибегают к открытой агрессии, защищая себя, а девочки склонны к принятию вины и самообвинениям.

Анализ динамики агрессивности у подростков показал возрастание способности находить выход из конфликтной ситуации. Этому способствует усвоение правил поведения, а также страх наказания, социального неодобрения. Проявлению агрессивности у детей способствуют негативные свойства личности подростка: снижение самооценки и чувствительности к давлению со стороны взрослых. Более активные дети используют агрессивность для самозащиты, а у более слабых -наблюдается проявление тревожности.

В подростковом возрасте наиболее распространенными формами проявления агрессии являются: упрямство; драчливость; приступы гнева, ярости, негодования; желание обидеть, унизить, оскорбить; властность; неумение понять интересы другого; разрушительные действия.

По мнению А. Адлера, основателя индивидуальной психологии, причина подростковой агрессии в том, что «на протяжении всего своего развития ребенку присуще чувство неполноценности». Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, что бы выжить, должен опираться на родителей. Незрелость подростка, его неуверенность в себе и несамостоятельность, приводят к болезненному переживанию своего подчиненного положения по отношению к более сильным людям в семейном окружении. Это рождает чувство неполноценности, обозначая начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и безупречности. Возникает фиктивная идея и целевая установка на превосходство, а агрессия является способом достижения цели превосходства, инструментом преодоления чувства ущербности и страха.

Многие аналитики называет две наиболее частые причины агрессии в подростковом возрасте: «во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению; во-вторых, это уже пережитая обида, или душевная травма, или же само нападение» (Бютнер, 1991).

В детском и подростковом возрасте бессознательные, агрессивные импульсы проявляются не прямо, а косвенно, находя свое выражение в фантазиях, играх детей, содержание которых может быть подвергнуто анализу с целью выявления защитных механизмов, к которым прибегает «Я» ребенка.

В теории социального развития, говорит о том что агрессия в детском возрасте является приобретенным, социально-обусловленным поведением. Формирование агрессии у подростков происходит вследствие:

1) Подкрепления агрессивного поведения со стороны других людей;

2) Научения посредством наблюдения;

3) Самоподкрепления.

Моделями агрессивного поведения могут выступать, как живые примеры: родители, др. люди, сверстники.

При невротическом развитии личности подростков, агрессивность выполняет защитную функцию, предохраняя ребенка от травмирующих переживаний, угрожающих его эмоциональному благополучию.

Проблема подростковой агрессивности затрагивается и специалистами в области детской психиатрии и педагогике. Установлено, что на агрессивность в подростковом возрасте оказывают влияние особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания.

Строгие и физические наказания оказывают негативные последствия на развитие личности ребенка. Во-первых, наказывая, родители показывают пример агрессивного поведения, который может усваиваться детьми как способ воздействия на других, как проявление силы и власти, особенно по отношению к тем, кто слабее. Во-вторых, наказание создает предпосылки для формирования отчуждения, негативного к ним отношение. «Ребенок замыкается в себе, становится невосприимчивым, занимает позицию внутреннего, молчаливого сопротивления» (Ласкин, 2014: 123). В-третьих, слишком суровое наказание может приводить к тому, что подросток может забыть, за что его наказали, тяжелые переживания заслонят причины, оставив лишь тяжелый осадок по поводу самого переживания. Наказание может быть эффективным тогда, когда будут понятны причины его негативных поступков.

Также агрессия ребенка может являться реакцией на развод родителей. При этом способы реагирования на ситуацию различны, в зависимости от пола и возраста ребенка. У дошкольников агрессия незрелая и носит иногда беспричинный характер. В школьном возрасте мальчики отличаются повышенной агрессией по отношению к сверстникам. Распад семьи в семилетнем возрасте приводит к росту враждебности, мальчики, воспитывающиеся без отцов, отличаются асоциальным поведением, неподчинением взрослым. Отмечается, что конфликты родителей до и после развода, их

раздельное проживание, повторный брак супругов, плохие взаимоотношения одного родителя с ребенком, так же вызывают негативные переживания, усугубляя трудности в поведении ребенка. Агрессивные проявления ребенка могут выступать как ревность по отношению к другим членам семьи, чаще всего к братьям и сестрам. В основе такой агрессии лежит стремление получить внимание родителей, соперничество за любовь взрослых. Среди особенностей семейного воспитания, отличаются следующие: недостаток тепла и ласки со стороны родителей, снисходительное отношение к агрессии, безразличное отношение к детям.

Таким образом, агрессия у подростков является стремление силой получить то, что хочет, намеренно причинить вред другому, способ реагирования на неприятности. Агрессивные проявления характерны уже для детей раннего возраста. К причинам агрессивного поведения детей относят научение, деструктивные стили воспитания родителей, не умение реагировать на трудные жизненные ситуации и т.п.

По составу семьи, количеству родителей выделяют полные и неполные семьи.

Полная семья - это семья, в состав которой входят два родителя.

Полная семья считается наиболее благоприятной для развития ребенка, так как в ней он получает представления о поло-ролевом поведении, имеет возможность видеть особенности супружеских отношений, подвержен рациональному влиянию отца и эмоциональному влиянию матери.

Однако стоит отметить, что для полной семьи характерны две ведущие линии отношений супружеские и детско-родительские.

Супружеские отношения представляют собой личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. В данном понятии подчеркивается не институциональный характер связи, свойственный супружеству, равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.

Детско-родительские отношения - это избирательная в эмоциональном и оценочном плане психологическая связь ребенка с каждым из родителей, выражающаяся в переживаниях, действиях, реакциях, связанная с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющая особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом.

В полной семье между этими линиями взаимоотношений существуют связи, которые оказывают влияние друг на друга. От характера и состояния супружеских отношений зависят воспитательные возможности семьи. Поэтому полная семья будет иметь высокий воспитательный потенциал, если существует гармония в отношениях как супругов между собой, так и супругов с детьми.

Полная семья не гарантирует успех воспитания ребёнка, а лишь создает предпосылки для успешного формирования его личности.

Неполная семья в сравнении с полной является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок.

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Неполная семья это результат расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную -мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими

родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Осиротевшая неполная семья - образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. В таких семьях не происходит разрушение родственных связей: сохранными остаются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи .

Неполная разведенная семья - семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественно желание, особенно маленьких детей, восстановления брачных отношений между отцом и матерью.

Внебрачная семья (мать-одиночка) является следствием решения женщины родить ребенка, не вступая в брак. Это желание может быть продиктовано потребностью скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.

Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье, которая целиком падает на плечи женщины - это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное

напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра, т. е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. В неполных семьях матери чаще, чем в полных, проживают вместе со своими родителями. Их моральная и экономическая поддержка матери при разводе является одним из способствующих этому факторов. Тем более, что бабушка часто испытывает неприязненные чувства к мужу дочери, особенно при его попытках играть независимую и доминирующую позицию в семье. Характерным феноменом отношений в неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, роль отца играет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или же дедушка. В наиболее психогенно травмирующей семейной ситуации оказываются опять же мальчики, лишенные как любви матери, так и авторитета отца. К тому же матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном, усугубляя этим его переживания.

В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Особенно это заметно в семье разведенных супругов. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с ребенком, наблюдаются две крайности. Одна из них - применение жестких мер воспитательного воздействия, в первую очередь по отношению к мальчикам. Обусловливается подобное отношение, по мнению специалистов, тем, что мать ревниво относится к встречам сына с отцом, испытывает к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за имеющихся у мальчика нежелательных черт характера бывшего мужа. Угрозы, порицания и физические наказания матери чаще

применяют к мальчикам. Сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для снятия нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о предшествующих конфликтных отношениях в семье.

Вторая крайность в поведении матери заключается в том, что она стремится своим влиянием компенсировать то, что, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую позицию, сдерживающую инициативу ребенка, что способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой извне, агрессивной и эгоистической личности.

Подобная ситуация чревата серьезными последствиями как для мальчиков, так и для девочек. Мальчик, который живет в женском окружении, часто всю жизнь ищет для себя подругу, созданную по образу и подобию мамы - такую же нежную и заботливую, так же с полуслова его понимающую, опекающую, любовно контролирующую каждый его шаг. Он боится самостоятельности, к которой не приучен в материнской семье.

Девочка в поисках пути высвобождения, протестуя против материнских ограничений, против контролирующей материнской любви, имея самые неопределенные представления о мужчинах, может совершить непредсказуемые поступки.

Вторая особенность - борьба с образом мужа. Развод большинством женщин воспринимается как драма. Чтобы оправдать себя, женщина нередко утрирует отрицательные черты бывшего супруга. Так она стремиться снять свою долю вины за неудавшуюся семейную жизнь, поэтому она навязывает ребенку отрицательное представление об отце. Негативное отношение матери к бывшему мужу особенно сильно влияет на детей шести-семи лет.

Если при этом негативное отношение матери распространяется не только на бывшего супруга, но и на мужчин вообще, мальчику становится труднее вырасти мужчиной, и у него формируется женский тип психологических качеств и интересов. У дочерей плохое отношение к отцу,

оставившему семью, легко переходит в недоверие ко всему мужскому роду, представители которого, в ее представлении, -опасные существа, способные только обманывать женщин. В дальнейшем у девушек с такими взглядами могут возникнуть трудности в создании семьи, построенной на любви и доверии.

Некоторые матери начинают борьбу не только с образом ушедшего отца, но и с теми его отрицательными (по их мнению) чертами, которые они находят у своих детей. В таких случаях в их поведении отчетливо проявляется третья особенность -наследственность, который чаще всего наблюдается в неполных семьях «мать - сын». Нередко мать не в силах справиться с сыном, ищет в нем наследственные черты ушедшего из семьи отца. Зачастую те качества, которые такая мать приписывает «дурным генам» отца, являются не чем иным, как проявлением мужских черт в их традиционном понимании: избыточной активности, агрессивности. Под отцовской наследственностью мать обычно понимает наличие у ребенка самостоятельности, его нежелание подчиняться ей во всем и стремление иметь собственные взгляды на жизнь и свою дальнейшую судьбу. А отклонения от нормы в его поведении она расценивает как невозможность что-либо изменить по причине «дурных генов» и этим как бы пытается снять с себя ответственность за ошибки, допущенные в воспитании.

Таким образом, распад семьи является болезненным как для взрослых, так и для детей. Неспособность взрослых контролировать собственные переживания приводит к изменению отношения к ребенку: одни видят в нем причину развала семьи и не стесняясь говорят об этом, другие (чаще всего мать) настраивают себя на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, третьи узнают в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию.

В любом из этих случаев внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, потому что восприятие событий детьми зависит от реакций взрослых.

Вышеуказанные обстоятельства в сочетании с ошибками, которые допускают матери в воспитании детей в неполной

семье, могут привести не только к нарушениям психического

развития ребенка, но и к деформации его личности в целом.

ЛИТЕРАТУРА

Адлер А. 1995. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность». 296 с.

Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Бэрон Р., Ричардсон Д. 1998. Агрессия. СПб: Питер. 336 с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

Бютнер К. 1991. Жить с агрессивными детьми. Москва. 88 с.

Лазарев М.А., Ласкин А.А. 2016. Воспитание интереса молодежи к отечественной культуре в условиях глобализации // Государственная служба и кадры. № 1: 109-113.

Лазарев М.А. 2013. Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Лазарев Максим Александрович; [Место защиты: Институт художественного образования Российской академии образования]. Москва, 2013. 211 с.: ил. РГБ OD, 61 1313/990.

Ласкин А.А. 2014. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитании. - Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 6 (62): 119-124.

Платонов К.К. 1981. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа. 175 с.

Реан А.А. 1996. Агрессия и агрессивность личности. - Психологический журнал. 17 (5): 3-18.

Фромм Э. 2012. Анатомия человеческой деструктивности. Москва. 447 с.

Получена /Received: 20.01.2020 Принята /Accepted: 01.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.