Научная статья на тему 'Дети в сражениях Первой мировой войны'

Дети в сражениях Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1310
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ЮНЫЕ СОЛДАТЫ / YOUNG SOLDIERS / ОТВАГА / COURAGE / ДОБРОВОЛЬЦЫ / VOLUNTEERS / ГИМНАЗИСТЫ / ВОЙНА / WAR / GYMNASIUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бокова Маргарита Николаевна

В данной статье освещается тема детской отваги и патриотизма во время Первой мировой войны. Рассказывается о том, каким образом юные патриоты помогали действующей армии, и о том, как сложилась их дальнейшая судьба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children as combatants during the World War I

This article highlights the theme of children's courage and patriotism during the World War I, describes how the young patriots helped the army, and about how there was their fate.

Текст научной работы на тему «Дети в сражениях Первой мировой войны»

ДЕТИ В СРАЖЕНИЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

БОКОВА Маргарита Николаевна

МАОУ гимназия № 12 им. Г.Р. Державина г. Тамбова, 10 «А» класс. Научный руководитель: Гладилина Ольга Евгеньевна, учитель истории и обществознания МАОУ гимназии № 12 им. Г.Р. Державина

В данной статье освещается тема детской отваги и патриотизма во время Первой мировой войны. Рассказывается о том, каким образом юные патриоты помогали действующей армии, и о том, как сложилась их дальнейшая судьба.

Ключевые слова: патриотизм, юные солдаты, отвага, добровольцы, гимназисты, война.

Первая мировая война началась и велась противоборствующими сторонами, по сути, с целью передела мира, а в итоге стала войной на истребление народов. Гибли и дети, причем не только случайно в тылу, но и на боевых позициях, т.е. дети-воины, охваченные патриотическим порывом. Воспитанники училищ, семинарий, гимназий, кадетских корпусов просили своих руководителей отпустить их на борьбу с врагом.

Желание попасть на фронт заставляло бросать учебу не только русских ребят, но и английских, французских, бельгийских. Правда, в Англии и Франции власти сумели направить этот благородный порыв в движение бойскаутов, которые охраняли в тылу железнодорожные вокзалы, водокачки, железнодорожные мосты, патрулировали участки железнодорожного полотна. Но и там побеги на фронт не были единичным явлением.

В России бойскаутское движение еще только зарождалось и не могло организованно воздействовать на молодежь, а патриотический подъем охватил буквально все учебные заведения страны. Участие в Первой мировой подростков, юношей, девушек зафиксировано документально. Это свидетельствует о том, что патриотизм, особенно детский, захватил все слои общества.

Война продолжалась с переменным успехом, но все больше и больше становилось в рядах русской армии юных героев. Они понимали, что, участвуя непосредственно в боевых действиях, защищают и свою малую родину, свою семью. Первыми в спи-

ске юных воинов можно назвать Георгиевских кавалеров, «братиков милосердия», как называли их раненые, учеников Одесской гимназии близнецов Женю и Колю, трудившихся в интересах фронта на приемном пункте временно выбывших из строя солдат. Другой подросток, пятнадцатилетний Антон Харашке-вич, за боевые подвиги также был награжден солдатским Георгием с присвоением звания унтер-офицер.

На фронт рвалась и начальная школа. Дети в возрасте 9-13 лет стремились помочь старшим в защите Отечества, причем проявляли удивительную настойчивость в достижении цели. Учащийся реального училища г. Николаева Яков Шафрино-вич, получив отказ на свое прошение местному воинскому начальнику, обратился прямо к верховному главнокомандующему, а когда и это не помогло - бежал на фронт. Малолетние добровольцы бежали из Петрограда, Москвы, Одессы, Екатеринбурга, Киева, Новгорода, Пскова и других городов. Бежали из деревень, с хуторов, из станиц. Побеги на фронт были как одиночными, так и групповыми.

На боевых позициях свои обязанности маленькие добровольцы выполняли безукоризненно. В бою они подносили патроны стрелкам, сновали по ходам сообщения на фланги рот и передавали команды. Подобно легендарному Гаврошу, они ползали по полю под огнем противника и подбирали патроны. Вместе со всеми ходили в штыковые атаки, выносили раненых, гибли, попадали в плен.

Иногда в печати появлялись сведения о юных патриотах не только без фамилий, как это получилось с братьями-близнецами Женей и Колей, но и вовсе безымянных. Так, рассказывалось о рвавшихся на фронт после излечения в госпитале двух героях-добровольцах - одного из Варшавы, другого из Бессарабии. Корреспондент отмечал их боевой вид: они были решительны, суровы, и пощады захватчикам от них ждать не стоит.

Некоторые из добровольцев, как уже отмечалось, погибали. Например, Харитон Владимирович Жук, ученик частной гимназии Воронина (г. Смоленск) был убит 24 ноября 1914 г. во время разведки боем у деревни Богдановой. Посмертно его наградили Георгиевской медалью «За храбрость». Будущий

маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский участвовал в боях в составе русского экспедиционного корпуса во Франции. В свои шестнадцать лет он был уже опытным пулеметчиком.

В воюющих частях оказывались не только те юные защитники Отечества, которые жили в прифронтовой полосе. Иные из них убегали на фронт из глубинных губерний и областей Российской империи. Например, двенадцатилетний Вася Наумов добирался «в бойцы» из сибирского села Каретниково. Преодолев долгий, полный всевозможных испытаний и препон путь, он стал разведчиком, удостоился двух солдатских Георгиевских крестов и Георгиевской медали, был произведен в унтер-офицеры. Хотя старшие товарищи и оберегали от всевозможных опасностей своих подопечных, младшее поколение героев не щадило себя, стараясь быть ничуть не хуже взрослых. Об этом свидетельствовали серьезные боевые ранения.

Воевали не только подростки и юноши, рвались в бой и девушки. О двух гимназистках, казачках Елене Козловской и Фе-лицате Кульдяевой в печати сообщалось, что они - «участницы целого ряда кавалерийских стычек», что своим примером девушки «воодушевляли часть, где находились». Елена была ранена, а Фелицата заболела.

Примечательно, что среди юных воинов встречались представители разных национальностей: русские, украинцы, поляки, белорусы, эстонцы. К сожалению, имена и фамилии многих остались неизвестными.

Воевали вчерашние студенты и гимназисты очень смело и отважно. Под смертельным ураганом немецкой артиллерии они быстро становились взрослыми, учились переносить различные лишения, холод, голод, смерть товарищей. К концу 1915 года среднее количество кадровых офицеров на полк составляло около пяти человек. Те гимназисты, что уцелели в боях, вместе с кандидатами на замещение офицерских постов были направлены в тыл для ускоренной переподготовки. Через шесть месяцев эти ребята в офицерских погонах уже вели в бой целые роты и батальоны. Многие юноши, не имевшие никакого опыта командования, тем не менее, выполнили свой долг, заставив сол-

дат, отступавших под напором хорошо оснащенных немецко-австрийских войск, собраться и сражаться.

К сожалению, кроме наград и званий, любая война оставляет в памяти солдат тяжелые воспоминания и душевные травмы. Все дети и подростки, прошедшие кровавую Первую мировую, заработали в той или иной степени различные нарушения и расстройства психики. Те, кому удалось выжить, возвращались совершенно другими людьми.

По-разному сложились в дальнейшем судьбы юных защитников Отечества. Революция и Гражданская война разъединили их. Вчерашние друзья и одноклассники стали непримиримыми врагами. Воспитанники кадетских корпусов в своем большинстве не смогли признать и принять власть большевиков. Они пополнили ряды Белой армии, потому что еще Февральская революция показала им крах всего, чему их готовили служить и во что они верили. Для них война продолжилась. Например, кадеты первого петербургского корпуса разрабатывали план подрыва поезда с правительством Ленина, а псковские кадеты, эвакуировавшиеся в Казань, в октябре 1917 г. совместно с местными юнкерами пытались сдержать восстание солдат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кайский А. Дети на войне. СПб., 1915.

2. Война и жизнь. Юные герои. Пг.: Грамотность, 1915.

3. Ксюнин А. Народ на войне. М.-Пг., 1923.

4. Михайлов А. Российские кадетские корпуса // Вопросы истории. 1997. № 12. С. 124-131.

CHILDREN AS COMBATANTS DURING THE WORLD WAR I

Bokova M.N., MAOU gymnasium № 12 named after G.R. Derzhavin in Tambov, 10 class.

Supervisor: Gladilina Olga E., teacher of history and social science gymnasium № 12 named after G.R. Derzhavin in Tambov.

This article highlights the theme of children's courage and patriotism during the World War I, describes how the young patriots helped the army, and about how there was their fate.

Key words: patriotism, young soldiers, courage, volunteers, gymnasium, war.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.