Научная статья на тему 'Российские дети в годы Первой мировой войны'

Российские дети в годы Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1484
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБЫТАЯ ВОЙНА / THE FORGOTTEN WAR / ДЕТИ / CHILDREN / ФРОНТ / FRONT / ПОДВИГИ / ЮНЫЕ ГЕРОИ / EXPLOITS YOUNG HEROES / ЖУРНАЛ "ИСКРЫ" / MAGAZINE "SPARKS" / ДУХ ПАТРИОТИЗМА / THE SPIRIT OF PATRIOTISM / ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ПАТРИОТИЗМА / CAUSES OF CHILD PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попова Елена Олеговна

В своей работе мне бы хотелось обратить внимание на участие детей в Первой мировой войне, отметить их героизм и отвагу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian children and the World War I

The article focuses on the participation of children in World War I, noted their heroism and bravery.

Текст научной работы на тему «Российские дети в годы Первой мировой войны»

РОССИЙСКИЕ ДЕТИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

ПОПОВА Елена Олеговна

МАОУ лицей № 14 им. заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина г. Тамбова, 10 «Г» класс. Научные руководители: Карамнова Светлана Евгеньевна, учитель истории МАОУ лицея №14 им. заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина; Полякова Елена Геннадиевна, учитель русского языка МАОУ лицея №14 им. заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина

В своей работе мне бы хотелось обратить внимание на участие детей в Первой мировой войне, отметить их героизм и отвагу.

Ключевые слова: забытая война, дети, фронт, подвиги, юные герои, журнал «Искры», дух патриотизма, причины детского патриотизма.

Вы смотрели в глаза тех детей, Знает кто о войне не из книжек: Потерявших отцов, матерей, С умным взглядом невзрослых детишек?

Екатерина Кириллова

Прошло 100 лет с начала Первой мировой войны. По меркам истории не такой уж большой срок. Но в настоящее время в России эта война для многих является забытой. Такое отношение сложилось ввиду ряда причин. Грядущие следом исторические события - Февральская революция 1917 г., Гражданская война и, конечно, Великая Отечественная - затмили память о Первой мировой войне. Но разве можно забывать героев, которые отдали жизнь за Отечество, пожертвовали собой ради других? Конечно, этого нельзя допускать и нужно чтить память о погибших, даже если прошло много времени и другие события кажутся нам более значимыми.

Говоря о героях войны, мы, прежде всего, имеем в виду солдат, мужчин, которые доблестно сражались на фронте. Но для войны границ нет, особенно для войны мировой, она коснется каждого: и мужчин, и женщин, и стариков, и даже детей.

Дети и война. Что может быть противоестественнее этого сочетания! Для меня эта тема является особенно важной и близкой, поскольку я и сама еще ребенок. И мне становится жутко, когда я пытаюсь представить себя на месте детей, на долю которых выпала столь трудная задача - пережить войну. Но дети Первой мировой не только старались выжить во время войны, но и были ее участниками, не покладая рук работали в тылу, отдавали жизни за Императора и за Отечество, проявляя невероятную храбрость и патриотизм.

Указ Николая II разрешал идти добровольцами в армию студентам и выпускникам вузов. После этого все воспитанники гимназий, училищ, семинарий и кадетских корпусов стремились присоединиться к полкам. А для учеников, оставшихся на второй год, попасть на войну казалось единственным правильным решением в их положении. Писатель советской эпохи Валентин Катаев сказал: «Грубо говоря, переросток, окончательно запутавшийся, понял, что для него есть только один выход. Обыкновенно в мирное время выгнанный гимназист поступал в юнкера. В военное время они ехали на фронт».

Студенты и гимназисты в одночасье становились солдатами. Те из них, кто выживал в бою, проходили ускоренную переподготовку. Через шесть месяцев эти ребята, уже офицеры, вели за собой роты и батальоны. Советский историк Н.Н. Яковлев писал: «Зеленая молодежь, вчерашние гимназисты, реалисты, семинаристы с бездумной отвагой стремились подражать павшим или искалеченным старшим товарищам... Взводы, роты и даже батальоны вели безусые прапорщики и подпоручики, уже в 1915 году ... юноши в хаки вели толпы солдат в сплошную черную стену разрывов». На войне дети становились взрослыми, на их плечи ложилась тяжесть лишений, голода, холода, смерти родных и товарищей.

Стремились помочь в борьбе с врагом и ребята помладше, в возрасте от 7 лет до 14 лет. Как же они попадали на фронт? Многие из них просто сбегали от своих родителей, окрыленные мечтой стать героями. Побеги детей приобретали массовый характер. Для родителей же это оказалось настоящей трагедией. Во всех газетах и журналах можно было видеть объявления не-

счастных отцов и матерей. «Родители Шуры, 15 лет, бежавшего на войну, умоляют его вернуться. Мама заболела» или «И.К. Василевский просит видевших его сына Ивана, 13 лет, пропавшего без вести, что-нибудь сообщить о нем». Однако дети все равно пробирались на фронт: приставали к воинским эшелонам, прятались в ворохах одежды и сене для лошадей, ехали на крышах вагонов и подвагонных ящиках. Их ловили кондукторы поездов, жандармы, полиция. Только в сентябре 1914 г. в Пскове было снято с поездов более 100 детей, едущих на фронт. Хотя и были разосланы указания об их задержании, юных беглецов было несчетное множество. Те, кому удавалось попасть на фронт, становились прекрасными разведчиками, беспрекословно выполняющими приказы, они подносили патроны, выполняли все мелкие поручения, а порой были и стрелками, и кавалеристами. Каждый хотел участвовать в приближении победы.

Явление детского патриотизма было отмечено во многих документах. Сохранено большое количество сведений о малолетних героях. Журнал «Искры» регулярно издавал статьи, посвященные юным защитникам Отечества. Ниже представлены имена некоторых героев, о которых писали в этом еженедельнике.

Женя и Коля, ученики второго класса Одесской гимназии, близнецы, которых раненые называли братиками милосердия. В госпитале они помогали тяжело раненым, выполняли все их просьбы.

Харитон Владимирович Жук, ученик частной гимназии Воронина, был убит 24 ноября 1914 г., во время разведки. Награжден посмертно Георгиевской медалью «За храбрость».

Константин Малафеев, пятнадцать лет, присоединился к одному из отрядов, проявил в боях невероятную храбрость, получил орден св. Георгия 4-й степени и командование отделением, переведен в вольноопределяющиеся и представлен к Георгию 3-й степени.

Александр Сосенков, восемнадцать лет, награжден Георгием 4-й степени. Шестнадцатилетний доброволец Иван Цыганков за выдающуюся храбрость в боях с неприятелем награжден орденом св. Георгия 4-й степени.

Пятнадцатилетний Петер Христич - Георгий 3-й и 4-й степени. Тринадцатилетний Миша Власов и четырнадцатилетний Ефим Павлов награждены Георгием 4-й степени. Пятнадцатилетний Антон Харашкевич за боевые подвиги награжден солдатским Георгием с присвоением звания унтер-офицера. Кавалер трех Георгиевских крестов тринадцатилетний Василий Правдин неоднократно отличался в сражениях. Вынес из гущи боя раненого командира полка.

Двенадцатилетний Василий Наумов добрался до фронта из сибирского села Каретниково, стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был повышен до унтер-офицера. Дважды ранен.

Пятнадцатилетний Иван Казаков неоднократно принимал участие в разведке. Получил три Георгиевских креста и три Георгиевских медали, а также звание унтер-офицера.

Мазур, учащийся седьмого класса Виленской гимназии, усовершенствовал работу искрового телеграфа. Погиб при разминировании водокачки в городе Инстенбурге. Родион Яковлевич Малиновский, будущий маршал Советского Союза, участвовал в боях в составе русского экспедиционного корпуса во Франции.

Кроме того, героями становились не только юноши, но и девушки. Кира Башкирова, ученица шестого класса Мариинско-го училища, была удостоена Георгиевского креста. На фронт она попала под видом добровольца Николая Попова. Неделю спустя она проявила себя в ночной разведке. После того, как обнаружили ее тайну, девочку отправили домой, но вскоре ей вновь удалось присоединиться к полкам. Известны также Елена Козловская и Фелицата Кульдяева, гимназистки, казачки, участвовавшие в целом ряде кавалерийских операций.

Нам известно лишь о малой части тех детей, которые сражались на фронте. Много было и безымянных героев, подвиги которых вдохновляли людей. Явление детского участия в войне было отмечено и в других странах, но нигде оно не носило такого массового характера, как в России. Буквально все были заражены войной. Дух патриотизма витал в воздухе. Ни о чем другом не могли говорить и думать. Поэтому-то даже дети станови-

лись ее участниками. К сожалению, почти все, оказавшиеся на фронте, были убиты или ранены. Сколько же их было? Сотни, тысячи, десятки тысяч? Точных данных нет. Нам остается лишь восхищаться храбростью тех ребят и склонять перед ними голову за их подвиги. Все они хотели защищать свою Родину, но не знали, что им будет предоставлено еще много возможностей проявить свою храбрость. На их плечи ложилось участие в Гражданской войне, голодные 20-е годы, репрессии 30-х, Вторая мировая война. Они жили в самом жестоком веке истории. Именно им мы обязаны чистым небом надо головой, свободной и мирной жизнью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Военное обозрение. URL: http://topwar.ru/

2. Урок истории. URL: http://urokiistorii.ru/

3. Стягъ. URL: http://stjag.ru/

4. Независимая территория. URL: http://www.vyazma.name/

5. LookWar. URL: http://lookwar.com/

6. URL: http://his.1september.ru/

7. Журнал «Искры». URL: http://odin-fakt.ru/iskry/

THE RUSSIAN CHILDREN AND THE WORLD WAR I Popova E.O. MAOU lyceum № 14 named after Honored Teacher of Russia A.M. Kuzmin in Tambov, 10 class.

Supervisors: Karamnova Svetlana E., history teacher MAOU lyceum № 14, Polyakova Elena G., russian teacher MAOU lyceum № 14.

The article focuses on the participation of children in World War I, noted their heroism and bravery.

Key words: The Forgotten War, children, front, exploits young heroes, magazine "Sparks", the spirit of patriotism, causes of child patriotism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.