ДЕТИ И ВОЙНА
ПОЛУХТИНА Мария Романовна
МАОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова, 11 «Б» класс.
Научный руководитель: Волкова Галина Юрьевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов
Данная статья рассказывает о детях, которые участвовали в Первой мировой войне, об особенностях детского восприятия военных событий, о трансформации детского сознания в зависимости от исторического контекста.
Ключевые слова: дети, Первая мировая война, «сыны полков», детская жизнь, добровольцы, боевые действия, защита Отечества, исторический характер детства.
Ведь надо ^ж на подмогу -Идти к своим? Иль нет? Ведь мне-то, слава Богу, Уже двенадцать лет!..
На улицах Берлина Вы встретите меня!.. На то ведь и - мужчина, А не девчонка я!
Н. Агнивцев
Все мы знаем, что с незапамятных времен дети принимали активное участие в различных сражениях, помогая взрослым защитникам. Примеров тому в истории очень много. Масштабность и значимость Первой мировой, взрыв патриотизма, акти-витизация общественной жизни в тылу, многочисленные раненые, пленные - все это способствовало становлению многих добровольцев «сынами полков» российской армии.
Желание попасть на фронт заставляло бросать учебу не только русских ребят, но и французских, английских. Но во Франции и Англии государство сумело направить это движение в организации бойскаутов. В России такие организации только развивались, поэтому приходилось возвращать детей в родной дом к родителям.
Я думаю, что война смогла помочь молодым мальчишкам и девчонкам изучить такие науки, как история и география. Политические взаимоотношения держав ученики изучили до самых мелочей. Для малых защитников нет дипломатических тайн: они знают, что замышляет Швеция, и что думает Голландия. Карту Италии они рады приласкать, а карту Германии бьют кулаками.
Когда началась Первая мировая война, детский патриотизм охватил практически все сферы общества. Воспитанники гимназий, кадетских корпусов, училищ просили своих руководителей, чтобы они отпустили их на борьбу с врагом. Известный историк Н.Н. Яковлев писал об этой тенденции: «Юные командиры, как могли, организовывали контратаки. Они понаслышались, что в бой пристойно идти с сигарой во рту, с тупой шашкой, подозрительно смахивающей на театральный реквизит, если есть -в белых перчатках и только впереди нижних чинов». Для исключенных юнкеров, гимназистов война также решила их проблему. Они воевали смело и отважно. Под смертельным ударом немецкой армии они быстро становились взрослыми: учились переживать различные события: голод, холод, смерть своих товарищей.
В дни отступления русской армии надламывалась психика уцелевших солдат. На мой взгляд, в такой момент личный пример командира или самопожертвование могли стимулировать войска сражаться с врагом.
Указ Николая II, дающий право студентам высших учебных заведений записываться добровольцами в армию, подтолкнул к активным действиям и начальную, и среднюю школу. Малолетние добровольцы бежали из Москвы, Петрограда, Киева, Пскова, Екатеринбурга. Бежали с хуторов, станиц, деревень для того, чтобы помочь в защите своего родного Отечества.
Бегство детей на войну стало настоящей эпидемией. В пропагандистской литературе тех времен встречаются высказывания о том, что взрослые всячески содействовали боевым действиям своих детей. Я думаю, что вряд ли все обстояло именно так. Скорее все было наоборот. Подумайте, ведь мало кто из родителей поможет своему ребенку собраться на явную погибель, пусть даже во имя страны.
Война, как мы знаем, привносит некоторые новые моменты в человеческие судьбы, вот и детские жизни не остались в стороне. Участвуя в благотворительной жизни общества, дети получали «первые уроки гражданственности». Они помогали взрослым ухаживать за ранеными, устраивать различные сборы пожертвований, но и свои военные обязанности молодые добровольцы выполняли безукоризненно. Во время боя они подносили патроны, передавали по ходам сообщения и команды на фланги рот. Подобно всем известному Гаврошу, они ползали по полю под сильным огнем противника и подбирали патроны, выносили раненых, попадали в плен, погибали. Хотелось бы привести удивительное высказывание одного из командиров вооруженных отрядов в Республике Конго: «Дети - хорошие бойцы, потому что молоды и хотят показать себя. Они верят, что это какая-то игра, поэтому они так бесстрашны».
В ходе предпринятого мной изучения исторических публикаций было найдено множество имен юных героев Первой мировой войны и их подвигов. О некоторых из них стоит вспомнить отдельно.
Андрей Мироненко во время ночной атаки потерял ориентировку и оказался в распоряжении австрийской батареи. Можно сказать, что темнота и полная неразбериха помогли мальчику: он снял замки с двух орудий и доставил их русской армии. Юный Андрей был награжден Георгиевским крестом 4 степени, а также получил звание унтер-офицера.
Я думаю, что многие знают о храбром поступке тринадцатилетнего Василия Правдина, который неоднократно отличался в сражениях. Василий, переведенный из обоза в строй, сумел вынести из гущи боя раненого командира полка. Свой третий по счету Георгиевский крест он получил именно за этот героический подвиг.
В конце августа 1914 г. бежал на фронт и будущий маршал СССР Родион Яковлевич Малиновский, в возрасте шестнадцати лет. С самого начала он хотел отправиться в действующую армию, но ему сказали, что в такую армию можно записаться только с восемнадцати лет. Малиновский писал в своей автобиографии: «В один из эшелонов я залез тайком и уехал вместе
с солдатом на фронт. Я все время был в строю, сперва подносчиком патронов, а затем наводчиком и начальником пулемета». Р. Я. Малиновский дослужился до сержанта и был награжден тремя французскими знаками отличия. В последние годы своей жизни Родион Яковлевич работал над своим очерком «Солдаты России». В своем произведении маршал рассказал о судьбе простого парня Ванюшки Гринько, обрисовал перед читателями полную картину событий в России в годы Первой мировой войны. Грандиозное впечатление производят главы, посвященные боям в районе Мазурских озер и в Восточной Пруссии. Эти главы показывают всю бездарность высшего русского командования.
Наверное, в нынешнее время мы будем сильно удивлены, если узнаем, что кроме мальчиков на фронте воевали и девочки. Одной из таких была ученица Мариинского училища Кира Баш-кирова. Под видом добровольца Николая Попова она смогла вступить в один из полков и уже через некоторое время отличилась в ночной разведке. После раскрытия тайны девочку отправили домой, несмотря на это, девушка вновь оказалась на фронте другой части.
На детские годы этих ребят пришлась война с Германией. Защищая Отечество, юные добровольцы получили свой первый боевой опыт. Но через четверть века многим из них вновь пришлось снова встать на защиту Родины.
ЛИТЕРАТУРА
1. История России. Энциклопедия M.: Аванта +, 2009. Т. 2.
2. Данилов Ю.Н. На пути к крушению. М., 2000.
3. Военное обозрение [Электронный ресурс]. URL: http://topwar.ru/
4. Киган Д. Первая мировая война. М., 2004.
5. Козлов В.Д. История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.
6. Семанов С.Н. История Отечества в романах, повестях, документах. Век XX. М., 1989.
CHILDREN AND WAR
Poluhtina M.R., MAOU school № 22 with in-depth study of specific subjects in Tambov, 11 class.
Supervisor: Galina Y. Volkova, teacher of history and social science, school № 22 with in-depth study of specific subjects in Tambov
This article talks about the children who participated in World War I, about the features of the child's perception of military events, the transformation of the child's consciousness, depending on the historical context.
Key words: children, the World War I, the "sons of regiments" baby life, volunteers, fighting, defense of the Fatherland, the historic nature of childhood.