Научная статья на тему 'Детерминанты развития самосознания'

Детерминанты развития самосознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
581
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ПСИХИКА / СОСТОЯНИЯ / СТАДИИ / ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСТВУ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONSCIOUSNESS / PSYCHE / STATES / STAGES / ATTITUDE TO CHILDHOOD / SELF-REGULATION / SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Нина Васильевна, Едиханова Юлия Мансуровна

В данной статье анализируются методологические позиции разных ученых из области философии, физиологии и психологии в отношении содержания понятия «самосознания». Представлен категориальный анализ исследований как отечественных, так и зарубежных ученых относительно структурно-функциональных компонентов самосознания. Определение понятия «самосознание» раскрывается последовательно в трудах отечественных ученых, в которых прослеживаются теории исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания. Кроме этого, представлен генезис изучения процесса самосознания, который имеет свои корни в развитии научной мысли философов, физиологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF SELF-CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT

This article analyzes the methodological positions of different scientists from the field of philosophy, physiology and psychology in relation to the content of the concept of "self-consciousness". A categorical analysis of research of both domestic and foreign scientists on the structural and functional components of self-consciousness is presented. The definition of the concept of "self-consciousness" is revealed in the works of domestic scientists, in which the theories of the historical and ontogenetic development of the structural links of self-consciousness are traced. In addition, the genesis of the study of the process of self-awareness is presented, which has its roots in the development of the scientific thought of philosophers, physiologists.

Текст научной работы на тему «Детерминанты развития самосознания»

агрессией и стремлением к людям, спокойствием и самомотивацией, субъективным благополучием и боязнью быть отвергнутым.

Иными словами, мы можем констатировать, что чем выше эмпатия, тем меньше стремления к людям, вполне вероятно, причиной этого может служить неумение выдерживать эмоции других людей. При повышении индекса агрессии мы наблюдаем снижение по шкале стремление к людям, отметим, что у геймеров обнаружена положительная статистическая связь. Так как геймеры реализуют стремление к людям посредством игры, то там же они и проявляют агрессию, опосредованно, через игру. А не играющие люди общаются непосредственно и стараются при этом контакте не выплёскивать агрессию на окружающих. В свою очередь, агрессия напрямую влияет на боязнь быть отвергнутым, можем предположить, что в этом случае агрессия имеет защитную психологическую функцию.

Выводы. Таким образом, наше исследование не выявило существенных различий между личностными особенностями геймеров, и не играющими испытуемыми.

Обратим внимание, что играющие и не играющие имеют средний показатель по «шкале стремления к людям», при этом у играющих незначительное превышение по «шкале боязнь быть отвергнутым», можно предположить, что страх отвержения является одной из причин, вследствие которых геймеры предпочитают проводить время за игрой. Стоит отметить, что среди играющих оказалось больше испытуемых, склонных к интроверсии (склонность к сухости, к самоудовлетворению, замороженности межличностных контактов).

Опираясь на расчеты корреляционного анализа, мы увидели любопытную закономерность. У геймеров между индексом агрессии и стремлением к людям значимая положительная связь, в то время как у не играющих, связь отрицательная. Интерпретируя данный результат, можно говорить о том, что чем выше у играющих стремление к людям, тем выше и уровень агрессии. У испытуемых, не имеющих опыта игр, обратно пропорциональная связь, чем выше уровень агрессии, тем меньше стремление к людям.

Несмотря на то, что корреляционные связи отличаются в двух группах испытуемых, в целом, не было выявлено значимой разницы в сравнительном анализе. Мы смогли опровергнуть общепринятое мнение, что увлеченность компьютерными играми влияет на личностные особенности.

Литература:

1. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н. , Войскунский А.Е. - Вестник Моск. ун - та. Сер . 14, Психология, 1996, N0 4, с. 69

2. Иванова А. Ю., Малышкина М. В. - Психология личности: учебное пособие для студентов вузов Спб.: Издательство Санкт-Петербургского туниверситета технологий управления и экономики, 2018. — 260 с.

3. Корниенко П. А., Компьютерная игра как метод диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции // Психологическая наука и образование.- 2008 - с. 175 — 181

4. Менте М. ван Эффективное использование ролевых игр в тренинге. - СПб: Питер, 2001. - 208 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2007 - 720 с.

6. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2008. - №1- 152 с.

7. Интернет и российское общество/Под ред. И. Семенова; Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2002. — 279 с.

8. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2002, с. 82-101

9. Интернет источник: «Мария Данина — Виртуальная реальность в психотерапии». https://postnauka.ru/talks/80141

Психология

159.9

доктор психологических наук, профессор Мельникова Нина Васильевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат психологических наук, доцент Едиханова Юлия Мансуровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ

Аннотация. В данной статье анализируются методологические позиции разных ученых из области философии, физиологии и психологии в отношении содержания понятия «самосознания». Представлен категориальный анализ исследований как отечественных, так и зарубежных ученых относительно структурно-функциональных компонентов самосознания. Определение понятия «самосознание» раскрывается последовательно в трудах отечественных ученых, в которых прослеживаются теории исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания. Кроме этого, представлен генезис изучения процесса самосознания, который имеет свои корни в развитии научной мысли философов, физиологов.

Ключевые слова: самосознание, психика, состояния, стадии, отношение к детству, саморегуляция, самоконтроль.

Annotation. This article analyzes the methodological positions of different scientists from the field of philosophy, physiology and psychology in relation to the content of the concept of "self-consciousness". A categorical analysis of research of both domestic and foreign scientists on the structural and functional components of self-consciousness is presented. The definition of the concept of "self-consciousness" is revealed in the works of domestic scientists, in which the theories of the historical and ontogenetic development of the structural links of self-consciousness are traced. In addition, the genesis of the study of the process of self-awareness is presented, which has its roots in the development of the scientific thought of philosophers, physiologists.

Keyword: self-consciousness, psyche, states, stages, attitude to childhood, self-regulation, self-control.

Введение. Психика - уникальный и самостоятельный мир, который не является пассивным производным явлением, причинно обусловленным психическими процессами. Физиология психики просматривается в наличии памяти: что память затрудняет, а что делает её гибкой. Отсюда, психическое развитие индивида

находится всегда в постоянном движении: возникновение, формирование, преобразование основных свойств и качеств. Все изучается в динамике его уровнями. На высоком уровне человек - система человеческих отношений и изучается как личность в социально-психологических явлениях. Самосознание эмпирического «Я» возможно в форме рефлекса, как отражение деятельности «Я» некого объекта. Все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые можно наблюдать и регистрировать.

Изложение основного материала статьи. «Самосознание» - свойство личности, связанное с самооценкой — элементом самосознания, ценностью индивида - системой его личностных смыслов функциями: — регуляторной (решение задач своего выбора и защитной в стабильности и независимости. Это оценка окружающих достижений индивида и его личности. Происходит выявление оценки характера, внешнего вида, речи в сложной уровневой системе: для себя, как субъекта знания о мире. Самооценке подвергаются все действия и отношений со всеми, место среди других, свои возможности и качества средствами самообладания, самоанализа, самоотчета, сравнением.

Самосознание зависит от рефлексии, критичности, требовательности к себе и к окружающим. Основой будут нормы и социальные правила общества. традиции, обычаи. Получаемые результаты: высокий, низкий, адекватный или нет, завышенный или заниженный, это - система представлений о себе с источниками: сравнение себя с другими; свидетельство восприятия других; оценка результатов; переживание внутренних состояний; восприятие своего внешнего облика.

В этом есть способ самоусовершенствования, самообразования и самовоспитания. Осознается цель, пробуждается интерес к себе. Недостатки: субъективизм, предвзятость, снисходительность, недостаточная самокритичность. Это — форма психического отражения, формирования «Я - концепция», потом самооценивания. Это - процесс определенных критериев в самовосприятии. Это наблюдение за своим поведением. Результат каждого акта самооценивания отражается степенью достижения ожидаемого результата.

Отечественные психологи М.И. Лисина и И.И. Чеснокова, выделяют в развитии психики детей два основных компонента: когнитивный и эмоциональный.

М.И. Лисина изучала аспекты человеческой психической деятельности с первых дней жизни человека от формирования произвольной регуляции до зарождения и развития духовного мира. Она считала, что только добрым отношением к детям можно обеспечить расцвет их творческих особенностей.

Выделяя роль общения с детьми, как с субъектами уникальной личности, осуществила глубинный анализ генезиса общения с рождения и до семи лет. Она разработала и внесла в психологию раздел о развитии младенцев с его ведущей деятельностью. Это, по её мнению, определяет связи между разными элементами психики и соподчинением категории деятельности в целом.

М.И. Лисина рассмотрела возможность выявления в каждом возрасте целостности развития общения с его особенностями, анализируя потребностно - мотивационную часть общения с людьми. Утвердила деятельный поход в развитии общения, что он активно развивает личностные качества детей и способствует приобретению знаний об окружающем мире.

И.И. Чеснокова научную деятельность посвятила изучению самосознания, в котором она видела его единением трех компонентов: самопознание, эмоционально - ценностное отношение к себе, саморегулирование поведения личности. В самосознании она предложила различать два уровня, которые соотносят знания о себе: сопоставление «Я» и другой (первый уровень); сопоставление знаний о себе: «Я и Я» с процессом аутокоммуникации (второй уровень). Это был анализ их психологического соотношения в сравнении с сознанием.

Самосознание, в её понимании, - процесс саморегулирования личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Это определяет интегративную природу психологического механизма самосознания: в каждый его акт вовлекаются отдельные психические процессы разными комбинациями, как система её психических свойств в целом.

В этом акте выделяются: мотивация, опыт обобщения и конкретные эмоции. Значит, самосознание есть стержень для создания условий целостности и преемственности в формировании функций внутреннего мира личности. Данная интегративность характеризует деятельность, в которой самосознанию отводится определенная роль.

На современном этапе В.С. Мухина исследовала знаковую функцию сознания и предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания. Её концепция построена на структурировании динамики самосознания, происходящего внутри исторически сложившейся и социально обусловленной структуры. К этому она относит: собственное имя (физический облик и индивидуальная духовная сущность); притязание на признание индивидуально-психического «Я»; индивидуальное прошлое, настоящее и будущее; долг и права личности.

Это в её понимании, эмоционально-ценностное отношение человека. социальное пространство личности с её правами и обязанностями, Она заложила основы принципиально нового направления в этнопсихологии: изучение этнического самосознания посредством изучения содержанием структурных звеньев. Ею обозначена сущность социальной единицы и уникальной ценности в развитии самосознания. Её методология в психологии стала частью научного и обыденного самосознания нового поколения.

В.А. Петровским разработана мультисубъектная теория постулата сообразности - теологический подход в психологии личности самосознания взрослого человека, вобравшая все четыре концепции: -двойственность самосознания об индивидуальности «Я»; -надситуативная активность над индивидуальностью «Я»; -персонализация в отраженности «Я»; - универсализация трансиндивидуального «Я». Подход к ней выстроен на принципах: неадаптивности идеи полагания индивидом своего многобытия в другой идеальной представленности и продолженность. В этом проявление качеств критериев существования личности, и осмысление идеи неустранимости противоречия в системе «Я» в себе и для себя и «Я» в другом и для другого. Это источник смены динамики личности.

Генезис изучения процесса самосознания имеет свои корни в развитии научной мысли философов, физиологов, психологов.

Философ И. Кант дал понимание культуры и попытался систематизировать учение о физиологии человека: Что делает природа? Каким он сотворен? Как развивается? Описал сущность человековедения: каким будет человек в результате усилий практикой знаний, в которой он - главный предмет?

И. Кант говорил о соотношения правил с общечеловеческой нравственностью, как об абсолютной цели человека. Для него это -понятие долга: поступать так, чтобы часть твоей воли могла иметь силу принципа закона. Он утверждал развитие истории по определенному плану деятельностью самих людей, как достижение прав гражданского общества.

Он выделял у человека добродетели: правдивости, честности, искренности и добросовестности. Это -главная нравственная обязанность. Утверждал знанием восприятие и рассудок, а научное знание считал отражением объективной реальности, достигнутой познанием деятельности. Придавал особое значение отношению к себе, заботе о здоровье и своей жизни данные философские высказывания становятся как бы предпосылками для разработки «Я»- концепции в будущее время.

Другой немецкий философ И. Г. Фихте выяснял природу производной или первоначальной достоверности знаний. По нему, сущность самосознания - единство сознательной деятельности с его результатами. Он пытался совместить абсолютное «Я» с человеческим самосознанием, хотя выясняется, что абсолютное «Я» присутствует в человеческой душе в виде идеалов. Выделял спонтанности самосознания, видя в нем свободу человека, единство теоретической и практической сущности. Говорил, что реальность самосознания не в чистом виде, образуется на фоне сознания или каких-то предметов. Им утверждено второе расположение наукоучения, что «Я» противополагает себе не «Я» - «Я».

Это двойственная природа сознания: «Я» противополагает делимое «Я» делимому не «Я», что дедуцирует понятия делимости или ограничения. «Я» стремится расширить сферы эмпирического и дает моральность воли, что окончательно вытесняет не «Я», а растворяет его в «Я».

Оно становится бесконечным, а не расколотым на сознательную и бессознательную деятельность. Говоря о самосознании, он не указывает причину рефлективного самосознании. Эту причину он обозначает, как вещь в себе и стремится совместить вещь в себе и идеи абсолютного «Я».

Анализ данных трудов философов, свидетельствует о продвижении изучения проблемы самосознания, стремления понять и обозначить конкретные признаки состояний человека, зависимостью осмысления своего» Я».

Уже в 18 и 19 веках обнаруживается большой интерес к этой проблеме с позиции психологии.

Немецкий психолог В.Вундт становление психологии утверждал экспериментальными методами естественных наук: в них он видел связь физиологии между мозгом и разумом. Он рассматривал психологию методом интроспекции или «самонаблюдения» - опытом сознания совместно с чувствами, эмоциями, волевыми актами.

Он создатель анализа индивидуального сознания с помощью контроля наблюдением субъекта за своими ощущениями, чувствами, представлениями и другими состояниями. Человек сам за собой наблюдает и проверяет состояние собственного мышления. В его мнении, активность регулирует мысли, нужные ассоциации и выстраивает их в связь к цели. По нему непосредственный опыт очищен от интерпретаций, а опосредованный опыт обеспечен знаниями - информацией. Анализом он пытался понять разум человека, части его сознания.

Для него сознание - свободная активная инстанция в трех измерениях эмоций: удовольствие - не удовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка. Человек в одно время может осознавать только некоторые эмоции, но не все одновременно. Практически в своих трудах В. Вундт уже оперирует такими понятиями, как контроль, активность, самонаблюдение и регуляция.

Отечественный физиолог и психолог В. М. Бехтерев является основоположником рефлексологии в России. Им опубликованы «основы учения о функциях мозга», что стало опорой достижений физиологии об учении сочетательных условных рефлексах.

Рассматривал чувства к себе и к другим, к миру свойством «самовнушения» - это своя саморегуляция с помощью слов и образов, с опорой на психические процессы преставления и воображения, как свойства личности.

Французский философ А. Бергсон считал основными особенностями человека инстинкт (интуиция) и интеллект. Говорил о формальном познании мира внешне, что человеку не хватает инстинкта - интуиции, а интеллект разрывает и комбинирует, классифицирует познания.

Он рассматривал сознание не в прошлом состоянии (куда он никогда не возвращается), а оно длится и тащит за собой весь прошлый опыт и свою память. Это как поток переживаний своего времени. Главное -неделимость и целостность, постоянное проникновение одно в другое, прошлое в настоящее. Прошлое есть, но в сознании нельзя вычислить устойчивости. В нем безличные элементы со своей идеей. Чем глубже проникновение в сознание, тем больше наше «Я» становится самим собой, а состояния сознания сливаются и окрашивают друг друга.

Человеку жизнь нельзя познать только интеллектуальным анализом, так как она подвижна и изменяема, а поток сознания находится в постоянной борьбе с инертной материей. Есть два разных «Я». Одно «Я»-углубленное размышление (наше внутреннее состояние вне измерения). Это тень нашего «Я». Мы живем больше для внешнего мира, а не для себя. Больше говорим, чем мыслим и тем действуем сами. Наше «Я» индивидуально внешнее. Оно создает условия для общения с другими. Сознание глубинного «Я» не поддается количественным определениям, а характеризуется абсолютной свободой.

Итак, вторая половина 19 и начало 20 века характеризует активное изучение человеческого сознания и начало глубинного изучения «Я» человека. Определяется сущность инстинкта и интеллекта и динамичный характер свойств сознания.

Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн говорил, что источник и движущие силы развития самосознания следует искать не во врожденных предпосылках, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми.

Данное «самосовершенствование» - активизация самообразования и самовоспитания. Это выработка желаемых качеств. Формы: система и последовательность над собой. Для полноценности нужно иметь знания и обладать навыками управления. Процесс идет как преднамеренный и не преднамеренный, произвольный и не произвольный. При непроизвольном самоконтроле есть только охват части действий, а не целого предмета. Это функция стабилизации действий.

В этом процессе регуляция связи ребенка со средой и воспитанием выполняет ведущую роль в развитии самосознания личности. В понимании Л. С. Рубинштейна ребёнок не сразу осознает себя как «Я», а в первые три года он называет себя по имени, как называют его все. Он длительное время существует, как бы для себя самого, чем для других, как самостоятельный субъект.

В. Н. Мясищев - специалист по проблемам российской психофизиологии. Личность он обозначил структурно-содержательно-целой. В разработанной концепции о личности - показана система отношения человека к миру и к себе. В ней - результат отражения действительности и взаимодействий со средой, за счет чего есть сознательные отношения в опыте избирательной психологической активности.

Показаны переживания, как общий принцип развития психологии, которые - движущая сила (степень интереса, эмоции, желания) развития личности. В.Н.Мясищев создал классификацию отношений: рациональные - иррациональные, сознательные и бессознательные, устойчивые и неустойчивые виды отношений. Высокими отношения формируются с детства в онтогенезе социально-исторических, экономических и бытовых условий. Тогда они становятся самооценкой, самопониманием, саморегуляцией.

«Самоотношение» характеризует отношения личности к своему «Я». В его структуру входит: симпатия, самопринятие, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой. О симпатии, уважении и близости (эмоциональное отношение) говорил еще В.В. Столин, это: переживание собственной ценности в чувстве самоуважения.

Л. И. Божович особое внимание уделяла формированию активности детей. По её мнению, активность -раскрывает сознательное действие на окружение природы и общества, их целевое изменение для выбора способности в управлении своего поведения и деятельности. От этого во многом зависит психическое развитие психических состояний детей. Исследуя человеческие идеалы, высшие чувства и произвольность воли, Л.И. Божович охарактеризовала структуру самосознания аффектом неадекватиости и эмпатии в самооценке, конформизм и разную устойчивость личности в периоды от рождения и до юношеского периода.

И. С. Кон определил и сравнил в психологии человека процесс и продукта самосознания. В понятии «Я» он увидел «Я» - познающего (продукт самосознания), и «Я» - познаваемого (условие для самосознания). Он дал описание значение различий действующего и рефлексивного «Я», как то, что подлежит исследованию о человеке. Им структурировано самосознание такими компонентами, как: сознание своей тождественности; сознание собственного «Я»; осознание своих психических свойств в определении системы социально -нравственных самооценок.

Д. И. Фельдштейн определил механизмы процесса сознания и самосознания личностного становления ребенка. Он считал детство целостным социальным явлением во времени: в нем физический рост, новообразования, освоение пространства и определение себя.

В современных условиях существует большое пространство и на сознание детей отовсюду поступает приток информации. Это своя самоорганизация, которая расширяет и усложняет отношения с взрослыми. В этих действиях просматривается достоинство и недостатки.

Д.И. Фельдштейн критически относился к выработке у взрослого отношений к детству. Он говорил, что мы не выделяем детство особым субъектом для взаимоотношений. Доверие взрослых к детям слабое, а они растут и в каждом возрасте другие. В целом уровень развития другой, чем это было лет 20-30 тому назад, но его новым не принимают окружающие взрослые. Учитывая это, нужно повышать его интеллект и противостоять негативу со стороны социума. Для себя необходимо составить модель полноценного человека, а центром воспитания включить «самоуважение» детей. В модель включить выявление и обозначение лучших качеств для их развития.

Нужно уделять внимание саморазвитию - развивать себя самостоятельно, без надрывов, но иметь перед собой идеал человека и найти ему применение в себе. С детьми надо говорить о правде жизни, сокровенном, подлинном и вечном духовным. Целостность свойств утверждается множественностью детерминант, что характеризуют причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки. Детерминанты сами становятся предпосылками, факторами, опосредующими звеньями.

В соответствии с данными представлениями человек строит свои действия, что и определяет его личность. Выполняет функции: структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества, мотивирования к повышению собственной значимости. Выделяют следующие ее составляющие: Я - физическое, как схему собственного тела; Я - социальное, соотносимое со сферами социально интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой); Я-экзистенциальное, как оценку себя в аспекте жизни.

Полноценное развитие самосознания возможно через активизацию самоконтроля. Это - сознательная регуляция своего поведения, деятельности и интересов. Предназначение контроля: в предупреждении и исправлении своих ошибок. Это - самооценка и самокритичность, осознание своих действий контролем в ситуации. Фундамент в нем- эталоны общественного поведения. Видами становятся: констатирующий, ситуационный и предвосхищающий.

Сопоставление среды и своего организма организацией условий проживания человека выполняет в самосознании функция саморегуляции. Постепенная динамика приспособления к смене внешних условий осуществляется саморегулирующей системой, которая управляет человеком, мобилизацией сил и опытом, своей активностью.

Определяются приемы управления: устранение внешних причин эмоциональной напряженности самовосприятия (условия для появления само-оценивания и само-подкрепления) и самоотношение). Происходит отвлечение сознания с помощью умственных действий (самоубеждение); самоанализ (самоорганизация и самоподкрепление); самоприказа (самооценка и самооценивание). На основе самооценивания строится само-подкрепление. Оно завершает процесс самоконтроля деятельности. Этот процесс, основанный на самооценивании, представляет собой использование индивидом в отношении себя поощрений (похвалы) за субъективно эффективное поведение и наказаний за неэффективное. Необходимо соблюдать воздействие принципа единства сознания и деятельности, (самовнушение и саморазвитие); слов и чувств (самовоспитание).

Выводы. Фундаментальный механизм - механизм саморегуляции, самоанализ своих действий, самоотчет, самоконтроль. Его приемы: само-ободрение, самоосуждение, самовнушение, само-убеждение и само-приказ. Это яркое проявление мотивационной основы в поведении (самоактуализация); слова действуют на эмоции, вызывая волевой акт (самоконтроль и саморегуляция. Циклический процесс

самоконтроля начинается с само-восприятия. Нужно заботиться о развитии в самосознании убеждений, вкуса, склонности и предпочтений, все компоненты самосознания.

Литература:

1. Дьяченко, М.И. Психологический словарь -справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - . М. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001, - 576 с. - ( Библиотека практической психологии)

2. Мельникова Н.В.Исторический обзор психологических знаний в научных школах и направлениях [Текст] / Н.В. Мельникова, Р.И. Канунников // уч. пособие. - изд. Шадринский Дом Печати. - г. Шадринск. -2004. - 129 с.

3. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст]: избр. психол. тр. / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ, 2004. - 399 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн — М.: Изд-во Наука, 1997. — 191 с.

Психология

УДК:159.98

кандидат психологических наук, доцент Минуллина Аида Фаридовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); студент Таишева Саида Фаридовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ТИПОМ ПЕРЕЖИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ У БУДУЩЕЙ МАТЕРИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи между типом переживания беременности у будущей матери и особенностями внутрисемейных отношений в ее актуальной и родительской семье. Установлено, для женщин с оптимальным типом отношения к беременности характерны гармоничные, зрелые отношения в семье, потребность в саморазвитии, желание иметь ребенка и высокая ответственность перед ним.

Ключевые слова: беременность, семья, родители, детско-родительские отношения, стиль воспитания.

Annotation. The article is devoted to the study of the relationship between the type of pregnancy experience of the expectant mother and the peculiarities of intrafamily relations in her current and parental family. It has been established that women with an optimal type of relationship to pregnancy are characterized by harmonious, mature family relationships, the need for self-development, the desire to have a child and high responsibility towards him.

Keywords: pregnancy, family, parents, parent-child relationships, parenting style.

Введение. Исследование взаимосвязи внутрисемейных отношений с особенностями воспитания и отношениями беременной является достаточно важным и актуальным вопросом психического здоровья семьи и детей. Благоприятная психологическая среда в семье способствует успешному протеканию беременности что, в свою очередь, непременно влияет на психическое и физиологическое состояние как самой матери так и ее будущего ребенка [13].

Исследователи, занимающиеся проблемами семьи, считают, что семья выступает в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребенка. Никто кроме самых близких для него людей не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится о нем столько, сколько делают это его семья, оказывая тем самым положительное воздействие на личность ребенка. Однако, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитание ребенка, сколько может сделать это семья [1; 15].

По мнению отечественных исследователей (А.С.Макаренко, А.И.Захарова, А.В.Петровского) основой семейного микроклимата являются межличностные отношения, определяющие его климат [4].

Именно по влиянию родителей на своего ребенка, по мнению Е.М.Волковой, можно предположить каким он станет в будущем.

Проблемой влияния родительского отношения к ребенку занимались такие исследователи как И.М.Балинский, А.В.Захаров, Р.А.Зачепицкий, В.Н.Мясищев и другие.

На детско-родительские отношения влияет тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стиль отношений и та роль, которую они выделяют ребенку в семье, тем самым формируется личность ребенка [11;12].

Формулировка цели статьи. Цель данного исследование заключалась в выявлении взаимосвязи между типом переживания беременности у будущей матери и особенностями внутрисемейных отношений в ее актуальной и родительской семье.

Изложение основного материала статьи. Для реализации поставленной цели были использованы следующие методики: 1) тест отношений беременной И.В. Добрякова (Методика ТОБ); 2) анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (Методика АСВ для родителей); 3) Тест-опросник изучения родительских установок, Е.С. Шефер и Р.К Белл (методика PARI). Исследование проходило на базе медицинских стационаров, в акушерском отделении патологии беременности г. Казани, с женщинами в возрасте от 20-40 лет, с первой беременностью. Общее количество испытуемых составило 25 человек.

На первом этапе проводилось исследование определения типа переживания беременности у будущей матери, с помощью методики ТОБ И.В.Добрякова. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.