Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ГРУППА РИСКА / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ЕDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL CONDITIONS / STUDENTS / RISK GROUP / TERRORISM / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хусаинова С. В., Угарова Н. М.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью непрерывного изучения отклоняющегося поведения обучающихся в образовательной среде. Необходимость в выявлении критериев и индикаторов для изучения группы риска - категории лиц, требующих особого внимания, позволяет внести уточнения в проведение анализа результатов наблюдения и эмпирического исследования. В данную категорию может попасть любой обучающийся, находящийся в трудной ситуации изменения, стресса и оказавшийся без поддержки близких в момент становления и развития. В статье показана возможность применения психодинамического подхода в изучении поведения лиц группы риска. Авторами проводится анализ результатов наблюдения и эмпирического исследования подверженности влиянию и поведенческой активности обучающихся. В результате проведенного исследования выявлены критерии (детерминанты) для дальнейшего изучения лиц категории особого внимания: проявление нетерпимости к окружающим; оскорбления, насмешки, пренебрежение; игнорирование (отказ в беседе, в признании); негативные стереотипы, предубеждения, поиск врага (перенос вины за несчастье и социальные проблемы); запугивание, угрозы; собственные представления о справедливости; эгоцентризм и отсутствие критики к себе и др. Выявлено, что одним из необходимых направлений в работе педагогов и педагогов-психологов является организация условий принятия лиц группы риска в образовательную среду, с учетом динамики развития их психики с неравномерностью проявления эффекта воздействия внешних раздражителей. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF DEVIATING BEHAVIOR OF RISK GROUP STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The relevance of the article is due to the need to continuously study the deviating behavior of students in the educational environment. The need to identify criteria and indicators for the study of the "risk" group makes it possible to clarify the analysis of the results of observation and empirical research. The "risk" group can include any student in a difficult situation of change, stress and without the support of loved ones at the moment of its formation and development. The article shows the possibility of applying a psychodynamic approach in studying the behavior of persons of the "risk group." The authors analyze the results of observation and empirical study of exposure to influence and behavioral activity of students. The study revealed criteria (determinants) for further study of persons of "risk" group: manifestation of intolerance towards others; insults, sneers, neglect; Ignoring (denial in conversation, in recognition); Negative stereotypes, biases, the search for the enemy (transfer of blame for misfortune and social problems); intimidation, threats; Own perceptions of fairness; Egocentrism and lack of criticism of itself, etc. It was revealed that one of the necessary directions in the work of teachers and teachers-psychologists is the organization of conditions for admission of persons of "risk" group into the educational environment, taking into account the dynamics of their psyche development with uneven manifestation of the effect of external stimuli. The article is intended for employees of the educational system, heads of educational organizations, researchers.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Психология безопасности

УДК 159.9

Детерминанты отклоняющегося поведения обучающихся группы риска в образовательной среде

Determinants of deviating behavior of risk group students in the educational environment

Хусаинова С.В., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», [email protected]

Угарова Н.М., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», sentibrina21@mail. ru

Khusainova S., Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", [email protected] Ugarova N., Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", [email protected]

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.036

Статья выполнена по государственному заданию № 0599-2019-0043 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения».

Ключевые слова: образовательная среда, психологические условия, обучающиеся, группа риска, терроризм, экстремизм.

Keywords: еducational environment, psychological conditions, students, risk group, terrorism, extremism.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью непрерывного изучения отклоняющегося поведения обучающихся в образовательной среде. Необходимость в выявлении критериев и индикаторов для изучения группы риска - категории лиц, требующих особого внимания, позволяет внести уточнения в проведение анализа результатов наблюдения и эмпирического исследования. В данную категорию может попасть любой обучающийся, находящийся в трудной ситуации изменения, стресса и оказавшийся без поддержки близких в момент становления и развития. В статье показана возможность применения психодинамического подхода в изучении поведения лиц группы риска. Авторами проводится анализ результатов наблюдения и эмпирического исследования подверженности влиянию и поведенческой активности обучающихся. В результате проведенного исследования выявлены критерии (детерминанты) для дальнейшего изучения лиц категории особого внимания: проявление нетерпимости к окружающим; оскорбления, насмешки, пренебрежение; игнорирование (отказ в беседе, в признании); негативные стереотипы, предубеждения, поиск врага (перенос вины за несчастье и социальные проблемы); запугивание, угрозы; собственные представления о справедливости; эгоцентризм и отсутствие критики к себе и др. Выявлено, что одним из необходимых направлений в работе педагогов и педагогов-психологов является организация условий принятия лиц группы риска в образовательную среду, с учетом динамики развития их психики с неравномерностью проявления эффекта воздействия внешних раздражителей.

Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, исследователей.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to continuously study the deviating behavior of students in the educational environment. The need to identify criteria and indicators for the study of the "risk" group makes it possible to clarify the analysis of the results of observation and empirical research. The "risk" group can include any student in a difficult situation of change, stress and without the support of loved ones at the moment of its formation and development. The article shows the possibility of applying a psychodynamic approach in studying the behavior of persons of the "risk group. " The authors analyze the results of observation and empirical study of exposure to influence and behavioral activity of students. The study revealed criteria (determinants) for further study of persons of "risk"

group: manifestation of intolerance towards others; insults, sneers, neglect; Ignoring (denial in conversation, in recognition); Negative stereotypes, biases, the search for the enemy (transfer of blame for misfortune and social problems); intimidation, threats; Own perceptions of fairness; Egocentrism and lack of criticism of itself, etc. It was revealed that one of the necessary directions in the work of teachers and teachers-psychologists is the organization of conditions for admission ofpersons of "risk" group into the educational environment, taking into account the dynamics of their psyche development with uneven manifestation of the effect of external stimuli.

The article is intended for employees of the educational system, heads of educational organizations, researchers.

Введение. В настоящее время наиболее актуально изучение поведенческой активности студента в образовательной среде, в период становления его профессиональной деятельности, предполагающей качественные изменения личности. Решение проблемы поиска основных детерминант отклоняющегося поведения человека, на наш взгляд, могут обеспечить научные взгляды Б.Г. Ананьева [1] о системной организации структуры человека и Л.С. Выготского [2], ориентированные на познание, прежде всего целостности человека в динамике его психологических проявлений.

Онтологическое направление определяет внутреннюю динамику психических процессов, уровень социальной адаптированности личности и эффективной саморегуляции деятельности. Динамика развития психики связана с неравномерностью проявления эффекта воздействия внешних раздражителей. Психодинамический подход с этой точки зрения является уникальным, так как в его рамках возможно изучение мотивации человеческого поведения, чувств, переживаний, влечений и т.д. Это же отмечают основатели теоретических воззрений единой и непротиворечивой психодинамической теории. Самым трудным с их точки зрения является удержание момента движения и фиксации взаимодействия элементов психики и некоторых структур личности. Психическая активность субъекта

характеризуется параметрами непрерывного взаимодействия свойств и состояний структурных компонентов психической активности субъекта. Отечественными исследователями (Ковалев А.Г. [3], Парыгин Б.Д. [5], Платонов К.К. [6] и др.) предложено различать в личности психические процессы, свойства и состояния, которые между собой взаимосвязаны и динамичны. Динамическая и статическая структуры могут находиться в противоречии, это говорит о том, что элементы могут быть противоречивыми, проявляясь в разных жизненных обстоятельствах [11].

Говоря об обстоятельствах жизни человека, всегда предполагается смещение проявления событий с позитивного на негативный характер или возникновение ситуации изменения в процессе осуществления деятельности. Такие

обстоятельства несут в себе предполагаемые риски и вызывают у человека определенные реакции на негативные события. Не всем удается, сразу справиться с вызовами общества, развитием технологий, экономическими изменениями, влекущими за собой переживания негативного характера. Фактически создаются нежелательные факторы, риски, которые могут произойти в той или иной ситуации или быть учтены и минимизированы. В ситуациях изменения отмечается поведение категории лиц с невозможностью справиться с трудностями (потери нормальных условий развития, здоровья, потери жизни и др.). Данная категория исследователями определена как «группа риска» - категория лиц, требующих особого внимания. Данную категорию описывают Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева -лица, в силу обстоятельств жизни, наиболее подверженные негативным внешним воздействиям как со стороны общества, так и его криминальных элементов, способствующих возникновению дезадаптации [7].

Ранее Хусаиновой С.В. и др. изучение группы риска проводилось с целью создания ряда психолого-педагогических условий, реализация которых будет способствовать профилактике проявления отклоняющегося поведения учащейся молодежи. Первое условие. Обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации предполагающее необходимость осуществления индивидуального взаимодействия с родителями, повышение квалификации, развитие профессиональной культуры педагогов, создание действенной общественной

родительской организации, направленной на формирование у учащихся установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия. Второе условие. Психолого-педагогическое

сопровождение учащихся группы риска. Сопровождение включает в себя, во-первых, психопрофилактическую работу (обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей); разработку конкретных рекомендаций для педагогических и психологических работников; родителей по оказанию помощи в вопросах воспитания с учетом их возрастных и

индивидуальных особенностей; осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; выявление психологических особенностей учащихся, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень. Во вторых проведение диагностики психического развития учащихся; наиболее важных особенностей деятельности; соответствие личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. В третьих, проведение психологического консультирования

(индивидуальное и групповое). В четвертых, осуществление коррекционной работы (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися группы риска, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии (выявленные в процессе диагностики). Третье условие. Разработка системы (комплекса) совместных (семья - образовательная организация) профилактических мероприятий просветительско-пропагандистского характера, реализация которых будет способствовать: формированию ценностно-ориентированных отношений; гуманизации отношений между представителями разных поколений; развитию процессов саморегуляции личности. Реализация всех выше приведенных условий позволит обеспечить необходимое взаимодействие социальных институтов (семья и образовательная организация); активизировать работу с семьей, выполняющую роль посредника между индивидом и обществом, тем самым способствуя формированию психологически устойчивой личности обучающихся, входящих в группу риска» [8].

Анализ этих феноменов существенно раскроет структурно-динамическое представление об особенностях личности группы риска как конвергентных характеристиках, позволяющих определять, в какой период произойдет слияние развития этих феноменов, определяющих их потенциал готовности к развитию человека. Одним из таких направлений исследований является изучение отклоняющегося поведения обучающегося, входящего в группу риска.

Материалы и методы исследования. В исследовании использовались тестовые методики: тест «Подверженность внешнему влиянию» С.В. Хусаинова [9]; методика «Тип поведенческой активности» Л.И. Вассерман и

Н.В. Гуменюк [4], а также психологический метод наблюдения и методы статистической обработки результатов.

Результаты исследования. Базой проведения исследования выступил ГАПОУ «Казанский колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства». Выборка составила 120 обучающихся в возрасте от 14 - 17 лет.

Целью исследования явилось выявление детерминант отклоняющегося поведения обучающегося группы риска в образовательной среде.

Одной из задач проведения исследования было составление портрета обучающегося группы риска в образовательной среде.

Портрет обучающегося, входящего в группу риска. Возраст от 14 до 23 лет. Обучающийся школы, студент ссуза или вуза. Представления которого искажены системой нравственных и правовых ценностей. Обучающийся с противоречивым настроением к окружающим, уверенно отстаивающий свою правоту и одновременно нуждающийся в самоутверждении. Он обладает плохими навыками адаптации к условиям образовательной среды. Человек, ищущий неформального общения, где насилие воспринимается как предпочтительный способ достижения цели.

В процессе включенного наблюдения нами проводился анализ наблюдений группы экспертов (согласованность при уровне значимости 0,05), на основании которого были выявлены критерии для изучения отклонения в поведении обучающегося группы риска. Критерии:

- проявление нетерпимости к окружающим;

- оскорбления, насмешки, пренебрежение;

- игнорирование (отказ в беседе, в признании);

- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки;

- поиск врага (перенос вины за несчастье и социальные проблемы);

- запугивание, угрозы;

- осквернение культурных и религиозных символов;

- собственные представления о справедливости;

- поиск правды;

- эгоцентризм и отсутствие критики к себе.

Далее студентам было предложено пройти

тест на выявление подверженности внешнему влиянию.

Получены следующие результаты, см. рисунок 1.

Рисунок 1. - Результаты опроса обучающихся по методике «Подверженность внешнему влиянию»

Далее было проведено изучение типа поведенческой активности обучающихся, входящих в группу риска. Выявлены показатели и индикаторы, способствующие отметить личностные качества студентов, склонных к внешнему влиянию. Выявлено два выраженных типа:

Тип Б (пассивность):

- легкая внушаемость, легкое попадание под влияние окружающих, пренебрежение нуждами других людей, склонность к манипуляторным действиям;

- чрезмерная чувствительность к неудачам, недовольство другими людьми, искажение пережитого, подозрительность, неуживчивость;

- стойкое чувство напряженности, озабоченности, склонность к тревожно-депрессивному поведению, уклонение от социальной деятельности;

- признаки депрессии (нарушение концентрации внимания, отсутствие энергии, низкая самооценка, пессимизм, неадекватное чувство вины, усталость, апатия, плохой сон и аппетит, суицидальные тенденции).

Тип А (активность):

- ослабление контроля над влечением и побуждением;

- беззаботность, склонность к аморальным поступкам;

- повышенная раздражительность;

- импульсивность поведения;

- дефицит общения со значимым взрослым, доверия, любви;

- эмоциональная холодность;

- агрессивное поведение.

Так как в образовательной организации основными направлениями работы являются: образовательное направление, научно-методическое обеспечение и информационно-аналитическое обеспечение, организация межкультурного взаимодействия, обобщение педагогического опыта, то в настоящее время необходимо внесение коррективов в данные

направления, включая особенность работы с группой риска. Очень часто встречаются проблемы психического здоровья, и обучающийся во внешнем взаимодействии может быть просто, очень подавленным. Мы также обнаружили в одном из наших ранних исследований, что у них есть проявление депрессии и повышение ригидности мышления [13-15].

В исследованиях, проведенных нами ранее [10], выявлено, что «для испытуемых группы риска характерны такие черты, как мнительность, чувствительность, ориентированность на более сильную личность, «слабый» тип поведения, подвластность воздействию среды. Студентам свойственны неуверенность в себе, избыточная ориентация на общепринятые нормы поведения, компромиссность, стремление к

самоутверждению и избеганию внешних контактов с интересующей группой, уход в идеализацию, некоторая сензитивность и ранимость к ситуации изменения, выраженная потребность привязанности к авторитетной личности. Поведение испытуемых направлено на избегание конфликта, поиск щадящей социальной ниши. Все это указывает на недостаток ресурсов для активной деятельности; - отсутствие реакций на развивающуюся ситуацию, это в основном приводит к уходу от контактов с окружающими. Для испытуемых группы риска свойственны следующие личностные качества: низкая контактность, пониженный фон настроения, дружелюбие, самокритичность, исполнительность, серьезность, высокая нравственность,

добросовестность, справедливость, пассивность, замедленность мышления, инертность психических процессов. Также выявлены неуверенность, пассивность в отстаивании своей позиции; они уходят от конфликта и в то же время, не принимают навязываемую позицию. Это свидетельствует об отсутствии у них повышенной внушаемости, но низком потенциале противодействия давлению со стороны».

Нами в исследованиях, проведенных ранее, выявлен высокий уровень деятельностной тревожности у лиц, входящих в категорию риска, который также подтверждает проявление состояния внутреннего напряжения в ситуации изменения. Деятельностная тревожность -психическое состояние, которое переживается субъектом перед началом новой деятельности, при построении алгоритма выбора способа действия, направленного на преодоление внутреннего напряжения этого периода [12].

Проведенное исследование показало, что присутствует необходимость организации профилактических работ с группой риска. Условием реализации которых является активизация взаимодействия обучающего и обучающегося в проводимых мероприятиях, а это интерактивные беседы с участием общественных и религиозных организаций; уроки безопасности; просмотр социальных видеороликов; групповые игры; тематические беседы; родительские собрания; участие в конкурсах.

Заключение. Таким образом, необходимость непрерывного изучения отклоняющегося поведения обучающихся в образовательной среде является одним из необходимых направлений в работе педагогов и педагогов-психологов, где необходима организация условий принятия лиц группы риска в образовательную среду. Применение психодинамического подхода в изучении поведения лиц группы риска позволит отметить ее развитие при налаживании коммуникативных связей среди сверстников. Также, изучение входящих в категорию лиц, требующих особого внимания, позволит проводить дальнейшие исследования для внесения коррективов в критерии и индикаторы в описание особенностей отклоняющегося поведения обучающихся в образовательной среде. Данная категория характеризуется тем, что в момент становления и развития обучающиеся в ситуации изменения, стресса, оказавшись без поддержки близких, подвержены внешнему влиянию.

1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

2. Выготский Л.С. Социалистическая переделка человека (оригинальная прижизненная публикация 1930 года) / Л.С. Выготский // Человек. - 2016. - Т. № 4. - С. 122-131.

3. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека Психические особенности человека / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев // Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1957-1960. - 2 т. - 264 с.

4. Методика диагностики типа поведенческой активности Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/3/68-metodika-diagnostiki-povedencheskoj-aktivnosti-l-i-vassermana-i-n-v-gumenyuka

5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.

6. Платонов К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. - М.: Мысль, 1972. - 216 с.

7. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - Москва. - Издательство: «Academia». -2008. - 256 с.

8. Хусаинова С.В. Психолого-педагогические условия профилактики экстремистского поведения учащейся молодежи / С.В. Хусаинова, Ф.Ш. Мухаметзянова, А.Р. Камалеева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4(117). - С. 19-24.

9. Хусаинова С.В. Теоретическое обоснование феномена тревоги новой деятельности / С.В.

Хусаинова // Реалии и перспективы психологической науки и практики в российском обществе / Материалы Всероссийской научнопрактической конференции; отв. ред. P.A. Ахмеров, Г.С. Прыгин. - Набережные Челны: ИУ, 2005. - С. 74-79.

10. Хусаинова С.В. Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодежи / С.В. Хусаинова, И.Ш. Мухаметзянов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3(116). - С. 113-120.

11. Baeva I.A., Zinchenko Y.P., Laptev V.V. Psychological resources of modern russian adolescents resilience to violence in the educational environment / Psychology in Russia: State of the Art. - 2016. - Т. 9. - № 3.

- С. 159-172.

12. Khusainova S.V. Palekha K. Generetion Z: ways, methods and forms of training (the questionofincreasing the motivation of students and the professional growth of teachers). Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th-13th.

- Seville, Spain. - 2019. - P. 3670-3675.

13. Blattman, C., J.C. Jamison and M. Sheridan (2017, April). Reducing crime and violence: Experimental evidence from cognitive behavioral therapy in liberia. American Economic Review 107(4), 1165-1206.

14. Gottfredson D.C., S.A. Gerstenblith, D.A. Soule, S.C. Womer, and S.Lu (2004). Do After-School Programs reduce delinquency? Prevention Science 5(4), 253-266.

15. Heller S.B., A.K. Shah, J. Guryan, J. Ludwig, S. Mullainathan, and H.A. Pollack (2017). Thinking, fast and slow? Some field experiments to reduce crime and dropout in Chicago. The Quarterly Journal of Economics 132(1), 154.

References:

1. Ananyev B.G. Personality, subject of activity, individuality / B.G. Ananyev. - M.: Direct Media, 2008. -134 p.

2. Vygotsky L.S. Socialist alteration of man (original lifetime publication of 1930) / L.S. Vygotsky // Man. -2016. - T. № 4. - S. 122-131.

3. Kovalev A.G., Myasischev V.N. Mental features of a person Mental features of a person / A.G. Kovalev, V.N. Myasishchev // Leningrad. Order of Lenin un-t them. A.A. Zhdanova. - Leningrad: Publishing house Leningrad. University, 1957-1960. - 2 t. - 264 s.

4. Methods of diagnosing the type of behavioral activity L.I. Wasserman and N.V. Gumenyuka [Electronic resource]. - Access mode: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/3/68-metodika-diagnostiki-povedencheskoj-aktivnosti-l-i-vassermana-i-n-v-gumenyuka

5. Parygin B.D. Social Psychology. Problems of methodology, history and theory / B.D. Parygin. - SPb.: IGUP, 1999. - 592 p.

6. Platonov K.K. About the system of psychology / K.K. Platonov. - M.: Thought, 1972. - 216 p.

7. Oliferenko L.Ya., Shulga T.I., Dementieva I.F. Social and pedagogical support for children at risk / L.Ya. Oliferenko, T.I. Shulga, I.F. Dementieva. - Moscow. Publisher: "Academia". - 2008. - 256 s.

8. Khusainova S.V. Psychological and pedagogical conditions for the prevention of extremist behavior of students / S.V. Khusainova, F.Sh. Mukhametzyanova, A.R. Kamaleeva // Kazan Pedagogical Journal. - 2016. - № 4 (117). - S. 19-24.

9. Khusainova S.V. Theoretical substantiation of the anxiety phenomenon of new activity / S.V. Khusainova //

Realities and Prospects of Psychological Science and Practice in Russian Society / Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference; open ed. P.A. Akhmerov, G.S. Prygin. - Naberezhnye Chelny: YIU, 2005. - S. 74-79.

10. Khusainova S.V. Analysis of psychophysiological characteristics of exposure to influence (recruitment) of students / S.V. Khusainova, I.Sh. Mukhametzyanov // Kazan Pedagogical Journal. - 2016. - № 3(116). - S. 113-120.

11. Baeva I.A., Zinchenko Y.P., Laptev V.V. Psychological resources of modern russian adolescents resilience to violence in the educational environment / Psychology in Russia: State of the Art. - 2016. - T. 9. - № 3. - S. 159-172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Khusainova S.V. Palekha K. Generetion Z: ways, methods and forms of training (the questionofncreasing the motivation of students and the professional growth of teachers). Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th-13th. -Seville, Spain. - 2019. - P. 3670-3675.

13. Blattman C., J.C. Jamison and M. Sheridan (2017, April). Reducing crime and violence: Experimental evidence from cognitive behavioral therapy in liberia. American Economic Review 107 (4), 1165-1206.

14. Gottfredson D.C., S.A. Gerstenblith, D.A. Soule, S.C. Womer, and S. Lu (2004). Do after-school programs reduce delinquency? Prevention Science 5 (4), 253-266.

15. Heller S.B., A.K. Shah, J. Guryan, J. Ludwig, S. Mullainathan, and H.A. Pollack (2017). Thinking, fast and slow? Some field experiments to reduce crime and dropout in Chicago. The Quarterly Journal of Economics 132 (1), 1-54.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.