Научная статья на тему 'Концепция психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности'

Концепция психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
329
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТИПОЛОГИЯ / МЕХАНИЗМЫ / МЕТОДИКИ / КОНЦЕПЦИЯ / TRAINEE / PSYCHOLOGICAL STABILITY / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY / TYPOLOGY / MECHANISMS / METHODS / CONCEPT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хусаинова С. В.

Актуальность исследования психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности, в настоящее время определена тем, что идет активный процесс внедрения инноваций во все сферы жизнедеятельности человека. Изучение психологической устойчивости, ее проявлений в учебно-профессиональной деятельности субъекта фактически определяется тем, что назрела необходимость получения точных научных данных о работе таких механизмов для управления процессами психологического развития личности и процессами перестройки социального поведения. Автором представлены концептуальные положения психологической устойчивости обучающегося; раскрыты психологические особенности его современной учебно-профессиональной деятельности. Выводные методологические основания (подходы, закономерности, принципы) составляют ядро концепции, реализация которой обусловливается доказанными авторами механизмами и применением авторских методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хусаинова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF PSYCHOLOGICAL STABILITY OF THE TRAINING IN TRAINING AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

The urgency of the study of the psychological stability of the trainee in the educational and professional activity is currently determined by the fact that an active process of introducing innovations into all spheres of human life is under way. The study of psychological stability, its manifestations in the subject's educational and professional activity is actually determined by the fact that it is time to obtain accurate scientific data on the operation of such mechanisms for managing the processes of psychological development of the personality and the processes of restructuring social behavior. The author presents the conceptual provisions of psychological stability of the student; The psychological features of the modern educational and professional activity of the student are revealed. Derived methodological grounds (approaches, patterns, principles) form the core of the concept, the realization of which is determined by the authors' proven mechanisms and the use of authoring techniques.

Текст научной работы на тему «Концепция психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности»

УДК 159:378

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.В. Хусаинова

Аннотация. Актуальность исследования психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности, в настоящее время определена тем, что идет активный процесс внедрения инноваций во все сферы жизнедеятельности человека. Изучение психологической устойчивости, ее проявлений в учебно-профессиональной деятельности субъекта фактически определяется тем, что назрела необходимость получения точных научных данных о работе таких механизмов для управления процессами психологического развития личности и процессами перестройки социального поведения. Автором представлены концептуальные положения психологической устойчивости обучающегося; раскрыты психологические особенности его современной учебно-профессиональной деятельности. Выводные методологические основания (подходы, закономерности, принципы) составляют ядро концепции, реализация которой обусловливается доказанными авторами механизмами и применением авторских методик.

Ключевые слова: обучающийся, психологическая устойчивость, учебно-профессиональная деятельности, типология, механизмы, методики, концепция.

CONCEPT OF PSYCHOLOGICAL STABILITY OF THE TRAINING IN TRAINING AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

S. Khusainova

Abstract. The urgency of the study of the psychological stability of the trainee in the educational and professional activity is currently determined by the fact that an active process of introducing innovations into all spheres of human life is under way. The study of psychological stability, its manifestations in the subject's educational and professional activity is actually determined by the fact that it is time to obtain accurate scientific data on the operation of such mechanisms for managing the processes of psychological development of the personality and the processes of restructuring social behavior. The author presents the conceptual provisions of psychological stability of the student; The psychological features of the modern educational and professional activity of the student are revealed. Derived methodological grounds (approaches, patterns, principles) form the core of the concept, the realization of which is determined by the authors' proven mechanisms and the use of authoring techniques.

Keywords: trainee, psychological stability, educational and professional activity, typology, mechanisms, methods, concept.

Анализ состояния научных исследований позволил определить, что в настоящее время в системе профессионального образования выявлена тенденция, ориентированная на непрерывное инновирование социально-профессиональной сферы, повлекшее за собой, в том числе, и обновление образовательных стандартов. Современные требования к качествам личности, как то: адаптивность, динамичность, мобильность, готовность к изменениям, фундаментальность профессиональных базовых знаний, наличие навыков и опыта профессиональной деятельности, актуализируют вопросы развития необходимых личностных характеристик, востребованных социумом в контексте непрерывного образования (В.В. Краевский, А.П. Тряпицына, Е.В. Бондаревская, Г.А. Бордовский и др.). Психологическая и социокультурная стороны повергают данный процесс к издержкам и исключению

многогранной и интегративной роли системы самоуправления в целостной методологии, которая направлена на развитие взаимосвязанных элементов в единстве общих свойств и закономерностей, определяющих развитие психологической устойчивости.

Таким образом, исследование

психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности и разработка ее Концепции обусловливают:

- реализация «непрерывного образования - образования в течение всей жизни», а следовательно, и идея непрерывного развития личности;

- видоизменение учебно-профессиональной деятельности в современных условиях, заключающееся в трансформации ролей педагога и обучающегося в условиях доступности знаний и высокой информированности;

- необходимость теоретического обоснования образовательного психолого -педагогического потенциала обучающегося, позволяющего «осилить» поставленные социумом задачи профессиональной подготовки;

- обеспечение психологической безопасности образовательной и молодежной среды [1;2].

Цель Концепции: формирование методологии и механизма развития психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности,

способствующей его профессиональному и личностному становлению.

Ведущая идея Концепции заключается в представлении психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности как системного конструкта, зарождающегося и функционирующего совместно с другими регуляторными подсистемами обучающихся в учебно-профессиональной деятельности,

способствующего их стабилизирующему приращению и обусловливающему личностное и профессиональное развитие.

Границы применения Концепции ограничены учебно-профессиональной деятельностью

обучающихся - особой формой деятельности, результатом, которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков обучающегося, а также развитие его личностных качеств профессионала и профессиональных способностей.

Определению сущности психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности способствует ее представление как свойства личности, передающего отражение способности к удержанию стабильного ответа на внешний вызов в длительный период времени для нормального уровня функционирования психики человека в ситуации изменения, вызванной реализацией учебно-профессиональной деятельности.

Инициация и развитие психологической устойчивости обучающегося определяются структурой его личностных характеристик, которые выступают показателями преодоления внутреннего барьера (тревожности) при осуществлении учебно-профессиональной

деятельности.

Функция психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности отождествляется с функцией развития, которая проявляется в характеристиках, связанных с увеличением активности личности, расширением познавательной сферы и системы

межличностных отношений, профессионально-личностным становлением.

Проявление психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности осуществляется не только в индивидуально-дифференциальных различиях, эмоциональных проявлениях, психических состояниях, но и в восстановлении и поддержании организации разных подсистем личности и регуляции.

Теоретико-методологическим основанием исследования психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности выступают:

- системный подход (П.К. Анохин, В.Н. Бехтерев, Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен, Е.П. Ильин, Ж. Пиаже и др.), обусловливающий возможность исследования характера психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности (вертикальный или горизонтальный), ее закономерностей, развития и функционирования, и определения отношений с другими системами, которые не проявляются как взаимозаменяемые;

- деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко и др.), определяющий изучение психологических процессов в учебно-профессиональной деятельности обучающегося, являющегося «центром» обучения (мотивы, цели, потребности);

- конвергентный подход (Ф. Ван де Вайвер, К. Леун, Д. Кемпбелл, О. Вернер и др.), обусловливающий образовательную среду продуктивного типа и формирующий условия готовности к учебно-профессиональной деятельности обучающего и обучающегося, где обучающий, объединяя необходимые методы и технологии, определяет оптимальную траекторию достижения необходимого результата обучающегося.

Реализации названных подходов в целях исследования психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности способствуют следующие закономерности и принципы:

1. Закономерность о неравномерном характере формирования подструктур психологической устойчивости выражается в том, что составляющие ее компоненты (психоэмоциональные, когнитивные, мотивационные, поведенческие) у обучающегося проявляются на разных временных отрезках учебно-профессионального развития. Данная закономерность объективно определяет следующие принципы:

- принцип всестороннего изучения, предполагающий максимально широкий взгляд на понятие психологической устойчивости, исследование его внутренней структуры, источников возникновения и динамики и характера воздействия на личность будущего профессионала;

- принцип единства теории и практики, реализуемый, во-первых, через акцентуацию конструкта психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности, и, во вторых, в форме его внедрения в практику образования как инструмента профессионального и личностного развития обучающегося;

- принцип валидности, который касается обоснованности подбора методического аппарата для исследования психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности.

2. Закономерность о непрерывности развития обусловливается психологической устойчивостью обучающегося, включающей в себя характеристики личности и регуляторные системы (специфический образовательный ресурс), задающий ведущую деятельность замкнутой цепочки непрерывного образования. Данная закономерность раскрывается в следующих принципах:

- принцип единства сознания и деятельности, демонстрирующий, что включение того или иного психического процесса в различные виды деятельности человека меняет его результативность и другие свойства;

- принцип конфигуративности, способствующий внутреннему развитию обучающегося, где внутреннее содержание образования образует базис его непрерывности и иерархическое распределение психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности.

3. Закономерность о дискретном характере развития психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности, обусловливающая определение состава системы, в которой установились функциональные взаимосвязи отдельных компонентов для достижения цели - формирования, развития, профессионального и личностного становления обучающегося. Из данной закономерности логично вытекает принцип детерминизма, обусловливающий накопление потенциала устойчивости через формирование компетенций обучающимся в учебно-профессиональной деятельности, способствующего его

профессиональному и личностному

положительным изменениям. Его внешние и внутренние проявления обнаруживаются в личностных характеристиках обучающегося и его поведении.

3. Закономерность об адаптивности психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности подразумевает ее способность к восстановлению адаптивных характеристик обучающегося на трех уровнях: индивидуально-психологическом, социально-психологическом и организационном. Данная закономерность обусловливается:

- принципом активности, способствуя наполнению позитивных устойчивых личностных характеристик и расширению системных качеств психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности на протяжении всей жизни;

- принципом итерации, определяющим механизм накопления психологической устойчивости - развитие психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности осуществляется итеративно, совершая возвратное приближение для уточнения и закрепления результата познания.

4. Закономерность о роли тревожности в психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности: изменение тревожности, выступающей препятствием развитию психологической устойчивости обучающегося с позиции ее уровня, включающий механизм преодоления сопротивления перед предстоящей или новой задачей в учебно-профессиональной деятельности обучающегося. Реализации данной закономерности способствуют:

- принцип преодоления психологических барьеров обусловливающий самовосполнение потенциала устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности в трудной ситуации;

- принцип осознанной саморегуляции, позволяющий выделить уровень владения навыками организации выполнения учебно-профессиональной деятельности и ее регуляции, осуществляющий интегрирующую функцию по отношению к действиям человека, а также психическим процессам и состояниям, которые включаются в процесс учебно-профессиональной деятельности.

Методико-инструментальная основа

исследования психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности представлена:

а) модельными конструктами, способными с необходимой для поставленной задачи точностью воспроизвести ее конфигурацию, взаимосвязи и функционал:

- модель интеграции психологической устойчивости и учебно-профессиональной деятельности, обусловливающей получение уровневого представления их детальных характеристик и механизма инициации;

- функциональная модель психологической устойчивости в учебно-профессиональной деятельности, подчеркивающая возможность определения степени накопления потенциала психологической устойчивости обучающегося, характеризующего развитие обучающегося в учебно-профессиональной деятельности за счет теоретического обособления процесса формирования и развития психологической устойчивости;

- адаптивная модель психологического сопровождения обучающегося, обусловливающая состояние психологической безопасности и адекватные условия развития стабильных психологических качеств обучающихся посредством усилий руководителей образовательных организаций, педагогов, психологов через формирование социально безопасной образовательной среды;

б) методиками исследования психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности:

- авторская методика «Деятельностная тревожность (как барьер)», способствующая выявлению психологических состояний обучающегося в учебно-профессиональной деятельности, затрудняющих его личностное и профессиональное развитие с целью определения необходимости психолого-педагогического сопровождения [3;4];

- авторская методика «личностно-социальная устойчивость обучающегося», построенная на анализе системы показателей (объектный, личностный и ситуативный компоненты) и обусловливающая анализ состояния психологической защищенности обучающихся и образовательной среды в целом и

способствующая обоснованию профилактических мероприятий [5].

Данные методики обеспечивают

инструментальную базу для реализации мониторинга состояния психологической устойчивости (обучающихся в учебно-профессиональной деятельности и

образовательной среды), способствуя непрерывному совершенствованию

образовательного процесса, исследованию психологической напряженности молодежной среды и психологической безопасности образовательной организации. По результатам мониторинга, при обнаружении групп риска «включается» авторский алгоритм

психологического сопровождения,

нивелирующий негативные проявления путем реализации профилактических мероприятий.

Ожидаемые результаты Концепции психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности

заключаются:

- на теоретическом уровне - в развитии методологии непрерывного образования «обучение через всю жизнь» с позиции педагогической психологии;

- на содержательном уровне - введении в теорию педагогической психологии психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности как системного конструкта, обусловливающего выявление барьеров, препятствующих профессионально-личностному развитию обучающихся;

- на методическом уровне - выявлению и классификации психологической устойчивости обучающегося (на основе авторских методик), способствующих определению специальных личностных характеристик для определения траектории обучения и профессионального отбора;

- на организационном уровне - возможности психолого-педагогической коррекции учебно-профессиональной деятельности за счет потенциала психологической устойчивости обучающегося в его профессионально-личностном развитии.

Литература:

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева. - Санкт-Петербург, 2002. - 271 с.

2. Хусаинова С.В. Исследование особенностей психологической защищенности участников образовательных отношений / С.В. Хусаинова, И.Ш.

Мухаметзянов // Человек и образование. - 2017. - № 2. -С. 29-33.

3. Хусаинова С.В. Тест на определение психического состояния деятельностной тревоги субъекта / С.В. Хусаинова // Вестник торгово-технологического института. - 2010. - № 3. - С. 308-316.

4. Khusainova S.V. et al. Improvement of testing procedures on the basis of students peculiarities identification to self-management / S.V. Khusainova, I.V. Muskhanova, A.Kh. Yakhyaeva, E.V. Makarova, L.I. Tararina, A.K. Shaikhlislamov // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2017. - Vol. 7. - № 2. - P. 186-192.

5. Хусаинова С.В. Методика измерения личностно-социальной устойчивости в учебно-профессиональной деятельности / С.В. Хусаинова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 28. - № 2. - С. 239-248.

Сведения об авторе:

Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: [email protected]

Data about the author:

S. Khusainova (Kazan, Russia), candidate of psychological sciences, senior researcher, FGBNU "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.