Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА БЕЗОПАСНОСТИ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Любовь Александровна

В статье обоснована актуальность проблемы образования будущего учителя как субъекта безопасности. Образование будущего учителя как субъекта безопасности - ведущий фактор его непрерывного самообразования, меняющей характеристики включенности во все сферы жизни, в том числе и в профессиональную. Необходим поиск и реализация условий обретения будущим учителем личностных смыслов педагогической норм и требований, способности к их обогащению в безопасных инновациях образования и самообразования. Выделены противоречия в ее разрешении. Аргументировано изложена степень изученности проблемы. Определена ее новизна для теории и практики профессионального образования. К философским детерминантам отнесены: философская рефлексия роли Человека в эволюционном развитии, кризис социогуманитарного образования. Среди общенаучных детерминант определены: становление постнеклассического типа научной рациональности, развитие новых форм мышления. В числе педагогических детерминант обозначены: децентрация понятийного аппарата безопасности в педагогике. Сделан вывод о необходимости целостной педагогической рефлексии имеющегося опыта, концептуальный синтез инновационных педагогических практик образования будущего учителя как субъекта безопасности в русле перспективы устойчивого индивидуального и общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF THE FUTURE TEACHER'S EDUCATION AS A SECURITY SUBJECT

The article substantiates the relevance of the problem of education of the future teacher as a subject of security. The education of a future teacher as a subject of security is a leading factor in his continuous self-education, changing the characteristics of involvement in all spheres of life, including professional. It is necessary to search and implement the conditions for the future teacher to acquire personal meanings of pedagogical norms and requirements, the ability to enrich them in safe innovations of education and self-education. Contradictions in its resolution are highlighted. The degree of study of the problem is presented in a reasoned manner. Its novelty for the theory and practice of vocational education is determined. Philosophical determinants include: philosophical reflection on the role of Man in evolutionary development, the crisis of socio-humanitarian education. Among the general scientific determinants are identified: the formation of a post-non-classical type of scientific rationality, the development of new forms of thinking. Among the pedagogical determinants are: the decentralization of the conceptual apparatus of security in pedagogy. The conclusion is made about the need for a holistic pedagogical reflection of the existing experience, a conceptual synthesis of innovative pedagogical practices of education of the future teacher as a subject of security in line with the prospects of sustainable individual and social development.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА БЕЗОПАСНОСТИ»

14. Хафизова, К.А. Особенности формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников / К.А. Хафизова // Интерактивная наука. - 2019. - № 6 (40). - С. 100-102. - Электрон. копия доступна на сайте электрон. науч. б-ки eLibrary. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38520010 (дата обращения: 20.02.2021). - Режим доступа: после регистрации.

15. Шавшаева, Л.Ю. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников с различными видами самооценки / Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 2 (27). - С. 258-262. - Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-umeniy-starshih-doshkolnikov-s-razlichnymi-vidami-samootsenki (дата обращения: 20.05.2021)

16. Шастина, А.Е. Социальные компетенции старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: формирование и управление развитием / А.Е. Шастина. - Москва, 2019. - [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41658406 (дата обращения: 07.12.2022)

17. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

18. Adler, A. The Education of Children / A. Adler. - London: Routledge, 2015. - P. 310.

19. Kemp, G. Learning Disabilities and Disorders [Electronic resource] / G. Kemp, M. Smith, J. Segal // Help Guide. - 2020. -URL: http://www.helpguide.org/articles/learning-disabilities/learning disabilities.htm

20. Lloyd, J.E.V. From Kindergarten readiness to fourthgrade assessment: Longitudinal analysis with linked population data / Jennifer E.V. Lloyd, Clyde Hertzman // Social Science & Medicine. - 2009. - Vol. 68. - P. 111-123

21. Orap, M.O. Speech competence and speech activity in the structure of the structure of the personality [Electronic resource] / M.O. Orap. - Eastern European National University named after Lesya, 2014. - URL: articles/2014/983-1415346182.pdf

22. Sassu, R. The Evaluation of School Readiness for 5-8 Years Old Children Cognitive, SocialEmotional, and Motor Coordination and Physical Health Perspectives / Raluca Sassu // Cognitie, Creier, Comportament / Cognition, Brain, Behavior. -2007. - Vol. 11. - № 1. - P. 67-81

23. Scott, L.C. Conceptualization of readiness and the content of early learning standards: The intersection of policy and research? / Catherine Scott Little, Sharon Lynn Kagan, Victoria Stebbins Frelow // Early Childhood Research Quarterly. - 2006. -Vol. 21. - P. 153-173

24. Sillars, A.L. Communication: Basic properties and their relevance to relationship research. / A.L. Vangelisti, D. Perlman (Eds.). The Cambridge Handbook of Personal Relationships. - 2006. - P. 331-351

25. Uren, N. Pretend play, social competence and involvement in children aged 5-7 years: The concurrent validity of the Child-Initiated Pretend Play Assessment / N. Uren, K. Stagnitti // Australian Occupational Therapy Journal. - 2009. - Vol. 56. - № 1. -P. 33-40

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, доцент Акимова Любовь Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы образования будущего учителя как субъекта безопасности. Образование будущего учителя как субъекта безопасности - ведущий фактор его непрерывного самообразования, меняющей характеристики включенности во все сферы жизни, в том числе и в профессиональную. Необходим поиск и реализация условий обретения будущим учителем личностных смыслов педагогической норм и требований, способности к их обогащению в безопасных инновациях образования и самообразования. Выделены противоречия в ее разрешении. Аргументировано изложена степень изученности проблемы. Определена ее новизна для теории и практики профессионального образования. К философским детерминантам отнесены: философская рефлексия роли Человека в эволюционном развитии, кризис социогуманитарного образования. Среди общенаучных детерминант определены: становление постнеклассического типа научной рациональности, развитие новых форм мышления. В числе педагогических детерминант обозначены: децентрация понятийного аппарата безопасности в педагогике. Сделан вывод о необходимости целостной педагогической рефлексии имеющегося опыта, концептуальный синтез инновационных педагогических практик образования будущего учителя как субъекта безопасности в русле перспективы устойчивого индивидуального и общественного развития.

Ключевые слова: образование, будущий учитель, безопасность, субъект.

Annоtation. The article substantiates the relevance of the problem of education of the future teacher as a subject of security. The education of a future teacher as a subject of security is a leading factor in his continuous self-education, changing the characteristics of involvement in all spheres of life, including professional. It is necessary to search and implement the conditions for the future teacher to acquire personal meanings of pedagogical norms and requirements, the ability to enrich them in safe innovations of education and self-education. Contradictions in its resolution are highlighted. The degree of study of the problem is presented in a reasoned manner. Its novelty for the theory and practice of vocational education is determined. Philosophical determinants include: philosophical reflection on the role of Man in evolutionary development, the crisis of socio-humanitarian education. Among the general scientific determinants are identified: the formation of a post-non-classical type of scientific rationality, the development of new forms of thinking. Among the pedagogical determinants are: the decentralization of the conceptual apparatus of security in pedagogy. The conclusion is made about the need for a holistic pedagogical reflection of the existing experience, a conceptual synthesis of innovative pedagogical practices of education of the future teacher as a subject of security in line with the prospects of sustainable individual and social development.

Key words: education, future teacher, security, subject.

Введение. Обеспечение безопасности в образовании и образование будущего учителя как субъекта безопасности нормативно обусловлены. Образование будущего учителя как субъекта безопасности связано с национальной безопасностью России, устойчивым развитием общества, необходимостью в «человеческом капитале» [1; 2; 7]; основными направлениями содействия благополучию для всех в любом возрасте.

Институциональные риски сохранения специфики национально-государственных образовательных систем, их культурного многообразия и конкурентоспособности ввиду интернационализации отечественного образования, снижают престиж педагогической профессии, социальный статус педагогических работников.

Реформа системы высшего образования увеличивает риски образования будущего учителя как субъекта безопасности, вследствие противоречий целевых, содержательных и технологических приоритетов подготовки педагогических кадров:

- социальной и гуманитарной ориентированности - соответствия интересам общества и государства (общественная безопасность) и будущего учителя (личная безопасность);

- единства и многообразия - поддержки базовых национальных ценностей и в то же время, предоставления выбора ценностных ориентиров, чтобы каждый будущий учитель смог сформировать индивидуальную систему ценностей для достижения жизненных и профессиональных целей;

- фундаментальности и практико-ориентированного характера - трансляции предельно общих знаний о закономерностях разнообразных явлений и процессов и развития конкретных навыков обеспечения личной безопасности.

Таким образом, образование будущего учителя как субъекта безопасности должно быть ориентировано на признании уникально неповторимой ценности человека, его роли в развитии самого себя и социума, социальной ответственности за качество педагогического труда [3], требует социогуманитарной трансформации содержания высшего образования (осуществляющегося и для будущего учителя, и для общества). Однако, речь не идет об отрицании конвенционально признанных (традиционных) форм, методов, средств высшего образования будущего учителя, сложившихся на разных этапах его развития, а о творческом синтезе полипарадигмального педагогического опыта реализации идеи безопасности в образовании.

Реализация идеи безопасности в образовательной среде педагогического вуза позволяет рассматривать образование будущего учителя как субъекта безопасности ведущим фактором его непрерывного самообразования, меняющей характеристики его включенности во все сферы жизни, в том числе и в профессиональной [6]; культуру безопасного образа жизни будущего учителя - особым интегративным личностным качеством, обеспечивающим минимизацию образовательных рисков в педагогической реальности, в неопределенности педагогического взаимодействия посредством адекватного идее безопасности выбора средств достижения жизненных и профессиональных целей, основанного на опыте, востребованного «здесь и сейчас» и в перспективе будущего. Необходим поиск и реализация условий перевода нормативного педагогического знания в ценностное, обретения будущим учителем личностных смыслов педагогической норм и требований [5], способности к их обогащению в безопасных инновациях образования и самообразования [6].

Изложение основного материала статьи. Безопасность, как объект педагогической рефлексии имеет разнообразные смысловые контексты: для себя или для другого; как внутренние или внешние условия саморазвития; как характеристика определенного вида деятельности, его свойства, качества.

Безопасность как образовательный результат отражена: в готовности студентов к безопасной профессиональной деятельности (Н.С. Ефимова); культуре безопасности жизнедеятельности человека (Л.Н. Горина); характеристике безопасной личности (Н.А. Лызь); личной безопасности студентов как личностной компетенции (О.В. Писарь).

Безопасность как характеристика профессиональной деятельности будущего учителя представлена в русле специализации: в профессиональной подготовке учителя безопасности жизнедеятельности (Л.А. Михайлов, С.Н. Вольхин); в подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности (С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров).

Безопасность как внешние условия саморазвития обучающихся, функции учителя, введена в характеристику пространства безопасного детства и образовательной среды (М.В. Погодаева, Е.А. Алисов).

Безопасность как характеристика качества образования исследована в области физического саморазвития учащихся (П.И. Костенюк), информационной культуры (В.П. Поляков); как средство минимизации школьных факторов риска жизни и здоровью обучающихся (Н.П. Абаскалова, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева) представлена в здоровьесберегающих технологиях (Н.К. Смирнов, Н.В. Сократов, Ф.Ф. Харисов) для обеспечения уровня образованности не ниже образовательных стандартов (С.Г. Сериков).

Безопасность как свойство высшего образования отражена в требованиях ФГОС ВО к подготовке бакалавра педагогического образования, как мета-предметный образовательный результат высшего образования будущего учителя представлена универсальной компетенцией бакалавра педагогического образования.

Контекстуальная природа безопасности в педагогических исследованиях с одной стороны, подтверждает ее свойство «тотального охвата» в решении педагогических проблем, с другой, препятствует ее целостной педагогической рефлексии, ввиду имманентности в педагогике. За пределами современного педагогического осмысления находятся ее глубинные основания, обнаруженные нами в развитии антропологического дискурса «заботы о себе» в истории античной педагогики (В.К. Пичугина). Французский философ, историк и культуролог М. Фуко, указывает на то, что в античности «забота о себе» не только не связана с эгоизмом или самозамыканием, а напротив, исключает то, что в современной науке связывают с механизмами деструктивных (опасных) изменений личности.

Современное осмысление идеи безопасности в образовании как «заботы о себе» актуализирует необходимость фундаментализации, гуманизации и гуманитаризации образования путем социогуманитарного синтеза образовательных парадигм в тенденции единой гуманной социально-личностной образовательной парадигмы (В.И. Загвязинский), интегральным показателем которой выступает непрерывно реализующаяся способность будущего учителя к самообразованию, как субъекта безопасности.

Необходим поиск современных средств реализации образования будущего учителя, как практики культуропорождения (Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина), осуществляющейся и для человека, и для общества; как результат взаимодействия активности внешних и внутренних причин (Н.А. Лызь); состояние среды (внешних к обучающемуся условий), не снижающей во времени вероятность достижения его жизненных целей и как личностное свойство, качество (образовательный результат), позволяющее ему быть безопасным как для самого себя, так и для окружающей среды, ориентированным на добро, способного к созиданию и развитию.

Значимо для нашего исследования философское осмысление безопасности как культурно-значимого и в культуре укорененного феномена, «суть состояние целевое» (Ю.В. Фетисова), идея которой имманентно направлена на идеальный образ действия в русле обеспечения качества осуществляемой жизнедеятельности.

Таким образом, для педагогического осмысления образования будущего учителя как субъекта безопасности имеется достаточный научный базис во взаимосвязи с философскими, общенаучными и конкретно научными детерминантами.

Философские детерминанты:

1) философская рефлексия роли Человека в эволюционном развитии, формирующая образ Человека будущего «заботящегося о себе», как субъекта безопасности (О.А. Базалук, М.С. Каган, Ю. М. Осипов, В. А. Рыбин), в его творческой деятельности (И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин), свободе (В.Е.Лепский, Ю.А. Шрейдер), гуманизме (Э.С. Маркарян). актуализируя субъектную проблематику в педагогике;

2) кризис социогуманитарного образования, как результат ценностной дезорганизации индивидуального и общественного сознания, разрушающий основы национальной безопасности России. Содержание высшего образования будущего учителя оказалось в разрыве ценностей, между не актуальными ценностями (вследствие изменений в обществе) и не устоявшимися, не сложившимися как универсальная общепринятая система, утратив значимость связи духовно-нравственного развития народа с его исторической судьбой, способность к воспроизводству педагогических кадров в русле противостояния информационным войнам, разворачивающимся в глобальной межгосударственной межэтнической конкуренции за ресурсы, территории и финансовое могущество (В.Л. Шульц). Крайне важно подготовить будущего учителя к формированию ценностного сознания молодежи (Н.С. Розов), смысложизненные ценности, идеалы и ориентиры (Ч.С. Кирвель). Для реализации идеи безопасности в высшем образовании будущего учителя необходим синтез социально-ориентированных смыслов его индивидуальных изменений и гуманитарно-ориентированных «человекомерных», гуманистических смыслов (О.В. Санникова) изменений образовательных процессов. Востребовано педагогическое осмысление социогуманитарной трансформации содержания высшего образования - идейного базиса становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя, как субъекта безопасности обеспечивающего актуализацию, наращивание и плодотворную реализацию потенциала среды педагогического вуза в фундаментализации, гуманизации и гуманитаризации образования.

Общенаучные детерминанты:

1) становление постнеклассического типа научной рациональности. В числе причин смены господствующих парадигм научного познания педагогической действительности - осознание связей: продуктов научно-технического развития с системой образования - саморазвивающейся социогуманитарной (человекоразмерной) системой; системы образования и деятельности учителя в преодолении проявлений глобального кризиса базовых ценностей и этических регуляторов в переходе от техногенного к социогуманитарному типу цивилизационного развития. Необходима преемственность и конвергенция теорий и концепций классического, неклассического и постнеклассического типов научной рациональности (В.С. Степин, В.Е. Лепский), как наиболее адекватного способа выявления закономерностей образования будущего учителя как субъекта безопасности;

2) развитие новых форм мышления, нормативных основ проводимых педагогических исследований в условиях актуализации проблем безопасного образования. Для современного этапа научного познания характерно переосмысление основных научных категорий с учетом мета-системного уровня познания Целого (А.В. Карпов, Н.Е. Рубцова). Реализация идеи общей безопасности в образовании нуждается во всестороннем учете факторов, связей и отношений, порождающих и развивающих культуру безопасного образа жизни будущего учителя с опорой на философскую логику когнитивной науки, реализующуюся в тринитарном мышлении (Р.Г. Баранцев), триалектике (Е.П. Борзова, В.В. Бушуев, В.С. Голубев, В.Н. Крутько), синкретике (С.Г.Федосин), языке тенрарного описания (А.И. Уёмов, Л.Л. Лионенко), правилах построения научного дискурса в социогуманитарном исследовании (Г.Х. Валеев).

Педагогические детерминанты:

1) децентрация понятийного аппарата безопасности в педагогике, обусловленная противоречиями: «забота о себе -забота о Других» «социальное - гуманитарное», «единичное - общее», «ценность - норма», «сохранение - развитие», «экзистенциальное - трансцендентальное», «субъект - субъект»; 2) отсутствие целостной образования будущего учителя как субъекта безопасности в единстве цели, ценностей, смыслов минимизации рисков самообразования в интересах Человека, семьи, общества, государства; 3) потребность в современной концепции образования будущего учителя как субъекта безопасности. Необходима целостная педагогическая рефлексия имеющегося опыта, концептуальный синтез инновационных педагогических практик, формирующих единство закономерностей, идей, принципов, модели, условий, программно-технологического обеспечения охраны жизни, здоровья и образования будущего учителя как субъекта безопасности в русле перспективы устойчивого индивидуального и общественного развития.

Совокупность детерминант определяет актуальность исследования, ориентированного на решение важной научной проблемы.

Выводы. Актуальность проблемы образования будущего учителя как субъекта безопасности, ее недостаточная разработанность для теории и методики высшего образования определили направление дальнейших исследований -социогуманитарная трансформация содержания высшего образования, способствующая освоению будущим учителем сущности безопасности как «заботы о себе», ее места и роли в жизни, в педагогической теории и практике, форм и условий проявления, существования и развития, овладения способами самообразования.

Литература:

1. Акимова, Л.А. Культура безопасного образа жизни будущего учителя (теория и практика становления) / Л.А. Акимова. - Москва: Перо, 2020. - 311 с.

2. Акимова, Л.А. От онтологии понятия "безопасность" к аксиологии обеспечения безопасности в образовании / Л.А. Акимова // Наука-2020. - 2021. - № 1 (46). - С. 52-56

3. Белова, С.В. Гуманитарный аспект профессиональной подготовки будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности / С.В. Белова, С.Н. Ботова, Т.С. Хазыкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2021. - № 2 (155). - С. 72-76

4. Модель субъективной оценки профессионального благополучия учителя в контексте обеспечения безопасной образовательной среды / Э.Н. Гилемханова, Р.М. Хусайнова, И.И. Лушпаева [и др.]. // Образование и саморазвитие. - 2022. - Т. 17. - № 4. - С. 288-302

5. Научно-методическое обеспечение безопасности образовательной среды: системно-комплексный подход / Дворникова Е.И., Джегутанова Н.И., Коблева А.Л. [и др.]. - Ставрополь: ИП Тимченко О.Г., 2022. - 96 с.

6. Орехова, И.Л. Гибкие навыки как условие профессионального становления педагога / И.Л. Орехова, Е.С. Гладкая // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2022. - № 4 (170). - С. 133-156.

7. Современные проблемы образования в области физической культуры и безопасности жизнедеятельности. -Екатеринбург, 2021. - 338 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.