Научная статья на тему 'Развитие идеи общей безопасности в Российской системе образования'

Развитие идеи общей безопасности в Российской системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / КОНЦЕПТ / ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / FUNCTIONS OF EDUCATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Любовь Александровна

В статье отражены результаты историко-генетического анализа развития идеи общей безопасности в отечественной системе образования как функционально-смысловой целостности понятийно-дискусривных, когнитивно-смысловых и образно-символических представлений, сфокусированных на проблеме обеспечения безопасных условий воспроизводства жизнеспособного поколения в системе образования. Определены этапы развития идеи общей безопасности. Общественно-историческая тенденция развития гуманной социально-личностной образовательной парадигмы обнаруживает педагогический смысл безопасности в реализации социогуманитарного образования, осуществляющегося и для общества, и для человека, который способен к самореализации, достижению жизненных целей в со-развитии с миром. Созидающая функция образования, интегрирует педагогические смыслы идеи общей безопасности, ориентирует на образ человека-личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE IDEA OF COMMON SECURITY IN THE RUSSIAN SYSTEM OF EDUCATION

The article reflects the results of historical and genetic analysis of the development of the idea of common security in the national education system as a functional-semantic integrity of conceptual and discussing, cognitive-semantic and figurative and symbolic representations, focused on the problem of ensuring safe conditions for the reproduction of viable generation in the education system. The stages in the development of common security. Socio-historical tendency of the development of humane social and personal educational paradigm finds the educational aspect of security in the implementation of socio-humanitarian education, on-going and for society, and for a person who is capable of self-realization, the achievement of life goals in co-development with the world. The creative function of education, integrates the pedagogical meanings of the idea of common security, focuses on the image of the individual.

Текст научной работы на тему «Развитие идеи общей безопасности в Российской системе образования»

Педагогика

УДК: 378.17

кандидат педагогических наук, доцент Акимова Любовь Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ ИДЕИ ОБЩЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье отражены результаты историко-генетического анализа развития идеи общей безопасности в отечественной системе образования как функционально-смысловой целостности понятийно-дискусривных, когнитивно-смысловых и образно-символических представлений, сфокусированных на проблеме обеспечения безопасных условий воспроизводства жизнеспособного поколения в системе образования. Определены этапы развития идеи общей безопасности. Общественно-историческая тенденция развития гуманной социально-личностной образовательной парадигмы обнаруживает педагогический смысл безопасности в реализации социогуманитарного образования, осуществляющегося и для общества, и для человека, который способен к самореализации, достижению жизненных целей в со-развитии с миром. Созидающая функция образования, интегрирует педагогические смыслы идеи общей безопасности, ориентирует на образ человека-личности.

Ключевые слова: безопасность, концепт, функции образования.

Annotation. The article reflects the results of historical and genetic analysis of the development of the idea of common security in the national education system as a functional-semantic integrity of conceptual and discussing, cognitive-semantic and figurative and symbolic representations, focused on the problem of ensuring safe conditions for the reproduction of viable generation in the education system. The stages in the development of common security. Socio-historical tendency of the development of humane social and personal educational paradigm finds the educational aspect of security in the implementation of socio-humanitarian education, on-going and for society, and for a person who is capable of self-realization, the achievement of life goals in co-development with the world. The creative function of education, integrates the pedagogical meanings of the idea of common security, focuses on the image of the individual.

Keywords: security, education, functions of education.

Введение. В условиях глубоких трансформаций социально-экономического и политического мироустройства проблема безопасности в образовании и профессиональной подготовки трудовых ресурсов приобретает первостепенное значение. Россия нуждается в «безопасном образовании», как неотъемлемой характеристике его качества [6], формирующейся на основе осмысления педагогикой метасистемных и внутрисистемных связей образовательных практик с мировыми тенденциями развития образования, культурным уровнем развития страны и ситуацией развития обучающихся. Вместе с тем, реализация идеи общей безопасности к настоящему времени не достаточно осмыслена, что препятствует достижению эффективности деятельности образовательных организаций по реализации нормативных требований к охране жизни и здоровья, формированию культуры безопасного образа жизни обучающихся.

Причина имеющихся затруднений в осмыслении общей безопасности обусловлена ее специфической концептуальной, а не понятийной природой, являя собой скорее идею, символ широкого смыслового поля, аккумулирующего проблематику выживаемости и жизнеспособности, создания благоприятных условий для жизнедеятельности личности, общества и государства.

Изложение основного материала статьи. Историко-генетический анализ развития идеи общей безопасности в Российской системе образования осуществлялся на основе признания неразрывной связи педагогического прошлого, настоящего и будущего, традиционной формулы историзма, утверждающей, что: «любое явление может быть понято только исходя из того, как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, и чем, с этой точки зрения, стало теперь» [13, С. 25].

Определены этапы развития идеи общей безопасности в Российской системе образования: социогуманитарный (нерефлексивный), гуманитарно-ориентированный, социально-ориентированный, социогуманитарный (рефлексивный). Основанием периодизации выступает господствующая парадигма образования в определенном временном периоде развития Российского общества. Учитывается: выделение в истории образования двух основных образовательных парадигм по признаку центрации образовательного процесса - социальной (образование для общества), гуманитарной (образование для человека); развитие единой гуманной социально-личностной образовательной парадигмы [10].

Социогуманитарный (нерефлексивный) этап (ХУШв. - 60-е годы Х1Хв.) характеризуется: становлением и развитием государственности на фоне социально-экономической и культурной отсталости страны; неспособностью людей брать на себя ответственность за собственную жизнь в масштабе общества; неосознанной потребностью человека в обновлении традиционных форм, средств и методов осуществления безопасной жизнедеятельности; развитием системы образования в результате петровских реформ во второй половине ХУ11в.[27]; объективизацией сберегающей функции образования.

Потребность государства в сохранении своей целостности на фоне высокой заболеваемости и смертности населения страны способствовала осознанию ценности здоровья как ресурса национальной безопасности, что определяло необходимость принятия неотложных мер по его сохранению. В своем письме к И.И. Шувалову (1766г.) [24] «О сохранении и размножении российского народа» М.В. Ломоносов указывает на бедственное положение здоровья нации, препятствующее саморазвитию государственности. Первоочередной задачей, по словам ученого, должна стать забота о размножении и сохранении Российского народа «в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства» [там же, С. 4].

Забота о сохранении Российского народа была поддержана графом И.И. Шуваловым, предложившим императрице Елизавете руководствоваться как главным законом - сбережением народа, что приобрело ранг национальной идеи [4]. Угроза национальной безопасности России обусловливала необходимость охраны жизни и здоровья населения, в том числе в развивающейся системе отечественного образования.

Безопасность государства как социальное основание сберегающей функции образования, стимулировала разработку образовательных регламентов, призванных минимизировать образовательные риски жизни и здоровью, нормировать осуществление образовательного процесса (регламенты московской и академической

гимназий). Обосновывалась целесообразность организации питания, режима дня, физиологически рационального расписания занятий и оказания медицинской помощи обучающимся, развивалось гигиеническое направление в деятельности учреждений образования [3].

Гуманитарное основание сберегающей функции образования - жизнь и здоровье обучающегося, под влиянием западноевропейской гуманистической мысли укоренилось в «природосообразных методиках обучения» (И. И. Бецкой [33], И. Ф. Богданович [19], Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович - де - Мариево) [27], принципе «меры» - ничего слишком - вот закон всего полезного (И. М. Ястребцов), рефлексии педагогикой гармонии физического и нравственного воспитания (В. Г. Белинский [20]), физического воспитания, выработки привычки (В. А. Жуковский [32], А. Г. Ободовский). Сберегающие идеи содержались в учебниках, пособиях и словарях (П.Н Енгалычев). С 1804 г. Устав учебных заведений предведомых университетам вводил в учебные планы гимназий предметы, способствующие физическому и эстетическому воспитанию (танцы, гимнастику, музыку). Реализация сберегающих идей осуществлялась через учебники и учебные пособия, в условиях упразднения телесных наказаний, практической направленности образования в русле всестороннего и гармоничного развития личности.

Таким образом, на данном этапе формируется ядро идеи общей безопасности, заключающего в себе смысл образования детей счастливыми людьми и полезными гражданами, посредством попечения о теле (физическое воспитание), «образования сердца» - нравственного воспитания, «образования разума» (Н. И. Новиков).

Гуманитарно-ориентированный этап - (60-е годы Х1Хв. - начало XX в.) характеризуется рефлексией педагогикой гуманитарной значимости развивающей функции образования, ориентированной на образование обучающегося, как субъекта личной безопасности.

Реализация развивающей функции образования базировалась на научных достижениях антропологии, физиологии и психологии, отражающих взаимосвязь умственного и физического труда. Обоснование продолжительности рабочего дня, причин снижения работоспособности, наиболее благоприятных условий преодоления утомления (И. М. Сеченов [21]); требований к зданию и мебели, режиму обучения и методики преподавания, умственной и нравственной гигиены, жизни и труда педагога (Ф. Ф. Эрисман [37]) строилось на основе выяснения факторов, негативно влияющих на здоровье под влиянием учебного процесса (В. М. Бехтерев [22]), вызывающих утомление и переутомление (И. А. Сикорский [36], А. П. Доброславин), психические, нравственные, физические отклонения и болезни (В. Я. Стоюнин, С.А. Рачинский).

Введение в штат школы должность врача-педагога, прообраз валеолога (по инициативе А. С. Виренеуса) было обусловлено пониманием необходимости профилактической, лечебной, образовательной и исследовательской деятельности в русле реализации общей безопасности в образовании. Для подготовки будущих педагогов по школьной гигиене и практической подготовки детей и родителей по санитарной и личной гигиене с середины 90-х (по инициативе А. П. Доброславина) в женских средних учебных заведениях реализовывалась программа преподавания гигиены [8].

Гигиеническое воспитание требовало взаимодействия педагогов, медиков, психологов в пропаганде здорового образа жизни для активизации личной безопасности на основе сохранения работоспособности и заботы о состоянии здоровья.

Гуманитарно-ориентированный этап развития идеи общей безопасности в Российской системе образования способствовал осознанию роли учителя в создании безопасной образовательной среды посредством воспитания привычки к умственному труду, избегая переутомления, разрушающего организм; чередования умственного и физического труда (принцип меры), формирования духовных потребностей обучающихся (гигиеническое, физическое, нравственное воспитание).

Социально-ориентированный этап (начало XX в.- 1980г.) характеризуется осмыслением социальной значимости развивающей функции образования, ориентированной на образование обучающегося как субъекта общественной безопасности. Этому способствовало: рост научно-технического прогресса; потребность общества в трудовых ресурсах, обеспечивающих высокую производительность и технологичность производственных процессов на основе овладения нормами и регламентами обеспечения безопасности; актуализация проблем воздействия человека на природу.

Отличительной особенностью этапа выступает обогащение социогуманитарного знания научными достижениями в русле отношений человека с внешней средой; образования населения обеспечению безопасности (в части охраны труда, охраны окружающей среды, гражданской обороны). Здоровьеразвивающая функция образования реализовывалась посредством гигиенического, физического, нравственного, эстетического, экологического, трудового, гражданского воспитания.

В начале XX в. система образования, как механизм соединения доэкономического хозяйственного развития с индустриальным обществом, утверждала модель «школы труда», активно разрабатывающуюся организаторами народного просвещения (П. П. Блонский, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, и др.) с ориентацией на освоение норм безопасности [13]. Концепция единой трудовой школы (1918 г.) включала в себя бесплатную выдачу горячего завтрака, врачебный надзор за помещениями, изъятие религиозных предметов, отстранение от педагогической деятельности лиц, нравственные и профессиональные качества которых могли бы нанести вред жизни и здоровью обучающегося.

Цели обучения и воспитания, формируемые в соответствии социальному заказу и одновременному учету индивидуальных особенностей обучающегося, развивали представления о средовом подходе образования человека, как субъекта безопасности (С. Т. Шацкий). Его реализация строилась на объединении усилий семьи и школ; подготовки педагога, владеющего умениями учета макро- и микросоциального окружения обучающегося, организации «свободного воспитания», чтобы сохранить то, что есть в детях [34; 35].

Развивающиеся представления об общей безопасности были тесно связаны с производством, требующим знаний, исполнение норм и требований по технике безопасности и охране труда. Образовательные курсы «Техническая безопасность и охрана труда» (с 1929 г.), «Охрана труда» (с 1966 г.) вводились как обязательные для освоения в вузах страны.

Актуализация проблемы общей безопасности на данном этапе определила развитие представлений о взаимосвязи и взаимообусловленности человека с окружающей средой, его здоровья от способности противостоять негативным факторам природного и техногенного происхождения.

Социально-ориентированный этап развития идеи общей безопасности в Российской системе образования способствовал осознанию роли субъекта общественной безопасности, высоко образованного, обладающего социальной ответственностью за результаты воздействия осуществляемой деятельности.

Социогуманитарный (рефлексивный) этап (1990 г. - по настоящее время) характеризуется осмыслением социогуманитарной значимости созидающей функции образования обучающегося, как субъекта общей безопасности, способного к минимизации негативного влияния факторов социального, техногенного и природного происхождения на индивидуальное и общественное развитие. Идея коренных реформ актуализируют потребность государства в нравственных и интеллектуальных силах для возрождения в социуме общечеловеческих ценностей, духовного наследия страны. Возрастает значение Человека, роста его инициативы и ответственности за саморазвитие, современное производство, жизнь, здоровье, безопасность.

С 90-х годов прошлого столетия осуществляется переход государственной образовательной политики от медико-профилактических мероприятий, осуществляемых в образовательных организациях к учебно-воспитательным, приведшим к становлению общей и педагогической валеологии. Развивается новая образовательная область - Безопасность жизнедеятельности, актуализируя необходимость обучения подрастающего поколения и будущего учителя к использованию методов и средств минимизации и нейтрализации опасностей, угроз, рисков индивидуальному и общественному развитию. С этой целью с 1991 г. в учебные планы общеобразовательных организаций введено обязательное освоение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), в учебные планы средних и высших образовательных организаций - предмета «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ).

Существенный вклад в развитии образовательных областей БЖ и ОБЖ принадлежит коллективам ученых городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Таганрог, Тамбов, Челябинск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и др. Разрабатываются образовательные программы, авторские линии учебников для образовательных организаций различных типов и видов, методические пособия, рекомендации для учителей; развивается теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности.

Разнообразие авторских подходов к воспроизводству жизнеспособного поколения объединяет гуманистическое ядро идеи общей безопасности в Российской системе образования, отражающее общие принципы педагогической валеологии и идеи реформирования системы отечественного образования.

В стандартах общего образования, профессиональном стандарте педагога актуализируется создание безопасной образовательной среды, формирование культуры безопасного образа жизни обучающихся. Универсальная компетенция (УК-8) - Безопасность жизнедеятельности введена как обязательный образовательный результат подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование.

Выводы. Таким образом, историко-генетический анализ свидетельствует о том, что каждый этап развития идеи общей безопасности в Российской системе образования определен господствующей образовательной парадигмой, наполняющей ее новыми представлениями об образовании жизнеспособного поколения, преобразующей деятельности участников образовательных отношений в отношении к миру, к друг другу и самим себе.

Гуманитарная парадигма образования обнаруживает педагогический смысл идеи общей безопасности в охране жизни и здоровья, обеспечении физического, психического и социального благополучия, автономии, реализации прав, свобод, возможности творчества обучающегося, его образования как субъекта личной безопасности.

Социальная парадигма образования обнаруживает педагогический смысл идеи общей безопасности в овладении обучающимся социальными нормами, регулирующими его отношения с окружающей средой, обеспечивающими преодоление жизненных рисков (социальных, техногенных, природных) и их профилактику; его образования как субъекта общественной безопасности.

Общественно-историческая тенденция развития гуманной социально-личностной образовательной парадигмы обнаруживает педагогический смысл идеи общей безопасности в реализации социогуманитарного образования, осуществляющегося и для общества, и для человека, который способен к самореализации, достижению жизненных целей в со-развитии с миром. Средства, методы и технологии обеспечения безопасной образовательной среды базируются на синтезе гуманитарного, социального и естественнонаучного знания, наиболее ярко проявляются в образовательной практике в условиях демократии, гуманизации и гуманитаризации общества и образования.

Созидающая функция образования, интегрирует педагогические смыслы идеи общей безопасности, ориентирует на образ человека-личности: «...общественное сознание, пройдя путь от образа человека-винтика к образу человека-фактора, продолжает движение к новому, точнее, хорошо забытому старому образу - образу человека-личности» (Д.А. Леонтьев) [14]. Отметим, что предикат «созидающая», используется нами, исходя из понимания образования, как образовывания человека (А.В. Хуторской), способного к созиданию, продуктивности, значимой для него и не только.

Созидающая функция образования в русле реализации идеи общей безопасности, утверждает:

— ценность здоровья, как условия развития и самореализации; достижения благополучия, достойной человека жизни в созидании «мира, культуры, себя самого, другого» (Н.А. Лызь) [17];

— ценность безопасности в осуществлении социально-педагогической защиты, помощи и поддержки обучающемуся в его адаптации и жизненном самоопределении (Е.В. Бондаревская)[7];

— ценность образования в становлении субъекта культуры, исторического процесса, собственной жизни, жизнетворчества (М.А. Лукацкий, Н.А. Лызь) [18];

— ценность саморазвития в свободном жизнепроявлении; обретении обучающимся новых жизненных смыслов на основе нравственного выбора и нравственного самовыражения, осознания своей ответственности за явления природной и социальной действительности (В.В. Сериков) [30].

Педагогическая рефлексия развития идеи общей безопасности в плане исторической ретроспективы Российского образования, обнаруживает ее как функционально-смысловую целостность понятийно-дискусривных, когнитивно-смысловых и образно-символических представлений, сфокусированных на проблематике обеспечения безопасных условий в воспроизводстве жизнеспособного поколения, определяет возможность теоретико-методологического, концептуального и технологического осмысления образовательной практики в русле обеспечения общей безопасности в интересах Человека, семьи, общества и государства.

Литература:

1. Айзман Р. И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.

2. Айзман Р.И., Лысова Н.Ф. Подготовка магистров по программе «Безопасность образовательного пространства» // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 4-3 (46). - С. 6-11.

3. Антология педагогической мысли России ХУШв. / сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985. - 480 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; под общ. Ред. С.В. Белова. - М.: Высш. шк., 2006. - 616 с.

5. Безопасность жизнедеятельности/А.Т. Смирнов, М.А. Шахманьян, Н.А. Крючек и др. - М.: Дрофа, 2005. - 224 с.

6. Беляева М. А.Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 11. - С. 16-23.

7. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. - 560 с.

8. Дневник III съезда Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова / Под ред. В.В. Пашутина. -СПб., 1889.

9. Воробъев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности: некоторые аспекты государственной политики / МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2005. - 376 с.

10. Загвязинский В.И. Теоретические проблемы инновационного развития образования // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - №9. - С. 7-16.

11. Картавых М.А., Воронов И.А. Умения обеспечения безопасности жизнедеятельности как деятельностный компонент содержания образования//Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 2.

- № 12. - С. 111-113.

12. Корнетов Г.Б. Функции историко-педагогических исследований // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2011. - № 9. - С. 17-28.

13. Латышина, Д. И. История отечественной педагогики и образования : учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 260 с.

14. Леонтьев Д.А. Возвращение к человеку // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 1997. - С. 3-18.

15. Ломоносов М.В.: избранные философские произведения/под общ. ред. и с предисловием Г.С. Васецкого. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. - 756 с.

16. Лызь Н. А. К вопросу о функциях и цели образования // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2005.

- №5. - С. 7-11.

17. Лызь Н.А. Основы современной педагогики: учеб. пособ. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. - 346 с.

18. Лукацкий М.А. Образование, центрированное на человеке: история и современное звучание гуманистических идей / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова // Образование и общество. - 2005. - №6. - С. 82-92.

19. О воспитании юношества / Сочинение Ивана Богдановича. - Москва: Типография Платона Бекетова, 1807. - 228 с.

20. О воспитании умственном и нравственном: посвящается родителям и наставникам / В.Г. Белинский; Сост. А.Н. Сальников. - Санкт-Петербург: В.И. Губинский, 1898. - 160 с.

21. Очерк рабочих движений человека / Соч. И. Сеченова. - Москва: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1901. - IV, 139 с.

22. Охрана детского здоровья: к вопросу о воспитании детей дошк. возраста / Акад. В.М. Бехтерев. -Санкт-Петербург: Б-чка копейка, 1911. - 24 с.

23. Петров С.В., Симонов Н.Е. Стратегия национальной безопасности РФ // ОБЖ: Основы безопасности жизни. - 2016. - № 2. - С. 12-22.

24. Письмо покойного Михаила Васильевича Ломоносова к Ивану Ивановичу Шувалову // Журнал древней и новой словесности. - СПБ: типография департамента народного просвещения, 1819. - 38 с.

25. Пряхин В.Н. Безопасность жизнедеятельности человека в условиях мирного и военного времени / В.Н. Пряхин, С.С. Соловьев. - М.: Экзамен, 2006. - 383 с.

26. Рачинский С. А. Письма С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости. - Москва: Синод. тип., 1899. - 95 с.

27. Рындак В.Г. История педагогики и образования. У^ХК вв. Россия: учебное пособие / В. Г. Рындак, А. М. Аллагулов. - Оренбург: ОГИМ, 2010. - 426 с.

28. Сапронов, В. В. Безопасность - коренная потребность человека / В. В. Сапронов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2012. - № 8. - С. 5-16.

29. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Ю.Г.Сапронов, А. Б. Сыса, В. В. Шахбазян. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

30. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы / В.В. Сериков. -М.: ВГПУ, 1998. - 180 с.

31. Сериков В.В. Станет ли педагогика наукой? Размышления о методологии В.В.Краевского // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - №4. - С 15-27.

32. Сочинения В.А. Жуковского: С портр., грав. И.П. Пожалостиным. - 8-е изд., испр. и доп., под ред. П.А. Ефремова. Т. 1-6. - Санкт-Петербург: И. Глазунов, 1885. 6 т.; 21.

33. Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденнаго ея величеством государынею императрицею Екатериною Второю, самодержицею Всероссийскою материю отечества, и протчая и протчая и протчая: [Конфирмован] Маия 5 дня 1764 года в Сарском селе. - Санктпетербург: [Сенатская тип.], 1764. -22 с. (30 см)

34. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. / С.Т. Шацкий: под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 1980. - Т.1. - 304 с.

35. Шацкий В. Н., Шацкая С.Т. Бодрая жизнь: из опыта детской трудовой колонии. - М.: Грамотей, 1915. - Кн. 1.

36. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 30-32: Душа ребенка: с кратким очерком дальнейшей психической эволюции / проф. И. А. Сикорский. - Санкт-Петербург: Тип. М. М. Стасюлевича, 1901. - 104 с.

37. Эрисман Ф. Ф. Профессиональная гигиена, или Гигиена умственного и физического труда / [Соч.] Д-ра Ф. Эрисмана. - Санкт-Петербург: тип. М.М. Стасюлевича, 1877. - [2], VI, 406 с.

Педагогика

УДК 355.620.2

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки Акмеев Анвер Сулейманович

Вольский военный институт материального обеспечения (г. Вольск); кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры физической подготовки Власова Жанна Николаевна Вольский военный институт материального обеспечения (г. Вольск); кандидат педагогических наук, доцент Отев Денис Петрович Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова МО РФ (г. Санкт-Петербург)

ХАРАКТЕР МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ И СПОРТОМ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация. В работе рассматривается вопрос о мотивации к занятиям физической культурой (подготовкой) и спортом, установке на здоровый образ жизни, о физическом самосовершенствовании у курсантов ВВИМО с учетом этапности их обучения, воинской специальности и уровня физической подготовленности.

Ключевые слова: мотивация к занятиям физической подготовкой, физическая культура (подготовка), мотив, курсанты разных курсов.

Annotation. The paper considers the question of motivation for physical training (training) and sports, installation for a healthy lifestyle, physical self-improvement for cadets of the VVIMO, taking into account the stage of their training, military specialization and the level of physical readiness.

Keywords: motivation for physical training, physical education (training), motive, cadets of different courses.

Введение. В работе рассматривается вопрос о мотивации к занятиям физической культурой (подготовкой) и спортом, установке на здоровый образ жизни, о физическом самосовершенствовании у курсантов ВВИМО с учетом этапности их обучения, воинской специальности и уровня физической подготовленности. Анализ взаимосвязи физической подготовленности курсантов с рядом мотивов и признаков, влияющих на отношения физической подготовке, позволило сделать выводы о наличии ярко выраженной отрицательной взаимосвязи физической подготовленности с мотивами занятий физическими упражнениями, обусловленными только лишь необходимостью освоения программы обучением и стремлением не отстать от товарищей в физическом развитии. То есть, чем лучше подготовлен курсант, тем в меньшей степени мотивируют его к занятиям физической подготовкой и спортом требования освоения программы обучения, тем меньше его волнует такие факторы, как наличие свободного времени, комфортных условий для занятий, желание избежать насмешек сослуживцев, и тем в меньшей степени такие курсанты отмечают положительное влияние командиров подразделений на развитие интереса к физическому совершенствованию. Представлен результат анкетирования, целью которого был опрос на формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов Вузов к физической культуре (подготовке) и спорту.

Формулировка цели статьи. Цель работы: изучение показателей уровня развития профессионально важных физических качеств военнослужащих и требования к оценке физических упражнений, характеризующих их развитие в разные периоды времени.

Методы исследования. Методы анализа научно-методической литературы, анкетирование курсантов, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Контингент испытуемых: курсанты 1-4 курса обучения ВВИМО.

Изложение основного материала статьи. В ходе педагогического эксперимента, проведенного на кафедре физической подготовки Вольского ВИМО, эксперимент проходил в естественных условиях учебного процесса для курсантов. Были созданы экспериментальная (ЭГ) и контрольная группы (КГ). В каждую из них вошли по одному взводу курсантов первого курса (24 человек в контрольную, 25 в экспериментальную), по два взвода курсантов со второго курса (49 в экспериментальную, 50 в контрольную) и по одному взводу курсантов 4-го курса (21 в контрольную, 24 в экспериментальную). Таким образом, в экспериментальной и контрольной группе приняли участие по 193 курсанта разной этапности обучения. Курсанты контрольной группы занимались по учебной программе ФГОС - 3 +, а в экспериментальной группе было проведено специальное анкетирование. Анкетный опрос проводился по разработанной нами анкете, составляющей из 31 вопросов и 15 под вопросов открытого и закрытого типов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследования проводились на базе Вольского военного института материального обеспечения и включали два этапа. На первом этапе по литературным источникам изучались состояние вопроса мотивации курсантов ввуза к занятиям физической подготовкой и спортом. С этой же целью, а так же с целью выявить особенности данной мотивации у курсантов различных курсов обучения, и различной степени физической подготовленности был проведен констатирующий эксперимент с привлечением курсантов 1-го курса (120 человек), 2-го курса (107 человек).

Второй этап исследований (в рамках формирующего педагогического эксперимента) имел своей целью экспериментально проверить эффективность применения психолого-педагогических воздействий для повышения мотивации курсантов ввуза к занятиям физической подготовкой. Он проводился в течение 20162017 гг.

Для осуществления поставленной цели педагогического эксперимента были созданы экспериментальная и контрольная группы (ЭГ; КГ). В каждую из них вошли по одному взводу курсантов первого курса (32 человека в контрольную, 30 в экспериментальную), по два взвода курсантов со второго курса (59 в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.