Научная статья на тему 'Отечественная подготовка будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности в контексте зарубежных тенденций развития образовательных систем'

Отечественная подготовка будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности в контексте зарубежных тенденций развития образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / ZDOROVESOZIDAYUSCHAYA ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Любовь Александровна

Исследование отечественной подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности в контексте зарубежных тенденций развития образовательных систем выполнено с целью определения направлений научного поиска обеспечения ее эффективности. Становление и развитие отечественной подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности раскрыты в трех исторических периодах: XII в. 1917 г.; 1917 1991 гг.; 1991 по настоящее время, согласно смене общественно-политического строя, оказывающего значительное влияние на жизнедеятельность общества и развитие образовательных систем. Автором выявлена зависимость возрастания интереса к обновлению исследуемой системы с подъемом гуманистической мысли, в центре внимания которой ценность человека, а также расширения возможностей вуза по подготовке педагогических кадров к здоровьесозидающей деятельности в периоды интеграции отечественного и зарубежного опыта. В статье раскрыта взаимосвязь становления и развития отечественной подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности с западноевропейскими и мировыми тенденциями: гармонизации стандартов, открытости образовательного пространства высшей школы, понимания образования во взаимосвязи процессов образования-самообразования, непрерывности образования, упрочения связи теории с практикой. Полученные результаты позволят осуществить концептуализацию отечественной подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности в контексте национального видения роли учителя и его квалификации по реализации здоровьесозидающей функции образования, поиск содержательного и технологического обеспечения в практике современного педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domestic preparation of the future teacher to zdorovesozidayuschey activities in the context of international trends in the development of educational systems

A study of domestic training of the future teacher to zdorovesozidayuschey activities in the context of international trends in the development of educational systems is adapted to determine the direction of scientific research to ensure its effectiveness. Formation and development of the domestic training of the future teacher to zdorovesozidayuschey activity are disclosed in three historical periods: XII century 1917; 1917 1991; 1991 to the present time, according to the changing socio-political system, has a significant impact on the life of society and the development of educational systems. The author revealed the dependence of the increase of interest in the renewal of the system under study with the rise of humanist thought, which focuses the value of man, as well as the expansion of the university opportunities for teacher training to zdorovesozidayuschey activities during the integration of domestic and foreign experience. The article deals with the relationship formation and development of the domestic training of the future teacher to zdorovesozidayuschey activities with Western European and world trends: harmonization of standards, open educational space of high school, understanding the formation of the relationship of self-education processes, continuous education, strengthening the connection between theory and practice. The obtained results allow to carry out the conceptualization of the domestic training of the future teacher to zdorovesozidayuschey activities in the context of a national vision of the role of the teacher and his or her qualifications for the implementation zdorovesozidayuschey function of education, a meaningful search and technological support in the practice of modern pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Отечественная подготовка будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности в контексте зарубежных тенденций развития образовательных систем»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN516.pdf Статья опубликована 07.11.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Акимова Л.А. Отечественная подготовка будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности в контексте зарубежных тенденций развития образовательных систем // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378

Акимова Любовь Александровна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Россия, Оренбург Заведующий кафедрой «Безопасности жизнедеятельности и методики обучения безопасности жизнедеятельности»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: lubovakimova@yandex.ru

Отечественная подготовка будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности в контексте зарубежных тенденций развития образовательных систем

Аннотация. Исследование отечественной подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности в контексте зарубежных тенденций развития образовательных систем выполнено с целью определения направлений научного поиска обеспечения ее эффективности. Становление и развитие отечественной подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности раскрыты в трех исторических периодах: XII в. - 1917 г.; 1917 - 1991 гг.; 1991 по настоящее время, согласно смене общественно-политического строя, оказывающего значительное влияние на жизнедеятельность общества и развитие образовательных систем. Автором выявлена зависимость возрастания интереса к обновлению исследуемой системы с подъемом гуманистической мысли, в центре внимания которой - ценность человека, а также расширения возможностей вуза по подготовке педагогических кадров к здоровьесозидающей деятельности в периоды интеграции отечественного и зарубежного опыта. В статье раскрыта взаимосвязь становления и развития отечественной подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности с западноевропейскими и мировыми тенденциями: гармонизации стандартов, открытости образовательного пространства высшей школы, понимания образования во взаимосвязи процессов образования-самообразования, непрерывности образования, упрочения связи теории с практикой. Полученные результаты позволят осуществить концептуализацию отечественной подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности в контексте национального видения роли учителя и его квалификации по реализации здоровьесозидающей функции образования, поиск содержательного и технологического обеспечения в практике современного педагогического вуза.

Ключевые слова: здоровьесозидающая деятельность; подготовка будущего учителя; педагогический вуз

Отечественная подготовка будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности в исторической ретроспективе имеет достаточно сложный, противоречивый, нелинейный, циклический путь развития в фиксируемых стагнационных, экстенсивных и интенсивных

периодах, обусловленных общественно-политической ситуацией в стране, состоянием гуманистической мысли отечественного образования, влиянием общемировых тенденций развития образовательных систем.

В качестве предпосылки зарождения, развития и совершенствования здоровьесозидающей образовательной практики выступает христианизация Руси, детерминировавшая открытие школ при церквях и монастырях, становление духовного образования и профессионального обучения для подготовки служителей культа, которое изначально осуществляли пришлые греки, затем русские священники, дьячки и миряне, позже - «мастера грамоты», «мастера пения» (X-XVП в.), обучающие чтению, письму, вокалу. По весьма скудным представлениям о здоровьесозидающей направленности педагогического труда из различных источников (учебной литературы, летописей, сборников педагогического характера, жития святых, законодательных источников, берестяных грамот, азбуковников и др.) [1, 4, 7, 8] можно предполагать зарождение подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности.

Становление подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности в России в XVII в. стало возможным в связи с появлением образовательных учреждений нового типа под влиянием заподноевропейской гуманистической мысли. Отечественные образовательные модели в своих специфических общественно-политических условиях развивались параллельно западноевропейским, подчиняясь общим тенденциям, отражающим:

• стремление организовать подготовку будущих учителей в духе гуманистических идей;

• включение в содержание высшего педагогического образования достижения естественных наук, дополняющих классическую, гуманитарную культуру;

• изменения технологий обучения на основе интеграции достижений эпохи Возрождения (признание ценности Человека, его права на образование, саморазвитие и самореализацию) с достижениями передовой педагогической мысли того времени (принцип природосообразности, наглядности обучения и др.);

• направленность на творческое развитие будущего учителя, возрастание требований к его личности и профессиональным качествам.

В послеоктябрьский период развитие системы подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности пребывало в стагнации в условиях кардинально новых парадигмальных детерминант под давлением идеологии коммунизма, приобретая к середине XX в. экстенсивный формат социалистической обусловленностью, восстанавливая и сохраняя свою целостность, репродуцируя опыт предшествующего исторического периода вплоть до 80-х годов XX в. Система подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности практически не развивалась, не востребованными были и направления обеспечения ее качества. Педагогическое образование концентрировалось в основном на предметной подготовке, слабо взаимосвязанной с теоретической и практической подготовкой, специальными, психолого-педагогическими, общественно-политическими и

общеобразовательными дисциплинами на основе экстенсивных подходов, что, безусловно, отражало низкий здоровьесозидающий потенциал вуза в подготовке будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности.

Иная ситуация развития имела место в западноевропейском образовательном пространстве. Реформирование педагогического образования в Западной Европе в XX веке осуществлялось в сторону гуманизации, что определило возникновение его альтернативных

форм наряду с государственными. Ведущее направление реформ - создание условий для развития, самосовершенствования, самореализации современного учителя в процессе индивидуализации его профессиональной подготовки, развития творческих возможностей, повышения его академического уровня, способности оптимизировать профессиональную деятельность на основе анализа социальной действительности.

Основные ориентиры гуманизации западноевропейского педагогического образования в Западной Европе в XX в., такие как: стремление системы педагогического образования в сектор высшего образования, стимулирование процессов гуманитаризации, фундаментализации и гуманизации его содержания, индивидуализации и дифференциации подготовки будущего учителя; использование личностно-деятельностного подхода как основы формирования субъектной позиции будущего педагога, безусловно, оказали позитивное влияние на развитие отечественного высшего педагогического образования и подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности с 80 годов XX в. Развитие концептуальных идей реформирования отечественного педагогического образования, обусловливающее качественные изменения в подготовке будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности, к концу XX в. совпало с созданием мировых стандартов (деятельность Инициативного центра педагогических исследований, Европейского центра развития профессиональной подготовки, отражающих идеи образовательного стандарта в зарубежной философии образования, его теории и практике), стимулирующим стандартизацию национальных образовательных систем, в том числе и России. При этом, стандарты школьного образования, в основе своей отражали лучшие европейские образцы организации охраны жизни и здоровья школьника, интегрировав здоровьесберегающее, здоровьеразвивающее и здоровьеформирующее направления с опорой на зарубежный опыт, на ведущие принципы деятельности Европейской сети школ здоровья (ENHPS):

• формирование здоровьесберегающей образовательной среды (school environment);

• образование в аспектах здоровья (health education);

• разработка и реализация программ, направленных на оптимизацию физической активности (physical activity programs and practices);

• обеспечение качественным питанием обучающихся (nutrition services);

• школьное медицинское обеспечение (school health services);

• организации в школах психологического и социального консультирования (school counseling, psychological and social services);

• повышение квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережания (school-site health promotion for staff);

• взаимодействие семьи и общества (family and community involement) [2, 3].

В контексте общемировой тенденции гармонизации стандартов высшего и общего образования, отечественные стандарты высшего педагогического образования в качестве результатов образовательной деятельности по подготовке будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности выдвигают требования формирования здоровьесозидающих компетенций выпускника (общекультурной и общепрофессиональной), закрепив в инварианте освоения дисциплин - физическую культуру (как ведущее средство сохранения и укрепления здоровья) и безопасность жизнедеятельности (как интегративную основу здоровьесозидающего знания, потенциализируя реализацию межпредметной здоровьесозидающей интеграции).

Вместе с тем, реализация здоровьесозидающей направленности высшего педагогического образования в настоящее время, определяет необходимость специальных научных исследований в проблемном поле подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности, отражая общие тенденции развития зарубежных систем педагогического образования [5, 6]:

• тенденция гармонизации стандартов подготовки будущих учителей со стандартами общего образования актуализирует проблему концептуализации подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности в контексте национального видения роли учителя и его квалификации по реализации здоровьесозидающей функции образования, формированию культуры здорового образа жизни обучающихся;

• тенденция открытости образовательного пространства высшей школы обусловливает необходимость осуществления подготовки будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности во взаимодействии с социальным и производственным окружением (общеобразовательными организациями, организациями дополнительного образования), учреждениями науки и культуры, средствами массовой коммуникации, сферой здоровьесозидающего межличностного общения и международного сотрудничества;

• тенденция понимания образования во взаимосвязи процессов образования-самообразования (в унисон с концепцией ЮНЕСКО), определяя понимание готовности будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности как динамичной структуры, способной к обновлению здоровьесозидающих элементов в процессе образования-самообразования, актуализирует поиск механизма его обеспечения;

• тенденция непрерывного образования направляет отечественную науку и практику на разработку эффективных форм, методов, технологий развития способности будущего учителя к здоровьесозидающему самообразованию, обогащению и обновлению здоровьесозидающего опыта, реализации здоровьесосизающих стратегий в образовательной практике;

• тенденция упрочения связи теории с практикой, осознания отсутствия опыта «реальной» жизни как антипродуктивного фактора развития личности учителя, стимулирует педагогическое сообщество вузов на обеспечение условий организации процесса здоровьесозидающего профессионально-личностного становления и развития будущего учителя в среде, аутентичной будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаскалова, Н.П., Ирхин В.Н., Маджуга А.Г. Педагогика здоровья: новый этап развития: коллективная монография / Н.П. Абаскалова, В.Н. Ирхин, А.Г. Маджуга; под. общ. ред. А.Г. Маджуга. - Стерлитамак: Фобос, 2014. - 242 с.

2. Акимова, Л.А. Нормативно-организационные основы охраны жизни и здоровья обучающихся в отечественной системе образования / Л.А. Акимова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24487 (дата обращения: 24.09.2016).

3. Андреева, И.Г. Содержание образования в свете государственной политики сохранения здоровья нации / И.Г. Андреева // Педагогика. - 2012. - №10. - С. 3239.

4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XII вв. / С.Д. Бабищин, Б.Н. Митюров. - М.: Педагогика, 1985. - 363 с.

5. Биктагирова, Г.Ф. Зарубежное образование: подготовка учителя в США: проблемы и перспективы: Конспект лекций / Г.Ф. Биктагирова. - Казань: Каз. федер. ун-т., 2014. - 26 с.

6. Джуринский, А.Н. Зарубежная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гардарики, 2008. - 383 с.

7. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для пед. вузов по дисц. «Педагогика» (блок ОПД) / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильевой; Междунар. акад. наук пед. образования. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

8. Каптерев, П.Ф. История русской педагогики: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / П.Ф. Каптерев. - СПб.: Алетейя, 2004. - 559 с.

Akimova Lyubov Aleksandrovna

Orenburg state pedagogical university, Russia, Orenburg E-mail: lubovakimova@yandex.ru

Domestic preparation of the future teacher to zdorovesozidayuschey activities in the context of international trends in the development of educational systems

Abstract. A study of domestic training of the future teacher to zdorovesozidayuschey activities in the context of international trends in the development of educational systems is adapted to determine the direction of scientific research to ensure its effectiveness. Formation and development of the domestic training of the future teacher to zdorovesozidayuschey activity are disclosed in three historical periods: XII century - 1917; 1917 - 1991; 1991 to the present time, according to the changing socio-political system, has a significant impact on the life of society and the development of educational systems. The author revealed the dependence of the increase of interest in the renewal of the system under study with the rise of humanist thought, which focuses -the value of man, as well as the expansion of the university opportunities for teacher training to zdorovesozidayuschey activities during the integration of domestic and foreign experience. The article deals with the relationship formation and development of the domestic training of the future teacher to zdorovesozidayuschey activities with Western European and world trends: harmonization of standards, open educational space of high school, understanding the formation of the relationship of self-education processes, continuous education, strengthening the connection between theory and practice. The obtained results allow to carry out the conceptualization of the domestic training of the future teacher to zdorovesozidayuschey activities in the context of a national vision of the role of the teacher and his or her qualifications for the implementation zdorovesozidayuschey function of education, a meaningful search and technological support in the practice of modern pedagogical university.

Keywords: zdorovesozidayuschaya activities; preparation of the future teacher; pedagogical university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.