Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / SAFETY / CULTURE OF A SAFE WAY OF LIFE / FORMATION OF CULTURE OF A SAFE WAY OF LIFE OF THE FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Любовь Александровна

В статье представлены результаты философско-педагогической рефлексии проблемы становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя. Методы: целостный подход к выявлению оснований актуализации проблемы становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя, позволяющий определить педагогические дескрипторы ее разрешения в педагогическом вузе. Результаты: на основе анализа нормативных документов системы образования выявлена нормативная обусловленность становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя и сделан вывод о ее актуализации в связи с потребностью в безопасности личности, семьи, общества и государства. Результаты анализа специальной литературы позволили выделить кризисные явления, препятствующие становлению культуры безопасного образа жизни будущего учителя (цивилизационный кризис, кризис ценностей, антропный кризис, кризис педагогики, кризис педагогического образования) и определить педагогические дескрипторы разрешения исследуемой проблемы. Научная новизна: в статье впервые осуществлен целостный анализ актуализации проблемы становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя как субъекта общей безопасности. Практическая значимость: основные результаты исследования могут быть использованы педагогическими работниками при проведении научных исследований в аспектах обеспечения безопасности в системе отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF CULTURE OF SAFE LIFESTYLE OF THE FUTURE TEACHERS

The article presents the results of philosophical and pedagogical reflection of the problem of formation of culture of safe way of life of the future teacher. Methods: a holistic approach to identifying the reasons for the actualization of the problem of the formation of a culture of a safe way of life of the future teacher, which allows to determine the pedagogical descriptors of its resolution in the pedagogical University. Results: on the basis of the analysis of normative documents of the education system, the normative conditionality of the formation of the culture of a safe way of life of the future teacher is revealed and the conclusion is made about its actualization in connection with the need for the safety of the individual, family, society and the state. The results of the analysis of the special literature allowed to identify the crisis phenomena that prevent the formation of a culture of a safe way of life of the future teacher (civilizational crisis, crisis of values, anthropic crisis, crisis of pedagogy, crisis of pedagogical education) and to determine the pedagogical descriptors of the solution of the studied problem. Scientific novelty: the article for the first time provides a holistic analysis of the problem of formation of a culture of a safe way of life of a future teacher as a subject of General security. Practical significance: the main results of the study can be used by teachers in conducting research in the aspects of security in the system of domestic education.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

УДК 378

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0002

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

© 2019

Акимова Любовь Александровна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, физической культуры и методики преподавания безопасности жизнедеятельности Оренбургский государственный педагогический университет (460000, Россия, Оренбург, улица Советская 19, e-mail: lubovakimova@yandex.ru)

Аннотация. В статье представлены результаты философско-педагогической рефлексии проблемы становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя. Методы: целостный подход к выявлению оснований актуализации проблемы становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя, позволяющий определить педагогические дескрипторы ее разрешения в педагогическом вузе. Результаты: на основе анализа нормативных документов системы образования выявлена нормативная обусловленность становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя и сделан вывод о ее актуализации в связи с потребностью в безопасности личности, семьи, общества и государства. Результаты анализа специальной литературы позволили выделить кризисные явления, препятствующие становлению культуры безопасного образа жизни будущего учителя (цивилизационный кризис, кризис ценностей, антропный кризис, кризис педагогики, кризис педагогического образования) и определить педагогические дескрипторы разрешения исследуемой проблемы. Научная новизна: в статье впервые осуществлен целостный анализ актуализации проблемы становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя как субъекта общей безопасности. Практическая значимость: основные результаты исследования могут быть использованы педагогическими работниками при проведении научных исследований в аспектах обеспечения безопасности в системе отечественного образования.

Ключевые слова: безопасность, культура безопасного образа жизни, становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя.

PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF CULTURE OF SAFE LIFESTYLE OF THE FUTURE TEACHERS

© 2019

Akimova Lyubov Alexandrovna, candidate of pedagogical Sciences, head of the Department of life safety,

physical culture and methods of teaching life safety Orenburg State Pedagogical University (460000, Russia, Orenburg, Sovetskaya street 19, e-mail: lubovakimova@yandex.ru)

Abstract. The article presents the results of philosophical and pedagogical reflection of the problem of formation of culture of safe way of life of the future teacher. Methods: a holistic approach to identifying the reasons for the actualization of the problem of the formation of a culture of a safe way of life of the future teacher, which allows to determine the pedagogical descriptors of its resolution in the pedagogical University. Results: on the basis of the analysis of normative documents of the education system, the normative conditionality of the formation of the culture of a safe way of life of the future teacher is revealed and the conclusion is made about its actualization in connection with the need for the safety of the individual, family, society and the state. The results of the analysis of the special literature allowed to identify the crisis phenomena that prevent the formation of a culture of a safe way of life of the future teacher (civilizational crisis, crisis of values, anthropic crisis, crisis of pedagogy, crisis of pedagogical education) and to determine the pedagogical descriptors of the solution of the studied problem. Scientific novelty: the article for the first time provides a holistic analysis of the problem of formation of a culture of a safe way of life of a future teacher as a subject of General security. Practical significance: the main results of the study can be used by teachers in conducting research in the aspects of security in the system of domestic education.

Keywords: safety, culture of a safe way of life, formation of culture of a safe way of life of the future teacher

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Высокая динамика увеличения образовательных рисков актуализирует необходимость образования будущего учителя как субъекта общей безопасности, обладающего культурой безопасного образа жизни. Культура безопасного образа жизни как критерий образованности и интеллекта, широты и гибкости профессиональной подготовки, стремления к творчеству и умения решать нестандартные задачи является фактором прогрессивного развития. Формируя, обновляя стратегический ресурс государства - педагогические кадры, вектор педагогического образования смещается с подготовки к деятельности на овладение ею (А.В. Боровских, М.В. Кларин, Н.Х. Розов, В.В. Сериков) [1; 2; 3]. Высшее образование, работающее на само образование (В.П. Засыпкин) [4] нуждается в преодолении рисков, благодаря чему, будущий учитель развивается как субъект, который в ситуациях неопределенности педагогического взаимодействия способен к самоуправлению и самоорганизации; ответственному и взвешенному выбору, анализу многовариантных перспектив индивидуальной образовательной траектории. Будущему учителю необходимо, по мере вхождения в профессию, формировать способы самореализации в ней, опознавая соответствующие нормативные формы, а затем, менять адекватное им поведение,

сообразно изменяющейся педагогической реальности в плане обеспечения безопасности себя самого, Человека, семьи, общества и государства. Необходима целостная философско-педагогическая рефлексия кризисных явлений для оптимизации образования будущего учителя как субъекта общей безопасности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Имеется достаточный научный базис для целостной философско-педагогической рефлексии актуализации проблемы становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя: осуществлена философская рефлексия роли Человека в эволюционном развитии (О.А. Базалук, М.С. Каган, Ю. М. Осипов, В. А. Рыбин); осмыслена ведущая роль субъективного фактора в упреждении (сдерживании) нежелательных опасных тенденций природных, социальных, экономических, политических сдвигов и в содействии желательным изменениям на основе адекватного реагирования внутренним и внешним вызовам (Т. И. Заславская, В. А. Ядов); обоснована связь духовно-нравственного развития народа с его исторической судьбой (Н. С. Розов, В. Л. Шульц), необходимость формирования ценностного сознания молодежи, как ведущей формы мировоззре-

ния, устойчивой к разрушению сознания и самосознания российского народа, смысложизненных ценностей, идеалов и ориентиров (Ч. С. Кирвель); аргументирован синтез социально-ориентированных смыслов индивидуальных изменений и гуманитарно-ориентированных «человекомерных» (О.В. Санникова), гуманистических смыслов образования (Е.В. Бондаревская Н.А. Лызь, М.А. Лукацкий, В.В. Сериков) для индивидуального и общественного развития; исследован процесс образования студента как субъекта безопасности (Н.С. Ефимова, Л.Н. Горина, Н.А. Лызь, О.В. Писарь), в том числе обучения безопасной жизнедеятельности в содержании профильной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности (Л.А. Михайлов, С.Н. Вольхин, С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров); обоснована роль учителя как субъекта безопасности, готового к обеспечению пространства безопасного детства (М.В. Погодаева), экологически безопасной образовательной среды (Е.А. Алисов), к минимизации школьных факторов риска жизни и здоровью обучающихся (Н.П. Абаскалова, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева, в т.ч. Л.А. Акимова [5; 6]), к реализации здоровьесберегающих технологий (Н.К. Смирнов, Н.В. Сократов, Ф.Ф. Харисов) для достижения уровня образованности не ниже образовательных стандартов (С.Г. Сериков). Однако становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя как субъекта общей безопасности в науке не рассматривалось. Следовательно, прежде всего, необходима целостная философско-педагогическая рефлексия актуализации обозначенной проблемы для выявления педагогических дескрипторов ее разрешения в педагогическом вузе.

Формирование целей статьи (постановка задания): осуществить философско-педагогическую рефлексию проблемы становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя и определить педагогические дескрипторы ее разрешения в педагогическом вузе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя предопределено развитием идеи общей безопасности в образовании [7], требованиями: Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего образования, профессиональных стандартов «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3+, 3++) на уровне бакалавриата в интегрированных образовательных результатах определяют универсальную компетенцию - Безопасность жизнедеятельности, характеризующую надпрофессиональную способность выпускника вуза «создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций», что для направления подготовки Педагогическое образование с учетом профессионального контекста программ предполагает ее проявление в универсальных педагогических действиях будущего учителя как субъекта общей безопасности, способного к непрерывному самообразованию. Следовательно, культура безопасного образа жизни будущего учителя выступает мета-предметным результатом высшего педагогического образования, а ее становление для реализации национального проекта «Образование» и Федерального проекта «Учитель будущего» востребует адаптивные, практико-ориентированные и гибкие образовательные программы профессиональной подготовки для минимизации образовательных рисков в отечественной системе образования. 18

Культуру безопасного образа жизни будущего учителя мы определяем интегративным личностным образованием, обеспечивающим продуктивность освоения и расширения педагогического опыта как методолого-тех-нологического средства непрерывного самообразования, формирующегося и проявляющегося в реализации сберегающей, развивающей и созидающей функций образования. Структуру и содержание культуры безопасного образа жизни будущего учителя мы полагаем в единстве и взаимообусловленности духовно-нравственного, когнитивно-смыслового, психо-физического, деятель-ностно-преобразующего компонентов, проявляющихся в ценностном отношении к себе и к другим людям, в оптимальной работоспособности, в субъектном опыте соучастия, оказания помощи и поддержки участникам образовательных отношений, в оптимизации педагогического взаимодействия.

Становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя мы полагаем связь-процессом обучения и воспитания, развертывающимся в границах времени и пространства педагогического вуза. Сущность исследуемого процесса обусловлена объективной структурно-функциональной формой культуры безопасного образа жизни будущего учителя как субъекта общей безопасности. Его содержание предопределено специальной организацией образовательной среды педагогического вуза, ориентированной на Человека - «автора текста педагогической культуры», созидателя собственного образа безопасной педагогической реальности и самореализации в ней. Основанием становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя является проявление им себя в качестве субъекта безопасности, обладающим социальной ответственностью за «заботу о других», раскрывающейся в способности к самообразованию (в «заботе о себе») - освоению и обогащению педагогического опыта на основе сознательного выбора индивидуальной образовательной траектории и ее реализации в соответствии внутренним и внешним ресурсам и возможностям.

Высшее педагогическое образование можно рассматривать фактором становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя, поскольку оно призвано:

- формировать у будущего учителя сопричастность за судьбу и перспективы развития страны, социальную ответственность;

- ориентировать будущего учителя на общезначимые ценности, формируя целостный образ педагогической реальности в перманентном обновлении способов безопасного само и общественного бытия;

- способствовать осознанию будущим учителем причин, механизмов и характера происходящих процессов в стране, в образовательной организации, во взаимодействии участников образовательных отношений, в осуществлении профессиональной деятельности;

- содействовать конструктивному использованию будущим учителем накопленного опыта социализации и инкультурации себя и обучающихся в условиях слабых прогнозов достижения образовательных результатов.

Таким образом, нормативные основы и «онтологический фон» высшего педагогического образования предопределяет становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя в отношении гражданской, общественной и личностной значимости, однако его эффективность снижается кризисными явлениями.

Цивилизационный кризис представляет опасность самоуничтожения человечества. Смена общественных идеалов порождает кризис культуры, в том числе - педагогической. Необходима кардинальная смена целевых установок в высшем педагогическом образовании, поворот на образованного человека, способного в ситуациях неопределенности раскрыть смысл знания, что требует акт творчества - «со-мыслия, со-вестия и перехода от одного к другому» (И.М. Ильинский) [8]. Новый (гу-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

манитарный) образ науки и образования центрирован на Целостном человеке (в единстве тела, ума, эмоций и души) и окружающей его среды (естественно-природной, вещной и социальной). Изменение образа человека определяет единство идеализма, реализма, прагматизма, экзистенциализма и его отражение в философии образования по принципу дополнительности (В.М. Розин) [9].

Выживание человека (человечества) в современный период глобальных проблем зависит от углубленного понимания механизмов воспроизводства самой жизни во взаимообусловленном сохранении и развитии части и Целого (Э.С. Маркарян) [10]. В числе главных систем цивилизации «Россия», которые необходимо непрерывно воспроизводить: народ (его количественные и качественные параметры, структурная полнота); природные условия; культура; государство. Жизнеспособность цивилизации обеспечивается ее «личным составом» (С.Г. Кара-Мурза) [11], ощущающим себя ее строителями и защитниками, связанным узами ответственности и «горизонтального товарищества». Формируется новый взгляд на человека, на соотношение природного, социального и культурного потенциалов его бытия, роли в устойчивом развитии.

Поиск механизма стабилизации стремительного деструктивного развития живых систем - человека, общества, природы в их взаимосвязи и взаимообусловленности актуализирует образование будущего учителя как субъекта общей безопасности, способного создавать гражданское общество на основе социально ответственного поведения в течение всей жизни, рефлексии собственного образа жизни в русле самообразования и устойчивого развития.

Кризис ценностей. История отечественного образования убедительно показывает, что все многообразие современных образовательных парадигм возникало из мета-пространства бинарных оппозиций в «единстве и борьбе» педагогических теорий и концепций. Динамика педагогических ценностей, мировоззрения и морали обусловлена тем, что субъекту образования свойственно последовательно переводить условия и формы своей жизнедеятельности из сферы объективной педагогической реальности в сферу сознательного ее освоения, корректировки и конструирования. Важно, что новое понимание педагогической реальности скрыто не только в объективной форме, а растворено в субъективном мире, изменяющимся «здесь и сейчас» под влиянием прошлого и на перспективу будущего.

Социально-этические и гуманистические проблемы не выступают в числе чего-то внешнего, сопутствующего поиску истины, обнаруживающего свое значение только в «технологическом» использовании «готового» научного знания, они входят в само «тело» педагогической науки как ее неотъемлемая часть, как «условие мыслимости» и эффективной реализации истины [12]. Аксиология как базис духовного исцеления и культурной реконструкции признает неизбежность ценностной полифонии, перманентное обновления ценностей [13; 14].

Ценности образования должны быть когерентны общечеловеческим ценностям, поскольку смысл образования, его «душа» - встреча учителя и его учеников. Союз души и школы знаний - это «школа живого знания»; союз души и школы мысли - это «школа мысли о смысле»; союз души с действием - это «школа свободного и ответственного действия, школа поступка» (В.П.Зинченко) [15]. Аксиологический подход, обладающий статусом междисциплинарного подхода к исследованиям социально-нравственного характера А. В. Кирьякова) [16] - путь вочеловечивания мира -оживления, одухотворения образования.

Антропный кризис. Его основание - разрушение межличностных конструкций, сохраняющих ориентиры личностного самостроительства и развития вне и в самом человеке. Разрушение мета-физической составляющей

человека как субъекта познания требует универсальной формы становления и развития базовых, родовых потребностей человека, как меры подлинного субъекта культуры и исторических действий (В.И. Слободчиков) [17]. «Антропопрактика» определяется особой работой в пространстве субъективной реальности, совместно-распределительной деятельности, событийной общности и рефлексивного сознания. Образование - всеобщая форма становления человека «в пространстве культуры и времени истории», а ведущий технологический ориентир профессионального развития учителя и его деятельности - кардинальное осмысление трансформации содержания образования, его структуры и формы организации» (там же), что требует определения новых ожидаемых образовательных результатов в отношении будущего учителя как субъекта общей безопасности.

Меняется миссия высшего образования - обеспечение устойчивого развития. Педагогическое образование призвано подготовить будущего учителя к осознанному безопасному выбору индивидуальной образовательной траектории в границах ценностной общности. Ведущая роль субъективного фактора проявляется в упреждении или сдерживании нежелательных и опасных тенденций природных, социальных, экономических, политических сдвигов; в содействии желательным изменениям на основе адекватного реагирования внутренним и внешним вызовам (Т. И. Заславская, В. А. Ядов) [18]. Социогуманитарная трансформация содержания высшего образования интегрирует социально-ориентированные смыслы индивидуальных изменений будущего учителя и гуманитарно-ориентированные («человеко-мерные», по О. В. Санниковой) [19], гуманистические смыслы изменений образовательной среды педагогического вуза.

Кризис педагогики. Потеря онтологического предназначения образования - риск становления его субъективным, случайным, обесценивания, нарушения устойчивости качества, вывод траектории его развития на разрушительную, а не созидающую образовательную спираль. Новый взгляд на духовно-нравственное развитие будущего учителя обращает к «ненаучным» понятиям: веры, надежды, любви, совести, чести, достоинства, добра, справедливости. Интеграция этих философских категорий в педагогику означает необходимость иной парадигмы образования. Историческая тенденция синтеза образовательных парадигм в единую гуманную социально-гуманитарную образовательную парадигму (В.И. Загвязинский) [20] требует вложения в основу педагогики философского смысла образования как восхождения - развития человека в образ человека - гармонически целостной личности. Для нашего исследования важно, что к узловым характеристикам современной модели образования относятся:

- универсализм во взаимосвязи универсальности образованной личности (мета-предметные результаты) с опорой обучения на универсалии - предельно общие понятия, объединяющие в единство разнообразные области бытия;

- целостность единства содержания образования, методов его преподавания (с опорой на способности человека) и духовного единства мира и ученика, размывающей границу «объект и субъект познания»;

- фундаментализм в концептуальном познании законов мира, осмыслении бытия, ориентации на универсальность знаний, устойчивые межпредметные связи, структурно-содержательное обновление учебных дисциплин и их взаимосвязью с единством культурно-научно-образовательных полей;

- компетентность и профессионализм (альтернатива узкой специализации), включающих в себя нравственную позицию по отношению к предмету исследования в гармонии практичности и человечности;

- гуманизация и гуманитаризация в когерентности содержания и формы образования природе человека, его

душе и духу (Н.П.Пищулин, Ю.А. Огородников) [21].

Реализация мировоззренческой функции нуждается в сопряженности обучения и воспитания, включая этический аспект в мышление и осознание целостности образования.

Кризис педагогического образования. Педагогическое образование находится в ситуации неопределенности и риска, в рассогласовании интересов и требований к нему со стороны человека, семьи, общества и государства ввиду существующих противоречий его традиционных ценностных оснований и не сложившейся новой системой ценностей, адекватной меняющимся условиями развития общества.

Гуманистический смысл высшего образования - создать будущему учителю ценностные ориентиры и нормативные границы, адаптирующие его вхождение в профессию. Однако, ценностный плюрализм, характерный для общества и современной педагогической культуры, лишает будущего учителя духовных оснований саморазвития, за формирование и воспроизводство которых отвечает высшее образование. Множество педагогических практик создает разнообразие требований к образованию со стороны каждого человека, семьи, общества и государства, снижающих престиж педагогической профессии и учителя (Г.Л. Ильин) [22].

Утрачивается фундаментальная составляющая в пользу прикладной компоненты. Интернационализация (как результат присоединения России к Болонскому соглашению) требует интеграции содержания отечественного высшего педагогического образования с европейской системой при сохранении специфики национально-государственных образовательных систем, их культурного многообразия и конкурентоспособности на основе трансформации содержания, «взамен реализующейся экономико-корпоративной» (Н. Е. Покровский) [23].

Новые социально-экономические условия развития общества ориентируют образовательные организации высшего образования на развитие культуры будущего учителя как субъекта общей безопасности. Новые стандарты высшего образования ставят в центр самостоятельную работу студентов, самоорганизацию учебной деятельности. При этом, образовательный процесс коренным образом необходимо преобразить (А.М. Новиков): преподавателю необходимо сориентировать, направить студента на самообразование вводными и обзорными лекциями, а после - «пропустить его вперед», консультируя и подправляя его самостоятельное движение от незнания к знанию [24].

Однако, в русле исторической инверсии все еще преобладают разрушающие целостный образовательный процесс педагогические стереотипы: учитель - центральная фигура в школе; урок - основная форма учебно-воспитательного процесса; монолог как ведущая форма педагогического взаимодействия; акцент на познавательную деятельность студентов (в ущерб эмоциональной и волевой); разрыв проективной и практической преобразовательных деятельностей - определяющие неприемлемые риски раскрытия студентом своих созидательных возможностей. В числе главных причин перегрузки обучающихся - здоровьезатратная педагогика как результат низкой зарплаты учителей (экономический аспект), скуки и стрессов (педагогический аспект), отражающих неготовность образовательных организаций к переменам.

Становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя в современных социально-экономических условиях развития педагогического образования предполагает: центральной фигурой - студента, не абстрактного, а конкретного, в многообразии его личностных интересов. Все более осознается основание устойчивого развития страны и всего человечества - Человек с нравственной позицией, многоплановой природосоо-бразной деятельностью, культурой, образованностью, профессиональной компетентностью. Меняются 20

оритеты построения содержания высшего педагогического образования в направлении гармонизации соци-огуманитарных образовательных приоритетов. В числе педагогических дескрипторов решения проблемы становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя:

- созидающая функция высшего педагогического образования как интегральное основание обеспечения общей безопасности;

- обеспечение общей безопасности как область профессиональной ответственности педагогического сообщества педагогического вуза и будущего учителя;

- безопасная образовательная среда педагогического вуза как объект педагогического проектирования;

- социогуманитарное знание как компонент содержания высшего педагогического образования;

- полисубъектное взаимодействие как ведущая форма культуропорождения.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Актуализация проблемы становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя предопределена потребностью Человека, семьи, общества и государства в безопасности, что закреплено в нормативных документах отечественной системы образования. С одной стороны, востребован учитель, готовый к охране жизни и здоровья, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в проектировании безопасной образовательной среды. С другой стороны, будущему учителю необходимо, по мере вхождения в профессию, развивать способы самореализации в ней, опознавая соответствующие нормативные формы, а затем, менять адекватное им поведение, сообразно изменяющейся педагогической реальности. Нормативные основания и «онтологический фон» высшего педагогического образования предопределяет становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя в отношении гражданской, общественной и личностной значимости, однако его эффективность снижается кризисными явлениями глобализации проблем устойчивого развития (цивилизационным, ценностным, антропным, педагогики и педагогического образования.

Для разрешения проблемы становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя целесообразно менять приоритеты построения содержания педагогического образования в направлении социогу-манитарных образовательных приоритетов, учитывая необходимость: реализации созидающей функции высшего педагогического образования как интегрального основания обеспечения общей безопасности; понимания обеспечения общей безопасности областью профессиональной ответственности педагогического сообщества педагогического вуза и будущего учителя; проектирования безопасной образовательной среды педагогического вуза, включения социогуманитарного знания в содержание высшего педагогического образования; организацию полисубъектного взаимодействия как ведущую форму культуропорождения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Боровских А.В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика/ А.В. Боровских, Н.Х. Розов. М.: МАКС Пресс, 2010. 80 с.

2. Кларин М. В. Концептуальные парадоксы и вызовы инновационной образовательной политики. URL: http://www.raop.ru/index. php?id=15

3. Сериков В. В. Подготовить учителя к непрерывному саморазвитию/ Научный электронный ежеквартальный журнал Непрерывное образование: XXI век. 2014. №1 (5). С.1-14.

4. Засыпкин В.П. Социология педагогического образования: монография / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. Екатеринбург-Сургут: РИО СурГПУ; РИО ГУ г. Екатеринбурга, 2011. 447 с.

5. АЫтоуа L. A., Lutovina E. E., Chikeneva I. V. Security sports and récréation activities in educational institutions: Theory and practice of physical culture, 4. 65-66.

6. Sokratov N.V., Tissen P.P., Akimova L.A. (2012) Kinesotherapy as a means of prevention and correction of child body adaptabilities: Theory and Practice of Physical Culture. 2. 55-59

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

7. Акимова Л.А. Развитие идеи общей безопасности в Российской системе образования/Л.А. Акимова// Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2018. №59. Ч.1. С. 15-19.

8. Ильинский И. М. Образовательная революция/И.М. Ильинский. М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии, 2002. 592 с.

9. Розин В. М. Философия образования: Этюды-исследования /

B. М. Розин. М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. 576 с.

10. Маркарян Э.С. Гуманизм 21 столетия: идеология самосохранения человечества/Э.С. Маркарян. Ереван: Изд-воРАУ, 2008. — 512 с.

11. Кара-Мурза С.Г. Жизнеспособность России как цивилизации/

C.Г. Кара-Мурза //Критерии успешности страны, цивилизации, человечества: материалы научного семинара. № 8. М.: Научный эксперт, 2010. 104 с.

12. Фролов И. Т. Этика науки: Проблемы и дискуссии/И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. М.: Политиздат, 1986. 399 с.

13. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998. 292 с.

14. Мантатова Л. В. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. Улан-Удэ: издательство ВСГТУ, 2004. 242 с.

15. ЗинченкоВ. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова): М.: Гардарики, 2002. 431 с.

16. Кирьякова А.В. Аксиология образования/А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, Л.В. Мосиенко, Т.А. Ольховая. М.:Инфра-М, 2016. 283с.

17. Слободчиков В. И. Концептуальные основы антропологии современного образования //Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №3. С. 3-7.

18. Ядов В. А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов // Куда идет Россия? Власть, общество, личность / под ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2000.

19. Санникова О.В. Содержание профессионального социогума-нитарного образования в контексте социальных трансформаций/ Вестник удмуртского университета 2012. № 3. С.39 — 47.

20. Загвязинский В.И. Педагогика: теоретические проблемы инновационного развития образования// Вестник Тюменского государственного университета. 2013. №9. С.7-16.

21. Пищулин Н. П. Философия образования /Н. П. Пищулин, Ю. А. Огородников. М.: Жизнь и мысль : Моск. учеб., 2003. 511 с.

22. Ильин Г.Л. Инновации в образовании/Г.Л. Ильин. М.: Прометей, 2015. 425 с.

23. Покровский Н.Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка/Н.Е. Покровкий//Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII. № 4. С.152-161.

24. Новиков А.М. Методология образования/ А.М. Новиков. М.: «Эгвес», 2006. 488 с.

Статья поступила в редакцию 11.07.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.