Научная статья на тему 'Имитационные игры в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога'

Имитационные игры в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / CULTURE OF HEALTHY AND SAFE LIFESTYLES OF THE FUTURE TEACHER / ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА / IMITATION GAME / БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Любовь Александровна

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога актуально ввиду необходимости образования обучающихся, как субъектов здоровой и безопасной жизнедеятельности. В числе ведущих средств его обеспечения выступают имитационные игры, позволяющие освоить знания, развивать умения, навыки, способы обеспечения безопасной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION GAMES IN CREATING A CULTURE OF HEALTHY AND SAFE LIFESTYLES OF THE FUTURE TEACHER

Formation of culture of healthy and safe lifestyles of future teachers is important because of the need of education students as the subjects of healthy and safe living. Among the leading means of achieving it are simulation games that allow them to acquire knowledge, develop abilities, skills, ways of ensuring a safe educational environment.

Текст научной работы на тему «Имитационные игры в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога»

Анализ последних публикаций, исследование показали, что в настоящее время проблема профессиональной компетентности педагогических работников и управления профессиональным ростом педагога находится в центре внимания исследователей.

Литература:

1. Стандарты второго поколения: ФГОС: Начальное общее образование. - М., Просвещение, 2010. - 52 с.

2. Акимова Т.Н. Проблемы формирования профессиональных компетентностей педагогов в условиях системных изменений / Т.Н. Акимова // Успехи современной науки. - 2017. - №3. - С. 160-162.

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования гос впо нового поколения: методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2006. - 72 с.

4. Байкова И.Г., И.В. Гришина Профессиональный стандарт педагога как основа формирования кадровой политики школы // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. - Изд-во: СПБ - 2016. - вып. 1-2. - С. 23-28

5. Кондаков И.М., Сухарев А.В.. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития. - Вопросы психологии, 1989, № 5. - С. 158-164

6. Трифонова Т. А., Полякова Е. Ю., Кабанова Н. В., Мигунова И. В., Курашинова С. Г., Шалота Н. А. Из опыта развития системы подготовки педагогов к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в Белгородской области // Казанский педагогический журнал. - 2015. № 6-1. -С. 119-124.

7. Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография. - Воскресенск, 2012. - 205 с.

8. Хуторской А. В. Инновационный аспект компетентностного подхода в образовании // Научное наследие Т. И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования: сб. ст.: в 2 т. Т. 1. - М., 2011. - С. 79-83.

9. Ярыгин О.Н. Педагогические издания / ж-л Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития / Выпуск №4 -2010 / О. Н. Ярыгин. Метаморфозы понятий «компетентность» и «компетенция» в русскоязычной терминологии компетентностного подхода. Текст URL: magazine_pedagogical_science_vypuski_n4_2010_st_3

10. Ввод профстандарта для учителей перенесли на 2019 год. РБК: URL: http://www.rbc.ru/politics/21/12/2016/585a92279a79479adbb32990. Раздел/ Политика, 21 дек, 2016 19:02

11. Профессиональная компетентность педагога. - URL: https://psyera.ru/5351/professionalnaya-kompetentnost-pedagoga

Педагогика

УДК: 378.17

кандидат педагогических наук, доцент Акимова Любовь Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога актуально ввиду необходимости образования обучающихся, как субъектов здоровой и безопасной жизнедеятельности. В числе ведущих средств его обеспечения выступают имитационные игры, позволяющие освоить знания, развивать умения, навыки, способы обеспечения безопасной образовательной среды.

Ключевые слова: культура здорового и безопасного образа жизни будущего педагога, имитационная игра, безопасная образовательная среда.

Annotation. Formation of culture of healthy and safe lifestyles of future teachers is important because of the need of education students as the subjects of healthy and safe living. Among the leading means of achieving it are simulation games that allow them to acquire knowledge, develop abilities, skills, ways of ensuring a safe educational environment.

Keywords: culture of healthy and safe lifestyles of the future teacher, the imitation game, safe educational environment.

Введение. Нестабильность жизнедеятельности человека, сопровождающаяся опасными ситуациями природного, техногенного и социального характера, обусловливает необходимость образования обучающихся, как субъектов здоровой и безопасной жизнедеятельности.

Педагог, обладающий культурой здорового и безопасного образа жизни, обеспечивает защиту прав, свобод, жизни и здоровья участников образовательных отношений, физическую, интеллектуальную и духовную безопасность личности, общества и государства. Физическая безопасность предполагает защиту чести, достоинства, здоровья и жизни человека. Интеллектуальная безопасность предусматривает защиту интеллектуальной уверенности и чистоты мышления, своих прав и действий, объединяя психологическую подготовку, оперативное и тактико-стратегическое мышление, контроль состояний, мобилизации сил. Духовная безопасность реализуется в защите убеждений, верований и морали [1; 2].

Изложение основного материала статьи. Создание условий для мотивации обучающихся к обеспечению безопасности, освоения системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, развития умений и навыков безопасного поведения, личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению рисков жизни и здоровью, выступают в числе приоритетов отечественной системы образования, функций современного педагога. Следовательно, в образовательных организациях высшего образования актуализируется проблема формирования культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога, определения средств, методов и технологий профессиональной подготовки в русле обеспечения личной, общественной и государственной безопасности.

Анализ педагогической литературы убеждает, что этап профессиональной подготовки будущего педагога в вузе является наиболее сензитивным в русле формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, так как именно в этом возрасте происходит:

— усвоение информации, связанной с обеспечением здоровья и безопасности в профессиональной деятельности;

— определяются фундаментальные жизненные принципы, утверждающие ценности здорового и безопасного образа жизни;

— происходит интенсивная работа по профессионально-личностному саморазвитию;

— вырабатывается профессиональный стиль поведения;

— развивается критичность мышления;

— интенсивно формируется способность к самопознанию и самосознанию.

В ходе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога важно:

— обеспечивать при проведении занятий условия, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, нарушение которых снижают уровень активности основных психических процессов; необходимость соблюдения будущим педагогом режима дня, питания, двигательной активности;

— способствовать достаточно высокую избыточность учебной информации, что предотвращает ее искажение при передаче и восприятии, сохраняет устойчивость внимания;

— соблюдать требования к использованию средств наглядности (нормирование яркости, уровня освещенности, контрастности, качества изображения в соответствии размерам аудитории); уровнь сложности языка учебного материала;

— сполна реализовывать потенциал устной речи как ведущего средства в управлении вниманием и восприятием. Помнить, что уровень громкости, тембр и темп речи, интонирование и паузы, не неся смысловой нагрузки, выступают в то же время мощными естественными ориентирами содержательной стороны сообщения для будущего педагога;

— использовать прямое управление восприятием (в случае затруднений в понимании учебной информации необходимо делать акцент на наиболее важных положениях; уточнять конкретный элемент или область таблицы, схемы, диаграммы, графика, что конкретно необходимо увидеть и понять, чтобы не возникали смысловые барьеры;

— умеренно разнообразить изложение учебного материала, используя приемы поддержки и удержания внимания;

— помнить и учитывать влияние эмоционального фактора на производительность интеллектуальной работы.

В числе ведущих средств формирования культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога выступают имитационные игры, позволяющие освоить знания, развивать умения и навыки здорового и безопасного педагогического взаимодействия, способы обеспечения безопасной образовательной среды.

Имитационные игры принадлежат к методам активного обучения. Их специфика состоит в моделировании позитивного взаимодействия участников образовательных отношений, сообразно условиям педагогической ситуации, превращая образовательную организацию в школу «жизни», будущему педагогу возможность стать субъектом здоровой и безопасной жизнедеятельности. Это специфический класс интерактивных игр (учебных, производственных, управленческих, развивающих), которые применяются для активизации интеллектуальной деятельности участников образовательных отношений, создания многоаспектных условий в установлении позитивного взаимодействия, коллективного принятия решений [6; 7; 9; 10].

Педагогические задачи имитационных игр в русле формирования культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога:

— ценностно-смысловое самоопределение будущего педагога;

— формирование у будущего педагога целостного образа педагогического труда, осуществляющегося в интересах личности, общества и государства;

— приобретение и преобразование у будущего педагога опыта организации здоровой и безопасной жизнедеятельности;

— развитие критического мышления будущего педагога, рефлексии в отношении себя и обучающихся;

— формирование у будущего педагога положительной мотивации и интереса к педагогической деятельности, развитие навыков позитивной коммуникации;

— создание оптимальных условий осуществления образовательного процесса, обеспечивающего повышение уровня культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога.

Принципы построения имитационной игры в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога:

— научности (реализуется с опорой на современные теории и концепции, которые позволяют создавать целостное представление по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека в условиях опасных ситуаций и ситуаций неопределености);

— креативности, который позволяет формировать новые знания, развивать умения, навыки, способы безопасной жизнедеятельности с опорой на имеющееся; преобразовывать опыт организации здоровой и безопасной жизнедеятельности;

— гуманистичности (основной ценностью педагогического взаимодействия выступает человек и забота о его безопасности в условиях современного социума);

— междисциплинарности (требуется формирование метапредметного знания по обеспечению здоровой и безопасной жизнедеятельности участников образовательного процесса);

— проблемности (в русле проблематики обеспечения личной, общественной, государственной безопасности);

— наглядности - структурный и информационный планы игры визуализируются (в таблицах, схемах, графиках и т.д.);

— автономности - различная комбинация отдельных сюжетов и эпизодов имитационной модели позволяет организовать игру применительно к конкретному составу участников, дает возможность спроектировать учебный курс на основе имитационной игры как ведущего средства освоения дисциплины. Реализация отдельных блоков игры в различных комбинациях обеспечивается разработкой множества вариантов ее информационного обеспечения;

— модульности - возможность реализации отдельных элементов имитационной игры как готовых блоков в последующих методических разработках;

— соразмерности игровой деятельности, реализующий положение о том, что интенсификация игровой деятельности, а также ее объем и содержание, применительно к конкретному учебному фрагменту, находятся в прямой зависимости от совокупности ситуационных условий: подготовленности игроков, эмоционального настроя, технического оснащения, резерва времени и т.п.;

— технического обеспечения - наличие и исправность технических средств для передачи, хранения, визуализации, обработки информации;

— диагностичности - сбор, систематизация и обобщение экспертной информации способствуют достижению цели имитационной игры на основе диагностического материала, тщательно продуманной и отработанной методики экспертного оценивания.

Соблюдение выделенных принципов реализации имитационных игр в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога обеспечивают:

— полноту погружения участников игры в игровую ситуацию (при проведении имитационной игры требуется ее сопровождение набором заданий);

— постепенность принятия участниками игры игровой ситуации (первые ее этапы необходимо максимально упростить для адаптации участников к новым условиям, освоения предлагаемой игровой деятельности);

— равномерную игровую нагрузку на участников игры (на каждом занятии будущие педагоги должны получать равные порции новой информации);

— соревновательность игровых групп, повышающей ответственность участников за коллективный продукт игровой деятельности в русле необходимости его публичной презентации;

— реалистичность моделируемой ситуации (игровой сюжет и деятельность должны быть аутентичны реальным жизненным ситуациям).

Пример использования имитационной игры «Безопасная образовательная среда» в ходе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога.

Реализация имитационной игры предполагала выполнение группового проекта, сущность которого в том, что каждый будущий педагог формулировал свое видение «безопасной» образовательной среды. Заведомо предполагалось, что ее построение достижимо.

В ходе подготовки к реализации проекта будущие педагоги во внеаудиторное время обдумывали и формулировали ответы на следующие вопросы:

— Безопасность - это отсутствие опасности?

— Возможно ли существование безопасной образовательной среды и каковы ее границы?

— В чьих полномочиях и силах обеспечить безопасность участников образовательных отношений?

— Каковы нормативные основы и доля ответственности за обеспечение безопасной образовательной среды у участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования?

— Как связаны между собой: безопасная образовательная среда и национальная безопасность?

— Персонификация или коллективизм для обеспечения безопасной образовательной среды?

По соответствующим направлениям формировались группы обучающихся, выполняющих групповой проект.

В помощь принятия наиболее рационального варианта решения конкретной задачи проводились занятия - диспуты (на основе опыта конкретной образовательной организации ) и занятия-практикумы.

Примеры заданий для занятий-практикумов:

— составьте кластер по теме «безопасная образовательная среда» и дайте определение понятию;

— выделите факторы риска образовательной среды, распределите по группам (основание для классификации: по происхождению, по локализации, по возможности минимизации); определите субъектов и направления деятельности образовательной организации по их минимизации;

— осуществите анализ педагогических рисков, обоснуйте условия, снижающие опасности жизни и здоровью участников образовательных отношений;

— в групповой работе разработайте модель безопасной образовательной среды конкретной образовательной организации, выделив в ней цель, задачи, условия, субъектов, направления деятельности, средства, результат и способы его диагностики;

— подготовьте групповую презентацию безопасной образовательной среды от имени директора образовательной организации.

Итогом имитационной игры выступали групповые дебаты по выбору наиболее рациональной модели безопасной образовательной среды.

Для обсуждения дебатов предлагались следующие задания и вопросы:

— осуществите оценку активности каждого игрока (содержание его выступления (как он использовал аргументы, какова их сила), стиль взаимодействия в команде и с аудиторией (ораторское искусство), стратегия поведения (в части структуры, логики, расстановки приоритетов, понимания вопросов));

— какие выступления вам особо понравились и почему?

— чьи выступления вам запомнились больше всего, с чем это связано?

— оцените работу председателя и секретаря;

— почему не все участвующие в игре были активны?

— оцените личное участие в дебатах (как вы умеете слушать, выстраивать выступления, задавать вопросы, сдерживать или проявлять эмоции).

Реализация имитационной игры «Безопасная образовательная среда» способствовала формированию культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога в освоении им трудовой функции

профессионального стандарта педагога, обеспечивая подготовку специалистов образования к участию и использованию международных программ [3] в русле устойчивого образования и образа жизни:

— инициируя активность будущих педагогов;

— оснащая их способами продуктивной деятельности, работы с разнообразием информационных текстов;

— стимулируя индивидуальный выбор и мотивацию творчества;

— обеспечивая развитие критичности мышления, обмен ценностными суждениями;

— активизируя сотрудничество в групповой работе;

— реализуя тренинг моделей, стратегий поведения и коммуникативных умений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— оказывая помощь в самоуправлении самостоятельной деятельностью, получении «Я-сообщений», принятии решений.

Выводы. Актуальность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога обусловлена потребностью личности, общества и государства в здоровьесбережении и обеспечении безопасности. Реализация имитационных игр с будущими педагогами позволяет освоению знаний, развитию умений, навыков, способов обеспечения безопасной образовательной среды - требований профессионального стандарта педагога, идей международной программы по устойчивому образованию и образу жизни в отечественной системе образования.

Литература:

1. Акимова, Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Методика обучения и воспитания / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 244 с.

2. Акимова, Л.А. Социогуманитарные предпосылки формирования здорового и безопасного образа жизни бакалавра педагогического образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики (серия Гуманитарные науки). - 2017. - №4. - С. 27 - 29.

3. Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 63 с.

4. Зеер, Э.Ф. Психологические особенности развития жизнеспособности и жизнестойкости человека / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Известия Российской академии образования. - 2015. - № 4. - С. 110-122.

5. Крутько, И.С. Психотехнологии формирования «небезопасности» в обществе / И.С. Крутько // Векторы психологической безопасности современного общества: доверие и субъективное благополучие: материалы VII международного симпозиума. Гуманитарный университет; Российское психологическое общество. - М.: Российская академия образования. - 2016. - С. 44-55.

6. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебн. пособие для студентов высших учебн. заведений - М.: Академия, 2006. - 386 с.

7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. - М.: МПУ, Рос.пед. агентство. 1996. - 269 с.

8. Риски современного образовательного пространства: монография / Е.Е. Лутовина и др. - Оренбург: Экспресс-печать, 2014. - 180 с.

9. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы: учебное пособие. -М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. - 422.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Педагогика

УДК 796.894

аспирант, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Алшувайли Хассун Хашим (ИРАК)

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный

педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск),

Сибирский государственный университет науки и технологий имени

академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск),

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Стручков Владимир Ильич

Красноярский государственный аграрный университет (г. Красноярск),

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛЬНЫХ СУДЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы теоретической подготовки футбольных судей. Представлены результаты эксперимента по оценке теоретической подготовки российских и иракских футбольных судей на завершающем этапе освоения ими программ начальной профессиональной подготовки.

Ключевые слова: арбитр, судья, футбольное судейство, футбол, квалификация, оценка, ошибка, видеоповтор, Российский футбольный союз (РФС), ФИФА.

Annotation. The article deals with the actual problems of theoretical training of football judges. The article presents the results of an experiment to assess the theoretical training of Russian and Iraqi football judges at the final stage of their development of initial training programs.

Keywords: arbitrator, judge, football refereeing, soccer, qualification, assessment, mistake, video review, Football Union of Russia (FUR), FIFA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.