Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛАРУСИ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
131
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛАРУСЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ВОЕННАЯ СФЕРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВОЕННОЕ НАСИЛИЕ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ УГРОЗА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ксенофонтов Владислав Анатольевич

Военная безопасность государства обеспечивается функционированием военной сферы как важнейшей компоненты национальной безопасности. С учетом нарастания и трансформации насилия в международных отношениях жизненно важным условием бытия социума является определение и систематизация детерминант достижения мирных условий развития личности, общества и государства. Определено, что современная война - комплексная деструктивная социальная технология, проводимая противоположной стороной в собственных интересах. Военная доктрина как философия военной безопасности государства содержит компоненты: политический, военно-стратегический, военно-организационный, военно-прогностический, военно-технический, военно-экономический. Эти элементы и являются основными детерминантами обеспечения военной безопасности. Их сущностное определение - важнейшая задача субъектов военно-политической деятельности. Недопущение трансформации военных опасностей в военные угрозы социальной системе выступает важнейшим критерием эффективности управленческой деятельности в сфере обороны. Уточнены основные внутренние и внешние источники военных угроз в военной сфере национальной безопасности. Значимое направление усиления военной сферы национальной безопасности -укрепление духовно-мировоззренческих факторов, определяющих готовность личности к защите национальных интересов. Учитывая социальную роль военной сферы национальной безопасности, предлагается рассмотреть вопрос о создании комплексного нормативного правового документа, содержащего основополагающие положения, регулирующие всю военную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF ENSURING MILITARY SECURITY OF BELARUS

Military security of the state is provided by functioning of the military sphere as a major component of the national security. Considering the increase and transformation of violence in international relations, the determination and systematization of determinants of peaceful conditions for the development of an individual, society and state is a vitally important condition for being a society. It is determined that modern war is a complex destructive social technology carried out by the opposite side in its own interests. Military doctrine as a philosophy of military security of the state contains components: political, military-strategic, military-organizational, military-forecasting, military-technical, military-economic. These elements are the basic determinants of ensuring military security. Their essential definition is the most important task of the subjects of politico-military activity. The prevention of transformation of military dangers into military threats to the social system is the most important criterion of effectiveness of managerial activity in the sphere of defense. Main internal and external sources of military threats in the military sphere of national security are clarified. A significant area of strengthening the military sphere of national security is strengthening the spiritual and attitudinal factors that determine an individual's readiness to protect national interests. The social role of the military sphere of national security is described, it is suggested to consider the creation of a comprehensive regulatory legal document containing the fundamental provisions governing the entire military sphere.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛАРУСИ»

УДК 355.01(476)

В. А. Ксенофонтов

Военная академия Республики Беларусь

ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛАРУСИ

Военная безопасность государства обеспечивается функционированием военной сферы как важнейшей компоненты национальной безопасности. С учетом нарастания и трансформации насилия в международных отношениях жизненно важным условием бытия социума является определение и систематизация детерминант достижения мирных условий развития личности, общества и государства. Определено, что современная война - комплексная деструктивная социальная технология, проводимая противоположной стороной в собственных интересах. Военная доктрина как философия военной безопасности государства содержит компоненты: политический, военно-стратегический, военно-организационный, военно-прогностический, военно-технический, военно-экономический. Эти элементы и являются основными детерминантами обеспечения военной безопасности. Их сущностное определение - важнейшая задача субъектов военно-политической деятельности. Недопущение трансформации военных опасностей в военные угрозы социальной системе выступает важнейшим критерием эффективности управленческой деятельности в сфере обороны. Уточнены основные внутренние и внешние источники военных угроз в военной сфере национальной безопасности. Значимое направление усиления военной сферы национальной безопасности -укрепление духовно-мировоззренческих факторов, определяющих готовность личности к защите национальных интересов. Учитывая социальную роль военной сферы национальной безопасности, предлагается рассмотреть вопрос о создании комплексного нормативного правового документа, содержащего основополагающие положения, регулирующие всю военную сферу.

Ключевые слова: Беларусь, национальная безопасность, общество, военная сфера национальной безопасности, военное насилие, детерминанты, военная опасность, военная угроза.

Для цитирования: Ксенофонтов В. А. Детерминанты обеспечения военной безопасности Беларуси // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2022. № 1 (257). С. 131-136.

V. A. Ksenofontov

Military academy of the Republic of Belarus

DETERMINANTS OF ENSURING MILITARY SECURITY OF BELARUS

Military security of the state is provided by functioning of the military sphere as a major component of the national security. Considering the increase and transformation of violence in international relations, the determination and systematization of determinants of peaceful conditions for the development of an individual, society and state is a vitally important condition for being a society. It is determined that modern war is a complex destructive social technology carried out by the opposite side in its own interests. Military doctrine as a philosophy of military security of the state contains components: political, military-strategic, military-organizational, military-forecasting, military-technical, military-economic. These elements are the basic determinants of ensuring military security. Their essential definition is the most important task of the subjects of politico-military activity. The prevention of transformation of military dangers into military threats to the social system is the most important criterion of effectiveness of managerial activity in the sphere of defense. Main internal and external sources of military threats in the military sphere of national security are clarified. A significant area of strengthening the military sphere of national security is strengthening the spiritual and attitudinal factors that determine an individual's readiness to protect national interests. The social role of the military sphere of national security is described, it is suggested to consider the creation of a comprehensive regulatory legal document containing the fundamental provisions governing the entire military sphere.

Key words: Belarus, national security, society, military sphere of national security, military violence, determinants, military danger, military threat.

For citation: Ksenofontov V. A. Determinants of ensuring military security of Belarus. Proceedings of BSTU, issue 6, History, Philosophy, 2022, no. 1 (257), pp. 131-136 (In Russian).

Введение. Военная безопасность государства обеспечивается наличием и функционированием военной сферы национальной безопас-

ности. Состояние социума, которое гарантирует его развитие в мирных и безопасных в военном отношении условиях, обычно именуют категорией

«военная безопасность», понимаемой как «состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз» [1, ст. 4]. Учитывая тенденции третьего тысячелетия, в котором отмечается нарастание насилия в различных формах, а также отсутствие в планетарном масштабе военных конфликтов различной интенсивности, становится не только актуальным, но и жизненно важным условием бытия социума определение детерминант достижения мирных условий развития личности, общества и государства.

Разделяем подход в труде философа С. А. Вер-шилова, что актуальность данной научной и политической задачи обусловлена онтологическими, гносеологическими, методологическими, духовно-идеологическими и социально-практическими обстоятельствами [2, с. 4-6]. Целесообразно в рамках социально-философского анализа осуществить концептуализацию условий сбережения и развития белорусского государства в контексте военной составляющей.

Уточним, что можно избирать различные методологические подходы к анализу комплекса факторов, обеспечивающих национальную и военную безопасность. К примеру, геополитический или геостратегический анализ является необходимым, но выходит за рамки исследования. В силу комплексности военной сферы национальной безопасности можно использовать и другой инструментарий познания. С учетом того, что проблемы функционирования данной сферы входят в систему государственного управления и область военной политики, в данном случае использование философского инструментария, методов социальной диалектики с элементами военно-политического анализа будет наиболее оправданным. Умение определять противоречия в сложной социальной и военно-политической реальности, управлять ими является залогом рационального развития социальной системы и ее безопасности.

Основная часть. Деятельность по обеспечению национальной безопасности (далее - НБ) и ее важнейшей составляющей (военной) не имеет перерывов в силу динамики международных отношений, появления различных противоречий, разрешаемых посредством военной силы. Как отмечает доктор философских наук С. С. Антюшин, «складывающиеся и утверждающиеся сегодня в мире типы восприятия социальной действительности и обусловленные ими способы воздействия на нее заставляют всерьез подумать о возможном возрастании вероятности применения силового компонента в достижении своих целей различными субъектами международных отношений» [3, с. 5].

Отметим непрекращающуюся трансформацию насилия как военного, так и невоенного. Западные стратеги в построении нового мирового порядка активно используют технологии неклассической или новой войны [4, 5]. Война не перестала быть политикой, однако второй ее сущностный элемент - вооруженное насилие -смещается на второй план и становится страховочным компонентом в случае невозможности достижения политической цели невоенными средствами.

Современное военное насилие и его крайняя форма - война все больше вписываются в хорошо продуманную и умело управляемую социальную операцию или спецоперацию по демонтажу неугодных социальных образований. Можно утверждать, что война - комплексная деструктивная социальная технология, проводимая противоположной стороной в собственных интересах.

Глобальные геополитические игроки все активнее используют различные варианты социального конструирования, демонстрируя право силы. «Сегодня социальная экспансия и отдельные ее типы стали масштабнее и разнообразнее, поэтому противостоять военной экспансии должна подсистема военной безопасности социальной системы, включающая и армию, как важнейший свой элемент» [3, с. 30].

Профессор Н. Е. Бузин в монографии пишет: «Состояние отношений между субъектами политики, характеризуемое возрастанием остроты всех видов борьбы (кроме вооруженной борьбы), до уровня, соответствующего военному конфликту, а также военного противостояния, может рассматриваться как квазивойна. Ее сущность заключается в продолжении политики средствами невооруженного насилия» [6, с. 73]. Кроме того, произошли изменения и в практике вооруженного противоборства, «обусловленные смещением акцентов в направлении разжигания внутренних вооруженных конфликтов в стране-жертве агрессии и стремлением оперирующей стороны решать стратегические задачи с минимальным задействованием регулярных ВС» [6, с. 147]. Следовательно, военная сфера НБ может и должна быть готова как к традиционному военно-силовому воздействию, так и к неклассической борьбе.

В интересах мирного развития страны систематизация и понимание детерминант военной безопасности являются определяющими. В соответствии с разработанной методологией Военной доктрины (далее - ВД) государства выделим ключевые детерминанты идеологии обеспечения военной безопасности: военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические.

Напомним, что основные положения ВД страны обусловлены социально-политическим и экономическим строем государства, уровнем развития экономики и средств ведения войны, а также геополитической ситуацией в регионе и мире.

Как правило, ВД как система и своеобразная философия военной безопасности государства содержит компоненты: политический, военно-стратегический, военно-организационный, военно-прогностический, военно-технический, военно-экономический. Эти элементы, по сути, и являются детерминантами обеспечения военной безопасности.

Кратко обозначим необходимость выделения основных элементов в общей системе ВД, отражающей идеологию развития военной сферы НБ.

Военно-стратегическая сторона ВД является теоретической основой военной стратегии и призвана определять: отношение (в военных аспектах) государства к войне; характер действий вероятного противника и взаимодействие с союзниками; способы ведения войн различных масштабов; стратегический характер войны; силы и средства обеспечения и т. д.

Решить задачи по защите социальной системы от опасностей и угроз способны силы и средства в определенной организационной структуре, реализуемой в военно-организационной стороне ВД. Эта составляющая ВД рассматривает следующие вопросы: военное строительство; выбор форм военной организации и принципов комплектования войск; организационно-штатную структуру войск (сил); боевую подготовку и мобилизационную работу; использование людских ресурсов в войне и т. д.

Военно-прогностическая сторона ВД предусматривает оценку военно-политической обстановки в мире и отдельном регионе; выявление существенных противоречий между государствами и поиск способов их разрешения; определение характера конкретной военной угрозы для государства; определение возможностей государства по предотвращению войны и ее ведению; прогнозирование социальных, политических, экономических и экологических последствий войн и военных конфликтов; определение количественных и качественных параметров ВС, необходимых для обеспечения НБ, и др.

Военно-техническая сторона ВД в соответствии с национальными интересами государства и политическими целями включает вопросы непосредственного осуществления военного строительства, технического оснащения ВС и их подготовки, определения форм и способов ведения операций и войны в целом. Собственно техническая компонента ВД приобрела огромную важность, она является инструментом

сдерживания агрессии, а при необходимости и ведения войны.

В содержание военно-экономической стороны входят принципы материально-технического и финансового обеспечения военного строительства и обороны государства в мирное и военное время; принципы создания и функционирования военно-промышленного комплекса; основы экономической мобилизации; принципы формирования военных бюджетов и военных заказов промышленности; основа экономической политики в области накопления стратегических запасов страны и материалов; механизм управления военно-промышленным комплексом в мирное время и экономикой страны в ходе войны и другие вопросы.

Отмеченные элементы ВД наглядно показывают, насколько важны материальные факторы для ее формирования и реализации.

Следует отметить, что решающее воздействие на ВД оказывает другая ее составляющая - политика. Она определяет главное: для каких целей, в каком направлении и в каких масштабах должны развиваться ВС.

Политическая сторона ВД охватывает вопросы, касающиеся политических целей и социальной направленности военной политики и предполагаемой ею войны. Эта сторона является определяющей и обладает значительной устойчивостью, так как отражает национальные интересы государства и политические цели, из них вытекающие, которые относительно устойчивы даже на фоне резко меняющейся международной конъюнктуры, военно-политической обстановки и средств вооруженного противоборства. Эта сторона также отражает характер воздействия государства и его военной политики на всю систему межгосударственных, в том числе и военно-политических, отношений, закладывая перспективы и тенденции ее развития.

Изучение данной стороны позволяет объективно определить намерения государства по вопросам национальной и международной безопасности, уточнить их направленность и характер, интересы в военной сфере, т. е. раскрыть своеобразную «тайну зарождения войны». Политическая сторона ВД выражает отношение государства к использованию военной силы, определяет политический механизм управления военной организацией в интересах безопасности. Она охватывает вопросы, касающиеся методологических, экономических, социальных, юридических основ достижения целей возможной будущей войны.

Подчеркнем, что политическое содержание ВД того или иного государства обладает относительной самостоятельностью. К наиболее важным компонентам политического содержания

ВД относятся: политические цели; политические средства; субъекты военно-политического руководства; политические принципы; политический компонент состояния населения и армии и др. [7].

Отметим, что политическая составляющая ВД современных государств претерпела значительные изменения. Это выражено в том, что целью ВД стало как бы отрицание самой себя: не военные средства для достижения политических целей, а политические средства для обеспечения единой общечеловеческой цели выживания самого человечества. Закономерно, что в ВД зафиксировано: «Республика Беларусь осуждает любой военный конфликт как средство реализации политики и придерживается принципа мирного урегулирования споров» [8, ст. 15].

Исходя из методологии обеспечения НБ государства в военной сфере, ключевая роль отводится аналитико-прогностической оценке угроз интересам объектов безопасности; реализации организационно-практических и управленческих мер силами и средствами системы обеспечения безопасности по предупреждению и нейтрализации возникающих рисков, вызовов и угроз безопасности личности, общества и государства.

Военная сфера НБ государства представляет собой сложную, многоуровневую, открытую, динамическую систему, в основе которой лежит диалектическое единство отношений базовых социальных субъектов - личности, общества и государства. Формирование и функционирование данной подсистемы безопасности обусловлено воздействием множества геополитических факторов: исторических, экономических, социально-политических, военно-стратегических, природно-географических, этнических, демографических, культурных, религиозных и т. д.

Разделяем позицию И. В. Бернацких, что модернизация военной сферы осуществляется по двум основным путям. Первый - развитие и совершенствование основ военной сферы (экономической, политической, социальной, культурной, собственно военной и др.). Второй - совершенствование основных структурных компонентов военной сферы [9, с. 100]. Возможности военной сферы НБ заключены в потенциале социальной системы, следовательно, изменение качественных параметров социума приводит и к улучшению военной составляющей НБ.

Недопущение субъектами военно-политической деятельности трансформации опасностей в угрозы в военной сфере НБ позволяет выполнять значимую социальную роль - обеспечить безопасность личности, общества и государства в военном отношении. Стоит обратить

внимание на результаты исследования, проведенного в НИИ ВС, целью которого ставилось прогнозирование военных опасностей для Республики Беларусь. В результате исследования установлено, что в военной сфере основными внутренними источниками военных угроз являются:

- снижение готовности граждан к вооруженной защите независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь ввиду ослабления в обществе чувства патриотизма и проявления других негативных факторов;

- снижение возможностей ВС по стратегическому сдерживанию агрессии и решению других задач мирного времени, а также вооруженной защите страны в случае развязывания против нее военных действий;

- формирование с применением информационных технологий условий гражданского противостояния, дестабилизации обстановки в Республике Беларусь, в том числе в целях развязывания внутреннего вооруженного конфликта.

В военной сфере основными внешними источниками военных угроз являются:

- стремление отдельных государств (коалиций государств) решать имеющиеся противоречия с применением военной силы;

- наличие у ряда государств ОМУ, его компонентов и технологий производства;

- существование (создание) в Европейском регионе военно-политических союзов, демонстрирующих стремление к расширению либо присвоению ими глобальных функций, усиление их ударно-наступательных возможностей, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, а также наращивание военной инфраструктуры вблизи границ Республики Беларусь и расширение возможностей для ведения прокси-войны против нее;

- снижение потенциала и возможностей военно-политических союзов с участием Республики Беларусь по обеспечению коллективной безопасности;

- возрастание угрозы глобального терроризма (экстремизма) и его новых проявлений в условиях ослабления международного антитеррористического сотрудничества, вероятность проведения терактов с применением высокоточного оружия, радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков;

- наличие и дальнейшее развертывание в мире систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность, реализация концепции «глобального удара»,

размещение оружия в космосе и развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия [10, с. 97].

Заключение. В целом функционирование военной сферы НБ определяется диалектическим единством материальных и духовных факторов социального развития, отражающихся в ее содержании. С учетом активного использования неклассического насилия важнейшим направлением укрепления военной сферы НБ выступают нематериальные факторы - духовно-мировоззренческие. Они касаются значительного сегмента общества.

Развитие духовно-ценностной компоненты личности, ее патриотического начала выступает своеобразной основой к обеспечению военной безопасности страны. Для этого важна система

непрерывного образования и воспитания личности, способной противостоять современным технологиям насилия, базирующаяся на достижениях современной науки.

С учетом социальной значимости деятельности военной сферы НБ возможно дополнительно исследовать и рассмотреть вопрос о создании комплексного нормативного правового документа, содержащего основополагающие документы, регулирующие всю военную сферу НБ. Вариантами могут быть: Военный кодекс, Кодекс гражданско-военных отношений или Кодекс военной сферы национальной безопасности. Сложность проблемы и параметры статьи позволили рассмотреть лишь ряд аспектов данной проблемы, нуждающейся в дальнейшем системном исследовании.

Список литературы

1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь № 575 от 9 нояб. 2010 г. Минск: Белорус. дом печати, 2011. 48 с.

2. Вершилов С. А. Военная безопасность государства (социально-философский анализ): монография. Ульяновск: Зебра, 2015. 290 с.

3. Антюшин С. С. Военная безопасность как фактор стабильности российского общества (социально-философская концепция): монография. М.: Военный университет, 2004. 140 с.

4. Манойло А. В., Стригунов К. С. Технологии неклассической войны. Генезис. Эволюция. Практика: монография. М.: Горячая линия - Телеком, 2020. 378 с.

5. Понкин И. В. Неклассические войны: монография. М.: ИНФРА-М, 2021. 87 с.

6. Бузин Н. Е. Особые правовые режимы и военная безопасность государства: монография. Минск: НИИ ВС РБ, 2014. 216 с.

7. Ксенофонтов В. А. Военно-доктринальные взгляды на оборону страны // Гуманитарные проблемы военного дела. 2017. № 2 (11). С. 36-46.

8. Военная доктрина Республики Беларусь: утв. Законом Респ. Беларусь от 20.07.2016, № 412-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://www.pravo.by (дата обращения: 19.12.2021).

9. Бернацких И. В. Модернизация военной сферы современного российского общества: военно-политический анализ: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Москва, 2018. 199 с.

10. Прогнозирование военных опасностей для Республики Беларусь: отчет о НИР / НИИ Вооруженных Сил; рук. темы Н. Н. Левчук. Минск, 2021. 101 с.

References

1. Kontseptsiya natsional 'noy bezopasnosti Respubliki Belarus ': Ukaz Prezidenta Resp. Belarus ' № 575 ot 9 noyab. 2010 g. [The Concept of national security of the Republic of Belarus: Presidential Decree No. 575, November 9, 2010]. Minsk, Belorus. dom pechati Publ., 2011. 48 p. (In Russian).

2. Vershilov S. A. Voennaya bezopasnost' gosudarstva (sotsial'no-filosofskiy analiz): monografiya [Military security of the state (socio-philosophical analysis): monograph]. Ulyanovsk, Zebra Publ., 2015. 290 p. (In Russian).

3. Antyushin S. S. Voennaya bezopasnost' kak faktor stabil'nosti rossiyskogo obshestva (sotsial'no-filosofskaya kontseptsiya): monografiya [Military security as a factor in the stability of russian society (so-cio-philosophical concept): monograph]. Moscow, Voennyy universitet Publ., 2004. 140 p. (In Russian).

4. Manoylo A. V., Strigunov K. S. Tekhnologii neklassicheskoy voyny. Genezis. Evolyutsiya. Praktika: monografiya [Technologies of non-classical warfare. Genesis. Evolution. Practice: monograph]. Moscow, Goryachaya liniya - Telekom Publ., 2020. 378 p. (In Russian).

5. Ponkin I. V. Neklassicheskie voyny: monografiya [Nonclassical wars: monograph]. Moscow, INFRA-M Publ., 2021. 87 p. (In Russian).

6. Buzin N. Е. Osobye pravovye rezhimy i voennaya bezopasnost' gosudarstva: monografiya [Special legal regimes and military security of the state: monograph]. Minsk, NII VS RB Publ., 2014. 216 p. (In Russian).

7. Ksenofontov V. A. Military-doctrinal views on the defense of the country. Gumanitarnye problemy voennogo dela [Humanitarian problems of military affairs], 2017, no. 2 (11), pp. 36-46 (In Russian).

8. Military doctrine of the Republic of Belarus: approved by the law of Rep. of Belarus 20.07.2016, No. 412. Available at: https://www.pravo.by (accessed 19.12.2021).

9. Bernatskikh I. V. Modernizatsiya voennoy sfery sovremennogo rossiyskogo obshchestva: voenno-politicheskiy analiz: dissertatsiya kandidata politicheskikh nauk [The modernization of the military sphere of modern Russian society: military-political analysis: Dissertation PhD (Political Sciences)]. Moscow, 2018. 199 p. (In Russian).

10. Prognozirovaniye voennykh opasnostey dlya Respubliki Belarus': otchet o NIR [Forecasting of military dangers for the Republic of Belarus: report on research and development]; Research Institute of the Armed Forces; theme supervisor N. N. Levchuk. Minsk, 2021. 101 p. (In Russian).

Информация об авторе

Ксенофонтов Владислав Анатольевич - кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры идеологической работы и социальных наук. Военная академия Республики Беларусь (220057, г. Минск, пр. Независимости, 220, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the author

Ksenofontov Vladislav Anatol'yevich - PhD (Philosophy), Associate Professor, Professor of the Department of Ideological Work and Social Sciences. Military Academy of the Republic of Belarus (220, Nezavisimosti Ave., 220057, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 13.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.