Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ СФЕРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ГОСУДАРСТВА'

ВОЕННАЯ СФЕРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
253
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ СФЕРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / БАЛАНС СИЛ / ОБЩЕСТВО / ВОЕННОЕ НАСИЛИЕ / ВОИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ксенофонтов Владислав Анатольевич

Военное насилие остается инструментом, используемым в ходе конфликтов различного масштаба. Объективно действует не сила права, а право силы. Военная сфера национальной безопасности, обеспечивающая мирное развитие государства, нуждается в теоретическом и практическом развитии. Рассмотрено философское понимание баланса сил в контексте международных отношений. Защита от военного насилия - необходимость, требующая постоянного и рационального развития военной подсистемы безопасности, являющейся элементом целого (национальной безопасности или национальной обороны). Раскрыты различные подходы к обоснованию военной составляющей национальной безопасности государства. Подчеркивается диалектическая связь военной подсистемы национальной безопасности со всеми компонентами общества. Реализация задач этой сферы осуществляется посредством воинской деятельности. Делается вывод, что состояние военной сферы национальной безопасности играет важную роль в благополучном развитии личности, общества и государства. Она выступает системообразующим компонентом в системе национальной безопасности, обеспечивая «продукт» - военную безопасность. Идеология обеспечения военной безопасности белорусского государства заключена в Военной доктрине Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MILITARY SPHERE OF NATIONAL SECURITY AS A CONDITION FOR THE SOCIAL WELL-BEING OF THE STATE

Military violence remains a tool used in conflicts of various dimensions. Objectively, it is not the force of law that acts, but the right of force. The military sphere of national security, which ensures the peaceful development of the state, needs theoretical and practical development. The philosophical understanding of the balance of power in the context of international relations is considered. Protection from military violence is a necessity that requires constant and rational development of the military security subsystem, which is an element of the whole (national security or national defense). Various approaches to the justification of the military component of the national security of the state are revealed. The dialectical connection of the military subsystem of national security with all components of society is emphasized. The implementation of the tasks of this sphere is carried out through military activities. It is concluded that the state of the military sphere of national security plays an important role in the successful development of the individual, society and the state. It acts as a system-forming component in the national security system, providing a "product" - military security. The ideology of ensuring the military security of the Belarusian state is contained in the Military Doctrine of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ СФЕРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ГОСУДАРСТВА»

Труды БГТУ, 2021, серия 6, № 2, с. 85-89

85

УДК 355.01

В. А. Ксенофонтов

Военная академия Республики Беларусь

ВОЕННАЯ СФЕРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ГОСУДАРСТВА

Военное насилие остается инструментом, используемым в ходе конфликтов различного масштаба. Объективно действует не сила права, а право силы. Военная сфера национальной безопасности, обеспечивающая мирное развитие государства, нуждается в теоретическом и практическом развитии. Рассмотрено философское понимание баланса сил в контексте международных отношений. Защита от военного насилия - необходимость, требующая постоянного и рационального развития военной подсистемы безопасности, являющейся элементом целого (национальной безопасности или национальной обороны). Раскрыты различные подходы к обоснованию военной составляющей национальной безопасности государства. Подчеркивается диалектическая связь военной подсистемы национальной безопасности со всеми компонентами общества. Реализация задач этой сферы осуществляется посредством воинской деятельности. Делается вывод, что состояние военной сферы национальной безопасности играет важную роль в благополучном развитии личности, общества и государства. Она выступает системообразующим компонентом в системе национальной безопасности, обеспечивая «продукт» - военную безопасность. Идеология обеспечения военной безопасности белорусского государства заключена в Военной доктрине Республики Беларусь.

Ключевые слова: государство, национальная безопасность, военная сфера национальной безопасности, баланс сил, общество, военное насилие, воинская деятельность.

Для цитирования: Ксенофонтов В. А. Военная сфера национальной безопасности как условие социального благополучия государства // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2021. № 2 (251). С. 85-89.

V. A. Ksenofontov

Military academy of the Republic of Belarus

THE MILITARY SPHERE OF NATIONAL SECURITY AS A CONDITION FOR THE SOCIAL WELL-BEING OF THE STATE

Military violence remains a tool used in conflicts of various dimensions. Objectively, it is not the force of law that acts, but the right of force. The military sphere of national security, which ensures the peaceful development of the state, needs theoretical and practical development. The philosophical understanding of the balance of power in the context of international relations is considered. Protection from military violence is a necessity that requires constant and rational development of the military security subsystem, which is an element of the whole (national security or national defense). Various approaches to the justification of the military component of the national security of the state are revealed. The dialectical connection of the military subsystem of national security with all components of society is emphasized. The implementation of the tasks of this sphere is carried out through military activities. It is concluded that the state of the military sphere of national security plays an important role in the successful development of the individual, society and the state. It acts as a system-forming component in the national security system, providing a "product" - military security. The ideology of ensuring the military security of the Belarusian state is contained in the Military Doctrine of the Republic of Belarus.

Key words: state, national security, military sphere of national security, balance of power, society, military violence, military activity.

For citation: Ksenofontov V. A. The military sphere of national security as a condition for the social well-being of the state. Proceedings of BSTU, issue 6, History, Philosophy, 2021, no. 2 (251), pp. 85-89 (In Russian).

Введение. В современной политике насилие и его крайняя форма - военное насилие продолжает оставаться инструментом, используемым в ходе конфликтов различного масштаба. Одним из факторов, ограничивающим использование силы в межгосударственных

отношениях, традиционно было международное право. Однако международные нормы не способны предотвратить насилие, если они не подкрепляются наличием реальной силы. Сегодня «военная сила заменяет международное право» [1, с. 9].

В настоящее время субъекты международных отношений продолжают поиск путей и средств укрепления собственной национальной безопасности. Особое внимание уделяется вопросам функционирования военной сферы (военной подсистемы) национальной безопасности. Война органично вошла в ткань человеческого бытия и является формой существования социума.

Парадокс современного развития состоит в том, что технологии насилия (военного в том числе) меняются быстрее, нежели мирные отношения. Это требует глубокого научно-теоретического обоснования вопросов создания, функционирования и развития военной сферы национальной безопасности государства в рамках социально-философского анализа. Несмотря на наличие значительного количества научных работ по проблемам национальной безопасности, военная подсистема (сфера) национальной безопасности в прямой постановке практически не рассматривалась.

Отметим, что достаточно основательно разработана теория национальной и военной безопасности [2]. В области военной составляющей национальной безопасности первенство принадлежит военным ученым, понимающим последствия военного насилия. А сама военная сфера как системное образование общества и национальной безопасности государства остается в «тени». Постараемся восполнить определенный пробел по разъяснению сущностного понимания военной сферы национальной безопасности как объекта социально-философского рассмотрения.

Основная часть. Чаще всего при рассмотрении военной сферы национальной безопасности оперируют категориями «военная мощь (сила)» и «военная организация государства». Безусловно, данные категории в рамках военной сферы национальной безопасности являются базовыми и включают в свое содержание целый комплекс явлений общественного развития. Они достаточно основательно разработаны военной и политической наукой.

Поскольку военная сфера предназначена для формирования системы защиты государства от силового воздействия со стороны возможного противника, а также создания собственного силового компонента для ведения военных действий в случае необходимости, стоит обратить внимание на проблему баланса сил в международных отношениях.

Как отмечают авторы издания под редакцией профессора В. И. Анненкова, философское понимание баланса сил направлено на исследование состояния общества и характеристики отношений между народами и государствами и имеет несколько подходов к раскрытию своей сути.

Гуманистический подход. Основан на конкретно-историческом анализе баланса сил и выражается в том, что мир и война, несмотря на противоположные состояния общества, связаны между собой. Сторонники гуманистического подхода видят в мире важное условие и средство развития человека в демократическом обществе, а в войне - средство уничтожения природы и человека.

Пацифистский подход. Его представители полагают, что путь к миру лежит через развитие человечности, добровольного отказа от любых форм насилия; мир может быть достигнут через «моральное самосовершенствование человечества», гуманистическую деятельность государственных лиц.

Консервативный (милитаристский) подход. Основа этого подхода - баланс сил, фактически не имеющий самостоятельного значения для человечества, а представляющий собой состояние временной передышки между войнами. Мир возможен лишь с позиции силы.

В зависимости от социального характера баланса сил, т. е. степени его соответствия интересам прогрессивных сил, различают два рода баланса сил.

Справедливый (демократический) мир. Он характеризуется отсутствием войны и благоприятными условиями развития демократии и свободы в обществе и в отношениях между странами, гуманистическим решением национальных и глобальных проблем. При этом баланс сил предполагает суверенные права народов, их равенство, независимость и добрососедские отношения между ними.

Несправедливый (грабительский) мир. Этот мир базируется на господстве одного государства над другим. Он характеризуется попранием суверенных прав народов, их национального достоинства. Цель - подчинение одних стран другими, подготовка к захватническим войнам. Господствует реакционная политика доминирующих государств, ориентированная на временную передышку, перегруппировку сил, на запугивание силой слабого государства [3, с. 55].

Социальное содержание баланса сил включает политический, экономический, научно-технический, культурный, духовный и другие компоненты. В зависимости от степени устойчивости можно выделить следующие виды баланса сил.

Неустойчивый баланс сил. Для него характерны: конфронтация между государствами и коалициями государств, «холодная война» в межгосударственных отношениях, свертывание дипломатических и экономических отношений между странами, отчуждение между ними, усиление гонки вооружений, активизация военных приготовлений, демонстрация силы, милитаризация общественной жизни.

Устойчивый баланс сил. Он характеризуется успешным развитием дипломатических, экономических, культурных, а также военных отношений. Между странами происходит укрепление мер доверия в различных областях человеческой деятельности [3, с. 56].

Проблема выживания человечества требует сегодня создания устойчивого, справедливого и ненасильственного баланса сил. Такой баланс сил реализуется как в региональном, так и в глобальном пространстве. Оба аспекта неразрывно связаны между собой.

Социально-пространственный аспект взаимосвязи глобального и регионального баланса сил состоит в том, что локальная война таит в себе возможность перерастания в мировую.

Социально-видовой аспект взаимосвязи глобального и регионального баланса сил заключается в том, что к мировой войне могут привести вооруженное противоборство любых государств, нарушения одного из балансов сил (устойчивого, неустойчивого).

Акцентируем, что глобальный баланс сил не представляет собой суммы разновидностей регионального баланса сил.

Как отмечал еще в 1625 году голландский мыслитель Гуго Гроций в своей книге «О праве войны и мира»: «Если бы все люди были справедливы, не нужно было-бы военной храбрости» [4, с. 21]. Он также заметил: «Спор можно разрешить или убеждением, или силой. Употребление силы не должно считаться несправедливым, если оно не нарушает ничьих прав. Но надо к силе обращаться только в крайности» [4, с. 35].

Несмотря на стремление человечества к миру, война продолжает быть формой его бытия. Представители различных философских школ и направлений видят причины войн по-разному - в экономике, в политике, в психологии людей, в нехватке жизненного пространства, ресурсов, сырья.

В зависимости от того, какие способы и принципы, насильственные или ненасильственные, положены в основу международных отношений, в значительной степени определяются характер конфликтов, войн и их итог.

Как отмечает в монографии ученый С. С. Ан-тюшин, «военная опасность государству и его гражданам, угрозы вооруженного насилия породили закономерное стремление их устранить, минимизировать, создать атмосферу защищенности интересов государства от внешней военной силы» [5, с. 67].

Подсистема военной сферы безопасности является элементом целого (национальной безопасности или национальной обороны). В рамках нашего исследования обратимся к понятию «система национальной обороны», которую

применительно к России известный военный эксперт А. И. Владимиров трактует как совокупность:

а) духовно-нравственного, интеллектуального и ресурсного потенциалов;

б) присущей государству системы политических, экономических, производственных, информационных, научных, образовательных, правовых, общественных и других национальных институтов и структур;

в) органов государственного управления и военной организации страны, само наличие, эффективность и взаимодействие которых гарантированно обеспечивает реализацию стратегии национальной безопасности и развития государства в области ее военно-политической безопасности и ее обороноспособность [6, с. 549]. Безусловно, вопрос национальной безопасности заключается в том, как создать систему национальной обороны, отвечающей требованиям:

- соответствие задачам, месту, геополитической роли и возможностям в современном мире;

- адекватная существующим и будущим вызовам национальная безопасность, посильная для страны, неопасная для демократических основ ее государственности;

- способность обеспечить защиту и благоприятные условия для реализации национальных стратегических целей и интересов страны, а также обеспечить защиту ее комфортного циви-лизационного бытия.

Из этого следует, что национальная безопасность и оборона страны как системное образование и есть тот объект, на формирование которого должны быть направлены усилия государственного и военного управления в рамках военного строительства, это та сфера, которая должна формироваться всеми ресурсами нации.

В военно-политическом словаре под редакцией Д. О. Рогозина военная (оборонная) безопасность трактуется как «военная составляющая государственной безопасности, которая обеспечивается состоянием вооруженных сил и других институтов общества, поддерживающих оборонную мощь государства на необходимом (достаточном) уровне для установления благоприятных взаимоотношений с другими государствами и исключения конфронтации с использованием аргумента применения силы» [7, с. 42]. В действующей Военной доктрине Республики Беларусь военная безопасность определяется как «состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз» [8, ст. 4].

Отметим, что военная безопасность определяется готовностью и способностью государства надежно защищать свои интересы и суверенитет, противостоять военной агрессии и любым

другим формам внешнего давления и шантажа с позиции силы, а также пресекать попытки развязать гражданскую войну, межнациональные конфликты с применением насилия или террористическую деятельность [7, с. 42].

Поэтому особое место в жизни общества принадлежит военной сфере национальной безопасности. Данное понятие не имеет однозначной трактовки. Чаще употребляется категория «военная сфера», под которой понимается «исторически сложившаяся целостная подсистема общества, удовлетворяющая его объективную потребность в военной безопасности и осуществляющая в этих целях посредством различных форм военной организации интеграцию социальной активности людей (социальных групп) и норм института военной службы» [9, с. 254].

Военная сфера органично вплетена во все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую, духовную. Полагаем, что для эффективного управления военной сферой национальной безопасности следует более четко определить ее компоненты как системного образования, чтобы исключить «размытость» и неясность данной системы.

Обратим внимание на категорию «военная организация государства» - это системное образование, создаваемое государством для защиты личности, общества и государственного строя, обеспечения внешней и внутренней безопасности, прежде всего для отражения внешней агрессии, посягающей на суверенитет, территориальную целостность и социально-политическое устройство государства, для подавления внутренних противоправных выступлений, угрожающих общественным организациям и властным структурам, а также для поддержания общественного правопорядка [6, с. 548]. Из категории «военной организации государства», зафиксированной в Военной доктрине, мы видим, что военная организация государства включает систему управления (управляющую), боевую систему (реализующую) и систему обеспечения (обеспечивающую) [8, ст. 4]

Оригинальную позицию демонстрирует философ С. С. Антюшин, выделяя в военной безопасности три уровня. Первый уровень, лежащий в основе всей подсистемы обеспечения военной безопасности - общественный. Именно общество является источником ресурсов для элементов подсистемы обеспечения военной безопасности, расположенных в двух других уровнях. В обществе формируются интересы социальных групп, отдельных индивидов, в том числе и в области военной безопасности. Второй уровень - государственный, он охватывает элементы социальной системы, которые одновременно играют роль важных элементов

системы обеспечения военной безопасности. На этом уровне, в частности, происходит окончательное формулирование идей и целей социальной системы в области военной безопасности. Третий уровень - уровень военной организации государства. Этот уровень можно назвать собственно военным. На данном уровне в значительной степени выполняются организационно-технические функции, непосредственно решаются конкретные задачи по обеспечению военной безопасности, поэтому его можно определить как исполнительный [5, с. 82-87].

В наиболее общем виде структуру военной безопасности можно представить как объект военной безопасности (общество, личность, государство), субъект (подсистема военной безопасности) и деятельность по ее осуществлению -по ликвидации, нейтрализации или минимизации военных угроз.

Из представленных соображений можно заключить, что наиболее обоснованным выступает подход С. С. Антюшина, связывающий в систему три уровня: общественный, государственный и собственно военный. Кроме того, данный подход исходит из важнейшего интереса общества - его сохранения и развития, т. е. социальной стабильности государства.

Заключение. В целом же можно сделать вывод о том, что военная сфера национальной безопасности пронизывает всю социальную систему, следовательно, ее состояние, а также качество ее функционирования играют важную роль в развитии общества и надежности государства. На наш взгляд, она является системообразующим компонентом в системе национальной безопасности государства, поскольку ее функционирование обеспечивает военную безопасность всей социальной системы, позволяя удовлетворять другие потребности личности, общества и государства.

До тех пор пока неприменение военной силы в международных отношениях не станет нормой, именно военная сфера национальной безопасности выступает важнейшим условием социального благополучия государства. Как отмечает ученый Ю. Я. Киршин в «Манифесте Вечного мира»: «В связи с угрозой выживания человечества, с необходимостью сохранения биологического фонда, биосферы Манифест отдает приоритет военной безопасности человечества от земных и космических угроз; ликвидации войн, формированию вечного мира над другими несовер-шенностями человечества» [1, с. 5].

Идеология обеспечения военной безопасности белорусского государства заключена в Военной доктрине Республики Беларусь, которая конкретизирует и развивает систему основополагающих принципов и взглядов на проблему обеспечения безопасности государства в военной сфере.

Все документы в области военной политики, мероприятия военного строительства, регулирования деятельности военной организации государ-

ства разрабатываются республиканскими органами государственного управления, исходя из основных положений Военной доктрины.

Список литературы

1. Киршин Ю. Я. Манифест Вечного мира (ликвидация войн как образ жизни человечества). Клинцы: Изд-во ГУП «Клинцовская городская типография», 2017. 120 с.

2. Национальная безопасность Республики Беларусь / С. В. Зась [и др.]; под ред. М. В. Мяснико-вича, Л. С. Мальцева. Минск: Беларуская навука, 2011. 557 с.

3. Военная сила в международных отношениях: учеб. пособие / под общ ред. В. И. Анненкова. М.: КНОРУС, 2011. 496 с.

4. Гроций Г. О праве войны и мира. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1902. 50 с.

5. Антюшин С. С. Военная безопасность как фактор стабильности российского общества (социально-философская концепция): монография. М.: Военный университет, 2004. 140 с.

6. Владимиров А. И. Основы общей теории войны: монография: в 2 ч. Часть II: Теория национальной стратегии: основы теории, практики и искусства управления государством. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. 976 с.

7. Война и мир в терминах и определениях. Военно-политический словарь / под общ. ред. Д. О. Рогозина. М.: Вече, 2011. 640 с.

8. Военная доктрина Республики Беларусь: утв. Законом Респ. Беларусь от 20.07.2016 № 412-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://www.pravo.by (дата обращения: 11.06.2021).

9. Философия: учебник для военных вузов / под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2015. 464 с.

References

1. Kirshin Yu. Ya. Manifest Vechnogo mira (likvidatsiya voyn kak obraz zhizni chelovechestva) [The Eternal Peace Manifesto (liquidation of wars as a way of life of mankind)]. Klincy, Izd-vo GUP "Klin-covskaya gorodskaya tipografiya" Publ., 2017. 120 p.

2. Zas' S. V. et al. Natsionalnaya bezopasnost' Respubliki Belarus [National security of the Republic of Belarus]; ed by. M. V. Myasnikovich, L. S. Mal'tsev. Minsk, Belaruskaya Navuka Publ., 2011. 557 p.

3. Voennaya sila v mezhdunarodnykh otnosheniyakh: uchebnoe posobie [Military force in international relations: textbook]; ed by. V. I. Annenkov. Moscow, KNORUS Publ., 2011. 496 p.

4. Grociy G. O prave voyny i mira [On the law of war and peace]. St. Petersburg, Tipografiya P. P. Soykina Publ., 1902. 50 p.

5. Antyushin S. S. Voennaya bezopasnost' kak faktor stabil'nosti rossiyskogo obshestva (sotsialno-filosofskaya kontseptsiya): monografiya [Military security as a factor in the stability of russian society (Socio-philosophical concept): monograph]. Moscow, Voennyy universitet Publ., 2004. 140 p.

6. Vladimirov A. I. Osnovy obshey teorii voyny: monografiya: v 2 ch. Chast' II: Teoriya natsionalnoy strategii: osnovy teorii, praktiki i iskusstva upravleniya gosudarstvom [Fundamentals of general theory of war: monograph: in 2 parts. Part II: National strategy theory: fundamentals of theory, practice and art of state management]. Moscow, Moskovskiy finansovo-promyshlennyy universitet "Sinergiya" Publ., 2013. 976 p.

7. Voyna i mir v terminakh i opredeleniyakh. Voenno-politicheskiy slovar' [War and peace in terms and definitions. Military and political dictionary]; ed by. D. O. Rogozin. Moscow, Veche Publ. 2011. 640 p.

8. Voyennaya doktrina Respubliki Belarus: Utv. Zakonom Resp. Belarus 20.07.2016 no. 412-Z [Military doctrine of the Republic of Belarus: by the law of Rep. of Belarus 20.07.2016 no. 412-Z]. URL: https://www.pravo.by (accessed 11.06.2021).

9. Filosofiya: uchebnik dlya voennykh vuzov [Philosophy: textbook for military universities]; ed by. O. Yu. Efremov. St. Petersburg, Piter Publ., 2015. 464 p.

Информация об авторе

Ксенофонтов Владислав Анатольевич - кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры идеологической работы и социальных наук. Военная академия Республики Беларусь (220057, г. Минск, пр. Независимости, 220, Республика Беларусь). E-mail: nksena777@gmail.com

Information about the author

Ksenofontov Vladislav Anatolyevich - PhD (Philosophy), Associate Professor, Professor of the Department of Ideological Work and Social Sciences. Military Academy of the Republic of Belarus (220, Nezavisimosti Ave., 220057, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: nksena777@gmail.com

Поступила 31.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.