Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА МВД В КОНТЕКСТЕ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА МВД В КОНТЕКСТЕ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА МВД / COMPETENCE / PROFESSIONAL IDENTITY / MODELS OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якоб Андрей Анатольевич, Суровец Дмитрий Викторович

В статье рассматриваются подходы к проблеме структурного анализа детерминации компетентности преподавателя вуза МВД в контексте группирования профессионально-значимых качеств в компетентностные модели, основанные на представлениях преподавателей об успешной профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якоб Андрей Анатольевич, Суровец Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF THE COMPETENT PEDAGOGICAL MODEL OF THE TEACHER OF THE UNIVERSITY OF THE MOI IN THE CONTEXT OF SUCCESS OF PROFESSIONAL IDENTITY

The article discusses approaches to the problem of structural analysis of the determination of the competence of a teacher at a university of the Ministry of Internal Affairs in the context of grouping professionally significant qualities into competency models based on the teachers' ideas about successful professional identity.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА МВД В КОНТЕКСТЕ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

ребенок) из всей группы детей. Дети допускали меньше ошибок, не затруднялись при ответах на вопросы. Кто-то смог правильно и уверенно ответить на все вопросы. В контрольной группе у нескольких детей сохранился низкий уровень (14%). Однако и в данной группе наблюдались улучшения. Дошкольников со средним уровнем стало больше (68%), а с высоким - 18%. Результаты можно увидеть графически.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по родной Елабуге» проходила в четырех подгруппах. Здесь необходимо выделить старших дошкольников из экспериментальной группы. Можно сказать, что все дети справились с заданием отлично. Наблюдение показало, что формирующий этап положительно повлиял на дошкольников. 56% детей показали высокий уровень.

В контрольной группе можно выделить только троих детей. Эти дети обладали высоким уровнем (14%). В данной группе осталось такое же количество детей с низкими показателями. Результаты задания для наглядности даны ниже. Опираясь на приведенные выше данные можно сказать о том, что ознакомление с родным городом эффективно влияет на патриотическое воспитание детей.

Как видно по результатам сюжетно-ролевой игры и из сравнительной таблицы, после проведения формирующего этапа у дошкольников экспериментальной группы наблюдаются положительные показатели. Если на первом этапе исследования детей с низким уровнем было 7, то на контрольном этапе всего лишь 1 ребенок. Если детей, получивших высокие показатели, было 3, то на третьем этапе более 10. Данные результаты говорят о том, что у старших дошкольников расширился и обогатился объем знаний патриотического характера, что проведенная целенаправленная деятельность способствовало формированию у них патриотических чувств.

Результаты показывают, что без комплексной и целенаправленной работы у детей контрольной группы не наблюдаются значительные улучшения. Однако и в данной группе дошкольников есть небольшие изменения результатов. Отсутствие формирующего этапа у детей контрольной группы не значит, что с ними не велась воспитательно-образовательная деятельность патриотической направленности. Воспитатели проводили с ними соответствующие занятия, организовывали игровые и творческие виды деятельности, направленные на ознакомление с большой и малой Родиной. Значительно увеличилось количество детей со средним уровнем - 15, а было на констатирующем этапе 13. Детей с низкими показателями уменьшилось в два раза: было 6 дошкольников, стало 3.

Выводы. После проведения формирующего этапа заметны положительные сдвиги в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом.

Исходя из этого, можно говорить о том, что знакомство с малой родиной благотворно влияет на расширение знаний и формирование патриотических чувств детей.

Литература:

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий . - М.: Изд-во «Учитель», 2007. - 208 с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 20162020 годы» - [Электронный ресурс] URL: http://static.govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1j sKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 21.02.2018).

3. Богомягкова Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. // Молодой ученый. - Казань, 2017. - № 1 (07). - С. 19-23.

Педагогика

УДК 377.112.4

доцент кафедры огневой подготовки Якоб Андрей Анатольевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); преподаватель кафедры огневой подготовки Суровец Дмитрий Викторович Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ДЕТЕРМИНАНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА МВД В КОНТЕКСТЕ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проблеме структурного анализа детерминации компетентности преподавателя вуза МВД в контексте группирования профессионально-значимых качеств в компетентностные модели, основанные на представлениях преподавателей об успешной профессиональной идентичности.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная идентичность, модели педагогической компетентности преподавателя, профессионально-значимые качества, образовательная среда вуза МВД.

Annotation. The article discusses approaches to the problem of structural analysis of the determination of the competence of a teacher at a university of the Ministry of Internal Affairs in the context of grouping professionally significant qualities into competency models based on the teachers' ideas about successful professional identity.

Keywords: competence, professional identity, models of pedagogical competence of a teacher, professionally significant qualities, educational environment of the university of the Ministry of Internal Affairs.

Введение. Сегодня назрел такой момент, когда поле профессионального образования должно, опережая время, реагировать на те глобальные изменения, которыми насыщена в настоящее время социально-экономическая ситуация развития страны, в которой потребность рынка в конкурентоспособных специалистах зачастую вступает в противоречие с уровнем и содержательным наполнением подготовки специалистов. Запрос практики заходит в тупиковую ситуацию, при которой все те формы подготовки, которые релевантны целям образовательного процесса, уже не в состоянии на компетентностном уровне решать весь широкий спектр задач, стоящих перед специалистами.

По результатам опроса, проведенного ВЦИОМ в январе 2019 года: «...Недоверие к полицейским испытывают 35% опрошенных». Эти цифры говорят о том, что проблем, которые еще надо решать, предостаточно. И речь в данной связи не идет об общих фразах, направленных на «псевдо-инновационность» образовательной среды вузов МВД. Назрела насущная потребность в новом комплексном подходе к планированию подготовки специалистов в свете ФГОС 3++ и проекта «Университет 3.0». По данным ВЦИОМ, каждый второй в возрасте 18-24 считает, что образование за рубежом лучше (52%). Молодежь 18-24 и 25-34 лет чаще задумывается о том, чтобы отправить детей/внуков получать высшее образование за границей (35% и 41% соответственно) [1].

Изложение основного материала статьи. Внедрение инновационных технологий позволяет на качественно новом уровне вести учебный процесс и научные исследования. В зависимости от конкретных целей структура и степень детализации моделей педагогической компетентности преподавателя вуза МВД будет различаться. В общем случае структура компетентностной модели преподавателя вуза МВД может быть многоуровневой и представлена в виде интегрированной системы детерминант.

Проект модели компетенций был предъявлен нескольким группам респондентов-преподавателей с различным стажем преподавательской деятельности для построения моделей педагогической компетентности и определения их взаимообусловленности.

Нами было проведено «пилотажное» исследование, направленное на изучение представлений о структурных компонентах компетентностных моделей профессиональной идентичности преподавателей вуза МВД, как одного из факторов повышения уровня педагогической успешности в профессиональной среде. Исследование показало, что профессиональная идентичность носит интегральный характер. По результатам исследования были сгруппированы детерминанты компетентностных моделей, которые объединились в три типа рисунки 1, 2 и 3).

В качестве инструмента корреляционного анализа особенностей компетентностной модели преподавателя вуза МВД был применен корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона. Составлены корреляционные плеяды, которые показывают связи между основными исследуемыми признаками по шкалам.

В первой корреляционной плеяде «Компетентностная модель 1», представленной на рисунке 1, общим связующим показателем служит шкала 3 (Ш3), с которой в свою очередь связаны все шкалы плеяды.

Рисунок 1. Корреляционная плеяда «Компетентностная модель 1»

Положительная корреляционная связьпа р 0.001 уровне значимости Положительная корреляционная связь на р 0.01 уровне значимости

_ Положительная корреляционная связь на р 0.05 уровне значимости

Ш. 1 шкала «Умение адекватно оценивать собственный профессиональный потенциал»

Ш. 2 шкала «Умение ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений в коллективе вуза

МВД»

Ш. 3 шкала «Понимание целей и задач профессиональной деятельности преподавателя вуза

МВД»

Ш. 4 шкала «Способное гь быстро и гибко применять свои знания и опы г для совершенствования преподавания»

Ш. 5 шкала «Компетентность ценностно-смысловой сферы личнос ти преподавателя вуза МВД»

В данной плеяде все шкалы, кроме шкал № 2 и № 4 (Ш2 и Ш4), имеют положительные взаимосвязи.

Наличие положительных взаимосвязей между описываемыми показателями говорит о том, что понимание целей и задач профессиональной деятельности преподавателя вуза МВД предопределяет умение адекватно оценивать собственный профессиональный потенциал, Умение ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений в коллективе вуза МВД, а также способность быстро и гибко применять свои знания и опыт для совершенствования преподавания.

На рисунке 2 показана плеяда «Компетентностная модель 2». В этом случае очевиден вывод о том, что профессорско-преподавательский состав вуза МВД, выбирающий в качестве приоритетных детерминант успешности профидентичности преподавателя вуза МВД творческий подход в преподавании, отдают предпочтение также способностям адаптироваться к новым педагогическим ситуациям и личностной профессиональной рефлексивности, и, следовательно преподаватели, считающие профессионально значимым использование инновационных технологий в преподавании, также отмечают в качестве приоритетных способности адаптироваться к новым педагогическим ситуациям и личностную профессиональную рефлексивность.

Рисунок 2. Корреляционная плеяда «Компетентностная модель 2»

Положительная корреляционная связь на р 0,01 уровне значимости

_ Положительная корреляционная связь на р 0.05 уровне значимоети

111. I шкала «Способность формулировать текущие и конечные профессиональные цели и задачи»

111. 2 шкала «Способность находить формы и способы решения профессиональных задач в области преподавания в вузе МВД»

111. 3 шкала «Способность адаптироваться к новым педагогическим ситуациям» 111. 4 шкала «Способноегь выстраивать ст ратегии профессиональных действий» 111. 5 шкала «Личное I пая и профессиональная рефлексивность» 111. 6 шкала « Творческий подход»

111. 7 шкала «Использование инновационных технологий в преподавании» 111. X шкала «Наличие профессионалыга-правствепиых качеств»

Третья корреляционная плеяда - плеяда «Компетентностная модель 3» представлена на рисунке 3. Она является практически однородной по уровню своих положительных корреляционных связей на р = 0,01 уровне значимости, так как лишь три положительные корреляционные связи находятся на р = 0,001 уровне значимости.

Из рисунка явно видна прямая взаимосвязь между умениями и навыками организации исследовательской деятельности обучающихся и умениями и навыками организации учебной аудиторной и внеаудиторной индивидуальной деятельности, с одной стороны, и профессионально-личностной компетентностью, владением знаниями в области профессиональной деятельности преподавателя, профессионально-педагогической компетентностью, с другой.

Рисунок 3. Корреляционная плеяда «Компетентностная модель 3»

Положительная корреляционная связь на р= 0.001 уровне значимости Положительная корреляционная связь на р 0.01 уровне значимости Ш. 1 шкала «Ответственность за результаты выполняемой работы»

Ш. 2 шкала «Владение знаниями и области профессиональной деятельности преподавателя» Ш. 3 шкала «Владение знаниями и общенаучной сфере, являющейся базой профессии преподавателя»

Ш. 4 шкала «Профессиоиалыш-педатотическая компетентность» Ш. 5 шкала «Профессионально-личностная компетентность»

Ш. 6 шкала «Владение методологией и методикой создания учебных, учебно-методических и др. материалов»

Ш. 7 шкала «Лекторское мастерство»

Ш. 8 шкала «Умения и навыки организации учебной аудиторной и внеаудиторной групповой деятельноеги»

Ш. 9 шкала «Умения и навыки организации исследовательской деятельности обучающихся» Ш. 10 шкала «Умения и навыки организации учебной аудиторной и внеаудиторной индивидуальной деятельности»

В свою очередь, сотрудники, иллюстрирующие умения и навыки организации исследовательской деятельности обучающихся, отмечают как наиболее значимые компоненты компетентности ответственность за результаты выполняемой работы и владение методологией и методикой создания учебных, учебно-методических и др. материалов.

Выводы. Развитие образовательной среды для формирования педагогической компетентности преподавателя на высоком уровне возможно только, если сама среда вуза представляет собой инновационный образовательный центр, в котором не только разрабатываются и используются в максимальном объеме современные образовательные технологии подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел; но и создаются новые знания, разрабатываются и внедряются инновационные правоохранительные технологии [2, 3, 4, 5].

Литература:

1. https://wciom.ru - Официальный сайт ВЦИОМ

2. Якоб А.А. Психологическая адаптация стрелков к соревновательной обстановке // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 3 (29). С. 87-89.

3. Якоб А.А. Тренировка для развития специальной выносливости стрелка // В сборнике: Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств / Материалы XVIII Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 141-144.

4. Якоб А.А. Занятия прикладными видами спорта (на примере стрельбы из пистолета) как адаптация к экстремальным условиям служебной деятельности / В книге: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии // Сборник материалов двадцать второй всероссийской научно-методической конференции: в 2-х томах. 2017. С. 200-203.

5. Устименко В.О. О необходимости индивидуализации в преподавании огневой подготовки курсантов высших учебных заведений МВД с учетом особенностей их психомоторной деятельности // В сборнике: Интеграция науки и практики в контексте реализации правовой политики государства: исторические и современные проблемы права и правоприменения Материалы IV всероссийской научно-практической конференции . под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 184-189.

Психология

УДК 159

кандидат философских наук, доцент Башлаева Муслимат Сагитовна

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ У СТУДЕНТОВ -

БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ

Аннотация. В статье представлены методы, формы и средства формирования и в образовательном процессе вуза. Определены педагогические и психологические условия развития мотивации достижения успеха у студентов. Автор систематизирует методы и формы работы со студентами по развитию мотивации достижения успеха. Предложены направления заданий для студентов, стимулирующие развитие мотивации достижения успеха.

Ключевые слова: мотив, мотивация, мотив достижения успеха, процесс обучения, студент, развитие мотивации, обучение в вузе.

Annоtation. The article presents the methods, forms and means of formation in the educational process of the university. The pedagogical and psychological conditions for the development of motivation for achieving success in students are determined. The author systematizes the methods and forms of working with students to develop the motivation for achieving success. Directions of assignments for students are proposed that stimulate the development of success motivation.

Keywords: motive, motivation, motive for success, learning process, student, development of motivation, study at the university.

Введение. В настоящее время достаточно активно изучаются проблемы организации учебно-профессиональной деятельности студентов вуза. Большой интерес в этом пространстве проявляется к феномену мотивации достижения успеха студентов, ее содержания и специфики проявлений. Необходимо отметить, что мотивация достижения успеха представляет собой один из видов мотивации, которые во многом определяют творческое, инициативное отношение человека к осуществляемой деятельности и оказывают влияние на характер и на качество ее выполнения. По нашему представлению, мотивация достижения успеха важна в учебно-профессиональной деятельности студентов современного вуза [91.

Изложение основного материала статьи. В научной литературе особое место занимает исследование факторов и условий формирования мотивации достижения успехов. На наш взгляд, проблема формирования мотивации достижения успехов особенно актуально для студентов управленческих направлений подготовки. Это связано с тем, что управленец без стремления к успеху не сможет быть эффективным, так как к представителям этой профессии особенно важно быть примером для коллектива, а значит наличие мотивации успеха будет являться одним из профессионально - значимых качеств.

Современная литература по проблеме исследования свидетельствует о том, что авторы выделяют тренинг как один из эффективных методов развития мотивации достижения успеха. Этому посвящены исследования И.А. Бирюковой, Л.Н. Грень, Л.А. Саенко, Р.С. Ткач и др. [1, 3, 5, 91.

Тренинг (англ. training от train - обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении [21.

Анализируя условия развития мотивации достижения успеха с помощью тренингов Р.Г. Зверева [4] указывает на совокупность некоторых влияний:

- обучение способам проективных технологий, т.е. обучение студентов с ярко выраженной целью достижения. В ходе этого обучения студенты начинают правильно выявлять мотив достижения в числе других мотивов, вырабатывают на основе изученных категорий особый язык, при помощи которого анализируют как свое поведение, так и поведение других;

- обучение способам поведения, характерного для человека с высоким уровнем развития мотивации достижения успеха (анализ возможных трудностей в достижении цели, избегание как слишком легких, так и слишком трудных путей достижения успеха, избегание случайных ситуаций, а также ситуаций, где цели определяют другие люди);

- исследование собственного поведения в повседневной жизни, жизни других людей, для которых свойственен высокий уровень развития мотивации достижения успеха. Такой анализ ложится в основу диагностики собственного уровня мотивации достижения успеха.

С.В. Хребина и Р.Г. Зверева [101 выделяют следующие условия, направленные на повышение уровня мотивации достижения успеха у студентов:

- повышение уровня притязаний;

- формирование нормальной (адекватной) самооценки;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.