Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия творческого становления личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании'

Социально-педагогические условия творческого становления личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY / COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL AND CREATIVE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Наталья Владимировна, Баянкина Дина Евгеньевна

Представленный в статье материал это теоретический обзор и практический опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. В статье рассматриваются вопросы творческого становления личности преподавателя и исследуются внутренние и внешние социально-педагогические условия. Раскрываются теоретические задачи построения целостного, системного понимания творческого процесса становления личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Наталья Владимировна, Баянкина Дина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CREATIVE FORMATION OF THE TEACHER''S PERSON UNDER THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCY APPROACH IN PROFESSIONAL EDUCATION

The material presented in article is a theoretical review and practical experience of realization of competence-based approach in professional education. In article questions of creative formation of the identity of the teacher are considered and internal and external social and pedagogical conditions are investigated. Theoretical problems of creation of complete, system understanding of creative process of formation of the identity of the teacher at realization of competence-based approach in professional education reveal.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия творческого становления личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании»

взаимном уважении; педагогичесое сопровождение процесса воспитания как «возложение полномочий и ответственность» [14].

Выводы. Ресурсное обеспечение процесса подготовки магистра в условиях междисциплинарного подхода к воспитанию актуализируют осмысление стратегии воспитания; социокультурную миссию педагога; обнаруживают современный контекст подготовки магистра как переосмысление педагогической позиции и принципов деятельности педагога-воспитателя.

Обнаруженная направленность на повышение статуса личности ребенка в воспитании является перспективной и задает новый ракурс и логику рассуждений на основе анализа не только социальных тенденций, но и научно-педагогических идей новой образовательной парадигмы.

Литература:

1. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. Философские размышления о жизненных проблемах / В. С. Библер. -М.: Новая шк., 1990. - 230 с.

2. Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Ростов н/Д, 1999. 560 с.

3. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы/О. С. Газман //Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / под ред. Н. Б. Крыловой. -М: Цицера, 1995. -Вып. 2. - 124 с.

4.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации "[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/search/ http://www.consultant.ru/[Дата обращения 06.04.2018].

5. Корнетов Г. Б. Единство воспитания и обучения в процессе образования // Теория и практика воспитания: педагогика и психология: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. - М.: Изд-во Московского психолого-социального университета. 2016. С. 15-22

6. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

7. Попова, В. И. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности магистра в образовательном пространстве: учебное пособие / В. И. Попова; Мин-во образования и науки РФ; Оренб. гос. пед. ун-т. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. - 75 с.

8. Попова В. И. Воспитательный потенциал подготовки магистра: содержательные доминанты. // Теория и практика воспитания: педагогика и психология: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. - М.: Изд-во Московского психолого-социального университета. 2016. С. 500-504.

9. Попова В.И. Педагогические возможности внеаудиторной деятельности в подготовке магистра // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №4. С. 82-84.

10. Попова В.И. Воспитательные практики студента в контексте образования как особого способа бытия // Мир науки, культуры, образования. - 2014. № 1 (44). С. 102-105.

11. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры /

B. И. Слободчиков // Новые ценности образования: Культурные модели школ. М.: Инноватор, 1997. Вып. 7.

C. 177-184.

12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-рг.- Режим доступа: http://www.rg.ru [Дата обращения 06.03.2018].

13. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской / Школьные технологии. - 2003. - №2. - С. 58-64.

14. Щуркова Н. Е. Педагогика высокого полета / под ред. проф. Н. Е. Щурковой. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. - 128 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); старший преподаватель Баянкина Дина Евгеньевна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический обзор и практический опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. В статье рассматриваются вопросы творческого становления личности преподавателя и исследуются внутренние и внешние социально-педагогические условия. Раскрываются теоретические задачи построения целостного, системного понимания творческого процесса становления личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентностный подход, профессиональная направленность, профессиональное развитие творческой активности, профессионально-творческое становление.

Annotation. The material presented in article is a theoretical review and practical experience of realization of competence-based approach in professional education. In article questions of creative formation of the identity of the teacher are considered and internal and external social and pedagogical conditions are investigated. Theoretical problems of creation of complete, system understanding of creative process of formation of the identity of the teacher at realization of competence-based approach in professional education reveal.

Keywords: professional competence, competence-based approach, professional orientation, professional development of creative activity, professional and creative formation.

Введение. Российское общество находится в переломном состоянии и образование должно сыграть особую роль в процессе перестройки профессиональной деятельности преподавателей. Этот процесс перестройки зависит от уровня развития науки, проявления кризиса происходит от несоответствия содержания образования современному растущему дисбалансу между сферой образования и рынком труда. Реальные возможности сложившейся системы и развивающиеся потребности общества, а также неспособности обеспечить соответствие квалификации трудовых ресурсов этим потребностям рынка труда и высокотехнологичного производства, все это составляет определенный комплекс решения задач для данных сложившихся обстоятельств.

Постиндустриальное общество с его ценностями (обеспечение возможностей творческого труда, утверждение самоценности личности, здоровья человека, его индивидуальности, самоактуализации саморазвития) обуславливает необходимость перехода к новой, гуманистической образовательной парадигме.

Компетентностный подход - это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию. Такой подход ориентирует систему образования на обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями современного общества, что согласуется не только с потребностью личности интегрироваться в общественную деятельность, но и потребностью самого общества использовать потенциал личности [5, С. 7].

Теоретические исследования в научно-педагогической теории получившее развитие в современной методологии личности, служит основанием для определения отношений в качестве предмета творческого развития и становления активной личности в педагогике образования высшем учебном заведении. При этом мы исходим, во-первых, из психологической модели личности педагога-профессионала рассмотренной и предложенной ученым Ю.В. Киселевой. В ее работах раскрывается и обосновывается четырех -компонентная модель профессионально-педагогической культуры преподавателя [4].

Во-вторых, из работ педагогов - психологов в качестве внутренних условий влияющих на профессиональную деятельность преподавателя выступают: осознание значимости самоорганизации и саморегуляции; устойчивая мотивация; сознательная творческая активность личности; направленность на тренинг необходимых умений в условиях профессиональной деятельности [1].

Формулировка цели статьи. В настоящее время процесс развития творческой активности личности преподавателя высшем учебном заведении является одной из наиболее актуальных проблем современности в образовательной системе. Решение этой всевозрастающей проблемы тесно связана с потребностью общества в активной, целенаправленной, способной к продуктивной и творческой деятельности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Изложение основного материала статьи. Изучение социально-психологических, педагогических и индивидуально-психологических особенностей развития личности профессионалов привлекает внимание исследователей непосредственно в связи с возникновением и быстрым развитием таких областей практики как профориентация, профотбор и аттестация кадров, а также в соответствии с явной необходимостью психологического обеспечения профессионального образования и профессиональной адаптации.

Качество образования и подготовки специалистов в любом вузе, а том числе и педагогическом, в первую очередь зависит от качества работы преподавателей. Основные виды деятельности преподавателя: учебная, научная, методическая, организационная, воспитательная и повышение квалификации.

Одним из наиболее важных компонентов, определяющих качество образования, является уровень профессиональной компетентности преподавателей во время проведения занятий. В нашем исследовании мы делаем акцент на организацию процесса развития творческой активности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Понятие «компетентный» в толковом словаре русского языка С.И Ожегова, определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области», а «компетенция» как «круг вопросов, в котором данное лицо обладает познаниями, опытом» [3].

Выделив определенный контекст понятий мы проанализируем определение Н.В. Кузьминой, которая в своей работе «Методы исследования педагогической деятельности», раскрывает следующее, что «профессионально-педагогическая компетентность - это способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности обучаемого с учетом ограничений и предписаний учебно-воспитательного процесса, требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется, как совокупность умений педагога - субъекта педагогического воздействия - особым образом структурировать научные и практические знания в целях лучшего решения педагогических задач» [2].

Теоретический анализ социально-психологических исследований позволил нам выделить следующие основополагающие компоненты профессиональной компетенции, которые определяют процесс развития творческого становления преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Целесообразно рассмотреть содержания и основные характеристики профессиональной пригодности, профессиональной направленности, профессионально-психологической готовности и подготовленности, профессиональной адаптации, профессионального самоопределения, профессионального развития.

Основная характеристика профессиональной пригодности заключается, в том, что складывающиеся индивидуальные особенности преподавателя-профессионала определяются из совокупности заданных психологических черт, которые отвечают объективным требованиям профессии при реализации компетентностного подхода в системе образования. Это присуще при наличии возможного целостного образа профессионально-творческого и компетентного преподавателя для реализации компетентностного подхода в системе образования. Поэтому в практическом плане исследования нам представляется необходимым выявление представлений преподавателей о значимых личностно-психологических качествах, творческих способностях, профессиональных знаниях и умениях специалиста своего дела при реализации компетентностного подхода в системе образования.

Определяющей целью и задачей разработанной нами стандартизованный опросник включал ряд основополагающих вопросов, задаваемые преподавателям Алтайского государственного педагогического университета. Из определенных ответов, мы установили и стандартизировали по убыванию определенные психологические качества, которыми должен обладать преподаватель высшего учебного заведения при

реализации компетентностного подхода, чтобы стать профессионалом в своей творческой педагогической деятельности: жесткая дисциплинированность - 48,7%; умение устанавливать контакты со студентами данной специальности - 46,6%; умения контролировать свои поступки и определенная выдержка - 45,5 %; способность творчески и логично анализировать свои действия и поступки- 44,4%; знания о особенностях выполнения конкретных творческих и педагогических задач - 41,3%; четкая принципиальность и честность в своей профессиональной деятельности- 39,1%; умение обобщать опыт творческой и профессиональной работы - 37,5%; внимательность по отношению к студентам и молодым преподавателям - 34,5%; общительность - 32,8%; нравственно-волевые качества - 28,7%; самостоятельность принятия решений по различным вопросам- 27,2%; умение выявлять и предвидеть чрезвычайные события - 25,3%; творческая самостоятельность - 24,6%; логическая последовательность в действиях, поступках - 22,3%; способность к разрешению межличностных конфликтов - 21,0%; смелость и склонность к профессиональному риску -17,4%; умение использовать различные педагогические методы и приемы в преподавании дисциплины-16,9%.

Практический анализ полученных ответов и высказываний преподавателями проводился выборочно на 15 кафедрах Алтайского государственного педагогического университета. Полученные результаты корреляционного и факторного анализа ответов преподавателей Алтайского государственного педагогического университета, которые выявлялись во взаимосвязи между группами высказываний по методу главный компонент, позволяют с достоверностью сделать следующие выводы. В распределении групп высказываний и ответов преподавателей кафедр наглядно видно наличие сильной корреляции. Образ творческого профессионала своего дела соответствует начальному этапу овладения профессией педагога и подчинена влиянию группового статуса. При этом преподаватели кафедр Алтайского государственного педагогического университета ещё не различают психологические качества, которыми должен обладать педагог-профессионал высшего учебного заведения при реализации компетентностного подхода. Им кажется, что все эти качества одинаково важны и по их значимости еще не разделяют.

В процессе профессионального и творческого становления преподавателя при реализации компетентностного подхода в высшем учебном заведении, происходят изменения в системе мотивов, ценностей, интересов и смыслов профессионально-творческой деятельности. Профессиональная направленность и профессионально-психологическая готовность формируется с момента начало педагогической деятельности преподавателя в высшем учебном заведении. В данном контексте одним из позитивных факторов профессионализации является формирование конструктивных и социально-значимых мотивов выбора профессии, а также мотивов и ценностей профессионально-творческой деятельности преподавателя при реализации компетентностного подхода в системе образования.

Анализируя полученные результаты по выборке в целом показал, что ведущим мотивом для всех преподавателей на кафедрах Алтайского государственного педагогического университета является понятие «работать преподавателем в Алтайском государственном педагогическом университете» (35.94% ответов), а наименее значимым понятие «занимать руководящую должность в Алтайском государственном педагогическом университете» (2.32% ответов).

Для преподавателя Алтайского государственного педагогического университета все мотивы являются связанными. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что большая часть преподавателей, выбирая свою профессию, имеют конструктивно-положительную мотивацию профессионально-творческой деятельности, профессионального роста и творческого становления. Особенность выбора профессии преподавателя Алтайского государственного педагогического университета проявляется 4 факторами: у преподавателя есть идеальный пример или образ педагога-профессионала на кафедре - 13.418 %; преподаватель имеет завышенную самооценку в своей профессионально-творческой деятельности как профессионал -6.5493%; преподаватель адекватен в своем выборе профессии и считает себя профессионалом - 62.342%; преподавателю интересна творческая работа и ее конечный итог - 10.501%.

На данном этапе исследования необходимо выделить проблему, возникающую в процессе развития творческой активности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Она заключается в сохранении положительной мотивации, способствующей развитию профессиональной направленности, а в процессе педагогической деятельности, профессионально-психологической готовности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Предотвращая ее негативную динамику под воздействием характера, содержания и условий работы, у педагога-профессионала формируется профессиональная мотивация в процессе педагогической деятельности.

Структурным компонентом профессиональной компетенции в процессе творческого становления преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании является профессиональная адаптация. На этапе профессионально-творческого становления преподавателей высшего учебного заведения в процессе реализации компетентностного подхода в системе образования возникают трудности, имеющие социально-психологический характер. Выступая как фактор, осложняющий процесс профессионально-творческого становления преподавателя, мы выявляли в общественном опросе структуру и иерархию трудностей адаптации и профессионализации в системе высшего профессионального образования.

Результаты опроса показали, что трудности профессиональной адаптации и профессионализации связаны со спецификой профессионально-творческой и педагогической деятельности преподавателя. В процессе творческого становления преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессионального образовании, очень трудно быстро адаптироваться к реальным социально-творческим условиям высшего учебного заведения.

В анализе ответов на вопрос, «что вызывало наибольшие сложности адаптации к профессионально-творческой деятельности в первоначальный период работы высшем учебном заведении», мы выявили иерархию трудностей. Из ответов респондентов, которые поставили на первое место особенности профессионально-творческой деятельности преподавателя высшего учебного заведения (50% ответов); на втором месте, такие компоненты профессиональной адаптации, как привыкание к педагогическому коллективу (31,6% ответов); на третьем месте установление отношений с руководством высшего учебного заведения (24,5% ответов).

Проведённый корреляционный и факторный анализ на различных факультетах, кафедрах Алтайского государственного педагогического университета доказывает, что особенности профессионально-творческого

адаптационного процесса проявляются в совпадении имеющихся мнений преподавателей о своей структуре и иерархии трудностей адаптации и профессионализации в системе высшего профессионального образования, которые отличаются от полученных результатов на выборке в целом.

Профессиональная подготовленность и компетентность преподавателя высшего учебного заведения является его индивидуальной характеристикой, которая соответствует степени требованиям профессии в системе образования. Говоря о профессиональном выполнении труда, творческом становлении преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессионального образовании, имеется в виду профессиональная его подготовленность и профессиональная компетентность в осуществлении своей педагогической деятельности на высоком уровне.

Основными формами профессионального и творческого становления для преподавателя при реализации компетентностного подхода, пришедшего в высшее учебное заведение, являются профессионально-педагогическая подготовка, работа с руководителями Алтайского государственного педагогического университета и членами профессорско-преподавательского коллектива. Предложенный опрос респондентам -субъектам управления, который заключался в постановке вопроса о значимости наиболее эффективных форм профессионального и творческого становления преподавателя. Данные подтверждающие опроса руководителей Алтайского государственного педагогического университета и членов профессорско-преподавательского коллектива выявили такую иерархию: творческая, педагогическая, самостоятельная и практическая деятельность - 56,6% ответов; проявления наставничества со стороны компетентных преподавателей-профессионалов - 51,1% ответов; профессионально-творческая подготовка - 38,5% ответов; обсуждения профессиональной деятельности и творческой инициативы молодых преподавателей в педагогическом коллективе - 13,4% ответов; повышения своего профессионально-педагогического уровня на курсах повышения квалификации - 11,6% ответов.

Каждый преподаватель, работающий высшем учебном заведении, должен быть компетентен в той или иной степени, в какой выполняемая им творческая деятельность отвечает педагогическим требованиям. Педагогические требования должны предъявляться к конечному результату профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Анализируя профессиональную компетентность преподавателей высшего учебного заведения как одну из составляющих процесса творческого становления при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, мы считали целесообразным рассматривать ее в аспекте достижения преподавателями конкретных творческих результатов в сфере профессиональной и общественной жизни Алтайского государственного педагогического университета.

Наше исследование по методике ОТеЦ показало следующие результаты: 46,2% преподавателей Алтайского государственного педагогического университета имеют высокие показатели; 53% преподавателей средние показатели; 3,0% преподавателей имеют низкие баллы в стремлении достижения высоких результатов в своей профессионально-творческой деятельности. Данные результаты свидетельствует о том, что большая часть преподавателей Алтайского государственного педагогического университета находятся на достаточно высоком уровне стремления самостоятельно овладеть профессионально-творческой деятельностью, добиваясь конкретных и реальных, творческих результатов, планируя свою педагогическую деятельность, ставя конкретные педагогические цели, достигая поставленных задач, стараясь сотрудничать с коллегами, а так же несут ответственность за результаты своей профессионально-творческой деятельности.

Профессиональное развитие преподавателя Алтайского государственного педагогического университета является важным компонентом профессиональной компетентности в процессе его творческого становления при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Профессиональное развитие в процессе творческого становления преподавателя включает в себя совершенствование им комплекса профессионально важных психологических качеств, осознание самооценок, личных целей и задач, стремление к положительной динамике внутреннего образа-профессионала, профессиональному и личностному росту.

Проводимое наше исследование, по методике ОТеЦ, с преподавателями Алтайского государственного педагогического университета показало, что 22,7% преподавателей оценили важность собственного профессионального развития в высшем учебном заведении; 6,0% преподавателей оценили, как не имеющее значение; 76,3% респондентов показали средние баллы по данному качеству.

Подводя итоги результатов исследования мы пришли к выводу о том, что содержательные характеристики различных компонентов профессиональной компетентности, которые определяют процесс развития творческого становления преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании отражаются через внутренние условия профессионально-творческой деятельности преподавателя высшего учебного заведения, определяют реальную включенность в творческую и профессиональную деятельность и выступают в качестве стимулов творческого развития личности, формируют устойчивые профессионально-комптентностные качества и свойства для ведущего вида деятельности в творческой и профессиональной группе.

В рамках современной педагогики остро встает проблема творческого педагогического взаимодействия педагога и учащихся и рассматривается как творческий процесс организации общения, сотрудничества и творчества, педагогической поддержки подрастающего поколения в самореализации и самоорганизации.

До сих пор мы анализировали и делали акцент на внутреннее психологическое содержание процесса развития творческой активности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Однако творческий процесс и развития творческого становления преподавателя высшего учебного заведения протекает в реальных социальных условиях и подвергается воздействию разнообразных факторов. В нашем исследовании мы выделяем и анализируем социально-психологические условия, которые детерминируют процесс развития творческой активности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, и выступают как внешние по отношению к индивиду феномены, действующие на уровне высших учебных заведений как социальной организации и преподавателей как большой профессионально-творческой группы. К ним относятся:

•специфика профессионально-творческой и педагогической деятельности и требования, предъявляемые к личностным психологическим качествам, творческим способностям, профессиональным знаниям, умениям, навыкам преподавателя высшего учебного заведения;

•система организационных форм и методов при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, влияющих на процесс развитие творческого становления и проявления творческой активности преподавателя;

•образ профессионально-компетентного специалиста, сложившийся на уровне профессионально-творческой группы;

•социальный престиж профессии при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании;

•доброжелательного отношения в педагогическом коллективе, психологический климат профессионально-творческой среды в системе образования;

•профессионализм профессорско-преподавательского коллектива высшего учебного заведения, в котором работают преподаватели.

В данном контексте следует обратить внимание, что из рассматриваемых социально-психологических условий влияющих на процесс развития творческой активности и творческого становления преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, не только обусловливают данный педагогический процесс, но и некоторые из них являются одновременно его результатом. По нашему мнению, образ творческого профессионала в своей деятельности, сложившийся на уровне профессионально-творческой группы, не только детерминирует профессионализацию отдельного преподавателя, но и является элементом сформировавшегося профессионально-творческого, личностного сознания компетентного преподавателя в профессиональном образовании.

Для сформировавшегося профессионально-творческого, личностного сознания компетентного преподавателя, характерно наличие сложившегося образа идеального представителя профессии при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, коррелирующего с общими, групповыми ценностями и представлениями, и соотнесение себя как творческого профессионала с ним. Преподаватель-профессионал изменяется с накоплением профессионального опыта, и будучи динамичным на личностно-психологическом уровне корректируется в соответствии с образом профессионально-творческой группы.

Выводы. Таким образом, подводя итог результатам проведенного исследования, нами установлено, что индивидуально-психологические особенности развития творческой активности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании определяют внешние педагогические условия эффективности процесса становления творческой, педагогической, профессиональной деятельности опосредованно через внутренние психологические условия, которые выступают в качестве стимулов к профессионально-творческому личностному росту.

Литература:

1. Киселева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов. // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. - С. 273-276.

2. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета. - 1970. - 114 с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Москва: Мир и Образование, Оникс. - 2011. - 944 с.

4. Попова Н.В., Киселева Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза. // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5. - С. 206-208.

5. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет». - 2016. - 176 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Румянцева Наталия Александровна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье описана методика проектирования образовательного события как формы организации образовательного процесса в профессиональном образовании. Дано обоснование возможностей эффективного применения событийного подхода в процессе профессиональной подготовки, отмечены дидактические возможности образовательного события в вузе. Описана сущность образовательного события как формы организации образовательного процесса, перечислены его характеристики. Дано описание методики проектирования образовательного события, включающей подготовительный, событийный и рефлексивный этапы. Для каждого этапа указаны содержание деятельности, планируемый результат и возможные формы организации совместной деятельности участников. Предложенная методика проектирования образовательного события предполагает использование разнообразных форм взаимодействия участников в соответствии со степенью их вовлеченности в образовательное событие. Описаны предполагаемые результаты применения данной методики в образовательной практике высшей школы. Сделаны выводы о широких дидактических возможностях образовательных событий, спроектированных с использованием предложенной методики.

Ключевые слова: методика; проектирование; образовательное событие; форма; образовательный процесс; индивидуальная образовательная траектория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.