Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности'

Социально-педагогические условия формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / АВТОРИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРИТЕТА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / FORMATION PROCESS / AUTHORITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROCESS OF FORMATION OF AUTHORITY OF THE PERSONALITY / SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Наталья Владимировна, Баринова Наталья Геннадьевна

Представленный в статье материал это теоретический анализ и практический опыт формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности. В статье рассматривается организационный процесс, включающий содержательные этапы работы по формированию авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности. Раскрываются цели, задачи, направления, технологические компоненты реализации процесса формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности. Определены социально-педагогические условия реализации процесса формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Наталья Владимировна, Баринова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF AUTHORITY OF THE IDENTITY OF THE TEACHER ON PROFESSIONAL ACTIVITY

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of formation of authority of the identity of the teacher in professional activity. In article the organizational process including substantial stages of work on formation of authority of the identity of the teacher on professional activity is considered. The purposes, tasks, the directions, technological components of realization of process of formation of authority of the identity of the teacher on professional activity reveal. Social and pedagogical conditions of realization of process of formation of authority of the identity of the teacher on professional activity are defined.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности»

2. Богуславская Т.Н. Типология подходов к оценке и определению качества дошкольного образования // Вестник Владимирского гос. ун-та им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. - 2011. - № 29. - С. 93 - 96.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 3 июля 2016 г.) // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета. - 2013. - 25 ноября.

5. Пономарева Л.И. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации // Вестник Шадринского педагогического института. - Шадринск: ШГПИ, 2017.- № 3 (35) -С. 10 - 13.

6. Сейдаметова Э.Н. Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях введения ФГОС // Молодой ученый. - 2016. - №8. С. 1028 - 1031. - URL https://moluch.ru/archive/112/28672

7. Федина Н.В. Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования. - URL: http://www.twirpx.com/file/1146411/

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Баринова Наталья Геннадьевна

Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРИТЕТА ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности. В статье рассматривается организационный процесс, включающий содержательные этапы работы по формированию авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности. Раскрываются цели, задачи, направления, технологические компоненты реализации процесса формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности. Определены социально-педагогические условия реализации процесса формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: процесс формирования, авторитет, профессиональная деятельность, процесс формирования авторитета личности, социально-педагогические условия.

Annotation. The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of formation of authority of the identity of the teacher in professional activity. In article the organizational process including substantial stages of work on formation of authority of the identity of the teacher on professional activity is considered. The purposes, tasks, the directions, technological components of realization of process of formation of authority of the identity of the teacher on professional activity reveal. Social and pedagogical conditions of realization of process of formation of authority of the identity of the teacher on professional activity are defined.

Keywords: formation process, authority, professional activity, process of formation of authority of the personality, social and pedagogical conditions.

Введение. Проблема формирования авторитета в настоящее время является одной из наиболее актуальных, поскольку она тесно связана с всевозрастающей потребностью общества в активной, целенаправленной, адаптированной в социальной среде, способной к продуктивной деятельности личности преподавателя. К личности преподавателя высшего учебного заведения в условиях социально-политической и экономической обстановки в стране, предъявляет особые требования к формированию его авторитета.

Изучение социально-психологических и педагогических особенностей формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности привлекает внимание исследователей непосредственно в связи с возникновением и быстрым развитием таких областей практики как профориентация, профотбор и аттестация кадров, а так же в соответствии с явной необходимостью психолого-педагогического обеспечения профессионального образования и профессиональной адаптации.

Учитывая эти обстоятельства, можно понять, что совершенно неслучайно проблема авторитета рассматривалась в различных аспектах: социологическом; этическом; педагогическом; социально-психологическом .

С учетом индивидуальных особенностей и в зависимости от профессиональной специфики обучения, процесс формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности предполагает наличие общих ценностных ориентаций (духовность, культура, нравственность), которые являются не только личностными, т.е. принадлежащими конкретному индивиду, сколько необходимыми социально, причем авторитет личности отражает совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся личности.

Несмотря на вариативность точек зрения, многие исследования объединяет то, что авторы считают необходимым изучать процесс формирования авторитета личности преподавателя в связи с включенностью в реальную социально значимую профессионально-педагогическую деятельность [3].

Анализ составляющих конкретной деятельности с психологической точки зрения позволяет определить не только совокупность профессиональных требований к личности преподавателя, но и выделить социально-педагогические условия, оптимально соответствующие формированию авторитета.

Не разработанность комплексного подхода к проблеме формирования авторитета личности преподавателя в психологии и педагогики, а также ее актуальность и практическая значимость в условиях профессионально-педагогической деятельности обусловили выбор темы данного исследования.

Формулировка цели статьи. В данной научной статье мы раскрываем организационные особенности формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Множественность подходов к данной проблеме обусловлена не только разнообразием исходного эмпирического материала, но и главным образом, различием отправных методологических установок [1]. Это определило первую задачу нашего исследования, которая заключается в анализе и обобщении теоретических положений современного состояния решений проблемы формирования авторитета личности на основе имеющихся психологических, педагогических исследований, публикаций и нормативных документов.

Как отражение разнообразных взглядов, подходов, методик в науке существуют различные дефиниции самого понятия «формирования авторитета личности», и отсутствует единство в определении его содержания и структурных составляющих. В связи с этим нам представляется интересным с теоретической точки зрения и актуальным с практической стороны предпринять исследование этой проблемы с целью выявления объективной сущности данного явления, его структурных компонентов и их содержания, а также социально-психологических и организационно-педагогических условий протекания профессиональной деятельности и их влияния на воспитание и формирования авторитета личности профессионала [2].

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, мы рассматриваем авторитет как влияние, основанное на высоких личных качествах; не обусловленную принуждением способность индивида направлять чувства, мысли и действия других людей.

Объективная сложность профессии преподавателя высшего учебного заведения определяет уровни формирования авторитета и содержание требований к личности ею владеющей; состояние, определяющие авторитет личности, включающая следующие компоненты: мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга); эмоционально-волевой (самоконтроль, самомобилизация, уметь управлять действиями, из которых складываются выполнения профессионально-педагогических обязанностей); деятельностный -знания и представления об особенностях и условиях деятельности высшего учебного заведения, ее требованиях к преподавателю; владение способами и приемами профессионально-педагогической деятельности необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; оценочный - самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессионально-педагогических задач оптимальным образом.

Второй задачей нашего исследования является определение содержания процесса, состояния и факторов формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности

На наш взгляд, рассматривая, содержание процесса формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности целесообразно придерживаться современного толкования «авторитета», составляющими компонентами которого являются: 1) мышление, проявляемое как воображение, интуиция; 2) творческие переживания - от интереса через увлечение и вдохновения до озарения; 3) творческое генерирование новой информации через собственный опыт профессионала.

Процесс развития авторитета, мы рассматриваем, как влияние, основанное на высоких личных качествах; не обусловленную принуждением способность индивида направлять чувства, мысли и действия других людей; активное и сознательно включение преподавателя высшего учебного заведения в новую для него деятельность, для которой характерны наличие противоречия проблемной ситуации и задачи, социальная или личная значимость и прогрессивность, наличие объективных и личностных предпосылок для формирования авторитета, новизна и оригинальность процесса или результата достигаемого в условиях применения педагогических средств продуманного воздействия ориентированных на максимальное самоуправление личности, результат, которого обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью личности, которые позволяют ему успешно решать профессионально-педагогические задачи, а также последовательно накапливать профессиональный опыт.

Проведение опытно-экспериментальной проверки эффективности модели формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности является третьей задачей нашего исследования.

Использование системного, деятельностного подхода и уровневого анализа, положение о дифференциальном характере личностного развития, позволили нам разработать модель формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности.

В основу разработанной модели легли условия и факторы формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности. Целью данного процесса в представленной модели является формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности. Принципы в предлагаемой модели определяют ведущие требования к организации процесса формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности.

Для основания построения содержания процесса формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности нами выбран ориентир на парадигму личностно-ориентированного образования, который включает следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностный, личностный.

Компоненты формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности: мотивационный, эмоционально-волевой, деятельностный и оценочный. Уровни формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности положены в основу конструируемой модели (первый (информативный); второй (ментальный); третий (интроспективный); четвертый (мировоззренческий)).

Обоснованы социально-педагогические условия эффективного формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности. Которые в свою очередь подразделяются на организационно-педагогические и социально-психологические условия.

К организационно-педагогическим условиям отнесены: целенаправленная работа руководителей по формированию авторитета преподавателей высшего учебного заведения; координация педагогических воздействий на преподавателей воспитательной, психологической и управленческой службы; организация индивидуальной и коллективной профессионально-педагогической деятельности; организация и использование программы для непрерывного формирования авторитета; организация самовоспитания преподавателей; внедрение нового программного обеспечения в профессиональной деятельности; совершенствование системы первоначальной подготовки и переподготовки преподавателей высшего

учебного заведения; организация комплекса мероприятий на повышение мотивации профессионально-педагогической деятельности.

Социально-психологические условия формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности включают: диагностику личностных особенностей формирования авторитета преподавателей; конструирование целей и задач профессионально-педагогической деятельности; комплексное использование индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия преподавателей в профессиональной подготовке; стимулирование самодеятельности и самостоятельности преподавателей; создание субъект - субъектных отношений в коллективе вуза; систематический анализ и моральная оценка руководителем и преподавателями результатов и мотивов поступков и практических действий каждого члена коллектива высшего учебного заведения.

Сконструированная модель формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности позволит руководителям, наставникам и коллективу преподавателей оптимизировать процесс воспитания социально-психологических профессиональных качеств личности преподавателей, своевременно устранить отрицательные внешние воздействия на личность.

Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность комплексно-целевой программы формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности, является четвертой задачей нашего исследования.

Комплексно-целевая программа формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности представляет собой систему являющейся «совокупностью элементов» находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

В программе, процесс формирования авторитета понимается, как вид человеческой деятельности, для которой характерны наличие противоречия проблемной ситуации и задачи, социальная или личная значимость и прогрессивность, наличие объективных и личностных предпосылок для творчества, новизна и оригинальность процесса или результата.

Программа по формированию авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности осуществлялась поэтапно.

На первом этапе определялся исходный уровень формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности. На основании результатов теоретического анализа и профессиональной деятельности нами были выявлены и экспериментально подтверждены четыре уровня формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности: 1 - низкий, 2 - средний, 3 - выше среднего, 4 - высокий.

На втором этапе происходит осознание формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности за счет погружения его в реальную учебно-творческую атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей и мнений. Были прочитаны лекции по проблемам формирования авторитета его воспитания и развития, в которых акцент ставили на информацию о авторитете, путях, способах и механизмах формирования, а также на профессиональные умения: гностические, проектировочные, конструктивные, организационные и коммуникативные.

Третий этап программы обеспечивает становление профессиональных трудовых умений и навыков на основе приобретенных специальных теоретических знаний о формировании авторитета, освоенных трудовых операций в профессиональной деятельности. Это происходит за счет включения испытуемых в поисковую, научно-исследовательскую деятельность по целенаправленному решению учебных задач. Основным способом включения преподавателей в реальную учебно-творческую атмосферу и в поисковую научно-исследовательскую деятельность и одновременно способом создания и разрешения проблемных ситуаций становится двухстороннее (диалог) и многостороннее (мультилог) общение.

На четвертом этапе программы развиваются умения преподавателей заниматься самообразованием. Развитие у преподавателей способностей через содержательно-трудовой подход с позиции дидактически представляет собой функциональный комплекс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: первое звено элемента структурного комплекса обеспечивает осознание личностью своего соответствия избранной профессии; второй элемент комплекса развивает самопознание личности; третий элемент комплекса - самооценка, представляет собой логическое завершение процесса самопознания, ориентированное на профессиональное самосовершенствование; четвертый элемент комплекса формирует потребность преподавателя высшего учебного заведения в профессиональном совершенствовании, на этом этапе вырабатывается решение заниматься развитием авторитета; пятый элемент комплекса активизирует побуждения и мотивы развития авторитета и познавательной активности, которые являются логическим продолжением потребностей, при этом потребность активизирует и стимулирует развития способностей не непосредственно, а через побуждение и мотивы; шестой элемент комплекса - целеполагание определяет способ и характер всех ее действий, методов и приемов развития авторитета; седьмой элемент комплекса осуществляет регуляцию и объективацию в профессиональном поступке - являются центральными во всем процессе совершенствования и развития авторитета личности; восьмой элемент комплекса предусматривает оценку результатов процесса формирования авторитета личности преподавателя в процессе профессионального совершенствования.

На пятом этапе программы происходит анализ проявления формирования авторитета, оформления информационного потока и решение (модель), понятное самому себе и другим.

Таким образом, комплексно-целевая программа, выступая как компонент формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности, представляет собой целостное явление, состоящее, из структурно-функциональных элементов и органически, вписывается в педагогическую деятельность.

На основании результатов теоретического анализа и профессиональной деятельности нами были выявлены и экспериментально подтверждены четыре уровня формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности: 1 - низкий, 2 - средний, 3 - выше среднего, 4 - высокий, при этом в соответствии с таксономическим анализом выделения уровней в предлагаемой программе оцениваются по пятибалльной шкале.

Представленные уровни формирования авторитета легли в основу методики, диагностики и прогнозирования указанного процесса. Выделенные нами четыре уровня формирования авторитета вполне соответствовали задаче классифицировать по степени зрелости исследуемые группы преподавателей в

профессиональной деятельности. Эти уровни позволили в достаточной степени дифференцировать личностные характеристики преподавателей высшего учебного заведения.

Выводы. Эффективное выполнение задач, возложенных на высшие учебные заведения, возможно лишь в том случае, когда преподаватели обладают необходимыми качествами, могут успешно исполнять свои функциональные обязанности. Профессиональное мастерство преподавателей высшего учебного заведения является результатом длительной, многосторонней организаторской работы, направленной на приобретение ими необходимых для практической работы знаний и навыков и, прежде всего - умения подойти творчески к решению профессионально-педагогических задач.

Литература:

1. Попова Н.В. Индивидуально-психологические особенности развития творческой активности личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Экономика Профессия Бизнес. - 2018. - № 1. - С. 50-54.

2. Попова Н.В., Баянкина Д.Е. Социально-педагогические условия творческого становления личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 149-153.

3. Попова Н.В., Киселева Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5(24). - С. 206-208.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Баянкин Олег Васильевич Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Шадрин Анатолий Николаевич

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР ПЕДАГОГА СФЕРЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЕГО НЕПРЕРЫВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт формирования самоопределения как профессионально значимый фактор педагога сферы физической культуры в контексте его непрерывного самообразования. Анализируются выявленные основные факторы, влияющие на формирование физической культуры будущего педагога. В работе отмечено, что в гностической деятельности студенты овладевают способностью реализовать объективные возможности, заложенные в физической культуре и спорте для самоусовершенствования личности, умением анализировать физическое развитие и подготовленность студентов и предусматривать использование средств физической культуры и спорта в целях всестороннего гармонического развития личности.

Ключевые слова: самоопределение, самообразование, физическое воспитание, профессионально-педагогическая деятельность.

Annotation. The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of formation of self-determination as professionally significant factor of the teacher of the sphere of physical culture in the context of his continuous self-education. The revealed major factors influencing formation of physical culture of future teacher are analyzed. In work it is noted that in Gnostic activity students seize ability to realize the objective opportunities put in physical culture and sport for self-improvement of the personality, ability to analyze physical development and readiness of students and to provide use of means of physical culture and sport for all-round harmonious development of the personality.

Keywords: self-determination, self-education, physical training, professional and pedagogical activity.

Введение. Экономика, политика, развитие науки и следующей за ней технологии, состояние общества в целом определяют условия, в которых совершенствуется профессиональное самоопределение человека. Воздействие оказывают демографические процессы, состояние системы образования, ценностные ориентации в обществе, массовые коммуникации.

Разнообразность и неоднозначность упомянутого, при сложной гамме профессиональных склонностей, предпочтений, социальных устремлений обуславливает адаптацию молодежи к изменяющимся условиям ее профессионального самоопределения и порождает противоречивость и вероятность возникновения конфликтов относительно динамики процессов, связанных с профессиональным самоопределением.

Ценностные ориентации и поведение молодежи при завершении общего физкультурного образования определяют выбор содержания и организационные формы педагогического процесса. Анализ совокупности возможностей, предоставляемых обществом, намерений выпускников общеобразовательной школы и их способности к реализации имеющихся склонностей позволяет сформировать значимые параметры для выбора профессии сферы физической культуры.

В последнее время появляются свидетельства того, что престиж образования, понимание его роли для личности начинают восстанавливаться на фоне ориентации на материальный достаток. Физкультурное образование формирует отношение человека, как к своему, так и здоровью других, и умение управлять его состоянием. Это положение усиливается по значимости тем, что профессиональное физкультурное образование находит востребованность в различных социальных институтах общества, а также индивидуальных запросах граждан и обеспечивает условия, востребованность самоопределения участников образовательного процесса в соответствии с любым видом их трудовой деятельности, возраста, обеспечивая успешность жизнедеятельности.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является раскрытие теоретического и практического вопроса формирования самоопределения как профессионально значимого фактора педагога сферы физической культуры в контексте его непрерывного самообразования. Выявление основных факторов влияющих на формирование физической культуры будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.