Научная статья на тему 'Имидж и авторитет как факторы профессионального становления преподавателя военного вуза'

Имидж и авторитет как факторы профессионального становления преподавателя военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ И АВТОРИТЕТ ВОЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВОЕННОГО ВУЗА / IMAGE AND PRESTIGE OF MILITARY SCHOOL TEACHERS / MILITARY COLLEGE / PROFESSIONAL FORMATION OF MILITARY TEACHERS / EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бунчук С. В., Петьков В. А.

В статье раскрывается значение имиджа и авторитета военного преподавателя как факторов его профессионального становления. Учет их взаимосвязи позволяет обеспечить эффективность педагогического взаимодействия преподавателя и курсанта, улучшить организацию учебно-воспитательной деятельности военного вуза. Показаны возможности использования имиджа и авторитета в качестве средств социального влияния и формирования положительного восприятия образа военного преподавателя курсантами, повышения эффективности учебно-воспитательной работы военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image and prestige as factors of professional formation of military university teachers

The article considers the value of image and prestige of military school teachers as factors of their professional formation. Taking into consideration their correlation allows to enable effectiveness of pedagogical interaction of teachers and students, improve academic activities of the military university. The authors describe the use of image and prestige as means of social influence and a trigger of positive perception of the military school teacher by cadets, helping to improve efficiency of training and upbringing activities in the military university.

Текст научной работы на тему «Имидж и авторитет как факторы профессионального становления преподавателя военного вуза»

УДК 378.355

Бунчук Сергей Викторович

старший преподаватель кафедры аэродинамики Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова

Петьков Валерий Анатольевич

доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики и психологии

Кубанского государственного университета

ИМИДЖ И АВТОРИТЕТ КАК ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА

Bunchuk Sergey Viktorovich

Senior Lecturer, Aerodynamics Department, Krasnodar Higher Military School of Aviation

Petkov Valery Anatolyevich

D.Phil. in Education Science, Professor, Education Science and Psychology Department, Kuban State University

IMAGE AND PRESTIGE AS FACTORS OF PROFESSIONAL FORMATION OF MILITARY UNIVERSITY TEACHERS

Аннотация:

В статье раскрывается значение имиджа и авторитета военного преподавателя как факторов его профессионального становления. Учет их взаимосвязи позволяет обеспечить эффективность педагогического взаимодействия преподавателя и курсанта, улучшить организацию учебно-воспитательной деятельности военного вуза. Показаны возможности использования имиджа и авторитета в качестве средств социального влияния и формирования положительного восприятия образа военного преподавателя курсантами, повышения эффективности учебно-воспитательной работы военного вуза.

Ключевые слова:

имидж и авторитет военного преподавателя, военный вуз, профессиональное становление военного преподавателя, учебно-воспитательный процесс военного вуза.

Summary:

The article considers the value of image and prestige of military school teachers as factors of their professional formation. Taking into consideration their correlation allows to enable effectiveness of pedagogical interaction of teachers and students, improve academic activities of the military university. The authors describe the use of image and prestige as means of social influence and a trigger of positive perception of the military school teacher by cadets, helping to improve efficiency of training and upbringing activities in the military university.

Keywords:

image and prestige of military school teachers, military college, professional formation of military teachers, educational process of military higher school.

Организация эффективной учебно-воспитательной деятельности военного вуза требует учета в становлении личности военного преподавателя таких факторов, как имидж и авторитет, которые во многом определяют социально-психологическое и профессиональное восприятие преподавателя курсантами. Учет влияния имиджа и авторитета является значимым в процессе управления курсантскими подразделениями. Они выполняют роль своеобразного ориентира в профессионально-педагогическом совершенствовании военного преподавателя [1].

Процесс совершенствования имиджа и авторитета позволяет военному преподавателю повысить общую и профессионально-педагогическую культуру, оптимизирует педагогическое взаимодействие с курсантами и коллегами.

Имидж военных преподавателей специальных дисциплин и командиров курсантских подразделений представляет собой комплекс социально-психологических и профессионально значимых качеств личности, определяющих их профессионально-педагогическую компетентность. В имидже военного преподавателя, который выступает интегральным явлением, выделяется его динамическая часть, элементы которой могут значительно преобладать в структуре его личности. Полученные нами в результате опроса 65 преподавателей и 150 курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков данные показывают, что только 40 % военных преподавателей имеют позитивный имидж. Это затрудняет установление продуктивного педагогического взаимодействия между курсантами и преподавателями, отражается на карьере и качестве военно-педагогической деятельности военных преподавателей. Поэтому в деятельности военных вузов становится актуальным направление по формированию позитивного имиджа военного преподавателя, способствующего его карьерному и профессиональному росту [2].

Имидж также может служить основой для построения доверительных отношений и фактором, облегчающим влияние на других, что является одной из значимых его функций.

Эффективность использования имиджа в качестве средства социального влияния и формирования положительного восприятия образа военного преподавателя курсантами во многом определяется наличием у него авторитета. Авторитет отражает социальную значимость и социальный престиж военной профессии, сложившиеся социальные стереотипы. Офицер-преподаватель является эталоном профессионализма, образцом поведения, примером отношения к службе для курсантов. Благодаря авторитету военного педагога курсанты усваивают существующие в военном вузе и в армейской среде нормы, правила поведения, ценности и традиции, подражают поведению офицера.

Многие авторы часто отождествляют понятия имиджа и авторитета. Это связано с выполнением ими функции социального влияния. Однако в некоторых исследованиях имидж и авторитет имеют значительные различия [3]. Информационные или нормативные характеристики авторитета выступают в качестве основы социального влияния. Человек, обладающий авторитетом, может навязывать свою волю другим людям. Наличие у него авторитета служит непосредственной причиной выполнения другими действий, противоречащих их собственным интересам, целям, потребностям и желаниям [4].

Цели формирования имиджа военного преподавателя во многом соотносятся с целями становления его авторитета. Реализация этих целей является одним из актуальных направлений совершенствования военного образования [5]. Имидж военного преподавателя воспринимается курсантами и окружающими через его личностные качества, составляющие авторитет. Изучение значимости личностных качеств для эффективного построения авторитетных отношений и способов их развития дает информацию о желаемом и реальном имидже преподавателя военного вуза, что позволяет формировать социальный портрет его личности. Таким образом, подходы к формированию имиджа и авторитета военного преподавателя направлены на повышение возможностей оказывать эффективное социально-педагогическое воздействие на курсантов. В этом и заключается их единство.

При рассмотрении властных полномочий военного преподавателя следует учитывать значимость коммуникативного фактора, поскольку общение используется не только для передачи информации, но и для построения личностного и профессионального образа, составляющего имидж. При формировании имиджа военного преподавателя важно учесть фактор позитивного образа, который должен быть воспринят курсантами с целью подражания ему.

Для усиления степени влияния имиджа военного преподавателя на личность курсантов важен учет качества экспертности преподавателя, позволяющего курсантам воспринимать его как опытного и знающего человека, профессионала высокого уровня и на этом основании подчиняться ему. Отсутствие этого качества негативно влияет на процесс построения авторитетных отношений.

По утверждению психологов, личностная власть завоевывается с величайшим трудом и удержать ее стоит больших усилий, однако по мощности влияния с ней ничто не может сравниться.

Основной механизм личностного влияния компетентного военного преподавателя - это идентификация. Объект влияния пытается быть похожим на другую личность или действительно быть ей, тем, кем он восхищается и кому подражает. Механизм идентификации делает возможным такой способ влияния, как воздействие личным примером. Доброжелательность, справедливость и требовательность также являются личностными качествами военного преподавателя, определяющими его профессиональный образ и влияющими на уровень его педагогической культуры и профессиональной самоорганизации [6; 7].

Проблема формирования имиджа начинающих или вновь пришедших в военно-педагогический коллектив военного вуза офицеров непосредственно связана с решением вопроса становления их авторитета.

Довольно значима при формировании имиджа и авторитета роль первого впечатления, произведенного преподавателем на курсантов и подчиненных. Так, при негативном первом впечатлении даже положительные качества преподавателя и его поступки в последующем не будут замечены и оценены по достоинству. Сформированная установка к определенным действиям преподавателя оказывает сильное влияние на восприятие его курсантами.

Как показали исследования, для курсантов очень важно, чтобы военный преподаватель вселял в них надежду на будущее, строил позитивные профессиональные перспективы и был оптимистом.

Понимание преподавателем системы ожиданий курсантов во многом влияет на эффективность педагогического взаимодействия и позволяет целенаправленно решать проблему построения своего авторитета. Следует учитывать, что сложившиеся стереотипы и профессиональные установки практически не поддаются изменению.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической, философской, социологической литературы, имеющегося опыта, а также собственных проведенных исследований были

определены психолого-педагогические условия взаимосвязанного формирования имиджа и авторитета военного преподавателя. Их реализация на практике позволит значительно улучшить процесс профессионального совершенствования военного преподавателя.

Вышеизложенное позволяет наметить тенденции становления имиджа и авторитета военного преподавателя, эффективнее строить авторитетные отношения с курсантами и подчиненными и, как следствие, значительно улучшить качество всего учебно-воспитательного процесса военного вуза.

Ссылки:

1. Рябинов А.Н., Петьков В.А. Концепция становления имиджа и авторитета военного педагога. Армавир, 2000. 25 с.

2. Рябинов А.Н., Петьков В.А. Становление авторитета военного педагога: проблемы и перспективы : монография. М., 2003. 179 с.

3. Ершов А.А. Лидер и авторитет группы: к постановке проблемы // Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1971.

4. Milgram S. Obedience to authority. New York, 1974.

5. Петьков В.А., Филоненко В.А. Проблема целевой направленности образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 51. С. 119-123.

6. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 1 (157). С. 82-87.

7. Филоненко В.А., Петьков В.А. Моделирование процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов // Там же. 2014. № 3 (143). С. 93-99.

References:

Ershov, AA 1971, 'The leader of the group and authority: to the problem', Experimental and Applied Psychology, Leningrad, (in Russian).

Filonenko, VA & Petkov, VA 2014, 'Simulation of the process of formation of professional self-organization abilities at the future teachers', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya, no. 3 (143), pp. 9399, (in Russian).

Milgram, S 1974, Obedience to authority, New York.

Petkov, VA & Filonenko, VA 2016, 'The problem of targeting of Education', Istoricheskaya isotsial'no-obrazovatel'naya mysl', no. 51, pp. 119-123, (in Russian).

Ryabinov, AN & Petkov, VA 2003, Formation of the authority of the military teacher: problems and prospects: Monograph, Moscow, 179 p., (in Russian).

Petkov, VA, Pokhilko, AD & Gubanova, MA 2015, 'Dialogue as a means of development of pedagogical culture of the subjects of the educational process of high school', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya, no. 1 (157), pp. 82-87, (in Russian).

Ryabinov, AN & Petkov, VA 2000, The concept of formation of the image and authority of the military teacher, Armavir, 25 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.