Научная статья на тему 'Формирование авторитета современного полицейского как перспектива создания и поддержания его положительного образа'

Формирование авторитета современного полицейского как перспектива создания и поддержания его положительного образа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
865
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
АВТОРИТЕТ / AUTHORITY / ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / THE FORMATION OF THE AUTHORITY OF AN EMPLOYEE OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ФЕНОМЕН "ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО" / THE PHENOMENON OF "THE IMAGE OF A POLICEMAN" / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / SOCIO-PEDAGOGICAL FACTORS / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АВТОРИТЕТ / THE IMPACT ON AUTHORITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колесникова Елена Викторовна

В статье рассматривается происхождение и формирование авторитета сотрудника органов внутренних дел, социально-педагогические факторы, определяющие и способствующие его формированию, а также условия, параметры окружающей среды, которые оказывают прямое воздействие на авторитет полицейского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF AUTHORITY OF THE MODERN POLICE OFFICER AS A PROSPECT OF CREATION AND MAINTENANCE OF HIS POSITIVE IMAGE

The article examines the origin and formation of the authority of the employee of the internal affairs bodies, social and pedagogical factors that determine the authority and contribute to its formation. And also the conditions, the parameters of the environment, which have a direct impact on the authority of the policeman.

Текст научной работы на тему «Формирование авторитета современного полицейского как перспектива создания и поддержания его положительного образа»

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА «ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 351.74 ББК 67.7

Колесникова Елена Викторовна Kolesnikova Elena Victorovna

адъюнкт Академии управления MВД России.

Adjunct, the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТА СОВРЕМЕННОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО КАК ПЕРСПЕКТИВА СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ЕГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА

The formation of authority of the modern police officer as a prospect of creation and maintenance of his positive image

В статье рассматривается происхождение и формирование авторитета сотрудника органов внутренних дел, социально-педагогические факторы, определяющие и способствующие его формированию, а также условия, параметры окружающей среды, которые оказывают прямое воздействие на авторитет полицейского.

Ключевые слова: авторитет, формирование авторитета сотрудника органов внутренних дел, феномен «образ полицейского», социально-педагогические факторы, воздействие на авторитет.

The article examines the origin and formation of the authority of the employee of the internal affairs bodies, social and pedagogical factors that determine the authority and contribute to its formation. And also the conditions, the parameters of the environment, which have a direct impact on the authority of the policeman.

Keywords: authority, the formation of the authority of an employee of law enforcement agencies, the phenomenon of «the image of a policeman», socio-pedagogical factors, the impact on authority.

Современное российское общество изменилось вследствие глубоких и сложных процессов, которые оказали большое влияние на политическую, экономическую и духовную сферы общественной жизни. Построение правового государства, укрепление законности и правопорядка, борьбу с преступностью обеспечивают правоохранительные органы. В процессе трансформации происходит разрушение привычных форм жизнеустройства, которое способствует обострению социальных конфликтов, росту нетерпимости и агрессивности разных групп населения, что в свою очередь приводит к повышению требований к сотрудникам правоохранительных органов. В этих условиях особенно актуально целенаправленное формирование и поддержание авторитета сотрудника органов внутренних дел.

Понятие авторитета интересовало людей с древних времен. Авторитет как ис-торико-педагогический феномен ранее изучали В. В. Зеньковский, А. Августин, А. И. Герцен, Г. В. Ф. Гегель, И. Ф. Гербарт, Т. Гоббс,

И. Кант, Я. А. Коменский, Н. Макиавелли, Ф. Паульсен, Н. А. Добролюбов, М. Т. Цицерон и другие. Эти исследователи уделяли большое внимание выявлению и изучению сущностных характеристик авторитета.

Феномен авторитета изучался с различных позиций. Ученые А. Салагаев, В. С. Богданов, П. П. Посохов, В. Е. Солдатов, А. И. Соловьев, А. А. Степанов, Г. В. Горченко, Э. М. Ткачев исследовали авторитет с точки зрения философии. Социологический аспект феномена авторитета рассматривали такие ученые, как Г. Велтруска, Н. М. Кейзеров, Б. Ф. Поршнев, П. П. Посохов, Е. А. Самков. Исследователи Г. М. Андреева, Р. М. Грановская, Р. Кричев-ский, А. Р. Нигматуллина, И. В. Поротова, Б. Ф. Поршнев, М. М. Рыжак, Р. Х. Шакуров изучали сущностные характеристики авторитета в рамках социальной психологии, психологии управления, психологии личности.

Значение и функции авторитета определяли в своих работах Г. В. Горченко, В. С. Богданова, Э. М. Ткачева и другие. Формы и струк-

туру авторитета, условия формирования, факторы и его влияние на личность изучали Р. Кричевский, И. П. Андриади, Ю. П. Степ-кин, Г. В. Горченко и другие. Влияние авторитета исследовали И. Г. Дубовой, Х. Э. Лахт, А. В. Петровский, Б. Ф. Поршневой, В. Е. Сол-датов, А. А. Степанов и другие.

Имеется ряд защищенных диссертаций о феномене авторитета: Т. А. Бондаренко (социологический аспект), А. Д. Лазукина (педагогический аспект), С. С. Чабановой (педагогический аспект) и В. Е. Солдатов (с философских позиций выделял должностной и личностный авторитет). С. В. Орловой исследовался авторитет директора школы в целях повышения эффективности управленческой деятельности. Социально-психологические механизмы формирования авторитета институтов власти изучались В. А. Дмитриевым. Социально-педагогические механизмы формирования авторитета сотрудника органов внутренних дел ранее не изучались, потому данная статья раскрывает представление об авторитете сотрудника ОВД и социально-педагогических механизмах его формирования.

Анализ научных работ позволил выделить различные подходы к сущности феномена «авторитет». Авторитет представляет собой принципиально неустранимое явление, характеризующее сущность человека и его связи с обществом (философский аспект), меру социальной значимости, проявляющуюся в ненасильственном влиянии (социологический аспект), важный фактор процесса воспитания и образования, необходимое условие формирования личности (педагогический аспект), действенность права (правовой аспект), влияние (психологический аспект). Сущностная черта авторитета - ненасильственный характер влияния.

Полагаем, что самое содержательное определение, объясняющее сущность феномена «авторитет», дано В. Е. Солдатовым. Применительно к сфере деятельности органов внутренних дел оно наиболее ценно, так как авторитет сотрудника органов внутренних дел складывается из совокупности авторитетов личности и должности.

После реформирования МВД Росси в 20092011 годах, ввиду необходимости повысить эффективность работы правоохранительных органов России, бороться с коррупцией и улуч-

шить имидж полиции, ежегодно проводятся мониторинги общественного мнения. Социологические исследования по заказу МВД России позволяют выявить отношение граждан к полиции и изучить представления населения об образе полицейского.

Исследователь С. А. Мусатова описала в своей диссертации феномен «образ полицейского» как сложный и многогранный, который представлен многими личностными и социокультурными условиями и факторами. Этот феномен содержит личностные и профессиональные характеристики объекта и субъекта восприятия [1, с. 4].

Эффективный способ построения и продвижения положительного образа сотрудника органов внутренних дел - формирование и поддержание его авторитета. Чтобы рассмотреть происхождение и формирование авторитета полицейского необходимо остановиться на социально-педагогических факторах, определяющих и способствующих его формированию.

Рассмотрим возможные условия, параметры окружающей среды, которые напрямую влияют на авторитет полицейского независимо от силы воздействия.

А. Р. Вазиева предлагает три группы факторов, которые содержатся в личностной деятельности индивида, различных психологических и социально-психологических параметрах индивидов и групп, объективных характеристиках среды взаимодействия. Параметры объективного происхождения (показатели возраста, пола и т. п.) также присутствуют в первых двух группах.

Рассмотрим факторы личности - носителя авторитета. Предполагается, что в основе авторитета личности заложены ценностные отношения. Между людьми возникают отношения в зависимости от собственных ценностных ориентаций [2, с. 140]. Можно выделить систему ценностей обладателя авторитета и тех, для кого он является авторитетом.

Жизненные ценности и приоритеты оказывают большое влияние на степень авторитетности индивида. Соответственно, ценностно-смысловая сфера личности образует стержень, который значительно влияет на поступки и деятельность. Восприятие человека происходит в процессе проникновения в мир его ценностей. И это восприятие, и оценка за-

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГ. В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКИ

висят от собственных ценностей воспринимающего.

Профессиональная компетентность, которая особенно важна для формирования функционального авторитета, составляет основной блок параметров. Н. В. Сердюк выделяет важнейшие составляющие профессиональной компетентности представителя полиции: коммуникативную (сотрудника ОВД) и профессионально-педагогическую (руководителя ОВД).

Коммуникативная компетентность сотрудника ОВД - системное свойство, особое психологическое образование личности, выражающееся в достижении высокой коммуникативной результативности в общении и создании через коммуникативный аспект положительного имиджа профессии полицейского.

Профессионально-педагогическая компетентность руководителя ОВД состоит в знании методологии и методики юридической педагогики, понимании целей и ценности профессионально-педагогических знаний и опыта, способности их применения в управленческой деятельности, а также в устойчивой мотивации к определению и решению педагогических задач управления [3, с. 90].

Важный блок - организаторские способности и навыки руководителя: это умение организовать работу коллектива, поддерживать дисциплину не силой власти, а другими средствами, способность мотивировать и стимулировать коллектив.

Немаловажными также являются коммуникативно-технологические и нравственно-коммуникативные черты личности, главная из которых - эмпатия. Это разделение условно, так как эмпатийные качества (доброта, терпеливость, сочувствие и т. п.) обязательно проявляются в общении. Кроме того, они не обнаруживаются вне взаимодействия и общения, но это - не коммуникация в чистом виде.

Организаторские способности, коммуникативно-технологические и нравственно-коммуникативные черты личности формируют моральный авторитет его носителя. Важны также частные факторы, имеющие психологическое содержание (общая эрудиция, честность, справедливость, чувство такта и другие).

Отметим, что ценности, ценностные ожи-

1ОГО СТОЛА «ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО И ПЕРСПЕКТИВЫ»

дания, особенно те, что не находят достаточного удовлетворения, отдельно взятого гражданина или общества способствуют формированию положительного авторитета сотрудника полиции при условии, что присутствует хотя бы частичное соответствие его деятельности этим неудовлетворенным ожиданиям. Поэтому необходимо выявлять и изучать ведущие ценностные и сравнительно редко удовлетворяемые ожидания общества в процессе взаимодействия с сотрудниками полиции. Соответственно, сотрудник полиции, который наиболее соответствует ожиданиям общества по своей деятельности и структуре личности, добьется авторитета.

Ожидания общества и отдельных представителей необходимо также классифицировать по блокам факторов личности носителя авторитета (в нашем случае, сотрудника полиции), так как эти факторы имеют «зеркальное» значение для общества, оценивающего деятельность и поведение сотрудников органов внутренних дел.

Заметим, что в зависимости от гендерной принадлежности варьируются ценности и ожидания человека, и это влияет на содержательные особенности авторитета его носителя.

Рассмотрим влияние различных характеристик среды взаимодействия носителя авторитета и оценивающей аудитории. Однозначно, что очень важен целый ряд типичных факторов. Социальная психология говорит о влиянии форм организации деятельности граждан на явления и процессы в группе. Выявлено, что высокая степень общности деятельности и тесное взаимодействие ведет к росту их взаимных требований затруднять отношения между людьми [4, с. 131]. Тесно взаимосвязанная деятельность действительно повышает взаимные требования людей и потому может создавать трудности в формировании отношений между ними. Одновременно это и возможность для руководителя заслужить доверие и авторитет в коллективе подчиненных, поскольку он не может быть сформирован вне совместной деятельности [5, с. 144].

А. Р. Нигматуллина отмечает еще один объективный фактор внешнего, ситуационного характера - микросоциальный фон взаимодействия, то есть сравнение одного конкретного человека (носителя авторитета) с другим. Так,

один сотрудник может оказаться неавторитетным, уступая по многим параметрам своей личности коллегам, одновременно на фоне других он имеет шанс стать авторитетным [6, с. 12].

На авторитет современного полицейского, безусловно, влияют макросоциальные условия, от которых в действительности зависит социальный престиж профессии.

Другая важная сторона макросоциального влияния - происходящие изменения в ценностных ориентациях общества, в результате это-

Литература

1 . Мусатова С. А. Феномен образа полицейского в социальных представлениях жителей мегаполиса: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2014.

2. Вазиева А. Р. Параметры формирования авторитета педагога // Успехи современного естествознания. 2015. № 9-1.

3. Сердюк Н. В. Профессиональное самосовершенствование руководителя органа внутренних дел в контексте педагогической герменевтики // Мир образования - образование в мире. 2010. № 3.

4. Вазиева А. Р. Особенности влияния характеристик среды взаимодействия на авторитет педагога // Будущее России: перспективы и стратегии развития. Казань, 2005. Т. IV.

5. Степкин Ю. П. Авторитет руководителя // Промышленная социальная психология. М., 1982.

6. Нигматуллина А. Р. Социально-психологические факторы формирования авторитета преподавателя ССУЗ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2001.

го сотрудникам полиции необходимо соответствовать повышенным ожиданиям.

На наш взгляд, необходимо найти определенное соответствие между различными условиями и описанными общими факторами влияния на особенности формирования авторитета в целом, что позволит выработать рекомендации для педагогических работников образовательных организаций системы МВД России по формировании представлений слушателей (курсантов) об авторитете сотрудников органов внутренних дел.

Bibliography

1. Musatova S. A. The phenomenon of the image of a policeman in the social representations of the inhabitants of a metropolis: аийюг^ abstract. dis. ... Phd in Psychology. Moscow, 2014.

2. Vazieva A. R. Parameters of formation of teacher's authority // Advances in modern natural science. 2015. № 9-1.

3. Serdyuk N. V. Professional self-improvement of the head of the internal affairs body in the context of pedagogical hermeneutics // The world of education is education in the world. 2010. № 3.

4. Vazieva A. R. Peculiarities of the influence of characteristics of the interaction environment on the authority of the teacher // The Future of Russia: Prospects and Development Strategies. Kazan, 2005. Vol. IV.

5. Stepkin Yu. P. Authority of the head // Industrial social psychology. Moscow, 1982.

6. Nigmatullina A. R. Socio-psychological factors in the formation of the authority of the teacher of the SSU: abstract. dis. ... PhD in Psychology. Kazan, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.