Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования'

Психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THE COMPETENCE-BASED FOCUSED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования. Раскрываются эффективные современные педагогические технологии в процессе формирования профессиональной направленности бакалавров. Анализируется применение разнообразных методов и средств обучения в процессе компетентностно-ориентированного образования. Автором сделан вывод о том, что развитие уровневой подготовки в вузе может быть эффективным при условии реализации компетентностного подхода, ориентированного на личность бакалавра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF BACHELORS IN THE COURSE OF THE COMPETENCE-BASED FOCUSED EDUCATION

In article psychology and pedagogical conditions of formation of a professional orientation of bachelors in the course of the competence-based focused education are considered. Effective modern pedagogical technologies in the course of formation of a professional orientation of bachelors reveal. Application of various methods and tutorials in the course of the competence-based focused education is analyzed. The author drew a conclusion that development of-level preparation in higher education institution can be effective on condition of realization of the competence-based approach focused on the identity of the bachelor.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования»

с применением оружия. На решение задач после прочтения ответов отводится не более 5 секунд, после выбора варианта ответа сотрудник должен уметь объяснить свой выбор. В целях повышения ответственности за решение можно выполнить упражнение со стрельбой по мишени с номером, соответствующим номеру ответа. При постоянной тренировке в решении задач и производстве стрельбы на фоне конкретных ситуаций будет вырабатываться устойчивый навык принятия решения в сложных ситуациях. Выработанный при этом стереотип определит правильные действия сотрудника в реальной ситуации.

Выводы. Если при обучении стрельбе пренебречь психологической составляющей профессиональной подготовки, то за пределами тира вся техническая подготовка останется практически невостребованной. Таким образом, психологическая подготовка призвана сформировать необходимые профессионально важные качества, готовность сотрудника к экстремальным, стрессовым ситуациям и выполнению задач, связанных с применением огнестрельного оружия. Она служит одним из факторов повышения качества профессионального образования в образовательных организациях МВД России.

Литература:

1. Психологическая типология: хрестоматия / сост. К. В. Сельчонок. - Минск-Москва, 2002.

2. ФЗ РФ от 7 февраля 2011 года «О полиции»

3. Кобилецкий В. Ф. Методика огневой подготовки. - М., 1985.

4. Вайнштейн Л. М. Оружие-пистолет: учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета. - М., 2002.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования. Раскрываются эффективные современные педагогические технологии в процессе формирования профессиональной направленности бакалавров. Анализируется применение разнообразных методов и средств обучения в процессе компетентностно-ориентированного образования. Автором сделан вывод о том, что развитие уровневой подготовки в вузе может быть эффективным при условии реализации компетентностного подхода, ориентированного на личность бакалавра.

Ключевые слова: формирование, профессиональная направленность, психолого-педагогические условия, компетентностно-ориентированное образование.

Annotation. In article psychology and pedagogical conditions of formation of a professional orientation of bachelors in the course of the competence-based focused education are considered. Effective modern pedagogical technologies in the course of formation of a professional orientation of bachelors reveal. Application of various methods and tutorials in the course of the competence-based focused education is analyzed. The author drew a conclusion that development of-level preparation in higher education institution can be effective on condition of realization of the competence-based approach focused on the identity of the bachelor.

Keywords: formation, a professional orientation, psychology and pedagogical conditions, the competence-based focused education.

Введение. В современный период предъявляются повышенные требования к личности будущих специалистов. Существенно возросли требования к формированию личности в процессе профессиональной подготовки. Все большее внимание уделяется вопросам развития личности будущего специалиста, который должен сочетать в себе глубокую профессиональную подготовку, устойчивые умения и навыки практической работы, определенные черты и свойства личности.

Проблема адаптации специалиста как составляющая процесса социализации не нова, различные ее аспекты неоднократно описывались и исследовались в научно-педагогической литературе. Однако сегодняшняя обстановка в стране требует несколько по иному оценить этот процесс, так как будущий специалист должен иметь устойчивую профессиональную направленность, обладая необходимыми знаниями и навыками в своей будущей профессии. Такое состояние практики обуславливается недостаточной теоретической разработанностью проблемы формирования профессиональной направленности бакалавров. В этой связи тема научной статьи является актуальной и своевременной.

Формулировка цели статьи. Целью нашего исследования является формирование профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования.

Изложение основного материала статьи. Предметом нашего исследования является формирование профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования, поэтому следует, во-первых, остановиться на понятии «формирование».

Применительно к педагогике формирование обычно связывается с развитием новых качественных отношений посредством обучения и воспитания; как процесс целенаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех субъектов воспитания, где влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности служит формированию у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей [1].

В нашем образовательном процессе применяются современные педагогические технологии в сочетании с традиционными методами обучения бакалавров. Современный подход дает возможность формировать компетентностно-ориентированную подготовку будущих специалистов, соответствовать профессиональным требованиям к обучению, сочетать теорию, практику и инновации. Он способствует творческой подготовке бакалавров в процессе образования, в виде реализации проектных работ, а так же предусматривает работу преподавателя со студентами в малых группах.

В работах Талызиной Н.Ф. раскрывается вопрос профессиональной компетентности будущего специалиста [3]. Современная система, реализованная в образовании, формирует знания, умения, навыки и те компетенции бакалавров, которые сегодня востребованы на рынке труда.

Компетентностно-ориентированное образование - это процесс, направленный на формирование у субъекта в ходе деятельности, преимущественно творческого характера, способности связывать и способы деятельности с учебной или жизненной ситуацией для ее решения, а также приобретения эффективного решения значимых практико-ориентированных проблем [2].

Профилирующие кафедры вузов, сегодня выпускают бакалавров, а работодатели - привлекают их для решения профессиональных задач. Поэтому важно осмыслить особенности их подготовки, определяемые нормативными документами, определиться с возможными проблемами, чтобы находить конструктивное их решение в условиях новой социально-экономической и технологической реальности.

Эффективное использование современных педагогических технологий в процессе формирования профессиональной направленности бакалавров говорит о применение разнообразных методов и средств обучения в процессе компетентностно-ориентированного образования.

На наш взгляд качественную подготовку профессиональных специалистов в учебных заведениях, возможно, осуществить не через увеличение количества учебных часов, насыщение студентов занятиями, а, прежде всего, через усиление акцента на формировании профессиональной направленности бакалавров, через воспитание мотивационно-ценностного отношения к избранной специальности, полученным знаниям, понимание их относительности, умение вовлекаться в процесс постоянной смены знаний, готовности к выполнению своих профессиональных функций, то есть через изменение цели профессиональной подготовки, которая влечет за собой формирование профессиональной направленности.

В нашей научной статье акцент делается на раскрытие психолого-педагогических условий учитывающих особенности и возможности подготовки будущих специалистов, реализация которых необходима для повышения эффективности процесса формирования профессиональной направленности бакалавров в компетентностно-ориентированном образовании. Рассмотрим эти условия подробно.

1. Исходным условием, обеспечивающим эффективность процесса подготовки будущих специалистов является изменение общей цели профессионального обучения бакалавров, ориентированного не на передачу информации, а на становление у обучающихся профессионально направленных убеждений, стремления к самосовершенствованию, профессиональной рефлексии.

2. Освоение не только предметного материала (знания, умения, навыки), но и научение обучающихся способам освоения материала по предмету.

3. Осуществление профессиональной ориентации с опорой на наглядные не декларативные формы.

4. Привлечение к процессу формирования профессиональной направленности молодых, профессионально успешных специалистов.

5. Введение продуманной системы планирования, имеющей единую программно-целевую и профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса.

6. Интегрирование педагогической деятельности педагогов направленной на формирование профессиональной направленности, познавательной самостоятельности, обеспечивающих самоутверждение и самовыражение личности бакалавра в процессе компетентностно-ориентированного образования.

7. Организация взаимодействия студент-студент, студент-педагог выступающего в виде практикума, активизирующего эмоционально-волевую, интеллектуальную и деятельностную сферу личности вовлекающего бакалавра в профессиональную деятельность.

8. Рациональное использование предметной сферы путем осуществления педагогического процесса формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования, способствующих развитию потребности будущих специалистов в рефлексии приобретаемого опыта, как учебной, так и профессиональной деятельности.

9. Разнообразие проведения практических и теоретических занятий, групповые, малыми группами, индивидуальные.

10. Диагностика и учет индивидуальных особенностей личности будущего специалиста при формировании профессиональной направленности в процессе компетентностно-ориентированного образования.

11. Своевременное определение и развитие профессионально важных способностей и психологических качеств личности, обеспечивающей рост профессиональной готовности бакалавров.

12. Психологическое обеспечение для возможности сопоставления собственной подготовленности обучающихся с требованиями профессии, освоение несовпадающих элементов профессиограммы, проведение контроля успешности выработки профессионально важных качеств.

Значительное место в учебном процессе высшего учебного заведения, должно отводиться активным методам обучения. Активные методы обучения всегда находили широкое применение в профессиональной подготовке бакалавров. Они способствуют активному вовлечению обучаемых в учебно-познавательную деятельность, обеспечивают самостоятельное овладение знаниями и опытом творческой деятельности.

Физическая культура, является обязательной учебной дисциплиной и изучается студентами разных форм обучения в количестве 408 часов. Мы считаем, целесообразным в теоретический курс «Физической культуры» вузов, включать методы активного и проблемного обучения для формирования профессиональной направленности бакалавров и мотивационно-ценностного отношения к данной дисциплине.

Основным представителем активных методов обучения является игра. Игра представляет сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований.

Исследователи считают необходимым разграничивать в теоретическом плане (понимание) и в практическом отношении (конструирование и использование) игровую деятельность и целенаправленную игру. Игры с правилами подчинены достижению заранее намеченного игрового (всё же не практического) результата. В дальнейшем, говоря об играх, мы будем обращаться именно к этому последнему понятию целенаправленной игры.

Определяя дидактические возможности различных учебных игр, мы опирались на следующие положения: в ходе учебной игры студенты овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности; учебная игра позволяет студентам самим решать трудные проблемы, а не

просто быть наблюдателями; учебные игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную; учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия студентов; учебные игры позволяют «сжимать» время; учебные игры психологически привлекательны для студентов.

Дидактическая игра как средство обучения эффективна для закрепления знаний, умений и навыков, творческого осмысления изученного материала и применения полученных знаний в реальном жизненном контексте, формирования ценностных ориентаций. Сфера применения дидактической игры - от дошкольного образования до высшей школы.

В процессе изучения теоретического курса «Физической культуры» можно применять имитационно-моделирующие игры. В них наряду с ролевой позицией каждого студента действуют «правила» имитируемой реальности. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой, и как учебно-познавательный результат.

Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации и реальности. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному обсуждению, в котором студенты совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Рассмотрим этот тип игры на конкретном примере одного из занятий.

Имитационно-моделирующая игра по теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов»

Тема занятия: система физических упражнений для профилактики профессиональных заболеваний.

Цель занятия: разработать комплексы физических упражнений для профилактики профессиональных заболеваний.

Методика работы с использованием имитационно-моделирующей игры представлена в таблице 1.

Таблица 1

Блок-схема имитационно-моделирующей игры «Система физических упражнений для _профилактики профессиональных заболеваний»_

Этапы Содержание этапов Время

I Организационный этап: определение целей игры; представление последовательности и методики проведения игровых процедур; формирование группы (7-8 чел.); распределение следующего комплекта ролей: «Генератор идей»: набрасывает перечень физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний, не заботясь о том, чтобы они были систематизированы; чем более разнообразные упражнения он предложит, тем более полной будет система физических упражнений. «Синтезатор идей»: распределяет предложенные физические упражнения по группам профессиональных заболеваний. «Регистратор идей»: фиксирует наиболее значимую информацию о создаваемых комплексах физических упражнений. «Визуализатор»: готовит изображение физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний, в конце занятия сдает изображение (в виде рисунка) преподавателю. «Докладчик»: берет на себя ответственность за предоставление информации о системе физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний, всей аудитории. «Лидер»: организует деятельность группы, руководит действиями всех участников, несет персональную ответственность за степень достижения цели деятельности, принимает окончательное решение, когда участники не могут прийти к определенному мнению, отвечает за соблюдение регламента работы. «Эксперт»: принимает активное участие в работе группы, по окончанию работы дает оценку полученному результату, процессу его достижения, выполнению ролей, степени участия каждого в создании системы упражнений, психологическому климату; установление регламента; принятие правил игры. 7 мин.

II Этап групповой работы: создание системы физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний: подготовка изображения и доклада; внутригрупповое обсуждение созданной системы упражнений. 20 мин.

III Этап коллективной работы: представление группами созданной системы физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний; анализ соотношения предложенных систем упражнений с особенностями и возможностями будущей или настоящей профессиональной деятельности; выявление положительных и отрицательных сторон созданных систем упражнений; полученные системы физических упражнений записываются, зарисовываются в тетрадь. 20 мин.

IV Заключительный этап: подведение итогов: анализ результатов игры экспертами, членами групп, преподавателями. 10 мин.

Представленные выше современные образовательные технологии и активные методы обучения разнообразны по целевому назначению и степени сложности использования в процессе формирования профессиональной направленности и мотивационно-ценностного отношения бакалавров к учебной дисциплине «Физическая культура», но все они направлены на осуществление одной цели - подготовить грамотного специалиста.

Выводы. Таким образом, рассмотренные психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированном образовании, позволяют сделать вывод о том, что развитие уровневой подготовки в вузе может быть эффективным при условии реализации компетентностного подхода, ориентированного на личность бакалавра.

Литература:

1. Попова Н.В. Социально-педагогические проблемы формирования физической культуры студентов. // Форум молодых ученых. - 2016. - № 3(3). - С. 207-210

2. Самойлов Е.А. Компетентностно-ориентированное образование. - Монография. - Самара: СГПУ,2006. - 160 с.

3. Талызина Н.Ф. Вопросы профессиональной компетентности учителя. - Москва: Проспект, 2009. - 214 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования предлагаемой автором оценочной технологии обучения в процессе подготовки специалистов педагогического вуза. Раскрывается специфика деятельности студентов факультета физической культуры. Анализируются и выделяются основные, составляющие компоненты критериев оценки качества деятельности преподавателя. Автором сделан вывод о том, что качество образования и подготовки специалистов в любом вузе, в том числе и педагогическом, в первую очередь зависит от качества работы преподавателей.

Ключевые слова: деятельность; контроль; бально-рейтинговая система; оценочная технология; квалиметрия педагогического труда.

Annotation. In article questions of use of the estimated technology of training offered by the author in the course of training of specialists of pedagogical higher education institution are considered. Specifics of activity of students of faculty of physical culture reveal. The author drew a conclusion that quality of education and training of specialists in any higher education institution including pedagogical, first of all depends on quality of work of teachers.

Keywords: activity; control; ball and rating system; estimated technology; kvalimetriya of pedagogical work.

Введение. В связи с модернизацией отечественного образования, обусловленной требованиями Болонского соглашения, обеспечивающими вступление России в современное образовательное пространство, происходят изменения требований к качеству образования и системе ее оценки. Учреждениям высшего образования необходим поиск, разработка и применение современных систем и технологий оценок качества подготовки выпускников.

Формулировка цели статьи. Повышение качества образования, и первую очередь высшего, является ключевой задачей, а для России - еще и актуальной. Поиск путей ее решения требует четкого определения связанных с этим проблем.

Изложение основного материала статьи. Вопрос повышения качества образования получает в последнее время довольно широкое освещение, во многом благодаря тому, что концепция модернизации российского образования декларирован главной задачей российской образовательной политики, а также тому, что руководители высших учебных заведений справедливо усматривают в качестве образования гарантию устойчивого положения на рынке образовательных услуг.

Система менеджмента качества - продукт корпоративной работы вуза, созданный с учетом специфики и индивидуальных особенностей, традиционно сложившихся в конкретном учебном заведении, составляющим его уникальность и имидж на рынке образовательных услуг.

В работах исследователей рассматриваются теоретические и практические основы профессионально-педагогической культуры преподавателя, излагается авторский подход к проблеме ее формирования. Определяют совокупность ценностей, овладение которыми создает основу для формирования профессионально-педагогической культуры [4].

Анализ проблемы качества образования исследователи сводят к нескольким составляющим: качественный состав абитуриентов; цели и содержание образования; уровень профессиональной компетентности преподавателей и организации их деятельности; состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса образования.

Одним из наиболее важных компонентов, определяющих качество образования, является уровень профессиональной компетентности преподавателей во время проведения занятий. В работах ученых рассматривается развитие познавательной активности студентов в процессе проблемного обучения. Раскрывается и обосновывается педагогическая система развития познавательной активности студентов, состоящая из пяти элементов: мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, ценностно-волевого и оценочного [1].

Качество образования и подготовки специалистов в любом вузе, а том числе и педагогическом, в первую очередь зависит от качества работы преподавателей. Основные виды деятельности преподавателя: учебная, научная, методическая, организационная, воспитательная и повышение квалификации. Кафедра, руководствуясь этими критериями, анализирует отчет преподавателей и принимает соответствующее заключение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.