ДЕТЕРМИНАНТЫ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИЕЙ КАВКАЗКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД
А.В. Алай, магистрант
Северо-Кавказский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Пятигорск)
Б01: 10.24411/2500-1000-2018-10102
Аннотация. В данной статье обоснован факт, согласно которому кластерная политика может быть представлена как портфель кластерных инициатив, оптимизируемых с точки зрения эффектов и рисков от их реализации. Учитывая возросшие требования отдыхающих и комплексность современного туристского продукта, целесообразно в процессе разработки и осуществления мер по развитию отрасли рассматривать рекреа-ционно-туристскую сферу как достаточно широкое понятие. Предложены конкретные мероприятия, необходимые для реализации потенциальных возможностей.
Ключевые слова: кластер, туризм, стратегия, инвестиции, инфраструктура, тран-закционные издержки, имидж.
Кластерная политика может быть представлена как портфель кластерных инициатив, оптимизируемых с точки зрения эффектов и рисков от их реализации. Кластерная инициатива может реализовывать-ся в рамках программы развития инновационного территориального кластера.
Перечислим факторы, способствующие увеличению производительности на предприятиях кластера, которые обусловлены:
- облегчением и удешевлением доступа к специализированным факторам производства (комплектующие, оборудование, персонал, услуги) в сравнении с другими возможными вариантами интеграции (вертикальная интеграция, формальные альянсы);
- снижением комплекса транзакцион-ных издержек;
- повышением доступности информации;
- созданием условий для более эффективных совместных маркетинговых действий (в т.ч. в части рекомендаций, совместных выставок, ярмарок, журналов, рекламных кампаний);
- улучшением репутации региона местонахождения, что повышает вероятность предпочтений со стороны заказчиков расположенным в данном регионе производителям или продавцам;
- амбициями и желанием участников кластера опередить друг друга для того, чтобы иметь преимущество в глазах местного сообщества.
Кластерный подход на региональном уровне предполагает следующие основные преимущества:
- это устойчивая система, продвигающая новые технологии, знания, продукцию, образующая так называемую технологическую сеть на основе совместной научной базы;
- это наличие дополнительных конкурентных преимуществ, проявляющихся в результате осуществления внутренней специализации и стандартизации, минимизации затрат при внедрении инноваций;
- это формирующие инновационные точки роста экономики региона гибкие предпринимательские структуры (малые предприятия).
В условиях глобализации экономики, бурного роста промышленного производства, неуклонного ускорения темпов жизни человека, особую значимость приобретают рекреационные территории, которые призваны обеспечивать высокий уровень здоровья населения, и направлены на его непосредственное восстановление.
Главной целью государственной политики в сфере туризма на Кавказских Ми-
неральных Водах является создание современного, высокоэффективного рекреа-ционно-туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для устойчивого развития экономики региона.
Основными задачами развития туристской индустрии КМВ являются [4]:
- совершенствование системы государственного регулирования в краевой туристской индустрии;
- создание нормативной и статистической базы туристской индустрии;
- разработка и реализация краевых и ведомственных целевых программ в сфере туризма;
- межведомственная координация туристской деятельности в крае;
- рационализация использования природно-климатических и культурно-исторических ресурсов края;
- создание развитой инфраструктуры туристских центров, улучшение материально-технической и научно-методической базы туризма;
- создание условий для привлечения инвестиций в туристский комплекс КМВ;
- повышение эффективности использования туристского потенциала;
- активизация холдингового капитала, концентрирующего и контролирующего как отдельные сферы деятельности в туризме, так и его виды;
- формирование благоприятного имиджа КМВ в отечественном и мировом информационном пространстве.
Дальнейшее развитие РТК окажет заметное позитивное влияние и на другие элементы социально-экономической системы КМВ. Рост количества посетителей региона приведет к увеличению показателей торговли и транспорта, расширит возможности сбыта продукции местных производителей.
Рост туристского потока создаст новые возможности для развития малого предпринимательства, позитивно скажется на рынке недвижимости, создаст устойчивую финансовую базу для сохранения уникальных памятников природы, истории и культуры, находящихся на территории Кавказских Минеральных Вод.
Развитие туристской отрасли позитивно скажется на имидже региона, позволяя более эффективно продвигать продукцию на российском и мировом рынках, а также привлекать инвестиции в другие отрасли экономики.
Кавказские Минеральные Воды имеют уникальные возможности для развития рекреационно-туристской сферы [3, с.121]:
- благоприятные климатические условия и большое разнообразие живописных ландшафтов;
- значительный историко-культурный потенциал;
- транспортная доступность (относительная близость к наиболее населенным регионам России и развитость авиационного, железнодорожного и автомобильного сообщения);
- наличие передовых лечебных технологий, исследовательских курортологических центров, профильных учебных заведений и большого числа квалифицированных специалистов.
Для эффективного использования всех перечисленных возможностей необходимо в максимальной степени перевести имеющийся РТК на работу в рыночной идеологии, существенно расширить спектр и повысить качество предоставляемых услуг. Отдых, включающий в себя только лечебную компоненту, уже не является привлекательным для большинства потребителей.
Кроме того, важнейшее значение для обеспечения комфортных условий для отдыха имеет мощность и качество работы базовой инфраструктуры (электро-, тепло-и водоснабжение, водоотведение, газификация, дорожная сеть, связь и информационное обеспечение).
Потенциал КМВ создает максимально благоприятные условия для продвижения оздоровительного, конгрессного, развлекательного, экскурсионного, культурно-исторического, экстремального и спортивного, туризма «выходного дня».
Именно эти направления могут быть основой для развития туристской отрасли. В то же время, они должны быть органически дополнены и другими возможностями для потенциальных отдыхающих.
В целом, перспективными для КМВ являются следующие виды туризма [4]:
- оздоровительный туризм;
- культурно-исторический;
- экологический туризм;
- развлекательный туризм;
- событийный туризм;
- археологический туризм;
- охотничье-рыболовный туризм;
- коммерческо-деловой;
- туризм «выходного дня»;
Конечно, не все перечисленные виды туризма имеет смысл активно продвигать на каждой из туристских территорий КМВ. Более эффективным является подход, когда отдельные территории имеют собственную специфику, что позволит привлекать в регион максимально широкий спектр посетителей.
Выбор таких особенностей осуществлялся как исходя из потенциала территории, так и учитывая текущую ситуацию. То есть необходимо по максимуму воспользоваться уже имеющими преимуществами и потенциалом, а также по возможности снизить воздействие слабых сторон на планы развития.
Для реализации потенциальных возможностей необходимо осуществление следующих действий:
1. Активизация маркетинговой политики (проведение централизованных мероприятий, расширение спектра рекламной продукции, участие представителей КМВ в основных туристских форумах, конференциях и выставках, информационное обеспечение.
2. Повышение качества услуг и увеличение мощности гостиниц, санаториев и других мест размещения (в том числе увеличение количества мини-отелей и создание высококлассных SPA-отелей).
3. Капитальный ремонт и развитие коммунальной инфраструктуры туристских территорий (особенно, тепло- и водоснабжения, водоотведения).
4. Благоустройство городов-курортов (в первую очередь, основных туристско-рекреационных зон).
5. Создание крупных развлекательных объектов - аквапарков, развлекательных комплексов, тематических парков и т.д.
6. Строительство современных спортивных комплексов и реконструкция существующих.
7. Совершенствование лечебно-оздоровительных технологий на Кавказских Минеральных Водах.
8. Совершенствование придорожной инфраструктуры (кафе, магазины, мотели).
10. Создание современной инфраструктуры делового и других видов событийного туризма
11. Формирование поддерживающей инфраструктуры для экотуризма, а также объектов для организованной охоты и рыбалки.
12. Активизация природоохранной деятельности - совершенствование надзора, проведение профилактических, восстановительных и изыскательских работ (в первую очередь, на территории Кавказских Минеральных Вод).
13. Реконструкция памятников истории и культуры.
14. Совершенствование сети общественного питания (в первую очередь, за счет повышения уровня имеющихся заведений и увеличения числа ресторанов с национальными или другими ярко выраженными концепциями, а также современных форматов быстрого питания).
16. Обновление парка общественного транспорта и экскурсионных автобусов.
17. Совершенствование индустрии розлива минеральной воды и производств по переработке лечебных ресурсов (в первую очередь, создание фирменной линии SPA-косметики).
С этой целью планируется продолжить работу по реализации наиболее привлекательных и рентабельных инвестиционных проектов в области строительства объектов туристско-рекреационной инфраструктуры и смежных ей отраслей.
Стратегия позиционирования КМВ в данном случае будет заключаться в донесении до целевого сегмента потребителей основного существующего конкурентного преимущества - уникальность рекреационных ресурсов и туристско-экскурсионных объектов [1, с. 120].
Для этого региональным и муниципальным органам власти необходимо:
- осуществлять текущий мониторинг и оценку инвестиционных проектов;
- задавать инвестиционные приоритеты, в виде различных видов и форм льгот, гарантий, субсидий и других действий, стимулирующих направленную деятельность инвесторов;
- разработать законодательные решения, стимулирующие инвестиции, направленные на снижение инвестиционных рисков и улучшение среды хозяйствования;
- осуществлять активную информационную политику и донесение до потенциальных инвесторов перечня эффективных проектов и информации о возможностях инвестирования в регион;
- усовершенствовать деятельность органов государственного контроля;
- установить действующим, реконструируемым и строящимся санаториям, пансионатам, базам отдыха и гостиницам льготную ставку земельного налога;
- создать базу данных неэксплуатируе-мых объектов туристско-рекреационного комплекса (санатории, пансионаты, пионерские лагеря, базы отдыха).
- упростить процедуру предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов;
Библиографический список
1. Концепция комплексной программы развития Кавказских Минеральных Вод до 2025 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://files.mail.ru/8BGYSC. (Дата обращения 18.09.2018).
2. Григорьев, H.A. Минеральные источники Северногого Кавказа и их гидрологическое использование / Н.А. Григорьев, А.И. Чернецов. - М., 2010.
3. Горбунов А.П., Киселева Н.Н., Браткова В.В. Развитие курортно-туристской дести-нации кавказские минеральные воды в контексте общемировых и национальных тенденций // Journal of economic regulation. - 2016. - Т. 7. №3.
4. Браткова В.В. Туристская рента как форма государственной поддержки развития городов-курортов // Материалы Международной научно-практической конференции Инновационные направления в науке, технике, образовании, Смоленск, 2016.
- рассмотреть возможность и создать условия для финансирования строительства курортной инфраструктуры за счет бюджетных средств.
- создание новых точек роста туристских потоков.
Необходимо разработать мероприятия по укреплению партнерства организаций и учреждений культуры и туристского бизнеса в целях обеспечения комплексного подхода к сохранению культурного наследия, развития народных промыслов и культурных традиций, решения проблем устойчивого развития городских и сельских территорий, улучшения архитектурного облика городской среды, развития культурного туризма [2, с. 59].
Реализация перечисленных мероприятий потребует значительных объемов инвестиций, причем в подготовительных и поддерживающих мероприятиях (инфраструктура, продвижение) роль бюджетных средств в финансировании должна быть максимальна. Задачей государства при этом является создание условий, благоприятных для инвесторов.
DETERMINANTS OF THE CLUSTER APPROACH IN THE STRATEGIC GOVERNANCE OF THE TERRITORY OF CAUCASUS MINERAL WATERS
A.V. Alai, graduate student
North-Caucasus institute-branch Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation (Russia, Pyatigorsk)
Abstract. The article substantiates the fact that cluster policy can be presented as a portfolio of cluster initiatives optimized in terms of the effects and risks of their implementation. Taking into account the increased requirements of tourists and the complexity of the modern tourist product, it is advisable in the process of development and implementation of measures for the development of the industry to consider the recreational and tourism sector as a fairly broad concept. The concrete actions necessary for realization of potential opportunities are offered. Keywords: cluster, tourism, strategy, investment, infrastructure, transaction costs, image.