Научная статья на тему 'Десятая региональная художественная выставка «Дальний Восток – 2008». Тенденции развития творчества амурских художников'

Десятая региональная художественная выставка «Дальний Восток – 2008». Тенденции развития творчества амурских художников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК – 2008» / ТВОРЧЕСТВО АМУРСКИХ ХУДОЖНИКОВ / ДЕСЯТСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Водянина Людмила Кронидовна, Сотникова Елена Алексеевна

The article «The tenth Regional Art exhibition «The Far East 2008». Tendencies of development of the Amur artists» deals with an estimation of results of the tenth Regional exhibition «The Far East 2008». It characterizes the art works of the Amur artists and the works displayed at the exhibition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Десятая региональная художественная выставка «Дальний Восток – 2008». Тенденции развития творчества амурских художников»

Л.К. Водянина, Е.А. Сотникова

ДЕСЯТАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - 2008».

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА АМУРСКИХ ХУДОЖНИКОВ

The article «The tenth Regional Art exhibition «The Far East 2008». Tendencies of development of the Amur artists» deals with an estimation of results of the tenth Regional exhibition «The Far East 2008». It characterizes the art works of the Amur artists and the works displayed at the exhibition.

17 октября 2008 г. состоялась десятая, юбилейная региональная художественная выставка «Дальний Восток -2008», которая подвела итоги четырехлетней творческой деятельности художников. Начало традиции проведения масштабных развернутых смотров изобразительного искусства в российских регионах было положено в 50-х гг. XX в., и уже в 1955 г. в Хабаровске состоялась зональная выставка Сибири и Дальнего Востока. Зона «Советский Дальний Восток» существовала с 1964 г., когда открылась первая выставка произведений художников обширного региона от Якутска до бухты Золотой Рог, от Байкала до Тихого океана. Это было время начального формирования творческих коллективов, необходимое для подготовки кадров профессиональных художников региона. В разные годы региональные выставки проходили во Владивостоке и Чите, Якутске и Улан-Удэ. В Хабаровске региональная выставка состоялась уже в четвертый раз и стала значимым событием культурной жизни города и региона.

На открытии выставки.

Экспозиция работ разместилась на двух основных выставочных площадках - художественной галерее имени А.М. Федотова и в Дальневосточном художественном музее. «Дальний Восток - 2008» - это 13 региональных творческих объединений Союза художников России - Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Камчатской, Сахалинской, Магаданской, Читинской областей, Респуб -лики Саха (Якутия), Комсомольска-на-Амуре, Находки, Уссурийска, Биробиджана, Чукотки. Почти 400 авторов представили более 1500 работ в таких жанрах как живопись, графика, скульптура, народное и декоративно-прикладное искусство, ювелирные изделия, театрально-декоративное и монументальное искусство.

В отборе работ и формировании экспозиции приняли участие заслуженные мастера, известные художники и искусствоведы Москвы и Дальнего Востока - Афанасий Николаевич Осипов, действительный член Российской Академии художеств, народный художник СССР и Яку-

тии, президент Академии духовности Республики Саха (Якутия), председатель выставочного комитета 10-й региональной выставки «Дальний Восток»; Геннадий Иванович Правоторов, народный художник РФ, действительный член Академии РФ, секретарь-куратор ВТОО «Союз художников России» по Дальневосточному федеральному округу (г. Москва); Владимир Петрович Сысоев, искусствовед, действительный член Академии художеств РФ, секретарь ВТОО «Союз художников России» (г. Москва); Раиса Петровна Кошелева, искусствовед, референт ВТОО «Союз художников России» по Дальневосточному федеральному округу (г. Москва).

Народные художники России А.Осипов и Г. Правоторов.

В рамках региональной выставки состоялись научная конференция «Вторые Потаповские чтения», встречи с художниками-участниками выставки, презентация авторских ювелирных изделий, вечер «Живопись и поэзия», практические занятия по теме «Декоративно-прикладное искусство народов Дальнего Востока».

Научная конференция 10-й региональной художественной выставки «Дальний Восток» «Вторые Потаповские чтения» названа именем одного из ведущих представителей искусствознания России Иннокентия Афанасьевича Потапова, который внес огромный вклад в развитие изобразительного искусства региона, был постоянным членом выставочного комитета, председателем пресс-группы региона «Дальний Восток».

Тематика научной конференции охватывает общие проблемы развития культуры и искусства, теории и практики современной художественной жизни Дальнего Востока и Сибири. В конференции приняли участие искусствоведы, историки, философы, культурологи, преподаватели гуманитарных дисциплин.

На торжественном открытии конференции Афанасий Осипов отметил важность и необходимость проведения региональных выставок: «Когда меняются критерии изобразительного искусства и рынок диктует свои условия, такие выставочные проекты позволяют держать планку профессионализма и дают возможность оставить что-то в наследство последующим поколениям».

В своем выступлении известный московский искусствовед Владимир Сысоев затронул проблему сохранения традиций русского реалистического искусства: «Каждый художник создает свою художественную систему, но у всех общий реалистический стержень. При сохранении традиционной иерархии жанров произошли изменения в трактовке художественных образов, сюжетных линий». К негативным моментам в современном изобразительном искусстве он отнес отсутствие заостренной характерности в портретной живописи, активное использование фотоматериалов, слайдов, которые нередко заменяют художнику натуру и воображение. Как заметил В.П. Сысоев, критериями оценки в изобразительном искусстве всегда были

духовная красота и художественное совершенство. Этими критериями и руководствовался выставочный комитет при отборе работ на 10-ю региональную выставку.

Экспозиция работ амурских художников была развернута в одном из залов Дальневосточного художественного музея. В нее вошли работы как заслуженных и известных художников г. Благовещенска, так и молодых, начинающих авторов. Значительная часть участников - преподаватели, студенты или выпускники Амурского государственного университета: это Ю.Г. Наконечный, В. А. Серебряков, Л.К. Водянина, В.Г Красников, А.И. Жигалов, С. А. Попов, А.А. Тахаев, Е.А. Сотникова, А. Петров, Ю. Соколова, А. Геец, О. Бикинина. Ими были представлены произведения живописи, графики, керамики, в которых своеобразно отражаются природа Дальнего Востока, неповторимое авторское осмысление мира, настроение творца.

Участники выставки, художники - преподаватели АмГУ.

18/10/2008 13:2:

Экспозиция работ амурских художников.

Основным жанром в творчестве амурских художников является пейзаж. Развитие пейзажной живописи в Амурской области отличается многообразием творческих интересов, художественных почерков, тематических установок. Природа Дальневосточного края настолько богата, что для ее воплощения в картинах нужны различные приемы. Облик родной природы, с ее уникальными особенностями флоры, рельефа местности, световоздушной среды вносит особую ноту в живописные и графические работы, в их композицию, цветовую гармонию, масштаб пространства.

Свою характерную интонацию имеют пейзажи Владимира Красникова «Журавли» и Александра Жигалова

«Пора листопада». Художники придерживаются традиций русской реалистической живописной школы. Их пейзаж передает особую, неповторимую красоту природы Дальнего Востока. Картины привлекают лирико-эпическим звучанием пейзажа, специфической характерностью излюбленных мотивов.

В.Г. Красников. Журавли. Х. м.

А.И. Жигалов. Пора листопада. Х.м.

Ключ к творчеству Владимира Серебрякова заложен в художественно-философском осмыслении сути человеческого бытия. Пейзажи «Ожидание», «Зимний вечер», представленные на выставке, привлекают своей внутренней цельностью. Сохраняя специфический облик конкретного места, художник отбирает и усиливает те признаки и свойства природы, которые в большей степени выражают его собственное мировоззрение, индивидуальность.

Сергей Попов обращается к жанровому пейзажу. Он развивает тему казачества, возрождения в народе традиций и нравственности. В живописном полотне «Донские казаки. Дед и внук» художник продолжает тему семьи и духовного единства людей разных поколений. В картине чувствуются органическая привязанность людей к родной земле, их естественная близость к природе.

В городских пейзажах Юрия Наконечного представлена архитектура старого Благовещенска. Изображения зданий бывшего магазина «Чурин и К°», главного магазина торгового дома «Кунст и Альберс» наполнены светоносной энергией, отличаются декоративностью и тонкой проработкой деталей. Художнику присуща способность ви-

В. А. Серебряков. Зимний вечер. Х. м.

В. А. Серебряков. Ожидание. Х. м.

С. А. Попов. Донские казаки. Дед и внук. Х. м.

деть и обыгрывать декоративные возможности натуры с помощью интересных фактур, цветовых масс, ритмов, оригинальной художественной манеры.

Ю.Г Наконечный. Архитектура старого Благовещенска. Х.м.

Ю.Г Наконечный. Архитектура старого Благовещенска. Х.м.

Акварели Людмилы Водяниной подкупают тонкой лиричностью, чувственностью, гармоничностью. В пейзаже «Теплый вечер» передаются поэтичное, мимолетное состояние летних сумерек, ощущение внутренней жизни трав, деревьев, неба. Это пейзаж-настроение, погружающий зрителя в чувственное переживание мотива, его эмоционально-образное наполнение.

Правдой чувств, невыдуманностью отличаются графические листы Анатолия Тахаева. Образы близких людей в триптихе «Современники» - мягкие, лиричные, сосредоточенно-философские. За наружностью человека художник способен распознавать его подлинную духовность, сокровенную внутреннюю сущность человеческого характера.

В центре внимания художницы-керамиста Елены Сот-никовой всегда человек, природа. В скульптурной композиции «Купальщицы» используются стилизация и обобщение форм для передачи максимальной пластической выразительности.

Амурскую организацию Союза художников России представляли и молодые художники, студенты факультета прикладных искусств Андрей Петров и Юлия Соколова, недавние выпускники Алексей Геец и Оксана Бикинина. Молодые авторы все чаще и многообещающе заявляют о

А.А. Тахаев. Современники. Офорт.

Е.А. Сотникова. Купальщицы. Глина, глазури.

себе на городских выставках и арт-вернисажах. Их графические и живописные работы достаточно своеобразны. В работе Андрея Петрова «Борат-2», выполненной в смешанной технике, присутствуют смелый эксперимент, поиск новых образов, нетрадиционных пластических и технических способов выражения мысли. Отношение молодого поколения художников к живописи и их мироощущение может быть выражено его емкой фразой: «Я так мыслю мир».

А. Петров. Борат-2. Смеш. техника .

Ю. Соколова. Декоративные сосуды. Глина, глазури.

Юлия Соколова в своем творчестве опирается на традиционные гончарные технологии. Жанровые сценки, изображающие людей и животных, вживленные в стенки керамических сосудов наполнены теплом, добрым юмором . Используя естественный цвет обожженной глины, различной формы декор и налепы, она создает свои самобытные декоративные композиции.

Изобразительное искусство амурских художников развивается динамично, они находятся в постоянном поиске новых образов, тем, техник. Такое активное отношение к

жизни, искусству открывает новые творческие перспективы. 10-я региональная художественная выставка « Дальний Восток-2008» и научно-практическая конференция, приуроченная к ее открытию, - важные этапы в художественной жизни Амурской области. К представленным в ее экспозиции произведениям, к проблемам, предложениям, идеям, озвученным на конференции, художники

будут возвращаться вновь и вновь, обсуждать в своих регионах, претворять в жизнь и готовиться к следующей выставке.

1. Глебова Е., Лепетухин А., Левданская Н. Художники Дальнего Востока // Словесница искусств. - 2004. - № 13. - С. 2-15.

2. Вторые Потаповские чтения: Сб. науч. трудов. - Якутск, 2008.

Е.А. Сотникова, Т.А. Аверина

ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ СУВЕНИРНЫХ КУКОЛ

The article «Studying and préservation of national cultural traditions in designing ethnographie souvenir dolls» deals with the application of ethnie traditions in modern doll design. Manufacturing of ethnographie souvenir dolls promotes preservation of a cultural heritage of the different countries.

Традиция кукольного мастерства прошла путь от простых игрушек для детей до современных коллекционных экземпляров, украшающих интерьер и выполняющих сувенирную функцию. Кукла - объект материальной и духовной культуры. Материальность ее является отражением уровня экономического развития общества. Духовное начало проявляется в отражении человеческих представлений о мире при создании образа.

В традиционном обществе кукла занимала особое место, являлась сакральным предметом, выполняющим функцию оберега; находилась в центре большинства обрядов календарного цикла. Кукла была средством воспитания социальных и трудовых навыков, изготавливалась в домашних условиях, из подручных материалов.

В современном обществе кукла выполняет не только функцию игрушки, но и, являясь художественным произведением, может экспонироваться, быть предметом коллекционирования. В настоящее время куклы производятся прежде всего промышленным способом, хотя изготавливаются и единичные авторские экземпляры. В наши дни прослеживается тенденция возрождения старинных кукол. Мастера делают кукол из разных природных материалов -традиционные тряпичных, фарфоровых, одетых в исторические и этнографические костюмы.

Куклы в национальных костюмах играют большую роль в этнокультурологическом воспитании, становлении мировоззренческой позиции. Студенты, художники декоративно-прикладного искусства, изготавливая сувенирные этнографические куклы, пытаются сохранить самобытные культурные традиции этносов. Для создания ярких образов они углубленно изучают историю разных стран, мифологию, этнографию и моду, традиционные народные технологии. Особый интерес представляет культура коренных народов, проживающих на территории Сибири и Дальнего Востока.

Самобытный фольклор народов Саха (Якутия) стал источником вдохновения при создании коллекции этнографических сувенирных кукол «Олонхо» (рис. 1) [1]. Были использованы собирательные образы персонажей якутского героического эпоса - богатыря, сказочной красавицы-невесты и шамана.

Образ главного героя эпоса, богатыря, нашедший отражение в этнографической кукле, наделен лучшими чертами: физической силой, благородной внешностью, высокими моральными качествами. Он олицетворяет духовную мощь, мужество и достоинство якутского народа.

Рис. 1. Сувенирные этнографические куклы «Олонхо» (Н. Роженок).

Один из основных персонажей героических песен, девушка-красавица, также стала прообразом для создания сувенирной куклы. Женщина, невеста с древности является хранительницей очага, ее образ связывается с идеей плодородного начала. Таинственным, загадочным, выразительным в эпосе представляется образ шамана. Он, согласно представлениям народов Якутии, является связующим звеном между Верхним, Средним и Нижним мирами, между людьми и духами. Посредством камлания шаман связывается с потусторонним, сакральным миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.