УДК 792 О. И. Зотова
Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ТРАНЗИТ
Статья посвящена выставке театрально-декорационного искусства художников Дальнего Востока в рамках Дальневосточного театрального форума в Год театра в России. Кратко характеризуется особенности творчества художников театра.
Ключевые слова: сценография; художники театра Дальнего Востока; дальневосточный театральный форум.
Экспозиция выставки художников театра Дальнего Востока, залы Приморского отделения Союза художников России
Отечественное театрально-декорационное искусство является ярчайшей страницей в общей истории культуры и искусства. Оно тесно связано с этапами развития самого театра, технологиями, тенденциями в области визуальных искусств. В театрально-декорационном искусстве ХХ века продолжались классические традиции, сегодня период новаторских поисков, когда художник театра становится определяющей фигурой, отвечающей не только за декорации о костюмы, но и за концепцию и даже за появление новых театральных форматов.
В этой ситуации выставка театрально-декорационного искусства в рамках театрального форума во Владивостоке, приуроченного к Году театра в России, явление знаковое. Она не только объединла художников театра всего Дальнего Востока, но и дала возможность увидеть их творчество наряду с творчеством талантливых столичных авторов: это и работающие для театров Дальнего Востока Андрей Климов, Владимир Колтунов, Кирилл Пискунов, Алина Алимова, Дарья Кара-
кулова, и приехавшие во Владивосток специально Станислав Бенедиктов (персональная выставка «Бенедиктов-блиц» состоится в галерее современного искусства «Арка») и группа молодых художников с документально-художественным проектом «Москва-Владивосток» (состоится в Музее современного искусства «Артэтаж»).
Таким образом, продолжен опыт проведения выставок, дающих срез дальневосточного театрально-декорационного искусства, начатый в свое время Владимиром Колтуновым и подхваченный художниками из Хабаровска (с 2003 по 2008 год проводился проект «Зеленая кошка», инициированный Павлом Оглуздиным). Спустя годы к этой теме вернулись в период проведения торжеств по поводу 85-летия Приморского академического драматического театра им. М. Горького в 2017 году. Тогда в залах Приморского отделения «Союза художников России» развернулась краевая выставка «Театральная», в которой были представлены станковые произведения разных жанров на тему театра (портрет, натюрморт, сюжетная компози-
ция), эскизы костюмов и декораций (в том числе из фондов Приморской государственной картинной галереи), костюмы, макеты, куклы, афиши, программы, художественные альбомы. На основе синтеза искусств был создан объемный образ театра. На вернисаже говорили о том, что подобные выставки очень редки, сложны по организации, но необходимы, так как дают возможность накопления практически неисследованного материала. Тогда же было решено сделать новый проект, посвященный театрально-декорационному искусству Дальневосточного федерального округа, к которому к настоящему моменту вновь отнесены территории Забайкалья и Бурятии. И то, что он вписался в рамки Года театра, поистине символично.
Представленный материал позволяет говорить о разнообразии поисков и большом энтузиазме художников дальневосточных театров. Так,
в театрально-декорационном искусстве Якутии прослеживается синтез новаций и академической традиции. Последнее связано с тем, что в театрах работают художники, большинство которых получили образование в Российском государственном институте сценического искусства (ранее СПбГАТИ, ЛГИТМиК), где есть специализации «художник-постановщик», «художник по костюмам». В апреле 2019 года в Национальном художественном музее Саха открылась выставка «Метафизика театра», представившая пути развития якутской сценографии. Современные решения отличают функциональная и лаконичная организация пространства сцены, обобщенный подход к решению образа, акцентирование цвета в колористических характеристиках спектакля, влияющее
на эмоциональную линию постановки. В нынешней выставке представлены работы Николая Попова, ориентирующегося на классическую русскую традицию, Саргыланы Ивановой, демонстрирующей комбинационное мышление и тонкое чувство драматургического материала, Лены Гоголевой, отличающейся конструктивными решениями, Михаила Егорова, склонного к использованию строгих графических средств, Дарьи Дмитриевой, делающей акцент на эстетику
костюма. Председатель Союза театральных деятелей Якутии Айаал Аммосов дал такую характеристику: «Благодаря художнику сцена превращается в храмы...»
Эти слова можно отнести и к творчеству молодого и очень перспективного художника из Улан-Удэ Алексея Амбаева. Его спектакль-инсталляция «Шоно Батор» режиссера Олега Юмова, премьера которого состоялась в этно-галерее «Орда» (Улан-Удэ) в 2016 году, вызвал массу откликов в профессиональной среде. Концепция спектакля заключается в том, что по мере развития действия абстрактная скульптура с помощью разных фигур и элементов быта из бурят-монгольской традиционной жизни превращается в целую вселенную.
Разнообразно было представлено творчество художников театра Хабаровска, Владивостока, Уссурийска, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре, Находки. Это плеяда тех авторов, в творчестве которых отразился широкий спектр творческих поисков и решений в создании декораций и костюмов. Их принадлежность театру определена не спецификой образования (на Дальнем Востоке нет возможности получить профессию художника театра, в эту область приходят выпускники живописных и графических факультетов), а способностью вписать свое творчество в систему, где художник является частью большого коллектива, создающего театральное действо.
Умение при минимуме средств создать на сцене объемный образ, внимание к деталям отличают Павла Оглуздина. Художник синтетического плана Андрей Тэн сочетает дизайн, графику, пространственные решения. «Необыкновенная, гениальная, яркая» - так отзываются о Наталье Сыздыковой, в костюмах которой отражены настроение персонажа и эпоха. Сценографию Андрея Непомнящего считают «... скорее исповедью личного умонастроения, чем прагматикой утилитарного оформления сцены» [2]. Трансформация декораций и костюмов -один из принципов Александра Арсененко, решения сценического пространства которого неожиданны и эффектны. Лаконичны, но выразительны образы, созданные и Натальей Стороженко. Оригинальны концептуальные решения Светланы Зарубиной, рассчитывающей на грамотного зрителя и ищущей ключи к сценографии не только в теме спектакля, но и в замысле режиссера. Конструктивный подход использует при создании костюмов Ирины Руденко. Инга Широкова исследует контекст эпохи: так, к историческому спектаклю «Горький хлеб Албазина», посвященному героической защите Албазинского острога, специально созданы десятки костюмов, придавшие действу особый колорит. Эскизы декораций Анастасии Славкиной и Дианы Савельевой говорят о поиске лаконично-условной
и в то же время реалистической театральной формы.
Театрально-декорационное искусство Магадана было представлено творчеством Маргариты и Владимира Мягковых, работавших в Магаданском областном музыкально-драматическом театре с 1960-х по 2000-е годы и выполнивших эскизы декораций и костюмов в общей сложности к более чем 150 спектаклям. Их искусство было многогранным и синтетическим, художники работали не только для театра: Маргарита Мягкова занималась декоративно-прикладным искусством, Владимир Мягков был замечательным живописцем и графиком, имел опыт книжной иллюстрации. Так, герои спектакля «Приключения храброго Ейвель-кея» по В. Леонтьеву получились особенно выразительными, так как работа над спектаклем шла практически одновременно с иллюстрированием книги. Об особой роли Мягковых в жизни Магаданского театра написал В. Левиновский [1, с. 129].
Отдельным блоком в выставке было представлено творчество художников театров кукол Натальи Павлишиной (Хабаровск), Сэгэс Дондоковой (Улан-Удэ), Елены Пи-маховой (Чита), Николая Рыбака (Благовещенск), Людмилы Тимофеевой, Ирины Цы-пыловой, Еленой Лихановой (Владивосток). Мир деревянных, тряпочных, картонных персонажей, выразительных и пластичных, связан, с одной стороны, с особыми технологиями, с другой - со способностью художника вдохнуть жизнь в героя, которому верят маленькие зрители.
Вообще говоря, дальневосточное театрально-декорационное искусство напитано особой творческой интуицией, которая позволяет не выглядеть театрам, находящимся далеко от интенсивной и профессиональной состоятельной театральной жизни столиц, провинциально. Награды театральных фестивалей разных рангов - тому подтверждение. Конечно, этому способствует и то, что для дальневосточных театров работают художники, чей опыт складывался в требовательной профессиональной среде (их
имена названы выше). Так, творчество Владимира Колтунова на протяжении многих лет тесно связана с театрами именно Дальнего Востока, в частности, с Приморским краевым академическим драматическим театром им. М. Горького. Его изысканные, тонкие решения делают каждый спектакль художественным событием. Для этого же театра создает стильные и эстетичные декорации и костюмы. С Дальневосточным регионом связал свою жизнь и Кирилл Пискунов, с 2017 года он является главным художником Чехов-центра в Южно-Сахалинске.
Вместе с тем коммуникативные и образовательные возможности, которые открыл для художников Дальнего Востока театральный форум, трудно переоценить. Возможность увидеть работы одного из самых ярких театральных художников России Станислава Бенедиктова, организация творческих лабораторий способствовали обмену опытом, идеями, мнениями.
Литература
1. Левиновский В. Десять театральных сезонов на Колыме. Издательство «Кордис», 2014. - 174 с.
2. Решетникова И. Даль вблизи // Журнал «Сцена», 2015. № 2 (94).
Об авторе
Зотова Ольга Ивановна - кандидат искусствоведения, доцент Школы искусства и гуманитарных наук ДВФУ, главный специалист Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске. E-mail: [email protected]
THEATRICAL TRANSIT
Zotova Olga Ivanovna
Candidate of arts, associate professor of the School of arts and Humanities of Far Eastern federal university, main specialist of Regional branch of the Urals, Siberia and the Far East of the Russian Academy of arts in Krasnoyarsk, Vladivostok
Abstract: The paper is devoted to the exhibition of theatrical and decorative art of artists of the Far East in the framework of the Far Eastern Theatre Forum in the Year of Theatre in Russia. Features of theatre artists' creative work are briefly characterized.
Keywords: scenography, Far East theatre artists, Far Eastern Theatre Forum.