УДК 792.027
М. В. Липатова
СЦЕНОГРАФ В.В. ПОПОВ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТЕАТРАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
В Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина хранятся большая коллекция произведений сценографа Владимира Васильевича Попова (1907-1970) и его архивное дело. Родился он в Калуге, учился в Москве в ГАХН. На Дальний Восток впервые попал во время службы в армии, остался здесь еще на год главным художником Дома Красной Армии гарнизона ж/д станции Раздольное (недалеко от Владивостока). Затем работал в самых разных театрах страны: в Калуге, Самаре, Новосибирске, Туле, Гродно, Ашхабаде - это не полный перечень. В 1950 г. вернулся на Дальний Восток. Пять лет был главным художником Театра Советской армии в Южно-Сахалинске.
Ключевые слова: В.В. Попов, театральный художник, Театр Советской армии, Южно-Сахалинск.
Scenic artist Vladimir V. Popov and his work in the theaters of Far East. MARIA V. LIPATOVA (State Central Theatre Museum named after A.A. Bakhrushin, Moscow).
State central theater museum named after A.A. Bakhrushin keeps a collection of set designs and graphic lists of the scenic artist Vladimir V. Popov (1907-1970). The artist has a very interesting destiny. He was born in Kaluga, studied at Moscow and worked in the different theatres of our country - in Kaluga, Samara, Novosibirsk, Tula, Grodno, Ashkhabad, etc. But the most important region for the biography of Popov was Russian Far East. After serving in the Army here, he stayed in this region as the main artist of the Red Army’s House at the Razdolnaya station (about 80 km away from Vladivostok). In 1950 Popov became the main artist of the Soviet Army’s Theatre in Iuzhno-Sakhalinsk.
Key words: V.V. Popov, scenic artist, Soviet Army’s theatre, Rusian Far East, Iuzhno-Sakhalinsk.
В Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина (ГЦТМ) в отделе декорационно-изобразительных материалов хранится большой архив произведений художника Владимира Васильевича Попова и его архивное дело с некоторым количеством документов в архивнорукописном отделе музея. Большая часть графики В.В. Попова не датирована и/или не атрибутирована. И проделать эту работу по прошествии, казалось бы, не столь долгого после смерти художника времени крайне затруднительно.
Судьба художника интересна. Родившийся в Калуге в начале века в мещанской семье, он учился в Москве «в центральной мастерской при Академии художественных наук»1 (по всей видимости, в середине - второй половине 1920-х годов). Далее в
1929-1930 гг. служил в Красной Армии на Дальнем Востоке. И остался здесь еще на год главным художником Дома Красной Армии гарнизона железнодорожной станции Раздольное (недалеко от Владивостока), совмещая эту должность с деятель-
1 Анкетный лист от 14.04.1951 г. // Отдел рукописей Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, далее ОР ГЦТМ. Ф. 644. Попов В.В. Ед. хр. 8.
ностью корреспондента газеты Особой краснознаменной Дальневосточной армии «Тревога»2. Затем он работает в самых разных театрах страны, меняя их раз в два, три или, редко, в пять лет. Калуга, Самара, Краснодар, Новосибирск, Тула, Гродно, Ашхабад - и это не полный перечень.
Дальний Восток - регион, к которому художник имеет наибольшее притяжение. Почти через двадцать лет, уже после войны, художник вернулся на Дальний Восток - пять лет он был главным художником открытого в Южно-Сахалинске Театра Советской армии.
Про этот театр мне удалось узнать только общие данные: в 1930-1950-е годы по примеру московского Театра Советской армии работали подобные еще в нескольких городах, в том числе и в Южно-Сахалинске. История этого театра, состав труппы, репертуар остались за рамками моего исследования.
Из официальной служебной характеристики на художника Попова от 16.05.1955 г. узнаем (привожу документ почти полностью за отсутствием других источников информации): «В.В. Попов показал
2 Справка от 21 апреля 1931 г. // ОР ГЦТМ. Ф. 644. Ед. хр. 5.
ЛИПАТОВА Мария Валерьевна, старший научный сотрудник отдела декорационно-изобразительных материалов (Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва). E-mail [email protected] © Липатова М.В., 2013
46
гуманитарные исследования в восточной Сибири и на дальнем востоке • № 2 • 2013
способность с минимальными затратами средств достигать большой выразительности. Многолетний опыт практической работы в самых сложных условиях, знание техники сцены давали возможность товарищу Попову проявить свою способность к изобретательству и выдумке, особенно в области монтировки спектаклей. В.В. Попов показал огромную трудоспособность, за период работы в театре он оформил на высоком художественном уровне около 35 спектаклей, одновременно выявил мастерство в живописи и графике»3. Из 35 спектаклей мне удалось вычислить точно лишь восемь, еще один - предположительно.
Прежде чем перейти к описанию работ художника В.В. Попова, приведу еще несколько фактов из его биографии. Во время его работы в Южно-Сахалинском театре Советской армии, предположительно, произошло важное в его жизни событие -персональная выставка, посвященная 30-летию его творческой деятельности. Подобное предположение позволяет сделать хранящаяся в архиве копия письма Начальнику отдела по делам искусств при Сахалинском облисполкоме В.Ф. Галкину: «Учитывая исключительно высокую квалификацию художника-постановщика и добросовестное отношение к своим производственным обязанностям, а также проводимую большую общественную работу главного художника Театра Советской армии тов. В.В. Попова, просим возбудить ходатайство перед вышестоящими организациями о разрешении проведения юбилея в связи с 30-летием трудовой деятельности в феврале 1953 года с организацией персональной выставки работ художника В.В. Попова в городе Южно-Сахалинске»4. Кроме того, некоторые работы из декорационного фонда ГЦТМ до сих пор имеют следы выставочного оформления - листы закреплены на картоне, для них сделаны бумажные паспарту и обкладочки, а на обороте на нескольких листах сохранились петли для подвешивания.
На этой выставке Попов кроме театральных работ показал и станковые произведения. Это подтверждается несколькими листами, хранящимися наряду со сценографическим материалом в ГЦТМ. Представляется логичным отнести неподписанный пейзаж (см. вклейку), изображающий холмистую местность с редкими хвойными деревьями, к пейзажам Дальнего Востока. Такое же утверждение (с меньшей долей уверенности) относится к синему морскому пейзажу, изображающему ночную гавань с большими кораблями, - в картотеке ГЦТМ
3 Служебная характеристика на В.В. Попова // ОР ГЦТМ. Ф. 644. Ед. хр. 13.
4 Письмо от 1953 г. // ОР ГЦТМ. Ф. 644. Ед. хр. 14.
этот пейзаж назван «Корабли на Неве», однако на Санкт-Петербург этот вид не похож (см. вклейку). Еще одна интересная картина из этого же несценографического раздела - на ней нарисован угол помещения с деревянным потолком и малиновыми стенами, большое решетчатое окно на одной стене отбрасывает сложный световой блик на другую стену с развешенными на ней картинками (см. вклейку). Отсутствие на лаконичном листе пола и акцент на сложном и странном окне создают впечатление несколько загадочное и неоднозначное.
И еще один штрих из архивного дела художника Попова: в одной из выписок из приказа от 7 июля 1952 г. значится: «Проведенные гастроли в г. Петропавловске на Камчатке показали со всей очевидностью возможность организации показа и оформления спектаклей в основном на высоком идейно-художественном уровне. С 2 июня по 6 июля за 9 рабочих дней было показано 17 спекта-клей...»5. Следовательно, декорации Попова были известны и в других городах Дальнего Востока.
В первой половине 1950-х годов Попов совмещал работу главного художника Южно-Сахалинского театра с преподаванием, как сказано еще в одной из характеристик.
Приступая к описанию театрального изобразительного материала художника В.В. Попова, начнем с наиболее ранних по датировкам эскизов, которые относятся к середине 1930-х годов. Стилистика этих работ крайне показательна - это яркие экспрессионистические образы. Для эскизов костюмов этого времени характерны подвижность и жестикуляция персонажей (даже сложно называть эти рисунки эскизами костюмов), яркие «говорящие» гримы, многоцветные выразительные наряды. Таковы эскизы костюмов к постановке по чеховской пьесе «Свадьба» 1933-1935 гг. для Куйбышевского драматического театра (ныне Самарский драмте-атр). Обширная галерея (более 20 эскизов) позволяет подробно рассмотреть каждого персонажа, понять его место в инсценировке, отношение художника к нему. Яркие открытые цвета в одежде героев сглаживаются спокойными светлыми моделировками поверх изображенных тканей. Вообще, для В.В. Попова подобные моделировки крайне характерны: по плотной яркой гуаши он наносит светлые фактурные лессировки, получая «живой» и подвижный образ.
Эскизы декораций художник Попов решает в подобном же роде - яркий колорит, контрастные сочетания цветов, «говорящие» детали. Чаще всего сценограф использует лаконичную строенную
5 Выписки из приказов с благодарностями // ОР ГЦТМ. Ф. 644. Ед. хр. 18-30.
декорацию, создающую не просто реалистическую площадку для актеров, но и образно-звучащую среду, диктующую характер спектакля. Таковы декорации к «Оптимистической трагедии» В. Вишневского (предположительно, этот спектакль был оформлен В.В. Поповым для самарского Дома Красной Армии в середине 1930-х годов). На сцене художником был создан небольшой холм с окопным укреплением на первом плане и ограждением колючей проволокой по всей длине вдоль линии рампы. Небольшой разрыв колючей проволоки по центру холма (и сцены) нужен был, по всей видимости, для мизансценирования.
По-другому решены декорации к постановке «Похищение Елены» 1935-1937 гг. для Краснодарского театра драмы им. Горького. В одном из действий художник создавал полукруглую стенку, ограничивающую пространство сцены и с одной стороны становящейся нисходящей лестницей. По центру этой стены ярким акцентом выступал величественный камин с геральдическим декором. Лаконичность строения поддерживалась эффектностью цветового контраста бежево-золотистой, с изысканным узором, стены и глубокого черного фона.
В 1940-е годы художественная манера В.В. Попова слегка изменилась. Так, в эскизах костюмов он наряду с характерными для 1930-х годов плотным гуашевыми образами стал создавать более прозрачные, набросочные акварельные листы. Например, для спектакля «Парень из нашего города» К. Симонова 1941 г. (Драматический театр г. Свердловск, ныне Екатеринбург) несколько эскизов костюмов выполнены именно так: легкий карандашный абрис, неплотно иллюминированный цветом. Однако привычными остаются «живые» позы изображенных персонажей, жестикуляция, характерные гримы.
Нас интересует в основном период работы художника В. Попова в Южно-Сахалинском театре Советской армии в должности главного художника с 20 июля 1950 по 26 июня 1955 г.6 Как было указано выше, из 35 оформленных художником для этого театра спектаклей мне удалось выявить восемь, к половине из них у нас есть изобразительный материал. Названия этих постановок стали известны в основном благодаря поощрительным знакам - грамотам, благодарностям в трудовой книжке и т.п.
Первой и, по всей видимости, весьма удачной постановкой для Попова в Южно-Сахалинском те-
6 К сожалению, выявить какие-либо эскизы художника к поста-
новкам для Дома Красной Армии гарнизона железнодорожной станции Раздольное мне не удалось. Впрочем, в архиве
Попова в декорационном отделе ГЦТМ им. Бахрушина хранится огромное количество неатрибутированных листов.
атре стал спектакль «Незабываемый 1919» В. Вишневского в 1950 г. Это следует из поощрительной записи в трудовой книжке Попова: «27.12.1951 г За создание ценного экспериментального... спектакля “Незабываемый 1919” благодарность»7, а также сохранившейся в архиве художника программки к спектаклю с надписью, адресованной жене художника Кларе Григорьевне от режиссера Н.Н. Буторина8. К сожалению, этот спектакль в нашей коллекции представлен лишь двумя эскизами женских костюмов: женщины в белой блузке и черной длинной юбке и девушки в платье-матроске. Тенденция, намеченная прежде, доведена здесь до завершения: оба рисунка выполнены контурно пером и потом слегка подсвечены. Позы персонажей по-прежнему импульсивны, а вот грим - скорее, просто написанное лицо (с таким же успехом художник мог оставить лица вообще без моделировок).
Постановка «Волки и овцы» А.Н. Островского отмечена следующей записью в трудовой книжке Попова: «08.03.1951 г. За большую творческую удачу в спектакле “Волки и овцы”
В.В. Попов. Эскиз женского костюма к постановке «Незабываемый 1919» В. Вишневского
7 ОР ГЦТМ Ф. 644. Ед. хр. 9.
8 ОР ГЦТМ Ф. 644. Ед. хр. 1.
благодарность»9. Этот спектакль представлен в нашем фонде наиболее полно: у нас хранятся три эскиза декорации и один эскиз женского костюма. Если сравнивать с более ранними эскизами, в этих появляется нечто новое: художник стал «уточнять» рисунок при помощи пера, как, например, в эскизе декорации с двумя фланкирующими сцену ампирными постройками в заросшем парке. Прежней осталась манера Попова использовать контрастные цветовые сочетания, как в эскизе декорации интерьера в малиновых тонах, дополненного синей мебелью (см. вклейку), однако на этом эскизе особенно заметно, как упростился рисунок и характерные для раннего творчества художника моделировки форм. Те же особенности наблюдаем в эскизе женского костюма. Женщина в эффектном синем платье изображена склонившей голову и опирающейся на трость (см. вклейку). Эскиз написан плотной гуашью, но моделировки сделаны поверхностно и бегло, особенно в нижней части платья - например, два белых вертикальных штриха на юбке.
Еще одну постановку, оформленную Поповым в Южно-Сахалинске, удалось выявить благодаря утверждающей надписи на эскизе декорации, оставленной начальником театра подполковником
А. Антоновым 14.03.1954 г. Судя по эскизу, декорация спектакля «История одной любви» (см. вклейку) сделана художником очень характерно для сценографии 1950-х. Реалистический интерьер с мебелью для мизансцен, с небольшим альковом-балконом на заднем плане, с большими окнами, позволяющими заглянуть в окружающий городской пейзаж. От прежних экспрессивных декораций художника Попова остался лишь ракурс - декорация не параллельна рампе, а расположена под небольшим углом. Колорит, используемый здесь художником, почти пастельный, только несколько деталей любимого Поповым глубокого синего оттенка напоминают о былом экспрессионизме.
С другим спектаклем, оформленным Поповым в Южно-Сахалинске, связан не выясненный пока вопрос. В трудовой книжке за 12.03.1955 г. содержится запись: «За хорошую работу по созданию спектакля Е. Бондаревой “Хрустальный ключ” благодарность»10. В фонде ГЦТМ хранится комплект эскизов декораций с планами к этой постановке, но на папке прежними хранителями подписано, что этот спектакль сделан Поповым для Драматического театра Туркестанского военного округа в марте 1956 г. Подобные эскизы с планами на миллиметровой бумаге есть еще к одной поста-
9 ОР ГЦТМ Ф. 644. Ед. хр. 9.
10 ОР ГЦТМ Ф. 644. Ед. хр. 9.
новке в том же театре - спектаклю «Когда цветет акация» Н. Винникова в декабре 1956 г. Возможно, удачную современную постановку, прошедшую в Южно-Сахалинском театре Советской армии, повторили в Драматическом театре Туркестанского ВО через год. Эскизы декораций имеют малые размеры и представляют совершенно натуралистические декорации-выгородки. Изысканные моделировки рисунка остались в прошлом, здесь рисунок упрощен и грубоват (возможно, из-за небольшого размера).
В целом искусствоведческое заключение таково: для театрального художника В.В. Попова с 1930-х по 1960-е годы характерно снижение остроты и выразительности рисунка, смягчение, размывание колорита и общее упрощение форм декораций. Но эта тенденция была общей не только для театральной сценографии, но и для других видов искусства.
Гораздо более важным представляется театроведческий вывод о том, что творчество сценографа
В.В. Попова, соединившего своими работами столь далекие друг от друга театры Дальневосточного региона, европейской части России и даже национальных театров республик Средней Азии и Белоруссии, нуждается в тщательном и пристальном изучении. И сделать это возможно только при сотрудничестве специалистов из соответствующих регионов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Биография художника
(по анкете, заполненной собственноручно В.В. Поповым в Южно-Сахалинском театре Советской Армии
в 14.04.1951 г.)
Родился 30 августа 1907 г. в г. Калуга в мещанской семье. Русский, беспартийный.
Образование: советская школа II ступени, г. Калуга; Центральные мастерские при Академии художественных наук, г. Москва.
Служба в армии: служил в 1929-1930 гг. во 2 Нерчинском полку 1 Тихоокеанской дивизии - красноармеец.
Адрес: Москва-164, Ярославское шоссе, 82/84, кор. 6, комн. 148 (тел. И-3-22-97). В Южно-Сахалинске: ул. Сахалинская, № 3.
Места службы:
1923-1928 - учился в Академии и работал художником по договорам по совместительству в клубах и издательствах Москвы.
1928-1929 - художник-постановщик Городского драматического театра г. Калуга.
1930-1931 - главный художник Дома Красной Армии гарнизона железнодорожной станции «Раздольное».
1931-1933 - главный художник издательства «Молодая гвардия» и театра «Постройка», Москва.
1933-1935 - главный художник Государственного драматического театра, г Куйбышев.
1935-1937 - главный художник Краевого драматического театра, г. Краснодар.
1937-1938 - художник Московского городского комитета художников.
1938-1939 - художник-постановщик Государственного драматического театра «Красный факел», г. Новосибирск.
1939-1940 - художник-постановщик Областного драматического театра, г. Тула.
1940-1943 - художник-постановщик Государственного драматического театра, г. Свердловск.
1943-1944 - художник Московского городского комитета художников.
1944-1946 - главный художник Государственного драматического Русского театра БССР, Могилев и Гродно.
1945-1947 - художественный руководитель филиала Союза советских художников БССР, г. Гродно.
1947-1949 - главный художник Областного драматического театра, г. Калуга.
1949-1950 - начальник проектной группы Проектнохудожественного бюро внешнего оформления, г. Москва.
1950-1955 - главный художник Южно-Сахалинского театра Советской армии (войсковая часть 31583).
1955-1957 - главный художник Драматического театра Туркестанского военного округа.
1957-1958 - главный художник Киргизского драмте-атра.
1958-1959 - художник-постановщик Тульского драматического театра им. М. Горького.