с
V,
ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ
)
Молодежный научный форум
С 15 по 19 апреля с.г. в Москве в рамках программы «Шаг в будущее» проходил международный молодежный научный форум, организованный Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана при участии МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина и Института человека Российской Академии наук.
Около тысячи молодых исследователей из России и их зарубежные сверстники приняли участие во Втором Международном конгрессе студентов, молодых ученых и специалистов «Молодежь и наука — третье тысячелетие» и Девятой Всероссийской конференции «Шаг в будущее», где они продемонстрировали свои достижения в области естественных, инженерных, социальных и гуманитарных наук. На конгрессе и конференции работали 25 специализированных секций по самым актуальным проблемам современной науки и техники, были организованы молодежная выставка инновационных разработок и проектов «Политехника», компьютерная выставка «Молодежь и информационные технологии — 2002», педагогический симпозиум «Проблемы молодежного научного творчества», состоялись заседания «круглых столов» и профессионального научного клуба-лектория для молодых специалистов.
Широкий спектр научных направлений, представленных на этом форуме, позволил его участникам получить новейшую информацию в своей и смежных областях знаний, значительно повысить научную квалификацию.
Ниже публикуется статья председателя Центрального Совета программы «Шаг в будущее» А.О. Карпова. Впечатления участников конгресса о его итогах будут опубликованы в следующем номере журнала.
А. КАРПОВ, кандидат физико- ДеСЯТЬ «ШЭГОВ В
математических наук
будущее»
Проблема профессионального приобщения молодежи к научным исследованиям является сегодня одной из приоритетных для экономического и социального развития страны. В этом есть своя логика: современное производство,
составляющее основу реального сектора экономики, должно базироваться на новейших инженерных и научных достижениях. Обеспечение такого производства высококлассными специалистами возможно лишь при наличии професси-
онально-ориентированного образования, опирающегося на систему научной подготовки кадров. От этого в значительной степени зависит способность страны к созданию наукоемких технологий как важнейшего условия укрепления ее национальной безопасности.
При решении проблемы подготовки кадров в наукоемких отраслях современного производства первостепенное значение приобретаетразвитие научного и профессионального творчества молодежи. Работа в этом направлении опирается на систему взаимодействия школ, вузов, научных институтов, предприятий, что позволяет привлекать молодых людей, начиная со школьной скамьи, к исследовательской деятельности.
Именно такую задачу призвана была решить Российская научно-социальная программа для учащейся молодежи «Шаг в будущее», которая реализуется Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана начиная с 1991 года при участии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других ведущих вузов страны.
Руководят программой «Шаг в будущее» известные отечественные ученые и специалисты; огромная роль в этом деле принадлежит ректору МГТУ им. Н.Э. Баумана И.Б. Федорову, ее инициатору и творческому организатору.
В результате последовательного осуществления программы «Шаг в будущее» в стране за последнее десятилетие сложилась общественно-государственная система поддержки научной, исследовательской и профессиональной работы с молодежью: студентами, школьниками, молодыми учеными и специалистами.
Президент России В.В. Путин, обращаясь к лауреатам программы «Шаг в будущее», отметил: «Наша страна богата талантами - людьми, обладающими огромным творческим потенциалом, мыслящими, созидающими. И сегодня глав-
ная задача - соединить результаты вашего научного поиска с практическими потребностями производства, что позволит, уверен, во многом решить проблемы, стоящие перед отечественной экономикой».
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации (№573 от 20 мая 1998 года), программа «Шаг в будущее» является составной частью государственной политики в области кадрового обеспечения российской науки; информация о ее реализации ежегодно направляется в правительство. Что касается созидательной и творческой деятельности молодежи, организуемой в рамках программы, то она, безусловно, влияет на развитие позитивных тенденций в общественной психологии, создает условия для социальной адаптации и трудоустройства молодых людей, уменьшения в ее среде негативных проявлений.
Основные цели программы «Шаг в будущее»:
• поддержка профессиональной подготовки и интеллектуального развития российской молодежи в едином научно-образовательном пространстве России, содействие воспроизводству кадров для научно-технического комплекса страны;
• развитие эффективных механизмов, обеспечивающих взаимодействие между наукой, высшим и средним образованием, межрегиональное сотрудничество в области молодежного творчества и профессионального наставничества;
• обеспечение одного из принципов государственной политики в области образования - государственно-общественного характера управления образованием.
Программа осуществляется на основе договоров федерального и регионального уровней. Первый такой договор федерального уровня был подписан 17 марта 1992 г., второй - 7 апреля 1993 г., третий - 30 апреля 1996 г. В соответ-
ствии с ними учредителями программы «Шаг в будущее» стали Минпромнауки России, Минобразования России, Гос-коммолодежи России, Правительство Москвы, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НТА «Актуальные проблемы фундаментальных наук» и ряд других организаций.
Программу поддерживают администрация Президента России, Комитет по образованию и науке Государственной Думы, федеральные целевые программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы», «Национальная технологическая база», «Молодежь России», «Дети России», более 70 региональных органов исполнительной власти, средства массовой информации.
Программа «Шаг в будущее» имеет соглашения с Сибирским отделением РАН, Кабардино-Балкарским, Красноярским научными центрами РАН, научным центром Республики Саха (Якутия).
Структуру управления программой в организационном плане представляют центральный и региональные советы программы, в научно-методическом - общероссийский и региональные экспертные советы программы, межрегиональное методическое объединение. На первой сессии Центрального совета программы (9-14 января 1997 года) были образованы постоянно действующие межрегиональные комиссии по приоритетным направлениям развития российского образования и молодежной науки. К настоящему времени состоялось семь сессий центрального совета, в которых принимали участие региональные руководители программы, представители министерств, ведомств, заинтересованных организаций.
Десятилетняя работа по реализации программы «Шаг в будущее» позволила сформировать недостающее звено в структуре российского образования -интегративную систему «школа - наука
- вуз»; она способствовала профессионально-ориентированному обучению и интеллектуальному развитию детей самых отдаленных уголков России, а в перспективе - обеспечению кадрами научных школ России. Базой такой деятельности стали исследовательские молодежные общества, инновационные и производственные молодежные коллективы, создаваемые и поддерживаемые программой.
За все эти годы программа «Шаг в будущее» приобрела мощный организационный и методический потенциал, для которого характерны эффективная система управления, планирования, экспертизы и межведомственного взаимодействия, основанная на профессиональных и общественных интересах ее участников, а также прогрессивные образовательные технологии - результат коллективной деятельности межрегионального методического объединения и экспертного совета программы.
Количество региональных, общероссийских и международных мероприятий, которые проводятся в рамках программы «Шаг в будущее», постоянно растет: так, в 1996 году их было двадцать восемь, в 1997 - сорок два, в 1998 - более пятидесяти, а к 1999 году возросло до шестисот. Около семисот молодежных научных конференций, конкурсов, олимпиад, научно-методических мероприятий провели в 2000 и 2001 годах базовые организации программы «Шаг в будущее», среди которых 114 российских вузов, 50 научно-исследовательских организаций (из них 15 институтов Российской Академии наук), 828 школ, 91 центр молодежного научного творчества, 25 предприятий. Всего в деятельности, охватываемой программой «Шаг в будущее», принимают участие более 200 вузов, 70 научных центров и институтов, около 8 тысяч школ.
На первое мероприятие программы «Шаг в будущее» - политехнический
коллоквиум в 1992 году - приехало 72 школьника, в 1997 году в центральных и региональных мероприятиях участвовало около двадцати тысяч молодых людей, а к 2000 году деятельностью программы было охвачено уже около 150 тысяч молодых россиян, проживающих на территории от Калининграда на западе до Анадыря на востоке и от Мурманска на севере до Дербента на юге, из них более десяти тысяч проживают в 369 отдаленных городах, деревнях, хуторах и поселках.
Среди участников программы сегодня насчитывается около девяноста тысяч учащихся школ, более сорока тысяч студентов вузов, почти двадцать тысяч молодых ученых и специалистов. За десять лет ее развития в проектах и мероприятиях приняли участие студенты и школьники, педагоги и научные работники 77 субъектов Российской Федерации, 242 городов и 376 сельских населенных пунктов. Создана разветвленная сеть региональных представительств программы -координационных центров и организаций - ассоциированных участников программы. Каждое региональное представительство - это комплекс, включающий в себя школы, вузы, центры молодежного творчества, научные институты, предприятия.
Первый координационный центр программы был открыт в 1993 году в Иркутской области на базе лицея №1 города Усолье-Сибирское. Сегодня он стал главным организатором научно-исследовательской работы в средних учебных заведениях области, создав сеть представительств в городах и поселках области; ему помогают управление образованием администрации Иркутской области, Сибирское отделение РАН.
В Кабардино-Балкарии сложился мощный центр научного притяжения молодых людей, проживающих в этом регионе. Сегодня здесь «Шаг в будущее» -пример централизованного межрегио-
нального взаимодействия, помогающий решать проблемы становления современной школы в Дагестане, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, оказывающий влияние на развитие образования в Ставропольском крае.
Особая структура образована координационным центром в городе Снежин-ске. Объединив научный потенциал и сферу образования закрытых городов, он сосредоточил уникальные интеллектуальные ресурсы оборонного комплекса России, которые можно эффективно использовать для развития профессионально-ориентированной системы образования. Это прекрасный образец конверсии, результаты которой, несомненно, скажутся на производстве столь важной для нашей страны интеллектуальной продукции.
Успешно складываются связи между представительствами программы в Иркутской области, Красноярском крае, Якутии, в Сургутском районе Тюменской области, в Бурятии, Туве.
Влияние программы распространяется и на ближнее зарубежье: развивается сотрудничество с Украиной, Белоруссией, Молдавией, Казахстаном.
В 1995 году в рамках программы «Шаг в будущее» было организовано Российское молодежное политехническое общество, в 24-х региональных отделениях которого сейчас состоят более 90 тысяч студентов, школьников, молодых ученых и специалистов. В настоящее время идет работа по созданию Федерации научных объединений молодежи России.
Мероприятия программы, проводимые на национальном уровне, ориентированы на разные возрастные группы молодежи. В их числе:
■ российское соревнование юных исследователей «Шаг в будущее, ЮНИОР» - для учащихся 5-8 классов;
■ научная школа-семинар «Академия юных» - для школьников 8-10 классов;
■ российская олимпиада по физике, математике, технике - для старшеклассников;
■ всероссийская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» - для старшеклассников и студентов первого курса вузов;
■ российская молодежная научная и инженерная выставка «Шаг в будущее» - для старшеклассников и студентов.
В 1996 году в рамках программы был проведен Международный конгресс студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука - третье тысячелетие», в четырех московских и восемнадцати региональных симпозиумах которого приняло участие более пяти тысяч молодых людей из тридцати стран мира. Теперь состоялся второй такой конгресс.
В 2000 году в рамках программы проведены три международных научных конгресса для студентов и старшеклассников в Кабардино-Балкарии, в Иркутской, Челябинской областях. С 2000 года на озере Байкал проводится Евразийский молодежный научный фестиваль «Шаг в будущее».
Высок международный авторитет программы «Шаг в будущее». С 1997 года на базе мероприятий программы Комиссия Европейского Союза ежегодно проводит национальные соревнования молодых ученых Европейского Союза, многие победители которых успешно представляют Россию. Программа ежегодно направляет делегации молодых исследователей на Международную научную и инженерную выставку Intel ISEF в Соединенных Штатах Америки, на Лондонский международный молодежный научный форум, на Европейскую научную выставку ESI/ESE, а также является официальным представителем России Всемирного соревнования «Молодые исследователи всего мира - окружающей среде», один из финалов которого в 2000 году прошел
на Всемирной выставке ЕХРО-2000 в Ганновере (Германия).
В 2000-2001 годах программа «Шаг в будущее» направила делегации на двенадцать ведущих международных научных мероприятий, которые прошли на трех континентах. В настоящее время программа поддерживает международные контакты в области молодежного научного творчества с тридцатью шестью странами мира.
Успешная деятельность и авторитет программы во многом обусловлены тем, что она является национальным общественным движением, поддерживающим и реализующим отечественные образовательные технологии. Какпоказываетана-лиз, ее профессиональный уровень соответствует новейшим разработкам, используемым в развитых странах мира, и значительно превосходит то, что практикуют в России зарубежные образовательные фонды и программы.
Социальная направленность программы связана с развитием позитивных тенденций в молодежной среде. К ним следует отнести:
• раннюю активную научную профессиональную ориентацию молодежи;
• осознанную и устойчивую мотивацию в выборе профессии, основанную на практической деятельности под руководством профессиональных менеджеров;
• психологическую установку на созидательный труд в своей стране;
• социальную ориентацию, определяемую традиционными моральными устоями российского общества.
Распространение в системе образования методов обучения, основанныхна научной и исследовательской деятельности, привело к существенным изменениям и в традиционном способе передачи знаний, и в институционной образовательной сфере. Для этого потребовались соответ-
ствующие специалисты-профессионалы, особые методы обучения и материально-техническая база. Такая потребность привела к возникновению интегрированных образовательных систем - ассоциаций учебных заведений, включающих школы, вузы, техникумы, профессиональные училища, скоординированных с профессиональными институтами общества: научными центрами, производственными предприятиями, социальными организациями и др. Одна или несколько учебных или научных организаций становятся координаторами интегрированной образовательной системы.
Итак, под патронажем программы работает более шестидесяти молодежных конструкторских бюро и лабораторий, почти четыреста научно-исследовательских групп, около двух тысяч кружков, факультативов, лекториев. Ее координационные центры поддерживаются 576 региональными, городскими и сельскими научными и профессиональными молодежными обществами.
За прошедший год молодыми участниками программы «Шаг в будущее» подано заявок на патенты или зарегистрировано патентов - 179, получено 154 свидетельства на полезные модели, опубликованы 3092 научные работы. Для школьников - лауреатов программы -установлены льготы при поступлении в 92 российских вуза.
Интересы общественного развития в области научного и профессионального становления молодежи требуют специальных решений, которые должны базироваться на комплексе современных образовательных технологий и продуктивных идей, отражающих изменения в современном мире. Программа «Шаг в будущее» в течение десяти лет демонстрирует возможность и перспективы научно-ориентированной педагогики при решении этих проблем. Работа, которая организована в рамках программы по всей стране, дает возможность поддер-
жиивать учителей, ученых и специалистов, которые заботятся о будущем молодых людей, воспитывая тем самым достойных членов будущего общества.
По окончании состоявшейся конференции мы попросили А.О. Карпова поделиться своими впечатлениями об ее итогах, ответить на некоторые наши вопросы.
■ Итак, Девятый молодежный научный форум «Шаг в будущее» завершился. В чем его особенности в отличие от предыдущих?'
■ Главной особенностью нынешней конференции я бы назвал то, что она проходила совместно с Международным конгрессом студентов, молодых ученых и специалистов. Первый такой конгресс проводился в 1996 году отдельно от конференции «Шаг в будущее». Сегодня оба они слились в единый форум молодых исследователей. Были организованы общие научные секции, в которых взаимно обменивались своими работами старшеклассники, студенты и молодые ученые: сначала заслушивались и обсуждались работы студентов и молодых специалистов, а затем, на других заседаниях - исследовательские поиски школьников. Для старшеклассников это составило своего рода научный и образовательный опыт.
Кроме того, проходили научные выставки, тематические олимпиады, интеллектуальный конкурс «Таланты развитой памяти и логики». На выставке «Политехника» демонстрировались лучшие проекты студентов и старшеклассников в области инженерного дела, приборы, например, в биологии, экспериментальные технические устройства.
На педагогическом симпозиуме, который проводился в рамках конгресса, в центре внимания были методические разработки по проблемам научно-ориентированной педагогики, которая в после-
днее время активно развивается в школах и вузах. Интересный опыт представили в этой области специалисты из Самары, Красноярска, Тулы, Кирова, Одессы, Казани, Челябинска, Иркутска.
Причем на этот раз прозвучали не привычные доклады-отчеты, а проблемные аналитические выступления. Прошла дискуссия по использованию ТРИЗ. Большой интерес вызывали доклады А.В. Козлова из Красноярска - о постановке изобретательской работы учащихся, С.А. Пиявского из Самары - о развитии научного творчества молодежи; в частности, он заметил, что творческая молодежь у нас как бы «бесхозная». В регионах знают талантливых школьников и студентов, победителей исследовательских конкурсов. Видимо, надо провести «инвентаризацию» активных творческих молодых людей, чтобы решать, кого направлять на научные соревнования и стажировки, поддержать в научном развитии. Были интересные доклады по организации инвестиций в молодежную науку.
■ Что особенно впечатляет в научных поисках и достижениях нынешних молодых участников конференции? И какие трудности встают, на Ваш взгляд, на пути вовлечения учащейся молодежи в научное творчество?
■ На выставках и по секциям было представлено действительно очень много серьезных проектов и разработок. По итогам 9-й конференции выделилась молодежная научная делегация Челябинска: она заняла первые призовые места в конкурсе команд и в интеллектуальном конкурсе «Таланты развитой памяти и логики». Бросается в глаза, что научным поиском начинают занимают ребята все более раннего возраста (это как раз определяющий период их интеллектуально-духовного становления). По конференции заметна преобладающая ориентация молодых на профессии, пользующиеся особым спросом на рынке труда: эко-
номистов, юристов, менеджеров и т.д. Меня беспокоит, что молодежь уходит из инженерных наук. С каждым годом становится все меньше инженерных работ и проектов высокого уровня. Эта тенденция наблюдается и среди старшеклассников, и студентов. Студенческая молодежь мало стала заниматься наукой. Есть определенные механизмы, чтобы активизировать этот процесс, но пока некому поставить дело на профессиональную основу. Надо решать проблему управления молодежной наукой в масштабах страны, особенно по вовлечению молодежи в инженерную науку. Для инженерных исследований нужно иметь хорошую материальную базу, доступ к научным приборам, производству и т.д. С каждым годом ситуация в вузах ухудшается, сильно ощущается старение инженерного корпуса. Старые кадры уходят, а молодежь им на смену не приходит... Требуется на государственном уровне поддержать инженерное дело, научные фундаментальные исследования. К примеру, финансирование научныхраз-работок сейчас ведется через научные институты, а нужно направлять его адресно - непосредственно коллективам разработчиков. Сейчас в Академии наук предполагаются подвижки в этой области, но пока мало что меняется.
■ Какими видятся, исходя из результатов работы конференции, пути интеграции науки и образования?
■ Программа «Шаг в будущее» как раз и направлена на развитие такой интеграции, охват еще большего множества регионов. В одну ассоциацию городского, районного и регионального масштабов объединяются школы, вузы, предприятия, научные и университетские комплексы.
Каждый год появляется что-то новое. Например, создаются учебно-научные лаборатории, к руководству которыми привлекаются ведущие ученые. Профессора, доценты ведут мастер-
классы по разнообразным научным направлениям. Такая форма действует и в нашем Бауманском университете. Это научная практика для школьников, занятых исследованиями со старшими коллегами - студентами и молодыми специалистами. Я считаю, что введение в старших классах средней школы специализации по направлениям - очень сложный вопрос. Так, сегодня это нереально для множества сельских или отдаленных школ. Для большинства школьников придется вводить усредненный общеобразовательный курс, который они будут оканчивать, и здесь видятся большие проблемы с разрывом в содержании образования и его уровнях среди молодых людей, проживающих в разных местах.
Сейчас самая сложная проблема научно-образовательной подготовки молодежи - на стыке между средним и высшим образованием. И главное здесь -переход школьной системы на научно-ориентированные методы обучения.
■ Поскольку конгресс был международный, какие взаимосвязи складываются в рамках программы «Шаг в будущее» с зарубежными партнерами?
■ В нынешнем конгрессе участвовали представители Польши, Китая, Молдавии, США, Болгарии, Италии. Форум посетил г-н Г. Медрано, возглавляющий департамент по молодежной науке в Правительстве Объединенной Европы - Ко-
миссии Европейского Союза. Мы входим в эту систему научного взаимодействия. Молодые люди из России ежегодно встречаются со своими зарубежными сверстниками на международных выставках, олимпиадах, семинарах и научных соревнованиях в европейских странах. По итогам сегодняшнего конгресса такие рекомендации получили многие его участники, завоевавшие своими разработками лучшие места. Например, на сегодняшней конференции была сформирована национальная делегация молодых ученых, которые будут представлять Россию на главном европейском научном форуме в Вене в сентябре этого года. В делегацию вошли Антон Вагапов из Челябинска, Александр Обущенко из Красноярска, Рустам Тихонов из Петрозаводска.
Конгресс дал возможность ознакомиться с зарубежным опытом вовлечения молодежи в исследовательские работы. И что еще привлекло наше внимание: такие программы активно поддерживаются на государственном уровне во многих странах Европы, в том числе в Украине, Белоруссии и в Грузии. Показательный пример: на выставке «Шаг в будущее» десять иностранных научных обществ учредили призы победителям, а из российских только одно. Научное творчество нашей учащейся молодежи нуждается в дальнейшей активной поддержке общественности и государства.
Число государственных высших учебных заведений по отраслевым группам
( на начало учебного года)
1990/ 91 1991/ 92 1992/ 93 1993/ 94 1994/ 95 1995/ 96 1996/ 97 1997/ 98 1998/ 99 1999/ 2000 2000/ 2001
Всего 514 519 535 548 553 569 573 578 580 590 607
Промышленность н строительство 156 155 160 164 166 170 170 167 167 168 168
Сельское хозяйство 60 60 60 62 62 61 62 61 60 59 59
Транспорт и связь 28 28 28 29 29 30 30 30 30 30 30
Экономика и право 35 32 39 40 45 51 50 52 56 63 69
Здравоохранение, физическая культура и спорт 55 55 56 56 57 56 57 58 59 59 60
Просвещение 150 157 156 159 156 158 160 163 160 163 170
Искусство и кинематография 30 32 36 38 38 43 44 47 48 48 51