Научная статья на тему 'Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников и международные системы конкурсов и конференций в сфере научно-технического творчества юношества и молодежи'

Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников и международные системы конкурсов и конференций в сфере научно-технического творчества юношества и молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
700
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСЫ / ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY / INTERNATIONAL COMPETITIONS / ALL-RUSSIAN COMPETITIONS / DESIGN ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнов Иван Алексеевич, Автономова Анастасия Витальевна, Януль Наталья Алексеевна

Статья посвящена вопросам развития в Российской Федерации национальной системы конкурсов и конференций проектных и исследовательских работ юношества и молодежи как эффективного инструмента вовлечения школьников в проектную и научно-техническую деятельность. Авторы проанализировали данные по основным наиболее значимым международным конкурсам в области научно-технического творчества юношества и молодежи, а также по всероссийским мероприятиям данной сферы, проводимым в нашей стране. В качестве заключения сформулированы предложения о мерах по дальнейшему развитию проектной и исследовательской деятельности в системе общего и дополнительного образования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Смирнов Иван Алексеевич, Автономова Анастасия Витальевна, Януль Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Project and Research Activities of Schoolchildren and International Systems of Competitions and Conferences to Encourage Creative Scientific and Technical Activity of the Youth

The article deals with the necessity to develop in the Russian Federation the national system of competitions and conferences of youth projects and research works as an effective tool to involve schoolchildren into the project-oriented S&T activities. The authors have analyzed the data on the most important international and all-Russian competitions related to the creative S&T activity of youth. The article is concluded by the well-defined proposals on development of the project-oriented S&T activities within the system of general and supplementary education in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников и международные системы конкурсов и конференций в сфере научно-технического творчества юношества и молодежи»

1УДК 374 ББК 74.200.58

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ КОНКУРСОВ И КОНФЕРЕНЦИЙ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЮНОШЕСТВА И МОЛОДЕЖИ

И. А. Смирнов, А. В. Автономова, Н. А. Януль

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития в Российской Федерации национальной системы конкурсов и конференций проектных и исследовательских работ юношества и молодежи как эффективного инструмента вовлечения школьников в проектную и научно-техническую деятельность.

Авторы проанализировали данные по основным наиболее значимым международным конкурсам в области научно-технического творчества юношества и молодежи, а также по всероссийским мероприятиям данной сферы, проводимым в нашей стране.

В качестве заключения сформулированы предложения о мерах по дальнейшему развитию проектной и исследовательской деятельности в системе общего и дополнительного образования в Российской Федерации.

Ключевые слова: научно-техническое творчество, международные конкурсы, всероссийские конкурсы, проектная деятельность, исследовательская деятельность.

DEVELOPMENT OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN AND INTERNATIONAL SYSTEMS OF COMPETITIONS AND CONFERENCES TO ENCOURAGE CREATIVE SCIENTIFIC AND TECHNICAL ACTIVITY OF THE YOUTH

I. A. Smirnov, A. V. Avtonomova, N. A. Yanul

Abstract. The article deals with the necessity to develop in the Russian Federation the national system of competitions and conferences of youth projects and research works as an effective tool to involve schoolchildren into the project-oriented S&T activities.

The authors have analyzed the data on the most important international and all-Russian competitions related to the creative S&T activity of youth.

The article is concluded by the well-defined proposals on development of the project-oriented S&T activities within the system of general and supplementary education in the Russian Federation.

Keywords: scientific and technical creativity, international competitions, all-Russian competitions, design activity, research activity.

Российская система образования признается во всем мире как система, дающая фундаментальное образование высокого качества. К сожалению, этого нельзя сказать о практическом применении полученных знаний [1]. Современный российский выпускник в подавляющем большинстве случаев испытывает трудности с реализацией полученных знаний на практике, подготовка специалистов об-

разовательными учреждениями слабо учитывает реальные запросы экономики, практически не взаимодействуя с бизнесом, производством и другими отраслями экономики.

На сегодняшний день количество выпускников той или иной специальности в большей степени зависит не от реальной востребованности, а от сложившегося у старшеклассников и их родителей представления о престижности этой спе-

циальности. Практика показывает, что такое восприятие редко совпадает с государственными нуждами. В результате при высоком кадровом дефиците выпускники образовательных учреждений зачастую не востребованы на рынке труда.

Проблема данного дисбаланса существует не один год, однако до сего времени не предложено действенных подходов к его преодолению. Так, представители образовательных учреждений предлагают ввести систему «заказа» необходимого количества специалистов того или иного направления, предполагающую оплату их обучения в учебном заведении за счет предприятий и учреждений, делающих соответствующий заказ [2]. Однако если такой подход, пришедший из «плановой экономики», и может дать результат при подготовке рабочих специальностей, то с высшим образованием все сложнее.

Современные производства и бизнес уже давно решают проблему поиска и привлечения необходимых квалифицированных кадров по-другому. Одним из эффективных подходов согласования интересов школьников с потребностями экономики (а эту задачу надо решать именно на уровне школьников, до этапа выбора вуза) является вовлечение обучающихся в научно-техническое творчество. Для этого компании, крупные научные центры или правительственные организации организуют среди школьников конкурсы проектов и исследований. Именно самостоятельные проекты в сфере научно-технического творчества юношества и молодежи (НТТЮМ) оказались тем инструментом, который лучше всего позволяет выявлять наиболее перспективных, профессионально ориентированных школьников [3; 4]. Одновременно решается и другая важнейшая задача: в процессе выполнения проекта или исследования молодой человек активно применяет полученные знания на практике, входит в круг профессионалов, проникается пониманием того, что соответствующая профессия является востребованной.

Более того, проводимые в интересах производства и бизнеса конкурсы НТТЮМ стимулируют профессиональную ориентацию именно в тех корпоративно значимых направлениях, вокруг которых и происходят конкурсные соревнования. В результате наиболее сильные школьники профессионально ориентируются согласно проводимым корпоративным конкур-

сам, так как они дают возможность проявить себя, получить знания с передового края науки и техники, конкретизировать направление профессиональной траектории.

Международные научно-технические движения юношества и молодежи

Практически все развитые страны имеют и целенаправленно поддерживают национальные движения и системы научно-технического творчества юношества и молодежи, поощряя активное ведение проектной и исследовательской деятельности в организациях общего и дополнительного образования. Национальные движения и системы этих стран встроены в международные сети научно-технического творчества. Лучшие национальные проекты и исследования детей и молодежи представляют свои страны на международных мероприятиях научно-технического творчества молодежи. Более детальные данные об основных международных мероприятиях научно-технического творчества молодежи приведены в табл. 1.

В табл. 1 приведены данные о 8 наиболее крупных и влиятельных международных систем мероприятий. Все они имеют сходные черты и различия. Общими являются:

• международный статус (участие 10 и более стран);

• использование международных критериев при выявлении и оценке победителей;

• работа с национальными победителями стран-участниц;

• ориентация на работу с юношеством и молодежью.

К различиям относятся различная степень престижности и «пафосности» (в зависимости от размера призов или уровня государственных лидеров-кураторов мероприятия), а также наличие или отсутствие следующих особенностей:

• региональные ограничения для стран-участниц (AsianScienceCamp);

• сетевые отборочные структуры в странах-участницах (Intel ISEF, I-SWEEEP);

• ориентация на страну-лидера (проведение итоговых мероприятий только в стране - основателе движения: Intel ISEF, I-SWEEEP, INESPO, TISF);

• возможность проведения финального мероприятия в любой их стран-участниц (MIL-SET, Asian Science Camp);

Таблица 1

Международные мероприятия научно-технического творчества детей и молодежи

Название Характеристики

MILSET - Mouvement International pour le Loisir Scientifique et Technique. МИЛСЕТ - Международное движение в поддержку научно-технического досуга молодежи1 МИЛСЕТ — неправительственная, некоммерческая политически независимая организация молодежи. Миссия: вовлечение молодежи в науку и технику через мотивацию, сотрудничество и развитие связей. Главное направление работы: проведение международных выставок молодежных проектов. Возраст участников: большинство программ МИЛСЕТ работает с молодежью от 8-10 до 25 лет. Страны-участники — 80. Организация: существует 6 региональных отделений движения, которые организуют свои собственные мероприятия и выставки, а также международные мероприятия МИЛСЕТ в каждой из стран-участниц (по согласованию). Официальными членами региональных представительств МИЛСЕТ могут быть национальные общественные организации, реализующие программы научно-технического творчества и организации свободного времени молодежи. Финансирование за счет ежегодных членских взносов, стоимости участия от деятельности, пожертвований, грантов и спонсорства. На территории России действует региональное отделение МИЛСЕТ-Восток

Intel ISEF - Intel International Science and Engineering Fair. Всемирный смотр-конкурс научных и инженерных достижений школьников2 Intel ISEF — это ведущее глобальное международное научное соревнование/конкурс для старшеклассников. Миссия: выявление и поддержка талантливых молодых ученых, развитие исследований в области прикладных и фундаментальных наук и технического творчества. Организатор: ScienceService — некоммерческая организация, основной деятельностью которой является продвижение и популяризация науки. Страна: США (проведение финальных мероприятий в других странах невозможно). Страны-участники: отборочные туры в 70 странах мира, в том числе и в России. Более миллиона участников по всему миру участвует в региональных турах (смотрах). Всегда финал в США, среди призеров — 80% участников из США. Возраст участников: от 14 до 19 лет. Премиальный форд — 3—4 млн долл. Помимо Intel спонсорскую и другую поддержку соревнованию оказывают десятки корпораций, академических и правительственных институтов. Российские конференции, являющиеся аффилированными ISEF (это ЮНИОР Intel ISEF при МИФИ, Intel Авангард), при поддержке московского представительства INTEL ежегодно направляют авторов лучших работ на финал в США. Наши школьники регулярно добиваются высоких результатов, получая высокие призы

I-SWEEEP -International Sustainable World (Energy, Engineering & Environment) Project Olympiad. Международный конкурс проектов в области энергетики, инженерии и защиты окружающей среды3 I-SWEEEP — научная выставка-конкурс для старшеклассников. Миссия — создание конкурентной среды, в которой старшеклассники и студенты могли представить свои инновационные идеи в области энергетики, инженерии и защиты окружающей среды. Страна: США, г. Хьюстон (проведение финальных мероприятий в других странах невозможно). Организатор: сеть школ «Harmony» и школьная система К-12. Награда: премии от 250 до 1000долл.; стипендиальные программы

INESPO -International Environment & Scientific Project Olympiad. Международная олимпиада научных проектов по экологии4 INESPO — олимпиада научных проектов по экологии. Миссия — привлечь внимание образования к экологическим проблемам. Организатор — Cosmiculs Foundation, IVN, DuurzaamDoor, NPOINT, GLOBENederland. Страна — Нидерланды (проведение финальных мероприятий в других странах невозможно). Возраст участников: от 13 до 18 лет. Количество стран — 65. Количество проектов — более 3500

1 http://www.milset.org/.

2 https://www.societyforscience.org/.

3 http://isweeep.org/.

4 http://www.inespo.org/.

Окончание таблицы 1

EYCYS - European Union Contest for young Scientists. Конкурс молодых ученых Европейского союза5 EYCYS — Международный конкурс научных проектов в области физики, химии, биологии, географии, социальных и гражданских наук. Миссия — поддержание естественнонаучного образования в школах и укрепление преемственности между научной деятельностью в школе и научной карьерой. Организатор: Главное управление по научным исследованием и инновациям Европейской комиссии. Страны-участники: члены Европейского Союза, страны-участники «Горизонт 2020» — Восьмой рамочной программы Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий, соседние страны, страны, имеющие соглашения о науке и технике с ЕС. Возраст участников: 14 лет — 21 год. Призы могут принимать форму денежных премий или неденежных наград. В 2015 г.: три первые премии — 7000 евро, три вторые — 5000 евро, три третьи — 3500 евро и несколько десятков специальных призов

Youth Science Meeting. Международный конкурс научных проектов молодежи6 Международный конкурс научных проектов молодежи. Миссия: развитие науки среди молодежи. Организатор: Youth Science Association (Португальская Молодежная научная ассоциация). Страна — Португалия (проведение финальных мероприятий в других странах невозможно). Возраст участников: от 15 до 25 лет. Страны-участники: в 2016 г. — 11 стран. Призы объявляются перед каждым мероприятием. Для национальных участников — возможность принять участие в международных мероприятиях, для международных участников призы объявляются отдельно

TISF - Taiwan International Science Fair. Международная конференция молодежи Тихоокеанского региона в Тайване7 Международная конференция молодежи Тихоокеанского региона в Тайване. Миссия: выявление и воспитание талантливых молодых ученых. Организатор: The National Taiwan Science Education Center (NTSEC). Страна: Тайвань (проведение финальных мероприятий в других странах невозможно). Страны-участники — 21. Возраст участников: школьники 9—12-х классов

ASC — Asian Science Camp. Азиатский научный форум молодежи8 Азиатский научный форум молодежи проводится в виде молодежного лагеря. Миссия: дискуссия талантливой молодежи с ведущими учеными мира, развитие профессиональных научных сетей молодежи. Организатор: Международный организационный комитет, в состав которого входят представители стран, где ранее проходил форум (Тайвань, Индонезия, Индия, Япония, Южная Корея, Израиль, Сингапур, Тайланд, проведение финальных мероприятий в различных странах-участницах — обязательное условие Форума). Уровень мероприятия: международный. Обязательно участие первых лиц принимающего государства. Обязательно — не менее 5 Нобелевских лауреатов. Страны-участники — 29. Возраст участников: от 16 лет до 21 года

• ориентация на определенную тематику (экология, энергетика, IT, например INESPO, I-SWEEEP);

• соревнования проектов национальных победителей на итоговом мероприятии (Intel ISEF, I-SWEEEP, INESPO, TISF, MILSET);

• необходимость оплаты участия со стороны страны-участницы (Intel ISEF, I-SWEEEP, INESPO, TISF, MILSET).

Все представленные в табл. 1 международные движения имеют широкое представительство стран-участниц, за исключением форума

Asian Science Camp, ориентированного только на азиатский регион (29 стран-участниц). Однако активность участия в том или ином международном мероприятии определяется каждой страной-участницей в зависимости от ее национальных приоритетов. Как правило, страны, эффективно регулирующие направленность НТТЮМ, активно продвигают собственные национальные движения с международным участием, а в международных движениях участвуют для поддержания высокого уровня и сравнительной оценки собственных достижений. Так-

5 http://ec.europa.eu/research/eucys/index_en.cfm/

6 http://www.ajc.pt/ysm2016.html.

7 https://twsf.ntsec.gov.tw/index.aspx?lang=2#.

8 http://www.asiansciencecamp.org/.

же развитыми странами активно используется возможность проведения международных мероприятий на своей территории для придания высокого статуса НТТЮМ в собственной стране.

Россия и международные движения НТТЮМ

В настоящее время Россия на государственном уровне не входит ни в одно международное движение НТТЮМ.

Тем не менее в стране есть большой опыт участия российских представителей НТТЮМ в международных мероприятиях. Практически с начала 1990-х гг., когда стали налаживаться международные связи в различных областях, завязались и начали развиваться связи и в области проектной и исследовательской деятельности юношества и молодежи. С тех пор уже более 25 лет каждый год российские участники представляют свои проекты и исследования на финальных форумах международных НТТЮМ движений. К сожалению, российские участники международных мероприятий не имеют государственной поддержки. Делегации и/или единичные представители отбираются либо организаторами зарубежных конкурсов (Intel ISEF, I-SWEEEP, INESPO, TISF), либо российскими лицами, по согласованию с теми же организаторами. Их участие оплачивается за счет родителей и спонсоров, редко - за счет средств региональных бюджетов. Очевидны плюсы данного участия: получение опыта, реализация личных мотивационных стимулов, получение наград, в том числе и высоких. Так, в табл. 2 на примере участия в финальных соревнованиях Intel ISEF, I-SWEEEP 2015 г. можно увидеть результативность участия наших представителей в сравнении с рядом других стран.

Из данных табл. 2 видно, что Россия неплохо представлена среди победителей анализируемых нами конкурсов 2015 г., однако результативность российского участия не выше таких стран, как Китай и Южная Корея. Результаты соревнования могут зависеть от ряда факторов: качества и численности делегации, политики лоббирования и др. Так, например, среди организаторов и спонсоров мероприятий I-SWEEEP значительную роль играют представители турецкого лобби. Как следствие - именно на этом конкурсе второе место по численности призеров (после США), как правило, занимает команда Турции.

Данный пример также показывает, что не всякое участие в международных мероприятиях приносит ощутимый результат в государственных масштабах. Заведомо невыигрышные условия участия россиян снижают их соревновательный дух, не идут на пользу международному авторитету России. В то же время можно привести пример того, как государства, которые заинтересованы в развитии НТТЮМ в своих странах, эффективно включаются в международные движения.

Так, Международное движение в поддержку научно-технического досуга молодежи МИЛСЕТ (MILSET) основало в 2014 г. новую региональную штаб-квартиру МИЛСЕТ-Восток, которая включила ряд территорий в Европе и Азии. Такие государства, как Казахстан и Армения, вошли в это движение при поддержке министерств образования своих стран. В итоге на мероприятиях МИЛСЕТ-Восток часто количественно лидируют участники именно из стран, поддержавших движение на государственном уровне.

Представляется принципиально важным, чтобы Россия на государственном уровне не только приняла участие в международных проектных молодежных движениях, но и стала играть ключевые роли на стратегических для себя направлениях.

К сожалению, в России отсутствует централизованная национальная система конкурсов проектов и исследований в сфере НТТЮМ. В значительной степени роль национальных конкурсных операторов играют крупные транснациональные компании (например, Intel, Siemens и другие), чьи конкурсы НТТЮМ являются наиболее финансово обеспеченными в России и, соответственно, самыми привлекательными для активной молодежи. Очевидно, что, в первую очередь, данные мероприятия направлены на решение кадровых задач глобальных корпораций и, соответственно, формируют профессионально-ориентационные воззрения молодежи согласно собственным корпоративным интересам.

При этом важно отметить, что в нашей стране в настоящее время проводится значительное количество конференций и конкурсов, где школьники представляют свои проектные и исследовательские работы. Приказ Минобрнауки России № 56 от 5 февраля 2015 г. «Об утверждении перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии

Таблица 2

Результаты участия в финальных соревнованиях Intel ISEF, I-SWEEEP в 2015 г.

Страна Число наград

Intel ISEF 2015 * I-SWEEEP **

Россия Всего 6: Главная — 0 Первая — 0 Вторая — 1 Третья — 1 Четвертая — 4 Всего 5: Золото — 0 Серебро — 1 Бронза — 3 Поощрительный приз — 1

США (страна — основатель мероприятия) Всего более 250 Всего 174

Китай Всего 8: Главная — 2 Первая — 1 Вторая — 1 Третья — 3 Четвертая — 1 Всего 7: Золото — 1 Серебро — 1 Бронза — 1 Поощрительный приз — 4

Южная Корея Всего 2: Главная — 0 Первая — 0 Вторая — 1 Третья — 0 Четвертая — 1 Всего 7: Золото — 0 Серебро — 1 Бронза — 6 Поощрительный приз — 0

Турция (для I-SWEEEP — турецкое лобби в числе организаторов и финансирующих организаций) Всего 2: Главная — 0 Первая — 0 Вторая — 1 Третья — 1 Четвертая — 0 Всего 14: Золото — 2 Серебро — 2 Бронза — 4 Поощрительный приз — 6

Таиланд Всего 7: Главная — 2 Первая — 1 Вторая — 0 Третья — 3 Четвертая — 1 Всего 4: Золото — 0 Серебро — 0 Бронза — 3 Поощрительный приз — 1

Германия Всего 9: Главная — 4 Первая — 2 Вторая — 1 Третья — 0 Четвертая — 2 Всего 2: Золото — 0 Серебро — 2 Бронза — 0 Поощрительный приз — 0

Примечания: * - победители Гранд-премии Intel ISEF 20 1 59; ** - победители I-SWEEEP 201510.

для поддержки талантливой молодежи в 2015 году» [5] включает 189 конкурсов школьников. 104 - это всероссийские и международные олимпиады, научно-технические, творческие и спортивные соревнования. Среди них около 40 конференций и конкурсов в сфере научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности, которые имеют всероссийский статус. Наиболее значимые, по мнению авторов, конкурсы и конференции описаны в табл. 3.

Анализ состояния дел по данным мероприятиям показал, что, к сожалению, в России от-

сутствует централизованная система конкурсов проектов в сфере НТТЮМ и данная тема до сих пор не является приоритетной в плане государственной поддержки, а кадровая политика государства не рассматривает научно-техническое творчество юношества и молодежи как движущую силу в системе ранней профориентации и подготовки кадрового резерва в стратегических для страны отраслях. Очевидно поэтому, что существующие на сегодня всероссийские конференции и конкурсы не связаны с государственной политикой в области подго-

9 https://www.societyforscience.org/content/press-room/intel-isef-2015-grand-award-winners.

10 http://isweeep.org/wp-content/uploads/2015/05/2015-Category-Award-Winners.pdf.

Таблица 3

Всероссийские конкурсы проектной и исследовательской деятельности

юношества и молодежи

Название Характеристики

Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее»11 Участники форума — около тысячи молодых людей — победители региональных, городских и сельских научных соревнований. В 2015 г. во Всероссийском форуме «Шаг в будущее» приняли участие молодые исследователи из 130 городов, 110 сел, хуторов и станиц. Тематика форума охватывает основные направления инженерных, естественных и социально-гуманитарных наук. Лучшие работы публикуются в научном сборнике программы «Шаг в будущее». Работу по организации форума ведет Российское молодежное политехническое общество. «Шаг в будущее» имеет связи с международными конкурсами. Победители получают стипендии, дипломы, специальные призы партнеров конкурса. Входит в список конкурсов, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи

Всероссийский конкурс им. В. И. Вернадского12 За 22 года на Конкурс поступило более 20 тыс. ученических работ. В 2015/16 гг. подана 1701 работа. На каждую работу дается квалифицированная рецензия специалиста. Среди организаторов конкурса — Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», МПГУ, Департамент образования города Москвы, при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Международного движения МИЛСЕТ (MILSET). 57 региональных филиалов. Ежегодно по результатам конкурса издается научный сборник с лучшими работами. Входит в список конкурсов, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда»13 В организации и проведении Олимпиады «Звезда» задействованы более 50 крупнейших технических вузов России. Уникальной особенностью Олимпиады является активное участие работодателей — Госкорпорация Ростех, «ОАК», «ОБОРОНПРОМ», «Рособоронэкспорт», «Росэлектроника», «Концерн «Созвездие», «ЦАГИ», «РПКБ», «НПО «СПЛАВ». Олимпиада проводится по естественнонаучным дисциплинам, а также по укрупненным группам направлений и специальностей: Машиностроение, Технологии материалов, Техника и технологии наземного транспорта. Выпускники 11-х классов из числа победителей или призеров могут поступить в вузы по особому праву приема (без экзаменов). Хорошо проявившие себя участники олимпиады могут пройти целевое обучение от предприятий-партнеров

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор»14 Конкурс проводится 18 лет. В среднем на конкурс присылается 600 работ в год. Среди организаторов конкурса — МИФИ, «Росатом», Министерство образования и науки РФ. Генеральный спонсор — компания Интел. Победители конкурса едут на международный конкурс Intel ISEF, за 18 лет российские школьники взяли там 48 премий за 1—4-е места. Победители и призеры конкурса получают льготы при поступлении в вузы

Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников. Siemens15 Конкурс научно-инновационных проектов проводится в течение 10 лет во всех восьми федеральных округах России. Конкурс поддерживают Департаменты и Комитеты по образованию, промышленности, транспорту, градостроительству, экологии и многие другие. Победители получают: за 1-е место 350 000 рублей, за 2-е — ноутбук, за 3-е место — планшет. Научные руководители и учебное заведение, воспитавшее победителя, также получат приз — компьютерное оборудование

Всероссийский конкурс научно-технического творчества молодежи НТТМ-201616 До 2013 г. проходил как выставка научно-технического творчества молодежи, с 2013 г. проходит как конкурс. В 2016 г. в очном туре участвовало 60 работ. Конкурс охватывает инженерные и технологические направления, проходит в двух категориях: I — школьники, II — студенты и молодые специалисты до 25 лет. Организаторы конкурса — МАМИ, Московский международный салон образования. Партнеры — Intel, Samsung, LEGO Education. Входит в список конкурсов, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи. Победители получают дипломы. Есть специальные номинации от партнеров (Intel, Samsung, LEGO Education)

11 http://www.step-into-the-future.ru/.

12 http://vernadsky.info/.

13 http://zv.susu.ru/.

14 http://www.junior-fair.org/.

15 http://www.science-award.siemens.ru/.

16 http://nttm2016.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание таблицы 3

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды17 Организатор Конкурса — Федеральный детский эколого-биологический центр при поддержке Министерства образования и науки РФ. В 2016 г. в региональном этапе Конкурса в 57 субъектах РФ участвовало более 10 000 учащихся. На федеральный тур отобрано 333 исследовательские работы. Победители и призеры конкурса получают дипломы и памятные подарки. Входит в список конкурсов, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи

Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»18 Организатор конкурса — Федеральный детский эколого-биологический центр при поддержке Министерства образования и науки РФ. В 2016 г. на федеральный тур отобрано 223 работы. Победители и призеры конкурса получают дипломы и памятные подарки. Входит в список конкурсов, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи

Всероссийский открытый конкурс исследовательских работ «Юность, наука, культура»19 Конкурс проводится более 20 лет. Организатор конкурса — Обнинский государственный технический университет атомной энергетики при поддержке Министерства образования РФ, МГУ, МФТИ, МПГУ и др.; Участие в конкурсе платное — 590 руб. за экспертную оценку. Проходят региональные отборочные туры. Входит в список конкурсов, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи

товки кадров: они не объединены общими методиками и критериями выполнения проектов и исследований, а презентации и защиты результатов не имеют единой регламентации. Нет и единых критериев, по которым на перечисленных конкурсах происходит судейство и конкурсный отбор победителей.

Как следствие, результаты работы данных конференций не сопоставимы между собой, а победители в области НТТЮМ, за редким исключением, не могут достойно представлять Российскую Федерацию на международных соревнованиях. В качестве существенного недостатка нужно также отметить и явление конкуренции между конкурсами, которая выражается в лоббировании узких интересов того или иного мероприятия в ущерб развитию общей системы проектной и исследовательской работы юношества и молодежи.

Практика показывает, что указанные всероссийские конкурсы, не имеющие достаточной поддержки со стороны государства, при всей их многочисленности практически никак не влияют на решение кадровых проблем российской экономики. Налицо ситуация, когда всероссийских конкурсов НТТЮМ много, а единого Национального конкурса нет. В этой связи важно найти решение, подобно тому, как, на-

пример, найдено в олимпиадном движении школьников. Так, в стране учреждена и эффективно функционирует Всероссийская олимпиада школьников - единый тестирующий механизм системы общего образования20, при этом работает и целый ряд всероссийских олимпиад, проводимых различными организациями в интересах регионов, профессиональных и корпоративных направлений (более 130).

Представляется, что в России должна быть в кратчайшие сроки проведена работа по определению наиболее эффективных конференций и конкурсов НТТЮМ и по созданию на их основе единой сети площадок Национального конкурса НТТЮМ. Предлагаемый Национальный конкурс может иметь и национальную, и международную составляющие, что позволит обеспечить высокий уровень соревновательности по международным правилам. Для придания высокого общественного статуса Национального конкурса может быть учреждена система национальных премий, а также введена практика периодического проведения в России ежегодных мероприятий международных движений НТТЮМ, например, Asian Science Camp и MILSET, чьи правила предусматривают возможность проведения мероприятий в различных странах-участницах.

17 http://www.ecobiocentre.ru/events/uios/.

18 http://www.ecobiocentre.ru/events/rodina/.

19 http://future4you.ru/index.php?id=138&Itemid=146&option=com_content&view=article.

20 http://www.rosolymp.ru/.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотов, В. А. Российская система оценки качества образования: главные уроки [Текст] / В. А. Болотов, И. А. Вальдман, Г. С. Ковалева, М. А. Пинская // Качество образования в Евразии. - 2013. - № 1. - С. 86-121.

2. Беляков, С. А. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов [Текст] / С. А. Беляков, Н. С. Беляков, Т. Л. Клячко. - М.: МАКС Пресс, 2008.

3. Леонтович, А. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся [Текст] / А. В. Леонтович // Экспериментальное образовательное пространство города Москвы. -М., 2005. - С. 241-265.

4. Доклад о состоянии науки в Российской Федерации [Электронный ресурс] / РАСН. -2013. - Режим доступа: http://www.nanometer. т/2013/01/01Аат_30Ш4.Мт1 (дата обращения: 12.09.2016).

5. Приказ Минобрнауки России № 56 от 5 февраля 2015 года «Об утверждении перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2015 году».

REFERENCES

1. Bolotov V. A., Valdman I. A., Kovaleva G. S., Pinskaya M. A. Rossiyskaya sistema otsenki kachestva obrazovaniya: glavnye uroki. Kachestvo obrazovaniya v Evrazii. 2013, No. 1, pp. 86-121.

2. Belyakov S. A., Belyakov N. S., Klyachko T. L. Analiz i otsenka ekonomicheskoy ustoychivosti vuzov. Moscow: MAKS Press, 2008.

3. Leontovich A. V. Proektnaya i issledovatelska-ya deyatelnost uchashchikhsya. In: Eksperi-mentalnoe obrazovatelnoe prostranstvo goroda Moskvy. Moscow, 2005. Pp. 241-265.

4. Doklad o sostoyanii nauki v Rossiyskoy Feder-atsii. 2013. Available at: http://www.nanometer. ru/2013/01/01/rasn_301414.html (accessed: 12. 09.2016).

5. Prikaz Minobrnauki Rossii № 56 ot 5 fevralya 2015 goda "Ob utverzhdenii perechnya olimpi-ad i inykh konkursnykh meropriyatiy, po ito-gam kotorykh prisuzhdayutsya premii dlya pod-derzhki talantlivoy molodezhi v 2015 godu".

Смирнов Иван Алексеевич, кандидат биологических наук, заместитель директора по научно-методической работе АНОО «Гимназия Свт. Василия Великого» e-mail: [email protected]

Smirnov Ivan A., PhD in Biology, Deputy Director in scientific and methodical work, Autonomous non-profit educational organization, Gymnasium of St. Basil the Great e-mail: [email protected]

Автономова Анастасия Витальевна, кандидат биологических наук, ведущий специалист отдела международных программ Международного Фонда Технологий и Инвестиций e-mail: [email protected]

Avtonomova Anastasia V., PhD in Biology, expert, international programs department, International Foundation of Technology and Investment e-mail: [email protected]

Януль Наталья Алексеевна, кандидат химических наук, директор Международного Фонда Технологий и Инвестиций

e-mail: [email protected]

Yanul Natalia A., PhD in Chemistry, Director, International Foundation of Technology and Investment e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.