Научная статья на тему 'Несколько слов о насущных проблемах взаимодействия современного бизнеса и школы. Балтийский научно-инженерный конкурс'

Несколько слов о насущных проблемах взаимодействия современного бизнеса и школы. Балтийский научно-инженерный конкурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИАДЫ / КОНКУРСЫ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OLYMPICS / COMPETITIONS / INNOVATIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Порошин Андрей Алексеевич

Автор приглашает обсудить ряд проблем в области образования, которые раскрывает Балтийский научно-инженерный конкурс - своеобразная ярмарка научных идей одаренных школьников. Конкурс ежегодно проходит в СПбГУ и собирает около 150 участников с проектами в области математики, физики, биологии, программирования, содержащими элемент исследования. Фундаментальное образование и научная деятельность школьников постепенно становятся анахронизмом в современной школе. Ценными достижениями до сих пор признавались только победы на олимпиадах. Однако современным наукоемким компаниям и предприятиям требуются образованные сотрудники, способные делать открытия. В 2009 году Конкурс вошел в перечень Совета олимпиад Союза ректоров (http://www.rsr-online.ru/olimp.htm).В 2009 году победители его получат дипломы, которые вузы будут принимать наряду с сертификатами ЕГЭ. Научные исследования школьников признаны проявлением исследовательских способностей, которые невозможно реализовать на олимпиаде или при решении тестов. Поддержат ли преподаватели, ученые, руководители российских компаний и предприятий этот проект ради того, чтобы в ближайшем будущем преодолеть кризис в области образования и неизбежно последующий за ним кадровый кризис в России?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Порошин Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Baltic Scientific and Engineering Fair. Some remarks concerning current problems of cooperation between business and school

The author suggests discussing a number of problems in the field of education that the Baltic Scientific and Engineering Fair helps to identify. The Baltic Scientific and Engineering Fair is held annually in St.-Petersburg University and gathers more than150 participants presenting their research projects in the field of mathematics, physics, biology, programming etc. Fundamental education and scientific research of high school students are gradually becoming redundant in modern school across the country. So far it has been only the high score on Olympiads that mattered. But nowadays leading edge science intensive companies and industries need well-educated and accomplished employees who are capable of making breakthroughs. Since 2009 the Baltic Fair is on the list of the Olympiad Committee of the Russian Rectors Union (http:// www.rsr-online.ru/olimp/htm ). In 2009 winners of the Baltic Fair will be awarded diplomas which are equal in their value to the Certificates of United State Exams. Scientific research of high school students is regarded as the demonstration of scientific investigation abilities that can't be revealed either on Olympiads or when doing a test. The point of the matter is whether professors, scientists, heads of Russian companies support this project for the sake of overcoming the crisis in education and inevitable forthcoming personnel crisis in Russia?

Текст научной работы на тему «Несколько слов о насущных проблемах взаимодействия современного бизнеса и школы. Балтийский научно-инженерный конкурс»

ИННОВАЦИИ № 11 (121), 2008

Несколько слов о насущных проблемах взаимодействия современного бизнеса

I V V V

и школы. Балтийский научно-инженерный конкурс

А. А. Порошин,

преподаватель Лаборатории непрерывного математического образования (ЛНМО)

e-mail: [email protected]

Автор приглашает обсудить ряд проблем в области образования, которые раскрывает Балтийский научно-инженерный конкурс — своеобразная ярмарка научных идей одаренных школьников. Конкурс ежегодно проходит в СПбГУ и собирает около 150 участников с проектами в области математики, физики, биологии, программирования, содержащими элемент исследования.

Фундаментальное образование и научная деятельность школьников постепенно становятся анахронизмом в современной школе. Ценными достижениями до сих пор признавались только победы на олимпиадах. Однако современным наукоемким компаниям и предприятиям требуются образованные сотрудники, способные делать открытия.

В 2009 году конкурс вошел в перечень совета олимпиад Союза ректоров (http://www.rsr-опНпе.ги/оНтр.Ыт).В 2009 году победители его получат дипломы, которые вузы будут принимать наряду с сертификатами ЕГЭ. Научные исследования школьников признаны проявлением исследовательских способностей, которые невозможно реализовать на олимпиаде или при решении тестов.

Поддержат ли преподаватели, ученые, руководители российских компаний и предприятий этот проект ради того, чтобы в ближайшем будущем преодолеть кризис в области образования и неизбежно последующий за ним кадровый кризис в России?

Ключевые слова: олимпиады, конкурсы, инновационное образование

Сегодня правительство придало особый статус научным конференциям и конкурсам, подобным Балтийскому научно-инженерному конкурсу. Их дипломы, по решению российского Союза ректоров, будут иметь государственный статус и должны признаваться вузами наряду с результатами ЕГЭ. На Северо-Западе таким конкурсом станет Балтийский научно-инженерный конкурс.

Олимпиадное движение в педагогической среде имплицитно противопоставлялось научной деятельности. Победа на олимпиаде — это результат налаженной работы по определенным алгоритмам, когда ребенок, обладающий большой скоростью в интел-

The author suggests discussing a number of problems in the field of education that the Baltic Scientific and Engineering Fair helps to identify. The Baltic Scientific and Engineering Fair is held annually in St.-Petersburg University and gathers more than150 participants presenting their research projects in the field of mathematics, physics, biology, programming etc.

Fundamental education and scientific research of high school students are gradually becoming

redundant in modern school across the country. So far it has been only the high score on Olympiads

that mattered. But nowadays leading edge science intensive companies and industries need well-educated and accomplished employees who are capable of making breakthroughs.

Since 2009 the Baltic Fair is on the list of the Olympiad Committee of the Russian Rectors Union (http://www.rsr-online.ru/olimp/htm). In 2009 winners of the Baltic Fair will be awarded diplomas which are equal in their value to the Certificates of United State Exams.

Scientific research of high school students is regarded as the demonstration of scientific investigation abilities that can’t be revealed either on Olympiads or when doing a test.

The point of the matter is whether professors, scientists, heads of Russian companies support this project for the sake of overcoming the crisis in education and inevitable forthcoming personnel crisis in Russia?

лектуальной деятельности, достигает уже заданного результата, вступая в конкуренцию со сверстниками. Качества, которые формируются на олимпиаде — стремление как можно быстрее достичь поставленной цели, воспользовавшись как можно большим количеством чужих методик решения задач, дух соперничества, рациональность.

Именно исследовательский труд, связанный с решением научной проблемы, воспитывает умение долго работать над задачей, придумывать собственные методики для ее решения, стремиться получить фундаментальное образование по всему спектру поставленных научных проблем, рождает уважение к

коллегам, стремление к совместной деятельности. Не эти ли качества более всего ищет современный руководитель в сотруднике?

Достаточно оценить название научного исследования выпускника Лаборатории непрерывного математического образования (ЛНМО), победителя Балтийского научно-инженерного конкурса, Всемирного смотра-конкурса Intel-ISEF-2007 Василия Дьяченко, созданного на основании системы LINUX — «Back-In-Time Debugger for C++» (секция «Системное программирование и компьютерные технологии»), чтобы понять, какую коммерческую выгоду могут иметь именно российские компании, вкладывая средства и энергию в научное творчество учащихся. Бывший одаренный школьник, будучи студентом математико-механического факультета СПбГУ, уже является программистом одной из компаний — в прошлом спонсоров Балтийского конкурса — и сам ведет занятия по программированию с учащимися.

Однако без внимания к таким одаренным учащимся и мероприятиям, их выявляющим, со стороны бизнеса и производства их существование невозможно. Государство сегодня не поддерживает материально конференции и конкурсы, ввиду большой их затратности, ведь необходимо обеспечить питание, проживание более 150 иногородних участников, оплатить помещения, стенды и все прочее необходимое для проведения ярмарки оборудование. Осознав, что конкурсы-ярмарки — это великолепная профессиональная подготовка, компании и предприятия могут оказывать помощь представителям образования в организации профессиональной подготовки будущих сотрудников.

Идея профессиональной занятости со школьной скамьи сегодня вызывает недоумение у большинства руководителей. 4 года существования Балтийского научно-инженерного конкурса на Северо-Западе — это во многом случайные пожертвования. Немногие стали надежными партнерами, обеспечивающими традиции проведения конкурса и в будущем. С 2005 года и по сей день финансирование главной премии конкурса — поездки в США на Intel-ISEF победителей Балтийского конкурса — осуществляет корпорация Intel.

С 2006 по 2008 год поддержку Балтийского научно-инженерного конкурса осуществляла компания «Моторола». В 2007 году основные мероприятия конкурса финансировала компания «Телекоминвест». В 2008 году партнером конкурса был «РИО-центр» — Центр развития информационного общества, независимая некоммерческая организация, созданная по инициативе научного сообщества в апреле 2003 года. Громкие имена. Однако постоянной поддержки нет, нет и стабильности. И тем важнее для организаторов постоянная поддержка конкурса со стороны руководителей издательства BHV, компании Линукс-Инк, предприятия «Квадрат-СГ». Ежегодное вручение премий, работа в бизнес- и научном жюри, личное внимание представителей современного производства и бизнеса к одаренным участникам конкурса — вот что сегодня по-настоящему необходимо каждому школьнику в отдельности.

Сегодня только ленивый не говорит об инновациях в экономике, о новейших научных достижениях, все большей роли современных технологий в жизни. И все понимают, что основа технологического прогресса — фундаментальное образование.

Традиции профильно-элитарного математического образования поддерживаются сегодня не только на государственном уровне. Старейшие петербургские физико-математические лицеи имеют сегодня серьезных конкурентов. Это ФТШ им А. Ф. Иоффе, созданная усилиями педагогов-энтузиастов в сфере физического образования, и Лаборатория непрерывного математического образования, инновационная организация, созданная по инициативе ученых-мате-матиков в девяностые годы. Они постоянно ведут работу со школьниками в научных семинарах. Именно здесь ребята не только совершают первые шаги в науке под руководством преподавателей вузов, ученых, профессиональных программистов, но и создают полноценные научные исследования. Более половины научных работ школьников Северо-Запада по физике последние годы выходят из ФТШ, более половины по математике — из ЛНМО.

Руководитель Лаборатории (сегодня это профильные физико-математические классы ГОУ № 572) Илья Александрович Чистяков более 15 лет идет против устоявшихся стереотипов в среднем образовании. Он не только автор нескольких проектов преобразований в современном школьном образовании (см. «IT-NEW», интервью о ЛНМО 6 июля 2006 года, Балтийское информационное агентство, интервью о «Педагогическом технопарке» и «Модельных компаниях» 9 января 2008 года).

Принципы обучения школьников, им разработанные, успешно используются при обучении в Лаборатории непрерывного математического образования.

Более 40 из двухсот учеников Ильи Александровича получили степень кандидата наук, 8 сейчас обучаются в аспирантуре. Только в 2008/2009 году в Лаборатории работает более 30 семинаров по математике, физике, программированию, гуманитарным дисциплинам, в составе преподавателей — 18 кандидатов наук и аспирантов, каждый год учащимися создается около 15 серьезных научных исследований. Будущее науки создается в школе, где не на словах реализован принцип «индивидуального педагогического маршрута».

Интеграция основного, дополнительного образования и научной деятельности — это возможность для школьника не только полностью реализовать свои способности при обучении в школе, но и проявить себя как профессионала, способного делать проекты для серьезных компаний. Представители компании SUN Microsystems сегодня ведут семинары для одиннадцатиклассников Лаборатории. Программисты компаний Дата-Арт, Ланит-Терком, Линукс-Инк, Hyper Method, Эдвансед Тулз работают с десятиклассниками и одиннадцатиклассниками. Опыт общения с профессионалами приводит к тому, что выпускники ЛНМО становятся успешными не только в науке, но и в бизнесе. Можно назвать более 30 выпускников ЛНМО разных лет, которые сейчас явля-

ИННОВАЦИИ № 11 (121), 2008

ИННОВАЦИИ № 11 (121), 2008

ются генеральными директорами петербургских компаний и предприятий.

Эффективность этой системы обучения доказана сегодня и участием в олимпиадах Ежегодно более 30 из 150 учеников ЛНМО становятся победителями олимпиад разных уровней; 100 % выпускников ЛНМО поступают на бюджетные отделения самых престижных вузов Санкт-Петербурга и Москвы, более половины ежегодно — на математико-механический факультет СПбГУ. Несколько человек обязательно выбирают гуманитарные специализации. О реализации идей И. А. Чистякова — в статье «Лабораторная работа» («Санкт-Петербургские ведомости», 14 августа 2008 года).

Балтийский научно-инженерный конкурс И. А. Чистяков в качестве Председателя Оргкомитета в 2009 году будет проводить в пятый раз, а до этого были Международная конференция молодых ученых, посвященная академику С. Н. Бернштейну (1992-1996 гг.), Международная конференция молодых ученых, посвященная академику П. Л. Чебышеву (Санкт-Петербург, СПБГУ, 1997-2004 гг.). Известный петербургский преподаватель математики более 15 лет подряд изыскивает средства и время для проведения конкурсов и конференций всероссийского масштаба, до сих пор не имея серьезной материальной поддержки от петербургских компаний и предприятий. Все, что происходит на сегодняшний день в лаборатории — реальное чудо.

За период 2000-2004 гг. 15 его учеников стали победителями Всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений учащихся в США. Всемирный смотр научных и инженерных достижений учащихся (Intel International Science and Engineering Fair), ежегодно проходит в США и координируется авторитетной некоммерческой организацией Science Service (http://www.sciserv.org). ISEF — это единственное в своем роде международное мероприятие для подростков от 13 лет до 18 лет. Он неизменно собирает более 1300 участников из более чем 40 стран мира. Престиж его очень высок: более двух десятков Нобелевских лауреатов и два Филдцевских лауреата в свое время являлись его победителями.

Среди победителей петербуржцы:

• 2002 год: Алексей Волков, Николай Клишин — вторая премия научного жюри Intel ISEF, Секция «Математика» (ЛНМО, выпуск 2002 года);

• Александр Аносов — главная премия компании Intel — Intel achievement Award за выдающиеся достижения в научном творчестве, премия ученого совета корпорации Intel за научные достижения и выдающуюся работу в области математики (ЛНМО, выпуск 2002 года);

• Михаил Берлин, Анатолий Буров, Александр Деньгинов — главная премия компании Intel — за выдающиеся достижения в научном творчестве, (за коллективный проект), премия ученого совета корпорации Intel за научные достижения и выдающуюся работу в области математики (ЛНМО, выпуск 2002 года);

• 2003 год: Евгений Амосов, Артем Викторов — вторая премия научного жюри по секции диплом им. Карла Менгера (ЛНМО, выпуск 2003 года);

• Сергей Иванов, Евгений Лохару — вторая премия научного жюри по секции математики, Американское математическое общество, почетная премия, диплом им. Карла Менгера (ЛНМО, выпуск 2003 года);

• 2004 год: Степан Исмакаев, Данила Фандеев, Даниил Хритошин — четвертая премия международного жюри среди командных проектов ISEF-2004 (ЛНМО, выпуск 2004 года);

• Ростилав Чутков — третья премия научного жюри в области информатики на ISEF-2004 (ЛНМО, выпуск 2004 года);

• Алексей Шубников — третья премия на ISEF-2004 в области математики (ЛНМО, 2004 год). Именно за эти достижения И. А. Чистякову было

дано право в рамках Балтийского научно-инженерного конкурса проводить отбор на Intel-ISEF.

За четыре года существования Балтийского научно-инженерного конкурса его победители четырежды доказывали высокий уровень своих работ перед представителями жюри Всемирного научного турнира.

В 2006 году на Международном смотре научного и инженерного творчества школьников (ISEF) в Индианаполисе (США) победитель Балтийского конкурса Василий Дьяченко получил четвертую премию научного жюри.

В 2007 году лауреаты специальной премии Балтийского научно-инженерного конкурса Александр Щеголев и Константин Тяпочкин завоевали четвертую премию научного жюри за проект в области математики. За высокие достижения в научном творчестве в 2008 году им же была вручена премия Президента России за научные достижения.

В 2008 году на Международном смотре научного и инженерного творчества школьников (ISEF) в Атланте (США) победители Балтийского научно-инженерного конкурса Максим Гриднев Максим, Леонид Машинский, Андрей Чуринов, ученики Санкт-Петербургского ФМЛ № 30, получили первую премию международного жюри в области программирования за командное исследование «Разработка системы визуализации физической модели в реальном времени».

Другой победитель Балтийского научно-инженерного конкурса Михаил Школьников учащийся петербургской Лаборатории непрерывного математического образования, в 2008 году получил третью премию научного жюри Intel-ISEF в области математики за исследование «Симметрические алгебры. Новый взгляд».

В 2008 году Балтийский конкурс стал лидером среди российских конкурсов на Intel-ISEF.

Секрет успеха — не только высокая цель Председателя Оргкомитета — приобщение российских учащихся к научному творчеству, создание в российском обществе атмосферы поддержки талантливых молодых исследователей, но и умение привлечь к работе в научном жюри самых известных российских ученых.

В составе жюри конкурса с 2005 года работают крупные петербургские ученые, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, других вузов города. Председатель научного жюри —

профессор, д. ф.-м. н. Н. А. Широков (СПбГУ), председатель жюри по секции математики — профессор, д. ф.-м. н. В. М. Нежинский (РГПУ им. А. И. Герцена), председатель жюри по секции программирования и компьютерных технологий — профессор, д. ф.-м. н. А. Б. Фрадков (СПбГУ), секции химии — профессор, д. х. н. А. Г. Шавва (СПбГУ), секции физики — профессор, д. ф.-м. н. А. В.Ляпцев (РГПУ), биологии — к. б. н., доцент С. И. Сухарева (РГПУ), техники — профессор, д. т. н. В. Н. Ушаков (СПбГЭТУ).

Председатель учительского жюри — заслуженный учитель РФ Л. А. Жигулев.

Председатель молодежного жюри — по традиции участник и победитель Всемирного конкурса научно-инженерных достижений учащихся Intel-ISEF.

С 2006 года на Балтийском конкурсе организована работа бизнес-жюри. Представители крупных компаний и предприятий не только оценивают работы школьников, но поддерживают их будущие исследования, присуждая премии и призы.

В 2005 году на Конкурсе выступали 64 участника с 48 проектами из 4 регионов России, Украины и Беларуси. К 2008 году он становился все более масштабным: в финальной части были представлены 119 проектов 138 участников из 18 регионов России, Украины и Беларуси.

Балтийский научно-инженерный конкурс проводится по 7 секциям: математика и прикладная математика; теоретическая и экспериментальная физика; техника; программирование и компьютерные технологии; химия; биология и науки о земле.

Главные принципы работы Балтийского научноинженерного конкурса (нереферативный характер научных исследований, современная форма представления научных работ, координация деятельности представителей среднего образования, современной науки и бизнеса) позволили ему за четырехлетний период стать мероприятием всероссийского уровня, увеличить количество участников финала от 64 до 146.

Не взглянуть ли на российскую систему среднего образования глазами заказчика — руководителя компании или предприятия 30-х годов ХХ! века?

Ни для кого не секрет, что Санкт-Петербург сегодня испытывает серьезный кадровый дефицит. Главный рецепт современных компаний и предприятий — эксплуатация российского интеллекта, развитого по большей части в системе традиционной советской школы. И вряд ли надежды руководителей на реформу образования оправдаются завтра. Существующая, но пока явно не осознаваемая нехватка на рынке специалистов в разных областях скоро обернется кризисом: придут выпускники современной

школы, рожденные в девяностые годы, не похожие на интеллектуальных, творческих, энергичных выпускников прошлых лет, исполнители, воспитанные там, откуда давно ушли талантливые педагоги.

В следующем году — введение государственных экзаменов в формате ЕГЭ по всем предметам. Невозможность получить в российской школе фундаментальное образование, алгоритмизация процесса обучения, стандартизация мышления детей — практически неизбежность. Пока еще для кого-то есть возможность учить детей самостоятельно мыслить, творчески подходить к решению проблемы, создавать самостоятельные проекты, уже завтра усилия педагогов будут направлены на использование стандартных схем.

Новая система оценивания знаний не предполагает воспитания разносторонней личности, а скорее, растит исполнителей. В каком объеме они нужны современному бизнесу? Где завтра руководитель крупного предприятия найдет молодых сотрудников, обладающих таким образованием, на основании которого возможно сделать серьезное открытие, принять ключевое решение?

Именно сегодня как никогда нужны системы обучения и оценивания знаний, новые подходы к образованию, которые позволят творческим, нестандартно мыслящим личностям не только сдать экзамены и иметь возможность поступить в вуз, но и получать образование даже в условиях всеобщей стандартизации. Прежде всего это касается небогатых слоев населения, откуда всегда выходили самые яркие ученые, инженеры, предприниматели. На государственном уровне в условиях ЕГЭ на сегодняшний день совершенно не продумана система поддержки таких одаренных детей. Скорее всего, очень скоро это станет насущной проблемой бизнеса и производства. Если сейчас кадровый вопрос связан с поиском талантливого студента 2-3 курса, то завтра все-таки придется обратить внимание на школы.

Чтобы претендовать на лидерство в будущем, нужно обратить внимание на те сохранившиеся в современной школе возможности, которые актуально и перспективно использовать для подготовки будущих сотрудников, для создания образовательных центров, не только прививающих технологические навыки, но развивающих в раннем возрасте творческие и научные способности.

Необходимо развитие опыта школ, подобных малоизвестной школе — Лаборатории непрерывного математического образования, ведь именно здесь сохранились традиции профильно-элитарного образования. Необходима серьезная поддержка таких учебных заведений со стороны российского бизнеса, создание новых учебных заведений в соответствии с новыми

ИННОВАЦИИ № 11 (121), 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.