Научная статья на тему 'ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ'

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСТРОЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шварц Алла Александровна

Автор раскрывает опыт работы по формированию знаний учащихся о здоровьесбережении и активного приобщения к этому процессу самих учащихся. Актуальность. Одной из важнейших целей образования является гармоничное развитие личности. Однако гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, но и хорошее здоровье человека. Проблема: с одной стороны необходимость в глубокой, разносторонней образованности, а с другой резкое ухудшение здоровья выпускников школ. Цель: сопоставить задачи развития образованности учащихся с задачами сохранения их здоровья в образовательных процессах. Задачи - сформулировать основные понятия школы радости, школы добра, как идеи «позитивной» и «здоровьесберегающей педагогики»; - исследовать как идея добра «Доброжелательность, добродушие, добросердечность» способствуют построению «здоровьесберегающей педагогики»; - сформулировать секреты здоровьесбережения учащихся, которые способствовали бы активизировать самих учащихся в собственном здоровьесбережении во время обучения в школе; - проверить эффективность использования технологий здоровьесбережения и секретов здоровьесберегающей педагогики. Материалы и Методы исследования В исследовании приняло участие 202 ученика, 10 учителей. Тестирование функционального состояния организма учащихся. Анкетирование. Анализ результатов учебной деятельности. Анализ активности учащихся в организации собственного здоровьесбережения. Метод проектов в организации здоровьесберегающей деятельности учащихся. Результаты и их обсуждение. Несформированность культуры здоровья напрямую зависит от недостаточного уровня объективных знаний о здоровье. Произошло повышение уровня осведомленности в организации собственной деятельности учащихся по здоровьесбережению у 100 % участников исследования. Повысилась активность личности в создании здоровьесберегающего личного пространства у 80 % школьников. Выводы и заключение. Использование секретов здоровьесбережения способствует значительному повышению осведомленности учащихся по вопросам здорового образа жизни.The author reveals the experience of working on the formation of students ' knowledge about health care and active involvement of students themselves in this process. Relevance. One of the most important goals of education is the harmonious development of the individual. However, the harmonious development of the individual implies not only the achievement of a high level of education, but also good human health. The problem: on the one hand, the need for a deep, versatile education, and on the other, a sharp deterioration in the health of school graduates. Purpose: to compare the tasks of developing students ' education with the tasks of preserving their health in educational processes. Tasks: - to formulate the basic concepts of the school of joy school is kind of how the idea of "positive" and "healthy pedagogy"; - to explore how the idea of goodness "Kindness, kindness, mellowness" to build "health saving pedagogy»; - to formulate the secrets of health saving students that would help to activate the students themselves in their own health saving while studying at school; - check the effectiveness of using health saving technologies and the secrets of health saving pedagogy. Research materials and Methods The study involved 202 students and 10 teachers. Testing the functional state of the students ' body. Survey. Analysis of the results of educational activities. Analysis of students ' activity in organizing their own health care. Method of projects in the organization of health saving activities of students. Results and discussion. The lack of formation of a health culture directly depends on the insufficient level of objective knowledge about health. There was an increase in the level of awareness in the organization of students ' own health saving activities in 100 % of the study participants. The activity of the individual in creating a health saving personal space has increased in 80 % of schoolchildren. Conclusions. The use of health saving secrets contributes to a significant increase in students ' awareness of healthy lifestyles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»

Здоровьесберегающие технологии

Health-saving technologies

УДК 373.5:304.3:614

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Шварц А. А

Средняя общеобразовательная школа № 438, Санкт-Петербург, Россия. alsanales@mail.ru

Аннотация. Автор раскрывает опыт работы по формированию знаний учащихся о здоро-вьесбережении и активного приобщения к этому процессу самих учащихся. Актуальность. Одной из важнейших целей образования является гармоничное развитие личности. Однако гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, но и хорошее здоровье человека.

Проблема: с одной стороны необходимость в глубокой, разносторонней образованности, а с другой резкое ухудшение здоровья выпускников школ.

Цель: сопоставить задачи развития образованности учащихся с задачами сохранения их здоровья в образовательных процессах. Задачи

- сформулировать основные понятия школы радости, школы добра, как идеи «позитивной» и «здоровьесберегающей педагогики»;

- исследовать как идея добра «Доброжелательность, добродушие, добросердечность» способствуют построению «здоровьесберегающей педагогики»;

- сформулировать секреты здоровьесбережения учащихся, которые способствовали бы активизировать самих учащихся в собственном здоровьесбережении во время обучения в школе;

- проверить эффективность использования технологий здоровьесбережения и секретов здо-ровьесберегающей педагогики.

Материалы и Методы исследования

В исследовании приняло участие 202 ученика, 10 учителей. Тестирование функционального состояния организма учащихся. Анкетирование. Анализ результатов учебной деятельности. Анализ активности учащихся в организации собственного здоровьесбережения. Метод проектов в организации здоровьесберегающей деятельности учащихся.

Результаты и их обсуждение. Несформированность культуры здоровья напрямую зависит от недостаточного уровня объективных знаний о здоровье. Произошло повышение уровня осведомленности в организации собственной деятельности учащихся по здоровьесбереже-нию у 100 % участников исследования. Повысилась активность личности в создании здоро-вьесберегающего личного пространства у 80 % школьников.

Выводы и заключение. Использование секретов здоровьесбережения способствует значительному повышению осведомленности учащихся по вопросам здорового образа жизни. Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьестроение, здоровый образ жизни, секреты здоровья.

Актуальность

Одной из важнейших целей образования является гармоничное развитие личности. В современной системе образования достаточно серьезное внимание уделяется созданию условий для освоения учащимися разносторонних областей социального опыта, приобретения личного опыта в тех

или иных сферах деятельности, формирования культуры личности. Предпринимаются различные меры, направленные на развитие образованности учащихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта [4; 17]. Существует множество образовательных учреждений, в которых осуществляется

более глубокая подготовка учащихся по отдельным направлениям. В образовательные процессы внедряются различные инновации, способствующие достижению обучающимися высокого уровня образованности в тех образовательных областях, которые являются наиболее востребованными, престижными [3].

Однако гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, пусть даже по весьма широкому кругу аспектов. Одной из важнейших предпосылок соответствующей гармоничности является здоровье человека. К сожалению, в погоне за результатами успеваемости порой не учитываются возможности учащихся, резервы их здоровья. Это приводит к его ухудшению в образовательных процессах [21].

В настоящее время существуют ярко выраженные тенденции к ухудшению здоровья подрастающего поколения, причем его существенное снижение происходит именно в период обучения детей в учреждениях общего образования [2; 4; 5-10 др.]. Между тем, здоровье представляет собой важнейшую ценность не только для самого человека, но и для общества в целом. Поэтому оно весьма заинтересовано в сохранении здоровья подрастающего поколения, то есть, безусловно, существует социальный заказ на воспитание здорового человека [1; 11-14].

Указанные противоречия, имеющие место в теории и практике образования, обусловливают актуальность проблемы педагогического обеспечения сохранения здоровья учащихся в их деятельности и взаимодействиях, направленных на развитие высокой образованности. Один из эффективных подходов к решению данной проблемы мы попытаемся более подробно изложить в данной статье.

Таким образом, можно констатировать существование проблемы: с одной стороны необходимость в глубокой, разносторонней образованности, а с другой резкое ухудшение здоровья выпускников школ [16].

Цель:

сопоставить задачи развития образованности учащихся с задачами сохранения их

здоровья в образовательных процессах. При этом обратить внимание на системное использование всех возможных педагогических средств, способствующих присвоению школьниками заданного Государственным образовательным стандартом уровня образованности без ущерба для их здоровья.

Задачи

- сформулировать основные понятия школы радости, школы добра, как идеи «позитивной» и «здоровьесберегающей педагогики»;

- исследовать как идея добра «Доброжелательность, добродушие, добросердечность» способствуют построению «здоро-вьесберегающей педагогики»;

- сформулировать секреты здоровьесбе-режения учащихся, которые способствовали бы активизировать самих учащихся в собственном здоровьесбережении во время обучения в школе4

- проверить эффективность использования технологий здоровьесбережения и секретов здоровьесберегающей педагогики при организации и проведении декад экологии, естествознания, дня птиц и различных мероприятий по научно-практической и проектной деятельности учащихся.

Материалы и Методы исследования

В исследовании приняло участие 202 ученика, 10 учителей общеобразовательных предметов.

Тестирование функционального состояния организма учащихся. Анкетирование. Анализ результатов учебной деятельности. Анализ активности учащихся в организации собственного здоровьесбережения. Метод проектов в организации здоро-вьесберегающей деятельности учащихся.

Результаты и их обсуждение

В результате изучения состояния теории и практики здоровьесберегающей педагогики [22], организации процесса здорового образа жизни учащихся [24], здоровьесбе-регающих технологий [1], здоровьестрое-ния [21], создания здоровьесберегающего образовательного пространства [18; 19; 204 23; 25] были сформулированы секреты здоровьесбережения участников образовательного процесса в школе:

1. Секрет доброго начала

Идея добра должна пронизывать все дела педагогического коллектива. «Доброжелательность, добродушие, добросердечность», - все чего так не хватает в нашей современной жизни. Дарить свою доброту не абстрактным «учащимся», а вполне конкретным, чтобы они почувствовали, что о них думают, заботятся, и они сами станут дарить добро окружающим.

2. Секрет успешности

Искренне и умело находить то, что действительно достойно восхищения и одобрения (учитель, ученик, родители). Это качество необходимо каждому педагогу, разделяющему идеи «позитивной» и «здоро-вьесберегающей педагогики». Школа радости, школа здоровья - это модели организации образовательного пространства с очевидным секретом успешности каждого участника образовательного процесса.

3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства

Он в профессионализме всех работающих в школе. Создать «критическую массу» компетентности. Не следует жалеть средств и времени на работу по подготовке кадров. Тогда будет формироваться то пространство грамотной заботы о здоровье, работая с которой невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.

4. Секрет результативности

Целенаправленное воспитание культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье (духовном и телесном благополучии). Материальное приложится.

5. Секрет соответствия создаваемого задуманному

Он состоит в объективном отслеживании результатов. Лучше, если этот мониторинг будет независимым.

6. Секрет технологичности

В необходимости создания работающей технологии из суммы разрозненных программ, методик, приемов. Это возможно лишь при соблюдении единства целей, задач принципов, методологий.

7. Секрет надежности получаемого результата

В привлечении к решению задач, связанных со здоровьем не только учащихся и специалистов школы, но и специалистов научных центров, родителей, местного сообщества.

8. Секрет перспективности выбранных идей преобразования

Он состоит в наличии грамотной, хорошо подуманной программы здоровья, по которой школа начинает работать шаг за шагом. Новое - только после тщательного отслеживания, мониторинга, изучения.

9. Секрет заинтересованности участников

Как ни банально это звучит - секрет в моральной и материальной поддержке всех участников. Позже «любителей» надо переводить в профессионалы.

10. Секрет истинности

Он состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается. Соответствие результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо детей. Но главное, что задаёт движение к цели - это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха. «Здоровому человеку -все по плечу, любые мечты и идеи, самые дерзкие планы, самые долгосрочные перспективы», - в этом истина.

Экспериментальная работа заключалась в активном применении секретов здоро-вьесбережеия в учебно-воспитательном процессе школы

На примере организации и проведения декад экологии, естествознания, дня птиц и различных мероприятий по научно-практической деятельности учащихся, проектированию мы рассмотрим использование технологий здоровьесбережения и секретов здоровьесберегающей педагогики.

Основная идея экспериментальной работы - научить учащихся наблюдать, выдвигать гипотезы, предлагать и доказывать свои выводы, активно, позитивно внедряясь в социальную среду, на основе здоро-весберегающих мотивации поведения.

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является вве-

дение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС) [], продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. И школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования и саморазвития. Предметные декады, научно-практическая деятельность - это способ формирования нового отношения к познанию. Образование не начинается и не заканчивается за школьной партой. Мир велик и разнообразен, человек же уникален и многогранен, он обладает огромным физическим и духовным потенциалом. Одним из наиболее действенных способов формирования нового отношения к познанию является проведение предметных декад, научно-практическая деятельность учащихся.

Основная задача - формирование активной, инициативной позиции учащихся в учебной и внеучебной деятельности, с которой ученик может не просто усваивать предлагаемый материал, а познавать мир, вступать в активный диалог, искать ответы и не останавливаться на достигнутом, как на окончательной истине, а продолжать изучать возможности собственного организма, как части окружающего мира, для сохранения его здоровым и способным к активной позитивной деятельности на благо себе, окружающему социуму и своей стране.

Особенностью проведения декад экологии, естествознания, дня птиц и различных мероприятий по практической деятельности учащихся, научной деятельности, проектированию было фронтальное вовлечение учащихся всех классов, включая младшую школу, и проведение старшими школьниками различных мероприятий с учащимися начальных классов, что способствовало развитию коммуникативных навыков всех учащихся, а также навыков ответственности по отношению к выполняемой задаче, укреплению нравственных и эстетических черт личности, внедрение в более высокий уровень интеллектуальной деятельности.

Младшие школьники вступают в период более широкого освоения окружающей их

среды и от того каким образом они будут познавать его, будет зависеть и их отношение и влияние на природу и понимания собственного значения в социуме.

Сущностью проведения декад экологии, естествознания, дня птиц и различных мероприятий по практической деятельности учащихся, научной деятельности, проектированию является создание эффективной системы взаимодействия учащихся и учителей, направленного на развитие познавательных и творческих способностей обучающихся, пропаганду престижа знаний по сохранению окружающего мира и освоению здоровьесберегающих технологий, технологий, основанных на любви к участнику декады. Данные мероприятия позволяют рассматривать с разных сторон проблему обучения и развития обучающихся с широким использованием внутренних ресурсов личности, активизации ее познавательной деятельности.

Декада экологии, естествознания, дня птиц и различных мероприятий по практической деятельности учащихся, научной деятельности, проектированию проводится по заранее составленному плану. План декады составлялся с учетом реальных коммуникативных потребностей учащихся разных возрастных групп, Содержание плана отвечало таким требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступность. Все мероприятия были призваны стимулировать общение учащихся, развивать творческие способности детей. План декады был выполнен, все мероприятия прошли на достаточно высоком уровне и помогли учащимся проявить и развить свои интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор. В мероприятиях принимали участие учащиеся школы с 1-го по 11-ый класс.

На что было направлено педагогическое воздействие с учётом 10 секретов здоровьесбережеия:

I. Когнитивные (знаниевые компен-тенции, предметно-информационные)

1.Усовершенствование знаний и умений, приобретенных на уроках цикла естествознания.

2.Расширение кругозора учащихся по здоровьесберегающим технологиям.

3.Научение школьников применять различные способы самостоятельной деятельности при работе.

4.Внедрение информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся.

5.Научить учащихся видеть результаты коллективной и собственной деятельности

II. Репродуктивные продуктивные (деятельностно-коммуникативные ком-пентенции)

1.Развитие творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов.

2.Развитие интереса к окружающему миру.

3.Развитие творческого потенциала, совместного творчества, самореализация обучающихся.

4.Развитие интереса к изучаемой неживой и живой природе, экологического мышления.

5.Привитие учащимся навыков коллективной работы, сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий,

6.Создание положительной мотивации и поддержка интереса к изучению окружающего мира и способствование внедрению здоровьесберегающих технологий для сохранения собственного здоровья.

7.Развитие исследовательских умений (анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации, фиксировать и анализировать результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

III. Психоимоторные (ценностно-ориентационные компентенции)

1.Воспитание потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды.

2.Способствование повышению личной уверенности каждого ученика на различных занятиях и в повседневной жизни.

3.Выработка здоровьесберегающего отношения к собственному здоровью и к здоровью окружающих.

4. Выработка творческого мышления для использования в различных областях жизни.

Возможности экологического, экоэти-ческого и биоэтического воспитания учащихся школы обширные, так как наша школа располагается в зоне естественного природного сосново-елового массива и на территории школы представляет собой парково-лесную полуискусственную экологическую систему с естественными ландшафтными елово-березовыми зонами насыщенными малыми экологическими сообществами пней, заросших кукушкиным льном и и различными видами мхов. Нижний горизонт подлеска представлен кислицей, папоротником, дубравницей, лютиком жгучим и др . Растут различные грибы, стволы деревьев покрыты листовым лишайником ксанторией постенной, являющийся индикатором чистого воздуха. Посажены и растут многолетние дубы, черемухи, тополя, канадская серебристая ель, рябины, кленово-липовая аллея встречает каждое утро учащихся на пороге школы. Силами педагогического коллектива и учащимися проведена ландшафтно-дизайнерская работа по окультуриванию фасадной территории школы.

Далее рассмотрим практическое применение секретов здоровьесбережения.

I .Исходя из секрета технологичности, продуман план деятельности с учащимися на декаде естествознания

Разработаны тренинг контроли по выявлению различных проблем связанных со зрением, осанкой, и умением правильно дышать учащихся школы, и на основе этих данных собран материал для дальнейшей системной работы с учащимися для выработки различных привычек по здоро-вьесбережению. Составлен план декады естествознания с учетом всех собранных, проанализированных данных об УУД учащихся, уровня знаний по здоровьесбере-жению. Мероприятия накануне - предвосхитили художественная выставка работ учащихся первого и второго класса. Представлены на высоком художественном

уровне, красочные, яркие, отвечающие своей тематике - «Красота окружающего мира глазами детей», работы учащихся, привлекли внимание очень многих детей и родителей посетивших школу.

II. Исходя из идеи доброго начала

Предварительно были подготовлены учащиеся средней и старшей школы. Работа с данными учащимися в первую очередь была на основе длительного наблюдения и отбора самих кандидатур для работы с детьми. В основу отбора положены личные позитивные качества . такие как: доброжелательность, сдержанность, любовь к детям, коммуникативные способности, а также ориентация на будущую профессию ученика. Идея позитивного взаимодействия детей разного возраста, выполняет множество социально-педагогических функций, предусматривает организацию совместной деятельности и общение учащихся разных классов во внеклассной работе, что приводит к лучшему взаимоотношению между учащимися, выработке импатии по отношению к друг другу, корректирует нравственно-этическое поведение. Предоставляется возможность, младшим школьникам естественно адаптироваться, в последующем, в средней школе. Отобрано были ученики 8-11 классов, с ними проводились дополнительные инструктивные тренинги для реализации в начальной школе методических разработок по здоровьесбережению: «Гимнастика для глаз», «Здоровая осанка - залог долголетия и красоты», алгоритм дыхательной гимнастики. Составлены план и алгоритмы деятельности, распечатан материал наглядный как для инструкторов, так и для учащихся-малышей. Даны рекомендации учителям начальной школы помогать ученикам-инструкторам в проведении занятий Данные учащиеся успешно справились со своей задачей, обучили малышей 1-4 классов, гигиене и профилактике ранних сколиозов на наглядных упражнениях, представили иллюстративный материал, показали комплекс упражнений снимающий усталость глазных мышц при длительном напряжении. Научили детей правильно дышать. В результате: 1.На таком занятии у школьников возникают допол-

нительные возможности утвердиться, получить призвание, особенно, если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции, тем самым реализуется компенсаторная функция, приносящая психологическую удовлетворенность собственной деятельностью. 2. Разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта, сраба-тываемость школьников разного возраста выше, а конфликтность ниже,

III. Исходя из принципа успешности, радости, приятного восприятия материала

Большой простор для формирования эмоционального настроя дает применение фрагментов видеофильмов, красивая музыка, чтение стихов. Все это способствует переключению каналов восприятия информации, вызывают приподнятое настроение, радость, положительные эмоции. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Созданы и показаны учащимся ролики-фильмы: «Как прекрасен этот мир -сохрани!», с использованием цитат произведения Антуна де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и фотографий различных животных, занесенных в Красную книгу планеты Земля и Красную книгу России; «Питание шутя» - показаны негативные стороны неправильного питания и позитивные преимущества здорового питания. Предложен тест-индикатор; «Экзотические растения», «Эти необычные, загадочные, необыкновенные животные» - отобраны наиболее необычные экземпляры животных и растений - чтобы инициировать любознательность. С помощью данных фильмов проведены семинары-обсуждения во всех классах начальной и младшей школы, и продуктом рефлексии на эти фильмы учащимися были представлены совместные работы в группах: листовки-рисунки, постеры.

IV. Исходя из секрета эффективности усилий по созданию здоровьесберегаю-щего пространства

Воспитание у школьников сознательного отношения к своему здоровью и формированию здорового образа жизни требует большей систематизации и углубления морфологических, физиологических и медицинских знаний, Методика объяснения и выявления вредных привычек малоэффективна, так как не учитывает любопытство и коммуникативные особенности в коллективе подростков, когда авторитетом может быть мнение товарища, а не учителя, который постоянно предостерегает, Были подготовлены иллюстративные материалы -карточки, рисунки, фотографии по результатам вредных привычек (курение, использование наркотиков, употребление спиртных напитков), для анализа и изучения самими же учащимися. Не остались равнодушными к различного типа раздаточного материала по данной тематике и учащиеся остальных классов, после просмотра фильма о курении и наркомании, представили в виде рисунка-плаката свое видение данной животрепещущей темы.

YI. Исходя из секрета эффективности усилий по созданию здоровьесберегаю-щего пространства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При длительном сидении у ребёнка снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Именно поверхностное дыхание, не умение правильно дышать приводит к массе недомоганий, среди которых - головная боль, ОРЗ, ослабление зрения и слуха, нарушение почти всех функций организма. Используя элементы методики диафрагмального дыхания:

Этап 1. Выдох через рот.

Этап 2. Быстрый вдох через нос.

Этап 3. Резкий выдох через рот из диафрагмы

Этап 4. Задержка дыхания.

Этап 5. Вдох через нос.

у детей снижается эмоционально-психическое напряжение, ребёнок перестаёт испытывать чувство страха, неуверенности в себе, отчаяния, напряжения. От эмоциональности ребёнок плавно и спо-

койно переходит к логическому мышлению. Учащиеся настраиваются на позитивный подход к различным умственным занятиям. Он приобретает мотивацию к получению опыта по сохранению собственного здоровья. Техника суставной гимнастики учит учащихся системе самооздоровления собственного организма. Наши руки - наши пальцы - это пять лекарей. Мизинец - стимулирует работу сердца, безымянный - сосуды, указательный -пищеварение, большой - мускулатуру. Набирать энергию можно, потирая руки (ладони). Необходимо периодически проводить стимуляцию кончиков пальцев, ладоней, объясняя при этом, что это оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. При этих действиях улыбаться окружающим и хвалить друг друга и себя. Отмечается улучшение самочувствия ребят, повышения их активности, у них снижается утомляемость, подымается настроение. Подготовлены презентации по гигиене и профилактике сохранения здоровой осанки, тиражирован раздаточный материал по тренингу различных упражнений корректирующий осанку, составлена комикс-картинка иллюстрирующая невежд, отрицающих мероприятия по профилактике. Проведены брифинги с учащимися и тренинги показательные упражнения с 5-11 класс, результатом совместной деятельности научились правильно определять искривления осанки. Правильно дышать, и умения корректировать нарушения осанки, каждый класс в группах моделировал постеры-листовки.

Y. Исходя из секрета заинтересованности участников

Анкетный опрос показал, что учащимся нравится такие виды деятельности, которые помогают научиться беречь здоровье.

Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности, воспитать у учащихся чувство личной ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих их людей. Для старшеклассников в контексте профилактики здорового образа жизни подготовлен вечер-чаепитие: «Фиточаи - укрепляют здоровье», предложены

различные рецепты витаминных чаев, организована дегустация чаев.

YI. Исходя из секрета истинности Совместно с психологом школы подготовлена и проведена конференция «Психолого-педагогические основы сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса», где обсуждены психологические, физические и социальные основы здоровьесбережения. Высказано много интересных мнений, сделаны фундаментальные, для личности школьника, выводы, которые были представлены в виде постеров.

YП. Исходя из секрета соответствия создаваемого задуманному и секрета заинтересованности участников

Организованны совместные творческие обсуждения - круглые столы по охране природы собственного края и в частности территории Лисьего носа, которые вызвали особенно оживленные дискуссии. Было приведено много примеров загрязнений территории Лисьего Носа, особенно много нареканий вызвала тема утилизации мусора на берегу Финского залива предложены различные алгоритмы действий, которые могли бы помочь поселку очистить накопившийся, залежалый мусор., вовремя прочистить канавы, чтобы не распространяли инфекцию.

YШ. Исходя из секрета надежности получаемого результата

Проведен открытый урок в 7 классе, который показал разнообразную методическую работу с учащимися. Различные виды организации учащихся и технологии оценивания(взаимо самооценка. фронтальная оценка) из 24 учащихся отличные получили 55 % учащихся. Выводы и заключение Все учителя в ходе предметной декады проявили хорошие организаторские способности, создали праздничную творче-

Литература

1. Васильева Г.В. Индивидуальный план учащихся как перспективная форма организации их здоровьесбережения / Г.В. Васильева, В.Ф. Стафеев // Качество науки - качество жизни. 2013. № 2. С. 5556.

скую, семейную атмосферу. Учащиеся показали хорошие знания по предмету, умение применять знания в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных творческих вопросов. Мероприятия позволили развивать коммуникативные компетенции учащихся и мотивировать их на внедрение в более высокий уровень интеллектуальной, научно-творческой деятельности во благо себя, своей семьи и общества, во благо России.

Использование секретов здоровьесбе-режения в образовании направлено на то, чтобы содействовать учащимся в самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях. В этом плане крепкое здоровье человека является не только лично, но социально востребованным. Осуществление учащимися здорового образа жизни не противоречит социальным ценностям и социально востре-буемо. Кроме того, если здоровый образ жизнедеятельности человека не является самоцелью, а составляет аспект социально востребованной деятельности, то в этом можно видеть его социальную значимость. Отсюда можно заключить, что использование секретов здоровьесбережения в образовательных процессах востребовано не только лично или межлично, но и оказывается социально значимым.

Внедрение в практику образования использования секретов здоровьесбережения составляют важную предпосылку перспектив существования человеческой цивилизации. Находя свои истоки в образовании (варианты самореализации здорового образа жизнедеятельности), люди могут продолжать их далее, неся по жизни, передавая потомкам. Здоровый образ жизнедеятельности человека может стать его личной особенностью, своеобразным началом или продолжением семейных традиций.

2. Вашлаева Л.П. Здоровьесбережение учащихся - приоритет образования / Л.П. Вашлаева, Лысова И.А. // Профессиональное образование. 2007. № 7. С. 16-17.

3. Государственный образовательный стандарт основного общего образования

(проект) // Учительская газета, 14 января 1997. № 1, С.8-9.

4. Демаков А.В. Здоровьесбережение и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у учащихся в контексте ФГОС / А.В. Демаков, Е.А. Демако-ва, Т.И. Шишкина // Физиологические, педагогические и экологические проблемы здоровья и здорового образа жизни. сборник научных трудов IX Всероссийской научно-практической конференции. М., 2016. С. 85-92.

5. Десятов С.М. Педагогические условия создания здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса в массовой школе: автореф. дис...канд. пед. наук / С М. Десятов. Омск, 1999. 22 с.

6. Дронова М.Ю. Обеспечение здоро-вьесбережения и безопасности жизнедеятельности учащихся в педагогической системе современной школы / М.Ю. Дронова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 4. С. 24-28.

7. Ермакова М.А. Здоровьесбережение учащихся в образовательной среде школы как педагогическая проблема / М.А. Ермакова // Альманах молодой науки. 2014. № 3. С. 3-6.

8. Ермакова М.А. Модель процесса формирования индивидуального опыта здоро-вьесбережения у учащихся / М.А. Ермакова, Т.И. Меерзон, Н.В. Чуклова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 13 (230). С. 125-129.

9. Ермакова М.А. Теоретико-практические аспекты формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся / М.А. Ермакова, Н.В. Сократов, Т.И. Меер-зон // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. № 12 (188). С. 112-116.

10. Ермакова М.А. Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы : автореф. дис. . канд. пед. наук / М.А. Ермакова. Самара, 2008. 23 с.

11. Ермакова М.А. Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы:

дис. . канд. пед. наук / М.А. Ермакова. Самара, 2008. 139 с.

12. Ермакова М.А. Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы / М.А. Ермакова, С.С. Коровин, Г.М. Поль-ко. Уфа, 2010. 140 с.

13. Закамерная Е.И. Здоровьесбережение учащихся на уроках технологии / Е.И. За-камерная // Современные технологии в мировом научном пространстве. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. Пермь, 2017. С. 51-53.

14. Ившина Е.В. Дифференцированный подход как фактор здоровьесбережения учащихся при решении задач на уроке физики / Е.В. Ившина // Проблемы школьного и дошкольного образования. Материалы VII регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики -в деятельность образовательных учреждений» (с международным участием). Глазов, 2016. С. 612-616.

15. Казакевич Н.Н. Реализация функции здоровьесбережения учащихся основной школы в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности / Н.Н. Казакевич, А.В. Немковская, М.О. Федорович // Образование и социализация личности в современном обществе. материалы XI Международной научной конференции. Красноярск, 2018. С. 397-400.

16. Кофанова Л.В. Проблемы здоровьесбе-режения учащихся в теории и практике современного образования / Л.В. Кофанова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 1 (27). С. 66-72.

17. Матис Л.А. Формирование системы здоровьесбережения учащихся в условиях ФГОС / Л.А. Матис, ЕВ. Чиркова // Вестник научных конференций. 2019. № 9-2 (49). С. 90-91.

18. Недобой А.В. Проблема здоровьесбе-режения учащихся школы на уроках математики / А.В. Недобой // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности детей и пути их решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией Н.В. Тимушкиной, Д.В. Воробьева. Саратов, 2017. С. 304-306.

19. Невзорова А.В. Современные формы работы педагогов по здоровьесбережению учащихся начальной школы / А.В. Невзорова, А.П. Климов // Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы. Международная конференция «Чтения Ушинского» педагогический факультет ЯГПУ. Ярославль, 2015. С. 50-54.

20. Новик Л.В. Проблема здоровьесбере-жения в исследовательских работах учащихся по информатике / Л.В. Новик // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества. материалы VI международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2016. С. 144-148.

21. Сериков С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах / С.Г. Сериков. Шадринск, 2001. 320 с.

22. Сидоров С.В. Здоровьесбережение учащихся в школе, работающей в режиме

инновационного развития / С.В. Сидоров // Социосфера. 2012. № 2. С. 74-76.

23. Стафеев В.Ф. Опыт индивидуального планирования учащимися личного здоро-вьесбережения / В.Ф. Стафеев, Г.В. Васильева // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2015. № 1. С. 1619.

24. Харевич Т.В. Приоритетные направления работы учреждения образования по здоровьесбережению учащихся / Т.В. Ха-ревич, Н.А. Пиунова, П.М. Якименко // Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2012. Т. 1. № 2-1. С. 249-254.

25. Ягудина Р.Р. Формирование компетенций здоровьесбережения учащихся на уроках и во внеурочной деятельности / Р.Р. Ягудина // Инновации в современной науке. Материалы II Международного осеннего симпозиума. Москва, 2013. С. 167-173.

Для цитирования: Шварц A.A. Десять секретов здоровьесбережения учащихся: из опыта работы / А.А. Шварц // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Том 1. № 1. C. 47-59.

Сведения об авторе

Шварц Алла Александровна учитель биологии. Средняя общеобразовательная школа № 438. Санкт-Петербург, Россия. alsanales@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2020. vol. 1, no. 1. pp. 47-59.

TEN SECRETS OF STUDENT HEALTH SAVING: FROM WORK EXPERIENCE Shvartz A.A.

Secondary school no. 438, Saint Petersburg, Russia. alsanales@mail.ru

Abstract. The author reveals the experience of working on the formation of students ' knowledge about health care and active involvement of students themselves in this process. Relevance. One of the most important goals of education is the harmonious development of the individual. However, the harmonious development of the individual implies not only the achievement of a high level of education, but also good human health.

The problem: on the one hand, the need for a deep, versatile education, and on the other, a sharp deterioration in the health of school graduates.

Purpose: to compare the tasks of developing students ' education with the tasks of preserving their

health in educational processes.

Tasks:

- to formulate the basic concepts of the school of joy school is kind of how the idea of "positive" and "healthy pedagogy";

- to explore how the idea of goodness "Kindness, kindness, mellowness" to build "health-saving

pedagogy»;

- to formulate the secrets of health-saving students that would help to activate the students themselves in their own health-saving while studying at school;

- check the effectiveness of using health-saving technologies and the secrets of health-saving peda-

g°gy.

Research materials and Methods

The study involved 202 students and 10 teachers. Testing the functional state of the students ' body. Survey. Analysis of the results of educational activities. Analysis of students ' activity in organizing their own health care. Method of projects in the organization of health-saving activities of students. Results and discussion. The lack of formation of a health culture directly depends on the insufficient level of objective knowledge about health. There was an increase in the level of awareness in the organization of students ' own health-saving activities in 100 % of the study participants. The activity of the individual in creating a health-saving personal space has increased in 80 % of schoolchildren.

Conclusions. The use of health-saving secrets contributes to a significant increase in students ' awareness of healthy lifestyles.

Keywords: health care, health building, healthy lifestyle, health secrets.

References

1. Vasileva G.V., Stafeev V.F. Individualnyiy plan uchaschihsya kak perspektivnaya forma organizatsii ih zdorovesberezheniya [Individual plan of students as a promising form of organization of their health saving]. Kachestvo nauki - kachestvo zhizni [The quality of science is the quality of life]. 2013. no. 2. pp. 55-56. (In Russ.).

2. Vashlaeva L.P., Lyisova I.A. Zdo-rovesberezhenie uchaschihsya - prioritet obrazovaniya [Health saving of students -priority of education]. Professionalnoe obra-zovanie [Professional education]. 2007. no. 7. pp. 16-17. (In Russ.).

3. Gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart osnovnogo obschego obrazovaniya (proekt) [State educational standard of basic General education (project)]. Uchitelskaya gazeta [Teacher's newspaper], January 14, 1997. no. 1, P. 8-9. (In Russ.).

4. Demakov A.V., Demakova E.A., Shishkina T.I. Zdorovesberezhenie i formirovanie kul-turyi zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni u uchaschihsya v kontekste FGOS [Health saving and formation of culture of healthy and safe lifestyle in students in the context of the Federal state educational standard]. Fiziolog-icheskie, pedagogicheskie i ekologicheskie problemyi zdorovya i zdorovogo obraza zhizni. sbornik nauchnyih trudov IX Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii [Physiological, pedagogical and environmental problems of health and healthy

lifestyle. collection of scientific papers of the IX all-Russian scientific and practical conference]. Moscow, 2016. Pp. 85-92. (In Russ.).

5. Desyatov S.M. Pedagogicheskie usloviya sozdaniya zdorovesberegayuschey sistemyi organizatsii obrazovatelnogo protsessa v massovoy shkole: avtoref. dis...kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for creating a health-saving system for organizing the educational process in a mass school. Abstract of thesis]. Omsk, 1999. 22 p. (In Russ.).

6. Dronova M.Yu. Obespechenie zdo-rovesberezheniya i bezopasnosti zhizned-eyatelnosti uchaschihsya v pedagogicheskoy sisteme sovremennoy shkolyi [Ensuring the health and safety of students ' life in the pedagogical system of a modern school]. Ekonomicheskie i gumanitarnyie issledovani-ya regionov [Economic and humanitarian research of regions]. 2013. no. 4. pp. 24-28. (In Russ.).

7. Ermakova M.A. Zdorovesberezhenie uchaschihsya v obrazovatelnoy srede shkolyi kak pedagogicheskaya problema [Health saving of students in the educational environment of the school as a pedagogical problem]. Almanah molodoy nauki [Almanac of young science]. 2014. no. 3. pp. 3-6. (In Russ.).

8. Ermakova M.A., Meerzon T.I., Chuklova N.V. Model protsessa formirovaniya individ-ualnogo opyita zdorovesberezheniya u uchaschihsya [Model of the process of formation of individual health-saving experience in students]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosu-

darstvennogo universiteta. Seriya: Obra-zovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the South Ural state University. Series: Education. Pedagogical science]. 2011. no. 13 (230). pp. 125-129. (In Russ.).

9. Ermakova M.A., Sokratov N.V., Meerzon T.I. Teoretiko-prakticheskie aspektyi formi-rovaniya individualnogo opyita zdorovesbere-zheniya u uchaschihsya [Theoretical and practical aspects of the formation of individual health-saving experience in students]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the South Ural state University. Series: Education. Pedagogical science]. 2010. no. 12 (188). pp. 112-116. (In Russ.).

10. Ermakova M.A. Formirovanie individual-nogo opyita zdorovesberezheniya u uchaschihsya v obrazovatelnoy srede shkolyi: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of individual experience of health saving in students in the educational environment of the school. Abstract of thesis]. Samara, 2008. 23 p. (In Russ.).

11. Ermakova M.A. Formirovanie individual-nogo opyita zdorovesberezheniya u uchaschihsya v obrazovatelnoy srede shkolyi : dis. ... kand. ped. nauk [Formation of individual experience of health saving in students in the educational environment of the school. Thesis]. Samara, 2008. 139 p. (In Russ.).

12. Ermakova M.A., Korovin S.S., Polko G.M. Formirovanie individualnogo opyita zdorovesberezheniya u uchaschihsya v obra-zovatelnoy srede shkolyi [Formation of individual experience of health saving in students in the educational environment of the school]. Ufa, 2010. 140 p. (In Russ.).

13. Zakamernaya E.I. Zdorovesberezhenie uchaschihsya na urokah tehnologii [Health protection of students in the classroom technology]. Sovremennyie tehnologii v mirovom nauchnom prostranstve. sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 6 chastyah [Modern technologies in the world scientific space. collection of articles of the International scientific and practical conference: in 6 parts]. Perm. 2017. Pp. 51-53. (In Russ.).

14. Ivshina E.V. Differentsirovannyiy podhod kak faktor zdorovesberezheniya uchaschihsya

pri reshenii zadach na uroke fiziki [Differentiated approach as a factor of health saving of students when solving problems in the physics lesson]. Problemyi shkolnogo i dosh-kolnogo obrazovaniya. Materialyi VII region-alnogo nauchno-prakticheskogo seminara «Dostizheniya nauki i praktiki - v deyatelnost obrazovatelnyih uchrezhdeniy» (s mezhdu-narodnyim uchastiem) [Problems of school and preschool education. Materials of the VII regional scientific and practical seminar " Achievements of science and practice-in the activities of educational institutions "(with international participation)]. Glazov, 2016. Pp. 612-616. (In Russ.).

15. Kazakevich N.N., Nemkovskaya A.V., Fedorovich M.O. Realizatsiya funktsii zdo-rovesberezheniya uchaschihsya osnovnoy shkolyi v protsesse obucheniya osnovam be-zopasnosti zhiznedeyatelnosti [Implementation of the health-saving function of primary school students in the process of learning the basics of life safety]. Obrazovanie i sotsi-alizatsiya lichnosti v sovremennom obsch-estve. materialyi XI Mezhdunarodnoy nauch-noy konferentsii [Education and socialization of the individual in modern society. proceedings of the XI International scientific conference]. Krasnoyarsk, 2018. Pp. 397-400. (In Russ.).

16. Kofanova L.V. Problemyi zdorovesberezheniya uchaschihsya v teorii i praktike sov-remennogo obrazovaniya [Problems of health saving of students in the theory and practice of modern education]. Obrazovanie. Nauka. Innovatsii: Yuzhnoe izmerenie [Education. The science. Innovation: the southern dimension]. 2013. no. 1 (27). pp. 66-72. (In Russ.).

17. Matis L.A., Chirkova E.V. Formirovanie sistemyi zdorovesberezheniya uchaschihsya v usloviyah FGOS [Formation of the health-saving system of students in the conditions of the Federal state educational system]. Vestnik nauchnyih konferentsiy [Bulletin of scientific conferences]. 2019. no. 9-2 (49). pp. 90-91. (In Russ.).

18. Nedoboy A.V. Problema zdorovesbere-zheniya uchaschihsya shkolyi na urokah ma-tematiki [The Problem of health saving of school students in math lessons]. Aktualnyie problemyi bezopasnosti zhiznedeyatelnosti deteyi puti ih resheniya. Materialyi Vse-

rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii s mezhdunarodnyim uchastiem [Actual problems of children's life safety and ways to solve them. Materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation]. Saratov, 2017. Pp. 304306. (In Russ.).

19. Nevzorova A.V., Klimov A.P. Sovremen-nyie formyi rabotyi pedagogov po zdo-rovesberezheniyu uchaschihsya nachalnoy shkolyi [Modern forms of work of teachers on health care of primary school students]. Doshkolnoe i nachalnoe obrazovanie: sov-remennyie metodicheskie podhodyi [Preschool and primary education: modern methodological approaches]. Yaroslavl, 2015. Pp. 50-54. (In Russ.).

20. Novik L.V. Problema zdorovesberezheni-ya v issledovatelskih rabotah uchaschihsya po informatike [The Problem of health saving in research works of students in computer science]. Obrazovanie kak faktor razvitiya intel-lektualno-nravstvennogo potentsiala lichnosti i sovremennogo obschestva. materialyi VI mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Education as a factor in the development of intellectual and moral potential of the individual and modern society. proceedings of the VI international scientific conference].Saint Petersburg, 2016. Pp. 144-148. (In Russ.).

21. Serikov S.G. Zdorovesberezhenie uchaschihsya v obrazovatelnyih protsessah [Health Care of students in educational processes]. Shadrinsk, 2001. 320 p. (In Russ.).

22. Sidorov S.V. Zdorovesberezhenie

uchaschihsya v shkole, rabotayuschey v rezhime innovatsionnogo razvitiya [Zdorovesberezhenie students in a school operating in the mode of innovative development]. Sotsiosfera [Sociosphere]. 2012. no. 2. pp. 7476. (In Russ.).

23. Stafeev V.F., Vasileva G.V. Opyit indi-vidualnogo planirovaniya uchaschimisya lichnogo zdorovesberezheniya [Experience of individual planning by students of personal health saving]. Zdorove, demografiya, ekologiya finno-ugorskih narodov [Health, demography, ecology of Finno-Ugric peoples]. 2015. no. 1. pp. 16-19. (In Russ.).

24. Harevich T.V., Piunova N.A., Yakimenko P.M. Prioritetnyie napravleniya rabotyi uchrezhdeniya obrazovaniya po zdo-rovesberezheniyu uchaschihsya [Priority areas of work of educational institutions for health protection of students]. Psihologicheskoe so-provozhdenie obrazovatelnogo protsessa [Psychological support of the educational process]. 2012. T. 1. no. 2-1. pp. 249-254. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Yagudina R.R. Formirovanie kompe-tentsiy zdorovesberezheniya uchaschihsya na urokah i vo vneurochnoy deyatelnosti [Formation of health-saving competencies of students in the classroom and in extracurricular activities]. Innovatsii v sovremennoy nauke. Materialyi II Mezhdunarodnogo osennego simpoziuma [Innovations in modern science. Proceedings of the II international autumn Symposium]. Moscow, 2013. Pp. 167-173. (In Russ.).

Поступила в редакцию 20.10.2020. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 25.10.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.