Научная статья на тему 'Деструктивные новообразования личности учителя на разных этапах профессионализации'

Деструктивные новообразования личности учителя на разных этапах профессионализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1004
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / АГРЕССИЯ / ЭКСГИБИЦИОНИЗМ (ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ) / ДОМИНАНТНОСТЬ (ДИРЕКТИВНОСТЬ) / КОНСЕРВАТИЗМ (РИГИДНОСТЬ) / DESTRUCTIVE PERSONALITY "TUMORS" / PERSON'S SELF-ESTIMATION / EXHIBITIONISM (OSTENTATION) / DOMINANCE (DIRECTIVENESS) / CONSERVATISM (RIGIDITY) / PROFESSIONAL DESTRUCTIONS / PROFESSIONAL DEFORMATIONS / PROFESSIONALIZATION / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ненарт Е. О., Пронин С. П.

В статье представлено исследование, в ходе которого установлены характерные закономерности развития деструктивных новообразований личности учителя на различных этапах его профессиональной деятельности. Затронута проблема изучения профессиональных деструкций и их влияния на личностное и профессиональное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESTRUCTIVE TEACHER'S PERSONALITY «TUMOR» AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONALIZATION

The article deals with the study which has revealed the typical development regularities of destructive teacher's personality «tumors» at different stages of his career. The author also analyses the problem of professional destructions studying and the destructions influence on the personal and professional development.

Текст научной работы на тему «Деструктивные новообразования личности учителя на разных этапах профессионализации»

УДК 159.9

ДЕСТРУКТИВНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

© 2010 Е.О.Ненарт, С.П.Пронин

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 18.11.2009

В статье представлено исследование, в ходе которого установлены характерные закономерности развития деструктивных новообразований личности учителя на различных этапах его профессиональной деятельности. Затронута проблема изучения профессиональных деструкций и их влияния на личностное и профессиональное развитие.

Ключевые слова: деструктивные новообразования личности, профессиональные деструкции, профессиональные деформации, профессионализация, самооценка личности, агрессия, эксгибиционизм (демонстративность), доминантность (директивность), консерватизм (ригидность).

Профессиональная деятельность человека во многом задает вектор развития его личности. Вместе с тем и сама личность работника оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности. Проблема влияния прфессии на личность и личности на профессиональную деятельность периодически возникает в фокусе внимания ряда отечественных (В.С.Агапов, О.С.Анисимов, С.П.Безносов, Р.М.Грановская, А.А.Деркач, В.Г.За-зыкин, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, А.К.Маркова, Н.С.Пряжников, Е.И.Рогов, И.А.Хо-менко и др.) и зарубежных ученых (А.Адлер, К.Маслач, Э.Фромм, К.Чернисс и др.), но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной проблема влияния профессиональной деятельности на процесс (де)формирования личности.

Научный и практический интерес к исследованию причин развития профессиональных де-струкций субъекта труда, обусловлен как глобальными трансформациями общества, кардинальными преобразованиями «вещественной» и духовной среды обитания человека, так и вполне понятным кругом практических задач в области профессионального труда - повышении эффективности, результативности и качества труда. Особо следует выделить, что приоритетное место по числу публикаций, отражающих проблему профессиональных деструкций, занимают работы, посвященные педагогам. Кардинальные изменения системы образования, обусловленные социальным заказом на воспитание молодого поколения, с учетом динамично изме-

Ненарт Евгения Олеговна, старший преподаватель кафедры психологии. E-mail: nenart@mail. ru Пронин Сергей Павлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии. E-mail: proninsp@gmail. com

няющейся экономической и политической жизни российского государства, послужили мотивом повышения требований к профессионализму, компетентности педагога, повышенного внимания к результативности его профессиональной деятельности.

На сегодняшний день педагоги оказались в ситуации, когда вынуждены доказывать свою профессиональную состоятельность. Это приводит к негативным переживаниям и возникновению мотивационно-эмоциональных деформаций и деструкций личности1. К наиболее общим факторам, инициирующим развитие профессиональных деструкций, исследователи относят: возрастные изменения, профессиональную усталость, профессиональные заболевания и кризисы, напряженные условия труда, интенсивное общение с другими людьми, нововведения, многолетнее выполнение одной и той же деятельности и др.2. Наиболее изученным видом профессиональных деструкций являются профессиональные деформации. В психологии труда основательно исследованы проблемы профессионального старения, обеспечения надежности труда, повышения работоспособности, а также виды профессиональной деятельности, связанные с неблагоприятными и экстремальными условиями труда. А.М.Новиков подчеркивает необходимость смены места работы, должности и квалификации работников. Если человек всю жизнь работает на одном и том же месте, то это приводит, по мнению исследователя, к деграда-

1 Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: 2004. - С. 210.

2 Безносов С.П. Профессиональная деформация и вос-

питание личности // Психологическое обеспечение социального развития человека / Под ред. А.А.Крылова.

Вып 13. - Л.: 1989. - С. 48.

ции личности3. Таким образом, многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов.

Существенное влияние на формирование личностных особенностей, детерминированных профессий, оказывает самооценка человека. Её отклонение от адекватной ускоряет и усиливает профессиональную деформацию личности. Это обнаруживается в особенностях установок и стереотипах поведения, наблюдается затруднение общения, прежде всего вне профессиональной среды деформированной личности. Однако, если профессиональные установки начинают распространяться на непрофессиональные сферы, это неблагоприятно влияет на работу и на общение в быту. Мера экспансии рабочих навыков на другие сферы общения и излишнее заполнение ими профессиональной деятельности зависят от самооценки человека, способности критически относиться к себе, способность своевременно корректировать свои привычные формы поведения. Исследования А.Реан показали, что образ «Я» у педагогов наиболее отдален от идеала по таким качествам, как уступчивость, лидерство и доверчивость (методика Ли-ри). Причем по лидерству отклонение отрицательное, а по двум другим качествам - положительное. Это означает, что лидерство, по самооценке педагогов, выражено у них недостаточно; имеется желание развивать в себе это качество, приближаясь к «идеальному» образу педагога-профессионала. Но фактически исследование сформированности «лидерства» у педагогов показало, что оно у них достаточно выражено и соответствует адаптивному уровню развития. Дальнейшее усиление этой тенденции свидетельствует о формировании дезадаптивно-го варианта развития по нарастанию авторитарности и связанности с такими качествами личности, как властность и деспотичность4.

Огромная важность изучения педагогической агрессии как профессиональной деструкции педагогов вытекает из запросов практики. Ведь чем агрессивней поведение самого педагога, тем агрессивнее поведение его воспитанников. Агрессивные, уничижающие ребенка методики до сих пор преподаются в некоторых педагогических вузах - приемы публичного разоблачения, противопоставление всего детского коллектива одному провинившемуся и т.п. Таким образом, агрессивный педагог фактически провоцирует

3 Новиков А.М. Профессиональное образование России. - М.: 1997. - С. 33.

4 Шорохова Е.В Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: 1975. - С. 63 - 71.

агрессивное поведение детей. В этом и проявляются негативные последствия педагогической агрессии. Но страдают от данной профессиональной деструкции не только дети, но и сами педагоги. Педагог, подверженный педагогической агрессии, не может претендовать на эффективность осуществляемого им учебно-воспитательного процесса, так как известно, что для достижения этой эффективности необходим благоприятный психологический климат в группе. Таким образом, учебно-воспитательный процесс не приносит агрессивному педагогу ожидаемых результатов. И как следствие, такой педагог испытывает неудовлетворенность выбранной профессией, неуверенность в своих силах, педагогических знаниях, профессиональной компетенции5.

Следующая деструкция, рассмотренная в нашем исследовании - ригидность, является чертой личности, единодушно относимой психологами к числу наиболее важных. Она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Или, иначе говоря, ригидность - тенденция к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения. Под влиянием ригидности у личности усиливаются такие черты как консервативность, шаблонность. Ригидность может негативно повлиять на гибкость поведения человека, если условия, ситуации меняются быстро и неожиданно. Ригидность в когнитивной сфере отражает нарушение способности принимать чужую внешнюю оценку, что приводит к трудностям осознания собственных психологических проблем, актуального состояния, мотивов и потребностей. Ригидность в поведенческой сфере приводит к ограничению числа стереотипов поведения, к неадекватному применению имеющегося арсенала поведенческих стратегий и отказу от расширения их числа за счет новых. Ригидность в эмоциональной сфере снижает возможность гибкого отреагирования эмоций и приводит к проявлению неадекватных фиксированных эмоциональных реакций, которые обусловливают психологические механизмы формирования синдрома «эмоционального выгорания»6.

5 Егорова Н.Н. Психологические аспекты проблемы учета в работе социального педагога проявления педагогической агрессии как профессиональной деструкции педагогов // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике. Сб. мат. конф. - Вып. 2. - М.: 2003. - С. 25 - 29.

6 Митин Г.В. Психологические условия восстановления здоровья педагогов: Автореферат диссертации к.пс.н. -М.: 2002.

Эксгибиционизм или демонстративность -еще одно наиболее распространенное деструктивное новообразование личности учителя в процессе его профессионализации. Это качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальном поведении, демонстрации своего превосходства, в позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения7.

Доминантность или директивность, так же является одной из ярко выраженных педагогических деструкций. Обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Работа педагога создает благоприятные условия для удовлетворения потребности во власти, в подавлении других и самоутверждения за счет учащихся. В арсенале всегда имеются средства воздействия на учащегося (поставить двойку, выдворить из класса, отвести к директору, приклеить обидный ярлык, вызвать родителей и пр.)8.

Педагог посредством власти и силы самоутверждается, однако, это самоутверждение имеет деструктивный характер, так как он постепенно утрачивает зачатки способности к эмпатии. В противоположность ей могут развиваться черты психологического садиста, для которого свойственно испытывать чувство удовлетворения (если не удовольствия) от причиняемых жертве страданий. При этом для того, чтобы сохранить позитивный «образ Я», учитель прибегает к разного рода психологическим защитам (вытеснению, рационализации, проекции и т.п.). В любом случае важно осознавать потенциальную опасность того, что ролевая предопределенность, в том числе априори доминирующая позиция педагога, могут стать источниками лич-ностно-профессиональных деформаций. Среди них - отчужденность педагога от объекта профессиональной деятельности (как следствие обезличенного общения и взаимодействия), стереотипность и шаблонность поведения, диктуемого ролевыми сценариями, ригидность мышления, ограниченного ролевым взглядом на действительность, формирование агрессивных черт личности и т.п. Ролевой характер взаимодействия наиболее ярко проявляется в одной из профессиональных функций педагога - в оценивании. При определенных условиях, гипер-

7 Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: 2002. - С. 32.

8 Там же.

трофируясь, эта функция усиливает деформирующее влияние рассматриваемого фактора. Учитель, наделенный правом профессионально оценивать очень узкий круг явлений: правильность конкретных учебных действий, грамотность, точность ответов, если они вообще могут быть однозначно оценены, и т.д., - нередко экстраполирует это свое право на сферы, не поддающиеся оцениванию. Объектом его оценок становятся личностные качества учащихся, их привычки, особенности внешности и одежды, образ жизни родителей и т.п. При этом учитель чаще всего искренне не замечает некорректности подобной ситуации. Исследователями замечено, что чем больше проблем и трудностей испытывает педагог в своей деятельности, чем менее он в ней успешен, тем более негативными оценками наделяются его ученики («им ничего не интересно», «случайно попали в сильный класс», «абсолютно инертные и безответственные» и т.д.)9. Иными словами, гипертрофированное развитие важных качеств превращает их в собственную противоположность, снижая эффективность педагогического труда, затрудняя жизнедеятельность учителя. Подобное отклонение от оптимального развития мы считаем личностно-профес-сиональными деформациями. Личностными они могут быть названы в силу того, что педагогическая деятельность относится к разряду таких, в которых главным инструментом выступает личность самого работника. Следовательно, деформации подвергаются не отдельные психические свойства и процессы, а личностные качества. Профессиональная составляющая данного понятия обусловлена тем, что изменения происходят в процессе и в результате деятельности, под ее непосредственным воздействием и, в свою очередь, деформируют саму деятельность. Мы говорим о риске личностно-профес-сиональных деформаций как о возможной опасности, о том, что может, но не обязательно должно произойти10.

Опытно-поисковое исследование развития деструкций в зависимости от стажа профессиональной деятельности, осуществлялось при помощи 115 преподавателей в возрасте от 26 до 60 лет со стажем педагогической деятельности от 5 до 38 лет. В качестве контрольной группы были задействованы социальные работники (115 человек) в возрасте от 24 до 55 лет с подобным стажем профессиональной деятельности. Анализ полученных результатов позволил установить, что в сравнении с контрольной группой данные по всем исследуемым параметрам у

9 Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ): Учеб. пособ. - Ижевск: 1994. -С. 218.

учителей имеют тенденцию к росту с увеличением их профессионального стажа. Все данные были получены экспериментальным путем с применением методов математической и статистической обработки. Итак, при исследовании самооценки были получены следующие результаты (таб.1).

При использовании описательной статистики было выявлено среднее значение по стажу: у учителей при стаже от 5 до 10 лет - 0,4833; от 10 до 20 лет - 0,6933; от 20 лет и выше - 0,832. Виден определенный рост значений с увеличением стажа. В контрольной группе тенденция к росту не прослеживается, т.к. при стаже 20 лет и выше заметна тенденция к снижению - 0,552. При исследовании агрессии результаты таковы (см. таб 2).

У учителей при стаже от 5 до 10 лет среднее значение - 0,33; от 10 до 20 лет - 0,8667 и от 20 лет и выше - 1,4. У контрольной группы тенденция к росту не наблюдается, при стаже от 5 до 10 лет - 0,53; от 10 до 20 лет - 0,8677 и от 20 лет и выше - 0,7333. При исследовании ригидности: учителя со стажем 5 - 10 лет имеют среднее значение - 2,80; со стажем 10 - 20 лет - 7 и 20лет и выше - 14,13, что свидетельствует о явном росте показателя с увеличением стажа. В контрольной группе так же наблюдается тенденция к росту показателя, 5 - 10 лет -5,70; 10-20 лет стажа - 6,6 и от 20 лет и выше

- 12,4. Эксгибиционизм: учителя с педагогическим стажем 5 - 10 лет - 0,90; 10 - 20 лет -1,8 и 20 лет и выше - 2,1. В контрольной группе наблюдается тенденция к снижению среднего значения, при стаже от 20 лет и выше - 0,4. Директивность: так же отмечен рост среднего значения уровня директивности с ростом профессионального стажа у учителей при стаже 510 лет - 0,20; от 10 до 20 лет - 0,6; 20 лет и выше - 1,66. В контрольной группе среднее значение уменьшается, не смотря на увеличения стажа работы, 5 - 10 лет - 0,86; 10 - 20 лет -0,66; 20 лет и выше - 0,53.

Итак, по полученным данным можно сделать следующий вывод: исследование данных профессиональных деформаций выявило тенденцию к увеличению их уровня выраженности по мере увеличения стажа педагогической деятельности. Можно предположить, что наиболее деформирующее влияние уровни самооценки, педагогической агрессии, ригидности, эксгибиционизма и директивности оказывают при стаже работы от 20 и выше лет профессиональной деятельности. Безусловно, дальнейшее изучение подобной проблематики необходимо как в теоретическом, так и практическом плане.

10 Осницкий А.В. Психологические проявления дезадаптации личности учителя в педагогической деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб.: 1999. - С. 93.

Таб.1. Исследование самооценки

Самооценка Пуни (учителя)

Стаж

ч 5 - 10 лет 10 - 20 лет 20 и выше

к к щ 0,4833 0,6933 0,832

й К со

Самооценка Пуни (контрольная группа)

Стаж

« к 5 - 10 лет 10 - 20 лет 20 и выше

к щ 0,578 0,6327 0,552

со

Таб.2. Исследование агрессивности

Агрессивность (Hand-Test) (учителя)

Стаж

5 - 10 лет 10 - 20 лет 20 и выше

к щ 0,33 0,9667 1,4

со

Агрессивность (Hand-Test) (контрольная группа)

Стаж

« к 5 - 10 лет 10 - 20 лет 20 и выше

к щ к со 0,53 0,8677 0,7333

DESTRUCTIVE TEACHER'S PERSONALITY «TUMOR» AT DIFFERENT STAGES

OF PROFESSIONALIZATION

© 2010 E.O.Nenart, S.P.Pronin

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article deals with the study which has revealed the typical development regularities of destructive teacher's personality «tumors» at different stages of his career. The author also analyses the problem of professional destructions studying and the destructions influence on the personal and professional development.

Key words: destructive personality «tumors», professional destructions, professional deformations, professionali-zation, person's self-estimation, aggression, exhibitionism (ostentation), dominance (directiveness), conservatism (rigidity).

o

Nenart Evgeniya Olegovna, Senior Lecturer of the Psychology department. E-mail: nenart@mail. ru Pronin Sergey Pavlovich, Cand. Sc. in Psychology, Associate Professor of the General and Applied Psychology department. E-mail: proninsp@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.