Научная статья на тему 'Управленческая деятельность по преодолению профессиональных деформаций педагогов колледжа'

Управленческая деятельность по преодолению профессиональных деформаций педагогов колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Третьякова Вера Степановна, Мухлынина Ольга Викторовна

В статье рассмотрена организация психодиагностической работы по выявлению уровня профессиональных деформаций у преподавателей колледжа. Выявлены взаимосвязи между профессиональными деформациями преподавателей и свойствами их личности. Предложены стратегии и тактики оптимизации управленческой деятельности по предупреждению и снижению профессиональных деструкций у педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Третьякова Вера Степановна, Мухлынина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческая деятельность по преодолению профессиональных деформаций педагогов колледжа»

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

| 55

Управленческая деятельность по преодолению профессиональных деформаций педагогов колледжа*

щ

9

ТРЕТЬЯКОВА Вера Степановна,

доктор филологических наук, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Аннотация

В статье рассмотрена организация психодиагностической работы по выявлению уровня профессиональных деформаций у преподавателей колледжа. Выявлены взаимосвязи между профессиональными деформациями преподавателей и свойствами их личности. Предложены стратегии и тактики оптимизации управленческой деятельности по предупреждению и снижению профессиональных деструкций у педагогов

Ключевые слова:

педагогические кадры, профессиональные деформации, диагностика профессиональной деформации, управленческая деятельность, технолого-пе-дагогический колледж

МУХЛЫНИНА Ольга Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Развитие и совершенствование существующей системы образования предполагает внедрение новых подходов к управлению образовательным учреждением, его педагогическими кадрами. Сегодня успешная управленческая деятельность базируется на способностях руководителя оперативно анализировать окружающую среду, внутреннюю ситуацию, брать на себя ответственность за принятие решений, прогнозировать и вовремя корректировать неблагоприятные внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность функционирования учреждения.

Известно, что базисом любого образовательного учреждения являются квалифицированные педагогические кадры. Сохранение работоспособности педагогических работников, их психического и физического здоровья, поддержание удовлетворенности трудом, высокой мотивации к обучению и развитию педагогического мастерства — все это является залогом эффективного управления педагогической системой образовательной организации.

В ходе освоения деятельности у педагогов развиваются профессионально важные качества, способности, умения, навыки,

* Исследование выполнено при финан- Третьякова В. С., Мухлынина О. В. Управленческая деятельность по преодоле-совой поддержке рффи в рамках проек- нию профессиональных деформаций педагогов колледжа // Профессиональное та № 18-013-01147. образование и рынок труда. — 2019. — № 1. — С. 55-65.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

помогающих успешно ее осуществлять. В то же время в связи с высокими эмоциональными нагрузками у педагогов часто развиваются профессиональные деформации — приобретенный стереотип профессионального поведения. Педагогическая деформация (англ. deformity — недостаток, изъян, уродство, порок) рассматривается как изменение структуры деятельности и личности педагога, которое негативно влияет на продуктивность труда и развитие личности педагога.

Актуальность изучения проблемы возникновения, профилактики и коррекции последствий деформаций объясняется сложностью природы данного феномена, широкой распространенностью в различных сферах деятельности, особенно среди представителей педагогической профессии, понижением качества выполнения профессиональных обязанностей. Важность обозначенной проблемы обусловлена не только необходимостью создания условий для сохранения психического здоровья педагогов, но и тем, что их профессиональные деформации оказывают непосредственное влияние на эмоциональное состояние и когнитивную эффективность учащихся. Все эти обстоятельства диктуют необходимость поиска путей решения данной проблемы, в том числе путем оптимизации управленческой деятельности.

Целью данной статьи является выявление взаимосвязи между личностными характеристиками и профессиональными деформациями педагога, а также определение стратегий и тактик оптимизации управленческой деятельности по преодолению профессиональных деформаций педагогических работников колледжа.

В исследовании использованы теоретические подходы к изучению феномена профессиональных деформаций Э. Ф. Зеера [4], Э. Э. Сыма-нюк, А. С. Иванищевой [5], Н. В. Назарука [6] и др.; модели и концепции преодолевающего поведения R. S. Lazarus, S. Folkman, A. D. Kanner [15; 16] и др.; модели индивидуальных способов поведения человека в трудных жизненных ситуациях M.-N. Vercambre [14], С. К. Нартовой-Бочавер [8] и др.; мотивационный подход к управлению образовательным учреждением, представленный в трудах В. Я. Назмутдинова [7], В. И. Зверевой [3], Д. А. Новикова [9] и др.

Ведущие методы исследования: теоретико-методологический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения и логического обобщения научной литературы, систематизации научных данных; экспериментальный метод, позволяющий комплексно рассмотреть проблему оптимизации управленческой деятельности по преодолению педагогических деформаций; эмпирические методы (наблюдение, беседа, психодиагностические методики); метод математического анализа; интерпретационный метод.

Следует отметить, что вопросы изучения профессиональных деструк-ций и профессиональных деформаций у педагогов нашли должное отражение в теории и практике психологической науки, однако множество проблем остаются нерешенными, в частности нахождение и обоснование эффективных методов оптимизации управленческой деятельности по предупреждению и преодолению профессиональных деструкций у педагогов.

Анализ литературы показывает, что профессиональные деформации — это явление, распространенное во всем мире [17]. Накопление профессиональных деформаций ученые связывают с возрастными особенностями личности, индивидуально-типологическими характеристиками и стажем работы по профессии, которые негативно отражаются на продуктивности труда и взаимодействии с иными участниками трудового процесса [4].

Изначально изучение проблемы было связано с тем, что исследователи стали выделять вредные производственные факторы, которые в определенных условиях могли привести работника к стойкому снижению работоспособности или заболеванию. Таким производственным фактором, провоцирующим возникновение деформаций у представителей педагогических профессий, является их принадлежность к профессиям субъект-субъектного типа. Этот класс профессий еще называют «человековедческими» или «помогающими», поскольку их особенность заключается в том, что и субъектом деятельности, и объектом его внимания является человек. Данная особенность определяет специфику труда педагога и особенно отчетливо проявляется в социально-психологическом аспекте: интенсивная психоэмоциональная деятельность, высокие уровни самоконтроля, эмпатии и сенситивности, когнитивной сложности (концентрация внимания, усвоение большого объема информации, овладение новыми технологиями), избыток разноплоскостных контактов в течение рабочего дня (учитель — ученик — родители — коллеги — руководство), нехватка времени, постоянно присутствующая социальная оценка и др. Данные характеристики профессиональной деятельности способствуют возникновению и развитию деформаций, что находит подтверждение в ряде отечественных исследований [1; 11-13].

Существующие научные положения были уточнены и расширены в результате эмпирического исследования среди педагогов для выявления «группы риска» — преподавателей, у которых в той или иной степени выражены профессиональные деформации1.

Цель исследования — определить стратегии и тактики, методы и приемы оптимизации управленческой деятельности по предупреждению и снижению профессиональных деструкций у педагогов образовательной организации.

В исследовании приняли участие 70 педагогов в возрасте от 24 до 72 лет различной профессиональной направленности (педагогической, технической, технологической и социально-экономической).

Исследование проводилось в три этапа.

1-й этап. Определение целей и методов исследования, методики сбора, анализа и обработки эмпирических данных.

2-й этап. Проведение констатирующего эксперимента для определения уровня и особенностей профессиональных деформаций у педагогов; анализ его результатов.

3-й этап. Разработка рекомендаций по оптимизации управленческой деятельности для преодоления профессиональных деформаций у педагогов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

1 Исследование проводилось среди педагогов Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа в период с 2017 по 2018 год.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

В ходе исследования было сделано предположение, что существуют значимые взаимосвязи между личностными характеристиками педагога, особенностями его педагогической деятельности и его профессиональными деформациями.

Для выявления уровня педагогических деформаций у преподавателей колледжа была использована методика диагностики профессиональной деформации личности педагога, разработанная Э. Ф. Зеером, и многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 РБ, форма В). Обработка результатов осуществлялась методами математического анализа данных. Статистическая обработка данных проводилась в компьютерной программе 8Р88-20.

По результатам исследования испытуемые (70 человек) были поделены две основные группы:

- первая группа (36 человек) — преподаватели, у которых не были выявлены профессиональные деформации (далее — группа «А»);

- вторая группа (34 человека) — преподаватели, у которых были выявлены профессиональные деформации (далее — группа «С»).

Средний стаж педагогической деятельности у педагогов в группе «А» составил 18,6 лет; в группе «С» — 19,6 лет.

Диагностика профессионально обусловленных деструкций преподавателей проводилась по шкалам: педагогическая агрессия, авторитарность, демонстративность, дидактичность, догматизм, доминантность, индифферентность, консерватизм, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие и поведенческий трансфер.

Результаты описательной статистики по методике диагностики профессиональной деформации личности педагога, разработанной Э. Ф. Зе-ером [4], представлены в таблице. Об отсутствии деформации можно судить, если выявленный показатель составляет менее 30% от максимального балла; о наличии слабовыраженной деформации можно говорить в тех случаях, если показатель составляет от 30 до 60% от максимального балла; деструкция ярко выражена, если показатель составляет более 60% от максимального балла.

Полученные результаты говорят о следующем:

- по шкале «Педагогическая агрессия» исследование показало, что в группе преподавателей с выраженными деформациями (группа «С») выявляется склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии;

- по шкале «Авторитарность» в обеих группах преподавателям не свойственны жесткая централизация процесса управления и преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний, а также нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма;

- по шкале «Демонстративность» показатели свидетельствуют о том, что в управленческой деятельности преподаватели обеих групп ситуативно используют такие средства, как самоутверждение на фоне профессионального коллектива, демонстрацию своего превосходства, а также бывают чрезмерно эмоциональными;

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Результаты описательной статистики по методике диагностики профессиональной деформации

личности педагога

Шкалы Уровень показателя Группа «А» Уровень показателя Группа «С»

Педагогическая Низкий (Хср=1,69; Хтт = 0; Хтах = / ; Средний (Хср = 6, 32); Хтт = 0;

агрессия Б = 1,47) Хтах = 16; Б = 3,78

Авторитарность Низкий (Хср = 1,97; Хтт = Б = 1,781) = 0; Хтах = 6; Низкий (Хср = 3,38; Хтт = 0; Хтах = 8; Б = 2,349)

Демонстративность Средний (Хср=6,17; Хтт : Б = 2,501) = 0; Хтах = 11; Средний (Хср = 6,74; Хтт = 0; Хтах = 14; Б = 3,519)

Дидактичность Средний (Хср = 4,06; Хтт 0; Б = 1,308) = 0; Хтах = 6, Средний (Хср= 4,18; Хтт = 0; Хтах = 8; Б = 2,622)

Догматизм Низкий (Хср = 3,47; Хтт = Б = 1,444) = 0; Хтах= 6,0; Низкий (Хср = 2, 94; Хтт = 0; Хтах = 7; Б = 3,064)

Доминантность Низкий (Хср = 3,00; Хтт = Б = 1,912) = 0; Хтах= 7; Средний (Хср = 5,12; Хтт = 0; Хтах = 10; Б = 2,672)

Индифферентность Низкий (Хср = 2,83; Хтт = Б = 1,363 ) = 0; Хтах = 6; Низкий (Хср = 2,94; Хтт = 0; Хтах = 7; Б = 1,496)

Консерватизм Низкий (Хср = 2,25; Хтт = Б = 1,645) = 0; Хтах = 6,0; Средний (Хср = 3,82; Хтт = 0; Хтах = 8; Б = 2,468)

Ролевой Средний (Хср = 3,00; Хтт = 0; Хтах = 7,0; Средний (Хср = 3,71; Хтт = 0;

экспансионизм Б = 1,604) Хтах = 9; Б = 2,277)

Социальное Низкий (Хср = 3,0; Хтт = 1; Хтах = 6,0; Низкий (Хср = 3,72; Хтт = 0;

лицемерие Б = 1,614) Хтах = 9; Б = 2,284)

Поведенческий Низкий (Хср = 2,25; Хтт = = 0; Хтах = 6,0; (Хср = 3,09; Хтт = 0; Хтах = 8;

трансфер Б = 1,556) Б = 2,050)

- по шкале «Дидактичность» показатели свидетельствуют о том, что преподаватели обеих групп используют в своей работе назидательность, нравоучительность, поучительность;

- по шкале «Догматизм» результат показал, что преподаватели обеих групп склонны к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности проблемной ситуации;

- по шкале «Доминантность» можно сделать вывод: у преподавателей группы «С» наблюдается склонность к распоряжениям, приказам, требовательность, безапелляционность, нетерпимость к критике коллег;

- по шкале «Индифферентность» данные показывают, что преподавателям обеих групп не свойственны равнодушие, бесчувственность, безучастие, апатичность;

- по шкале «Консерватизм» показатели в группе «С» говорят о предубеждении преподавателей к нововведениям, приверженности к устоявшимся технологиям, настороженному отношению к творческим работникам. Они склонны к применению стереотипных приемов, постепенно превращающихся в штампы;

- по шкале «Ролевой экспансионизм» показатели свидетельствуют о том, что у преподавателей обеих групп ситуативно проявляется фик-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

сация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях; преобладают обвинительные и назидательные суждения — преувеличение значения своей роли; ролевое поведение за пределами учреждения;

- по шкале «Социальное лицемерие»: для педагогов обеих групп не свойственны склонность к морализаторству, вера в собственную нравственную непогрешимость, вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения, неискренность чувств и отношений;

- по шкале «Поведенческий трансфер» исследование показало, что преподавателям не свойственны асоциальные формы поведения.

Таким образом, в исследуемых группах преподавателей наиболее выраженными деформациями являются: в группе «А» — дидактичность, догматизм и демонстративность; в группе «С» — дидактичность, доминантность и консерватизм.

Для статистического выявления корреляционной связи между признаками был применен коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена, поскольку выраженность практически всех профессионально обусловленных деструкций преподавателей отличается от нормы. Коэффициент корреляции может принимать значения от минус единицы до единицы, причем при г8 = 1 имеет место строго прямая связь, а при гз = -1 — строго обратная связь; чем ближе модуль коэффициента корреляции к единице, тем более сильной является связь между измеряемыми величинам. Если коэффициент корреляции равен нулю, то связь между величинами практически отсутствует.

Результаты корреляционного анализа

В группе «С» выявлены следующие значимые корреляционные связи:

- между стажем работы и консерватизмом (г = 0,37*): чем продолжительнее стаж работы преподавателя, тем больше он привержен к устоявшимся технологиям, настороженно относится к инновациям и творчеству коллег. С увеличением стажа работы такие учителя все больше склоняются к стереотипным приемам, которые постепенно превращаются в штампы;

- агрессивность педагогов взаимосвязана с поведенческим трансфером (г = 0,46**): чем более агрессивны преподаватели, тем чаще они используют в своей работе неприемлемые формы поведения;

- авторитарность взаимосвязана с ролевым экспансионизмом (г = -0,38*) и самооценкой (г = 0,36*). Можно предположить, что чем больше преподаватели используют в общении распоряжения, указания, наказания, а также проявляют нетерпимость к критике и переоценке собственных возможностей, тем выше их самооценка; чем меньше они фиксируют собственные личностные и профессиональные проблемы и трудности, тем более им свойственно преувеличение значимости своей роли;

- демонстративность имеет взаимосвязь с доверчивостью (г = -0,37*) и тревожностью (г = -0,36*): чем больше преподаватели демонстрируют свое превосходство, самоутверждаются на фоне своих коллег, тем менее они открыты, уживчивы и покладисты, испытывают меньшую тревожность по поводу результатов своей работы;

- дидактичность взаимосвязана с консерватизмом (г = 0,34*), робостью (г = -0,48**) и чувствительностью (г = 0,35*): чем больше у преподавателей проявляются назидательность, нравоучительность, поучительность, тем больше у них предубеждений против нововведений, они склонны не замечать жизненных нюансов, направляя свое поведение на самое очевидное;

- догматизм имеет отрицательные взаимосвязи с консерватизмом (г = -0,40*), прямолинейностью (г = -0,35*). Можно предположить, что чем выше стремление педагогов к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорированию социально-психологических знаний, ориентации на собственный опыт, тем менее они консервативны и дипломатичны;

- индифферентность взаимосвязана с нормативностью поведения (г = 0,40*) и доверчивостью (г = -0,38*): чем в большей степени у преподавателей проявляются равнодушие, эмоциональная сухость и жесткость, игнорирование индивидуальных особенностей коллег и учащихся, тем выше у них стабильность, настойчивость, склонность к морализаторству, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, тем более настороженно они относятся к людям, склонны к ревности, стремятся возлагать ответственность за свои ошибки на окружающих;

- консерватизм имеет положительную взаимосвязь с прямолинейностью (г = 0,37*): чем более настороженно относятся преподаватели к изменениям в общении, тем более они хитры, эстетически изощренны, иногда ненадежны, умеют находить выход из сложных ситуаций, расчетливы;

- ролевой экспансионизм связан с поведенческим трансфером (г = 0,36*), склонностью к чувству вины (г = 0,41*) и тревожностью (г = 0,40*): чем больше преподаватели фиксируют свое внимание на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях, преувеличивают значение своей роли, тем сильнее они не удовлетворены достигнутым, более чувствительны к реакциям окружающих;

- социальное лицемерие имеет положительную взаимосвязь с чувствительностью (г = 0,36*) и самооценкой (г = 0,35*): чем выше у преподавателей склонность к морализаторству, вера в собственную нравственную непогрешимость, тем более они склонны не замечать жизненных нюансов, направляя свое поведение на явное и очевидное, тем выше их самооценка;

- в отношении отрицательных взаимосвязей между социальным лицемерием и поведенческим трансфером (г = -0,41*), жесткостью (г = -0,45**), практичностью (г = -0,50**), расслабленностью (г = -0,34*) и конформностью (г = -0,49**) можно предположить, что чем менее у педагогов выражены склонность к пониманию других людей, чувствительность, впечатлительность, богатое воображение, поглощенность своими идеями, расслабленность и зависимость от группы, тем больше у них проявляются склонность к морализаторству, вера в собственную нравственную непогрешимость, неискренность чувств и отношений.

В группе «А» выделены следующие значимые корреляционные связи:

- между стажем работы и тревожностью (г = 0,33*): чем продолжительнее стаж работы педагога, тем выше уровень его беспечности, самонадеянности, уверенности в себе и своих силах;

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- отрицательная взаимосвязь агрессивности педагогов с их индифферентностью (г = -0,34*): чем более агрессивны педагоги, тем менее выражена их эмоциональная усталость, игнорирование индивидуальных особенностей учеников;

- положительная взаимосвязь авторитарности с дидактичностью (г = 0,54**): с увеличением использования в своей деятельности указаний, рекомендаций, распоряжений у преподавателей возрастает потребность в назидательных высказываниях, нравоучениях;

- демонстративность имеет положительные взаимосвязи с индифферентностью (г = 0,46**) и низким самоконтролем (г = 0,48**): чем больше преподаватели демонстрируют оригинальное поведение, показывают свое превосходство, тем ярче выражены их эмоциональная усталость, зависимость от настроения, неумение контролировать свои эмоции и поведение;

- положительные взаимосвязи доминантности с социальным лицемерием (г = 0,55**) и конформизмом (г = 0,39*): с увеличением удовлетворения потребности во власти, в подавлении и самоутверждении за счет других у преподавателей укрепляется привычка морализаторства, неискренность чувств и отношений, растет зависимость от мнения и требований группы;

- между индифферентностью и интроверсией (г = 0,55**): чем ярче выражена эмоциональная усталость педагогов, игнорирование индивидуальных особенностей учеников, тем выше их склонность к сухости, самоудовлетворению, замороженности межличностных контактов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- положительная взаимосвязь консерватизма с ролевым экспансионизмом (г = 0,44**), отрицательная взаимосвязь с общительностью (г = -0,40*): чем больше педагоги привержены к устоявшимся технологиям, настороженному отношению к изменениям в общении, тем больше они фиксируют внимание на собственных проблемах и трудностях, проявляют неспособность и нежелание понять другого человека, становятся все менее общительными, открытыми, непринужденными;

- взаимосвязь между ролевым экспансионизмом и жесткостью (г = 0,35*): при увеличении фиксации педагогов на собственных проблемах и трудностях растет и их самоуверенность, суровость, некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим;

- положительная взаимосвязь между социальным лицемерием и мечтательностью (г = 0,35*): с ростом привычки педагогов к морализаторству, неискренности чувств и отношений увеличивается и их поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витание в облаках»);

- отрицательная взаимосвязь поведенческого трансфера со спокойствием (г = -0,34*), положительная взаимосвязь с низким самоконтролем (г = 0,34*): с увеличением проявлений отклоняющегося поведения растет зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение, снижается жизнерадостность, уверенность в себе и своих силах.

Сравнение полученных результатов с имеющимися в психологической литературе данными показывает, что деформации проявляются не только у педагогов с многолетним стажем работы, но и у молодых

учителей, профессиональная деятельность которых только начинается. Современные исследования показывают, что педагогическим деформациям подвержены даже студенты, опыт педагогической деятельности которых ограничен лишь педагогической практикой [10]. Дело в том, что профессиональные деформации важно рассматривать как динамический процесс, который развивается во времени и имеет определенные фазы развития. Динамика деформаций обусловлена процессом роста отрицательных профессиональных изменений в результате психической и когнитивной напряженности, эмоционально насыщенных межперсональных взаимодействий, необходимости постоянно быть «в форме», перфекционизма. Все это педагог испытывает изо дня в день месяцами, годами. В результате со временем снижается устойчивость и адаптивность личности, что негативно отражается на ее поведении, отношениях с окружающими, трудовой активности.

Проведенное исследование позволило выявить особенности деформаций у преподавателей колледжа. У преподавателей группы «С» выявлено большее количество взаимосвязей между деформациями и свойствами личности, чем у преподавателей группы «А», наибольшее количество связей со свойствами личности имеет «социальное лицемерие».

Результаты исследования показали, что существуют значимые взаимосвязи между различными видами деформаций и свойствами личности, что позволяет разрабатывать программы, направленные на предупреждение и снижение профессиональных деструкций у педагогов. Методологической основой для разработки таких программ является принцип системности и целостности и принцип научности. Для соблюдения принципа системности и целостности от руководства учебного учреждения требуется комплексная системы работы, дифференцированный индивидуальный подход, гибкость и оперативность в управлении, максимальное использование всех управленческих методов. Принцип научности состоит в том, чтобы, определив специфику данного феномена у педагогов, выявить факторы, на которые руководитель учреждения может оказать влияние в силу своих должностных обязанностей.

Положительным профилактическим направлением управленческой деятельности может стать методический менеджмент, одним из направлений которого является создание здоровой нравственной и деловой атмосферы в коллективе: делегирование дополнительных полномочий преподавателям, забота об их материальной и моральной заинтересованности, публичное поощрение за успешную работу, обобщение опыта работы и распространение лучшего педагогического опыта участников учебно-воспитательного процесса. Для удовлетворения потребности в самовыражении важно предоставление преподавателям большей самостоятельности в действиях, привлечение к участию в инновационных проектах и престижных мероприятиях и проектах, включение в коллективную деятельность, а также в резерв руководящих кадров.

Важными профилактическими приемами со стороны руководителя могут стать организационно-распорядительные мероприятия: удобно составленное расписание уроков, четкая координация действий с обсуждением их результатов (информирование коллектива и обратная

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

связь), отказ от бюрократического стиля управления, проведение корпоративных мероприятий, организация для преподавателей секций и кружков. В качестве важных факторов, которые способны существенно снизить уровень педагогических деформаций, ученые также отмечают отсутствие препятствий для заработков «на стороне», предоставление отгулов, корректное поведение руководителя учебного учреждения, демонстрация им поддержки педагогов [2]. Преодоление ситуативных факторов, приводящих к возникновению педагогических деформаций, возможно путем конструктивного урегулирования конфликтов, оперативного реагирования на ситуации, происходящие в учреждении, учета особенностей жизненных ситуаций педагогов, их профессиональной квалификации при постановке задач.

Значительным направлением в оптимизации управленческой деятельности должны стать социально-психологические мероприятия: организация работы педагога-психолога с сотрудниками «группы риска» с целью выявления индивидуально-психологических особенностей педагогов, обучения их приемам саморегуляции, снижения тревожности, повышения самооценки и уверенности в себе. Кроме того, как метод личностной профилактики педагогических деформаций можно применять индивидуальные беседы преподавателей с психологом учебного учреждения, организацию просветительской работы, посвященной данному феномену, в форме лекций, семинаров, оформление тематических стендов для администрации, педагогов.

Итак, в результате проведенного исследования установлены доминирующие характеристики педагогических деформаций у преподавателей технолого-педагогического колледжа и значимые корреляционные связи между ними. Для предупреждения и снижения профессиональных де-струкций у преподавателей выявлена необходимость оптимизации управленческой деятельности по различным направлениям: методическому, организационно-распорядительному, социально-психологическому, экономическому. Перспективой дальнейшего исследования проблемы является разработка авторами целостной программы по оптимизации управленческой деятельности с целью преодоления педагогических деформаций у преподавателей колледжа.

Литература

1. Андреева О. В. Особенности профессиональной деятельности и психологического состояния представителей социономических профессий [Электронный ресурс] // DocPlayer URL: https://docplayer.ru/57576019-Osobennosti-professionalnoy-deyatelnosti-i-psihologicheskogo-sostoyaniya-predstaviteley-socionomicheskih-professiy.html (дата обращения — 28.02.2019).

2. Гусев В. А. Особенности управленческой деятельности руководства колледжа при введении ФГОС СПО третьего поколения // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. — 2011. — № 3(27). — С. 341-345.

3. Зверева В. И. Как сделать управление школой успешным? - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004 - 160 с.

4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструк-ций: учебное пособие для вузов. — Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 2005. — 239 с.

5. Иванищева А. С., Сыманюк Э. Э. Сравнительный анализ стратегий преодолевающего поведения студентов // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 4. — С. 124-128.

6. Назарук Н. В. Влияние «выгорания» на выбор стратегий совлада-ющего поведения у учителей: Сб. науч. тр. Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины. — Киев: Миллениум, 2005. — Вып. 4. — Т. 7. — С. 270-279.

7. Назмутдинов В. Я., Яруллин И. Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности. — Казань: ТРИ «Школа», 2013. — 360 с.

8. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. — 1997. — № 5. — С. 20-28.

9. Новиков Д. А. Методология управления. — М.: Либроком, 2011. — 128 с.

10. Носенко Э. Л., Труляев Р. А. Позитивный личностный ресурс педагога и субъективное благополучие учеников // Вопросы психологии. — 2013. — № 5. — С. 19-26.

11. Сорокоумова С. Н., Исаев В. П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 4. — С. 186-190.

12. Шингаев С. М. Основные положения концепции психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров // Научное мнение. — 2013. — № 10. — С. 281-285.

13. Шингаев С. М., Грановская Р. М. Изучение профессионального здоровья руководителей // Вестник психотерапии. — 2013. — № 48 (53). — С. 80-90.

14. Vercambre M.-N., Brosselin P., Gilbert F., Nerriere E. Individual and contextual covariates of burnout: a cross-sectional nationwide study of French teachers // BMC Public Health. — 2009 — Vol. 9 (333). — Р. 44-58.

15. Lazarus R. S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping // European Journal of Personality. — 1987 — Vol. 1 — P. 141-169.

16. Lazarus R. S., Kanner A. D., Folkman S. Emotions: A cognitive-phenomenological analysis // Emotion: Theory, research, and experience. New York: Academic Press. — 1980 — Vol. 1. Theories of emotion. — P. 189-217.

17. Urbanovska E. Occupational teacher's stressors and burn-out syndrome // School and Health. — 2011 — Vol. 21. — Р. 303-316.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.