Научная статья на тему 'Оздоровление семейных отношений у женщин-учителей как способ преодоления личностных деформаций'

Оздоровление семейных отношений у женщин-учителей как способ преодоления личностных деформаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
352
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СУПРУЖЕСКИЕ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЕЙ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ / ТЕРАПЕВТИЧНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ / НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СУПРУГУ. PROFESSIONAL JOB / PERSONAL DEFORMATIONS / PROFESSIONAL DESTRUCTION / ADVERSE MATRIMONIAL AND FAMILY RELATIONS AT WOMEN-TEACHERS / SATISFACTION WITH MARRIAGE / THERAPY OF FAMILY COMMUNICATION / SKILLS OF EFFECTIVE RELATION / FORMATION OF THE POSITIVE RELATION TO THE SPOUSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нижегородова Лилия Александровна

Статья посвящена вопросам деформации личности женщины-учителя, факторам, детерминирующим развития профессиональных деформаций, а также организации и проведению тренингов, направленных на оздоровление семейных отношений женщины-учителя с целью преодоления личностных деформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recovery of Family Relation of Women-teachers as the Way to Overcome Deformations of Personality

Article is devoted to questions of personal deformation of the woman-teacher, the factors determining development of professional deforma-tions, and also the organization and carrying out of the trainings directed on improvement of family relations of the woman-teacher for the purpose of overcoming personal deformations.

Текст научной работы на тему «Оздоровление семейных отношений у женщин-учителей как способ преодоления личностных деформаций»

УДК 159.99 ББК 88.5+74.204.2

ОЗДОРОВЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЕЙ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ

Нижегородова Л. А.

Аннотация. Статья посвящена вопросам деформации личности женщины-учителя, факторам, детерминирующим развития профессиональных деформаций, а также организации и проведению тренингов, направленных на оздоровление семейных отношений женщины-учителя с целью преодоления личностных деформаций.

Article is devoted to questions of personal deformation of the woman-teacher, the factors determining development of professional deformations, and also the organization and carrying out of the trainings directed on improvement of family relations of the woman-teacher for the purpose of overcoming personal deformations.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, деформации личности, профессиональные деструкции, неблагоприятные супружеские и семейные отношения женщин-учителей, удовлетворенность браком, тера-певтичность семейного общения, навыки эффективного взаимодействия, формирование позитивного отношения к супругу.

Professional job, personal deformations, professional destruction, adverse matrimonial and family relations at women-teachers, satisfaction with marriage, therapy of family communication, skills of effective relation, formation of the positive relation to the spouse.

Профессиональная деятельность женщин способствует расширению круга их общения, создает у них заинтересованность в повышении своего профессионального и культурного уров -ня, формирует чувство независимости, личного достоинства, то есть обогащает и развивает их личность [6]. Все это влечет за собой возрастание роли личностно-субъективного, психологического момента в брачно-семейных отношениях. Семья из общности с преобладанием признаков социального института превращается в общность, где доминирующее значение имеют признаки социально-психологической группы.

Научно-техническая революция создает почву для массы конфликтных ситуаций и в профессиональной деятельности, и в личностной жизни женщин.

Главной семейной проблемой современных индустриально развитых обществ является сложность совмещения семейной жизни и профессиональной деятельности женщин. Современная экономика в большей степени, чем раньше, основывается на человеческих ресурсах. Традиционное разделение ролей изменилось в различной степени, однако все чаще женщина совмещает профессиональную деятельность и семейную жизнь [1].

Работающие женщины в большей степени испытывают сложности совмещения профессиональных и семейных обязанностей. Существуют свидетельства влияния характера и условий работы на семейную жизнь и воспитание детей [2, 8].

Показано, что уровень эмоциональной ста -бильности родителей играет роль медиатора между рабочим стрессом и семейным функционированием [1, 9, 10].

Учитывая специфику работы женщин-учителей, можно предположить, что педагогическая деятельность является высоко стрессо-генной и влияющей на личность, а она в свою очередь весь негатив проецирует на супружеские и семейные отношения. По общему признанию отечественных специалистов, педагогическая деятельность - одна из наиболее дефор -мирующих личность человека видов профессиональной деятельности [3, 7]. О высокой стрессо-генности преподавательской работы говорят и многие зарубежные исследования (Р. В1о8, 1962; Е. Епс80п,1968; К. Ноту, 1966; Shconfeld Irvin Sam, 1990).

Существует многообразие факторов, детерминирующих развитие профессиональных де-струкций, которые можно разделить на объективные и субъективные (Л. И. Анцыферова, Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К.

Гипотезы, дискуссии, размышления

Маркова, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, В. А. Сластенин и др.).

Рассмотрим группу факторов, порождающих профессиональные деструкции, обусловленные субъективными причинами [5]:

- авторитарность педагога;

- демонстративность как качество личности;

- дидактичность;

- педагогический догматизм;

- доминантность;

- педагогическая индифферентность;

- консерватизм;

- педагогическая агрессия;

- ролевой экспансионизм;

- социальное лицемерие педагога;

- поведенческий трансфер характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся;

- информационная пассивность педагога;

- выученная беспомощность;

- профессиональный маргинализм.

Таким образом, большинство субъективных факторов, порождающих профессиональные деструкции, сводится к переносу человеком стереотипных форм профессионального поведения в повседневную социальную жизнь (А. Л. Свенцицкий, Р. М. Грановская и др.). Особенно ярко это проявляется у людей, занятых в педагогической деятельности. Подобные профессиональные деформации характера начинают мешать педагогу в работе, затрудняют его общение в семье и кругу друзей (А. А. Бо-далёв, Н. В. Кузьмина, В. С. Мухина, В. А. Сла-стенин и др.).

Однако мы бы не стали так однозначно утверждать, что именно профессиональная деятельность влияет на качество семейной жизни учителей, возможен и обратный эффект. Неблагоприятные супружеские и семейные отношения женщин-учителей могут оказывать деструктивное влияние на качество ее работы. Причинами этого могут быть, например, неудовлетворенность браком. По определению С. И. Голода, удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символиче-

ский) в данной сфере деятельности (С. И. Голод, 1984). Переживание неудовлетворенности бра -ком - следствие резкого расхождения между реальной жизнью семьи и ожиданиями индивида, а также результат чрезмерно завышенных ожиданий в отношении брака и партнера (О. А. Карабанова, 2001; Э. Г. Эйдемиллер, 1999). Другой причиной могут быть родительские паттерны поведения, которые принимаются детьми и впоследствии переносятся в их взрослые взаимоотношения. Немаловажное влияние на супружеские отношения оказывают и последствия перехода семьи из одного жизненного этапа в другой. Д. Хейли отмечает тот факт, что в точках перехода от одного этапа к другому чаще всего возникают кризисы, так как во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений. Чтобы перейти на новую ступень своего развития, семье необходимо совершить изменения в своей структурной организации, адаптироваться к текущей ситуации и выработать свой новый образ [11].

Таким образом, на кафедре педагогики и психологии ГОУ ДПО ЧИППКРО было проведено пилотное исследование, в котором приняло участие 312 женщин-учителей города Челябин -ска и Челябинской области в возрасте от 25 до 57 лет. Все они состояли в браке от 2,5 до 38 лет и педагогическим стажем от 3 до 39 лет.

В ходе исследования были проведены следующие диагностические методики:

- Опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В. В. Столина, Т. А. Романова, Г. П. Бу-тенко для психологического обследования семьи.

- Тест выявления особенностей междусупружеского общения Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской.

- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

В результате обработки полученных данных можно сделать вывод, что:

- 55,8 % женщин-учителей удовлетворены своим браком. Они отмечают сходство взглядов, доверительность и легкость в общении с супругом, это свидетельствует о том, что супругам просто наладить между собой контакт, начать и закончить разговор. Терапевтичность семейного общения способствует созданию комфортной и интимной атмосферы в семье. Сравнивая с ре-

Научно-теоретический журнал

Выпуск, 1(6)* 2011

зультатами диагностики уровня эмоционального выгорания, можно констатировать у 32,7 % эмоциональное выгорание на первой фазе (напряжения), у 23,1 % синдрома эмоционального выгорания не выявлено.

- У 44,2 % женщин-учителей наблюдается неудовлетворенность браком (от абсолютно неудовлетворенных браком до скорее неблагополучных). Они отмечают разобщенность взглядов, сложности в общении, холодность в отношениях, личностную дистанцию. Это свидетельствует о том, что супругам сложно устанавливать между собой контакт, а практически все разговоры заканчиваются скандалами и взаимными упреками. Интимная атмосфера в семье нарушена. Сравнивая с результатами диагностики уровня эмоционального выгорания, можно констатировать у этих женщин-учителей эмоциональное выгорание на второй и третьей фазе (резистенция 43,5 % и истощение 45,6 %) и составляет 89,1 %.

Таким образом, человек испытывает необходимость в интимных, эмоционально положительных эмоциях, доверительном общении. Он нуждается в сочувствии, сострадании, поддержке. И если супруги все это получают друг от друга, это ведет к жизнестойкости супружеской пары. Когда каждый из супругов, испытывая чувство поддержки самого близкого человека, приобретает уверенность в себе и собственных силах, тогда он уверенно и комфортно чувствует себя и во внесемейных делах, например, на работе, во взаимоотношениях, которые складываются между ним и его коллегами или партнерами.

Хорошая домашняя атмосфера благоприятно влияет на трудоспособность и удовлетво -ренность работой. Более того, условия профессиональной деятельности могут быть иногда настолько тяжелыми и отягощенными неблагоприятными факторами, что единственным источником положительных эмоций и чувств может быть только семья, и в подобных ситуациях значимость семьи еще больше возрастает. Диаметрально противоположную ситуацию мы можем наблюдать в ситуации, когда человек, испытывая высокий эмоциональный стресс, «несет» это состояние домой и там проецирует его на близких и дорогих ему людей, тем самым разрушая свой брак.

Таким образом, в ходе курсовой подготовки, учитывая полученные результаты, женщинам-учителям на кафедре педагогики и психологии предлагается психологическая помощь в форме индивидуального консультирования, супружеской и семейной терапии. Также в период прохождения курсов повышения квалификации учителя могут посетить тренинг «Формирование позитивного отношения к супругу», в ходе которого они приобретают навы -ки эффективного взаимодействия, формированию гармоничных отношений с супругом, а также нивелированию деформаций.

Данный тренинг направлен на реализацию следующих задач:

1. Формирование когнитивной компетенции:

- осознание мотивов своего поведения, особенности своих отношений;

- осознание неконструктивного характера своих отношений, эмоциональных и поведенческих;

- осознание меры своего участия в возникновении конфликтных и психотравмирую-щих ситуаций;

- осознание глубоких причин своих переживаний и способах реагирования;

- формирование своей системы отношений: собственных перцептивных умений, вербальных и невербальных средств общения.

2. Формирование поведенческой компетенции:

- стимулировать развитие навыков практического применения полученных знаний в различных ситуациях супружеского взаимодей -ствия;

- коммуникативных способностей: владеть вербальными и невербальными средствами общения;

- способов успешного разрешения кон -фликтных ситуаций;

- способов саморегуляции;

- правильного восприятия людей как лич -ностей;

- исполнять различные социальные роли.

3. Формирование эмоциональной компетенции:

- актуализация эмоций и умение ими управлять;

- научиться понимать и вербализовать свои чувства;

Гипотезы, дискуссии, размышления

- раскрыть свои проблемы с соответ- Тренинг рассчитан на 42 академических ствующими переживаниями; часа и состоит из 7 занятий.

- модифицировать способы переживаний, эмоционального реагирования.

Таблица 1

Тематический план

№ Тема Практическое занятие

1 Семейные ценности и традиции 6

2 Осознание и развитие «образа Я» 6

3 Психологическая атмосфера семьи. Сплочение семьи 6

4 Знакомство с чувствами 6

5 Сам себе психолог 6

6 Искусство коммуникации 6

7 Разрешение конфликтов 6

ИТОГО: 42 часа 42

Выбор групповой формы работы обусловлен рядом преимуществ, которые она дает:

- групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного за -мыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Подобное открытие само по себе оказывает психотерапевтическое воздействие;

- группа отражает общество в миниатюре, по сути, в группе моделируются взаимоотношения и взаимосвязи, характерные для реальной жизни участников. Это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в жизненных ситуациях;

- возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни не всегда люди имеют возможность получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей;

- в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то именно тренинговая группа выступает в качестве свое-

образной «психологической мастерской», где участник может поэкспериментировать, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому, относиться к себе и людям, а главное, все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;

- в группе участники могут идентифицировать себя с другими, проиграть роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. Возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;

- взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. Такой эффект не возникает в индивидуальной работе;

- группа обеспечивает процесс само-эксплорации (самораскрытия), самоисследования и самопознания. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют познать себя, понять и изменить, тем самым, повысив уверенность в себе [4].

Таким образом, считаем, что работа, направленная на психологическое здоровье женщины-учителя, сохранение ее позитивных семейных отношений и повышение и улучшение ее профессиональных качеств, очень актуальна и востребована.

Научно-теоретический журнал

Выпуск, 1(6)* 2011

Литература

1. Абабков, В. А. Семейная жизнь и профессиональная деятельность [Текст] / В. А. Абабков, М. Перре, Е. В. Кайдановская, Д. Шёби // Вопросы психологии, 2004. - № 6. - С. 44-53.

2. Абабков, В. А. Систематическое исследование семейного стресса и копинга [Текст] / В. А. Абабков, М. Перре, Б. Планшерел // Обозр. психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева, 1999. - № 2. - С. 4-8.

3. Гнездилова, О. Н. Инновационная деятельность педагога как фактор, предотвращающий наступление у него синдрома эмоционального сгорания [Текст] / О. Н. Гнездилова // Международный научный педагогический Интернет-журнал Образование: исследовано в мире, 2004.

4. Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст] / А. А. Осипова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 512 с.

5. Сыманюк, Э. Э. Профессионально обусловленные деструкции педагогов [Текст] /

Э. Э. Сыманюк // Мир психологии, 2004. - № 3.

- С. 202-207.

6. Харчев, А. Г. Профессиональная работа женщин и семья [Текст] / А. Г. Харчев, С. Н. Голод. - Л., 1971.

7. Элементы практической психологии [Текст] / Р. М. Грановская. - СПб. : Свет, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 647 с.

8. Kinnunen, U. Work experiences and family functioning among employer fathers with children of school age / U. Kinnunen, J. R. M. Gerris, A. A. Vermulst // Family Relation, 1996. - V. 45. - № 4.

- p. 449-455.

9. Mikula, G. Division of household labor and perceived justice: a growing field of research // Soc. Justice Research, 1998. - № 11. - P. 215-241.

10. Perrez, M. Wie kann Familienstress definiert warden? // Gauch P. u.a. (Hrsg.) Familie und Recht. Fribourd: Univ. Verl., 1995. - P. 519-528.

11. Uncommon Therapy, the Psychiatric Techniques of Milton Erickson, M. D. by Jay Haley, W. W. Norton & Co. - New York, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.