Научная статья на тему 'Влияние благоприятных супружеских отношений на качество профессиональной деятельности'

Влияние благоприятных супружеских отношений на качество профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
835
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ПЕДАГОГ / СУПРУЖЕСТВО / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ / РАСПАД ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нижегородова Лилия Александровна

Рассмотрена проблема психологического здоровья семьи женщины-учителя. В ходе исследования выявлены противоречия между требованиями, предъявляемыми государством к качеству профессиональной деятельности женщин-учителей и недооцениванием влияния семейных отношений на качество профессиональной деятельности женщин-учителей; определена значимость психологического здоровья семьи и отмечена как одна из причин влияющая на эффективное педагогическое взаимодействие. Рассмотрены возможные причины возникновения неудовлетворенности браком, а вследствие этого влияние на качество профессиональной деятельности; подвергнуты анализу результаты теста «Работа с эмоциями» (Ericson R., 1993); обобщена субъективная оценка женщин-учителей относительно действий супруга по каждой из предложенных позиций и определены области на данный момент жизни больше всего нуждающиеся в коррекции. Выявлены проблемные зоны и группа риска, которые являются основанием для дальнейшей работы с женщинами-учителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of favorable marital relations on the quality of professional activity

The problem of the psychological health of the female teacher family is examined. In the course of the study, the contradictions between the demands, made by the state for the quality of the professional activity of women teachers, and the underestimation of the influence of family relations on the quality of the professional activities of women teachers are revealed; the importance of the psychological health of the family is defined and noted as one of the factors influencing the effective pedagogical interaction. Possible causes of dissatisfaction with marriage are considered, and in consequence this effect on the quality of professional activity; the results of the test “Working with emotions” (Ericson R., 1993) are analyzed; subjective evaluation of female teachers regarding the actions of the spouse for each of the proposed positions is generalized and areas at the moment of life most in need of correction are identified. The problem areas and risk groups, which are the basis for further work with women teachers, are identified.

Текст научной работы на тему «Влияние благоприятных супружеских отношений на качество профессиональной деятельности»

о

____ Научнье сообщения

ЧИППКРО

УДК 371.12+316.628

Влияние благоприятных супружеских отношений на качество профессиональной деятельности

Л. А. Нижегородова

The influence of favorable marital relations on the quality of professional activity

L. A. Nizhegorodova

Аннотация. Рассмотрена проблема психологического здоровья семьи женщины-учителя. В ходе исследования выявлены противоречия между требованиями, предъявляемыми государством к качеству профессиональной деятельности женщин-учителей и недооценива-нием влияния семейных отношений на качество профессиональной деятельности женщин-учителей; определена значимость психологического здоровья семьи и отмечена как одна из причин влияющая на эффективное педагогическое взаимодействие. Рассмотрены возможные причины возникновения неудовлетворенности браком, а вследствие этого влияние на качество профессиональной деятельности; подвергнуты анализу результаты теста «Работа с эмоциями» (Ericson R., 1993); обобщена субъективная оценка женщин-учителей относительно действий супруга по каждой из предложенных позиций и определены области на данный момент жизни больше всего нуждающиеся в коррекции. Выявлены проблемные зоны и группа риска, которые являются основанием для дальнейшей работы с женщинами-учителями.

Abstract. The problem of the psychological health of the female teacher family is examined. In the course of the study, the contradictions between the demands, made by the state for the quality of the professional activity of women teachers, and the underestimation of the influence of family relations on the quality of the professional activities of women teachers are revealed; the importance of the psychological health of the family is defined and noted as one of the factors influencing the effective pedagogical interaction. Possible causes of dissatisfaction with marriage are considered, and

in consequence this effect on the quality of professional activity; the results of the test "Working with emotions" (Ericson R., 1993) are analyzed; subjective evaluation of female teachers regarding the actions of the spouse for each of the proposed positions is generalized and areas at the moment of life most in need of correction are identified. The problem areas and risk groups, which are the basis for further work with women teachers, are identified.

Ключевые слова: образовательный процесс, благополучный педагог, супружество, семейные отношения, удовлетворенность браком, распад эмоциональных отношений.

Keywords: Educational process, successful teacher, marriage, family relations, satisfaction with marriage, breakdown of emotional relationships.

Проводимая модернизация в системе образования уделяет особое внимание психическому здоровью учащихся, а также созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Решение этих задач, в первую очередь, возлагается на педагога, к личности которого предъявляются особые требования при организации учебно-воспитательного процесса, а именно, он должен быть психически и эмоционально здоровым, умеющий эффективно коммуницировать, контролировать свои эмоции. Однако при увеличении уровня психоэмоциональной нагрузки это не всегда можно наблюдать в педагогическом сообществе. Как известно, педагогическая деятельность всегда отличалась высокими требованиями к личности педагога в связи с эмоциональной, когнитивной и коммуникативной нагруженностью, ответст-

Л.. А. Нижегородова

Влияние благоприятньхсупружёскихотношнш на качество профессиональной деятельности

венностью за результаты деятельности учащихся, что способствует развитию у педагогов негативных психических состояний. Эти состояния отрицательно влияют на личность самого педагога, на его взаимодействие с учениками и на организацию в целом (К. Маслач) [1]. Причины этому могут быть различными, но одной из первостепенных причин, на наш взгляд, все же является семья женщины-учителя. Результаты наблюдений за женщинами-учителями показывают, что счастливые в личной жизни педагоги коммуникабельны, внутренне устойчивы и стабильны, внимательны к учащимся, имеют хорошие взаимоотношения в педагогическом коллективе.

Таким образом, ключевой фигурой в образовательном процессе является психологически благополучный педагог. Именно это привело нас к необходимости изучения психологических детерминант, способствующих стремлению педагога поддерживать психологическое благополучие в супружестве как одному из факторов успешной профессионально-педагогической деятельности.

Как отмечает А. Н. Елизаров: «Семья является одной из наиболее кризисных сфер жизни современного человека. С одной стороны, результаты многочисленных исследований говорят о том, что семья - одна из важнейших жизненных ценностей, намного более значимая, чем интересная работа, материальное благополучие, успех в профессиональной деятельности. С другой стороны, семья - одна из наиболее неблагополучных, кризисных сфер жизни» [2].

По мнению ряда исследователей (И. С. Андреева, 2006; Е. В. Змановская, 2011; О. А. Кара-банова, 2006; В. Целуйко, 2008; Л. Б. Шнейдер, 2010) современный институт семьи и брака переживает сложный период, который сопровождается утратой семейных ценностей, низким уровнем психологической культуры семейных отношений, а также высоким числом разводов. В соответствии со статистикой в России распадаются более 60% заключенных браков, сохраняется высокий уровень самоубийств среди одиноких и людей, потерявших брачного партнера (данные статистики за 2009-2012 гг.) [3].

Таким образом, источником названных выше проблем являются противоречие между требованиями, предъявляемыми государством к качеству профессиональной деятельности

женщин-учителей и недооцениванием влияния семейных отношений на качество профессиональной деятельности женщин-учителей.

Психологи, социологи, философы проблему удовлетворенности браком связывают с различными психологическими, социальными, культурными факторами. Однако мы не нашли исследования удовлетворенности браком женщин-учителей, хотя, на наш взгляд, это одна из актуальных проблем педагогического сообщества и современного общества в целом. Так, исследования, проведенные А. В. Шавловым (1996) [4], Е. В Титовой (2001) [5], Я. А. Чернышевым (2002) [6], С. Л. Сячиной (2002) [7], показали влияние супружеских отношений на профессиональную деятельность.

Учитывая специфику работы женщины-учителя, которая невозможна без эмоционального участия с учащимися и вследствие этого требующая эмоциональной «подпитки», только в психологически здоровой семейной обстановке, в общении с близкими, супругами и детьми происходит полное восстановление сил у человека.

В психологическом здоровье семьи эмоциональная удовлетворенность занимает высокое место и показывает характер межличностного внутрисемейного принятия членами семьи друг друга в условиях совместной деятельности, общения и досуга. Высокая степень эмоциональной близости составляют особое качество здорового супружества и является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов [8].

Следовательно, чтобы члены семьи начали чувствовать себя более комфортно и ощущать, что их любят и понимают, требуется огромная работа с эмоциями. Традиционно женщина берет на себя функции эмоциональной поддержки семьи, и здесь делается акцент на том, что женщины представляют собой, а не на том, что они делают. R. Ег^оп (1993) и другие авторы отмечают, что оказание эмоциональной поддержки может быть самой важной работой в семье, и это дает основание для прогноза относительно супружеской удовлетворенности. Так, R. Ег^оп, анализируя ответы 205 работающих женщин, пришел к выводу, что «ведение домашнего хозяйства и уход за ребенком, безусловно, положительно влияют на отношения между супругами, однако, это влияние мини-

Научные сообщения

мально по сравнению с колоссальным влиянием, которое оказывает работа с эмоциями на благополучие жены в семейной жизни. В целом же женщины отдают предпочтение мужчинам, которые разговаривают, слушают и понимают их. Следовательно, эмоциональная поддержка является более ценной, чем участие мужа в ведении домашнего хозяйства и уходе за ребенком» [9].

Чтобы понять, насколько комфортно и эмоционально удовлетворенно ощущают себя женщины-учителя в семье и в супружеских отношениях, нами было проведено исследование, в котором приняли участие 162 педагога-предметника г. Челябинска и Челябинской области. Возраст респондентов представлен в широком диапазоне от 27 до 53 лет. Семейный стаж участников исследования от 4 до 33 лет, при этом у всех женщин-учителей это первый

Оценка отношения супру

брак. Респондентам был предложен тест «Работа с эмоциями» (Ег^оп R., 1993), в котором необходимо в соответствии со шкалой (1 - никогда; 2 - редко; 3 - иногда; 4 - достаточно часто; 5 - часто; 6 - практически всегда и 7 -всегда) оценить действия супруга по каждой из предложенных позиций.

Полученные результаты представлены в таблице 1 [10].

Из полученных результатов мы видим, что большой процент педагогов (74%) в разной степени (от достаточно часто до всегда) получают поддержку со стороны мужа, при этом 25,9% женщин отметили, что отношения с мужем более чем прохладные (от никогда до иногда).

Проявляет нежность, отметили 79,6% женщин-учителей, при этом 20,3% показали противоположный результат.

Таблица 1

I к личности респондента

№ Оцениваемые показатели Варианты выбора ответа, %

никогда редко иногда достаточно часто часто практически всегда всегда

1. Доверяет свои самые сокровенные мысли и чувства 0 11,1 14,8 20,4 14,8 20,4 18,5

2. Предпринимает попытки обсудить свои проблемы 3,7 11,1 11,1 11,1 14,8 18,5 29,6

3. Пытается помочь мне справиться с чувствами беспокойства, скуки и депрессии 5,5 13,0 11,1 11,1 7,4 16,7 35,2

4. Говорит мне о том, что верит в меня 16,7 7,4 9,2 7,4 9,2 16,7 33,3

5. Понимает, что меня что-то беспокоит 7,4 9,2 22,2 14,8 14,8 13,0 18,5

6. Поддерживает меня 7,4 3,7 14,8 3,7 5,5 20,4 44,4

7. Делает мне комплементы 1,8 20,4 20,4 14,8 16,7 9,2 16,7

8. В трудных ситуациях демонстрирует лояльность по отношению ко мне 7,4 18,5 18,5 18,5 13,0 16,7 7,4

9. Когда я сталкиваюсь с какой-то проблемой, дает мне совет 5,5 9,2 14,8 9,2 16,7 11,1 33,3

10. Проявляет нежность по отношению ко мне 1,8 7,4 11,1 11,1 11,1 27,8 29,6

11. Выражает обеспокоенность по поводу моего благополучия 9,2 9,2 7,4 14,8 3,7 18,5 37,0

12. Говорит о своих чувствах по поводу наших отношений в будущем 1,8 18,5 29,6 9,3 9,3 9,3 22,2

13. Является хорошим другом 5,5 7,4 14,8 11,1 9,2 11,1 40,7

14. Помогает мне, даже когда его об этом не просят 7,4 20,4 16,7 3,7 13,0 22,2 16,7

Л.. А. Нижегородова

Влияние благоприятньхсупружёскихотношнш на качество профессиональной деятельности

Выражает обеспокоенность по поводу благополучия супруги 74% мужей, однако 25,8% супругов безразличны к своей жене, по мнению респондентов. В исследованиях Эриксона и мужчины, и женщины считают, что самой трудной супружеской ролью является именно роль «близкого товарища». Результаты нашего исследования показали, что 72,1% женщин-учителей считают своего мужа «хорошим другом», при этом достаточно большой процент респондентов 27,9% не могут сказать, что супруг является «хорошим другом». Интересными оказались результаты ответов на 7, 8, 12 и 14 позиции. Так различия между показателями оказались минимальными. Например, позиция «Делает мне комплементы» - положительно ответили 57,4% респондентов, в то время как 42,6% ответили отрицательно. «В трудных ситуациях демонстрирует лояльность по отношению ко мне» соответственно - 55,6%/44,4%. «Помогает мне, даже когда его об этом не просят» - 55,6%/44,5%. Позиция «Говорит о своих чувствах по поводу наших отношений в будущем» оказалась практически равной -49,8%/50,1%. Ряд ответов при детальном рассмотрении вызывает противоречие. Так, например, более 70% женщин-учителей считают, что их мужья проявляют нежность, поддержку и обеспокоенность относительно их состояния, в то время как 44,4% этих же женщин-учителей отмечают, что их мужья в трудных ситуациях демонстрируют лояльность по отношению к ним по шкале от «никогда» до «редко». Возможно, не правильное понимание вопроса привело к столь противоречивому ответу. Изучая общую картину оценки отношения супруга к личности респондента можно заметить, что треть женщин-учителей не испытывают поддержку, заботу со стороны своего супруга, они не слышат комплиментов, к ним не проявляют нежность при этом их мужья самостоятельно пытаются справляться со своими проблемами и

не обращаются за поддержкой к ним (женщинам-учителям). Соответственно такие женщины-учителя (27,7%) не могут назвать своего супруга «хорошим другом». Затем женщинам-учителям был задан вопрос: «Как вы считаете, какие собственные личностные качества обеспечивают вам удовлетворенность браком?». Анализ ответов показал, что те женщины -учителя, которые по результатам диагностики показали положительные результаты, в основе своего благополучного брака видят, прежде всего, заботу, внимание, проявление и про-говаривание чувств, уважение, умение прощать, сдержанность, умение слышать. Женщины-учителя, чьи результаты продемонстрировали холодность в отношениях, отметили, что для удовлетворенности браком им не хватает таких качеств, как сдержанность, умение слышать, понимание, терпение. Следовательно, проанализировав ответы, можно сказать, что для удовлетворения браком женщинам-учителям не хватает: саморегуляции, рефлексии и толерантности. Таким образом, мы наблюдаем серьезную проблему. Как известно распад эмоциональных отношений оказывает разрушительное воздействие на психическое и соматическое состояние человека [11], а это в свою очередь негативно сказывается как на супружеских и семейных отношениях, так и профессиональной деятельности.

Следовательно, для создания и поддержания положительной эмоциональной удовлетворенности в супружеских отношениях целесообразно прививать навыки и умения эффективной коммуникации, безусловного принятия друг друга, умения анализировать происходящее и проведения коррекции деструктивного поведения в семье женщин-учителей, так как развитие этих навыков будет плодотворно влиять и на профессиональную деятельность женщин-учителей.

Таблица 2

УТП модульный курс «Экология души»

№ Название блока Цель Часы

1. Искусство общение Научиться слушать и слышать собеседника 5

2. Правила бесконфликтных отношений Приобретение навыков конструктивного решения житейских и педагогических ситуаций 5

3. Сам себе психолог Приобретение навыков и приемов саморегуляции и рефлексии 6

Итого 16

Научные сообщения

Для решения данной проблемы в рамках курсовой подготовки кафедра педагогики и психологии предлагает специальную работу для педагогов в двух направлениях.

Так, для создания положительного саморазвития педагогов путем психологического воздействия на его личность и поведение женщинам-учителям предлагаются психологические консультации для более детального рассмотрения причин супружеской дисгармонии.

Консультирование это форма оказания помощи по выявлению проблемы, ее анализу и при необходимости содействию в выполнении определенных предписаний.

Необходимой частью психологической работы являются методы закрепления положительного опыта, который женщины-учителя могут получить в рамках модульного курса «Экология души».

Данный курс рассчитан на 16 часов и предполагает психологическое воздействие, которое основано на активных методах групповой работы.

Таким образом, в современном обществе к женщинам-учителям предъявляются высокие требования к выполняемой педагогической деятельности, однако зачастую при этом недооценивается влияние семейных отношений, которые оказывают влияние на эмоциональный фон, а это, в свою очередь, мощное влияние на качество профессиональной деятельности женщин-учителей. Проведенное нами исследование позволило раскрыть проблемные зоны и выявить группу риска, для которой был создан модульный курс «Экология души». Предложенный тренинг направлен не только на сохранение и удовлетворение браком и семьей в общем женщиной-учителем, но и на формирование психологически благополучного педагога.

Библиографический список:

1. Наличаева С. А. Самоактуализационный потенциал личности как детерминанта профессионального выгорания педагогов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03. / С. А. Наличае-ва. - Российская академия наук, Институт психологии. - 2011. - 238 с.

2. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи : учебное пособие / А. Н. Елизаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2005. - 400 с. - С. 3.

3. Карташова Е. В. Психологические детерминанты и особенности профилактики деструктивных супружеских конфликтов в условиях кризиса брачно-семейных отношений : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04 / Е. В. Карташова. - СПб., 2013. - 264 с.

4. Шавлов А. В. Факторы удовлетворенности браком в семье кадрового военного в России : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / А. В. Шавлов. - МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. - 200 с.

5. Титова Е. В. Влияние карьерной успешности супругов на отношения в семье : дис. . канд. психол. наук : 19.00.13 / Е. В. Титова. -Ставрополь, 2001. - 156 с.

6. Чернышев Я. А. Влияние супружеских отношений на служебную карьеру руководителя : дис. .канд. психол. наук : 19.00.13 / Я. А. Чернышев. - Казань, 2002. - 182 с.

7. Сячина С. Л. Преодоление профессиональной деформации руководителя как фактор оздоровления семейных отношений : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ин-т педагогики соц. работы Рос. акад. образования, 2002. - 195 с.

8. Торохтий В. С. Методика диагностики психологического здоровья семьи / В. С. То-рохтий. - М. : МГПУ, 2006. - 112 с.

9. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар / Л. Берг-Кросс ; перев. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2004. - 528 с.

10. Нижегородова Л. А. Анализ психологического здоровья семьи женщины-педагога / Л. А. Нижегородова // Экологическая безопасность, здоровье и образование : сборник научных трудов IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов / под науч. ред. З. И. Тю -масевой. - Челябинск : Цицеро, 2016. -С.203-209.

11. Залысина И. А. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи / И. А. Залысина, Е. С. Смирнова // Вопр. психологии. - 1985. - № 4. -Уральская типография, 2016. - 96 с. : ил.

References:

1. Nalichayeva S. A. Self-actualization potential of a person as a determinant of professional burnout of teachers [Samoaktualizacionnyj potencial lichnosti kak determinanta professional'nogo

fl.. A. Hu^gsopodoea

BxuHuue 6AœmpuxmmxçynpyxgcKuxomHowenuû Ha aecmeo npotfeccuouoxbwm deamexbHocmu

vygoranija pedagogo]: dis. ... cand. of Psychol. Sciences: 19.00.03 / S. A. Nalichayeva, Russian Academy of Sciences Institute of Psychology, 2011. 238 pp.

2. Elizarova A. N. Psychological counseling of the family [Psihologicheskoe konsul'tirovanie sem'i]: a textbook, 2-nd ed. Moscow: OS'-89, 2005. 400 p., p. 3.

3. Kartashova E. V. Psychological determinants and features of prevention of destructive conjugal conflicts in the context of the crisis of marriage and family relations [Psihologicheskie deter-minanty i osobennosti profilaktiki destruktivnyh supruzheskih konfliktov v uslovijah krizisa brach-no-semejnyh otnoshenij]: dis. ... cand. of Psychol. Sciences: 19.00.04 / E. V. Kartashova. St. Petersburg, 2013.264 p.

4. Shavlov A. V. Factors of satisfaction with marriage in a family of a career military in Russia [Faktory udovletvorennosti brakom v sem'e kadro-vogo voennogo v Rossii]: dis. ... cand. of Sociology. Sciences: 22.00.04 / A. V. Shavlov, Lomono-sov Moscow State University, 1996. 200 p.

5. Titova E. V. Influence of career success of spouses on relations in the family [Vlijanie kar'er-noj uspeshnosti suprugov na otnoshenija v sem'e]: dis. ... cand. of Psychol. Sciences: 19.00.13 / E. V. Titova. Stavropol, 2001. 156 p.

6. Chernyshev Y. A. Influence of marital relations on the career of head [Vlijanie supruzheskih otnoshenij na sluzhebnuju kar'eru rukovoditelja]: dis. ... cand. of Psychol. Sciences: 19.00.13 / Y. A. Chernyshev. Kazan, 2002. 182 p.

7. Syachina S. L. Overcoming of the professional deformation of the manager as a factor in improving family relations [Preodolenie profes-sional'noj deformacii rukovoditelja kak faktor oz-do-rovlenija semejnyh otnoshenij]: dis. ... cand. Ped. Sciences: 13.00.02 / Institute of Pedagogy, 2002.195 p.

8. Torokhtiy V. S. The technique of diagnosing of the psychological health of the family [Metodika diagnostiki psihologicheskogo zdo-rov'ja sem'i] / V. S. Torokhty. Moscow: MCPU, 2006. 112 p.

9. Berg-Cross L. Therapy of married couples [Terapija supruzheskih par] / translation from English by N. Rasskazova, A. Bagryantseva. Moscow: Publishing house of the Institute of Psychotherapy, 2004.528 p.

10. Nizhegorodova L. A. Analysis of the psychological health of the female teacher's family [Analiz psihologicheskogo zdorov'ja sem'i zhensh-hiny-pedagoga] // Environmental safety, health and education: a collection of scientific papers of the IX Russian Scientific and Practical Conference of Young Scientists, Postgraduates and Students / ed. by Z. I. Tyumaseva. Chelyabinsk: Zitsero, 2016, pp.203-209.

11. Zalyysina I. A., Smirnova E. S. Some features of the mental development of pre-school children brought up outside the family [Nekotorye osobennosti psihicheskogo razvitija doshkol'nikov, vospityvajushhihsja vne sem'i] // Questions of phycology, 1985, No. 4, Ural Printing House, 2016. 96 p.

HayHHo-meopemmecKuü ^ypnax

35

®unyc*i4 (29) • 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.