Научная статья на тему 'Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи'

Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5392
691
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / СТАДИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / РОЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ / РОЛЕВЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / FAMILY / MARRIAGE / STAGES OF FAMILY RELATIONSHIPS / ROLE-PLAYING SETTING / ROLE CLAIMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фещенко Е. М.

В статье автор раскрывает актуальность исследования супружеской совместимости с теми ожиданиями, которые супруги предъявляют друг к другу (ролевые ожидания) и личным стремлением каждого из супругов в разных сферах семейной жизни (ролевые притязания). Особое внимание уделяется рассмотрению ожиданий и притязаний супругов на разных этапах развития семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фещенко Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE EXPECTATIONS AND CLAIMS OF SPOUSES AT DIFFERENT STAGES FAMILY DEVELOPMENTS

The author reveals the relevance of marital compatibility studies with the expectations that impose wife to each other (role expectations) and the personal desire of each of the spouses in various areas of family life (role claims). Particular attention is paid to the expectations and aspirations of the spouses at different stages of family development

Текст научной работы на тему «Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи»

что опять-таки зависит от общего контекста.

В целом это вписывается в картину педагогических взаимодействий, которую описывает А.Н. Поддьяков: противодействие в его трактовке не обязательно связано с негативными последствиями для развития. В определенных ситуациях оно может выступать как средство для развития субъекта, и, кроме того, может иметь место эффект саморазвития субъекта («развитие вопреки»).

Выводы

Эмпирическое исследование продемонстрировало, что оценка студентом опыта своего взаимодействия с учителем-наставником и методистом опирается на параметры сотрудничества и противодействия. Они являются общими формальными параметрами для оценки своего опыта взаимодействия и с учителем-наставником, и с методистом. Однако их содержательное наполнение (какие именно действия воспринимаются как сотрудничающие и как противодействующие) различается для этих двух ситуаций оценки. Также выявлено, что студенты проявляют большее согласие в оценке сотрудничающих действий в сравнении с противодействующими.

Results of empirical research of parameters which are used by student teachers' for the description of the experience of interaction with a cooperating teacher and university supervisor the during teaching practicum are described. It is shown that separate actions are grouped in two global parameters: cooperation and counteraction. Substantially filling (which actions are perceived as cooperating and as counteracting) differs for an assessment of actions of cooperating teacher and university supervisor. It is also revealed that students show a bigger consent in an assessment of cooperating actions in comparison with the counteracting.

The key words: student teachers', cooperating teacher, university supervisor, cooperation, counteraction

Список литературы

1. Багдасарян А.А. Система развивающего взаимодействия «учитель-наставник-студент» как фактор профессионального становления будущего учителя: дис. канд. пед. наук. Сочи, 2006. 250 c.

2. Вьюнова Н.И., Кунаковская Л.А. Руководитель педагогической практики студентов: проблемы и перспективы роста // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 121-126.

3. Журавлева Н.О. Некоторые функции наставника в процессе адаптации начинающего учителя к профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2007. № 1. С. 28-29.

4. Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 13-20.

5. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. 231 с.

6. Beck C., Kosnik C. Components of a good practicum placement: student teacher perceptions // Teacher Education Quarterly. 2002. V. 29, № 2. P. 81-98.

7. Blumberg A., Weber W.A. Teacher morale as a function of perceived supervisor behavioral style // The Journal of Educational Research. 1968. V. 62, № 3. P. 109-113.

8. Borko H., Mayfield V. The roles of the cooperating teacher and university supervisor in learning to teach // Teaching and Teacher Education. 1995. V. 11, № 5. P. 501-518.

9. Copas E.M. Critical requirements for cooperating teachers // Journal of Teacher Education. 1984. V. 35, № 6. С. 49-54.

10. Copeland W.D. Student teachers' preference for supervisory approach // Journal of Teacher Education. 1982. V. 33, № 2. P. 32-36.

11. Kagan D.M. Research on the supervision of counselors- and teachers-in-training: linking two bodies of literature // Review of Educational Research. 1988. V. 58, № 1. P. 1-24.

Об авторе

Савин Е. Ю. - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, e-mail: sey71@yandex.ru

УДК - 159.9:37.015.3

РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПРИТЯЗАНИЯ СУПРУГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ

РАЗВИТИЯ СЕМЬИ

Е.М. Фещенко

В статье автор раскрывает актуальность исследования супружеской совместимости с теми ожиданиями, которые супруги предъявляют друг к другу (ролевые ожидания) и личным стремлением каждого из супругов в разных сферах семейной жизни (ролевые притязания). Особое внимание уделяется рассмотрению ожиданий и притязаний супругов на разных этапах развития семьи.

Ключевые слова: семья, брак, стадии семейных отношений, ролевые установки, ролевые притязания.

Изучение социально-психологических аспектов семьи и брака, исследование взаимодействия супругов, их удовлетворенности супружеством, ролевых ожиданий и притязаний в браке являются в настоящее время наиболее важными задачами психологии семьи. Для гармоничного функционирования семьи недостаточно материального благополучия и соответствующего уровня образования. Характер супружеских отношений во многом зависит от ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы.

В. Сатир указывает, что семейная жизнь напоминает айсберг, и большинство людей видит лишь его надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые догадываются, что айсберг несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить её опасным курсом. Искусство семейной жизни, пожалуй, самое сложное из всех искусств. Мы не знаем тут очень многого, не знаем даже размеров своего незнания [3].

Бытом многих семей правят сейчас психологическая неграмотность супругов (незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье), половое невежество (незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения), воспитательная неграмотность (незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни).

Межличностные отношения в браке формируют постепенно общие для обоих супругов социально- психологические установки, взгляды, вкусы и привязанности. Согласование потребностей супругов - задача сложная, так как, с одной стороны, возникают совместные потребности, достаточно хорошо сопряженные с желаниями каждого из брачных партнеров, с другой - определенная часть потребностей сохраняет индивидуальный, автономный характер. Таковы, например, потребности в получении образования, профессиональной деятельности, в проведении досуга и т.д.

Супружество предполагает определенные требования к поведению и поступкам партнеров, что ограничивает индивидуальную свободу. Возникновение обид, упреков происходит в силу сложности согласования обязанностей, которые должны быть распределены с учетом возможностей и желаний партнеров [1].

Супружеская пара может обнаружить, что брак принес не то, чего от него ожидали. Расхождение между брачными ожиданиями и действительностью может быть различной степени остроты. В одних случаях оно воспринимается болезненно, в других - более или менее хладнокровно, с достаточной долей самообладания и выдержки. Все зависит от социальной и психологической зрелости супругов [3].

В семейном благополучии многое зависит от того, с какими идеальными представлениями молодые люди вступают в брак, как они себе представляют супружеское счастье. Между идеальными представлениями и реальными взаимоотношениями людей всегда были, есть и будут значительные расхождения. Это самый распространенный источник неудовлетворенности супружеской жизнью. Несмотря на всевозможные трудности, которые встречаются в семейной жизни, в конечном счете, брак и семья являются значительными ценностями для каждого человека.

Совместная жизнь требует от каждого члена семьи постоянной оценки собственных поступков с точки зрения того, как их оценивают другие. Ожидаемые реакции заранее включаются в поведение другого брачного партнера. С годами супруги четко представляют, какова будет реакция другого партнера на те или иные поступки или действия. Гибкая координация в семье становится возможной лишь в том случае, если каждый из его членов постепенно меняют свое поведение в зависимости от поведения других членов семьи, их намерений, желаний.

Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий на активное выполнение супругом семейных обязанностей и ролевых притязаний, как личностной готовности выполнять семейные обязанности.

Для выяснения представлений супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров была использована методика «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» А.Н. Волкова [2].

Исследование ролевых ожиданий и притязаний супругов проходило в семьях, которые находятся на разных этапах семейных отношений: 1) предбрачный период, 2) заключение брака, 3) рождение первого ребенка, 4) возникновение детской подсистемы в семье, 5) введение детей в социальные институты (детский сад, школа), 6) дети покидают родительский дом (уезжают учиться), 7) создание детьми собственной семьи. Нами было исследовано 60 человек, составляющих 30 пар, находящихся на разных стадиях семейного цикла, проживающих в городе Брянске.

В результате проведенного исследования было выявлено, что интимно - сексуальная ценность, как важное условие супружеского счастья, наиболее значимо для супругов на стадии развития семьи «возникновение детской подсистемы» - 50% женщин и 50% мужчин указали на значимость

данного фактора, а также на стадии семьи, когда ребенок пошел в школу - 62% жен и мужей высоко оценивают интимно- сексуальные отношения в супружестве. В добрачный период в период заключение брака и возникновение супружеских отношений, в период рождения первого ребенка, значимость сексуальных отношений в супружестве, как женщин, так и для мужчин не высока.

Анализ данных по шкале, отражающей установку мужа (жены) на личностью идентификацию с брачным партнером, показывает, что в добрачный период, в период рождения первого ребенка, в период посещения ребенком школы, период семьи, когда супруги остаются без детей (уезжают учиться) и в период, когда дети создают свои семьи, как для женщины, так и для мужчины очень важны общность интересов, потребностей, ценностных ориентации. На стадии семьи, когда рождается второй ребенок, для жены снижается ценность общих интересов, времяпровождения с супругом.

Данные по шкале, измеряющей установки супругов на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи, показывают, что высокие ролевые ожидания от супруги имеют 50% мужчин в добрачный период, 100% мужчин в период становления молодой семьи, 100% в период посещение ребенком школы, 90% в период семьи, когда дети покидают дом (уходят учиться), 90% в период семьи, когда дети создают свои семьи.

В то же время, женщины в предбрачный период, в период создания семьи и в период рождения ребенка, не имеют высоких ожиданий в вопросах введения хозяйства своими супругами. С увеличением стажа семьи женщины более склонны предъявлять большое количество требований к участию супруга в организации быта. Для них очень высока значимость хозяйственно - бытовых умений и навыков супруга.

С увеличением стажа семейной жизни повышается уровень притязаний, как у женщин, так и у мужчин в организации домашнего хозяйства. Супруги готовы предоставить свою помощь в вопросах быта и ведения домашнего хозяйства. В период, когда дети покидают дом, женщины имеют высокий уровень притязаний на выполнение домашней работы, а мужчины стараются отстраниться от повседневных домашних забот.

Анализ данных по шкале, позволяющей судить об отношении супругов к родительским обязанностям, показывает, что 70% женщин в добрачный период, 80% в период создания молодой семьи, 80% в период семьи, когда дети уходят учиться и 90% женщин на стадии семьи, когда дети создают свои семьи, имеют выраженность установки на активную родительскую позицию мужа, ожидание от него, что именно он возьмет на себя основные родительские обязанности.

При этом 40% женщин в предбрачный период, 50% в период рождения второго ребенка, 75% - в период посещения ребенком школы, 90% - в период, когда дети уезжают учиться в другой город и 100% когда дети создают свои семьи, имеют высокий уровень притязаний в вопросах воспитания детей и внуков.

У мужчин на всех этапах развития семьи выражены ролевые установки и притязания в вопросах воспитания детей. Они ориентированы собственные обязанности по воспитанию детей, но в то же время ждут от супруги активной родительской позиции. Это является важным фактором в создании стабильности, благополучия в семье.

Далее был проведен анализ данных по шкале, отражающей установку супругов на значимость эмоционально-психотерапевтической функции в браке. На всех этапах жизни семьи высок процент мужчин и женщин, которые имеют ориентацию на то, что муж (жена) возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи, что супруг или супруга будет создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье, оказывать эмоциональную и моральную поддержку.

Что касается ролевых притязаний, то высок процент женщин, которые готовы оказывать эмоциональную поддержку своему супругу в такие периоды семейной жизни как: в период создания молодой семьи (80%); в период, когда ребенок идет в школу (75%); в период, когда дети уезжают учиться (70%); когда дети создают свои семьи (100%).

Высокую степень ориентации на собственное проявление себя в роли эмоционального лидера в семейных отношениях имеют мужчины на стадии семьи, когда происходит рождение первого ребенка (67%) и на стадии семьи, когда собственные дети создают свои семьи (80%). Супруг готов быть семейным «психотерапевтом», оказывать эмоциональную поддержку супруге в период рождения собственного ребенка и когда появляются внуки в семье.

Таким образом, проведенный анализ исследования на предмет ролевых ожиданий и притязаний супругов на разных этапах развития семьи показал, что существуют определенные проблемы в семейных сферах. В ходе исследования выявлены и положительные стороны в отношениях супругов, такие как желание обеих супругов участвовать в хозяйственно - бытовой и родительско-воспитательной сфере, оказывать эмоционально-психотерапевтическую помощь в семье, проявлять общность интересов, потребностей, ценностей.

The author reveals the relevance of marital compatibility studies with the expectations that impose wife to each other (role expectations) and the personal desire of each of the spouses in various areas of family life (role claims). Particular attention is paid to the expectations and aspirations of the spouses at different stages of family development.

The key words: family, marriage, stages of family relationships, role-playing setting, role claims.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Психология семьи. Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002.

2. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006. 360 с.

3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. Пер. с англ.: улучш. изд .М,: Педагогика-Пресс, 1992. 192 с.

4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. пособ. для психологов. СПб.: Речь, 2003. 336с.

Об авторе

Фещенко Е. М. - кандидат психологических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, jovnec@ yandeх.ru.

УДК 159.9.072.432

ЭВРИСТИКА ДОСТУПНОСТИ И МЕТАКОГНИТИВНЫЙ МОНИТОРИНГ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ СТУДЕНТАМИ1

А.Е. Фомин

В статье обсуждается роль эвристических процессов (эвристики доступности) в процессах метакогнитивного мониторинга решения учебных задач. В нашем исследовании такой задачей было формулирование студентами учебных трудностей. На выборке из 50 студентов показано, что испытуемые наиболее уверены в тех формулировках, которые имеют высокий уровень доступности. Эта связь не зависит от того, верна ли формулировка учебного затруднения или неверна.

Ключевые слова: эвристика доступности, метакогнитивный мониторинг.

Проблема. Многочисленные исследования в области психологии принятия решений, которые проводятся, начиная с середины прошлого столетия показывают, что содержание и качество принимаемого человеком решения в значительной степени опосредовано тем, как испытуемый оценивает свои знания и интеллектуальные навыки в решении конкретной задачи. Причем в большинстве из них устойчиво воспроизводится тот факт, что человек чаще всего переоценивает собственную компетентность, бывает слишком самонадеян в оценке результатов работы с задачей. Данный феномен получил название чрезмерной уверенности или сверхуверенности (overconfidence) и был обнаружен на материале самых разных задач: построения прогнозов о вероятности того или иного события, постановки психологических и медицинских диагнозов, выдачи свидетельских показаний, решения тестов знаний (касающихся как общей осведомленности человека, так и конкретных учебных предметов) и т.д. (см., например, [1]; [4]; [5]; [10]; [12]).

Психолог Дж.Меткалф обозначившая это явление термином «когнитивный оптимизм», раскрывает его следующим образом: «Люди думают, что они смогут решить задачу, когда на самом деле неспособны на это; они абсолютно уверены, что вот-вот найдут правильный ответ, когда находятся на грани ошибки; они думают, что решили задачу, когда весьма далеки от этого; они думают, что знают ответы на вопросы, а на самом деле пребывают в полном невежестве;... они верят, что выучили материал, когда на самом деле не сделали это; они думают, что они поняли, даже если наглядно демонстрируют, что все еще блуждают во мраке» [14, р. 100].

При этом феномен сверхуверенности имеет не только собственно научный, но и вполне практический интерес. Ведь переоценка собственной компетентности нередко приводит к решениям, последствия которых могут быть не только вредными, но даже катастрофическими. Иллюстрации этой мысли мы находим в самых разных областях человеческой деятельности. Так, пилот самонадеянно считающий, что он достаточно подготовлен, чтобы посадить самолет при неблагоприятной погоде, может стать причиной авиакатастрофы. Врач, слишком уверенный в неверном диагнозе, применяет неправильное лечение к больному. Учащийся, переоценивающий собственные знания, систематически недоучивает предмет и рискует снизить собственную академическую успешность.

Значимость проблемы чрезмерной уверенности побуждает ученых искать ответы на вопрос о ее природе. В настоящее время есть как минимум два варианта ответа на вопрос о том, что такое уверенность и каковы ее источники. С одной стороны, уверенность понимается как свойство личности, которое выражается в принятии себя, своих действий, решений, навыков, как уместных и адекватных. В

1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 12-16-40004 а(р).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.