УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ И ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОНФЛИКТНОЙ СЕМЬЕ
© 2017
Амбалова Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Семья как социально устойчивая общность людей функционирует уже в течение многих веков. Она является необходимым компонентом социальной структуры человеческого общества, выполняя чрезвычайно важную задачу воспроизводства и сохранения населения. Семью создают два человека, и какой она будет в дальнейшем, зависит от них, от их нравственных, интеллектуальных, психических качеств и свойств личности. Семейные отношения - это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические, и современные уровни сознания, и индивидуальные, и коллективные, и онтогенетические, и филогенетические основания. Большую роль во взаимоотношениях между супругами играет их умение конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации. Немаловажная роль в зарождении конфликтных ситуаций в семье отводится тем потребностям и ожиданиям, которые сформировались у мужчины и женщины к моменту создания семьи под воздействием их индивидуальных особенностей, склонностей и специфики социокультурного пространства. Уникальность семей-но-брачных отношений кроется в их эмоциональном и кровнородственном потенциале. Понимаемые как наиболее важные и тесные из всех возможных отношений, супружеские узы полностью определяют способ существования, который требует определенного искусства бытия вместе. Статью можно рассматривать как попытку отразить специфику института семьи и представляет интерес для учителей средних школ и исследователей.
Ключевые слова: семейные отношения, семья, кризис, конфликт, брак, адаптация, оптимизация.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DIAGNOSIS AND OPTIMIZATION OF FAMILY
RELATIONSHIPS IN CONFLICT
© 2017
Ambalova Svetlana Alekseevna, candidate education sciences, associate professor, department of pedagogy and psychology North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin st., 46, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the problem of the institution of family with its problems and the ways of solving them. Family is treated as a stable social community of people which has been in existence for many centuries. Much attention is paid to the fact that it is an essential component of the social structure of human society, performing an extremely important task of reproduction of the population. It is known that family is created by two people and what kind of union it will be depends on them, on their moral, intellectual, mental qualities and personality traits. Family relationships is a complex phenomenon, a complex psychic reality, including mythological and modern levels of consciousness, individual and collective, ontogenetic and phylogenetic basis. A big role in the relationship between husband and wife plays their ability to solve emerging conflict situations constructively. An important role in the origin of the conflict situations in the family is given to the needs and expectations that have emerged from the men and women by the time of family's creation under the influence of their individual characteristics, aptitudes and specific socio-cultural space. The uniqueness of the conjugal relations is in their emotional and hard-related potential. Being appreciated as the most significant and close of all possible relationships, marital ties completely determine the way of existence particular a certain art of being together. The article can be viewed as an attempt to reflect the specifics of family institution and it is of interest to secondary school teachers and researchers.
Keywords: family relationships, family, crisis, conflict, marriage, adaptation, optimization.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Взаимоотношения в семье - это сложная психологическая действительность, охватывающая и мифологические, и современные уровни сознания, индивидуальные и общественные, онтогенетические и филогенетические, социогенетические и психогенетические основания.
На всей территории России проблема внутрисемейных отношений и их профилактика обозначена довольно остро: кризис семьи является преобладающим, всепоглощающим и почти непреодолимым. Супружеские взаимоотношения как искусство жить в браке, по мнению Е.С. Калмыковой, устанавливают отношения дуальные по форме, универсальные по смыслу и неординарные по интенсивности и силе [1]. Дуальность в семейных отношениях обусловливается, с одной стороны, половым диморфизмом, а с другой стороны, двойственностью целей брака - дружной совместной семейной жизнью и продолжением рода. Универсальность брака и семьи заключается в «социальной ответственности» каждого человека, желающего жить в соответствии с природным началом, и наряду с этим с демографической обязанностью личности, которая намерена вести жизнь, полезную для себя, для окружающих, так и для человечества в целом.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы семьи, семейных отношений в последнее время рас-
крываются в исследования психологов (С.А. Амбалова [2], Г.Х. Джиоева [3], Т.Е. Карцева [4], Т.А. Подольская
[5], Л.Б. Шнайдер [6]); социологов (Х.В. Дзуцев [7], З.М. Сабанов [8] и др.); психиатров, этнографов, педагогов (М.И. Бекоева [9], З.К. Малиева [10], Б.А. Тахохов [11], М.Ю. Хуриева [9] и др.) и т.д. Ведущими представителями в исследовании этого вопроса на сегодняшний день в нашей стране являются такие психологи, как: А.Н. Волкова [12], Т.М. Трапезникова [12], Л.Б. Шнайдер
[6], С.А. Юн-Хай [13] и др. Этот интерес обусловлен тем, что традиционный институт семьи испытывает сейчас своеобразный кризис, связанный с трансформацией содержания брачно-семейных отношений. Семейный кризис проявляется в том, что, во-первых, идет активный поиск новых форм функционирования семьи, которые бы больше соответствовали современному содержанию и стилю семейных отношений. Во-вторых, непрерывно увеличивается число разводов: по статистике в среднем один развод приходится почти на каждые три брака, причем особенно страдают молодые семьи - почти третья часть всех разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни не более трех-пяти лет.
Формирование целей статьи (постановка задания). В современном обществе еще острее стоят проблемы, связанные с жизненно важным риторическим вопросом, как организовать устойчивый, согласованный союз с другим человеком и каким образом сохранить на протяжении всей жизни этот союз. Существенное значение в преодолении возникающих на начальном этапе совмест-
ной жизни конфликтов имеет учет тех потребностей и ожиданий, которые сложились у партнеров к моменту вступления в брачно-семейные отношения.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для молодых супругов наиболее характерны повышенные ожидания друг к другу, и, соответственно, потребности. При несовпадении этих ожиданий с реальностью в процессе адаптации данное явление нередко становится основой семейного конфликта. Психологическая адаптация супругов осуществляется, прежде всего, путем освоения норм и ценностей социума. К ее основным проявлениям относится взаимодействие, в том числе общение человека с окружающими людьми и активную деятельность. Т.Б. Карцева, оценивая брак как «одно из поворотных событий в жизни человека», указывает, что речь идет об изменении «всей ситуации развития личности, ведет к смене ролей, которые человеку приходится играть, изменению круга лиц, включенных во взаимодействие с ним, спектра решаемых проблем и образа его жизни» [4, с. 123-129].
Естественно, что совершение таких этапных жизненных событий, включающих как позитивные, так и негативные по своей модальности перемены, «приводит к личностному изменению, перестройке всей системы «Я» и весьма болезненно переживается личностью» [5].
Е.С. Калмыкова, говоря о проблемах первых лет супружеской жизни, указывает, сто «первые год-два совместной жизни - это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии» [1, с. 83-89].
В этот период происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа взаимоотношений, которые удовлетворяют обоих. На этом этапе решаются следующие задачи;
- формирование структуры семьи;
- распределение функций (ролей);
- выработка общих семейных ценностей.
Как отмечают А.Н. Волкова и Е.И. Трапезникова, до рождения детей молодой семье наиболее свойственны трудности вырабатывания своего семейного уклада, разочарование друг в друге как последствие более глубокого узнавания, конфликты по поводу распределения семейных обязанностей, проблемы во взаимоотношениях с «новоиспеченными» родственниками, материальные, экономические и бытовые проблемы [12, с. 110-116].
Брачно-семейную адаптацию супругов следует изучать как последовательный процесс приспособления супругов друг к другу, и в целом, к семейной жизни, последствием которого должно стать формирование стабильного семейного уклада, непринужденное распределение супружеских ролей с учетом гендерных особенностей, выработка допустимого стиля общения друг с другом, использование демократических приемов разрешения и профилактики разногласий и конфликтов, установление взаимоотношений с окружающими и т.д.
Одним из наиболее распространенных подходов к анализу мотивов супружеских конфликтов, как отмечают многие ученые (А.Д. Гусова [5], Х.В. Дзуцев [7], Т.Е. Карцева [4], Т.А. Подольская [5] и др.), является подход, основанный на том, что конфликт между супругами зарождается на почве неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или обоих.
Эмоционально-психологическая стабильность брака зависит от удовлетворения потребности супругов в заботе, внимании, нежности, ласке и чуткости друг к другу. Другими словами (Г.Х. Джиоева), в семье каждый из супругов должен удовлетворять свою потребность в позитивных эмоциональных чувствах по отношению к другому [3, с. 206-209]. Следовательно, брак устойчив лишь в том случае, как отмечает З.К. Малиева, когда супружеское общение несет в себе положительный эмоциональный заряд, когда ни один из супругов не испы-
тывает чувства отчуждения и психологического одиночества [10, с. 769].
Для каждого супруга в семейной жизни должен быть достигнут какой-то минимальный необходимый уровень удовлетворения своих потребностей, в ином случае возникает дискомфорт, недовольство (М.И. Бекоева, М.Ю. Хуриева), формируются и закрепляются негативные эмоции, чувства и от ношения [9, с. 127-132]. На основе неудовлетворенных потребностей и интересов может появиться временное или хроническое психическое, либо физиологическое напряжение, которое постепенно провоцирует эмоционально-психологическую нестабильность брака. Стало быть, те или иные неудовлетворенные потребности и интересы супругов, или хотя бы одного из них, нередко становятся причинами конфликтов в семье и приводят, как следствие, к разводам.
Поскольку «при желании» в конфликтную можно превратить практически любую внутрисемейную ситуацию, то важным фактором, позволяющим сгладить большинство конфликтов, является поведение обоих супругов во время конфликтов. Так, если партнеры легко реагируют на любое противоречие, зацикливаются на нем, пытаются объяснить или доказать правоту другому, то конфликт неизбежен. Но если «неприятные ситуации» обсуждаются спокойно и доброжелательно, супруги не пытаются найти, кто из них прав, а кто виноват, каждый из них стремится пойти на примирение, а не ждет, чтобы это делал другой - частота и серьезность конфликтов уменьшается. Понимание того факта, что в любом конфликте виноваты обе стороны, стремление, прежде всего, увидеть и взять на себя сою вину, а не обвинять другого - важный фактор, способствующий тому, чтобы внутрисемейные конфликты носили конструктивный, а не деструктивный характер.
Супруги неизбежно сталкиваются в жизни с многочисленными трудностями, проблемами, поэтому психические напряжения и перенапряжения просто неизбежны. Ради сохранения психического здоровья необходимо постоянно учиться регулировать свою психическую деятельность [11, с. 113-117]. Супруги должны научиться строить свои взаимоотношения, исходя из психологических особенностей характера и темперамента друг друга, учитывая привычки, стиль жизни, подъемы и спады настроения, уязвимые места, болезненные реакции друг друга, то есть должны сами разрешать или предотвращать возникающие конфликты [10, с. 769].
Стабильность брака, главным образом, зависит от того, могут ли супруги эмоционально поддерживать друг друга или нет, иначе говоря, есть ли в браке психотерапевтическая обстановка [13]. Огромную, если не решающую, роль во взаимоотношениях супругов играет их умение конструктивно решать возникающие конфликты [14-22].
Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит, прежде всего, от умения супругов понимать, прощать и уступать. Одно из условий завершения конфликта любящих супругов - не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина не лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя, что же тебя на самом деле волнует. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Каждая супружеская пара представляет собой совершенно уникальную, ни с чем не сравнимую микрогруппу, аналогов которой в обществе нет. Уникальность супружеских отношений проистекает из того, что муж и жена сотрудничают друг с другом в решении необозримого круга проблем - от сугубо материальных до самых интимных, сексуальных; от самых духовных: цель и смысл жизни - до самых практических: где и как провести очередной отпуск. В ходе этого сотрудничества возникает особая близость
между мужем и женой, они как никто другой, чутко понимают все, о чем говорят и даже не говорят друг другу. Семейное общение отличается необычайной глубиной и проникновенностью.
В результате каждый из супругов проживает как бы не одну, а две жизни: собственную и жизнь своего спутника. Он становится вдвое богаче интеллектуально, эмоционально, духовно. Кроме супружеских отношений, никакие другие отношения, такого взаимопонимания не дают, и дать не могут.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни / Вопросы психологии. 2013. №3. С. 83-89.
2. Амбалова С.А.Влияние семьи на социализацию личности ребенка //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 13-15.
3. Джиоева Г.Х.Владение этнопедагогическим потенциалом осетин в условиях совместной деятельности семьи, школы и вуза//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2 (21). С. 48-51.
4. Карцева Т.Е. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен /Психологический журнал. 2011. Т. 9 № 5. С. 123-129.
5. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-160.
6. Шнайдер Л.Б. Психология семейных отношений. Эксмо-Пресс, 2000. 346 с.
7. Дзуцев Х.В. Осетинский менталитет сегодня: этносоциальный анализ //Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 12 (102). С. 78-81.
8. Сабанов З.М. Развитие института социальной защиты населения в условиях рыночной экономики // Современный научный вестник. 2016. Т. 12. № -2. С. 86-90.
9. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт роди-тельства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание//Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 3. С. 127-132.
10. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности //Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 769.
11. Тахохов Б.А. О духовно-нравственном воспитании //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2016. № 2. С. 113-117.
12. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений / Вопросы психологии. 2012 №5 с. 110-116
13. Юн-Хай С.А. Народные традиции как средство правового воспитания детей //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 167-171.
14. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-160.
15. Саттаров Р.М. Взаимоотношения в семье и ответственность супругов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 265-271.
16. Чеснокова Ю.В. Правовое регулирование алиментных правоотношений супругов и бывших супругов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 289-291.
17. Иванова Т.Н., Устинова М.В. Трансформация супружеских ролей в условиях глобализации // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 148-152.
18. Горбачева Н.Б. Межпоколенный конфликт между родителями и детьми // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 21-23.
19. Тахохов Б.А. Роль диалога в формировани личности //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13).
С. 113-115.
20. Мжельская Е.В. Современные подходы к сущности понятия «семейные ценности» // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 113-116.
21. Филатова-Сафронова М.А. Влияние иппотерапии на развитие детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 72-75.
22. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 86-89.