Научная статья на тему 'Основные формы социально-педагогической и психологической поддержки семей военнослужащих'

Основные формы социально-педагогической и психологической поддержки семей военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1622
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / MILITARY SERVICEMAN''S FAMILY / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / THE SOCIAL STATUS OF THE SERVICEMAN / ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / THE RIGHTS AND FREEDOMS OF SERVICEMEN / ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / THE WAY OF LIFE OF MILITARY FAMILIES / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ / PSYCHOLOGICAL DISCOMFORT / СТРЕССЫ И КОНФЛИКТЫ / STRESSES AND CONFLICTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулумбегова Луиза Александровна

В статье анализируются основные тенденции социальных проблем военнослужащих и их семей, конкретизируются такие понятия, как «воинская служба и ее специфика», «социальный статус военнослужащего», «права и свободы военнослужащих», «образ жизни семей военнослужащих» и т. д., показаны социально-психологические особенности адаптации членов семьи военнослужащих к условиям жизни в закрытой социальной среде, приводятся некоторые результаты проведенного анализа опыта социально-педагогической и психологической работы с детьми военнослужащих в школах Республики Южная Осетия. Социально-педагогическая и психологическая поддержка семей военнослужащих процесс многогранный и нелегкий, она осуществляется непрерывно, созидательно, с учетом возросших требований со стороны общества и государства в целом. Среди основных направлений социально-педагогической и психологической поддержки семей военнослужащих в статье выделяются следующие: сосредоточивание усилий руководителей всех социальных структур по оказанию помощи семьям военнослужащих в ее становлении и развитии; знакомство с мнением, настроением, запросами и нуждами семей военнослужащих, живущих в гарнизонных условиях; оказание адресной помощи семьям в решении различных социальных, бытовых, образовательных и психологических проблем; содействие развитию творческих способностей и познавательных потребностей членов семей военнослужащих, активизация служебной и общественной деятельности семей военнослужащих; повышение их уровня образования и нравственно-эстетической культуры; совершенствование физического, умственного, правового, экономического, семейного, трудового воспитания. Решение перечисленных направлений социально-педагогической и психологической поддержки семей военнослужащих основывается на следующих системообразующих факторах: педагогическая направленность социально-психологической поддержки семьи; проектирование процесса социально-педагогической поддержки семьи; положительный эмоциональный настрой; включенность членов семьи в общественную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулумбегова Луиза Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FORMS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES OF MILITARY SERVICEMENTS

The article analyzes the main tendencies of the social problems of servicemen and their families, concretizes such concepts as “military service and its specifics”, “the social status of a serviceman”, “the rights and freedoms of servicemen”, “the way of life of families of servicemen”, etc., shows the socio-psychological characteristics of the adaptation of family members of servicemen to living conditions in a closed social environment, presents some results of the analysis of the experience of social, pedagogical and psychological work with children of military personnel in the schools of the Republic of South Ossetia. Socio-educational and psychological support for families of military personnel is a multifaceted and difficult process, it is carried out continuously, creatively, taking into account the increased demands from society and the state as a whole. Among the main directions of social, pedagogical and psychological support for the families of servicemen, the following are highlighted in the article: focusing efforts of the heads of all social structures to assist the families of servicemen in its formation and development; acquaintance with opinion, mood, inquiries and needs of families of servicemen living in garrison conditions; providing targeted assistance to families in solving various social, domestic, educational and psychological problems; to promote the development of creative abilities and cognitive needs of family members of military personnel, the activation of the service and social activities of families of servicemen; increase their level of education and moral and aesthetic culture; improvement of physical, mental, legal, economic, family, and labor education. The solution of the above-listed areas of social, pedagogical and psychological support for families of servicemen is based on the following system-forming factors: the pedagogical orientation of the socio-psychological support of the family; designing the process of social and pedagogical support of the family; positive emotional mood; involvement of family members in social activities.

Текст научной работы на тему «Основные формы социально-педагогической и психологической поддержки семей военнослужащих»

психологические науки

Кулумбегова Луиза Александровна ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО ...

УДК 159.9

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

© 2018

Кулумбегова Луиза Александровна, аспирант кафедры социальной психологии

Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362025, Россия, Владикавказ, улица Павленко, 73, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье анализируются основные тенденции социальных проблем военнослужащих и их семей, конкретизируются такие понятия, как «воинская служба и ее специфика», «социальный статус военнослужащего», «права и свободы военнослужащих», «образ жизни семей военнослужащих» и т. д., показаны социально-психологические особенности адаптации членов семьи военнослужащих к условиям жизни в закрытой социальной среде, приводятся некоторые результаты проведенного анализа опыта социально-педагогической и психологической работы с детьми военнослужащих в школах Республики Южная Осетия. Социально-педагогическая и психологическая поддержка семей военнослужащих - процесс многогранный и нелегкий, она осуществляется непрерывно, созидательно, с учетом возросших требований со стороны общества и государства в целом. Среди основных направлений социально-педагогической и психологической поддержки семей военнослужащих в статье выделяются следующие: сосредоточивание усилий руководителей всех социальных структур по оказанию помощи семьям военнослужащих в ее становлении и развитии; знакомство с мнением, настроением, запросами и нуждами семей военнослужащих, живущих в гарнизонных условиях; оказание адресной помощи семьям в решении различных социальных, бытовых, образовательных и психологических проблем; содействие развитию творческих способностей и познавательных потребностей членов семей военнослужащих, активизация служебной и общественной деятельности семей военнослужащих; повышение их уровня образования и нравственно-эстетической культуры; совершенствование физического, умственного, правового, экономического, семейного, трудового воспитания. Решение перечисленных направлений социально-педагогической и психологической поддержки семей военнослужащих основывается на следующих системообразующих факторах: педагогическая направленность социально-психологической поддержки семьи; проектирование процесса социально-педагогической поддержки семьи; положительный эмоциональный настрой; включенность членов семьи в общественную деятельность.

Ключевые слова: семья военнослужащего, социально-педагогическая поддержка, психологическая поддержка, социальный статус военнослужащего, права и свободы военнослужащих, образ жизни семей военнослужащих, психологический дискомфорт, стрессы и конфликты.

MAIN FORMS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES OF MILITARY SERVICEMENTS

© 2018

Kulumbegova Louisa Aleksandrovna, post-graduate student of the Department of Social Psychology

North Ossetian State Pedagogical Institute (362025, Russia, Vladikavkaz, Pavlenko street, 73, e-mail: [email protected])

Abstract. The article analyzes the main tendencies of the social problems of servicemen and their families, concretizes such concepts as "military service and its specifics", "the social status of a serviceman", "the rights and freedoms of servicemen", "the way of life of families of servicemen", etc., shows the socio-psychological characteristics of the adaptation of family members of servicemen to living conditions in a closed social environment, presents some results of the analysis of the experience of social, pedagogical and psychological work with children of military personnel in the schools of the Republic of South Ossetia. Socio-educational and psychological support for families of military personnel is a multifaceted and difficult process, it is carried out continuously, creatively, taking into account the increased demands from society and the state as a whole. Among the main directions of social, pedagogical and psychological support for the families of servicemen, the following are highlighted in the article: focusing efforts of the heads of all social structures to assist the families of servicemen in its formation and development; acquaintance with opinion, mood, inquiries and needs of families of servicemen living in garrison conditions; providing targeted assistance to families in solving various social, domestic, educational and psychological problems; to promote the development of creative abilities and cognitive needs of family members of military personnel, the activation of the service and social activities of families of servicemen; increase their level of education and moral and aesthetic culture; improvement of physical, mental, legal, economic, family, and labor education. The solution of the above-listed areas of social, pedagogical and psychological support for families of servicemen is based on the following system-forming factors: the pedagogical orientation of the socio-psychological support of the family; designing the process of social and pedagogical support of the family; positive emotional mood; involvement of family members in social activities.

Keywords: military serviceman's family, social and pedagogical support, psychological support, the social status of the serviceman, the rights and freedoms of servicemen, the way of life of military families, psychological discomfort, stresses and conflicts.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изучение социальных проблем семей военнослужащих и вопросов их социально-педагогической и психологической поддержки предполагает анализ таких факторов, как «социальное положение военнослужащих», «воинская служба и ее характеристика», «права и обязанности военнослужащего», «образ жизни семьи военнослужащего» и т. д. Без учета перечисленных факторов, как известно, невозможно получить объективную информацию о социальных проблемах семей военнослужащих, осмыслить их семейные приоритеты и ценности, сущность и специфические особенности их образа жизни, а, следовательно, раскрыть сущностные характеристики данной социальной группы - как объекта деятельности

социального педагога или работника психологической службы. Определяя семью как малую социальную группу, необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, Н.В. Кокоева отмечает, что из брачных, на первый взгляд, глубоко личных отношений, вытекают последствия далеко не личные, а общественные [1]. Социально-педагогический аспект семьи военнослужащего отражает некоторые специфические тенденции: семьи военнослужащих чаще характеризуются прочностью брачных отношений, высоким адаптационным потенциалом, способностью справляться с лишениями, неустроенностью быта и поддерживанием при этом более или менее стабильного психологического состояния своих членов.

Kulumbegova Louisa Aleksandrovna psychological

MAIN FORMS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ... science

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Современная семья, как отмечают многие ученые (Т.В. Андреева, И.С. Винникова, Е.Е. Горина, А.Д. Гусова, Н.В. Кокоева, Е.А. Кузнецова, Л.А. Кулумбегова, Т.А. Подольская, Е.А. Туринцева и др.) [2-6], значительно отличается от семьи прошлых десятилетий не только сменой экономических, социальных и нравственных ценностей, но и кардинальными изменениями своих психологических социально-перцептивных функций. Типы и формы взаимодействия детей и родителей в последнее время модифицируются, становясь все более психологическими и эмоционально выраженными. Они характеризуются эмоциональной привязанностью друг к другу, так как не секрет, что для большинства семей именно ребенок становится основной ценностью жизни, смыслом ее существования. Однако это, как ни удивительно, не снижает проблемы семейной жизни, а наоборот, порождает их. Этому парадоксальному явлению много причин, среди которых основная - это беспокойство за будущее ребенка, начиная от первых его шагов и до конца жизни: «Семья военнослужащего, выполняя в основном те же социальные функции, что и любая другая семья, пишет Е.А. Туринцева, испытывает большое влияние специфики военной службы, что находит отражение в ее социально-психологических особенностях»:

- патриотическая направленность, постоянная готовность семьи военнослужащего подстраивать свою жизнь, свою судьбу под высокие требования, предъявляемые военной службой;

- необходимость постоянных приспособлений при переездах от одного к другому месту службы, который влечет за собой смену климатических, природных, социально-бытовых, экологических, трудовых, культурно-просветительских, досуговых, образовательных условий, что приводит к значительным психологическим, физическим, психическим, соматическим нагрузкам военнослужащих и их семей;

- периодический психологический дискомфорт, стрессовый и конфликтный настрой, вызываемые часто отсутствием жилья, комфортных жилищных условий, возможностью трудоустроиться членам семьи военнослужащего по профессии, отсутствие места в детских садах, низкий уровень медицинской помощи и другое;

- недостаток общения военнослужащего с членами семьи, строгим регламентом времени, что негативно отражается на внутрисемейные отношения, приводит к неудовлетворенности потребностей семьи во внимании в целом, воспитании детей, заботе о семье и т. д.;

- зависимость сплоченности семьи военнослужащего от уровня нравственных и морально-психологических качеств жены;

- высокая значимость для военнослужащего домашнего очага в силу того, что его профессиональная деятельность чрезвычайно напряженная, требующая максимальной самоотдачи для поддержания достаточной боеготовности, порой с большим риском для собственной жизни» [5, с. 15].

«Социальная адаптация, детей военнослужащих, проживающих в военном гарнизоне, как отмечает О.М. Луговая, предъявляет к школе особые требования [7]. Как правило, дети военнослужащих обучаются в школах, расположенных на территории военного гарнизона» В любом образовательном учреждении, по мнению некоторых исследователей (С.А. Амбалова, М.И. Бекоева) [8; 9], в структуру «безопасности» входят физический и психологический компоненты. Физическую безопасность обычно связывают с двигательной активностью участников образовательного процесса для сохранения их здоровья, повышения качества жизнедеятельности и способности приспосабливаться к различным непредвиденным ситуациям и внешним воз-374

действиям. Психологическую безопасность личности М.И. Бекоева определяет как адекватное состояние его психических процессов - внимания, мышления, памяти, речи; динамическое развитие функциональных способностей человека; устойчивое развитие и нормальное поведение личности во взаимодействии с окружающими, вырабатывание умений защититься от угроз и других внешних опасностей способности создавать психологически безопасные отношения и связи со средой; возможности окружающей среды и человека по предотвращению и устранению стихийных бедствий и т. д. [9, С. 259-261]. В современных условиях основным подходом к гармоничному развитию личности ребенка, как отмечают ученые (Г.Х. Джиоева, А.Р. Джиоева), выступает личностно-ориентированная направленность воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом источником активности ребенка может выступать его личностный потенциал саморазвития и саморегуляции [10, С. 228-231]. Однако здесь, по справедливому мнению Ф.В. Хугаевой, остро стоит и вопрос о мультикультур-ном учителе, который должен не только владеть научной информацией в области культурного многообразия нашего многополярного мира, но и быть способным его объяснить, синтезируя данные современных антропологических наук во имя воспитания человека человечного XXI века [11, С. 313-316].

Формирование целей статьи (постановка задания). Мы сделали попытку изучить особенности социально-психологической адаптации семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни в Республике Южная Осетия. Выявили наблюдающуюся тенденция к тому, что в данном регионе дети военнослужащих, проживающие в закрытых гарнизонах, обучаются в общеобразовательных школах, расположенных за пределами гарнизона, как закрытой социальной среды. Дети дошкольного возраста из семей военнослужащих соответственно посещают муниципальные дошкольные образовательные учреждения за пределами военного гарнизона. Мы пришли к выводу, что этот немаловажный фактор способствует более быстрой и безболезненной социально-психологической адаптации детей военнослужащих к социальным условиям данного региона.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ опыта социально-педагогической и психологической работы в школах Республики Южная Осетия выявил ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги в работе с детьми из семей военнослужащих. В частности это проблема связана с воздействием профессиональной деятельности военнослужащего на семью. Как отмечает Д.Я. Райгородский « .. ..это дефицит общения офицера с семьей, жесткий регламент времени, что неблагоприятно отражается на психологическом климате семьи, воспитании детей, порождает неудовлетворенность потребностей членов семьи во внимании, заботе и т. д.» [12].

Очевидно, что неустойчивость общественно-политической и экономической ситуаций современного периода развития молодой республики Южная Осетия - необычный спад в жизненно важных сферах, связанный не только с периодическими национальными конфликтами, напряженной обстановкой, но и с культурными и социально-политическими модификациями, глобальным экономическим кризисом, проявляющимся на потребительском рынке; несбалансированностью экономики; ослаблением интеграционных процессов; разрывом общественно-экономических связей с зарубежными странами; высокой инфляцией; резким снижением производства и уровня товарооборота; процветанием «теневой» экономики и т.д. Все это становится причиной девальвации духовных ценностей, спада уровня и качества жизнедеятельности народа республики, игнорирования элементарных норм нравственности, что негативно сказывается на всем населении Южной Осетии, в том числе и на семьях военнослужащих.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

психологические науки

Кулумбегова Луиза Александровна ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО ...

В результате исследования, мы выявили, что удаленность некоторых военных гарнизонов, в частности в с. Балта Знаурского района, от культурных центров, делает невозможным организацию разнообразного досуга военнослужащих и их семей. Большой интерес у нас вызвал тот факт, что закрытость военного гарнизона способствует переносу стилей общения в микро социуме на межличностные отношения. Так, например, жесткое соблюдение субординации, как во время воинской службы, так и в семейной жизни военнослужащих, затрагивает членов их семьи. Мешает быстрой и безболезненной социально-психологической адаптации членов семьи военнослужащего и ограниченность родственных связей, поскольку по словам военнослужащих, «иногда не бывает возможности встретится с родственниками чаще одного раза за целый год».

К сожалению, в современном обществе не представляется возможным полное устранение этих нежелательных явлений - требуется смена морально-психологического климата в обществе, преодоление столь распространенного культа жестокости, снижение степени криминогенности, предотвращение вступления в ряды военнослужащих лиц с уголовным прошлым, а также имеющих психологические или психические отклонения, повышение авторитета воинской службы. В связи с этим, при разработке концепций социально-психологической работы в школах, расположенных за пределами военных гарнизонов в Республике Южная Осетия, в именно в г. Цхинвал и в п. Знаур, был учтен комплекс мероприятий, направленных на преодоление вышеперечисленных проблем.

Изучив содержание концепции, мы пришли к выводу о том, что в ее основе лежит идея согласования ценностей поколений. Результатом реализации этой идеи является сформированность у воспитанников гражданских чувств, чувства любви к «малой родине», уважение традиций, уважение к старшему поколению.

Следующая идея, лежащая в основе концепции, связана с сохранением традиций, что помогает сформировать духовно-нравственные чувства у воспитанников.

Еще одна идея связана с оптимально организованной деятельностью школьников. В этом направлении проводится интеграция урочной деятельности и дополнительного образования, создание условий для общения детей военнослужащих с детьми, проживающими вне гарнизона.

Заметим, что на базе школы №2 п. Знаур образована «Ассоциация жен военнослужащих», которая и является связующим звеном между школой и семьями военнослужащих. На сегодняшний день Ассоциация занимается решением социально-педагогических и психологических проблем семей военнослужащих. К примеру, разработана программа Ассоциации семьи и школы, целью которой является объединение усилий школы и семьи военнослужащих для создания условий социально-психологической адаптации детей.

Программа включает такие разделы, как диагностика семьи, изучение личности ребенка; санитарно-гигиенические особенности воспитания и лечебно-оздоровительная работа; учебный процесс, внеучебная воспитательная работа, социально-психологическая поддержка семьи военнослужащего, психолого-педагогическое сопровождение военнослужащих и членов их семей.

Основными формами социально-психологической поддержки военнослужащих и их семей мы считаем: индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования жен и детей военнослужащих, лекции, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания с различными категориями военнослужащих и членов их семей, пропаганда передового опыта, научно-практические конференции, тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы, встречи с ветеранами боевых действий, военной службы, государственной службы и труда, экскурсии и походы по историческим местам

России и Осетии с показом вооружения и техники, жизни и быта личного состава, работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности; занятия в музеях.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенный анализ опыта социально-педагогической и психологической деятельности учителей и психологов школ Республики Южная Осетия позволил нам перейти к идее создания модели системы взаимодействия «семья-школа» в социально-психологической адаптации детей военнослужащих к условиям военного гарнизона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кокоева Н.В. Роль семьи в формировании личности современного подростка //Современные образовательные технологии» Сборник статей и тезисов. Выпуск 10. Часть 2. Изд-во: СОГПИ. Владикавказ 2010. С. 3-8.

2. Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография. СПб.: Речь. 436 с.

3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Горина Е.Е. Изменение института семьи в аспекте социально-экономического развития страны //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.

4. Кулумбегова Л.А., Кокоева Н.В. К вопросу о психологических особенностях этнического статуса беженцев //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014.№2. С. 125-128.

5. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка//Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-160.

6. Туринцева Е. А. Особенности становления и развития семьи военнослужащего в условиях закрытой социальной системы: автореф. дисс. ... канд. соц. наук. М. 2011. 21 с.

7. Луговая О.М Формирования проф. готовности специалистов по соц. работе с военнослужащими: дисс. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 195 с

8. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 86-89.

9. Бекоева М.И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности сту-дентов//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 259-261.

10. Джиоева Г.Х., Джиоева А.Р. К вопросу о формировании личности ребенка дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22). С. 228-231.

11. Хугаева Ф.В. Антропологические основания формирования толерантной личности //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 313-316.

12. Райгородский Д.Я. Психология семьи. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. 352.

Статья поступила в редакцию 11.05.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.