Научная статья на тему 'Особенности профессиональных деформаций преподавателей физической культуры'

Особенности профессиональных деформаций преподавателей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Зиновьев Александр Алексеевич, Солдатова Галина Викторовна

В статье представлены результаты изучения методом экспертной оценки выраженности профессионально-педагогических деформаций у преподавателей физической культуры (n = 30) и преподавателей других предметов (n = 35). Установлено, что большинство деформаций у преподавателей физической культуры выражено существенно слабее. Особенно это касается деформаций психики, которые фактически отсутствуют. Однако для них характерны: низкая психологическая компетентность, формализм в работе (деформации деятельности), склонность к агрессии, псевдотрансферу и равнодушию к окружающим людям (деформации личности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Зиновьев Александр Алексеевич, Солдатова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional deformations of teachers of physical culture

The article presents the results of the study by the method of the expert assessment of severity of the professionally pedagogical deformities among the physical education teachers (n = 30) and teachers of other subjects (n = 35). It was found that most of the deformations among the physical education teachers have been expressed significantly weaker. It is especially true for the deformations of the psyche, which in fact are absent. However, they are characterized by the low psychological competence, the formalism in work (deformation of activity), the tendency to aggression, the pseudotranspher and indifference to other people (deformation of the personality).

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональных деформаций преподавателей физической культуры»

10. Хрусталев, Г.А. Формирование составов команд в игровых видах спорта на основе оценки психофизиологического состояния игроков / Г.А. Хрусталев, С.Н. Андреев // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 2. - С. 23-24.

11. Horn, T.S. Advances in Sport Psychology / T.S. Horn. - Champaign, IL. : Human Kinetics Publishers, 2008. - 512 p.

REFERENCES

1. Belozerova, L.M. (2001), Working capacity and age. Volume of the chosen works, Kama social institute, Perm.

2. Bykov, A.V., Dolgoborodova, A.A. and Skirdenko, A.P. (2012), "Game indicators of Russian women's national team at the floorball World Championships", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 20-24.

3. Bykova, E.A. (2006), "Dependence of productivity of throws in falling from the level of sit-uational uneasiness at handballers of various roles", Physical training of students of creative specialties, No 1, pp. 13-19.

4. Verkhoshansky, Y.V. (2005), "Theory and methodology of sports preparation: block system of training of high-class athletes", Theory and practice ofphysical culture. 2005. No. 4. pp. 2-14.

5. Egorov, V.V. (2010), "Influence of a condition of uneasiness on efficiency of competitive activity of basketball players juniors", VestnikMGOU, No 3, pp. 38-44.

6. Olin, V.N. (2007), Floorball. Technique, tactics, training methods. Training manual, publishing house of SPBGUSE, St. Petersburg.

7. Ed. Prokhorov, A.O. (2004), Workshop on psychology of States, Speech, St. Petersburg.

8. Taymazov, V.A. and Golub, Y.V. (2004), Psychophysiological condition of the athlete (methods of an assessment and correction), Olympus- SPb, St. Petersburg.

9. Fedotova, E.V. (2007), Competitive activity and preparation of highly skilled athletes in field hockey, "Logo center", Kazan.

10. Khrustalyov, G.A. and Andreyev, S.N. (2012), "Formation of line-ups in game sports on the basis of an assessment of a psychophysiological condition of players", Messenger of sports science, No. 2, pp. 23-24.

11. Horn, T.S. (2008), Advances in Sport Psychology, Human Kinetics Publishers, Champaign,

IL.

Контактная информация: stas5i@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.03.2016

УДК 796.077.4:159.9

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург, Галина Викторовна Солдатова, доцент,

Санкт-Петербургская академия постдипломного образования (СПб АППО)

Аннотация

В статье представлены результаты изучения методом экспертной оценки выраженности профессионально-педагогических деформаций у преподавателей физической культуры (n = 30) и преподавателей других предметов (n = 35). Установлено, что большинство деформаций у преподавателей физической культуры выражено существенно слабее. Особенно это касается деформаций психики, которые фактически отсутствуют. Однако для них характерны: низкая психологическая компетентность, формализм в работе (деформации деятельности), склонность к агрессии, псевдотрансферу и равнодушию к окружающим людям (деформации личности).

Ключевые слова: профессионально-педагогические деформации, преподаватели, преподаватели физической культуры.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p283-286

FEATURES OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS OF TEACHERS OF PHYSICAL

CULTURE

Nikolay Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Alexander Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg, Galina Viktorovna Soldatova, the senior lecturer, St. Petersburg Academy of Post-degree Education (SPb APPO), St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of the study by the method of the expert assessment of severity of the professionally pedagogical deformities among the physical education teachers (n = 30) and teachers of other subjects (n = 35). It was found that most of the deformations among the physical education teachers have been expressed significantly weaker. It is especially true for the deformations of the psyche, which in fact are absent. However, they are characterized by the low psychological competence, the formalism in work (deformation of activity), the tendency to aggression, the pseudotranspher and indifference to other people (deformation of the personality).

Keywords: professionally pedagogical strain, lecturers, teachers of physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение профессионально-педагогических деформаций является одним из актуальных направлений современной психологии и педагогики. Существует довольно много исследований профессиональных деформаций педагогов системы общего образования [2, 3]. Но специфика деформаций преподавателей вузов изучена значительно слабее [1]. Особенности же профессионально-педагогических деформаций преподавателей физической культуры не изучены вовсе. Установлено, что профессионально-деформированный преподаватель оказывает негативное влияние на профессионально-личностное развитие будущих специалистов [1]. В связи с этим, необходимо определить степень профессиональных деформаций преподавателя физической культуры.

МЕТОДИКА

В исследовании принимали участие две выборки преподавателей Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, уравновешенные по показателям пола, возраста и трудового стажа: преподаватели различных дисциплин (n = 35) и преподаватели физической культуры (n = 30). Применялся метод экспертной оценки, в качестве которых должны были выступить сами преподаватели. Им была предложена анкета шкального типа, в которой было нужно оценить по 10-ти балльной шкале выраженность различных профессиональных деформаций у своих коллег. Результаты были обработаны посредством вариационной статистики (расчет средних арифметических - X и стандартных отклонений - s). Также для определения достоверности различий использовался t-критерий Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Установлено, что преподаватели физической культуры отличаются от своих коллег меньшей выраженностью большинства профессионально-педагогических деформаций (особенно это касается психического здоровья).

Преподаватели физической культуры характеризуются средним уровнем деформаций своей деятельности (таблица 1). Высокая выраженность отмечена у психологической некомпетентности и формализма в работе, низкая - у стереотипности деятельности, чрезмерности пояснений и деформации профессиональной мотивации.

Таблица 1

Специфика профессиональных деформаций деятельности _у преподавателей физической культуры_

Деформации деятельности Преподаватели ФК Остальные преподаватели

Жесткое ролевое поведение 5,0±0,7 7,1±0,9

Стереотипы деятельности 2,8±0,2 6,6±0,7

Склонность к поучениям 6,2±0,7 7,1±0,6

Безапелляционность 5,2±0,5 6,3±0,7

Оценочность 4,8±0,5 7,8±0,8

Чрезмерность пояснений 2,1±0,3 6,5±0,6

Синдром "всезнайства" 4,6±0,5 6,7±0,7

Догматизм в работе 4,6±0,6 6,5±0,5

Формализм 6,7±0,7 5,9±0,5

Консерватизм 4,5±0,4 6,4±0,7

Информационная пассивность 5,6±0,5 7,2±0,8

Сниженная проф. компетентность 5,3±0,5 4,6±0,5

Психологическая некомпетентность 7,5±0,9 5,2±0,6

Профессиональный цинизм 5,8±0,6 6,5±0,7

Снижение трудовой мотивации 3,2±0,4 6,1±0,6

Неудовлетворенность работой 4,2±0,6 6,3±0,7

Итого 4,9±0,5 6,4±0,6

Преподаватели физической культуры менее склонны к следующим деформациям деятельности: оценочность, чрезмерность пояснений, стереотипность деятельности, низкая профессиональная мотивация (р<0,001), жесткое ролевое поведение, склонность к поучениям, безапелляционность, синдром "всезнайства", догматизм, консерватизм (р<0,01) и профессиональный цинизм (р<0,05). В целом, они отличаются существенно меньшей деформированностью профессиональной деятельности (р<0,01). Однако преподаватели физической культуры «обогнали» коллег по психологической некомпетентности (р<0,01) и формализму в работе (р<0,05). В отношении деформаций личности (таблица 2) большинство показателей также находятся на среднем уровне. Отличительной для преподавателей физической культуры является высокая склонность к агрессии и низкие значения: синдрома «выученной беспомощности», излишней «правильности», замкнутости, отсутствия чувства юмора и негативных изменений внешности.

Таблица 2

Специфика профессиональных деформаций личности _у преподавателей физической культуры _

Деформации личности Преподаватели ФК Остальные преподаватели

Авторитарность 6,5±0,6 6,5±0,7

Склонность к давлению 5,7±0,5 6,3±0,7

Ощущение вседозволенности 4,7±0,5 5,4±0,6

Социальное лицемерие 4,4±0,4 5,8±0,5

«Выученная беспомощность» 3,3±0,3 4,3±0,5

Завышенная самооценка 5,9±0,5 5,8±0,6

Равнодушие к людям 5,1±0,5 4,1±0,5

Склонность к агрессии 7,2±0,6 4,8±0,6

Псевдотрансфер 5,6±0,5 3,2±0,5

Излишняя «правильность» 3,1±0,4 5,4±0,6

Некоммуникабельность 1,8±0,3 4,1±0,5

Закрытость от окружающих 1,6±0,2 4,8±0,5

Негативизм к другим людям 4,2±0,5 4,8±0,6

Отсутствие чувства юмора 1,9±0,2 4,5±0,5

Отсутствие мягкости в поведении 5,2±0,5 4,4±0,4

Негативные изменения внешности 1,3±0,1 6,2±0,7

Морализаторство 5,6±0,6 6,3±0,7

Итого 4,3±0,5 5,1±0,6

Преподаватели физической культуры в меньшей степени склонны к некоммуникабельности, замкнутости, отсутствию чувства юмора и негативным изменениям во внешности (р<0,001), социальному лицемерию и «выученной беспомощности» (р<0,05). Однако они более агрессивны (р<0,001), склонны к заражению «молодежными формами поведения» (р<0,01) и равнодушию к людям (р<0,05). Достоверных различий по итоговой де-формированности личности - не обнаружено.

Все значения деформаций психики (таблица 3) у преподавателей физической культуры являются низкими. Все различия между выборками достоверны на 99,9% уровне значимости.

Таблица 3

Специфика профессиональных деформаций психики _у преподавателей физической культуры_

Деформации психики Преподаватели ФК Остальные преподаватели

X±s X±s

Эмоциональное выгорание 3,8±0,4 6,8±0,7

Психосоматические заболевания 2,4±0,3 6,7±0,6

Невротические проявления 1,6±0,2 5,9±0,5

Астенизация психики 3,7±0,3 6,1±0,5

Аддикиции (зависимости) 1,4±0,1 5,1±0,5

Итого 2,4±0,3 6,1±0,5

ВЫВОДЫ

Результаты исследования свидетельствуют, что преподаватели физической культуры в меньшей степени склонны к целому ряду деформаций, что говорит об их в целом благополучном положении в ряду других преподавателей. Однако «зонами их профессиональной уязвимости» являются деформации деятельности: низкая психологическая компетентность и формализм в работе, а также деформации личности: склонность к агрессии, псевдотрансферу и равнодушию к окружающим людям, что требует разработки определенных профилактических и коррекционных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галина, З.Н. Профессиональные деформации преподавателей вуза и личностно-профессиональное развитие студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Галина З.Н. - М., 2011. - 18 с.

2. Мурзина, С.М. Педагогические условия преодоления деформаций профессионально-личностных компетентностей учителей в процессе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мурзина С.М. - Краснодар, 2012. - 24 с.

3. Осницкий, А.В. Психологические проявления дезадаптации личности учителя в педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Осницкий А.В. - СПб., 1999. -22 с.

REFERENCES

1. Galina, Z.N. (2011), Professional deformations of teachers of higher education institution and personal and professional development of students, dissertation, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Murzina, C.M. (2012), Pedagogical conditions of overcoming of deformations ofprofessional and personal competences of teachers in the course ofprofessional development, dissertation, Krasnodar.

3. Osnitsky A.V. (1999), Psychological manifestations of disadaptation of the identity of the teacher in pedagogical activity, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.