Педагогика
УДК: 371.13
кандидат педагогических наук , доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования Аванесян Лиана Рубеновна
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) (г. Владимир)
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА КАК СЛЕДСТВИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРОЦЕССА
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема возникновения деструктивного поведения ребёнка, вызванного субъективными обстоятельствами, а именно: смешением функций родителей и прародителей, и, как закономерного следствия этого, деформацией всего процесса семейного воспитания, лежащей в основе формирования и развития нежелательного поведения ребёнка.
Ключевые слова: деструктивное поведение, дети, воспитание, родители, прародители, бабушки, дедушки.
Annotation. In this article the problem of occurrence of destructive behaviour of the child caused by subjective circumstances is considered, namely: mixture of functions of parents and primogenitors, as consequence of it, deformation of all process of the family education, education which is the cornerstone of formation and development of undesirable behavior of the child.
Keywords: destructive behavior, children, education, parents, primogenitors, grandmothers, grandfathers.
Введение. Каждая семья представляет собой сложный живой организм. И как любой организм, подверженный влиянию внешних и внутренних факторов, отзывается на них ответной реакцией, так и семья реагирует соответствующими переменами на изменения, касающиеся структуры, функций, ролей, отношений, осуществляемых в микросоциуме. Преобразования в одной из вышеперечисленных сфер автоматически ведут за собой к перестройке имеющихся связей в других.
Рождение ребёнка означает возникновение нового статуса у членов семьи: «мать», «отец», что ведёт за собой изменение сложившихся связей и обозначение вновь появившихся обязанностей и ответственности, не только социальной, но и гражданской.
Детско-родительские отношения являются важнейшими в структуре семейного взаимодействия и зависят от множества факторов, действующих на определённом временном отрезке жизненного цикла семьи. Это особенности взаимоотношений взрослых и стили воспитания, которые они реализуют, наличие или отсутствие кризисных периодов (нормативных или ненормативных), материальный уровень, социальный статус и другие... Важно отметить, что если взаимоотношения родителей и детей находятся в границах нормы, основанны на взаимоуважении, то воздействие негативных факторов для ребёнка минимизируется. В противном случае, при нарушенных детско-родительских отношениях, любые изменения в микросоциуме могут явиться той основой, которая способствует зарождению и развитию социально неодобряемого поведения ребёнка.
Формулировка цели статьи. Предметом данной статьи является процесс формирования деструктивного поведения ребёнка как следствия семейного воспитания детей, осуществляемого родителями и прародителями в различных обстоятельствах и при несогласованности взглядов на проблему воспитания.
Изложение основного материала статьи. О чрезвычайной важности постоянных тёплых детско-родительских отношений говорится педагогами и психологами достаточно часто, но, как оказывается, некоторые из родителей, достаточно взрослые и самостоятельные состоявшиеся люди живут вне пласта информации, касающегося воспитания детей. Многочисленные факты из практики психолого-педагогического консультирования автора подтверждают мнение, что родители, передающие воспитательный процесс ребёнка бабушкам и дедушкам на продолжительное время (от нескольких месяцев до нескольких лет), поступают так, преследуя скорее собственные интересы, чем действуя под давлением сложившихся объективных обстоятельств.
Ниже приводятся схемы, отражающие наличие и направленность межличностных связей в семье между детьми, родителями и прародителями, возникающих при различных условиях их воплощения в действительности.
ПРАРОДИТЕЛИ
РОДИТЕЛИ
РЕБЁНОК
Рисунок 1. Детско-родительские отношения: связь однонаправленная
На первой схеме (Рис. 1), отражающей взаимоотношения между родителями и детьми, связи выстроены строго по вертикали: от прародителей к родителям, и от родителей к детям. Мы определяем эту связь как или однонаправленную или однозначную. По-нашему мнению, это наиболее оптимальная ситуация, когда родители воспитывают ребёнка, а участие бабушек и дедушек заключается в том, что они оказывают помощь родителям: дают советы, ухаживают за ребёнком, приходя в гости, или присматривают за ним более длительное время в отсутствии родителей: от нескольких часов до нескольких дней. При этом у всех членов семьи, включая ребёнка, есть чёткое понимание, что это временно сложившиеся условия. В этом случае потребность ребёнка в безопасности реализуется через предсказуемость ситуации, в которой продолжают действовать привычные для ребёнка требования и установки.
В данной ситуации нет нарушения или смешения воспитательных функций взрослых членов семьи: бабушки и дедушки взаимодействуют с ребёнком через родителей, тем самым придерживаясь того стиля воспитания, который определён изначально и соблюдая правила, обязательные для структуры отношений «взрослый - ребёнок», установленные родителями. В данном случае прародители помогают выполнять родительские функции, частично и в определённых временных рамках, и не исполняют их вместо родителей ребёнка.
РОДИТЕЛИ
РЕБЁНОК
ПРАРОДИТЕЛИ
Рисунок 2. Детско-родительские отношения: связь двунаправленная
На схеме, представленной на Рис.2. связь определена нами как двузначная, отражающая ситуацию, когда вклад в воспитание со стороны родителей и прародителей практически равен, например, при совместном проживании, причём совместное проживание не является обязательным условием. В реальности вклад родственников в воспитание ребёнка может быть значительным, если их участие в жизни ребёнка представлено достаточно широко и значимо.
В чём же может проявиться двузначность обозначенной ситуации? Рассмотрим следующие варианты развития событий.
Первый вариант - положительный. Он может иметь место при соблюдении следующих условий:
- ответственность и приоритеты в решении вопросов, касающихся воспитания ребёнка принадлежат родителям;
- ребёнку предъявляются единые и адекватные его возрасту требования;
- все поступки и действия взрослых учитывают воспитательное влияние и координируются в интересах ребёнка.
Возможно ли, что мнения родителей и прародителей в каком-либо вопросе могут не совпадать? Конечно, и это совершенно естественно! Но если здесь соблюдаются определённые правила, то воспитательные процесс не нарушается.
Правило первое. Все разногласия не должны иметь принципиального характера. Взрослых в семье обязаны выработать аналогичные представления о целях и результате воспитания и следовать им.
Правило второе. В присутствии ребёнка не допускается каких-либо критических замечаний (укоризненных взглядов, небрежных жестов) в адрес папы, мамы, бабушки или дедушки.
Каждый взрослый поддерживает решения другого: «Если папа так сказал, значит, тебе надо поступить именно так! Папу надо слушаться!» Или «Ведь ты воспитанный мальчик? А воспитанные дети слушаются папу и маму!».
Второй вариант - негативный, возникает тогда, когда у родителей имеется своя точка зрения на воспитательный процесс, а у прародителей - иная.
Как правило, в таких обстоятельствах то, что разрешается родителями - критикуется бабушками и дедушками, и, наоборот: то, что родители запрещают - разрешается прародителями. В такой обстановке, где не существует единых устоев воспитательного процесса, ребёнок вынужден подстраиваться под требования каждого взрослого.
Чем больше правил, тем труднее их соблюдать, а если одно правило противоречит другому, то здесь рождается конфликтная ситуация, в которой поведение ребёнка из приспособительного легко переходит в неприемлемое, деструктивное.
Пример 1. На приемё у психолога родители девочки. Дочке на момент консультации исполнилось 4года и 7 мес.
Мама:
- До трех лет девочка воспитывалась у бабушки. В три года мы взяли дочку к себе. Сейчас она ходит в садик, у воспитателей на её поведение жалоб нет. И я, и муж дочку очень любим. Но мы не можем с ней сладить. Ребёнок нас не слушается вообще. Как только из детского сада мы приходим домой, сразу начинаются вопли и капризы. Такое же поведение на прогулке, в кинотеатре, когда ходили на просмотр мультфильма, в троллейбусе и т. д. Если что-то не понравилось, может ударить, колотить ногами об пол.
Психолог:
- А при каких обстоятельствах наблюдается такое поведение ребёнка?
Мама:
- Например, мы садимся обедать, дочке не понравилась тарелка или стакан, на столе для неё! Она начинает плакать, кричать, бросается на пол. Уговоры не действуют, замена посуды не помогает: ребёнок продолжает вопить, на шум прибегают встревоженные соседи узнать: что случилось.
Психолог:
- А как ведёт себя ребёнок с бабушками и дедушками?
Мама:
- У тех бабушки и дедушки, у кого она воспитывалась до трёх лет, ведёт себя так же. Когда гостит у другой бабушки, жалоб нет, поведение хорошее.
Обратим внимание на то, что ребёнок ведет себя неприемлемо не со всеми взрослыми! Например, воспитатели в садике и одна из бабушек не имели затруднений при взаимодействии с ребёнком! Следовательно, можно предположить, что проблема с поведением ребёнка возникает тогда, когда взрослый неверно выстраивает свои взаимоотношения с девочкой!
Пример 2. На консультацию по поводу поведения ребёнка пришла мама 32 лет. Дочке 10 лет. Жалобы на невротическое состояние, при котором одно навязчивое движение поочерёдно сменяется другим с раннего детства.
Мама:
- Дочка до трёх лет воспитывалась у бабушки, я работала, и мне это так нравилось!
Особо хочется подчеркнуть следующее: маме нравилось работать больше, чем воспитывать собственного (первого!) ребёнка. А ведь к первенцу всегда отношение иное, чем к последующим родившимся детям!
Пример 3. Следующая ситуация. Мама воспитывает дочку, возраст - 6 лет 10 месяцев, живут вместе с бабушкой. Мама рассказывает:
- Включать компьютер без меня и сидеть за ним дочке я не разрешаю. В выходные, когда я дома и могу контролировать процесс, мы включаем компьютер очень ненадолго. Прихожу с работы, открываю дверь ключом и слышу, как бабушка говорит внучке: «Скоро мама придёт с работы, пора выключать компьютер, чтобы мама не видела».
Пример 4. Мама одна воспитывает дочку 12 лет. Отношения между мамой и дочкой обе характеризуют как «хорошие». Живут вместе с бабушкой. Бабушка постоянно критикует маму и ругает внучку, недовольная её поведением. Мама вступается за дочку, отношения между ней и бабушкой плохие. Семейный климат стабильно неблагоприятный.
На приём мама пришла с дочкой. Девочка малоразговорчива, неуверенна: сидит на стуле ссутулясь, опустив голову. С одноклассниками отношения сложные, подруг нет.
У подростка сформировалось и закрепилось аутоагрессивное поведение, что и явилось причиной обращения за помощью к специалисту. Причинение себе вреда ребёнком осуществлялось каждый раз, когда девочке приходилось переживать сильные негативные эмоции: обижают сверстники, ругает бабушка за какой-либо проступок, за плохую оценку по предмету в школе. На вопрос: «Можешь объяснить: почему ты это делаешь?», был получен следующий ответ:
- Я виновата в том, что плохая. И я себя за это наказываю.
Ясно, что такое поведение не поддаётся какому-либо оправданию, и первое, на что было обращено внимание мамы это больше общаться с ребёнком, формируя у дочки положительное мнение о себе, адекватную самооценку, уверенность в своей привлекательности и т.п.
Необходимо отметить, что такой вид связи может встречаться и при исследовании связей внутри нуклеарной семьи. Если у супругов не совпадают взгляды на воспитание ребёнка, то в поведении ребёнка уже в периоде раннего детства наблюдаются деструктивные черты: ребёнок игнорирует родителей, вследствие чего становится невозможным его дальнейшее воспитание: формирование социально-коммуникативных навыков, послушания, опрятности и т. п.
Внутрисемейные связи, возникающие в ситуации, когда ребёнок постоянно проживает у бабушки с дедушкой, схематично представлены на Рис. 3.
Рисунок 3. Детско-родительские отношения: связь деформированная
Именно эту ситуацию мы считаем наиболее осложнённой: имея родителей (родителя), ребёнок постоянно проживает у бабушки с дедушкой.
В нашей практике встречались такие, отнюдь не единичные случаи.
Пример 1. На приём пришла бабушка. Вместе с мужем воспитывают внука. Мальчику 12 лет. Мама живёт и работает в другом городе. Звонит по выходным, изредка навещает (в день рождения, новогодние праздники).
Бабушка рассказывает, что им очень тяжело, сказывается возраст, недомогания. Но главное - мальчик не слушается ни бабушку, ни дедушку!
Ребёнок стал совершенно неуправляемым: перестал ходить в школу и готовить уроки. Уходит с утра на весь день гулять и играть с сверстниками, а может, и с более старшими ребятами.
Пример 2. На приёме мама с сыном. Мальчику 16-й год. В семье имеются и другие дети более младшего возраста. Родители были ранее на консультации, предъявляя жалобы на поведение сына. Некоторое время назад они решили, что мальчика надо отправить на постоянное проживание к бабушке с дедушкой.
Мальчик:
- Когда я поселился у бабушки, то почувствовал себя свободным от всякого контроля. Учёбу я забросил, занятия не посещал, и всё время проводил за компьютером, изредка прерываясь на еду и сон. Через несколько месяцев почувствовал себя плохо: слабость и вялость во всём теле, дрожь в руках и ногах, отсутствие аппетита, бессонница...
Желание матерей и отцов отстраниться от своих прямых обязанностей вынуждает прародителей выполнять функцию родителей. Для этого им необходимо занять место родителей в семейной системе (Рис.3., связь «Б») оставаясь фактически бабушкой и дедушкой. Родители также меняют своё место в системе (Рис.3., связь «А»): будучи родителями, они начинают выполнять функцию прародителей: звонят по телефону, навещают и проведывают (иногда не так часто и регулярно, как иные бабушка или дедушка!), поздравляют в дни рождения.
В таком случае детско-родительские связи также изменяются и деформируются (Рис. 3., связь «В»).
Выводы. Здоровое общество возможно при условии здоровья (физического и психического), полной социализации личности, наличия таких качеств, как рефлексия, самосознание, ответственность. Все это воспитывается в социуме, и участие в этом процессе принимают, и, следовательно, несут ответственность, не только педагоги, психологи, - специалисты, занятые в сфере воспитания и обучения подрастающего поколения, но и родители, и, может, в первую очередь родители [1], Основной задачей педагогической грамотности которых является воспитание мудрой родительской любви [2]!
Передавая детей на воспитание бабушкам и дедушкам, родители, тем самым перекладывают свою ответственность на прародителей. При этом происходит искажение взаимоотношений не только в системе «родители - дети», но ив системе «прародители - внуки». Эти искажения формируют деструктивное поведение ребёнка: капризы, непослушание, повышенную тревожность, агрессию, аутоагрессию.
Лучшей профилактикой таких состояний ребёнка является осознание родителями всей меры собственной ответственности и стремление к повышению родительской компетентности.
Литература:
1. Аванесян Л.Р. Залог здорового общества - родительская компетентность. - Инновационные процессы в теории и практике дошкольного образования: сб. науч. тр. участников III Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию каф. дошкол. образования фак. дошкол. и нач. образования и 95-летию Пед. ин-та ВлГУ. Янв. 2014., г. Владимир, Россия / Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых; Междунар. акад. наук пед. образования. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. - 335 с. - С. 257-261
2. Сухомлинский, В. А. Родина в сердце. Сост. А. И. Сухомлинская, Л. В. Голованов; фотоочерк А. А. Кулешова. - М.: Мол. гвардия, 1978. - 175 с., ил.
Педагогика
УДК 378.172
кандидат педагогических наук, доцент Агаев Натиг Фарман оглы
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Житникова Наталья Евгеньевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У
СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, стоящая перед высшей школой, - формирование культуры здоровья у студентов. Авторы указывают на позитивные и негативные факторы, оказывающие влияние на физическое здоровье молодых людей. Отмечены формы физической культуры, входящие в понятие «физическое воспитание» и её составляющие: спортивная деятельность, физическая рекреация и физическое воспитание. Авторы раскрывают основные положения, которые позволяют утверждать, что физическая культура выступает основой образования в области здоровья. Рассматривая понятие культура здоровья, авторы дают определение и указывают на основные педагогические условия, способные обеспечить формирование культуры здоровья студентов в высшей школе. Рассматривая выделенные условия, авторами называются компоненты, входящие в содержание культуры здоровья. Для формирования личностной мотивации к занятиям по физической культуре предлагается использование инновационных технологий.
Ключевые слова: здоровьесбережение, физическое воспитание, культура здоровья, физическая культура, инновационные технологии, устойчивая мотивация, физическая культура личности студентов.
Annotation. The article considers the actual problem facing the higher school today - the formation of a culture of health for students. The authors point to the positive and negative factors that affect the physical health of young people. Forms of physical culture that are part of the concept of "physical education" and its components are noted: sports activity, physical recreation and physical education. The authors disclose the main points that allow us to assert that physical culture is the basis of education in the field of health. Considering the concept of a culture of health, the authors give a definition and point to the basic pedagogical conditions that can ensure the formation of a culture of health of students in higher education. Examining the selected conditions, the authors call the components that are part of the content of the culture of health. For the formation of personal motivation for physical education classes, the use of innovative technologies is suggested.
Keywords: health preservation, physical education, physical culture, innovative technologies, sustainable motivation, physical culture of students' personality.
Введение. В условиях стрессогенной окружающей среды, которую отмечают многие исследователи, приоритетными для общества выступают задачи: развитие, укрепление и сохранение здоровья человека. Проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья имеют междисциплинарный характер и диктуют необходимость взаимодействия специалистов различных областей знания, таких как: педагогика, социология, психология, экономика, биология, гигиена, медицина, экология и др., которые заняты рассмотрением вопросов человека и его здоровья.
К проблемам здорового образа жизни и здоровьесбережения обращались как отечественные, так и зарубежные исследователи: Н.П.Абаскалова, Н.Н.Малярчук, В.К.Биловус, А.Г.Маджуга, Г.С.Никифоров, Г.Н.Сериков, В.М.Сорокина, Л.В.Тихомирова, С.М.Шингаев, М.Theodosopoulou, V.Papalois, E.Ruth, R.Schneider, A.Harhett, B.Sanders, HHansen, Y.Shneydermanb и др. [12].
Понятие «здоровьесбережение» трактуется в качестве деятельности с целью оздоровления организма личности при помощи реализации знаний и использовании умений, формирование которых происходит с помощью средств физической культуры.
На сегодняшний день актуальной выступает проблема состояния и поддержания здоровья студенчества. Анализируя состоянье здоровья молодого поколения, мы приходим к факту, что наблюдается негативная тенденция ухудшения здоровья. Важные черты молодого поколения - самопознание, самостоятельность, самовоспитание, самоопределение, самоутверждение, максимализм, коллективизм. Следовательно, заключительным этапом поступательного возрастного развития является студенческий возраст [14].
Формулировка цели статьи. Позиция молодого поколения по отношению к занятиям физической культурой и спортом - это актуальная педагогическая проблема образовательного процесса. Обращение к теме исследования вызвано этой актуальной проблемой: в педагогической практике высшей школы проводимые физкультурно-оздоровительные мероприятия в своём большинстве не способствуют формированию у студентов самостоятельной, мотивированной и устойчивой деятельности по самооздоровлению при помощи средств физической культуры.
Среди факторов, оказывающих влияние на физическое здоровье, отмечаем систему питания, физические нагрузки, дыхание, закаливание, гигиенические процедуры. Система отношений человека к себе и окружающим, к жизни в целом, жизненные цели и ценности, личностные особенности воздействует на психическое здоровье. Социальное здоровье личности неразрывно связано с личностным и профессиональным самоопределением, удовлетворенности социальным статусом. На духовном здоровье отражается высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни.
Основные факторы, негативно воздействующие на здоровье: нерациональная организация режима труда и отдыха; несоблюдение гигиенических норм в учёбе; вредные привычки; неполноценное питание; отсутствие достаточной двигательной активности; психологический дискомфорт при взаимоотношениях с другими людьми. Важное значение имеет процесс адаптации к новому режиму обучения в учреждении высшего образования, так как условия учения значительно усложняются, отмечается повышение объёма и интенсивности учебной нагрузки, изменяются методы, формы преподавания и контроля. В связи с напряжённой интеллектуальной работой в ограниченных по времени условиях отмечается умственное утомление, усугубляемое недостаточной физической активностью.