Мастер — класс
J
Куркова Оксана Александровна
учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 20 г. Екатеринбург Свердловская область
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 3 КЛАСС.
ТЕМА: «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ: СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ»
Л____________________________________________г
Аннотация. Автор рассматривает причины детской лжи, предлагает способ работы с родителями по осознанию этой проблемы и освоению способов коррекции поведения и оказания помощи своему ребёнку.
Ключевые слова: ложь ребёнка, причины возникновения лжи, способы коррекции поведения, родительское собрание.
Цель собрания: - научить родителей видеть причины детской лжи и правильно реагировать на проявление подобного поведения у своего ребёнка
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) показать родителям, что ложь имеет различные корни;
2) познакомить родителей с причинами возникновения детской лжи;
3) показать способы решения проблемы детской лживости в зависимости от причины её возникновения;
4) выработать способы коррекции поведения и оказания помощи своему ребёнку.
Форма проведения: практикум План-конспект выступления.
I. Что такое детская ложь?
II. Факторы способствующие формированию склонности ко лжи.
III. Какие мотивы и причины могут лежать в основе детской лживости?
Анализ анкетирования. Работа в группах.
IV. Рекомендации для родителей. Профилактика детской лжи.
V. Вывод.
Оборудование:
• интерактивная доска для демонстрации презентации; • буклет - памятка для родителей;
• бумага и ручки для анкетирования.
Предварительная работа
За неделю до собрания детям предлагалось ответить на 12 вопросов. Использовалась методика на выявление доминирующих мотивов лжи, как у каждого ребёнка в отдельности, так и у всего класса в целом.
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада снова встретится с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Думаю, не существует такого человека, который хотя бы раз в своей жизни не сказал неправду или не попытался что-нибудь скрыть. Почему же особенно нас пугает и возмущает детская ложь? «Наш ребёнок СОВРАЛ нам, что теперь делать?!». Таким вопросом задаётся хоть раз в своей жизни каждый родитель. Уроки не приготовлены, а ребёнок клятвенно заверяет, что «всё сделал». Проще говоря, врёт вам в глаза. Как реагировать? Наказывать, журить, делать вид, что ничего не заметили?
Откуда «растут ножки» у детской лжи? Почему она приводит родителей в такое негодование, а порой и в панику? И самое главное, как всё-таки вырастить ребёнка честным, искренним человеком, живущим в мире и гармонии с самим собой?
Многие родители теряются, не знают, как дальше строить свои отношения с ребёнком, уличённым во лжи, можно ли ему теперь верить, наказывать ли его?
Детская ложь, как и любое другое явление в семье, никогда не вырастает на пустом месте. Она всегда является следствием явной или тайной дисгармонии в семейных отношениях. Если разбираться просто с отдельными случаями лжи, не задумываясь о её глубинных причинах, то проблему решить не удастся. Ложь приобретёт новые формы, станет ещё более изощрённой и продуманной. Ведь с ростом ребёнка
Эксперимент и инновации в школе 2013/1
59
Мастер — класс
растёт и его интеллект. И если до 10 лет мамы обычно легко вычисляют, когда ребёнок врёт, то после 12 с этим всё сложнее.
Тема нашего родительского собрания «Детская ложь: способы профилактики»
«Ложь возникает там, где появляется принуждение».
(К.А. Федин)
Что такое детская ложь?
Давайте задумаемся, что же такое ложь? Является ли ложь только проявлением отклоняющегося поведения? Так ли она страшна, как нам кажется?
Практически во всех работах, посвящённых проблеме лжи, она определяется как противоположность правдивым, истинным высказываниям, действиям, как отклонение от нормального - нравственного - поведения, как свидетельство недостаточно высокого уровня морального развития человека. Большинство философов и психологов в определениях лжи указывают на её преднамеренность. Например, Пол Экман определяет ложь как «намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это». Естественно, в таком ракурсе ложь рассматривается как отрицательная черта характера. Но, имеется другая, отличная от этой, очень интересной точка зрения. В некоторых философских и психологических работах последних лет способность ко лжи рассматривается как привилегия разумности. Считается, что вся цивилизация построена на обмане: сначала человек научился обманывать животных (приманивать их), потом появилась техника - средство обмана природы (человек стал способен делать то, чего не мог раньше, пользуясь исключительно своими физическими данными).
Использование лжи для получения выгоды культивируется в литературе. Сколько героев сказок, легенд достигли благополучия с помощью обмана! И это все положительные герои, которым мы сочувствуем, когда читаем книгу или смотрим фильм. Правда, их ложь обычно называется хитростью, но это не меняет сути. В культуре существует множество подобных примеров. Мы любим фокусы, хотя это тоже обман. Множество игр оттачивают искусство обмана (например, большинство карточных). В своём общении мы активно используем так называемую «белую ложь» (лесть). Она позволяет нам скрыть свои истинные чувства, мысли, мнения, хотя и называется это не ложью, а комплиментами и правилами хорошего тона. Благодаря «белой лжи» мы можем сохранять хорошие отношения с теми, чьи интересы и взгляды не только не совпадают с нашими, но и практически несовместимы. К мелким, «невинным» обманам также относится множество данных и неисполненных обещаний, клятв, распространяемых слухов и сплетён. Вообще в жизнь со-
временного человека тесно вплетается обман: от приходящего с подарками Деда Мороза до виртуальной реальности.
Особо остро стоит проблема использования лжи во спасение. Многие считают, что в определённых ситуациях безнравственней сказать правду, чем скрыть её. Таким образом, ложь становится не только привычной, но и необходимой составляющей человеческой жизни.
Помните: ложь, обман так или иначе необходимо присутствуют в нашей жизни. Рано или поздно ребёнок начнёт использовать ложь, самое главное, чтобы она не стала для него единственным способом взаимодействия с окружающим миром. В наших силах не допустить этого.
Взрослые часто не понимают, что ложь - это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребёнка. Поэтому, чтобы правильно повести себя в подобной ситуации, родители должны разобраться в причинах, побудивших их сына или дочь солгать.
Помните: если ваш ребёнок соврал вам, прежде всего, необходимо понять, в чём причина!
Факторы, способствующие формированию склонности ко лжи
Анализируя причины лжи, следует отметить влияние социального окружения ребёнка. В частности, были установлены следующие факторы способствующие формированию склонности ко лжи:
1. Дети-лжецы в большинстве своём происходят из семей, в которых родители тоже лгут. Родители иногда целенаправленно обучают детей говорить неправду: «Скажем в школе, что у тебя болела голова, поэтому ты не выполнил задание». А иногда обучение лжи происходит незаметно для родителей, когда они в общении друг с другом, с другими людьми допускают неискренность, считая, что дети ничего не замечают, но дети обучаются не тому, чему их учат родители, а тому, как сами родители поступают в тех или иных ситуациях.
2. Дети-лжецы обычно испытывают недостаток родительского внимания, тепла и заботы. Часто ложь, как и другие формы «плохого» поведения,- единственный способ ребёнка привлечь к себе внимание: «даже, если меня ругают, меня заметили». Детская ложь часто встречается в семьях, где дети чувствуют себя отверженными или родители завышают требования, часто требуя от детей того, чего они ещё не могут достичь в силу особенностей возрастного развития.
3. У детей-лжецов и друзья обычно лгут. С приближением подросткового возраста ребёнок более подвержен влиянию сверстников. С возрастом все большее количество ребят готовы следовать за товарищами в неблаговидных делах. Объяснение этому в том, что «возрастающая готовность детей следовать
60
Эксперимент и инновации в школе 2013/1
Мастер — класс
асоциальному примеру своих сверстников связана с разочарованием во взрослых - в их силе, мудрости, доброй воле и здравом смысле».
Какие мотивы и причины могут лежать в основе детской лживости?
Маленький ребёнок очень уязвим, его детские проблемы кажутся ему ужасными, положение безысходным, а помощи часто ждать неоткуда, так как родители, к сожалению, не желают вникать в его жизненные трудности. Ребёнку непонятны законы окружающего мира, который иногда жесток и беспощаден. Кроме того, у него ещё недостаточно развито отношение к правде как к нравственной норме. Ему сложно противостоять минутным желаниям, он не задумывается о последствиях.
Нарочитое искажение истины, ложь может появиться тогда, когда ребёнок начнёт понимать необходимость подчинения определённым правилам, установленным взрослыми. С точки зрения детской психологии лживость начинает развиваться, если у ребёнка не сформировалась потребность в правдивом отношении к другим людям. При этом умение лгать требует определённого уровня умственного развития. Говорить неправду целенаправленно может человек, обладающий известной долей интуиции и наблюдательности (чтобы оценить: поверят сказанному или нет?), а также довольно развитым воображением (чтобы придумать то, чего не было на самом деле).
Лживость ребёнка может объясняться не только недостаточным развитием нравственного поведения, малым количеством лет, но и плохим воспитанием. Иногда родители сами провоцируют ребёнка на ложь, запугивая его, поступая с ним несправедливо, лишая его своей заботы и внимания, подавая ему пример лживого поведения.
Наиболее часто выделяют следующие причины детской лжи и склонности к утаиванию:
- стремление избежать не приятных последствий (наказания, неловкости, стыда);
- стремление добыть то, чего иным способом не получишь;
- необходимость защитить от неприятностей кого-то значимого для ребёнка;
- желание добиться похвалы или проявления любви, завоевать признание и интерес со стороны окружающих;
- стремление возвыситься над окружающими, доказать (испытать) превосходство над тем, в чьих руках власть, а в крайних случаях - выразить свою враждебность к нему;
- охрана личной жизни, защита своей приватности.
Помните: чаще всего ребёнок врёт, потому что он ещё маленький и беззащитный, а ложь помогает избежать травмирующих ситуаций.
Мотивы детской лжи разнообразны и с возрастом они изменяются. Каждому возрастному периоду характерны свои мотивы и причины лжи.
Чтобы показать это, с детьми была использована методика на выявление доминирующих мотивов лжи, как у каждого ребёнка в отдельности, так и у всего класса в целом. Методика включает в себя шесть мотивов:
1. Ложь во избежание наказания.
2. Ложь с целью защиты товарищей.
3. Ложь во избежание унижения и стыда.
4. Ложь с целью повышения своего социального статуса.
5. Желание не создавать неловкой ситуации.
6. «Оправданная» ложь.
На каждый мотив предлагалось по две ситуации, предложенные Экманом П., Гармаевым А.
Уважаемые родители! Ваши дети уже выбрали свои варианты, давайте сейчас и мы с Вами постараемся ответить на эти вопросы за своего ребёнка: «Как Вы считаете, какой вариант выбрал Ваш ребёнок на каждый вопрос?» А после посмотрим ваши ответы, которые покажут, насколько мы понимаем внутренние переживания своих детей! (Приложение). Родители отвечают на вопросы и сравнивают с ответами детей.
Анализ анкетирования. Анализ тестирования в классе показал следующее: Вы знаете, что существуют такие этапы формирования личности как самооценка, честность, вера в себя. Как Вы думаете можно сгруппировать эти мотивы в соответствии с этими этапами. (Высказывания родителей)
1. Ложь во избежание наказания. Честность
2. Ложь с целью защиты товарищей. Вера в себя
3. Ложь во избежание унижения и стыда. Самооценка
4. Ложь с целью повышения своего социального статуса. Самооценка
5. Желание не создавать неловкой ситуации. Честность
6. «Оправданная» ложь. Вера в себя.
Заниженная самооценка, несформированность
эмоционально-волевой сферы личности ребёнка и неуверенность в своих действиях порождает ложь (неадекватное взаимодействие с окружающим миром)!
Если эти три составляющих не сформированы, а это защита у человека и является системой безопасности в мире, то включается ЛОЖНАЯ (ложь) ФАЛЬШИВАЯ ЗАЩИТА СЕБЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ!!!
Рассмотрим основные причины использования ребёнком лжи более подробно. Для этого я предлагаю разделиться на три группы, выработать конкретные рекомендации и советы в качестве профилактики лжи.
Работа в группах.
1. Основная причина любой лжи - это страх быть плохим!!! САМООЦЕНКА - себя недооценивает! Любой человек (ребёнок) стремится быть в глазах окружающих хорошим.
2. В основе любой лжи лежит несформирован-ность волевой сферы, а именно качества - ЧЕСТНОСТЬ. У ребёнка волевое качество не успело сформироваться, в его жизни вперёд возникла ситуация со страхом, где он вынужден был соврать и это превра-
Эксперимент и инновации в школе 2013/1
61
Мастер — класс
щается в привычку! Эта привычка начинает манипулировать его поведением!
3. Человек не верит себе, отсюда не умеет строить доверительные отношения с родителями и окружающими людьми! Во лжи - проблема ВЕРЫ В СЕБЯ!!!
Выступление групп, выводы.
Таким образом, для профилактики нужна система личной безопасности:
1. Формировать здоровую и адекватную самооценку, используя критику!
2. Формировать силу воли! (мотивационный фактор)
3. Формировать чувство веры в себя и свои силы! (уверенное поведение)
Рекомендации для родителей.
Профилактика детской лжи
Проанализировав причины детской лжи, нетрудно увидеть, что ложь является результатом неблагополучных отношений ребёнка с окружающим его миром.
Конечно, иногда дети используют обман не только для того, чтобы защитить себя или кого-то ещё, почувствовать свою силу, приукрасить собственные достоинства, возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и чтобы повеселить их. Наверное, это самый невинный и безопасный вид обмана, потому что цели, преследуемые ребёнком, не корыстны. Такой обман чаще всего встречается у детей с буйной фантазией. В таких случаях вымысел столь очевиден, что это понимают и ребёнок, и взрослый, но подыгрывают друг другу. Но всё-таки чаще всего ложь - это реакция ребёнка на травмирующие обстоятельства.
Помните: ложь - это всегда сигнал о том, что у ребёнка есть проблемы.
Как же вести себя родителям с уличённым во лжи ребёнком? Большинство психологов склоняются к мнению, что самое эффективное средство борьбы с детской ложью - это построение доверительных отношений в семье, основанных на взаимном уважении. Но это, так сказать, профилактика, а как быть с уже совравшим ребёнком? Первое, что необходимо сделать,- задуматься о причинах такого его поведения. Затем, естественно, надо постараться устранить то, что побуждает ребёнка ко лжи. А всё это можно сделать только в тесном контакте с ним. Психологи рекомендуют начать с разговора «по душам». Он полезен и в ситуации, когда вы только подозреваете, что ребёнок вам соврал, и когда у вас есть все доказательства его лжи.
Алан Фромм рекомендует сказать ребёнку следующее: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать».
Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Если поступок ребёнка вывел вас из
равновесия, то сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте к обсуждению случившегося. В редких случаях требуется ваша немедленная реакция, обычно разговор можно отложить до того, как все эмоции улягутся. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребёнка, мы рискуем лишь усилить его потребность лгать. Он почувствует себя менее уверенно и будет ещё сильнее стремиться избежать упрёков и наказаний или стараться заслужить похвалу с помощью лжи. Из-за грубого обращения ребёнок может почувствовать по отношению к вам враждебность, а это чувство отнюдь не способствует установлению доверительных отношений.
Никогда не занимайтесь воспитанием «под горячую руку»!
Ничто так не ранит детскую душу, как несправедливость.
Помните: сколь очевидной ни казалась бы вина ребёнка, всегда остаётся вероятность несправедливого обвинения.
Американский психолог Пол Экман, автор книги «Почему дети лгут?», рекомендует заранее договориться с ребёнком о взаимном доверительном отношении: «В наших отношениях нет ничего важнее, чем доверие. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдёшь в себе смелость сказать правду». Данное ребёнку обещание необходимо сдержать, каким бы ужасным, на ваш взгляд, ни был его поступок.
Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности самое действенное - личный пример. Родители должны быть честны даже в мелочах.
Кстати, необычное поведение вашего ребёнка может служить сигналом: он что-то натворил. Но не спешите проверять свои подозрения и не допытывайтесь, что случилось. Возможно, ребёнок сам ищет подходящий момент, чтобы все вам рассказать. Не форсируйте события, а лучше постарайтесь ему помочь, расположите его к откровенности.
Помните, что ребёнок приукрашивает свои успехи, скрывает свои промахи, когда чувствует себя неуверенно.
Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребёнка, и он поймёт, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.
62
Эксперимент и инновации в школе 2013/1
Мастер — класс
Вывод: Помните, что ребёнок честен со своими родителями, если:
S не боится их гнева, не боится быть отвергнутым ими;
S уверен - что бы ни произошло, взрослые не станут его унижать;
S знает, что его поддержат в трудной ситуации, помогут советом;
S знает, что в спорной ситуации вы примете его сторону;
S твёрдо знает, что если его и накажут, то наказание будет справедливым и разумным;
S между родителями и детьми существует доверие.
Наши дети - это повторение нас самих. И никогда нельзя забывать - от того, насколько честны и искренни вы сами, и насколько доверительные отношения между вами и детьми, будет зависеть и то, насколько ваш ребёнок будет с вами правдив. Если вы будете это помнить, то вам никогда не придётся ломать голову над тем, как отучать ребёнка врать.
Уважаемые родители! У нас с вами получился серьёзный разговор, проделана огромная работа. В итоге нашего собрания Вы получите буклеты с рекомендациями на тему: «Детская ложь: способы профилактики,» о которых было сказано выше. Думаю, что вам будет над чем поразмыслить, прочитав эти советы.
Рекомендации для родителей.
Профилактика детской лжи. (Буклет)
Как поступить, если ребёнок солгал? Как же помочь маленькому врунишке?
Вот несколько приёмов, которые могут помочь вам научить вашего ребёнка быть правдивым.
❖ Поощряйте честность. Вместо того, чтобы ругать ребёнка, когда он говорит неправду, хвалите его, когда он рассказывает о том, как всё было на самом деле.
❖ Не пытайтесь уличить ребёнка в случившемся. Не стоит задавать множество вопросов о происшествии. В конце концов, во многих случаях его причастность очевидна: если у него весь рот в шоколаде, вы можете быть точно уверены в том, что случилось с конфетами его сестры. Не стоит добиваться от ребёнка признания, если это потребует настоящего сражения с ним.
❖ Выстраивайте доверительные отношения. Продемонстрируйте ребёнку, что доверяете ему, и он может всегда доверять вам в ответ и говорить всю правду. Всегда держите своё слово и приносите извинения, если иногда у вас не получается выполнить то, что обещали. Он в большей степени учится на вашем примере, чем на ваших наставлениях.
❖ Не требуйте от вашего малыша того, чего вы не можете выполнить сами, то есть не требуйте говорить правду, ещё раз правду и ничего кроме правды 24 часа в сутки. Мы, взрослые люди, нарушаем свои обещания
достаточно часто, а уж детям приходится это делать, так как они ещё не умеют противостоять сложившимся обстоятельствам. Поэтому постарайтесь понять, что, если ребёнок не выполнил своё обещание, возможно, на то были серьёзные причины.
❖ Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребёнку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения. Обманув доверие ребёнка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той же монетой. Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребёнка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора.
❖ Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребёнка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать.
❖ Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребёнка, и он поймёт, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.
❖ Кроме того, ребёнок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне семьи. Обмануть ребёнка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым. Подобный опыт в первый раз воспринимается очень болезненно. Необходимо подготовить ребёнка к тому, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и безответственные, и неискренние. Обсудите с ним причины людской неискренности, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.
Приложение
Методика выявления доминирующих мотивов лжи Методика выявления доминирующих мотивов лжи, как у каждого ребёнка в отдельности, так и у всего класса в целом. Методика включает в себя шесть мотивов:
o Ложь во избежание наказания. о Ложь с целью защиты товарищей. о Ложь во избежание унижения и стыда. о Ложь с целью повышения своего социального статуса. о Желание не создавать неловкой ситуации. о «Оправданная» ложь.
Эксперимент и инновации в школе 2013/1
63
Мастер — класс
На каждый мотив предлагается по две ситуации, предложенные Экманом П., Гармаевым А.
1. Учитель спрашивает тебя: «Это твой друг сломал школьный магнитофон?» Ты знаешь, что это сделал именно он, ты:
а) доложишь об этом учителю;
б) ничего не скажешь.
2. Ты заигрался на улице и пришёл домой на час позже назначенного времени. Дома тебя встретили разгневанные родители. Они вот-вот накажут тебя. Ты:
а) скажешь правду родителям;
б) придумаешь какую-то историю, чтобы родители не наказывали тебя.
3. На улице играли два мальчика. Старший отнял у младшего игрушку. Младший заплакал. К мальчикам подбежала мама и спросила старшего: «Не ты ли взял игрушку?» Старший знал, что стыдно отнимать у младших игрушки, он боялся, что мама унизит его перед младшим и сказал: «Нет». Если бы ты был на месте этого мальчика, ты бы:
а) сказал маме правду;
б) поступил как мальчик.
4. В одном классе ребята увлекались собиранием марок. Ребята соревновались между собой. У кого марок больше- с тем и играли. У Коли марок не было и с ним никто не общался. Тогда Коля сказал ребятам: «У меня дома много марок, они все красивые и разные». Ребята заинтересовались, стали подходить к Коле, играть с ним. Если бы ты был Колей, ты бы:
а) поступил также как Коля;
б) не стал бы врать ребятам.
5. Представь, что мама на день рождения подарила игрушку. Но игрушка тебе не понравилась, ты:
а) скажешь маме, что игрушка тебе не понравилась;
б) возьмёшь подарок и поблагодаришь маму.
6. Твой друг списал контрольную на «5». Тебе известно об этом. Учитель спрашивает тебя: «Твой друг сам написал контрольную или списал?» Ты ответишь:
а) сам написал;
б) списал.
7. Ты сломал отцовские часы. Ты знаешь, что за поломку тебя накажут. Когда отец спросил тебя: «Не ты ли сломал часы?», ты ответишь:
а) нет;
б) да, я.
8. Представь, что ты в школе учишься очень плохо. Ты познакомился с новым, незнающим тебя чело-
веком и он спросил тебя: «Как ты учишься?» Тебе не хотелось бы, что бы он плохо о тебе думал и сказал:
а) учусь плохо;
б) учусь хорошо.
9. Бабушка купила тебе футболку, а вещь тебе не понравилась. Ты скажешь:
а) Спасибо, бабушка, я давно мечтал о такой футболке и возьмёшь вещь себе;
б) скажешь правду.
10. Представь, что ты дома один, а к двери подходит незнакомый человек. Он спрашивает тебя: «Дома ли родители?» Ты говоришь ему:
а) Да, родители дома, но они прилегли отдохнуть, зайдите в другой раз;
б) Скажешь правду.
11. Однажды ученик после болезни пришёл в школу и сразу направился в живой уголок. Там жила морская свинка, за которой мальчик ухаживал до болезни. В клетке свинки не было. За день до прихода свинка умерла. Мальчик спросил у учителя: «Свинка убежала?» Учитель ответил: «Нет, она болеет. Я взял на две недели её домой. Когда поправится, принесу обратно». Через две недели учитель купил такую же свинку на рынке и принёс в живой уголок. Мальчик ничего не заподозрил. Если бы ты был на месте учителя, ты бы:
а) поступил как учитель;
б) сказал правду.
12. Саша прогулял занятия в школе, т.к. не выполнил домашнего задания. Он знал, что стыдно так делать, но остался дома. Родители в этот день пришли раньше обычного времени и спросили Сашу: «Почему ты не в школе?» Саше было очень стыдно, и он сказал: «Занятия в школе кончились раньше времени». И ушёл в свою комнату. Если бы ты был на месте Саши, ты бы:
а) поступил как Саша;
б) сказал бы родителям правду.
Результаты сравниваются с ключом:
1. Ложь во избежание наказания - 2б, 7а
2. Ложь с целью защиты товарища - 1б, 6а
3. Ложь во избежание унижения, стыда - 3б, 12а
4. Ложь с целью повышения своего социального статуса - 4а, 8б
5. Желание не создавать неловкой ситуации - 5б, 9а
5. Оправданная» ложь - 11а, 10а
За каждый ответ, совпадающий с ключом - 1 балл. Наибольшее количество баллов по каждому мотиву -2. Мотив, получивший 2 балла - доминирующий.
64
Эксперимент и инновации в школе 2013/1