Научная статья на тему 'Возрастные особенности детской лжи'

Возрастные особенности детской лжи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2616
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности детской лжи»

Психология

Боровиков С. А.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ЛЖИ

Воронежский экономико-правовой институт

С самого рождения ребенок учится у родителей принимать те или иные решения в тех или иных случаях, так же как он предпринимает попытки в поиске своих вариантов выхода из различных ситуаций методом проб и ошибок. Есть такое мнение, что человек учится лгать именно из необходимости скрыть тот или иной проступок, ту или иную ошибку, избегая тем самым возможного наказания. Прекрасный пример этому мы можем найти в романе Мейсона Лока Уэмза «Жизнь и незабываемые поступки Джорджа Вашингтона». В одном из эпизодов отец говорит юному Джорджу: «Многие родители сами вынуждают детей к этому гнусному делу жестокими побоями за малейший проступок, а это значит, что в следующий раз маленькое, охваченное ужасом существо непременно сорвется в пропасть лжи! Только для того, чтобы избежать палки. Что же касается тебя, Джордж, ты знаешь, я всегда говорил и сейчас повторю, что всякий раз, когда случайно ты сделаешь что-нибудь не так, что, в общем-то, бывает довольно часто, особенно пока ты бедный маленький мальчик без опыта и знаний, не надо ничего придумывать, чтобы скрыть свой проступок; надо просто быть маленьким мужчиной, смело прийти ко мне и во всем сознаться, и тогда, вместо того, чтобы наказывать тебя, Джордж, я буду только ещё больше уважать и любить тебя за это, мой дорогой»[2].

Мы часто встречаем такие случаи, когда родители очень недовольны поступками детей. Дети, зачастую, очень любознательны, и им иногда хочется сделать то, что запрещают им старшие или родители. Обычно это происходит, начиная с 2-х летнего возраста, родители начинают наказывать своих детей. Одни просто грозятся, что придет «Бабай», который может украсть их. Ту же роль играют и «серенький волчок», и обещание родителей отшлепать ремнём или поставить в угол. Но эти средства действуют, как угроза, которая может воплотиться в реальность, если ребенок не послушается родителей и сделает по-своему. Однако не будем забывать, что эти формы угроз часто служат предлогом к развитию детских страхов и фобий. Поэтому, если ребенок и совершит какой-нибудь проступок, то он стремится избежать наказания. Впоследствии ребёнок понимает, что наказание - это всего лишь попытка взрослого поменять его поведение, путем лишения чего-либо значимого для него или применение более жестких методов влияния. Но в любом случае дети очень не хотят быть наказанными, по этому они ищут любой способ избежать наказания и часто находят его... в пропасти лжи. Они могут преспокойно скрыть свой проступок, избежав наказания. Так дети учатся врать и обманывать.

Но нельзя не отметить возможность обучения вранью и обману в процессе игры для развития логического мышления и в случае наблюдения за

поведением взрослых. В первом случае ставится задача перехитрить соперника, а во втором случае происходит усвоения поведения взрослых, дети берут пример у значимых для них людей. В итоге мы видим, что у ребенка существует ложь в зачаточном состоянии в желании защитить себя, либо перенять у взрослых их манеры и порядки. В первом случае эта ложь сравнима с тем, почему лгут шизофреники: они лгут для защиты себя и своего внутреннего мира. Они считают, что не смогут жить без внутреннего мира, по этому зачастую лгут, чтобы не дать его в обиду. Это и понятно, потому как здесь защита срабатывает на уровне инстинкта самосохранения: без своего внутреннего мира не выжить, поэтому надо не дать его в обиду. Во втором случае ребёнок учится у взрослых, усваивая поведение значимых для него людей в различных жизненных ситуациях. Такое поведение может проявляться в самых безобидных, на первый взгляд, ситуациях. Так, например, отец может попросить сына отвечать на звонки и говорить, что его (отца) нет дома.

Рассмотрим возрастные особенности детской лжи. Мы предполагаем, что ребёнок не может врать до 3-х лет по нескольким причинам:

1. Он еще не знает, что такое ложь;

2. По всей видимости, он проводит с матерью все или почти все время, представляет себе, что он с ней является единым целым, без матери он никто и нечего ему скрывать, тем более от части себя;

3. Большинство видов лжи основано на скрытии какой-либо информации, но при этом людям в большинстве случаев приходится скрывать свои эмоции. А так как дети в основном общаются с внешним миром через эмоции, которые они не умеют скрывать, значит, и врать они не могут;

Дети 4-х летнего возраста уже умеют врать. Обычно они прибегают ко лжи по нескольким причинам:

1. Они боятся наказания за содеянное, и находят спасение во лжи, тем самым, избегая без лишних трудностей строгих разговоров с родителями, за которыми нередко следует самое страшное для ребёнка - наказание.

2. Детям свойственно приписывать себе и другим людям разные несвойственные им качества, или рассказывать про несуществующие случаи из их жизни. Например, когда Жора пошел гулять и задержался на улице, то он объясняет это тем, что он и его друзья наблюдали посадку иноземной космической тарелки и не могли оторваться от столь интересного зрелища. Ну а мать видела из окна, что он просто не успел доиграть в игру с дворовыми друзьями вовремя, потому и опоздал домой.

3. Детям также свойственно защищать интересы близких или просто уважаемых людей. В доказательство этому приведем опыт доктора Стефана Сиси, который описывает в своей книге Пол Экман: детей оставляли в большой комнате с большой и красивой игрушкой, которую трогать было запрещено [3]. Но в комнате находился взрослый, который, играя в игрушку, нечаянно ломал ее. После этого детей разделяли на 2 группы: одни знали и очень хорошо относились к этому взрослому человеку, а другие не знали его. Почти половина детей, не выдали своего знакомого. Часть детей, не знавших

взрослого, утверждала, что не знает, кто сломал игрушку, часть из них говорила, что сломал кто-то другой. Однако все дети сказали правду о поведении незнакомца.

4. Самая главная, на наш взгляд, причина детской лжи кроется в развитом воображении. Дети часто могут фантазировать, придумывая различные образы, которые часто непосредственно связаны с реальностью и неотделимы от неё. Для ребёнка такие образы часто представляются частью реальности и именно по этому они могут рассказывать о них, как о реально существующих.

Вывод: уже в таком раннем возрасте ребёнок может лгать. Во многих случаях в данном возрасте ложь несет в себе защитную функцию, как для самого ребенка, так и для тех людей, которых он защищает. Если ребенок разбил мамину любимую вазу, то он будет переживать по поводу того, что же ему теперь сказать маме. И если он будет думать о том, каким же образом избежать наказания, то естественно он не скажет матери, что это именно он разбил вазу. Некоторые дети могут придумывать различные способы избежания наказания. Так, например, девочка, съев всё варенье со стола, может оправдать себя, переложив вину на домашнего пса, который, по её словам, залез на стол и всё съел.

Отметим, что именно в том возрасте, когда ребенок начинает различать понятия «хорошо» и «плохо», он начинает понимать, что означает ложь, и какое место она занимает в его жизни. Большинство детей детсадовского, а затем и школьного возраста различают «белую» ложь, ложь во спасение и альтруистическую ложь. Большинство детей школьного возраста считают, что ложь подрывает отношения с теми, против кого она направлена, в то время как дошкольники под ложью подразумевают лишь скрытие информации или передачу ее в искаженном виде, за что может последовать наказание. В дошкольном возрасте наказание является сдерживающим фактором, но при взрослении действенность этого фактора постепенно сходит на нет, большинство детей научаются обманывать более успешно, и уже не боятся быть наказанными за обман. К 12 - 13 годам дети начинают понимать, что обман и ложь - нехорошие спутники жизни, что врать плохо, что «все тайное становится явным», и в конечном итоге от лжи только один вред да убытки. Но, несмотря на это они говорят, что врать на самом деле можно, что каждый сам для себя решает, обманывать ему в той или иной ситуации, или нет. В доказательство этого они приводят примеры «белой» (когда говоришь кому-то, что все в порядке, даже если это не так) и альтруистической (когда не говоришь преступнику, что у тебя в квартире скрывается потерпевший) лжи. Мы же, полагая, что любая передача неверных сведений любому другому человеку является ложью, провели опрос 12 - 13-ти летних подростков средней школы города Воронежа и подтвердили наше утверждение о том, что нет абсолютно честных подростков и большинство из них прибегает ко лжи в общении с другими людьми. Нами было опрошено 50 подростков - учеников 7х классов гимназии им. Академика Н.Г. Басова. Они отвечали на 2 вопроса:

«Что такое ложь?» и «Можно ли лгать?». Результаты данного исследования говорят нам о том, что дети могут определять ложь разными словами, в сущности, понимая под ложью высказывание, не соответствующее действительности. «Ложь - это когда человек говорит не то, что думает или умышленно даёт неверную информацию другому человеку» (мальчик, 13 лет). «Ложь -это неправда. В общем, когда люди говорят то, что не есть на самом деле. Большая и противная гадость» (девочка, 13 лет). Так же большинство детей говорят о том, что лгать нежелательно и нужно использовать её только в самых необходимых случаях. «Можно лгать, если это пойдёт на пользу другим» (мальчик,13 лет). «Врать можно только в самых крайних случаях» (мальчик 12 лет), «лгать необходимо при нападении, при разговоре с незнакомым человеком. Лгать плохо, но иногда необходимо» (девочка 13 лет). Все эти примеры, да и большинство работ говорят о том, что дети, в большинстве своём, осознают негативные последствия лжи или просто полагают, что ложь - это плохо. Но, несмотря на это, большинство детей пишут про ситуации, в которых без лжи, на их взгляд, никак не обойтись.

Как можно добиться того, чтобы ребенок меньше врал не только своим родителям, но и другим людям?

Во-первых, нужно создать условия, в которых ребенку не придется врать. Всегда есть такие моменты в жизни родителей, которые побуждают ребенка ко лжи. Например, если родители говорят, что пойдут с ребенком в цирк, но не успевают купить билеты, то он решит, что его обманули и если подобная ситуация будет повторяться, то ребенок будет считать, что он тоже имеет право обманывать. Так же любой бытовой случай в жизни семьи может послужить для ребенка примером, который подскажет ему, как с помощью обмана выходить из неловкой или неприятной ситуации. После этого дети могут считать, что они в праве бесплатно ездить на транспорте (занижая свой возраст кондуктору) или брать со скидками билет на киносеанс. Многие родители могут считать, что это на самом деле не такие уж и плохие поступки. Это на самом деле так, но если ребенок будет лгать все чаще и чаще даже в таких мелочах, то это может стимулировать его к более крупному обману и даже сделать его обманщиком на всю жизнь. Но способ этого избежать -очень прост. Как говорят Роберт и Джин Баярды, «...Если вы отказались от того, чтобы разрешать или запрещать то или иное поведение ребенка, .то ваш ребенок уже не может столь легко оправдать свою ложь и, следовательно, будет менее склонен обманывать вас. Даже если вы передали вашему сыну или дочери ответственность за пункты перечня событий из жизни ребенка, вы, тем не менее, все еще можете выслушивать ее или его ложь по самым разным поводам. Если это так, посмотрите, не провоцируете ли вы всю эту ложь, задавая ребенку вопросы, и не подкрепляете ли вы ее, концентрируя на вашем ребенке, когда он или она лжет, отрицательное внимание»[1]. Этот простой способ подсказывает, что в конечном итоге вся ответственность хоть и лежит на вас, но вы должны передавать ему хотя бы часть этой ответственности и самостоятельности, чтобы ребенку не приходилось лгать вам. В этой

книге говорится, что если создать определенные условия, в которых ребенок останется с ложью один на один, то ему не будет нужды обманывать вас. Например, если Вика, собираясь пойти с подругой по магазинам, говорит о том, что хочет пойти к Маше и решить с ней домашнее задание, то вы должны сказать ей: «Я не занимаюсь тем, чтобы что-то разрешать тебе, но спасибо, что ты сказала мне, где будешь»[1]. Во-вторых, если вы хотите воспитать честного и добропорядочного ребенка, то следует с малых лет обучать его тому, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Нужно с малых лет все время объяснять ему, что если он соврет, как в примере из романа Мейсона Лока Уэмза «Жизнь и незабываемые поступки Джорджа Вашингтона», который мы приводили в начале данной статьи, то это будет намного страшнее, чем если бы он сделал что-то другое. Если постоянно повторять ребенку, что ложь - это плохо и нравственно неприемлемо, то в конечном итоге он усвоит это и будет принимать за должное. Если же все-таки ваш ребенок в очередной раз обманул вас, а вам не терпится сорвать ваш гнев на нем, то вы можете поступить следующим образом: заставьте его 150-200 раз написать фразу «Я больше никогда не буду врать». После этого в 99% случаев детям не хочется повторять подобное.

Список использованных источников

1. Байярд Роберт Т., Байярд Джина. Ваш беспокойный подросток: руководство для отчаявшихся родителей. - М., 1995.

2. Экман Пол. Психология лжи. - СПб., 2000.

3. Экман Пол. Почему дети лгут ? - М., 1993.

Канищева Т. В.

ВЛИЯНИЕ ЧТЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Воронежский экономико-правовой институт

В настоящее время в теории и практике обучения иностранному языку прослеживается тенденция к изменению парадигмы, в контексте которой происходит изучение иностранного языка. Данная парадигма сосредоточивается на языке как инструменте общения при диалоге двух или нескольких культур. При наличии традиционных материалов при обучении иностранному языку целесообразно использовать данный материал с точки зрения социокультурной, лингвокультурологической, когнитивной, эмоциональной направленности, тем самым, меняя акт коммуникации. Наряду с кино, видео и т.д. тексты художественной иноязычной литературы являются одним из основных материалов для обучения языку, так как служит формированию мотивационного поля, которое охватывает индивида, его потребности и окружение [6, с. 408]. Рассматривая мотивацию в виде целостного поля, можно сказать, что при чтении художественного текста восприятие имитирует для читателя и зрителя творческий процесс, порождает эмоциональное пережи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.