Научная статья на тему 'Технология психолого-педагогической деятельности по преодолению лживого поведения подростков и результаты ее реализации'

Технология психолого-педагогической деятельности по преодолению лживого поведения подростков и результаты ее реализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1340
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ ЛЖИ / ФОРМЫ ЛЖИ / ЛЖИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛЖИВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ / MOTIVATION OF A LIE / LIE FORMS / THE DECEITFUL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS / THE TECHNOLOGY TO OVERCOME THE DECEITFUL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Сельмидис Любовь Филипповна, Поддубная Татьяна Николаевна

Целью исследования, результаты которого представлены в данной работе, была разработка и апробация технологии психолого-педагогической деятельности по преодолению лживого поведения подростков. В данном контексте в статье охарактеризована ложь как свойство личности, ее типичные мотивы и формы проявления. Приведены наиболее значимые психологические характеристики, с которыми может быть связано лживое поведение детей подросткового возраста. Представлена совокупность условий эффективности психолого-педагогической деятельности по преодолению лживого поведения подростков. Описана разработанная технология психолого-педагогической деятельности по преодолению лживого поведения подростков. Охарактеризованы задачи психолого-педагогической деятельности, применяемые при этом средства и методы, диагностический инструментарий, требования к проводимым воспитательным мероприятиям. Приведен перечень разработанных мероприятий. Приведены количественные и качественные результаты экспериментальной апробации разработанной технологии, свидетельствующие об ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Сельмидис Любовь Филипповна, Поддубная Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ACTIVITIES TO OVERCOME THE DECEITFUL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AND RESULTS OF ITS IMPLEMENTATION

The purpose of the study, the results of which are presented in this work, was to develop and test technology of psycho-pedagogical activities to overcome the deceitful behavior of adolescents. In this context, this paper describes a lie as a property of the individual, its typical motifs and forms. The work provides the most important psychological traits, which may be due to the deceitful behavior of adolescents. A set of conditions of the effectiveness of psychological and educational activities to overcome the deceitful behavior of adolescents is presented. The developed technology of psycho-pedagogical activities to overcome the deceitful behavior of teenagers is described. We characterize the objectives of psycho-pedagogical activity, applied means and methods, diagnostic tools and requirements to the ongoing educational efforts. The list of developed.activities is provided. Quantitative and qualitative results of the experimental testing of the developed technology, testifying to its effectiveness, are given.

Текст научной работы на тему «Технология психолого-педагогической деятельности по преодолению лживого поведения подростков и результаты ее реализации»

УДК 159.922.6 ББК 88.374 Х 15

С.А. Хазова

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail.com

Л.Ф. Сельмидис

Старший преподаватель кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail. com

Т.Н. Поддубная

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: fondcb@mail. ru

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЛЖИВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ

РЕАЛИЗАЦИИ

(Рецензирована)

Аннотация. Целью исследования, результаты которого представлены в данной работе, была разработка и апробация технологии психолого-педагогической деятельности по преодолению лживого поведения подростков. В данном контексте в статье охарактеризована ложь как свойство личности, ее типичные мотивы и формы проявления. Приведены наиболее значимые психологические характеристики, с которыми может быть связано лживое поведение детей подросткового возраста. Представлена совокупность условий эффективности психолого-педагогической деятельности по преодолению лживого поведения подростков. Описана разработанная технология психолого-педагогической деятельности по преодолению лживого поведения подростков. Охарактеризованы задачи психолого-педагогической деятельности, применяемые при этом средства и методы, диагностический инструментарий, требования к проводимым воспитательным мероприятиям. Приведен перечень разработанных мероприятий. Приведены количественные и качественные результаты экспериментальной апробации разработанной технологии, свидетельствующие об ее эффективности.

Ключевые слова: мотивы лжи, формы лжи, лживое поведение подростков, технология преодоления лживого поведения подростков.

S.A. Khazova

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of the Theory and Technique of Physical Training of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University; E-mail: snkhazova@gmail.com

L.F. Selmidis

Senior Lecturer of Pedagogics and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: snkhazova@gmail.com

T.N. Poddubnaya

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Pedagogics and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: fondcb@mail.ru

TECHNOLOGY OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ACTIVITIES TO OVERCOME THE DECEITFUL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AND RESULTS OF ITS

IMPLEMENTATION

Abstract. The purpose of the study, the results of which are presented in this work, was to develop and test technology of psycho-pedagogical activities to overcome the deceitful behavior of adolescents. In this context, this paper describes a lie as a property of the individual, its typical motifs and forms. The work provides the most important psychological traits, which may be due to the deceitful behavior of adolescents. A set of conditions of the effectiveness of psychological and educational activities to overcome the deceitful behavior of adolescents is presented. The developed technology of psycho-pedagogical activities to overcome the deceitful behavior of teenagers is described. We characterize the objectives of psycho-pedagogical activity, applied means and methods, diagnostic tools and requirements to the ongoing educational efforts. The list of developed.activities is provided. Quantitative and qualitative results of the experimental testing of the developed technology, testifying to its effectiveness, are given.

Keywords: motivation of a lie, lie forms, the deceitful behavior of adolescents, the technology to overcome the deceitful behavior of adolescents.

Психолого-педагогическая работа в образовательной организации направлена на решение задач изучения состояний, проблем, возможностей ребенка, его отношений в семье и в школе, со сверстниками, с группой и т.д.; оказания психолого-педагогической и социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию; исследования проблем социального воспитания в целом и др. [1-4 и др.]. Указанные виды деятельности осуществляются педагогом-психологом и социальным педагогом школы.

Одной из характеристик личности обучающихся, нуждающихся в коррекции, является лживость. Ложью обычно называют умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности. Она в той или иной мере присуща представителям почти всех слоев общества, независимо от социального положения и статуса [5-7 и др.]. Однако ложь, по-видимому, не является имманентным свойством человека, поскольку ребенок на начальных этапах развития не умеет лгать. Постепенно, по мере развития интеллекта, воображения, восприятия, эмоциональной, мотивационной сфер и т.д., а также в процессе усвоения социального опыта у детей развивается и способность лгать, а также появляются субъективные причины и оправдания собственного обмана [8]. Чтобы у ребенка не сформировалась склонность и не закрепилась привычка к лживому поведению, необходима целенаправленная воспитательная работа.

Подростковый возраст является ключевым в становлении личностных механизмов поведения ребёнка, становления его характера. Проявление склонности ко лжи и усиление ее у подростка в годы школьного обучения создает негативные предпосылки успешности в учебной деятельности, выступает признаком школьной дезадаптации, отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности обучающегося среднего школьного возраста [9-11 и др.]. Однако проблема выявления причин и способов преодоления лживого поведения подростков изучена недостаточно, при том что наличие соответствующих знаний может стать основой для коррекционной психолого-педагогической работы с детьми среднего возраста, позволит предложить практические рекомендации их педагогам и родителям.

В связи с вышесказанным целью данного исследования стала разработка технологии психолого-педагогической деятельности по преодолению лживого поведения подростков. Анализ результатов проведенных теоретических и эмпирических исследований позволяет констатировать следующее.

Ложь представляет собой вербальное или невербальное действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это более или менее умышленно, направленное на формирование у другого человека какого-либо (положительного или отрицательного)

убеждения, считающегося самим лгущим не истинным, без предварительного уведомления о своих целях. По форме проявления различают следующие виды лжи: умолчание (укрывательство), недоговорка, оговор или клевета, самооговор, преувеличение / преуменьшение, приукрашивание, притворство (болезни, неумения), отрицание (вины), блеф, шутка и др. Мотивы лжи подразделяются на две основные группы: эгоистические и альтруистические. К эгоистическим относятся: мотивы приобретения чего-либо (внимания, одобрения, похвалы, подарка, статуса, превосходства и пр.) и мотивы избегания чего-либо (наказания, стыда, отторжения (значимым окружением), поручений, внимания и пр.) Альтруистические мотивы включают: мотивы защиты других (от страха, от огорчения, от наказания, от ссоры и пр.) и мотивы, связанные с желанием доставить удовольствие другим (рассмешить, развлечь, увлечь, обрадовать и пр.) [5-8; 12; 13 и др.].

Мотивы детской лжи связаны с этапными новообразованиями, изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности детей на разных возрастных этапах. В данном контексте значимыми характеристиками подростков являются:

- стремление быть или казаться взрослым (хотя бы через владение атрибутами взрослой жизни), стремление обособиться, оградить свой внутренний мир от взрослых;

- ключевое значение ведущей деятельности - общения со сверстниками - в жизни подростка, стремление иметь товарищей и друзей;

- зависимость самооценки подростка от отношения к нему сверстников [3; 5; 9-11 и

др.].

В связи с этим в подростковом возрасте лживое поведение наиболее активно проявляется в ситуациях, угрожающих их общению со сверстниками, их статусу, положению среди товарищей, а также в случаях, когда появляется возможность закрепить или повысить свою позицию в кругу друзей.

Социально-педагогическими условиями преодоления лживого поведения подростков являются:

- опора на принципы эффективности социально-педагогической деятельности: гуманистический, индивидуальный, деятельностный, многомерно-диалектический подход, принципы социальности и развития;

- опора на принципы позитивной педагогики: единства учебной и внеучебной деятельности, культуросообразности, вариативности, природосообразности, индивидуализации воспитания;

- организация взаимодействия подростков, их родителей и педагогов;

- применение следующей совокупности форм и методов деятельности: социально-педагогических (методов формирования сознания (пример, беседа, диспут, рассказ, лекция и др.), организации деятельности (педагогическое требование, общественное мнение, упражнения, организация общественно полезной деятельности, творческие игры и др.), стимулирования деятельности (поощрение, наказание)), психолого-педагогических (психологическое консультирование, тренинг, ролевые игры) и диагностических (анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение) [1-4; 8; 12 и др.].

С целью организации целенаправленной работы по преодолению лживого поведения подростков была разработана технология психолого-педагогической деятельности, являющаяся: по типу - частной (коррекционной, т. воспитания), по назначению -направленного целевого назначения (цель - преодоление лживого поведения), по объекту -возрастная, групповая (технология работы с подростками, склонными ко лжи); место ее применения - образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа), характер решаемых проблем - социальное прогнозирование (прогнозирование развития лживости у подростков) и социальное моделирование (моделирование социально-педагогической деятельности по профилактике и коррекции лживого поведения подростков), используемые группы методов - диагностические, социально-психологические, социально-психологические, формы деятельности - групповые и индивидуальные. Технология характеризует психолого-педагогическую деятельность через совокупность следующих

этапов:

- диагностико-прогностический, задачами которого являются выявление типичных причин и проявлений подростковой лжи, сбор информации об индивидуальных особенностях подростков, о групповом климате, семейных условиях и пр.;

- организационно-подготовительный, направленный на составление прогноза решения проблемы, определение совокупности социально-педагогических, психолого-педагогических и семейных условий решения проблемы; на данном этапе осуществляется также подбор / разработка воспитательных мероприятий, составление планы (программы) их проведения;

- основной, на котором осуществляется реализация разработанного плана (программы);

- экспертно-оценочный, ориентированный на определение динамики результатов частоты и характера проявлений лживого поведения подростков; его результатом является подготовка практических рекомендаций педагогам, родителям, подросткам по дальнейшей работе.

Непосредственное содержание психолого-педагогической работы составляет вышеназванная совокупность воспитательных мероприятий, эффективность воздействия которых обеспечивается их соответствием следующим требованиям:

- отражение в просветительских и консультативных мероприятиях для педагогов и родителей вопросов сущности и причин подростковой лжи, психологических особенностей подростков, основ индивидуального подхода к воспитанию подростков в семье и в образовательном учреждении и пр.;

- отражение в просветительских и консультативных мероприятиях для подростков вопросов психологических особенностей личности, способностей и склонностей, имиджа и самопрезентации, дружбы и пр.;

- целенаправленное развитие у подростков навыков самопознания, коммуникативных умений, способностей к эффективной самопрезентации и пр.;

- обеспечение возможности каждому учащемуся проявить в деятельности свои индивидуальные способности, попробовать себя в роли организатора при выполнении интересной, значимой для него коллективной деятельности общественно-полезного, творческого, спортивного, познавательного и т.д. характера.

Экспериментальная апробация разработанной технологии психолого-педагогической деятельности по преодолению лживого поведения подростков осуществлялась в течение 2014-2015 учебного года. Контингент испытуемых составили учащиеся 7-го класса (44 человека), их родители (другие члены семей) (44 человека), учителя (10 человек).

Для проведения констатирующего (диагностико-прогностический этап) и итогового (экспертно-оценочный этап) исследований были разработаны и применены:

1. Пакет диагностических материалов для родителей, включающий анкету и карту наблюдения за ребенком. Анкета состоит из десяти вопросов, первый из которых -демографический, остальные касаются частоты, форм, ситуаций, в которых дети демонстрируют лживое поведение. Перед анкетированием родителям предлагалось в течение месяца заполнять «Карту наблюдения за ребенком»; при заполнении карты рекомендовалось, в случае сомнений в истинности причин детской лжи указывать на неуверенность в собственном мнении;

2. Пакет диагностических материалов для педагогов, включающий анкету и карту наблюдения за группой детей. Анкета аналогична анкете для родителей, за исключением отсутствующего демографического вопроса и некоторого варьирования формулировок; это же касается и педагогической карты наблюдения за группой.

Перед проведением анкетирования осуществлялось ознакомление родителей (и, при необходимости, педагогов) с научным пониманием феномена лжи, отличием лжи от фантазирования, определениями и примерами разных форм лжи, ее ведущими мотивами, а также с психофизиологическими особенностями подросткового возраста.

3. Пакет диагностических материалов для подростков, включающий: анкету, состоящую из двенадцати вопросов (два - демографические, восемь - о причинах, частоте, типичных формах лжи), модифицированный тест Л.П. Николаевой «Детская ложь. Мотивы и причины» (позволяет определить выраженность каждого из шести основных мотивов лжи); тест - опросник «Честность» (А.Я. Психология (azps.ru), предназначен для выявления уровня честности, открытости испытуемых), тест «Атмосфера в группе» А.Я. Лутошкина (позволяет определить эмоциональное состояние членов группы, свидетельствующее о психологическом климате в ней).

Результаты проведенного констатирующего исследования позволили сформировать контрольную (КГ - 20 человек учащихся, 20 человек родителей (других членов семей), 10 учителей) и экспериментальную (ЭГ - 24 человека учащихся, 24 человека родителей (других членов семей), 10 учителей), достоверно не различающихся друг от друга по исследуемым показателям (Р>0,05). Анализ полученных данных позволил заключить, что частота лжи большинства подростков составляет 1 раз в 2-3 дня (КГ - 80%, ЭГ - 84%, Р>0,05). При этом ложь, направленная на разные объекты, детерминируется разными мотивами. Ложь родителям вызвана, прежде всего, стремлением оградить свои мысли и чувства от их внимания (КГ - 80%, ЭГ - 75%, Р>0,05), стремлением приобрести больше самостоятельности (КГ - 90%, ЭГ - 84%, Р>0,05), избежать запрета на общение с товарищами как наказания (КГ - 85%, ЭГ - 90%, Р>0,05); чуть менее важными выступают желания получить подарок и избежать поручений; практически не проявляются альтруистические мотивы защиты и доставления удовольствия. Ложь педагогам детерминируется, прежде всего, мотивами защиты товарищей (КГ - 80%, ЭГ - 70%, Р>0,05) и избегания стыда (КГ - 70%, ЭГ - 80%, Р>0,05); далее следуют мотивы избегания наказания (причем оповещение родителей о проступке/неуспеваемости воспринимается как наказание) (КГ - 60%, ЭГ - 60%, Р>0,05) и повышения своего статуса среди друзей (КГ - 70%, ЭГ - 70%, Р>0,05); альтруистические мотивы, связанные с защитой педагога или желанием доставить ему удовольствие, не выражены. Ложь сверстникам связана с наибольшим разнообразием мотивов. Лидируют мотивы приобретения внимания, одобрения, повышения своей популярности, статуса (КГ -70%, ЭГ - 71,4%, Р>0,05), страх отторжения (КГ - 75%, ЭГ - 75,6%, Р>0,05), стремление защитить от наказания (КГ - 80%, ЭГ - 79,8%, Р>0,05); чуть менее выражены мотивы приобретения превосходства и избегания стыда, а также мотивы, связанные с желанием увлечь и рассмешить, предупредить ссоры; завершают рейтинг мотивы получения подарка и защиты от огорчения. Нормальный уровень лживости продемонстрировали только 35% участников КГ и 33,4% членов ЭГ (Р>0,05). Благоприятной атмосферу в классе назвали всего 20% (КГ) и 21% (ЭГ) участников тестирования.

Содержание основного технологического этапа составил специально разработанный комплекс воспитательных мероприятий (таблица 1), организацией которых руководили социальный педагог и психолог школы, а за непосредственное проведение отвечал классный руководитель. В КГ воспитательная и социально-педагогическая работа осуществлялась согласно традиционному плану.

Таблица 1.

Перечень воспитательных мероприятий, направленных на преодоление лживого __ поведения подростков_

Форма мероприятия Контингент (объект-субъекты) Тематика (содержание, специфика) мероприятия

Лекция Педагоги 1. Сущность, проявления, причины детской лжи. 2. Психологические, социально-педагогические и физиологические особенности детей подросткового возраста. 3. Типичные потребности и интересы детей подросткового возраста. 4. Правила и ошибки воспитания подростков.

Родители

Педагоги 1. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию. 2. Организация коллективной деятельности учащихся. 3. Использование силы коллектива в воспитании подростка.

Родители 1. Задачи и проблемы семейного воспитания. 2. Стили семейного воспитания. 3. Взаимодействие семьи и школы.

Беседа Подростки 1. Ложь и ее последствия. 2. Что с нами происходит? (особенности подросткового возраста). 3. Дружба истинная и мнимая. 4. Имидж, самопрезентация, самовыражение. 5. В чем ценность каждого из нас.

Консультации (групповая, индивидуальная) Подростки 1. Способности, склонности, интересы. 2. Статус в группе (классе). 3. Способы самовыражения, повышения статуса. 4. Темперамент и характер.

Педагоги 1. Эффективные методы и приемы взаимодействия с классом / конкретным учеником. 2. Нормализация психологического микроклимата в ученическом коллективе. 3. Лидеры и аутсайдеры в классном коллективе.

Родители 1. Индивидуальные особенности (интересы, склонности, способности)ребенка. 2. Проблемы общения с ребенком. 3. Организация свободного времени ребенка.

Тренинг Подростки 1. Самопознание (диагностика и анализ типа темперамента, локуса контроля, общей направленности и пр.). 2. Общение (коммуникативные игры и упражнения). 3. Эмпатия (относительно сверстников, педагогов, родителей). 4. Рефлексия (поведения, чувств). 5. Самопрезентации. 6. «Час без вранья» 7. «Антипортрет»

Организация совместной деятельности Подростки (возможно, совместно с родителями и педагогами) 1. При организации деятельности подростков учитываются их индивидуальные интересы, в соответствии с которыми: - конкретному учащемуся отводятся лидерские позиции в организации, руководстве группой одноклассников; - создаются возможности каждому ученику проявить свои способности и таланты, в связи с этим программой внеурочной работы предусматриваются и спортивные, и интеллектуальные, и творческие, и общественные мероприятия. 2. Организация специальной (тематической) деятельности: а) общественно-полезной: подготовка и проведение бесед для младших школьников на тему лжи, дружбы, взаимопомощи и т.д.; б) творческой: - организация и проведение в классе праздников, тематически связанных с проблемой лживого поведения, например, «Бал барона Мюнхгаузена», интеллектуальный конкурс «Известные факты: правда или ложь»; - организация и проведение в классе творческого литературного конкурса «Расшифруй вранье» и пр.

По окончании экспериментальной работы было проведено итоговое исследование

показателей и частоты проявлений лживого поведения подростков по тем же методикам, которые использовались во входной диагностике. В экспериментальной группе были зафиксированы положительные изменения результатов по исследуемым показателям, в то время как в КГ результаты существенно не изменились.

Так, в ЭГ у родителей подростков снизилась озабоченность лживым поведением детей. Большинство из них (75,6%) отметили, что дети лгут не слишком часто, частота лжи составила: у 33,6% - в среднем, раз в 3 дня, у 42% - 1 раз в неделю. В КГ результаты, соответственно 70% - раз в 2-3 дня и лишь 15% - 1 раз в неделю (остальные - в среднем один раз в день). В КГ не изменился рейтинг мотивов подростковой лжи, тогда как в ЭГ существенно снизилась значимость такого мотива, как избегание на общение с товарищами (до 42%). Среди типичных ситуаций лжи в ЭГ остались только чувства и огорчения (что соотносится с доминированием мотива стремления к приватности). В КГ данный показатель не претерпел существенных изменений, так же, как и типичные формы лжи - в ЭГ из всех форм «остались популярными» только умолчание и недоговорки, к тому же в КГ повысилась частота использования такой формы лжи, как прямое отрицание (до 40%).

Педагоги также указали на снижение частоты лжи в ЭГ и отсутствие таковых изменений в КГ. Кроме того, учителя отметили, что в ЭГ значительно реже возникали ситуации, вызывающие лживое поведение подростков, а именно: содержащие угрозу их статусу в группе, хотя ситуации, вызывающие у детей переживания относительно собственной внешности, присутствовали (педагоги сочли это естественным для данной возрастной группы). Среди ведущих мотивов подростковой лжи в ЭГ они оставили избегания наказания - по данному мотиву, в их представлении, ЭГ и КГ существенно не различались. По остальным доминирующим мотивам в ЭГ педагоги зафиксировали существенное снижение показателей, чего не произошло в КГ. Не изменились в КГ и используемые формы лжи, тогда как в ЭГ осталась одна доминирующая - умолчание и недоговорки, а отрицание и самооговор практически не проявлялись.

В ЭГ изменилось и отношение подростков ко лжи (за исключением показателей полного самозапрета и абсолютного приветствования лживого поведения). Так, существенно уменьшилось количество респондентов ЭГ, допускающих альтруистическую ложь (до 29,4%) и ложь по необходимости (до 33,6%) - подростки отметили, что данным формам лжи можно найти альтернативу в поведении и деятельности. В качестве лжи безвредной они теперь рассматривали только шутку, как способ развеселить товарищей (42%). В КГ данные показатели практически не изменились.

Подростки ЭГ отметили, что за время эксперимента в их жизни намного сократилось количество ситуаций, вынуждающих их ко лжи (осталось только 29,4%). Это относится, прежде всего, к ситуациям угрозы запрета на общение с товарищами, неудобства и стыда перед товарищами (ложь родителям и педагогам) и угрозы их статусу в группе (ложь товарищам). Соответственно и снизилась выраженность аналогичных мотивов лжи: ложь родителям во избежание запрета на общение со сверстниками (до 42%), ложь педагогам во избежание стыда, неудобной ситуации перед товарищами (до 42%), ложь сверстникам во избежание отторжения (до 33,6%) и для повышения статуса (до 42%). Подобных позитивных изменений в КГ не произошло.

Анализ результатов тестирования подростков с помощью тест-опросника «Честность» также позволил констатировать произошедшие позитивные изменения в ЭГ и отсутствие таковых в КГ. Так, в ЭГ нормальный результат показали 63% подростков, причем в среднем 19 - 21 балл, что приближается к верхней границе нормы. Несмотря на то, что по количеству респондентов, отнесенных к другим уровням лживости, ЭГ и КГ статистически значимо не различались (Р>0,05), однако ЭГ положительно отличалась от КГ по количеству баллов на среднем уровне: 8-11 баллов (приближается к нормальному). Результаты тестирования по методике А.Я.Лутошкина «Атмосфера в группе» показали, что в ЭГ к концу эксперимента показатели психологического микроклимата стали значительно превосходить аналогичные показатели КГ (КГ - 25%, ЭГ - 67%, Р<0,05).

Таким образом, анализ полученных результатов и сравнение их с исходными данными позволяют утверждать, что разработанная технология является эффективной. Ее реализация позволяет преодолеть некоторые проявления лживого поведения подростков, а также сформулировать общие рекомендации, соблюдение которых позволит предотвратить или снизить частоту проявлений лживого поведения подростков:

- родителями: давать детям больше самостоятельности; демонстрировать принятие их взрослости; проявлять деликатность; избегать прямых вопросов относительно общения со сверстниками; контролировать выбор художественной литературы для чтения, вовлекать в обсуждение прочитанного; всячески подчеркивать уважение к их занятиям, делам, увлечениям; избегать демонстрации тревоги, страхов за детей, не опекать излишне;

- педагогами: создавать больше возможностей для того, чтобы подростки могли проявить себя, свои способности в коллективной деятельности, причем на максимально самостоятельном уровне; не ставить в условия, когда они вынуждены характеризовать своих товарищей, их поступки; проводить в классе мероприятия на сплочение коллектива учащихся (классные часы, совместные походы и экскурсии, беседы и т.д.).

Примечания:

1. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Шти-нова [и др.]. М.: ВЛАДОС, 2001. 416 с.

2. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2004. 60 с.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 200 с.

4. Шевцов З.М. Основы социально-педагогической деятельности. URL: http://uchebnikionline.ru/pedagogika/osnovi_sotsialno-pedagogichnoyi_ diyalnosti-shevtsiv_zm/tehnologiyi_sotsialno-edagogichnoyi_diyalnosti.htm

5. Винтин И.А., Быкова Т.В. Возрастные особенности подростков и их отношение ко лжи. URL: http://www.rusnauka.com/14_NPRT_2011/Psihologia/8_86764.doc.htm

6. Дубровский Д.И. Обман: философско-психологический анализ. М.: РЭЙ, 1994. 78 с.

7. Ценев В. Классификация обманов. URL: http://psyberia.ru/mindterritory/class

8. Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 84-111.

9. Божович Л.И. Подростковый возраст. URL: http ://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/51.php

10. Выготский Л.С. О подростковом кризисе. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/50.php

11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.

12. Горчакова И.А. Ложь в подростковом возрасте. URL: http://www.dissercat.com/con-tent/osobennosti-prichiny-i-proyavleniya-sklonnosti-ko-lzhi-u-raznykh-kategorii-uchashchikhsya-sr#ixzz2lkC7HsHL

13. Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

14. Дёмкина Е.В., Паатова М.Э. Социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков в контексте личностно ориентированной парадигмы образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2014. Вып. 1 (132). С. 40-45.

References:

1. Social Pedagogy: a course of lectures / M.A. Galaguzova, Yu.N. Galaguzova, G.N. Shtinova [etc.]. M.: VLADOS, 2001. 416 pp.

2. Krasnova V.G. Pedagogical aspects of social work. Volgograd: Publishing house of Volgograd State University, 2004. 60 pp.

3. Mudrik A.V. Social Pedagogy: a manual for students of ped. higher schools / ed. by V.A. Slastenin. M.: Academia, 2000. 200 pp.

4. Shevtsov Z.M. Fundamentals of social and educational activities. URL: http://uchebnikionline.ru/ pedagogika/osnovi_sotsialno-pedagogichnoyi_ diyalnosti-shevtsiv_zm / tehnologiyi_sotsialno-edagogichnoyi_diyalnosti.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Vintin I.A., Bykova T.V. Age features of teenagers and their attitude to lies. URL: http://www.rusnauka.com/14_NPRT_2011/Psihologia/8_86764.doc.htm

6. Dubrovsky D.I. Lies: philosophical and psychological analysis. M.: RAY, 1994. 78 pp.

7. Tsenev V. Classification of lies. URL: http://psyberia.ru/mindterritory/class

8. Labunskaya V.A. Nonverbal behavior: structure and functions // Social psychology: a reader / comp. by E.P. Belinskaya, O.A. Tikhomandritskaya. M.: Aspect Press, 2000, P. 84-111.

9. Bozhovich L.I. Adolescence. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/51.php

10. Vygotsky L.S. On teenage crisis. URL: http: //www.gumer. info/bibliotek_Buks/Pedagog/hre stomatia/ 50.php

11. Obukhova L.F. Age psychology: a manual. M.: Russian Pedagogical Society, 2000. 448 pp.

12. Gorchakova I.A. Lies in adolescence. URL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-prichiny-i-proyavleniya-sklonnosti-ko-lzhi-u-raznykh-kategorii-uchashchikhsya-sr#ixzz2lkC7HsHL

13. Ekman P. Telling lies. SPb.: Piter, 2001. 272 pp.

14. Demkina E.V., Paatova M.E. Socio-pedagogical rehabilitation of deviant teenagers in the context of personality-focused paradigm of education // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.3, Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2014. Issue 1 (132). P. 40-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.