Научная статья на тему 'Коррекция подростковой лжи в деятельности социального педагога'

Коррекция подростковой лжи в деятельности социального педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1833
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / ПОДРОСТКОВАЯ ЛОЖЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / TEENAGER'S LIE / THE SOCIAL TEACHER'S ACTIVITY / SOCIAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хатит Фатима Рамазановна, Шебанец Елена Юрьевна, Сельмидис Любовь Филипповна

В данной статье идет речь о коррекции подростковой лжи в деятельности социального педагога, рассматривается проблема лжи в подростковом возрасте о разработанной технологии социально-педагогической диагностики подростковой лжи, предназначенная для использования как в групповом, так и в индивидуальном режимах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хатит Фатима Рамазановна, Шебанец Елена Юрьевна, Сельмидис Любовь Филипповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF TEENAGER'S LIE IN THE SOCIAL TEACHER'S ACTIVITY

The present paper discusses the correction of teenager's lie in the social teacher's activity, the lie problem at teenager's age, and the developed technology of social and pedagogical diagnostics of teenager's lie intended for use both in the group and individual modes.

Текст научной работы на тему «Коррекция подростковой лжи в деятельности социального педагога»

УДК 159.922.76 ББК 88.836 X 25

Ф.Р. Хатит

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

E.Ю. Шебанец

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

Л.Ф. Сельмидис

Старший преподаватель кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

КОРРЕКЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ лжи В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

( Рецензирована )

Аннотация. В данной статье идет речь о коррекции подростковой лжи в деятельности социального педагога, рассматривается проблема лжи в подростковом возрасте о разработанной технологии социально-педагогической диагностики подростковой лжи, предназначенная для использования как в групповом, так и в индивидуальном режимах.

Ключевые слова: коррекция, подростковая ложь, деятельность социального педагога, девиантное поведение, социализация, ресоциализация, социально-педагогические технологии.

F.R. Khatit

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

E.Yu. Shebanets

Candidate of Psychology, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University;E-mail: [email protected]

L.F. Selmidis

Senior Lecturer of Pedagogy and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: selmidis55@ mail.ru

CORRECTION OF TEENAGER'S LIE IN THE SOCIAL

TEACHER'S ACTIVITY

Abstract. The present paper discusses the correction of teenager's lie in the social teacher's activity, the lie problem at teenager's age, and the developed technology of social and pedagogical diagnostics of teenager's lie intended for use both in the group and individual modes.

Keywords: correction, teenager's lie, the social teacher's activity, deviant behavior, socialization, resocialization, social and pedagogical technologies.

Работа социального педагога направлена на решение задач изучения состояний, проблем, возможностей ребенка, его отношений в семье и в школе, со сверстниками, с группой и т.д.; оказания педагогической помощи и поддержки ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию; осуществления коррекционно-педагогической деятельности; исследования проблем социального воспитания в целом и др. (М.А. Галагузо-ва, В.Г. Краснова, A.B. Мудрик, З.М. Шевцов и др.). Особо важной является эффективная организация психолого-педагогической деятельности, ориентированной на детей подросткового возраста. Подростковый возраст признается педагогами и психологами как самый трудный, сложный из всех детских возрастов, о чем свидетельствует, в частности, повышение количества учащихся с девиантным поведением. «Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида» [1: 89]. В названный перечень проявлений девиантного поведения можно включить и подростковую лживость. В связи с вышесказанным, целью нашего исследования стала разработка технологии социально-педагогической диагностики подростковой лжи и разработка на основе результатов ее применения практических рекомендаций родителям и педагогам по коррекции поведения школьников.

В процессе исследования была изучена научная литература, отражающая задачи и функции

социальной педагогики, содержание и методы диагностической деятельности социального педагога, сущность и характеристики социально-педагогических, в том числе диагностических технологий; связанная с психологическим, философским и социологическим пониманием феномена лжи, ее мотивов, видов и форм подростковой лжи; описывающая психологические особенности детей подросткового возраста. На основе теоретического анализа была разработана технология социально-педагогической диагностики подростковой лжи, предназначенная для использования как в групповом, так и в индивидуальном режимах. Кроме того, было проведено эмпирическое исследование, направленное на апробацию разработанной технологии, и сформулированы практические рекомендации. Анализ полученных результатов позволил констатировать следующее.

Социальная педагогика представляет собой науку и практику, предметом которых является познание, регулирование и реализация процесса социализации (либо ресоциализации) личности образовательно-воспитательными средствами. Результатом этой деятельности становится приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Ведущей целью при этом выступает помощь ребенку в ориентации в сложных условиях жизнедеятельности, его поддержка и защита, реабилитация [2].

Достижение цели социальной педагогики осуществляется через реализацию ряда функций, а именно:

- изучение состояний ребенка, его отношений в семье, в школе - с педагогами и сверстниками, с группой и т.д.;

- оказание помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию;

- изучение и анализ характеристик социального воспитания в тех социальных сферах, которые окружают ребенка и воздействуют на него;

- ориентация деятельности ребенка на самообразование и самовоспитание, развитие ответственности за свои поступки;

- анализ, обобщение, распространение передового социально-педагогического опыта;

- координация деятельности всех специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников и др.), решающих проблемы ребенка;

- исследование проблем социального воспитания в целом [2-5 и др.].

Потребность в социально-педагогической деятельности возникает в том случае, когда у отдельного человека или группы возникают проблемы во взаимоотношениях со средой, то есть объектом социальной педагогики выступают дети, у которых тем или иным образом нарушен процесс социализации [2].

Важнейшим содержательно-процессуальным компонентом, началом любой социально-педагогической деятельности является социально-педагогическая диагностика. Социально-педагогическая диагностика представляет собой исследовательскую деятельность, специально организованный процесс, ориентированный на получение информации о влиянии на личность (группу) различных факторов. Ее цель - выявление причин отклонений в индивидуально-психологическихкачествах личности, характеристиках группы, социально-педагогической запущенности или неблагополучия. Дальнейшее развитие результаты социально-педагогической диагностики находят в подготовке диагноза и проектировании социально-педагогической деятельности (помощи, поддержки, коррекции, реабилитации и т.д.) [5; 6 и др.].

Именно от верного понимания и формулирования проблемы (постановки диагноза) в определяющей мере зависит решение проблемы, предоставление необходимой помощи [7]. Типичными объектами социально-педагогической диагностики являются:

- развитие личности ребенка в социуме;

- особенности влияния среды на социализацию ребенка;

- положительные и негативные возможности среды в контексте социализации ребенка;

- сильные и слабые стороны ребенка как факторы, содействующие либо препятствующие его эффективной социализации и др. [7 и др.].

Комплексным инструментом работы социального педагога выступает социально-педагогическая технология - научно обоснованный и подтвержденный практическим опытом путь достижения поставленной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Для решения диагностических задач предназначены диагностические социально-педагогические технологии, ориентированные на сбор информации о клиенте, социальной среде, изучение особенностей личности клиента, постановки диагноза (В.Г. Краснова, З.М. Шевцов и др.). На основе результатов, полученных посредством применения диагностических технологий, осуществляется дальнейшая коррекция или реабилитация ребенка, разрабатываются и реализуются программы социально-педагогической помощи и поддержки.

Одной из характеристик личности, нуждающихся в коррекции, является ложь. Ложью обычно называют умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности. Она в той или иной мере присуща представителям почти всех слоев общества, независимо от социального положения и статуса (Т.В. Быкова, И.А. Винтин,

Д.И. Дубровский, В. Ценев и др.). Однако ложь, по-видимому, не является имманентным свойством человека, поскольку ребенок на начальных этапах развития не умеет лгать. Постепенно, по мере развития интеллекта, воображения, восприятия, эмоциональной, мотивацион-ной сфер и т.д., а также в процессе усвоения социального опыта у детей развивается и способность лгать, а также появляются субъективные причины и оправдания собственного обмана. В.А. Лабутанская отмечает, что появившаяся в раннем детстве порочная черта личности сначала не проявляется без особой необходимости, но постепенно индивид привыкает применять ее в экстренных случаях. Чтобы у ребенка не сформировалась склонность и не закрепилась привычка к лживому поведению, необходима целенаправленная воспитательная работа. Ее эффективность во многом зависит от того, какие внутренние причины породили детскую ложь, каковы ее истинные причины. То есть начало коррекционной или воспитательной работы должно быть связано с изучением мотивов детской лжи, которые различны в разном возрасте и обусловлены особенностями развития сознания ребенка.

Комплексным инструмен-

том деятельности социального педагога выступает социально-педагогическая технология - в общем виде научно обоснованный и подтвержденный практическим опытом путь достижения поставленной социально-педагогической цели. В общем виде под технологией принято понимать совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве, с описанием последовательности действий (то есть алгоритмизированная система методов и приемов выполнения деятельности). З.М. Шевцов, ссылаясь на содержание малого энциклопедического словаря социального педагога, определяет социально-

педагогическую технологию следующим образом: «Технология социально-педагогической деятельности - это практическая деятельность социального педагога, для которой характерна рациональная последовательность использования различных методов и средств с целью достижения эффективных результатов» [7]. Таким образом, социально-педагогическая технология описывает использование (с соблюдением определенной последовательности) системы методов и приемов, соответствующих конкретной цели социально-педагогической работы и способствующих ее достижению.

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций), названный В.Г. Красновой структурой социально-педагогической технологии. Алгоритм или структура общих и частных технологий несколько различаются. В.Г. Краснова [2], в частности, выделяет следующие пять этапов в структуре общей технологии:

1. Диагностико-прогностический - начальный этап получения информации, включающий диагностику объекта, систематизацию информации, ее анализ, определение социально-педагогических проблем, построение прогноза вероятного развития.

2. Этап выбора (разработки) оптимальной последовательности действий: определение цели работы с клиентом; выбор одной из имеющихся технологий с учетом ситуации, индивидуальности клиента, его проблем, возможностей специалистов; разработка собственной технологии.

3. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии: выявление математических, технических, организационных и методических аспектов предстоящей деятельности.

4. Основной этап - реализация запланированных действий.

5. Экспертно-оценочный этап -оценка, интерпретация, анализ результатов реализации технологии.

Разработанная технология социально-педагогической диагностики подростковой лжи является: по типу - частной (диагностической), по назначению - направленного целевого назначения, по объекту - возрастной, индивидуально -групповой, место ее применения - образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа), характер решаемых проблем - социальное прогнозирование и социальное моделирование, способ реализации определен по ведущей группе методов - диагностические социально-психологические методы. В процессуальном аспекте технология включает следующие этапы:

1. Формулировка проблемы, на решение которой направлена технология, и цели ее применения:

а) Индивидуальная - повышение уровня лживости у ученика(цы) шестого класса общеобразовательной школы.

б) Групповая - повышение уровня лживости у подростков - учащихся шестого класса общеобразовательной школы.

Цель применения технологии:

а) Индивидуальная - оценить частоту и уровень склонности ко лжи ученика(цы); определить ведущие мотивы и ситуации лжи, характерные для ученика(цы); выявить личностные, семейные и групповые факторы, обусловливающие лживое поведение ученика(цы).

б) Групповая - оценить частоту и уровень склонности ко лжи подростков; определить ведущие мотивы и ситуации лжи, характерные для обследуемого контингента школьников; выявить личностные, семейные и групповые факторы, обусловливающие лживое поведение подростков.

2. Сбор первичной информации:

а) об ученике (це):

- имя, адрес, время и место рождения; состав семьи, близкие

родственники, характер внутрисемейных отношений, социальный, профессиональный, культурно-образовательный статус членов семьи, где и кем воспитывался ученик (ца) начиная с рождения; отношения вне семьи;

- предшествующее развитие ученика(цы) - развитие до трех лет (особенности развития моторики, языка, навыков самостоятельности, настойчивости, трудности в поведении), развитие в дошкольном возрасте (любимые занятия, домашние обязанности, особенности общения с детьми, взаимоотношения с членами семьи, конфликты, особенности характера, проведение досуга), развитие в младшем школьном возрасте (адаптация к школьной жизни, успешность учебы, отношения в педагогами и одноклассниками, участие в общественной жизни, обязанности в школе и дома, особенности проведения досуга);

- состояние ученика(цы) в настоящее время - наличие травм, операций, хронических заболеваний, диспансеризация;

- общечеловеческие потребности как члена определенной группы населения (школьник (ца), друг (подруга), сын (дочь), брат (сестра) и др.): факторы и установки в классе; статус в классе; стиль жизни в классе и т.д.; семейный статус, семейные обязанности и пр.;

- суть социально-педагогической помощи - ожидаемый результат социально-психологической диагностики (выяснение причин и факторов повышения лживости у ученика(цы)), возможные препятствия в диагностике (например, закрытость, неискренность ученика (ца), других респондентов), факторы успешности решения проблемы (искренность, ответственность респондентов и пр.), факторы, влияющие на мотивацию клиента (интересы, мотивы, ценностные ориентации и пр.).

б) о группе (классе) - к индивидуальным сведениям о каждом

члене ученического коллектива (см. п. (а)) собирается информация о социометрических характеристиках группы, групповой сплоченности, психологического климата в классе.

3. Выдвижение гипотезы. Особенности развития подростков, а также первичные сведения о группе позволяют предположить, что ложь у обследуемого контингента детерминируется: особенностями социальной ситуации развития, а именно: стремлением быть или казаться взрослым, хотя бы через владение атрибутами взрослой жизни, а также стремлением обособиться, оградить свой внутренний мир от взрослых; ключевым значением ведущей деятельности - общения со сверстниками - в жизни подростка, стремлением иметь товарищей и друзей; зависимостью самооценки подростка от отношения к нему сверстников. В качестве дополнительных факторов могут выступать: личностные - природная степень честности (правдивости), особенности ценностных ориента-ций и направленности личности подростков, уровень общительности (коммуникативные способности и умения) и эмпатии; групповые - психологическая атмосфера в ученическом коллективе, степень групповой сплоченности.

Методы социально-педагогической диагностики: анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, социометрия.

Диагностируемый контингент: учащиеся (учащийся), педагоги, родители.

4. Проверка гипотезы: сбор дополнительной информации посредством применения выбранных методов (проведение анкетирования, тестирования, наблюдения, бесед, социометрии); обработка полученных результатов с применении методов математической статистики; анализ результатов.

5. Интерпретация полученных, обработанных и проанализиро-

ванных результатов социально-педагогической диагностики; формулировка выводов. В случае неполноты полученных сведений и / или не достаточной ясности результатов - повторение процедуры диагностики и использованием дополнительных (уточняющих, конкретизирующих) диагностических методик.

6. Составление прогноза решения проблемы снижения частоты проявлений лживого поведения у подростков (подростка), социально-педагогические и семейные условия решения проблемы.

7. Разработка практических рекомендаций по дальнейшей работе над проблемой подростковой лжи: педагогам, родителям, коллективу учащихся (учащемуся).

Методическая (содержательная) часть технологии включает следующее.

Разработанный пакет диагностических материалов для родителей, включающий анкету, карту наблюдения за ребенком и приложение. Анкета состоит из десяти вопросов, первый из которых - демографический, остальные касаются частоты, форм, ситуаций, в которых дети демонстрируют лживое поведение. Перед анкетированием родителям предлагается в течение двух месяцев заполнять «Карту наблюдения за ребенком»; при заполнении карты рекомендуется, в случае сомнений в истинности причин детской лжи, указывать на неуверенность в собственном мнении. В приложении приведена характеристика мотивов и форм лжи, а также примеры описания ситуаций детской лжи.

Кроме того, в пакет диагностических материалов для родителей включен тест - опросник родительского отношения А. Я. Варга, В.В. Стоина. Он предназначен для определения типа родительского отношения к ребенку и включает шестьдесят один вопрос, ответы на которые позволяют оценить отношение по пяти шкалам: принятие-

отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.

Разработанный пакет диагностических материалов для педагогов, включающий анкету, карту наблюдения за группой детей и приложение. Анкета аналогична анкете для родителей, за исключением отсутствующего демографического вопроса и некоторого варьирования формулировок. Это же касается и педагогической карты наблюдения за группой.

Разработанный пакет диагностических материалов для подростков, включающий:

- анкету - состоит из двенадцати вопросов, два из которых - демографические, восемь - направлены на получение сведений о причинах, частоте, типичных формах лжи; при составлении анкеты большинство вопросов формулировались либо как гипотетические, либо как косвенные - с целью повышения искренности респондентов; анкетирование проводится индивидуально или с группой и является анонимным;

- тест Л.П. Николаевой «Детская ложь. Мотивы и причины» (модифицирован): позволяет определить выраженность каждого из шести мотивов лжи (ложь во избежание наказания, ложь с целью защиты товарищей, ложь во избежание унижения и стыда, ложь с целью повышения своего социального статуса, желание не создавать неловкой ситуации, «оправданная» ложь); каждому мотиву поставлены в соответствие по две гипотетических ситуации, описанных П. Экманом и А. Гармаевым; респондентам предлагается, ознакомившись с описанными ситуациями, выбрать для каждой из них один из двух предложенных вариантов поведения; сделанный выбор (при сопоставлении его с ключом) позволяет определить, во-первых, лживость/ правдивость поведения в определенных условиях, во-вторых, причину (тип мотива) лживого поведения;

- тест-опросник «Честность» (А.Я. Психология (azps.ru)) предназначен для выявления уровня честности, открытости испытуемого возрастной категории - 13+; представляет собой список из тридцати четырех утверждений, относительно которых испытуемым предлагается выразить согласие («да») либо несогласие («нет»); в зависимости от количества ответов «да» и «нет», соответствующих ключу, определяется уровень честности респондента;

- тест «Ориентационная анкета» Б. Басса, предназначенная для определения личностной направленности на себя (Я), на дело (Д) или на общение (О); включает двадцать семь вопросов, на каждый из которых необходимо выбрать один вариант ответа из трех предложенных; при этом каждый из предложенных вариантов ответа соответствует конкретному типу направленности. Набранные баллы суммируются отдельно по каждому типу направленности в соответствии с ключом; определяется ведущий тип направленности личности;

- тест «Ценностные ориентации» М. Рокича, позволяющий выстроить иерархии типичных для личности терминальных и инструментальных ценностей посредством ранжирования двух групп ценностей, отраженных в стимульном материале (по 18 пунктов в каждой группе);

- тест «Карта интересов» А. Карелина, опросник которого включает 144 вопроса, касающиеся предпочтительных для респондентов видов деятельности; сверка ответов с ключом позволяет определить, к какой области науки и практики имеет наибольшие склонности респондент (физика, математика, искусство, общественная работа, педагогика и др. - всего 24 наименования);

- тест «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора, заключающийся в необходимости ответить на пять вопросов, выбрать при этом один из предложенных

вариантов ответа (четырех или шести - в зависимости от вопроса); каждый сделанный выбор кодируется затем в баллах (в соответствии с ключом), подсчитывается сумма баллов (от 5 до 19), которая и составляет искомый индекс;

- тест «Атмосфера в группе» А.Я. Лутошкина, в соответствии с которым испытуемым предлагается выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в коллективе; в зависимости от выбранного цвета (значения цветов представлены в ключе) определяется эмоциональное состояние членов группы, свидетельствующее о психологическом климате в ней;

- тест «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И.М. Юсупова, применение которого позволяет посредством сравнения с ключом ответов на тридцать шесть вопросов определить особенности и уровень эмпатии (сопереживания) испытуемых: 82-90 баллов - очень высокий, 63-81 балл - высокий, 37-62 балла - нормальный, 12-36 баллов - низкий, менее 11 баллов - очень низкий;

- методику социометрии, позволяющую определить характер межличностных отношений в группе; методика предполагает заполнение каждым членом группы социометрических карточек, в которых испытуемые должны сделать положительный и отрицательный выбор из остальных представителей коллектива в заданных условиях (приглашение на вечеринку, совместный поход, определение руководителя и т.п.); затем испытующий составляет социоматрицу группы, в которой отражаются все сделанные выборы, определяя, таким образом, лидеров и аутсайдеров по заданному критерию.

Выводы делаются на основе сопоставительного анализа результатов всех видов диагностики всех трех групп респондентов. В связи с этим при проведении социально-педагогической диагностики группы

подростков учитываются результаты анкетирования /тестирования/ наблюдения не всех детей класса, а только тех, чьи родители участвовали в обследовании.

Практическая апробация разработанной технологии осуществлялась на базе средней общеобразовательной школы № 17 г. Майкопа; контингент респондентов составили обучающиеся шестого (16 человек) класса, родители (16 человек), педагоги (5 человек). Обработка и анализ результатов позволили сделать выводы относительно факторов и мотивов подростковой лжи.

В подростковом возрасте ложь, направленная на разные объекты, детерминируется разными мотивами. Ложь родителям вызвана, прежде всего, стремлением оградить свои мысли и чувства от их внимания, стремлением приобрести больше самостоятельности, избежать запрета на общение с товарищами как наказания; чуть менее важными выступают желания получить подарок и избежать поручений; практически не проявляются альтруистические мотивы защиты и доставления удовольствия. Ложь педагогам детерминируется, прежде всего, мотивами защиты товарищей и избегания стыда; далее следуют мотивы избегания наказания (причем оповещение родителей о проступке/неуспеваемости воспринимается как наказание) и повышения своего статуса среди друзей; альтруистические мотивы, связанные с защитой педагога или желанием доставить ему удовольствие не выражены. Ложь сверстникам связана с наибольшим разнообразием мотивов. Лидируют мотивы приобретения внимания, одобрения, повышения своей популярности (статуса), страх отторжения, стремление защитить от наказания; чуть менее выражены мотивы приобретения превосходства и избегания стыда, а также мотивы, связанные с желанием увлечь и рассмешить, предупредить ссоры; завершают рейтинг

мотивы получения подарка и защиты от огорчения. [8: 103-104].

Ложь у подростков наиболее активно проявляется в ситуациях, угрожающих их общению со сверстниками, их статусу, положению среди товарищей, а также в случаях, когда появляется возможность закрепить или повысить свою позицию в кругу друзей. Наряду с мотивами в зависимости от объектов варьируются и формы подростковой лжи. Так, при лживом поведении с родителями типичными формами являются умолчание и недоговорка, блеф. При лживом поведении со сверстниками типичными формами лжи подростков выступают преувеличение, приукрашивание, блеф, умолчание. Формами лжи педагогам выступают умолчание, самооговор, отрицание.

Снижение частоты проявлений лживого поведения подростков возможно при условии соблюдения следующих рекомендаций:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- родителями: давать детям больше самостоятельности; демонстрировать принятие их взрослости; проявлять деликатность; избегать прямых вопросов относительно общения со сверстниками; контролировать выбор художественной литературы для чтения, вовлекать в обсуждение прочитанного; всячески подчеркивать уважение к их занятиям, делам, увлечениям; избегать демонстрации тревоги, страхов за детей, не опекать излишне;

- педагогами: создавать больше возможностей для того, чтобы подростки могли проявить себя, свои способности в коллективной деятельности, причем на максимально самостоятельном уровне; не ставить в условия, когда они вынуждены характеризовать своих товарищей, их поступки; проводить в классе мероприятия на сплочение коллектива учащихся (классные часы, совместные походы и экскурсии, беседы и т.д.).

Примечания:

1. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузо-ва, Г.Н. Штинова [и др.]. М.: ВЛАДОС, 2001. 416 с.

2. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. 60 с.

3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001. 160 с.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред.

B.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 200 с.

5. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. М., 2001.

6. Завадская JI.M. Технологии профессиональной деятельности социального педагога: учеб. пособие. М.: Слово, 2008. 240 с.

7. Шевцов З.М. Основы социально-педагогической деятельности URL: http://uchebnikionline.ru/pedagogika/osnovi_sotsialno-pedagogichnoyi_diyalnosti-shevtsivzm/tehnologiyisotsialno-pedagogichnoyidiyalnosti.htm

8. Хатит Ф.Р., Хазова О.Н. Деятельность социального педагога: технология диагностики подростковой лжи // Наука и образование в XXI веке: теория, практика, инновации: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 2 июня 2014 г.: в 4 ч. М.: АР-Консалт, 2014. Ч. IV.

C. 103-105.

References:

1. Social Pedagogy: lectures / М.А. Galaguzova, Yu.N. Galaguzova, G.N. Shti-nova [et al.]. M.: VLADOS, 2001. 416 pp.

2. Krasnova V.G. Pedagogical aspects of social work. Volgograd: Publishing House of Volgogr. State University, 2004. 60 pp.

3. Vasilkova Yu.V. Methodology and experience of the social teacher. M., 2001. 160 pp.

4. Mudrik A.V. Social Pedagogy: a textbook for students of ped. higher schools / ed. by V.A. Slastenin. M.: Academia, 2000. 200 pp.

5. Sheptenko P.A., Voronina G.A. Methodology and technology of a social teacher. M., 2001.

6. Zavadskaya L.M. Technology of professional activity of a social teacher: a manual. M.: Slovo, 2008. 240 pp.

7. Shevtsov Z.M. Fundamentals of social and educational activities URL: http://uchebnikionline.ru/pedagogika/osnovi_sotsialno-pedagogichnoyi_diyalnosti-shevtsivzm/tehnologiyisotsialno-pedagogichnoyidiyalnosti.htm

8. Khatit F.R., Khazova O.N. Activity of the social teacher: diagnostic technology of teenager's lie // Science and education in the 21 century: theory, practice, innovation: coll. of scientific works based on the materials of International scient. and pract. conf., June 2, 2014: in 4 parts. M.: AR-Consult, 2014. Part IV. P. 103-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.