Е.А. Борисенко
БИТЬ, ИЛИ НЕ БИТЬ? ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ
В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
БОРИСЕНКО Елена Алексеевна - студентка социологического факультета Российского государственного университета. E-mail: [email protected]
В данной публикации, на основе исследований, проведённых одним из авторов в г. Москве в 2008-2009 годы, рассматриваются дисциплинарные родительские практики в неполных семьях. В качестве ключевых характеристик семьи и детско-родительских отношений были использованы такие понятия, как «родительский стиль» и «родительские практики». Предполагалось, что основным отличием дисциплинарных практик в неполной семье (по сравнению с полной) будет отсутствие или малое применение физических наказаний. Полученные данные свидетельствуют, что девиация количественных параметров семьи неоднозначно связана с качеством детско-родительских отношений: материальные и социально-психологические трудности, которые испытывает на себе одинокая мать, отражаются на внутренних отношениях в семье, на родительском стиле. Формируется следующее представление о детско-родительских отношениях в неполной семье - степень доверия, близости ребёнка с матерью определяет его характер, поведение и дисциплинарные практики, которые она к нему применяет. Доминирующим родительским стилем в неполных семьях оказался авторитетный.
Ключевые слова; дисциплинарные практики - дисциплинарные стратегии - родительские практики - родительские стили - неполная семья - социализация - наказание - поощрение
В свое время один из американских исследователей семьи, придя в магазин детских игрушек, обнаружил плакат, на котором была описана шутливая эволюция педагогических взглядов на воспитание детей20:
Таблица 1
191G г. Шлепай их!
192G г. Лишай их чего-нибудь!
193G г. Не обращай на них внимания!
194G г. Убеждай их!
195G г. Люби их!
196G г. Шлепай их, но с любовью!
197G г. Бог с ними!
При всей шутливости воспитательных лозунгов и условности хронологии не подлежит сомнению интерес ученых и массового сознания (не только американцев) к воспитательным практикам.
Современные американские исследователи различают «родительский стиль» (parenting style) и «родительские практики» (parenting practices)21. Родительский стиль характеризуется прежде всего создаваемым родителями в семье эмоциональным климатом. Выделяются следующие его варианты:
1. Авторитетный (authoritative) — превалирование теплоты в отношениях с детьми и одновременно контроля над их поведением, быстрое реагирование на проступки, высокая требовательность.
2. Авторитарный (authoritarian) — сильный контроль над поведением при низкой степени теплоты, медленное реагирование на проступки.
3. Потакающий (indulgent) — быстрое реагирование на проступки, но слабая требовательность, отсутствие строгих правил поведения.
4. Отвергающий/безразличный (rejecting/indifferent) — медленное (или отсутствие) реагирование и слабая требовательность.
20 Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 510с.
21 Fletcher A. C., Walls J. K., Cook E. C., Madison K. J., Bridges T. H. Parenting Style as a Moderator of Associations Between Maternal Disciplinary Strategies and Child Well-Being // Journal of Family Issues. - 2008. Vol. 29. — No 12. - P. 1724-1744.
Психологи зафиксировали, что при авторитетном стиле, характеризующемся теплым отношением и одновременным контролем над поведением, у детей до пяти лет связь между использованием жёстких методов наказания и плохим поведением ниже, чем при остальных родительских стилях.
Для обеспечения успешной первичной социализации в семье родители сталкиваются с необходимостью либо корректировать неприемлемое поведение ребенка, либо поощрять социально желательное, иными словами, используют наказания и поощрения.
Выделяются две проблемные дисциплинарные стратегии, под которыми понимается разновидность практик, когда родители систематически и сознательно применяют меры дисциплинарного воздействия на ребенка. Это:
1) дисциплина с применением силы (power-assertive discipline) -физическое наказание, лишение чего-либо, прямые приказы и 2) родительская непоследовательность (parental inconsistency). Обе стратегии приводят к нежелательным последствиям в поведении детей: в первом случае ребёнок сначала боится наказания, но потом проявляет агрессию к внешнему миру, во втором — у него формируется неуступчивость, и его поведение становится асоциальным.
Особую актуальность система наказаний и поощрений приобретает в неполных семьях (как правило, без отца). Специфику воспитания в такой семье во многом определяет отсутствие полового диморфизма и разделения ролей «отец» и «мать». Кроме того, нередко роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца играет достаточно жесткая и принципиальная мать или же дедушка22.
В массовых опросах, проведенных российским Фондом общественного мнения (ФОМ)23 зафиксированы следующие основные тренды изменения системы детско-родительских отношений:
• детей стали наказывать (или признаваться в этом) меньше;
22 Захаров А. И. «Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез». http://www.solarys-info.ru/articles/article.aspx?id=4887
23 Объект исследований — россияне в возрасте 18 лет и старше. Объем выборки в каждом опросе — 1500 человек. Все опросы проводились с апреля 2004 г. по май 2008 г. В качестве метода использовалось интервью респондента по месту жительства. Статистическая погрешность не превышала 3,6%.
• те респонденты, которых наказывали в детстве, более склонны к применению физического наказания к детям;
• у более молодых респондентов в семьях доминировал эгалитарный стиль детско-родительских отношений, их больше хвалили, чем наказывали;
• наблюдается сдвиг в сторону большего применения поощрения. Особенно это характерно для материнской стратегии воспитания. Отцовская же стратегия остаётся прежней - основанной на маскулинности, наказании и ожидании беспрекословного следования правилам.
Наши исследования 2008-2009 гг. носили целевой нерепрезентативный характер: проведено 20 глубинных интервью с 10 юношами и 10 девушками - студентами московских вузов в возрасте от 17 до 23 лет, проживающими в Москве и воспитывавшимися одной матерью. В опросе 2009 г. использовался инструментарий М.А. Страуса, задействованный в Международном родительском исследовании (International Parenting study)24.
Только в одном случае у матери было среднее образование, в остальных — высшее.
В большинстве семей мать никогда не была в браке, в некоторых — она осталась одна из-за развода или смерти мужа.
В детстве часть респондентов жили в расширенной семье. Все они включали в понятие «семья» бабушек, дедушек и даже тётю, хотя у четверых опрошенных бабушки и дедушки жили отдельно и приезжали, чтобы помочь по хозяйству.
Большинство респондентов отметили, что именно бабушки и дедушки следили за их воспитанием и дисциплиной.
Почти все респонденты признали, что мать зарабатывала достаточно, а по словам одной из опрошенных девушек, живущей с мамой, бабушкой, дедушкой и тётей, «поскольку семья большая и не только мама зарабатывает, то, в принципе, всего хватает».
Некоторые респонденты подчеркивали, что жившая и воспитывавшая их бабушка заменяла им мать: «бабушка была “будни”, а мама была “праздник”, “выходные”», «вообще большую роль в воспитании играла бабушка».
24 Straus M.A. International Parenting study. http://pubpages.unh.edu/~mas2/IPS.htm
175
Рассмотрим, какие родительские стили использовались в детстве у наших респондентов. При этом, в отличие от американских учёных, анализирующих в основном отношение матери к ребёнку, мы включим в свой анализ и отношения с прародителями, которые принимали активное участие в воспитании детей.
Приведём наиболее характерные высказывания, приписываемые нами определенному родительскому стилю.
Авторитетный стиль:
• «Бабушка меня постоянно «курировала» и опекала»; «любой мой косяк бабушка отслеживала, и санкции применяла она» (девушка, 21 год);
• «Какие-то трудности, я, естественно, обсуждал с мамой»; «...«кнута» особо не было, мне как-то грамотно, правильно объясняли, что хорошо, а что плохо» (юноша, 20 лет);
• «Мама достаточно строго меня воспитывала, но в рамках дозволенного. Мне кажется, это было правильно... Бабушка тоже всегда была жёсткая». (юноша, 19 лет).
Авторитарный стиль:
• «“кнута" было больше. Было больше ограничений, больше излишнего, на мой взгляд, контроля, а если на меня хотели надавить, я всегда всё делал наоборот...»; «...беда в том, что они не осознали, что наносят урон моей психике» (юноша, 23 года);
• «В силу жизненных обстоятельств мать старается контролировать, отслеживать, что происходит в семье. она считает нормальным принимать решение за человека... иногда это выливалось в подавление» (юноша, 22 года).
Потакающий стиль:
• «Не было какой-то жёсткой дисциплины... она никак не реагировала на то, как я себя веду... я мог и в 4 утра прийти, учась в школе, никаких вопросов даже не возникало, конфликта не было... (юноша, 22 года).
• «Мать говорила, что в принципе, в любом случае решать мне, нас никто не заставлял, мы сами ходили в магазин, сами всё покупали» (девушка, 21 год).
В одной семье, судя по всему, наблюдались признаки как потакающего, так и авторитетного стилей. До девяти лет девушка жила с бабушкой и дедом, который использовал авторитетный родительский стиль, потом она стала жить с сестрой и матерью, отдающей предпочтение потакающему стилю.
Анализ интервью свидетельствует, что в неполных семьях чаще используются такие стили, как авторитетный и авторитарный. В семьях юношей нередко присутствуют и авторитарный, и авторитетный, и потакающий стили. В семьях девушек более распространен авторитетный родительский стиль.
У половины респондентов в детстве были очень тёплые, доверительные отношения с матерью, у троих респондентов отношения были хорошие, но так как мать много работала, общались они не очень часто: «мы разговаривать начали с конца школы».
У одного молодого человека не было желания общаться с авторитарной матерью: «Всё, что можно было не говорить ей о личной жизни, я не говорил» . Ещё у одного юноши доверительные отношения были с бабушкой, а не с мамой: «Все откровенные беседы - с бабушкой, решение каких-то серьёзных проблем - тоже с бабушкой».
Почти у всех опрошенных был человек, к которому они обращались с какой-то проблемой, могли пожаловаться и получить помощь. Лишь один юноша вырос, по его словам, «безэмоциональным, испытывал дефицит внимания, заботы».
Среди опрошенных выделялись двое юношей, выразивших неудовлетворённость теми дисциплинарными практиками, которые к ним применялись в детстве.
Мать первого получила высшее техническое образование, но была занята на низкооплачиваемых видах работ (инженер в цементном цехе, работа в ДЭЗе на телефоне). Она использовала авторитарный родительский стиль: «привыкла контролировать, и ребёнок должен все делать из-под палки». Когда респондент был подростком, родился брат и, возможно, отнял часть внимания, которое могла бы ему уделить мать. Роль родственников в детстве респондента не акцентирована. Второй респондент вырос в семье с матерью, бабушкой и дедушкой. Все они имели только среднее или незаконченное среднее образование и занимались низкооплачиваемым трудом (телеграфистка, консьержка). В то же
время респондент оценивает своё детство как счастливое и отмечает проявление внимания и заботы со стороны родственников: «...Меня воспитала бабушка, все доверительные беседы -с бабушкой, решения каких-то серьёзных проблем - с бабушкой... Я считаю, что у меня было счастливое детство».
Воспитание в этих двух семьях характеризовалось строгим контролем, подчас диктатом, юношей часто наказывали, «пороли ремнем», как признался один из них, ограничивали круг общения.
Примечательно, что в обоих случаях речь идет о мальчиках. С одной стороны, это может быть связано с тем, что традиционно к ним применяются более жесткие способы социализации, с другой, — специфическим (не обязательно полностью осознаваемым) отношением матери к сыну, на которого проецируется отношение к его отцу. Наконец, не исключено, что именно мальчики более остро реагируют на скромный материальный достаток семьи.
В остальных семьях физические наказания использовались нечасто, не как постоянная дисциплинарная практика, а в качестве разовых акций, непосредственной реакции на проступок ребенка. «Бабушка могла меня шлёпнуть, один раз она меня даже за волосы оттаскала» (девушка, 21 год); «мама ударила меня по заднице» (юноша, 19 лет). При этом респонденты посчитали наказание справедливым: («если я заслужил, то зачем обижаться? Значит по делу всё, всё так и надо». Но говоря о воспитании своих будущих детей, опрошенные выразили отрицательное отношение к применению физических наказаний: «Ну, если честно, я бы насчёт оттаскивания за волосы... этого я бы, конечно, делать не стала»; «мне кажется, что физическое не совсем эффективно».
Респонденты гораздо лучше вспоминали наказания, которым подвергались в детстве, чем поощрения. Их перечень включает в себя всё многообразие дисциплинарных практик, которые применяются и в семьях с двумя родителями.
Наименее популярен такой метод, как «работа по дому» и «дополнительные задания». Далее по нарастанию частоты использования тех или иных наказаний выстраивается следующая последовательность:
• угроза, изоляция, запреты, дополнительные задания;
178
лишение удовольствий;
• физическое воздействие;
• изоляция, постановка в угол;
• бойкот или словесное воздействие;
• крик.
Основные провинности, за которые наказывали, следующие:
• физическая агрессия: («как-то так случайно получилось, что я... съездила ей по лицу» (девушка, 21 год)
• порча имущества: «Я вылила в туалет мамины духи, какие-то очень дорогие, французские» (девушка, 21 год); «Я торшер то ли порвала, то ли разукрасила» (девушка, 21 год)
• обман, школьная неуспеваемость, позднее возвращение домой и уход из дома без разрешения: («Второй раз тоже на вранье попалась, мне сказали, туда не ходить, а я туда ходила [...] потом, конечно, она узнала, и, вот, опять-таки наказала» (девушка, 21 год); «Я с друзьями убежал, не предупредив» (юноша, 23 года).
Поощрение, по воспоминаниям респондентов, выражалось, в следующих формах:
• похвала, словесное одобрение: «Я пошла в магазин, всё купила, убрала, все пришли с работы и обалдели: “О, молодец!..”» (девушка, 21 год)
• «материальная»: награда — деньгами: «Я училась за деньги... бабушка... за (школьную) пятерку давала 5 рублей, за четверку давала 4, за тройку отбирала половину, за двойку отбирала всё накопленное» (девушка, 21 год), сладостями («Я сдавала, всякие диктанты писала на хорошие оценки, и мне мама приносила мороженое» (девушка, 20 лет).
• вознаграждение за труд: «Дед однажды придумал сделать выставку из моих рисунков ... те рисунки, которые я рисовал, показывал, их не складывали в кучу, а мы их вывешивали на стену, у меня была вся стена в самолётах» (юноша, 23 года).
Лишь в одной семье физические наказания применялись именно как воспитательная мера, систематически, с различной периодичностью, когда это не были единичные случаи или эмоциональные срывы. Возможно, в неполных семьях эмоциональный контакт детей с матерью более тесный из-за отсутствия отца, поэтому дети считают неприемлемым вести себя плохо.
Все наши респонденты ответили, что были в детстве послушными детьми. Только один юноша квалифицировал себя, как непослушного. При этом именно в его семье физические наказания использовались как превалирующая дисциплинарная практика.
У молодых людей и девушек в целом нет установки на использование физических наказаний своих будущих детей. Но всё же возможность физического воздействия в редких случаях они считают допустимой: «Всыпать ремня за серьёзный проступок можно как показательную меру, но не обязательно так сильно вкладываться, как это случалось со мной» (юноша, 23 года).
Чаще всего респонденты упоминали о том, что ребёнка можно лишать каких-то удовольствий: «отобрать компьютер, телевизор, пусть сидит, думает», «В угол поставить, замолчать, сладкого лишить» [1].
Что касается поощрений, то только один респондент сказал, что ему не хватало в детстве нормальной похвалы: «Я испытывал дефицит внимания, заботы» (юноша, 22 года).
Помимо дисциплинарных мер, в родительских практиках учёные выделяют участие родителей в школьной жизни детей и вовлечённость в дружеский круг и увлечения ребёнка. В нашем исследовании большинству респондентов помогали с домашним заданием либо мать, либо бабушка. Вместе с тем, у детей из неполных семей вырабатывается навык самостоятельности, и они обращаются к взрослым только в сложных случаях. Это признавали и наши респонденты. Кроме двух опрошенных, у остальных были очень либеральные матери, которые не запрещали им встречаться с друзьями, гулять, играть вне дома.
На основе анализа западной и отечественной литературы, посвященной дисциплинарным родительским практикам, и результатов нашего качественного исследования, была разработана следующая типология (см. таблицу).
Таблица 2.
Виды дисциплинарных практик.
Позитивная (поощрения со стороны родителя) Негативная (наказания со стороны родителя) Аналитико-компенсаторная Вербальные меры
Сильновыраженная
Похвала Физические наказания (шлепок, порка и пр.) Беседа,словесное увещевание с моральной оценкой поступка
Покупка подарка Повышение голоса / крик Организация действий ребенка(компенсация)
Вознаграждение (в т.ч. денежное) Словесное оскорбление, подавление, угроза Работа по дому/дополнительные задания
Слабовыраженная Реализация «естественных последствии» (насорил - убери)
Объятие/поцелуй/сильный положительный эмоциональный контакт с ребёнком Бойкот, лишения общения
Ограничение пространства — изоляция / отправление в угол
Запреты, лишения удовольствий и развлечений
В заключение подчеркнем, что проведенное исследование носило «разведывательный» характер и поэтому описанные закономерности нуждаются в уточнении. В частности, специального внимания заслуживают социальные переменные, которые позволяют матери справиться с воспитанием ребенка без отца (образовательный «лифт», помощь родственников или социальных институтов и т.п.), а также социально-психологические, благодаря которым можно выявить дисциплинарные родительские практики, более эффективные с точки зрения социализации ребенка.
Результаты таких исследований могут быть использованы в работе различных социальных служб, в школьных, дошкольных и прочих образовательных учреждениях для консультирования одиноких матерей по вопросам формирования успешных детско-родительских отношений.
Литература:
1. Захаров А. И. «Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез». http://www.solarys-info.ru/articles/article.aspx?id=4887
181
2. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 510с.
3. Fletcher A. C., Walls J. K., Cook E. C., Madison K. J., Bridges T. H. Parenting Style as a Moderator of Associations Between Maternal Disciplinary Strategies and Child Well-Being // Journal of Family Issues. - 2008. Vol. 29. — No 12. - P. 1724-1744.
4. Straus M. A. International Parenting study. http://pubpages.unh.edu/~mas2/IPS.htm