Научная статья на тему 'ДЕРЖАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ НА УРОВНЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ'

ДЕРЖАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ НА УРОВНЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синявина Ольга Викторовна, Богомолова Елена Владимировна

В статье рассмотрены особенности организации и методики обучения преподавателей - слушателей курсов повышения квалификации использованию информационных технологий в научно-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEEP QUALIFICATIONS AT THE LEVEL OF INFORMATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF IMPROVING THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS

The article is considered the peculiarities of the structure and instructional techniques of teachers-students of refresher courses in the use of information technologies in scientific and pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «ДЕРЖАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ НА УРОВНЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ»

О.В. СИНЯВИНА, Е.В. БОГОМОЛОВА

O.V. SINYAVINA, E.V. BOGOMOLOVA

ДЕРЖАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ НА УРОВНЕ

KEEP QUALIFICATIONS AT THE LEVEL OF

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF IMPROVING THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS

Сведения об авторах: Синявина Ольга Викторовна - доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного ордена Суворова дважды Краснознамённого командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова, кандидат педагогических наук, доцент (г. Рязань. E-mail: sinyavinaov@yandex. ru);

Богомолова Елена Владимировна - профессор кафедры информатики, вычислительной техники и методики преподавания информатики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, доктор педагогических наук, доцент (г. Рязань. E-mail: bogomolovaev@yandex. ru).

Аннотация. В статье рассмотрены особенности организации и методики обучения преподавателей - слушателей курсов повышения квалификации использованию информационных технологий в научно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, курсы повышения квалификации, информационные технологии.

Information about the authors: Olga Sinyavina - associate Professor of the Department of Mathematical and Natural Sciences of the Ryazan guards higher airborne order of Suvorov twice red banner command school named after General of the army V. F. Margelov, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor (Ryazan. E-mail: sinyavinaov@ yandex. ru);

Elena Bogomolova - Professor of the Department of Computer Science, Computer Engineering and Methods of Teaching Computer Science of Ryazan State University named after S. A. Yesenina, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Ryazan. E-mail: bogomolovaev@yandex. ru).

Summary. The article is considered the peculiarities of the structure and instructional techniques of teachers-students of refresher courses in the use of information technologies in scientific and pedagogical activities.

Keywords: teacher, pedagogical activity, advanced training courses, information technologies.

В условиях развёртывания информационно-образовательной среды от преподавателей военных вузов требуется уверенное, эффективное владение всеми доступными информационными ресурсами и средствами работы с ними.

Вместе с тем умения в области использования информацион-

ных технологий зачастую формировались у преподавателей эмпирически, бессистемно, хаотично. Исправить ситуацию, подготовить преподавателей к активной работе в информационно-образовательной среде позволяет обучение на курсах повышения квалификации.

В РВВДКУ это реализовано в процессе изучения дисциплин «Информационные технологии в науке и образовании» и «Электронные образовательные и информационные ресурсы», которые входят в программу повышения квалификации педагогических работников образовательных

организаций Министерства обороны Российской Федерации и программу профессиональной переподготовки военных специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы соответственно. Эти дисциплины ориентированы не на обучение азам и базовым навыкам в области информационных технологий, а на освоение эффективных приёмов автоматизации деятельности преподавателя, использование расширенных возможностей современных технических и программных средств в профессиональной деятельности, осмысление накопленного практического опыта для развития и совершенствования информационной компетентности.

Курсы повышения квалификации для преподавателей в РВВДКУ проводятся регулярно два раза в год. Перед началом обучения мы проводим анкетирование с целью выяснения того, как преподаватели оценивают свои знания в области информатики и информационных технологий, и выяснения их отношения к организации обучения на курсах. Так, например, после обработки и анализа ответов слушателей на вопросы анкеты в 2020/2021 учебном году были получены следующие результаты.

Оценка уровня владения преподавателями наиболее распространёнными приложениями приведена в таблице 1. Следует отметить, что эта оценка имеет субъективный характер.

Следующий вопрос «Какие педагогические программные

средства Вы применяете на своих занятиях?» показал, что большинство преподавателей активно используют в профессионально-педагогической деятельности все перечисленные в анкете программные продукты (см. таблицу 2).

При ответе на вопрос «Какие программы Вы бы хотели освоить? (можно указать название или назначение)» большинство слушателей (60%) выразили желание освоить программы для обработки видео и звука. В дальнейших беседах преподаватели отмечали, что это им необходимо для того, чтобы вставлять фрагменты видео и звуковых файлов в презентации, электронные учебники, то есть применять при создании электронных образовательных ресурсов. Часть опрошенных считают необходимым изучение статпакетов и графических редакторов.

Важным аспектом обучения являются контроль и оценка результатов усвоения учебного материала. Принятая в школе и в вузе пятибалльная система оценивания трудно применима к взрослым обучающимся. Зачастую она сводится к выставлению оценок «хорошо» и «отлично». В этой связи слушателям предлагалось выбрать наиболее целесообразную систему оценки их достижений (для текущего контроля). Ожидаемо большинство преподавателей выбрало систему «зачтено/ не зачтено».

По итогам анкетирования и бесед со слушателями были сделаны следующие выводы:

- свои знания и умения в области использования офисных приложений большинство слушателей

оценивают как удовлетворительные;

- большинство слушателей желают расширить свои умения по использованию приложений в профессиональной деятельности посредством изучения программ для статистической обработки данных и работы с видеоинформацией и звуком;

- большинство преподавателей активно используют педагогические программные средства при проведении своих занятий;

- на курсах повышения квалификации слушатели предпочитают вести дискуссию с обучающими, а часть знаний получать в ходе самостоятельной работы;

- большинство преподавателей считают целесообразной систему оценки их достижений в формате «зачтено/ не зачтено».

После анкетирования мы проводим беседы с преподавателями, в ходе которых уточняем ответы респондентов и выясняем их мнение о том, чему необходимо учить на курсах повышения квалификации в области создания и использования информационных и образовательных ресурсов. После обобщения ответов слушателей определено, что в содержание курсов повышения квалификации следует включить вопросы, рассматривающие возможности информационно-образовательной среды ввуза, применение расширенных функций программного обеспечения. На данном этапе наиболее востребованы у преподавателей следующие умения: в текстовом процессоре -работа с комплексным многостраничным документом (создание

Таблица 1

Субъективная оценка слушателями уровня владения приложениями

Приложение Не владею Владею некоторыми приёмами Уверенно владею

Текстовый процессор Microsoft Word 47% 53%

Табличный процессор Microsoft Excel 18% 59% 23%

Редактор презентаций Microsoft PowerPoint 11% 53% 36%

Редактор электронных книг SunRav 59% 24% 17%

автоматической нумерации таблиц, рисунков, электронного автособи-раемого оглавления, обновляемого списка литературы и т.д.), в табличном процессоре - статистическая обработка экспериментальных данных, применение различных статистических критериев, в векторном графическом редакторе - использование основных инструментов для создания плакатов, а также разработка электронных учебников и тестов в программах SunRav Software, ознакомление с редактором для обработки звука и видео. С целью повышения эффективности и качества научно-педагогической деятельности преподавателей военного вуза содержание дисциплин «Информационные технологии в науке и образовании» и «Электронные информационные образовательные ресурсы» требует корректировки и систематического обновления.

Проведение занятий по использованию информационных технологий и работе в информационно-образовательной среде ввуза на курсах переподготовки и повышения квалификации имеет ряд особенностей, вызванных как спецификой контингента обучаемых, так и некоторой обособленностью военного учебного заведения. Во-первых, это разный уровень владения преподавателями базовыми информационными технологиями, но это характерно для любых разрозненных категорий обучающихся. Во-вторых, курсы посещают преподаватели разных кафедр (военных и гражданских,

гуманитарных и технических), и каждый рассматривает предлагаемый материал через призму преподаваемой дисциплины и заинтересован в изучении отдельных аспектов применения информационных технологий. В-третьих, в последнее время наметился переход на использование защищённых программно-аппаратных средств и свободного программного обеспечения. В-четвёртых, внедрение систем управления образованием (в частности, СПО «Образование МО») влечёт необходимость в освоении приёмов работы в системе, организации электронного образовательного пространства.

В системе переподготовки и повышения квалификации обучаются взрослые люди, обладающие физиологической, психологической и социальной зрелостью, жизненным и профессиональным опытом, что актуализирует применение в процессе их подготовки андра-гогического подхода. Данный подход позволяет расширить практику образования взрослых, удовлетворить их социальные и личностные потребности в профессиональной сфере. Следовательно, процесс обучения слушателей на курсах переподготовки и повышения квалификации, с одной стороны, должен опираться на достижения педагогики, а с другой стороны -учитывать закономерности науки об обучении взрослых - андраго-гики.

Андрагогика при построении модели обучения исходит из следующих основных положений:

- обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он и обучающийся, а не обучаемый);

- взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознаёт себя способным к этому;

- обучающийся зрелого возраста обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег;

- взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели;

- работающий по профессии взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств;

- учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения;

- процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

С точки зрения андрагогическо-го подхода к обучению должна измениться и позиция обучающего по отношению к обучаемому, который в большей степени рассматривается как обучающий себя, то есть обучающийся. Преподавателю важно непрерывно поддерживать контакт с обучающимися, наблюдать за реакцией аудитории на излагаемый материал, оценивать, как слушатели воспринимают высказанные мысли. Деликатность замечаний и ненавязчивость объяснений должны сочетаться с должным уровнем требовательности. Корректность поведения, вежливость в общении, уважительное отношение к опыту и заслугам обучающихся - вот

Таблица 2

Использование педагогических программных средств преподавателями на своих занятиях

Педагогическое программное средство Преподаватели, использующие педагогическое программное средство на занятиях

Презентации 100%

Тесты 62,5%

Электронные учебники 87,5%

Видеоролики, флеш-анимация 59%

характеристики педагогического стиля преподавателя в образовании взрослых. Весь учебный материал взрослыми обучающимися не воспринимается как догма, а преломляется через призму собственного опыта и критически анализируется.

Рассмотрим применение методов взаимного сотрудничества при обучении слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации РВВДКУ на примере дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании».

К методам взаимного сотрудничества мы относим взаимообучение, дискуссии, метод экспертизы имеющихся наработок, ситуационные задачи.

Метод взаимообучения, реализуя один из андрагогических принципов - опоры на субъективный (в данном случае педагогический) опыт, даёт возможность вовлечь в процесс преподавания самих обучающихся. Даже не имея некоторых специфических знаний о возможностях информационных технологий, преподаватели в большинстве своём обладают огромным педагогическим опытом, которым могут поделиться в процессе взаимообучения. Преподаватели, которые проводят занятия с использованием современных технических средств, функционирующих на базе микропроцессорной техники, или с применением специализированных программных продуктов, могут дать ценные практические советы, продемонстрировать некоторые фрагменты занятий. Таким образом, обмен опытом с коллегами является незаменимым фактором обучения, причём не только для обучающихся, но и для обучающих. Ещё один подход к реализации метода взаимообучения состоит в том, что более опытные преподаватели помогают своим коллегам. При этом преподаватель, ведущий занятие, осуществляет общее руководство и также помогает отстающим.

Дискуссия как метод обучения основывается на обмене мнения-

Таблица 3

Оценивание результатов обучения на курсах повышения квалификации

Система оценивания Выбор слушателей

5-балльная 12%

Зачтено / не зачтено 82%

Безотметочная 6%

ми между обучающим и обучающимися или только между обучающимися и может иметь место как на лекциях, так и практических занятиях. Дискуссии позволяют выявить отношение слушателей к различным аспектам применения информационных технологий в научной и педагогической деятельности, а также они помогают вскрыть недопонимание сущности изучаемого материала.

Метод экспертизы имеющихся наработок представляет собой анализ и оценку созданных другими преподавателями педагогических программных средств с последующим обсуждением их на занятиях. Например, с точки зрения качества представления информации критически оцениваются презентации и электронные учебные пособия, разработанные преподавателями училища. Кроме того, при изучении темы «Обработка результатов научных и педагогических измерений средствами табличного процессора» слушателям предлагается оценить методику проведения педагогических экспериментов в диссертационных исследованиях с точки зрения применения статистических критериев и подходов к описанию статистической обработки данных.

Технология решения ситуационных задач относится к интерактивным методам обучения, позволяющим организовать взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Такие задачи позволяют за относительно небольшой срок на основе моделирующих реальность ситуаций освоить не столько знания, сколько сформировать у обучающихся но-

вые умения, качества и способности в совокупности, то есть компетенции, определённые в квалификационных требованиях. Решение ситуационных задач - это получение опыта деятельности: применение приобретённых знаний, умений и навыков в нетипичных обстоятельствах, проработка имеющейся проблемы с разных точек зрения. Предъявление обучающимся ситуационных задач целесообразно на заключительном, отчётном занятии по теме. В таком случае их решение позволяет интегрировать теоретические знания и практические умения в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

При подготовке к практическим занятиям по дисциплинам преподавателю необходимо подбирать такие задания, которые связаны с профессионально-педагогической деятельностью обучающихся, следует предусмотреть задания разного уровня сложности и объёма. Как показал опыт проведения занятий, такое повышение квалификации становится востребованным со стороны преподавателей, а полученные знания и умения приобретают лич-ностно значимый контекст и впоследствии активно включаются в профессиональную деятельность, повышая её эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Змеёв, С. И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000 «Педагогика и психология», 033400 «Педагогика» / С. И. Змеёв. - М.: Academia, 2002. 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.