>
РАСУЛЕВ Алишер Файзиевич,
доктор экономических наук, профессор Ташкентского государственного экономического университета; ТРОСТЯНСКИЙ Дмитрий Валерьевич, главный научный сотрудник Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», доктор экономических наук; ГАНИХОДЖАЕВА Нилуфархон Абдурахмон ^изи, главный государственный налоговый инспектор ГНИ Мирабадского района, кандидат экономических наук
ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ: ПОТРЕБНОСТЬ И ЛОГИКА РЕФОРМИРОВАНИЯ
УДК 334.723 (339.13.012.434)
РАСУЛЕВ А.Ф., ТРОСТЯНСКИЙ Д.В., ГАНИХОДЖАЕВА Н.А. ТАБИИЙ МОНОПОЛИЯЛАРНИ ДАВЛАТ ТОМОНИДАН ТАРТИБГА СОЛИШДАН ВОЗ КЕЧИШ: ЗАРУРАТ ВА ИСЛОЦОТ МАНТИГИ
Маколада республикадаги табиий монополияларни давлат томонидан тартибга солиш ва тартибга солишдан воз кечиш масалалари тадкик этилган. Миллий иктисодиётнинг ушбу секторига хос булган монополизмнинг салбий жих,атлари очиб курсатилган ва антимоно-пол тартибга солишнинг устувор йуналишлари ва механизмлари аникланган.
Таянч иборалар: табиий монополия, монополизм шакллари, тусиклар, давлат томонидан тартибга солиш, давлат томонидан тартибга солиш механизмини такомиллаштириш, тармок инфратузилмаси.
РАСУЛЕВ А.Ф., ТРОСТЯНСКИЙ Д.В., ГАНИХОДЖАЕВА Н.А. ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ: ПОТРЕБНОСТЬ И ЛОГИКА РЕФОРМИРОВАНИЯ
В статье исследуются проблемы регулирования и дерегулирования естественных монополий республики. Вскрыты отрицательные формы монополизма, свойственные данному сектору национальной экономики, определены приоритеты и механизмы антимонопольного регулирования.
Ключевые слова: естественная монополия, формы монополизма, барьеры, государственное регулирование, совершенствование механизмов государственного регулирования, инфраструктурные отрасли.
RASULEV A.F., TROSTYANSKIY D.V., GANIKHODJAEVA N.A. DEREGULATION OF NATURAL MONOPOLIES: NEEDS AND THE REFORMS LOGICS
There is considered in the article regulation and deregulation of the natural monopolies of Uzbekistan. It is disclosed the negative forms of monopolies belonged to these sector of the national economy and determined priorities and mechanisms of antimonopoly regulation.
Keywords: natural monopolies, monopoly's forms, restrictions, state regulation, state regulation mechanism perfection, infrastructure sectors.
Реализация реформ в отраслях естественных монополий представляет собой одно из приоритетных направлений совершенствования государственного регулирования национальной экономики.
Усиление процессов глобализации и возрастание роли инновационной составляющей значительно усложняют саморегулирующие возможности рынка. Даже в случае его реакции на возникающие в национальной экономике диспропорции, то это, как правило, происходит со значительным запозданием, что сопровождается колебаниями уровня производства и ростом цен. Именно на данные процессы должна был адекватная реакция государства, направленная на минимизацию возможных негативных последствий.
Естественные монополии значительно отличаются по условиям функционирования и финансовому состоянию, вследствие дифференцированного воздействия на них внешней и внутренней конъюнктуры. В результате этого у одних субъектов наблюдается хроническая убыточность из-за несовершенных технологических процессов и высокого износа основных фондов, а также низкая эффективность функционирования в связи отсутствием конкуренции. Другие же имеют высокий уровень доходности. Естественные монополии республики характеризуются особыми отрицательными формами монополизма, практически не встречающиеся в странах с рыночной экономикой, свойственными главным образом странам СНГ. К их числу следует отнести установление барьеров доступу потребителей к производимой продукции, такими, например, как плата за
подключение к энергетическим, водопроводным и канализационным сетям. Другой формой монополизма является навязывание потребителю дополнительных услуг, примером которого является обязательная установка индивидуальных счетчиков на газ и воду. Далее следует выделить такую специфическую форму отечественных монополий, как отключение доступа отдельных потребителей и групп потребителей к получаемому благу, от которого страдают наряду с недобросовестными пользователями, задерживающими платежи и пользователи, не имеющие задолженностей. Также следует отметить обычную практику отключения горячей и холодной воды вследствие проведения планово-профилактических работ. Для сравнения в странах ЕС и США горячую воду и газ без согласия потребителей не отключают вообще. Кроме того, пользователи услуг естественных монополий могут контролировать их расход, а следовательно и уровень своих затрат.
Всесторонний анализ пройденного этапа развития страны, изменяющаяся конъюнктура мировой экономики в условиях глобализации и усиливающаяся конкуренция требуют выработки и реализации кардинально новых идей и принципов дальнейшего устойчивого и опережающего развития респуб-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 9
лики1. Исходя из этого, приоритетами антимонопольного регулирования в Узбекистане являются: обеспечение экономической безопасности республики путем достижения устойчивого экономического роста, стабильности цен и экономической свободы субъектов хозяйствования, а также повышения уровня занятости населения. Все это позволит установить и соблюдать в последующем баланс интересов общества, государства и естественных монополий.
За последние годы достаточно полно разработаны теоретические основы и накоплен практический опыт дерегулирования. Концепции к реализации процессов дерегулирования монополий и оценки их эффективности применяются достаточно широко на практике, при разработке рекомендаций по дальнейшему развитию конкуренции в них.
Основу антимонопольного регулирования в Узбекистане составляет совокупность законодательно-нормативных актов, которые принимались в течение всего периода рыночных реформ, с вносимыми в них дополнениями и изменениями. Они пополняются правоприменительной практикой и нормативно-правовыми документами Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, на который возложено, наряду с прочими приоритетными направлениями деятельности и осуществление антимонопольной политики и развитие конкуренции2.
Прежде чем приступить к разработке стратегии реформирования естественных моно-
1 Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4947 от 7.02.2017 г. «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017, №6, ст.70.
2 Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5016 от 18.04.2017 г. «Об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017, №16, ст.266.
полий необходимо, прежде всего, разобраться с понятийным аппаратом данного института, уточнить его роль и место в национальной экономике. Действующее законодательство определяет под естественной монополией состояние товарного рынка, на котором в силу технологических особенностей невозможно или экономически нецелесообразно создание конкурентных условий удовлетворения спроса на определенный вид товаров (работ, услуг)3. Вместе с тем данная трактовка абсолютно не отражает то, что ее субъекты осуществляют системообразующую функцию в национальной экономике, оставаясь при этом ведущими налогоплательщиками.
С институциональной точки зрения естественная монополия определяется как институт, обеспечивающий функционирование национальной экономики в секторах, где конкурентный рынок менее эффективно удовлетворяет общественно значимые потребности, чем монополизированный4.
Дж.Стиглиц подчеркивал, что «отрасли, в которых рост экономики в масштабах настолько значителен, что только одна фирма должна функционировать в любом регионе рассматриваются как естественная моно-полия»5.
В Узбекистане государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий устанавливается в следующих сферах6:
- транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводу;
3 Закон Республики Узбекистан № 398-1 от 24.04.1997 г. «О естественных монополиях» (Новая редакция). // Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999, №9.
4 Хайкин М.М., Кныш В.А. Естественные монополии в российской экономике: выбор модели регулирования. // «Управленческое консультирование», 2017, № 5. -С. 47.
5 Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. - М.: Изд-во Моск. ун-та.: «ИНФРА-М», 1997. -С. 180.
6 Закон Республики Узбекистан № 398-1 от 24.04.1997 г. «О естественных монополиях» (Новая редакция). // Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999, №9.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 9
- производство и транспортировка электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки с учетом использования инфраструктуры железных дорог;
- услуги общедоступной почтовой связи;
- водопроводное и канализационное обслуживание;
- услуги аэронавигации, портов и аэропортов.
Антимонопольная политика ориентирована главным образом на:
- обеспечение инвестиционной привлекательности субъектов естественных монополий;
- рост эффективности функционирования регулируемых структур;
- снижение барьеров при «входе» в отрасль и развитие конкуренции;
- свободный доступ потребителей к продукции и услугам естественных монополий.
Исходя из этого, государство должно четко обозначать ориентиры деятельности субъектов естественных монополий, а также устанавливать императивы их государственного регулирования.
Роль и место естественных монополий в экономической системе государства определяется реализуемыми ими функциями, среди которых следует выделить: бюджето- и структурообразующую, воспроизводственную и стабилизирующую. Кроме того, субъекты естественных монополий, составляя производственную инфраструктуру республики, обеспечивают эффективное функционирование и воспроизводство экономической системы. Следовательно, проблема развития естественных монополий носит общенациональный характер и характеризует стратегию устойчивого роста национальной экономики.
Дальнейшая либерализация национальной экономики, путем реализации стратегии ее развития, обуславливают переход к рыночным методам регулирования естественных монополий. Данный процесс будет сопро-
вождаться системными изменениями на основе постепенного усиления рыночных принципов, что в итоге обеспечит формирование благоприятной институциональной среды для их устойчивого развития. В этой связи представляется актуальным создание ННО в виде Института мониторинга естественных монополий, для обеспечения прозрачности функционирования субъектов естественных монополий.
Мировая практика реформирования естественных монополий характеризуется использованием целого ряда механизмов демонополизации. Среди них следует выделить формирование конкурентной среды, недопущение монопольного положения на рынке вертикально-интегрированных компаний, обеспечение свободного доступа субъектов рынка к инфраструктуре и услугам естественных монополий, предупреждение и ликвидация барьеров для участников внешнеэкономической деятельности. Это позволило принять новую парадигму регулирования, ориентированную главным образом на рынок, т.е. воздействие не столько на экономическое поведение субъектов хозяйствования, сколько на рыночную среду, в которой они функционируют.
Потребность в регулировании естественных монополий определяется как отрицательными последствиями монопольного поведения на рынке, так и тем фактом, что разумное колебание цен на ее продукцию представляет собой реальный механизм экономической политики государства и эффективное дополнение к государственному регулированию национальной экономики.
Именно поэтому естественные монополии были диверсифицированы путем выделения из прежней структуры субъектов хозяйствования в соответствии с их специализацией. Это послужило отправной точкой развития системы государственного регулирования естественных монополий в нескольких направлениях.
Следует подчеркнуть, что существующее утверждение о невозможности обеспечения
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 9
в отраслях естественной монополии соответствующей экономической эффективности на основе регулирования имеет под собой следующие аргументы. Во-первых, считается, что ценовое регулирование естественной монополии не может обеспечить адекватное по эффективности размещение ресурсов, аналогичное условиям совершенной конкуренции. Это объясняется тем, что назначение цен на уровне предельных издержек невозможно без компенсации убытков путем налогообложения, т.к. это неизбежно приведет к уменьшению общественного благосостояния. С другой стороны отмечается низкая эффективность самих механизмов регулирования непосредственно показателей производственной деятельности в системе естественной монополии. Эти ограничения эффективного регулирования в условиях естественной монополии обуславливают следующие направления их реформирования на практике, а именно совершенствование механизмов государственного регулирования и поэтапное дерегулирование потенциально конкурентных видов деятельности.
Таким образом, осуществляется отказ от устаревшей системы регулирования путем разработки и использования современного инструментария, адекватного поставленным приоритетам развития национальной экономики. При разработке современной институциональной структуры в отраслях естественных монополий целесообразно исходить не только из логики и приоритетов реформирования, но и имеющийся институциональной среды.
П.Друкер подчеркнул, что при переходе к инновационной экономике роль инфраструктуры в социально-экономическом развитии страны резко возрастает1. Она становится ключевым сегментом инновационных изменений в национальной экономике, дифференцируясь из общей системы рыночных
1 Druker P. The Post-Capitalist Society. New postindustrial wave in the West. The anthology / under the editorship of V.L.Inozemtsev. - M., 1999.
отношений по формам собственности, конкуренции, критериям оценки деятельности, методам ценообразования на услуги2.
Необходимо учитывать и тот факт, что механизмы регулирования естественных монополий в различных странах довольно сильно отличаются вследствие имеющихся особенностей развития деловой среды. Это в свою очередь затрудняет выбор модели реформирования, ввиду сложностей, обусловленных падением мировых цен на энергоносители и горнодобывающее сырье, и сложностей привлечения иностранных инвестиций для модернизации технологических процессов. Следовательно, постоянный рост цен на услуги инфраструктуры естественных монополий для обеспечения эффективности ее функционирования сдерживается потребностью обеспечения устойчивого развития национальной экономики и человеческого капитала, а также конкурентоспособности отечественных производителей на внешнем и внутреннем рынке.
Использование инновационных механизмов управления инфраструктурой обуславливает необходимость не только выделения естественных монополий из конкурентной сферы, но и получение от регулирующих органов всеми организациями потребителей их услуг достоверной исчерпывающей информации по структуре цен производителей и их смежников. Кроме того, получение права, по примеру ФРГ возвращать цены на прежний уровень при их необоснованном и значительном росте.
Нормативной базой управления инфраструктурой естественных монополий должны быть социальные стандарты и технологические нормативы, устойчивый законодательно закрепленный инструментарий определения тарифов, налоговое стимулирование ресурсо-и энергосбережения.
2 Economy of innovative changes and its organizational and institutional support. Publishing house of Saint-Petersburg State University, 2013. Р. 215.
f V ИКТИСОДИЁТ НАЗАРИЯСИ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА 7 '
Список литературы:
1. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4947 от 7.02.2017 г. «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017, №6, ст.70.
2. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5016 от 18.04.2017 г. «Об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017, №16, ст.266.
3. Закон Республики Узбекистан № 398-I от 24.04.1997 г. «О естественных монополиях» (Новая редакция). // Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999, №9, ст.212.
4. Хайкин М.М., Кныш В.А. Естественные монополии в российской экономике: выбор модели регулирования. // «Управленческое консультирование», 2017, 5. -С. 44-55.
5. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. - М.: Изд-во Моск. ун-та.: «ИНФРА-М», 1997. -С. 180.
6. Druker P. The Post-Capitalist Society. New post-industrial wave in the West. The anthology. / Under the editorship of V.L.Inozemtsev. - M., 1999.
7. Economy of innovative changes and its organizational and institutional support. Publishing house of Saint-Petersburg State University, 2013.