Научная статья на тему 'Депутатское объединение в Парламенте Кыргызской Республики'

Депутатское объединение в Парламенте Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2826
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ДЕПУТАТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ДЕПУТАТСКАЯ ФРАКЦИЯ / ПАРЛАМЕНТ / ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DEPUTY ASSOCIATION / DEPUTY FRACTION / PARLIAMENT / PARLIAMENTARY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арабаева Аруна Автандиловна

В статье сформулировано авторское понятие депутатского объединения, проведен анализ политико-правовой природы и отличительных особенностей депутатских объединений в парламенте Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author's concept on deputy association is formulated and the analysis of the political and legal nature and distinctive features of deputy associations in Parliament of the Kyrgyz Republic is carried out in the article.

Текст научной работы на тему «Депутатское объединение в Парламенте Кыргызской Республики»

Аруна АРАБАЕВА

ДЕПУТАТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПАРЛАМЕНТЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье сформулировано авторское понятие депутатского объединения, проведен анализ политико-правовой природы и отличительных особенностей депутатских объединений в парламенте Кыргызской Республики.

The author's concept on deputy association is formulated and the analysis of the political and legal nature and distinctive features of deputy associations in Parliament of the Kyrgyz Republic is carried out in the article.

Ключевые слова:

депутатское объединение, депутатская фракция, парламент, парламентская деятельность; deputy association, deputy fraction, parliament, parliamentary activity.

Реальное функционирование парламентского механизма основано на существовании в высшем законодательном органе депутатских объединений, чаще всего называемых фракциями, образуемых, как правило, политическими партиями.

Понятие депутатских объединений и их политико-правовой статус в различных странах определяется и регулируется по-раз-ному1. В Кыргызстане круг общественных отношений, связанных с созданием и деятельностью депутатских объединений, регулируется Конституцией КР2, законом «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»3, положениями о депутатских фракциях.

Депутатские объединения имеют, как правило, две формы — фракции и депутатские группы. Фракция — депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения (политических партий, блоков), прошедшего в парламент по единому республиканскому избирательному округу. Например, фракции в Государственной Думе РФ формируются на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, но пожелавшим участвовать в работе данного депутатского объединения4. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы.

В Жогорку Кенеше прошлого созыва депутатские объединения формировались на основаниях и порядке, аналогичных российским. Так, в Законодательном собрании Жогорку Кенеша 2-го созыва были представлены 6 политических партий и блоков, которые сформировали 2 фракции и 5 депутатских групп5.

Отличительной особенностью системы депутатских объединений Жогорку Кенеша 3-го созыва являлось отсутствие фракций как таковых. В Аппарате Жогорку Кенеша были зарегистрированы 5 депутатских групп: «Эл менен» (С народом); «Эл биримдиги» (Единство народа); «Мекен» (Отечество); «Жибек-Жолу» (Шелковый путь); «Биримдик» (Единство). 10 июня 2005 г. была образована депутатская группа «XXI кылым» (XXI век), в которую вошли всего 4 депу-

АРАБАЕВА

Аруна

Автандиловна — третий секретарь аппарата ШОС Министерства иностранных дел Кыргызской Республики [email protected]

1 Лапаева В.В. Фракции и депутатские группы в Государственной Думе как субъекты парламентского процесса //Законодательство и экономика, 1998, № 4, с. 5.

2 Закон Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 23 октября 2007 г. № 157 // Эркинтоо, 24 октября 2007 г.

3 Закон Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики // Эркинтоо, 18 января 2005 г.

4 Парламентское право России: учебное пособие / под ред. И.М.Степанова, Т.Я. Хабриевой. - М., 1999, с. 54.

5 Законодательное собрание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики второго созыва 2000-2005: справочно-информационное издание. — Бишкек, 2004, с. 114-117.

тата, но в соответствии с требованием ст. 17 Закона о регламенте Жогорку Кенеша численность такой группы должна насчитывать не менее 7 человек, поэтому она не была зарегистрирована1.

Что касается Жогорку Кенеша 4-го созыва, то по результатам выборов 16 декабря 2007 г. в Жогорку Кенеше 71 депутатский мандат получила Народная партия «Ак Жол», 11 — Социал-демократическая партия Кыргызстана, 8 — Партия коммунистов Кыргызстана. В соответствии с действующим конституционным законодательством данные три политические партии образовали свои одноименные депутатские фракции.

Согласно регламенту Жогорку Кенеша, депутатскими объединениями являются депутатские фракции. Это — объединение депутатов Жогорку Кенеша, сформированное из числа депутатов, избранных в Жогорку Кенеш по списку политической партии (гл. 5, ст. 17).

Роль депутатского объединения в деятельности Жогорку Кенеша заключается не только в защите и отстаивании своих партийных и, соответственно, корпоративных интересов, но в большей степени в том, чтобы их корпоративные интересы были согласованы в рамках общегосударственных интересов и задач.

Данное утверждение, прежде всего, относится к деятельности депутатских фракций правящих партий. Правящая партия не просто берет власть в свои руки, но несет ответственность за судьбу страны. В этом отношении такая партия и, соответственно, ее депутатская фракция в парламенте обязаны согласовывать свои интересы с интересами государства и запросами общества. Такова, например, позиция депутатской фракции правящей Народной партии «Ак Жол» в Жогорку Кенеше.

Что касается иных политических партий, имеющих свои депутатские фракции в парламенте, то их интересы не всегда совпадают с общегосударственными интересами и задачами. Об этом свидетельствует деятельность депутатских фракций от других политических партий, в частности Социал-демократической партии Кыргызстана.

Позиция той или иной депутатской фракции, как мы полагаем, непосредственно зависит от основных целей и

1 Арабаев А.А. Парламентаризм и Парламент Кыргызстана: генезис, состояние, перспективы. — Бишкек, 2008, с. 243—244.

задач конкретной политической партии и ее отношения к власти. Именно на этой основе политические партии различаются на поддерживающие власть и оппонирующие ей так называемые оппозиционные партии.

Однако все депутатские фракции, независимо от того, как себя позиционируют их политические партии по отношению к власти, обязаны, на наш взгляд, согласовывать свои решения с интересами государства и общества. Это сопряжено с тем, что депутаты, прежде всего, являются представителями народа в коллегиальном законодательном органе государства. Иначе говоря, политико-правовая природа депутатского мандата обязывает народных представителей осуществлять свои законодательные полномочия от имени народа и во имя интересов народа и, соответственно, нести ответственность за результаты своей деятельности перед народом.

В этой связи отметим, что сама государственная власть в Кыргызстане основывается на принципах верховенства власти народа, ответственности государственных органов перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа. Более того, Конституция КР однозначно устанавливает, что государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части (п. 1 ст. 2).

В данном случае мы исходим из того, что любое депутатское объединение как орган Жогорку Кенеша, независимо от политических воззрений, просто обязано выполнять парламентские функции Жогорку Кенеша как целостного государственного органа.

Надо сказать, что суть деятельности депутатской фракции в Жогорку Кенеше сводится к выражению интересов не только той или иной политической партии, но и ее электората в целом. Поэтому можно заключить, что она служит органом опосредованного участия граждан в процессе принятия важных государственных решений.

Иначе говоря, любые проблемы, возникающие у населения, воспринимаются через призму интересов политической партии и разрешаются в рамках правового поля ее представителями в высшем законодательном органе, то есть депутатами фракции2.

2 Парламентаризм в независимом Казахстане: состояние и проблемы : материалы международной научно-практической конференции. — Астана, 2002, с. 99-100.

Кроме того, роль депутатских фракций в деятельности Жогорку Кенеша заключается еще и в совместной работе с правительством Кыргызской Республики по реализации социально-экономической политики государства, которая определяется президентом Кыргызской Республики.

В этой связи следует отметить заявление главы государства К.С. Бакиева от 10 января 2008 г. относительно новой экономической политики Кыргызской Республики. В нем было определено шесть блоков актуальных вопросов, на которых необходимо было сфокусировать все усилия и по каждому из которых, по мнению главы государства, должны быть разработаны пакеты соответствующих законопроектов1.

31 марта 2009 г. Секретариат Президента Кыргызской Республики опубликовал «Курс на обновление страны»2. Данный обновленный курс представляет собой «провозглашение приоритетных направлений развития страны, которые курируются непосредственно Президентом и отвечают его миссии и конституционным обязанностям».

Ранее президент Кыргызской Республики К.С. Бакиев в своем обращении по поводу «Курса на обновление страны» 24 марта 2009 г. отмечал, что курс Президента представляет собой механизм долгосрочных изменений3.

Безусловно, реализация данного Курса должна стать задачей всех прогрессивных сил общества: политических партий, общественных объединений, в том числе и неправительственных организаций. В этом плане важная роль отводится депутатским фракциям, которые сегодня функционируют в Жогорку Кенеше, на которых лежит особая ответственность. Это «Ак Жол», СДПК и фракция коммунистов Кыргызстана, т.к. данные депутатские фракции имеют реальные правовые и политические возможности для использования всех механизмов и форм парламентской работы для реализации курса президента Кыргызской Республики.

Более того, в рамках данного курса должны быть сформированы законодательные инициативы парламента и, конечно

1 Новая экономическая политика Кыргызстана: Заявление Президента Кыргызской Республики Курманбека Бакиева, обращенное Жогорку Кенешу и Правительству Кыргызской Республики. — Бишкек, 2008, с. 1—3.

2 http://rus.kabar.kg/2009/03/31/polnyj-tekst-kursa-prezidenta-na-obnovleme-strany/

3 http://www.president.kg/ru/press/

statements/3590/

же, конкретные программы деятельности правительства Кыргызской Республики.

Поэтому депутатские фракции должны объединиться, разработать конкретный план мероприятий по исполнению данного Курса, разработать программу своей партии и, естественно, в соответствии с программными установками партии корректировать свою деятельность в парламенте.

Как сказано в п. 1 ст. 54 Конституции Кыргызской Республики, Жогорку Ке-неш — Парламент Кыргызской Республики — является представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий. В этой конституционной конструкции заложена определяющая роль в политической системе страны не только парламента как органа представительной демократии, но и его составляющих и, конечно же, главного действующего лица — депутата Жогорку Кенеша.

Депутатское объединение создается в парламенте для того, чтобы выражать свое коллективное мнение, исходящее из преследуемой им цели, либо отношение своей партии к тому или иному законопроекту, вопросу, выносимому на пленарное заседание, на обсуждение постоянных комитетов и комиссий, а также принимать решение о характере голосования по ним, о чем достаточно убедительно пишет В.Е. Чиркин4.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

Депутатское объединение в Жогорку Кенеше, на наш взгляд, следует понимать как легитимно сформированное объединение депутатов, избранных по партийному списку и, соответственно, выступающих представителями той или иной политической партии с целью совместного осуществления как общих парламентских, так и специфических функций, вытекающих из политического курса конкретной политической партии.

Институциональной особенностью структуры Жогорку Кенеша 4-го созыва является функционирование в нем депутатских объединений в форме фракций.

Деятельность фракций в Жогорку Кенеше непосредственным образом связана с реализацией уставных целей, программных документов и решений руководящих органов политической партии.

4 Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. — М., 1998, с. 349.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.