Научная статья на тему 'Депривация в семье как фактор делинквентного поведения подростков'

Депривация в семье как фактор делинквентного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1579
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антилогова Л. Н., Федорова Н. В.

В статье раскрывается актуальная проблема депривации в семье и ее влияние на делинквентное поведение подростков. Депривация рассматривается как длительное лишение в удовлетворении жизненно необходимых потребностей ребенка (потребность в любви, внимании, заботе), в результате чего происходит нарушение психического развития индивида, формирование у него позднее агрессивных черт характера, озлобленности, что нередко приводит подростка к противоправным действиям. В статье раскрываются причины депривации в семье, рассматриваются психологические особенности депривированных детей, предлагаются пути коррекции депривации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deprivation in family as factor of delinquent teenager's behavior

The article discloses an important problem of deprivation in a family and its impact on the delinquent behaviour of adolescents. The deprivation is regarded as a long term privation and inability to satisfy the child's basic needs (need in affection, care and attention). As a result, it affects ;he psychological development of the individual, later it entails the formation of aggressive traits of character and anger and provokes unlawful actions. The article discloses reasons of the deprivation in the family. The psychological peculiarities of the deprived children are examined and the ways to overcome the deprivation are proposed in the article.

Текст научной работы на тему «Депривация в семье как фактор делинквентного поведения подростков»

9. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям./И.М. Файгенберг, В .А. Иванников. - М., 1978.

СКРИПНИК Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры ОБЖД, докторант НГПУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 01.06.06 г. © Скрипник Т.В.

уда «2.22 Л. н. АНТИЛОГОВА

Н.В. ФЕДОРОВА

Омский государственный педагогический университет

ДЕПРИВАЦИЯ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье раскрывается актуальная проблема депривации в семье и ее влияние на делинквентное поведение подростков. Депривация рассматривается как длительное лишение в удовлетворении жизненно необходимых потребностей ребенка (потребность в любви, внимании, заботе), в результате чего происходит нарушение психического развития индивида, формирование у него позднее агрессивных черт характера, озлобленности, что нередко приводит подростка к противоправным действиям. В статье раскрываются причины депривации в семье, рассматриваются психологические особенности депривированных детей, предлагаются пути коррекции депривации.

Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия как на личность, так и на многие процессы общественной жизни. Без учета семейного фактора нельзя решать многочисленные социальные вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения и устранением таких негативных явлений, как рост преступности в современном обществе, наркомании и алкоголизма. Тем более что последнее во многом зависит от семьи, которая, по общему признанию большинства специалистов, сегодня не справляется со своими социальными функциями.

Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисе современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях дети чаще всего получают психические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их судьбе.

Общеизвестно, что ребенок для своего здорового развития нуждается, в первую очередь, в любви со стороны близких. Однако сегодня достаточно распространенным феноменом является семейная депривация, под которой понимается психическое состояние индивида, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможностей для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длитель-

ного времени. Одной из таких важных потребностей, которой лишается ребенок в семье, является потребность в любви и заботе о нем, т.е. лишение тех положительных эмоций, которые создают благоприятную психологическую атмосферу для развития маленького человека.

Состояние депривации близко к состоянию фрустрации, для которого, по мнению польского исследователя Е. Вятра, характерно явное расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения [4].

Как правило, состояние фрустрации является высоконапряженным. Переизбыток нереализуемой энергии вызывает у человека чувство дискомфорта, которое необходимо снять, поскольку оно достаточно неприятно. Для возникновения фрустрации всегда нужны как минимум два условия: наличие потребности как источника активности и наличие препятствия к удовлетворению этой потребности (фрустратора). В этом плане фрустрация и депривация, действительно, схожи. Вместе с тем фрустрация - более скоротечное состояние, для возникновения последней совсем необязательно наличие длительного периода лишения какой-либо потребности. Последствия фрустрации менее вариативны. В поведении человека это чаще всего проявляется в виде агрессивных, защитных или нейтральных реакций. Последствия же депривации гораздо более разносторонние, охватывают практически все стороны психики и могут сказываться даже на последующих поколениях.

Каковы же психологические особенности детей, воспитывающихся в семьях, где отмечается резко выраженная депривация, т.е. недостаточно сформированная или насильственно прерванная связь ребенка с объектом его инстинктивных побуждений, прежде всего, нарушение связи с матерью?

Следует оговориться, что прерванная связь ребенка с матерью может возникнуть из-за смерти матери, лишения ее родительских прав и т.п., но депривация может возникнуть и при находящейся рядом с ребенком матери, когда она лишает его своего внимания и заботы, когда ребенок растет в эмоциональной изоляции. Нас, прежде всего, интересует именно эта депривация, поскольку она имеет зачастую даже более негативные последствия для психического развития ребенка, чем ранее названная.

Уже в первых исследованиях данной проблемы отмечалось, что дети, лишенные положительных эмоций, исходящих от родителей, отличаются пониженной жизнестойкостью и задержками в развитии. Нарушение эмоциональной связи с родителями, особенно с матерью, отрицательно сказывается на развитии интеллекта и формировании характера детей.

Так, в исследованиях Дж. Боулби отмечается, что ситуация, при которой ребенок страдает от недостатка эмоциональной связи, приводит к целому ряду нарушений психического здоровья, являющихся различными по степени тяжести, вплоть до необратимых. При этом решающим фактором в искажении личностного развития он называет ранний (до пяти лет) и продолжительный (полгода и более) разрыв с матерью [2].

Дети, лишенные эмоциональной связи с родителями, часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие — ненормальны, теряют твердость психологической почвы под ногами, у них зачастую формируется амбивалентное сознание, характеризующееся двойственностью и противоречивостью, что приводит к нечеткости границ личности.

Поскольку дети, воспитывающиеся в семьях с выраженной депривацией, лишены удовлетворения основных потребностей - любви, внимания и ласки, у них появляется закономерное желание, чтобы ими занимались, Такие дети пытаются привлечь к себе внимание любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.

Депривация в семье заставляет ребенка поверить в то, что он сам виноват в том, что родители его не любят, потому что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов, он заслуживает того, чтобы быть эмоционально отверженным. Постепенно у ребенка утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя.

У таких детей наблюдается нарушение идентификации собственных потребностей: утрата способности заявлять о своих нуждах и заботиться об их удовлетворении, трудности в определении границ своего духовного «Я», личная зависимость, т.е. необходимость подтверждения самоценности, страх быть брошенным. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, становятся грубыми, черствыми, злобными по отношению к самым близким людям, эмоциональное развитие этих детей резко тормозится, у них появляются равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным и немотивированным поступкам.

Вышеуказанные характерологические изменения личности ребенка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно, под влиянием жизненного уклада семьи с выраженной депривацией. Отклонения в психическом развитии и становлении личности в значительной степени

обусловлены общей семейной атмосферой, где ребенок лишен одной из самых главных потребностей — потребности в эмоциональном принятии. Исследования в этой области показывают, что недостаток живых улыбок у грудных детей из таких семей объясняются тем, что их спонтанные улыбки «не вознаграждаются» вниманием родителей.

Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей в таких семьях способствует формированию заниженной самооценки у ребенка. Причину отсутствия родительской любви дети начинают искать в себе и приходят к выводу, что они ее недостойны. Известно, что, прежде чем ребенок утвердится в самоценности, необходимо, чтобы первоначально это заметили и отметили значимые для него люди. Таковыми для него в первую очередь выступают родители. Поэтому ребенок, оценивающий себя так, как оценивают его родители, переживает чувство вины, стыда. Все это проявляется в виде недостаточного чувства собственного достоинства.

Чувства незащищенности среди близких людей -фактор, очень неблагоприятно сказывающийся на формировании детской психики. Он приводит к патологическим страхам, постоянному напряжению, тяжелым, даже кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками и к другим негативным последствиям, что в итоге может сделать из ребенка душевного инвалида, человека, не решающегося совершить хоть какой-нибудь самостоятельный поступок. Наличие у человека эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем, как правило, связано с рядом неприятных событий в детстве, одним из которых и является депривация в семье, которая выступает сильным психотравмирующим фактором.

Вырастая в таких семьях, дети в дальнейшем становятся движимы ми такими чувствами, как вина, страх и злость, поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей — родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывает свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, является своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.

Каковы же причины депривации в семье? В какой связи она находится с внутренними и внешними условиями развития психики ребенка? Возможна ли коррекция депривации и при каких обстоятельствах? Пытаясь найти ответы на поставленные вопросы, мы обратились к исследованиям данного феномена и выявили несколько позиций ученых. Так, причины депривации с позиции теории научения (Гевирц Д., Торндайк Э.) усматриваются в недостатке контакта между социально желательными реакциями ребенка и подкрепляющими стимулами. При этом депривация возникает только в тех ситуациях, где социальные и другие стимулы нормальной среды сначала предоставлялись ребенку в достаточной мере, так что они приобрели для него большое значение, а позднее были внезапно отняты [7].

По мнению представителей когнитивного направления (Брунер Д. и др.), причина депривации в семье заключается в неспособности родителей создать соответствующие условия для развития мышления ребенка (низкий уровень образования самих родителей, отсутствие взаимодействия данной

семьи со школой приводят к тому, что дети из этих семей часто школу не посещают, учатся крайне плохо). Отсюда, если депривированному индивиду приходится сталкиваться с поиском эффективных средств для переноса прежнего опыта на новые ситуации, он с этим не справляется [3].

Некоторые авторы предполагают, что депри-вационные нарушения возникают в результате пониженной активности ствола мозга человека, в частности, ретикулярной системы, что приводит к ограничению состояния бодрствования, и тем самым и к дезорганизации психических процессов.

В это же время социологи, изучая проблему депривации, причины ее видят в дефекте усвоения ребенком социальных ролей, обусловленном отсутствием требуемого опыта в области социального взаимодействия в детстве. Последствия подобной депривации проявятся в неполной и недостаточной социализации ребенка [4].

Подытоживая вышеизложенное, все причины депривации ребенка в семье можно свести к двум группам: биологическим и социальным.

Вопрос коррекции и компенсации депривацион-ных состояний до сих пор разработан недостаточно. Конкретные и научно обоснованные предложения встречаются в отдельных работах. Так, например, B.C. Басюк предлагает достигать компенсирования психической депривации организацией психолого-педагогического сопровождения, в основе которого лежит реализация системы психодиагностических, реабилитационно — коррекционныхивалеологИчес-ких мероприятий [1]. Исследователь данной проблемы Е.М. Григорьева рассматривает в качестве средств коррекции депривированных детей использование арт-терапии [5].

Таким образом, на современном этапе пути, методы и формы профилактики и коррекции депривации в семье и ее последствий являются недостаточно изученными.

Вместе с тем все исследователи данной проблемы единодушны в том, что депривация в семье, при которой создается неблагоприятная психологическая ситуация для развития ребенка, формирует у последнего противоречивое отношение последнего к окружающему миру и приводит к отклонениям в его поведении.

Отклоняющееся поведение или социальная Дезадаптация — это социально неодобряемые формы поведения ребенка. Они различны по степени социальной опасности и зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Крайним выражением отклоняющегося поведения является делинквентное (противоправное) поведение. Личность подростка с таким поведением характеризуется нарушениями в основных сферах: мотивационно-потребностной, эмоциональной и когнитивной.

Так, в мотивационно-потребностной сфере преобладают такие побудители, как подражание другим людям, часто с асоциальным поведением, стремление к неограниченной свободе, к утверждению себя в глазах сверстников, желание проявить силу, смелость.

Эмоциональная сфера подростка характеризуется различного рода расстройствами невротического, психотического, депрессивного характера, которые являются причинами эмоциональной нестабильности и характеризуются такими проявлениями, как тревожность, аффективность, напряженность, конфликтность, озлобленность, гнев, враждебность, подозрительность, аутоагрессияидр.

Когнитивная сфера данных подростков характеризуется низким уровнем развития, выражающемся в рассеянности внимания, слабой памяти, неразвитых умственных способностях.

Деформации в вышеназванных сферах личности находят отражение в их поведении, отличающемся конфликтностью, агрессивностью.

Проведенное нами исследование показало взаимосвязь депривации в семье и делинквентного поведения подростков. В исследовании принимали участие подростки Омской специальной школы для несовершеннолетних правонарушителей в количестве 50 человек.

О степени и характере их депривации мы судили по условиям проживания ребенка в семье и педагогической несостоятельности его родителей. Сведения об условиях проживания ребенка в семье были получены нами из анализа личных дел, а о педагогической несостоятельности родителей мы судили по результатам проведенной методики «Анализ семейного воспитания».

Как показал анализ, большинство испытуемых имеют матерей, но лишь чуть больше половины имеет отцов, то есть можно констатировать наличие материнской или патернальной депривации. Характеристика образа жизни данных родителей представлена в таблице.

Судя по вышеприведенным характеристикам образа жизни родителей испытуемых, можно предположить (а позже это было установлено), что у детей из таких семей не складываются эмоционально близкие отношения с родителями. При живых родителях дети в этих семьях растут изолированными от них, лишенными любви и заботы, а отсутствие любви, как известно, порождает у человека пустоту и враждебность к окружающим, что мы и наблюдали у наших испытуемых.

Таким образом, не только состав семьи, но и низкое качество выполнения родительских функций ведет к депривации в семье, когда не удовлетворяются жизненно необходимые физические и духовные потребности ребенка.

Экономический и социокультурный уровень семьи в определенной степени зависит от образования родителей, поскольку это, с одной стороны, определяет духовные ценности семьи, а, с другой стороны, уровень их жизни. Показатели образовательного уровня родителей испытуемых разделились следующим образом: высшее образование имеет 1,3 % (1чел.), среднее специальное — 26,6 % (20 чел.), среднее — 45,3% (34 чел.), неполное среднее — 26,6% (20 чел.). Если большая часть родителей обходится минимальным уровнем образования, то можно предположить, что образование не является для них ценностью. Следовательно, они не будут передавать эту ценность детям. Об этом свидетельствует успеваемость подростков-делинквентов: многие из них только в спецшколе приступили к систематическим учебным занятиям; 13-15-летние подростки учатся в спецшколе в начальных классах; ряд подростков, учась в общеобразовательной школе, неоднократно оставлялись на повторный курс обучения.

Кроме того, недостаточный образовательный уровень не позволяет родителям найти хорошо оплачиваемую работу. Они вынуждены выполнять низкоквалифицированную, а следовательно, и малооплачиваемую работу (разнорабочего, технички, грузчика и т.п.), что, в свою очередь, сказывается, с одной стороны, на материальном состоянии семьи,

Таблица

Социальный статус семей испытуемых подростков

Члены семьи Характерис- — тики образа жизни — Мать (п = 49) Отец (п = 26)

1. Злоупотребление алкоголем 55,1% (27 чел.) 50% (13 чел.)

2. Употребление наркотиков 10.2% (5 чел.) 7,7% (2 чел.)

3. Лишение родительских прав 14,2% (7 чел.) 11,5% (3 чел.)

4. Инвалидность 6.1 % (3 чел.) 3.8 % (1 чел.)

5. Нигде не работают 73,4 % (36 чел.) 73,0% (19 чел.)

6. Нахождение в местах лишения свободы 10.2% (5 чел.) 34,6% (9 чел.)

а, с другой — на удовлетворении жизненно важных потребностей. Кроме того, выполняя неинтересную, малоквалифицированную работу, такие родители не способны передать своим детям ценностное отношение к профессиональной деятельности, что впоследствии сказывается на их социализации и адаптации.

Таким образом, образование родителей, являясь показателем экономического и социокультурного уровня семьи, может косвенно влиять на возникновение депривации детей.

Для определения педагогической состоятельности или несостоятельности родителей были собраны сведения об уровне их психического здоровья. Следует отметить, что среди родителей испытуемых не обнаружено лиц с явными психическими расстройствами и умственно отсталых, в то время как социально незрелых выявлено немало. Под социальной незрелостью мы понимаем неумение (или нежелание) выполнять социальные обязанности и брать на себя ответственность за свои решения и поступки. В нашем случае речь идет о слишком молодых матерях, о нежеланных детях, о родах, обусловленных меркантильными, эгоистическими и манипулятивными мотивами. Во всех этих случаях, как справедливо отмечает И.В. Добряков, имеет место неправильное воспитание детей [6]. Отсюда, социальная незрелость определялась нами по фактам нарушения процесса воспитания в семье.

На основе вышеназванной методики «Анализ семейного воспитания», а также используя метод наблюдения, можно заключить, что доминирующим стилем воспитания в этих семьях являлась гипо-протекция, при которой подросток оказывается на периферии внимания, родители берутся за него лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Нарушение семейного воспитания ведет к тому, что у детей усиливается реакция эмансипации, создаются условия для острых аффективных реакций экстрапунитивного (направленного на окружение) типа, формируются и усиливаются акцентуации характера, декомпенсации, что в целом способствует возникновению делинквентного поведения у подростков.

Анализ личных дел испытуемых показал, что около 80% подростков употребляют спиртные напитки, 40% - наркотические вещества. Многие дети (85%) предпочитают бродяжничество проживанию в семье, унося с собой уже закрепившиеся формы поведения, негативный опыт взаимоотношений с окружающими: пьянство, драки, воровство, ранние и извращенные половые связи и т.п. Среди всех проявлений противоправного поведения подростков самый высокий показатель имеют кражи (91,6%).

Достаточно распространенной формой правонарушений, совершаемых данными подростками, являются вымогательство - 45% и грабежи - 30%.

Таким образом, делинквентное поведение подростков представлено широким спектром противоправных действий.

Итак, подытоживая все вышеизложенное, можно заключить, что депривация в семье часто является причиной делинквентного поведения подростков, поскольку дети в этих семьях, как правило, лишены удовлетворения основных потребностей, прежде всего внимания, любви и заботы, что задерживает их психическое и личностное развитие. Неудовлетворенные в детстве основные потребности растущего ребенка приобретают позднее искаженный характер и приводят уже подростков на путь правонарушений.

Таким образом, проведенное исследование дало возможность выявить характер и особенности депривации в семье и проследить ее влияние на делинквентное поведение подростков.

Библиографический список

1. Басюх B.C. Психолого-педагогическое сопровождение как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот: Автореф...дисс. канд. психол. наук./ B.C. Басюк. - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2004. - 19 с.

2. Боулби Дж. Привязанность. - М,: «Гардарики», 2003. - 477 с.

3. Брунер Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации. -М.: «Просвещение», 1977. -275 с.

4. Вятр Е. Социология политических отношений. - М.: «Прогресс», 1979. - 267 с.

5. Григорьева Е.М. Процессы воображения и изображения как пути воспитания эстетического отношения к жизни депривированных детей. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. - 112 с.

6. Добряков И.В. Ранняя первичная профилактика патало-гизированного семейного воспитания // Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества: Материалы Всероссийской научно-практической конферен-ции 13-15 апреля 2004. -М.: Изд-во МГУ, 2004. - С. 108 - 112.

7. Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: «Авиценум», 1984. -354 с.

8. Целуйко В.А. Психология неблагополучной семьи. - М.: Владос, 2003. - 272 с.

АНТИЛОГОВА Лариса Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии. ФЕДОРОВА Наталья Владимировна, аспирантка кафедры общей и педагогической психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 15.05.06 г. © Антилогова Л.Н., Федорова Н.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.