УДК 159.922.8
DOI 10.33463/2072-8336.2021.4(57).097-106
ДЕПРЕССИВНОЕ И АГРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЦ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА
М. В. Пугацкий, Н. М. Романова
Для цитирования
Пугацкий, М. В. Депрессивное и агрессивное состояния лиц молодежного возраста и их психологическая коррекция с помощью методов экзистенциального анализа / М. В. Пугацкий, Н. М. Романова // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 4(57). - С. 97-106. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.4(57).097-106.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье представлено исследование депрессивного и агрессивного состояний лиц молодежного возраста и особенностей их психологической коррекции с помощью методов экзистенциального анализа. Цель исследования - изучить взаимосвязь между депрессивным и агрессивным состояниями, возможность их психологической коррекции у лиц молодежного возраста с помощью методов экзистенциального анализа. Использовались следующие методики: теоретические, эмпирические, тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут), тест депрессии Зунга (William W. K. Zung, 1965), методы экзистенциального анализа (персонального нахождения позиции, смещения перспективы, нахождения смысла). Испытуемыми стали студенты Красно© Пугацкий М. В., Романова Н. М., 2021
ярского кооперативного техникума экономики, коммерции и права в возрасте от 16 до 20 лет, обучающиеся на 1-3-х курсах разных специальностей. Общая величина выборки - 200 чел., из которых 52 юноши и 148 девушек. Согласно полученным данным, девушки чаще юношей проявляют депрессивные состояния, склонны к предметной и эмоциональной агрессии, а также к самоагрессии. Юноши показывают большую склонность к физической агрессии. Взаимосвязь между физической агрессией и депрессией не выявлена. Депрессивное состояние сильнее всего коррелирует с эмоциональной агрессией и самоагрессией. При проявлении вербальной агрессии никаких различий по гендерному признаку не выявлено. Полученные результаты позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о возможности психологической коррекции
депрессивного и агрессивного состояний лиц молодежного возраста с помощью экзистенциально-аналитических методов. Значения физической агрессии у юношей в целом больше, однако взаимосвязь с депрессией у нее отсутствует. В ходе проведения анализа были также выявлены особенности смыслового регулирования пограничных состояний в рамках экзистенциального анализа, показана эффективность экзистенциального анализа в снижении агрессивного и депрессивного состояний у обучающихся.
Ключевые слова: эксперимент, депрессия, агрессия, смысловое регулирование, молодежь, экзистенциальный анализ, эмоции.
Современная психология вооружена достаточно эффективными методами работы с депрессивными и агрессивными состояниями [1-3], которые оказывают большое влияние на экзистенциальное существование человека в социуме. Экзистенции человека можно только позволить «произойти» посредством установки открытости и готовности прилагать усилия [4, с. 133]. Психологи-экзистенциалисты, выдвигая свои теоретические положения об экзистенциальном мире человека, делали акценты на различные составляющие духовной жизни человека, психологии личности, ее экзистенциальные характеристики [5-7]. В силу этого в основе экзистенциальной методологии мы видим многообразие взглядов на психологию экзистенции.
Простые эмоциональные состояния имеют простое означивание, а сложные - сложное. Чем более психически развит субъект, тем более слож-
ными становятся его семантические пространства и более сложными будут означивания состояний [8, с. 275]. Более высокий уровень психического развития субъекта приводит к крепкой связи пространства значений и пространства смыслов.
Экзистенциальный анализ включает в себя достаточно большой круг методов редуцирования пограничных состояний человека, а также любых отклонений от психической нормы в целом, среди которых методы: персонального нахождения позиции, биографический, дерефлексии, изменения позиции, экзистенциального поворота, парадоксальной интенции, персонального экзистенциального анализа, персонального нахождения позиции, смещения перспективы, нахождения смысла, сопровождения процесса печали, психологической обработки вины, прощения, раскаяния [9-12].
Исследование, посвященное депрессивному и агрессивному состояниям человека и экзистенциально-аналитическим методам их редуцирования, проводилось на базе частного профессионального образовательного учреждения «Красноярский кооперативный техникум экономики, коммерции и права» с марта 2021 по июль 2021 года. В качестве испытуемых выступили студенты 1 -3-х курсов разных направлений в возрасте от 16 до 20 лет. Общая величина выборки -200 чел., среди которых 52 юноши и 148 девушек. В выборе методик учитывались особенности и специфика возраста.
Для исследования выбраны два состояния: депрессия и агрессия. Для исследования этих состояний были использованы следующие методики:
тест агрессивности (опросник Л. Г. По-чебут) и тест депрессии В. Зунга (Зан-га, Цунга) в адаптации Т. И. Балашовой [13, с. 118]. Для статистической обработки данных в исследовании был использован коэффициент корреляции Пирсона, который применяется для изучения взаимосвязи двух метрических переменных, измеренных на одной и той же выборке [14, 15]. Для психологической коррекции изучаемых состояний в исследовании использовались следующие экзистенциально-аналитические методы: персонального нахождения позиции, смещения перспективы, нахождения смысла [16].
Вначале был проведен разведочный анализ имеющихся данных. Это необходимо для того, чтобы выявить возможные аномалии и изучить распределения. Для опросника Л. Г. По-чебут были построены графики, представленные ниже, для шкалы Зун-ге изучены свойства данных, так как авторами шкалы были представлены результаты для обычного набора испытуемых.
На рисунке 1 изображен график распределения ответов юношей и девушек по уровню депрессии (опросник Л. Г. Почебут). На графике видно, что девушек в опросе участвовало больше, чем юношей. Это говорит о том, что выборка сэмплирована неслучайно, она представляет собой конкретную локализованную выборку. Результаты подобного исследования общей массы людей могут разниться с результатами нашего исследования по причине этого фактора. Другой важный момент заключается в том, что форма распределения в целом совпадает, однако диапазоны значений смещены относительно друг друга. Это свидетельствует о том, что девушки чаще проявляют
депрессивное состояние (по опроснику Л. Г. Почебут).
В случае с вербальной агрессией смещения значений, характерного для депрессии, нет (рис. 2). Это значит, что распределение юношей и девушек идентично и различия по гендерному признаку отсутствуют.
На рисунке 3 представлен график распределения ответов юношей и девушек по уровню предметной агрессии (опросник Л. Г Почебут). Видно смещение распределений относительно друг друга, как и в депрессии, девушки склонны к большим значениям предметной агрессии, чем юноши.
На рисунке 4 представлен график распределения ответов юношей и девушек с уровнем физической агрессии по результату опросника Л. Г. Почебут. Присутствует смещение, однако, наоборот, юноши показывают большую склонность к физической агрессии, чем девушки.
На рисунках 5 и 6 представлены графики распределения ответов юношей и девушек с уровнем эмоциональной агрессии и самоагрессии. Как свидетельствует рисунок 5, в распределении ответов юношей и девушек по уровню эмоциональной агрессии также присутствует смещение, в котором девушки показывают склонность к большим значениям.
Рассмотрим результаты тестирования испытуемых по шкале Зун-га. Среднее значение в группе равно 39,0, стандартное отклонение - 7,73. Это соответствует эталонным значениям: среднему отклонению 40,25 и стандартному - 5,99. Максимальное имеющееся значение равно 74, что соответствует диагнозу истинного депрессивного состояния, минимальное - 20, это минимально возможное
О 040 О в JÜ О DJ0 0
1Q » 30 « № « ГО «I
Рис. 1. График распределения ответов респондентов по уровню депрессии
Рис. 2. Распределение ответов респондентов по уровню вербальной агрессии
Рис. 3. Распределение ответов респондентов по уровню предметной агрессии
-1 о г 4 б в №
phyucBl_agr
Рис. 4. Распределение ответов респондентов по уровню физической агрессии
значение. 80 % из выборки присвоено отсутствие депрессивного состояния. Был построен график с разбиением по гендерному признаку, представленный на рисунке 7.
Далее был проведен корреляционный анализ для выявления возможных
зависимостей между полученными результатами (табл. 1).
В таблице 1 нас интересует в первую очередь депрессия. Очевидно, что сильнее всего наличие депрессии коррелирует с эмоциональной агрессией и самоагрессией. Далее
-2 в г * б в
Рис. 5. График распределения ответов юношей и девушек по уровню эмоциональной агрессии
<1 а 1 4 в & 1а
Рис. 6. График распределения ответов юношей и девушек по уровню самоагрессии
или
70 \ \
' 1 м
20 30 40 50 40 60
таг мйтап
Рис. 7. График уровня агрессии по гендерному признаку
Таблица 1
Корреляция между результатами по видам агрессии и депрессии
((((к« р^нЦу !тц|01и1_»дг иК_адг
depres 1000000 О'Збе-: 0.066595 0.333160 О.БОЯТЗ С «0007
wrbiljgr 0.133650 1.000M3 0.36:160 МЮЮ 0.400601 0.136497
ph:riiHi_sgr (Ш595 ззеэвд 1.о;-лоо О,№512 ошя •4014Ö4
subjtet^agr О.Ж160 0.31WM 0095512 1.00DM4 0.316096 о.зоноо
emrtisrul_agr оиига W006D1 0.M1S32 o.3iew 1.000000 0.434771
Hlf_agr 0,460007 '».014324 о.зозо 0,434771 1900000
Таблица 2
Корреляции между показателями агрессии и депрессии по гендерному признаку
петте* '|сгЬа|_эдг рПу4|са1_адг аиЪ|гс[_адг стомапэ |_адг
эепйег
depf« 1.000000 0.12 SWS 0,277191 0.217192 0,467329 0.310340
verbjl.ajr 0.125063 1.000000 0.311603 0,333665 0,509297 0.113390
physicdl_agr 0,277191 0.311603 1.000000 0.387574 0.364061 0.062252
iubjecl_agr 0.217182 а. 339855 0.387574 l.OOODOG О.Э 035 56 0.19S375
emoli&niiLagr 0467328 0.0092S7 0.364091 0,303555 1,000000 0,330336
>jltjyr 0.310940 0.113390 Q.IH2252 0.1S937S 0.336936 IJOOOOOO
depieb 1.000000 0.143661 0.131136 0.125603 0.M1S70 0.443975
vcbd _jyr 0,143561 1.000000 0.426419 0 322919 0,304310 0.14710Э
ЛШ138 0.42641« voaoooo 0.133204 0.196334 0.034306
subjei1_aor 0.225903 0,32201« 0.133204 1000000 0.260134 0.270999
t; n lcl ig ru l_agr 0.501S70 0.364310 0.193384 0.260134 1.000000 0.443504
seli_agr 0.44M7S 0.1 4 7103 0.084309 0.27ВД8В 0.440544 1.000000
были посчитаны корреляции между всеми значениями с данными, сгруппированными по гендерному признаку (табл. 2).
Действительно,корреляция между депрессией и физической агрессией у юношей выше, чем у девушек, однако данное значение коэффициента корреляции говорит скорее об отсутствии взаимосвязи, чем о ее наличии. Корреляция между эмоциональной агрессией, самоагрессией и депрессией и у юношей, и у девушек значимо выше.
Таким образом,значения физической агрессии у юношей в целом выше, однако взаимосвязь с депрессией у нее отсутствует. Далее были посчитаны корреляции между депрессией и суммой эмоциональной агрессии и самоагрессии: г=0,5667, между суммой всех агрессий и депрессией: г = 0,4445. По результатам корреляционного анализа можно сделать вывод: наибольшая взаимосвязь с депрессией существует между суммой эмоциональной агрессии, самоагрессии.
Для экзистенциального анализа выбраны 5 юношей, имеющих относительно наибольший уровень агрессии, и 5 девушек, имеющих относительно наибольший уровень депрессии. Работа проводилась как индивидуально, так и в группах. Формой сбора информации была беседа.
Перед началом экзистенциального анализа респонденты, которым были присвоены номера, имели следующие показатели уровней депрессии и агрессии:
- по показателям агрессии (юноши): № 1 - 27; № 2 - 25; № 3 - 23; № 4 -23; № 5 - 22;
- по показателям депрессии (девушки): № 6 - 74; № 7 - 58; № 8 - 54; № 9 - 54; № 10 - 54.
По окончании экзистенциального анализа респонденты по результатам тестирования(Зунге и Почебут) показали следующие данные по уровням депрессии и агрессии:
- по показателям агрессии (юноши): № 1 - 9; № 2 - 14; № 3 - 21; № 4 - 10; № 5 - 15.
- по показателям депрессии (девушки): № 6 - 46; № 7 - 44; № 8 - 34; № 9 - 41; № 10 - 41.
30
Таким образом, у всех юношей снизились показатели агрессии:у первого - с высокого уровня (27) до низкого (9); у второго - с высокого уровня (25) до среднего; у третьего - в рамках среднего уровня снизился с 23 до
21 балла; у четвертого - со среднего уровня (23) до низкого (10); у пятого -в рамках среднего уровня снизился с
22 до 15 баллов. Средний показатель агрессии снизился с 24 до 13,8 балла, то есть на 42,5 %. У всех девушек показатели депрессии снизились и не превышают 50 баллов, что по шкале депрессии Почебут составляет норму. Средний показатель депрессии снизился с 58,8 до 41,2 балла, то есть на 29,9 %.
Полученные данные были подвергнуты анализу, в ходе которого установлено, что девушки чаще юношей проявляют депрессивные состояния, склонны к предметной и эмоциональной агрессии, а также к самоагрессии. Юноши показывают большую склонность к физической агрессии. Взаимосвязь между физической агрессией и депрессией не выявлена. Депрессивное состояние сильнее всего коррелирует с эмоциональной агрессией и само-
25 20 15 10
Агрессия до Агрессия после
5
2
3
4
5
Рис. 8. Динамика агрессивного состояния до и после терапии
30 25 20 15 10 5 0
Ряд 1 Ряд 2
Рис. 9. Средний показатель снижения состояния агрессии (юноши)
80 70 60 50 40 30 20 10 0
ГШт
1 2 3 4 5
Рис. 10. Динамика депрессивного состояния до и после терапии
70 60 50 40 30 20 10 0
Депрессия до
Депрессия после
Ряд 1 Ряд 2
Рис. 11. Средний показатель снижения состояния депрессии (девушки)
агрессией. При вербальной агрессии никаких различий по гендерному признаку не выявлено.
Применение методов экзистенциального анализа показало высокую эффективность в работе по редуцированию пограничных состояний человека, в частности депрессивного и
агрессивного. Так, средний показатель агрессии у юношей снизился с 24 до 13,8 балла, то есть на 42,5 %, а средний показатель депрессии у девушек снизился с 58,8 до 41,2 балла, то есть на 29,9 %. Наибольшую эффективность экзистенциальный анализ показал при редуцировании
агрессивных состояний по сравнению с депрессивными состояниями без учета гендерных различий. Таким образом, выдвинутая в нашем исследовании гипотеза о возможности психологической коррекции депрессивного и агрессивного состояний человека при помощи экзистенциально-аналитических методов нашла свое подтверждение.
Библиографический список
1. Farley, T. M. 2021, 'Anger and Aggression among Maltreated Youth: Mediating Pathways', Journal of aggression, maltreatment & trauma, vol. 30, iss. 2, pp. 139-153.
2. Хребина С. В., Юндин Р. Н. Психологические особенности проявления агрессивного поведения современных студентов // Гуманитарные науки. 2020. № 3(51). С. 135-142.
3. Dugre, J. R. 2020, 'Developmental joint trajectories of anxiety-depressive trait and trait-aggression: implications for co-occurrence of internalizing and externalizing problems', Psychological medicine: a journal for research in psychiatry and the allied sciences, vol. 50, iss. 8, pp. 1338-1347.
4. Беляева Ю. Н., Шеметова Г. Н., Досов С. В., Дудыкина И. В. Психологический профиль студенческой молодежи: уровень стресса и возможности его коррекции // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 6. С. 131-135.
5. Колмаков А. А. Переживание одиночества и риск суицидального поведения у молодых людей // Право. Экономика. Психология. 2020. № 4(20). С. 84-88.
6. Young, A. S. 2020, 'Developing and Validating a Definition of Impulsive/ Reactive Aggression in Youth', Journal of
clinical child and adolescent psychology, vol. 49, iss. 6, pp. 787-803.
7. Andrews, L. A. 2019. 'Fight and flight: Examining putative links between social anxiety and youth aggression', Aggression and violent behavior, vol. 48, pp. 94-103.
8. Варварова С. И., Землянкина И. Н., Бутова Л. Р., Зяблова П. В., Астащен-ко А. П. Связь скрытой враждебности и агрессии со смещением внимания к эмоциональной информации у лиц юношеского возраста // Молодежный инновационный вестник. 2019. Т. 8, № 2. С. 274-276.
9. Bonadio, F. T. & Tompsett, C. 2017, 'The Factor Structure of the Ohio Scales: A Practical Measure of Psychological Symptoms in Youth', Journal of child and family studies, vol. 26, iss. 1, pp. 101-117.
10. Kalin, N. H. 2021, 'Anxiety, Depression, and Suicide in Youth', The American journal of psychiatry, vol. 178, iss. 4, pp. 275-279.
11. Халимова Ф. Т., Шукуров Ф. А., Арабзода С. Н. Формы, уровни и профиль агрессии у студентов в сравнении с их успеваемостью // Вестник Академии медицинских наук Таджикистана. 2020. Т. 10, № 2(34). С. 182-187.
12. Третьякова А. Н. Восприятие студентами агрессивности и стратегии поведения в ситуациях проявления агрессии // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация : материалы Междунар. науч.-практ. конф.
2020. № 8. С. 115-121.
13. Летуновский В. В. В поисках настоящего: экзистенциальная терапия и экзистенциальный анализ. 2-е изд., испр. и доп. М. : Галактика,
2021. 318 с.
14. Kuzujanakis, M. 2021, 'Anxiety in today's children and young adults', Gifted education international, vol. 37, iss. 1, pp. 54-66.
15. Hawes, M. T. 2021, 'Trajectories of depression, anxiety and pandemic experiences; A longitudinal study of youth in New York during the Spring-
Summer of 2020', Psychiatry research, vol. 298, pp. 145-157.
16. Lancer, N. 2021. 'The Eight Tensions Framework: An existential-phenomenological analysis of the tensions of undergraduate life', Existential analysis: journal of the Society for Existential Analysis, iss. 2, pp. 231-249.