Научная статья на тему 'ДЕПРЕССИВНОЕ И АГРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЦ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА'

ДЕПРЕССИВНОЕ И АГРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЦ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / ДЕПРЕССИЯ / АГРЕССИЯ / СМЫСЛОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пугацкий Михаил Владимирович, Романова Наталья Михайловна

В статье представлено исследование депрессивного и агрессивного состояний лиц молодежного возраста и особенностей их психологической коррекции с помощью методов экзистенциального анализа. Цель исследования - изучить взаимосвязь между депрессивным и агрессивным состояниями, возможность их психологической коррекции у лиц молодежного возраста с помощью методов экзистенциального анализа. Использовались следующие методики: теоретические, эмпирические, тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут), тест депрессии Зунга (William W. K. Zung, 1965), методы экзистенциального анализа (персонального нахождения позиции, смещения перспективы, нахождения смысла). Испытуемыми стали студенты Красноярского кооперативного техникума экономики, коммерции и права в возрасте от 16 до 20 лет, обучающиеся на 1-3-х курсах разных специальностей. Общая величина выборки - 200 чел., из которых 52 юноши и 148 девушек. Согласно полученным данным, девушки чаще юношей проявляют депрессивные состояния, склонны к предметной и эмоциональной агрессии, а также к самоагрессии. Юноши показывают большую склонность к физической агрессии. Взаимосвязь между физической агрессией и депрессией не выявлена. Депрессивное состояние сильнее всего коррелирует с эмоциональной агрессией и самоагрессией. При проявлении вербальной агрессии никаких различий по гендерному признаку не выявлено. Полученные результаты позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о возможности психологической коррекции депрессивного и агрессивного состояний лиц молодежного возраста с помощью экзистенциально-аналитических методов. Значения физической агрессии у юношей в целом больше, однако взаимосвязь с депрессией у нее отсутствует. В ходе проведения анализа были также выявлены особенности смыслового регулирования пограничных состояний в рамках экзистенциального анализа, показана эффективность экзистенциального анализа в снижении агрессивного и депрессивного состояний у обучающихся.The article presents a study of the depressive and aggressive state of young people and the features of their psychological correction using the methods of existential analysis. The aim of the work is to study the relationship between depressive and aggressive states, the possibility of their psychological correction among young people using existential analysis methods. Research methods: theoretical, empirical, aggressiveness test (L. G. Pochebut questionnaire), Zung depression test (William W. K. Zung, 1965), methods of existential analysis (personal position finding, perspective shifting, finding meaning). Empirical base of the study: students of the Krasnoyarsk Cooperative College of Economics, Commerce and Law at the age from 16 to 20 years, studying in 1-3 courses of different specialties. The total sample size is 200 people, of which 52 are boys and 148 are girls. According to the obtained data, it was found that girls are more likely than boys to show depressive states, are prone to objective and emotional aggression, as well as self-aggression. Young men show a greater tendency to physical aggression. The relationship between physical aggression and depression has not been revealed. Depression is most strongly correlated with emotional aggression and self-aggression. There were no gender differences in the manifestation of verbal aggression. The obtained results made it possible to confirm the hypothesis put forward about the possibility of psychological correction of depressive and aggressive state of young people using existential-analytical methods. The values of physical aggression among young men are generally greater, but there is no relationship with depression. In addition, during the analysis, the features of semantic regulation of borderline states within the framework of existential analysis were revealed, the effectiveness of existential analysis in reducing aggressive and depressive states among students was shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пугацкий Михаил Владимирович, Романова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕПРЕССИВНОЕ И АГРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЦ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА»

УДК 159.922.8

DOI 10.33463/2072-8336.2021.4(57).097-106

ДЕПРЕССИВНОЕ И АГРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЦ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА

М. В. Пугацкий, Н. М. Романова

Для цитирования

Пугацкий, М. В. Депрессивное и агрессивное состояния лиц молодежного возраста и их психологическая коррекция с помощью методов экзистенциального анализа / М. В. Пугацкий, Н. М. Романова // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 4(57). - С. 97-106. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.4(57).097-106.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье представлено исследование депрессивного и агрессивного состояний лиц молодежного возраста и особенностей их психологической коррекции с помощью методов экзистенциального анализа. Цель исследования - изучить взаимосвязь между депрессивным и агрессивным состояниями, возможность их психологической коррекции у лиц молодежного возраста с помощью методов экзистенциального анализа. Использовались следующие методики: теоретические, эмпирические, тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут), тест депрессии Зунга (William W. K. Zung, 1965), методы экзистенциального анализа (персонального нахождения позиции, смещения перспективы, нахождения смысла). Испытуемыми стали студенты Красно© Пугацкий М. В., Романова Н. М., 2021

ярского кооперативного техникума экономики, коммерции и права в возрасте от 16 до 20 лет, обучающиеся на 1-3-х курсах разных специальностей. Общая величина выборки - 200 чел., из которых 52 юноши и 148 девушек. Согласно полученным данным, девушки чаще юношей проявляют депрессивные состояния, склонны к предметной и эмоциональной агрессии, а также к самоагрессии. Юноши показывают большую склонность к физической агрессии. Взаимосвязь между физической агрессией и депрессией не выявлена. Депрессивное состояние сильнее всего коррелирует с эмоциональной агрессией и самоагрессией. При проявлении вербальной агрессии никаких различий по гендерному признаку не выявлено. Полученные результаты позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о возможности психологической коррекции

депрессивного и агрессивного состояний лиц молодежного возраста с помощью экзистенциально-аналитических методов. Значения физической агрессии у юношей в целом больше, однако взаимосвязь с депрессией у нее отсутствует. В ходе проведения анализа были также выявлены особенности смыслового регулирования пограничных состояний в рамках экзистенциального анализа, показана эффективность экзистенциального анализа в снижении агрессивного и депрессивного состояний у обучающихся.

Ключевые слова: эксперимент, депрессия, агрессия, смысловое регулирование, молодежь, экзистенциальный анализ, эмоции.

Современная психология вооружена достаточно эффективными методами работы с депрессивными и агрессивными состояниями [1-3], которые оказывают большое влияние на экзистенциальное существование человека в социуме. Экзистенции человека можно только позволить «произойти» посредством установки открытости и готовности прилагать усилия [4, с. 133]. Психологи-экзистенциалисты, выдвигая свои теоретические положения об экзистенциальном мире человека, делали акценты на различные составляющие духовной жизни человека, психологии личности, ее экзистенциальные характеристики [5-7]. В силу этого в основе экзистенциальной методологии мы видим многообразие взглядов на психологию экзистенции.

Простые эмоциональные состояния имеют простое означивание, а сложные - сложное. Чем более психически развит субъект, тем более слож-

ными становятся его семантические пространства и более сложными будут означивания состояний [8, с. 275]. Более высокий уровень психического развития субъекта приводит к крепкой связи пространства значений и пространства смыслов.

Экзистенциальный анализ включает в себя достаточно большой круг методов редуцирования пограничных состояний человека, а также любых отклонений от психической нормы в целом, среди которых методы: персонального нахождения позиции, биографический, дерефлексии, изменения позиции, экзистенциального поворота, парадоксальной интенции, персонального экзистенциального анализа, персонального нахождения позиции, смещения перспективы, нахождения смысла, сопровождения процесса печали, психологической обработки вины, прощения, раскаяния [9-12].

Исследование, посвященное депрессивному и агрессивному состояниям человека и экзистенциально-аналитическим методам их редуцирования, проводилось на базе частного профессионального образовательного учреждения «Красноярский кооперативный техникум экономики, коммерции и права» с марта 2021 по июль 2021 года. В качестве испытуемых выступили студенты 1 -3-х курсов разных направлений в возрасте от 16 до 20 лет. Общая величина выборки -200 чел., среди которых 52 юноши и 148 девушек. В выборе методик учитывались особенности и специфика возраста.

Для исследования выбраны два состояния: депрессия и агрессия. Для исследования этих состояний были использованы следующие методики:

тест агрессивности (опросник Л. Г. По-чебут) и тест депрессии В. Зунга (Зан-га, Цунга) в адаптации Т. И. Балашовой [13, с. 118]. Для статистической обработки данных в исследовании был использован коэффициент корреляции Пирсона, который применяется для изучения взаимосвязи двух метрических переменных, измеренных на одной и той же выборке [14, 15]. Для психологической коррекции изучаемых состояний в исследовании использовались следующие экзистенциально-аналитические методы: персонального нахождения позиции, смещения перспективы, нахождения смысла [16].

Вначале был проведен разведочный анализ имеющихся данных. Это необходимо для того, чтобы выявить возможные аномалии и изучить распределения. Для опросника Л. Г. По-чебут были построены графики, представленные ниже, для шкалы Зун-ге изучены свойства данных, так как авторами шкалы были представлены результаты для обычного набора испытуемых.

На рисунке 1 изображен график распределения ответов юношей и девушек по уровню депрессии (опросник Л. Г. Почебут). На графике видно, что девушек в опросе участвовало больше, чем юношей. Это говорит о том, что выборка сэмплирована неслучайно, она представляет собой конкретную локализованную выборку. Результаты подобного исследования общей массы людей могут разниться с результатами нашего исследования по причине этого фактора. Другой важный момент заключается в том, что форма распределения в целом совпадает, однако диапазоны значений смещены относительно друг друга. Это свидетельствует о том, что девушки чаще проявляют

депрессивное состояние (по опроснику Л. Г. Почебут).

В случае с вербальной агрессией смещения значений, характерного для депрессии, нет (рис. 2). Это значит, что распределение юношей и девушек идентично и различия по гендерному признаку отсутствуют.

На рисунке 3 представлен график распределения ответов юношей и девушек по уровню предметной агрессии (опросник Л. Г Почебут). Видно смещение распределений относительно друг друга, как и в депрессии, девушки склонны к большим значениям предметной агрессии, чем юноши.

На рисунке 4 представлен график распределения ответов юношей и девушек с уровнем физической агрессии по результату опросника Л. Г. Почебут. Присутствует смещение, однако, наоборот, юноши показывают большую склонность к физической агрессии, чем девушки.

На рисунках 5 и 6 представлены графики распределения ответов юношей и девушек с уровнем эмоциональной агрессии и самоагрессии. Как свидетельствует рисунок 5, в распределении ответов юношей и девушек по уровню эмоциональной агрессии также присутствует смещение, в котором девушки показывают склонность к большим значениям.

Рассмотрим результаты тестирования испытуемых по шкале Зун-га. Среднее значение в группе равно 39,0, стандартное отклонение - 7,73. Это соответствует эталонным значениям: среднему отклонению 40,25 и стандартному - 5,99. Максимальное имеющееся значение равно 74, что соответствует диагнозу истинного депрессивного состояния, минимальное - 20, это минимально возможное

О 040 О в JÜ О DJ0 0

1Q » 30 « № « ГО «I

Рис. 1. График распределения ответов респондентов по уровню депрессии

Рис. 2. Распределение ответов респондентов по уровню вербальной агрессии

Рис. 3. Распределение ответов респондентов по уровню предметной агрессии

-1 о г 4 б в №

phyucBl_agr

Рис. 4. Распределение ответов респондентов по уровню физической агрессии

значение. 80 % из выборки присвоено отсутствие депрессивного состояния. Был построен график с разбиением по гендерному признаку, представленный на рисунке 7.

Далее был проведен корреляционный анализ для выявления возможных

зависимостей между полученными результатами (табл. 1).

В таблице 1 нас интересует в первую очередь депрессия. Очевидно, что сильнее всего наличие депрессии коррелирует с эмоциональной агрессией и самоагрессией. Далее

-2 в г * б в

Рис. 5. График распределения ответов юношей и девушек по уровню эмоциональной агрессии

<1 а 1 4 в & 1а

Рис. 6. График распределения ответов юношей и девушек по уровню самоагрессии

или

70 \ \

' 1 м

20 30 40 50 40 60

таг мйтап

Рис. 7. График уровня агрессии по гендерному признаку

Таблица 1

Корреляция между результатами по видам агрессии и депрессии

((((к« р^нЦу !тц|01и1_»дг иК_адг

depres 1000000 О'Збе-: 0.066595 0.333160 О.БОЯТЗ С «0007

wrbiljgr 0.133650 1.000M3 0.36:160 МЮЮ 0.400601 0.136497

ph:riiHi_sgr (Ш595 ззеэвд 1.о;-лоо О,№512 ошя •4014Ö4

subjtet^agr О.Ж160 0.31WM 0095512 1.00DM4 0.316096 о.зоноо

emrtisrul_agr оиига W006D1 0.M1S32 o.3iew 1.000000 0.434771

Hlf_agr 0,460007 '».014324 о.зозо 0,434771 1900000

Таблица 2

Корреляции между показателями агрессии и депрессии по гендерному признаку

петте* '|сгЬа|_эдг рПу4|са1_адг аиЪ|гс[_адг стомапэ |_адг

эепйег

depf« 1.000000 0.12 SWS 0,277191 0.217192 0,467329 0.310340

verbjl.ajr 0.125063 1.000000 0.311603 0,333665 0,509297 0.113390

physicdl_agr 0,277191 0.311603 1.000000 0.387574 0.364061 0.062252

iubjecl_agr 0.217182 а. 339855 0.387574 l.OOODOG О.Э 035 56 0.19S375

emoli&niiLagr 0467328 0.0092S7 0.364091 0,303555 1,000000 0,330336

>jltjyr 0.310940 0.113390 Q.IH2252 0.1S937S 0.336936 IJOOOOOO

depieb 1.000000 0.143661 0.131136 0.125603 0.M1S70 0.443975

vcbd _jyr 0,143561 1.000000 0.426419 0 322919 0,304310 0.14710Э

ЛШ138 0.42641« voaoooo 0.133204 0.196334 0.034306

subjei1_aor 0.225903 0,32201« 0.133204 1000000 0.260134 0.270999

t; n lcl ig ru l_agr 0.501S70 0.364310 0.193384 0.260134 1.000000 0.443504

seli_agr 0.44M7S 0.1 4 7103 0.084309 0.27ВД8В 0.440544 1.000000

были посчитаны корреляции между всеми значениями с данными, сгруппированными по гендерному признаку (табл. 2).

Действительно,корреляция между депрессией и физической агрессией у юношей выше, чем у девушек, однако данное значение коэффициента корреляции говорит скорее об отсутствии взаимосвязи, чем о ее наличии. Корреляция между эмоциональной агрессией, самоагрессией и депрессией и у юношей, и у девушек значимо выше.

Таким образом,значения физической агрессии у юношей в целом выше, однако взаимосвязь с депрессией у нее отсутствует. Далее были посчитаны корреляции между депрессией и суммой эмоциональной агрессии и самоагрессии: г=0,5667, между суммой всех агрессий и депрессией: г = 0,4445. По результатам корреляционного анализа можно сделать вывод: наибольшая взаимосвязь с депрессией существует между суммой эмоциональной агрессии, самоагрессии.

Для экзистенциального анализа выбраны 5 юношей, имеющих относительно наибольший уровень агрессии, и 5 девушек, имеющих относительно наибольший уровень депрессии. Работа проводилась как индивидуально, так и в группах. Формой сбора информации была беседа.

Перед началом экзистенциального анализа респонденты, которым были присвоены номера, имели следующие показатели уровней депрессии и агрессии:

- по показателям агрессии (юноши): № 1 - 27; № 2 - 25; № 3 - 23; № 4 -23; № 5 - 22;

- по показателям депрессии (девушки): № 6 - 74; № 7 - 58; № 8 - 54; № 9 - 54; № 10 - 54.

По окончании экзистенциального анализа респонденты по результатам тестирования(Зунге и Почебут) показали следующие данные по уровням депрессии и агрессии:

- по показателям агрессии (юноши): № 1 - 9; № 2 - 14; № 3 - 21; № 4 - 10; № 5 - 15.

- по показателям депрессии (девушки): № 6 - 46; № 7 - 44; № 8 - 34; № 9 - 41; № 10 - 41.

30

Таким образом, у всех юношей снизились показатели агрессии:у первого - с высокого уровня (27) до низкого (9); у второго - с высокого уровня (25) до среднего; у третьего - в рамках среднего уровня снизился с 23 до

21 балла; у четвертого - со среднего уровня (23) до низкого (10); у пятого -в рамках среднего уровня снизился с

22 до 15 баллов. Средний показатель агрессии снизился с 24 до 13,8 балла, то есть на 42,5 %. У всех девушек показатели депрессии снизились и не превышают 50 баллов, что по шкале депрессии Почебут составляет норму. Средний показатель депрессии снизился с 58,8 до 41,2 балла, то есть на 29,9 %.

Полученные данные были подвергнуты анализу, в ходе которого установлено, что девушки чаще юношей проявляют депрессивные состояния, склонны к предметной и эмоциональной агрессии, а также к самоагрессии. Юноши показывают большую склонность к физической агрессии. Взаимосвязь между физической агрессией и депрессией не выявлена. Депрессивное состояние сильнее всего коррелирует с эмоциональной агрессией и само-

25 20 15 10

Агрессия до Агрессия после

5

2

3

4

5

Рис. 8. Динамика агрессивного состояния до и после терапии

30 25 20 15 10 5 0

Ряд 1 Ряд 2

Рис. 9. Средний показатель снижения состояния агрессии (юноши)

80 70 60 50 40 30 20 10 0

ГШт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5

Рис. 10. Динамика депрессивного состояния до и после терапии

70 60 50 40 30 20 10 0

Депрессия до

Депрессия после

Ряд 1 Ряд 2

Рис. 11. Средний показатель снижения состояния депрессии (девушки)

агрессией. При вербальной агрессии никаких различий по гендерному признаку не выявлено.

Применение методов экзистенциального анализа показало высокую эффективность в работе по редуцированию пограничных состояний человека, в частности депрессивного и

агрессивного. Так, средний показатель агрессии у юношей снизился с 24 до 13,8 балла, то есть на 42,5 %, а средний показатель депрессии у девушек снизился с 58,8 до 41,2 балла, то есть на 29,9 %. Наибольшую эффективность экзистенциальный анализ показал при редуцировании

агрессивных состояний по сравнению с депрессивными состояниями без учета гендерных различий. Таким образом, выдвинутая в нашем исследовании гипотеза о возможности психологической коррекции депрессивного и агрессивного состояний человека при помощи экзистенциально-аналитических методов нашла свое подтверждение.

Библиографический список

1. Farley, T. M. 2021, 'Anger and Aggression among Maltreated Youth: Mediating Pathways', Journal of aggression, maltreatment & trauma, vol. 30, iss. 2, pp. 139-153.

2. Хребина С. В., Юндин Р. Н. Психологические особенности проявления агрессивного поведения современных студентов // Гуманитарные науки. 2020. № 3(51). С. 135-142.

3. Dugre, J. R. 2020, 'Developmental joint trajectories of anxiety-depressive trait and trait-aggression: implications for co-occurrence of internalizing and externalizing problems', Psychological medicine: a journal for research in psychiatry and the allied sciences, vol. 50, iss. 8, pp. 1338-1347.

4. Беляева Ю. Н., Шеметова Г. Н., Досов С. В., Дудыкина И. В. Психологический профиль студенческой молодежи: уровень стресса и возможности его коррекции // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 6. С. 131-135.

5. Колмаков А. А. Переживание одиночества и риск суицидального поведения у молодых людей // Право. Экономика. Психология. 2020. № 4(20). С. 84-88.

6. Young, A. S. 2020, 'Developing and Validating a Definition of Impulsive/ Reactive Aggression in Youth', Journal of

clinical child and adolescent psychology, vol. 49, iss. 6, pp. 787-803.

7. Andrews, L. A. 2019. 'Fight and flight: Examining putative links between social anxiety and youth aggression', Aggression and violent behavior, vol. 48, pp. 94-103.

8. Варварова С. И., Землянкина И. Н., Бутова Л. Р., Зяблова П. В., Астащен-ко А. П. Связь скрытой враждебности и агрессии со смещением внимания к эмоциональной информации у лиц юношеского возраста // Молодежный инновационный вестник. 2019. Т. 8, № 2. С. 274-276.

9. Bonadio, F. T. & Tompsett, C. 2017, 'The Factor Structure of the Ohio Scales: A Practical Measure of Psychological Symptoms in Youth', Journal of child and family studies, vol. 26, iss. 1, pp. 101-117.

10. Kalin, N. H. 2021, 'Anxiety, Depression, and Suicide in Youth', The American journal of psychiatry, vol. 178, iss. 4, pp. 275-279.

11. Халимова Ф. Т., Шукуров Ф. А., Арабзода С. Н. Формы, уровни и профиль агрессии у студентов в сравнении с их успеваемостью // Вестник Академии медицинских наук Таджикистана. 2020. Т. 10, № 2(34). С. 182-187.

12. Третьякова А. Н. Восприятие студентами агрессивности и стратегии поведения в ситуациях проявления агрессии // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация : материалы Междунар. науч.-практ. конф.

2020. № 8. С. 115-121.

13. Летуновский В. В. В поисках настоящего: экзистенциальная терапия и экзистенциальный анализ. 2-е изд., испр. и доп. М. : Галактика,

2021. 318 с.

14. Kuzujanakis, M. 2021, 'Anxiety in today's children and young adults', Gifted education international, vol. 37, iss. 1, pp. 54-66.

15. Hawes, M. T. 2021, 'Trajectories of depression, anxiety and pandemic experiences; A longitudinal study of youth in New York during the Spring-

Summer of 2020', Psychiatry research, vol. 298, pp. 145-157.

16. Lancer, N. 2021. 'The Eight Tensions Framework: An existential-phenomenological analysis of the tensions of undergraduate life', Existential analysis: journal of the Society for Existential Analysis, iss. 2, pp. 231-249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.